515. Тридцать аргументов из Корана и Сунны и от сподвижников на запрет выхода женщин

515. Тридцать аргументов из Корана и Сунны и от сподвижников на запрет выхода женщин

515. Tridcat argumentov iz Korana i Sunny i ot spodvizhnikov na zapret vyhoda zhenshhin - 515. Тридцать аргументов из Корана и Сунны и от сподвижников на запрет выхода женщин

СОДЕРЖАНИЕ

Гл. №1 Вступление.

 • Шейх ас-Сухейм о данной работе.
 • Цель данной работы.

Гл. №2. Доводы из Корана на запрет выхода женщины на улицу

 • Доказательства первое.
 • Доказательства второе.
 • Доказательства третье.
 • Доказательства пятое.
 • Доказательства седьмое.

Гл. №3. Доводы из Сунны на запрет выхода женщины на улицу

 • Доказательство первое
 • Доказательство второе.
 • Доказательство третье.
 • Доказательство четвертое.
 • Доказательство пятое.
 • Доказательство шестое.
 • Доказательство седьмое.
 • Доказательство восьмое.
 • Доказательство девятое.

Гл. №4. Сподвижники запрещают выход женщины на улицу

 • Доказательство первое: ‘Умар.
 • Доказательство второе: ‘Али.
 • Доказательство третье: Ибн Умар.
 • Доказательство четвертое: Ибн Мас’уд.
 • Доказательство пятое: ‘Аиша.

Гл. №5. Мнения

 • Мнение четырех мазhабов.
 • Мнения современников.

Глава №6. Выход женщин на ‘ид, джуму’а и джама’а

 • Первое мнение.
 • Второе мнение.
 • Третье мнение.
 • Четвертое мнение.
 • Пятое мнение.
 • Шестое мнение.
 • Важное примечание.
 • Резюме мнений.

Глава №7. Ответы на хадисы, дозволяющие женщине выход на ‘ид, джуму’а и джама’а

 • Хадис №1
 • Хадис №2
 • Хадис №3
 • Хадис №4
 • Хадис №5
 • Хадис №6
 • Хадис №7
 • Хадис №8

Гл. №8
Выводы.

Книги, которые мы использовали для данной работы


 

Гл. №1 Вступление

515. Tridtsat argumentov iz Korana i Sunny i ot spodvizhnikov na zapret vyhoda zhenshhin. - 515. Тридцать аргументов из Корана и Сунны и от сподвижников на запрет выхода женщинПоистине вся хвала принадлежит Аллаhу, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаhа от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаhа, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаhа истинной богобоязненностью и не умирайте, кроме как будучи мусульманами!»  (Али ‘Имран 3:102).

«О люди! Бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него же пару ему и расселил множество мужчин и женщин произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаhа, именем Которого вы просите друг у друга, и бойтесь (разрывать) родственные связи. Поистине, Аллаh наблюдает за вами!» (ан-Ниса 4: 1).

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаhа и говорите благие слова! Исправит Он для вас дела ваши и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот достиг великого успеха!» (аль-Ахзаб 33: 70-71).

Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаhа, а лучший путь – это путь Мухаммада, да благословит и приветствует Аллаh его и его семью. Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.: 

Данная тема важна на столько, что от нее зависит статус женщины в обществе. И поэтому я, с дозволения Всевышнего Аллаhа, и затем с разрешения нашего шейха ‘Абду-Рахмана ас-Сухейма, проповедника при министерстве исламских КСА, и члена управления призывом и наставления г. Эр-Рияд, написал эту зачетную работу, дабы поставить жирную точку там, где не утихают споры.

Я клянусь Всевышним Аллаhом, затем еще раз клянусь Всевышним Аллаhом, что перед вами лишь краткая работа, в которую я не стал включать многие цитаты имамов этой уммы, так как работа и без того получилась не маленькой. Я не хочу утомлять уважаемого читателя. Быть может, этот материал войдет в нашу диссертацию, где мы осветим эти вопросы в полной мере, иншаАлла.

Шейх ас-Сухейм о данной работе и его тазкия

Во время составления этого материала я проконсультировался у нашего любимого шейха и устаза:

Изначально название данной работы было так: «Тридцать аргументов из Корана Сунны и от саляф на запрет выхода женщин».

Но шейх после того, как сделал дуа для этой работы, сказал:

«Прошу Аллаhа для тебя и для нас, чтоб Он принял наши работы, сделал идущими по правильному пути, дал нам удачу и верное руководство. Но что касается названия «Тридцать аргументов из Корана Сунны», то это принимается. А добавка «…и саляф» она (сама по себе) не является шариатским доказательством (законодательством). Мы лишь следуем им. Если, конечно, ты под «саляф» подразумеваешь слова сподвижников. Но если ты назовешь главу: «Тридцать аргументов из Корана Сунны на запрет выхода женщин без необходимости, а также высказывания саляф», или подобное ему название, то это будет более верно».

Шейх имеет в виду, что табиины не привносят закон, они лишь передают его и толкуют, в этом смысле они не являются доказательством. Но в вопросе следовании за истиной в целом, то они доказательство.

Цель данной работы

В силу малой осведомленности и узости кругозора многие не способны применять аяты и хадисы там, где это уместно. Это привело к большому росту числа феминисток среди мусульман, распространяющих в соц. сетях неправильное толкование. Приводят фетвы в оправдания своих взглядов, не понимая, что эти фетвы против них самих, так как фетвы приводятся не полным образом и без глубокого их понимания.

Для нас, носителей единобожия, является честью беречь духовную чистоту наших женщин. А поэтому опровергнуть эти заблудшие взгляды и прекратить их существование окончательно является нашим долгом, дабы не проникли они в семьи мусульман, где царит благочестие и женское послушание. Это относится к одному из основных видов стражи религии.

Феминистки не теряют шанса внести свой вклад захватить умы молодых, ничего не понимающих девчат, выступая против приказа оставаться женщине дома, идя вопреки Корану, Сунне, единогласию уммы и разуму.

Под их влияние попали даже молодые девчата (как правило незамужние), которые по понятным причинам относят себя к требующим знания. Даже мужчины, лишенные ревности попали под влияния феминисток, которые поддерживают их в этом, заявляя об их правах!

Я, с дозволения Милостивого и Милосердного, приведу доказательства на то, что женщина, по умолчанию, обязана оставаться дома и лишний раз не выходить, не считая необходимых случаев, о которых я поговорю в конце.

Я открыл 52 книги и несколько десятков фетв ученых. Работа отняла у нас около месяца. Уповаю на Аллаhа и как прекрасен Он как покровитель!

Гл. №2
Доводы из Корана на запрет выхода женщины на улицу

Доказательства первое:

وَقَرنَ فِي بُيُوتِكُنَّ وَلا تَبَرَّجنَ تَبَرٌّجَ الجَاهِلِيَّةِ الأُولَ
Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества. (33: 33).

Сказал великий табиин Му’авия бин Къурраh:

«Всевышний и Могучий Аллаh говорит: «И оставайтесь в своих домах», а рассказчики велят женщинам выходить из своих домов»».
См. «Тафсир Са’ид бин Мансур» 5/184.

Сказал имам Абу Бакр Ахмад аль-Джассас:

«В этом аяте доказательство на то, что женщинам приказано находиться дома и не выходить из них». 
 См. «Ахкаму аль-Къуръан» 5/229.

Сказал Абу аль-‘Аббас аль-Анджари аль-Фаси:

«Находитесь в домах, придерживайтесь их и не выходите».
Аль-Бахр аль-Мадид фи тафсир аль-Къуръан аль-Маджид 4/428.

Сказал Ибн аль-Джаузи:

«Смысл аята: приказ женщинам оставаться в своих домах. Придерживаться спокойствия и не выходить».
См. «Задуль-масир фи ‘улюми ат-Тафсир» 3/461.

Сказал имам аль-Къуртуби в тафсире:

«Смысл этого аята — приказ оставаться дома. Несмотря на то, что обращение в этом аяте было к женам пророка ﷺ, в этот смысл входят все женщины. Это если не было-бы доказательств, затрагивающего всех женщин. Ну а как-же иначе, если шариат переполнен повелениями оставаться женщинам в своих домах и не покидать их, кроме как при безысходности».
См. «Тафсир аль-Къуртуби». 8/303.

Сказал имам Абу Таhир Мухаммад Фирузабади в тафсире:

«Оставайтесь в своих домах и не выходите. Придерживайтесь спокойствия».
См. «Тануир аль-Микъбас мин тафсир ибн ‘Аббас 1/353.

Сказал аль-Алюси в своем тафсире:

«Смысл этого аята, согласно всем къираатам (видам чтения): приказ им, да будет доволен ими Аллаh, оставаться дома. Это требуется от остальных женщин тоже».
См. «Тафсир аль-Алюси» 11/187.

Сказал имам ас-Са’ди в тафсире:

«Не покидайте своих домов, потому что оставаться в своем доме для женщины всегда безопаснее и лучше. Не выходите из своих домов принаряженными и умащенными благовониями, как это делали в доисламские времена невежества язычницы, которые были лишены света знаний и веры».

ِ Сказал имам Таhир ибн ‘Ашур:

«Женщин выделили приказом придерживаться своих домов, тем самым сохраняя за ними уважение и защищая их от позора. Нахождение в своих домах — это поклонение для них».
См. Ат-Тануир уа ат-Тарх|ир 22/10.

Шейх Ибн Баз сказал:

«Если Всевышний Аллаh (в этом аяте) предостерегает матерей правоверных от этих порицаемых вещей, не смотря на их праведность, на их веру и чистоту, то других женщин надо предостерегать, порицать и опасаться фитны от них тем более».
См. «Рисаля фи аль-хиджаб» стр. 13.

Глава шариатских судов в свое время в Къатаре ‘Абду-Рахман бин АбдиЛляh али Махмуд сказал, комментируя этот аят сказал:

«Так как самое досточтимое положение женщины, это когда она в глубине своего дома, занимаясь делами по дому; шитье, писанина, чтение, служение дому и семье, и не частить с выходом на улицу. Ее стопа в доме — это достоинство, а частый вход на улицу для нее унижение».

Доказательства второе:

وَاذكُرنَ مَا يُتلَى فِي بُيُوتِكُنَّ مِن آيَاتِ اللَّهِ وَالحِكمَةِ
И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости.
(Аль-Ахзаб: 34)

Сказал Ибн Касир в толковании этого аята:

«Т.е выполняйте в своих домах то, что Аллаh ниспосылает Своему посланнику из Корана и Сунны».

Доктор шариатских наук Мухаммад аль-Хабдан сказал:

«Всевышний Аллаh упомянул «дом» на ряду с женщинами в трех аятах, и это вместе с тем, что дома принадлежат мужьям и опекунам. Это было сделано, а Аллаhу ведомо лучше, чтобы учесть нахождение женщин в своих домах».

Доказательства третье:

وَلَمَّا وَرَدَ مَاءَ مَديَنَ وَجَدَ عَلَيهِ أُمَّةً مِنَ النَّاسِ يَسقُونَ وَوَجَدَ مِن دُونِهِمُ امرَأَتَينِ تَذُودَانِ قَالَ مَا خَطبُكُمَا قَالَتَا لا نَسقِي حَتَّى يُصدِرَ الرِّعَاءُ وَأَبُونَا شَيخٌ كَبِيرٌ
Когда он прибыл к колодцу в Мадьяне, то обнаружил возле него людей, которые поили скотину. Неподалеку от них он увидел двух женщин, которые отгоняли свое стадо. Он сказал: «Что с вами?» Они сказали: «Мы не поим скотину, пока пастухи не уведут свои стада. Наш отец очень стар».
(Аль-Къасас: 23).

Сказал доктор аль-Хабдан:

«Муса, мир ему, удивился присутствию этих двух девушек и спросил их: «Что заставило вас выйти из дома?». И они объяснили ему причину, из-за которой они вышли — нужда. Всевышний сказал (передавая их слова): «…Наш отец очень стар». Эти девушки вышли только по этой нужде. А когда вышли, соблюдали дисциплину и нравственность, и они не смешались с мужчинами».

Обрати внимание дорогой читатель, что смешивание полов и выход женщины из дому считалось проступком боле чем 2000 лет тому назад, когда не было такой фитны как сегодня!

Доказательства четвертое:

حُورٌ مَّقْصُورَاتٌ فِي الْخِيَامِ
Они — черноокие и большеглазые, удерживаемые в шатрах.
(Ар-Рахман: 72).

В «шатрах» т.е в домах — сказал ат-Табари.

Сказал Ибн ‘Аббас и Абу аль-‘Алияh, да будет доволен ими Аллаh:

«Удерживаемые в своих палатках (домах)».
См. Тафсир ат-Табари 23/75.

Сказал ад-Даххак:

«Удерживаемые в палатках, и они не покидают их».
См. Там же.

ِ Сказал аль-Хасан аль-Басри:

«Сидят в своих палатках, и они не ходят по улицам».
См. Там же.

Сказал имам аль-Багъауи в тафсире:

«Т.е прикрытые, и не выходят (из домов)».

Сказал доктор аль-Хабдан:

«Всевышний Аллаh похвалил райских женщин тем, что они удерживаемые в своих жемчужных палатках… это говорит о том, что нахождение дома является хорошим качеством».

Доказательства пятое:

وَلَا تَتَمَنَّوْا مَا فَضَّلَ اللَّهُ بِهِ بَعْضَكُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ ۚ لِّلرِّجَالِ نَصِيبٌ مِّمَّا اكْتَسَبُوا ۖ وَلِلنِّسَاءِ نَصِيبٌ مِّمَّا اكْتَسَبْنَ ۚ وَاسْأَلُوا اللَّهَ مِن فَضْلِهِ ۗ إِنَّ اللَّهَ كَانَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًا
Не желайте того, посредством чего Аллах дал одним из вас преимущество перед другими. Мужчинам полагается доля из того, что они приобрели, и женщинам полагается доля из того, что они приобрели. Просите у Аллаха из Его милости, ведь Аллаху известно о всякой вещи.
(Ан-Ниса: 32).

Причиной ниспослания этого аята был случай, когда Умму Саляма сказала пророку ﷺ:

«Мужчины вышли в военной поход, а нам нельзя выходить. И еще нам полагается лишь половина наследства». И тогда Всевышний ниспослал этот аят, повелевая оставаться в своих домах.
Ахмад, ат-Тирмизи и другие. Говорят, что хадис мурсаль. Слышал ли Къатада это от Умму Салямы, или нет? Но ‘алляма Ахмад Шакир считал его достоверным.

Сказал имам мухаддис Египта, Ахмад Шакир, да помилует его Аллаh:

«Этот хадис опровергает ложь и клевету сегодня тех, которые желают распространения мерзости среди мусульман, выводя женщин из своей комнаты (т.е из своих домов), лишая ее покрывала, которое Аллаh вменил в обязанность. … уподобляясь распутным яhудам и европейцам. Да будет над ними нескончаемые проклятия Аллаhа до судного дня!»
  См. «Умдату ат-Тафсир» 3/157.

Доказательства шестое:

وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِن وَرَاءِ حِجَابٍ
Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец

Сказал имам ас-Са’ди в толковании:

«Сказал Если же они хотели попросить у них какую-либо домашнюю утварь, попросить о помощи или обратиться за советом, то должны были разговаривать с женами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, через покрывало. Покрывало не давало им возможности видеть друг друга, потому что в этом не было никакой необходимости. Одним словом, посторонние мужчины не имели права смотреть в лицо женам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и могли разговаривать с ними только при необходимости».

Этот аят хоть и был ниспослан по причине матерей правоверных, но затрагивает он всех женщин. Суть аят сводится к тому, что на женщин нельзя смотреть; ни на их лица, ни на что-либо другое. Следовательно, женщина не должна выходить на улицу.

Но кто-то может сказать: «Но ведь если одеть никъаб, то лица не будет видно». Согласен, таким образом проблем гораздо меньше, но ведь жены пророка ﷺ и другие женщины тоже закрывали лица, но при этом всем Всевышний все равно сказал: «…просите у них через завесу». Более того, матеря правоверных Сауда и Зайнаб, да будет доволен ими Аллаh,  не делали паломничество после пророка ﷺ пока не покинули этот мир. Тогда что сказать о выходе на улицу по менее важному поводу ?!

Гл. №3
Доводы из Сунны на запрет выхода женщины на улицу

Доказательство первое:

جئن النساء إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم فقلن يا رسول الله ذهب الرجال بالفضل والجهاد في سبيل الله تعالى فما لنا عمل ندرك به عمل المجاهدين في سبيل الله ؟ فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم من قعد (أو كلمة نحوها ) منكن في بيتها فإنها تدرك عمل المجاهدين في سبيل الله
«К пророку ﷺ пришли женщины и сказали: «О посланник Аллаh, мужчинам по достоинству достался джиhад на пути Аллаhа, а что есть у нас, совершая чего мы получим награду джиhада на пути Аллаh? Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Та из вас, которая сидела — или он сказал что-то похожее — дома, достигнет награду муджаhидов на пути Аллаhа»
Аль-Баззар от Анаса, да будет доволен им Аллаh.

Аль-Баззар передал его от Хумейда бин Мас’адаh аль-Басри, от Руха бин аль-Мусайб аль-Кальби, от Сабита аль-Бунани, а тот от Анаса, да будет доволен им Аллаh. Этот иснад чисто басрийский.

Что касается Хумейда, то он достоверный передатчик.

Затем от Руха бин аль-Мусайб аль-Кальби. Сказал о нем Ибн Ма’ин: «Сувейлих— пойдет». Абу Хатим сказал: «Не был силен, но он праведный». Это означает четвертая степень достоверности — последняя. Сказал аль-‘Иджли: «Сикъа — надежный.  Сказал Абу Дауд: «Нет в нем проблем» (т.е сойдет). Не смотря на снисходительность Ибн Хиббана, он не разрешал его передачи. Аль-Баззар сказал о нем: «Мы не знаем никого, кто-бы передал этот хадис от Сабита кроме Руха бин аль-Мусайиба, а он известный человек из Басры».

Как мы видим хадис спорный. Но большинство отозвались о нем хорошо, разве что он на четвертой степени надежности. Именно это и делает хадис спорным. Передатчики между второй и четвертой степени надежности нуждаются в «мутаба’а» (в свидетельстве), которое означает, что другой передатчик этого-же уровня должен взять этот хадис вместе с бин аль-Мусайбом от одного и того-же передатчика, а это Сабит. Но по признанию самого аль-Баззара никто не передал этот хадис от Сабита кроме Руха. Возможно поэтому Ибн аль-Джаузи послабил этот хадис. А Аллаhу ведомо лучше.

Слабость приходится именно на последнюю часть этого хадиса, а это: «…награду муджаhидов на пути Аллаhа», тогда как первая ее часть «Та из вас, которая сидела дома, достигнет награду…» единогласно является достоверной. Свидетельством этому являются слова Ибн Мас’уда, которые мы приведем далее, иншаАлла.

Доказательство второе:

 إن المرأة عورة ، فإذا خرجت استشرفها الشيطان ، وأقرب ما تكون بروحة ربها وهي في قعر بيتها
«Поистине женщина ‘аура. И когда она выходит на улицу шайтан приукрашивает ее (в глазах мужчин, чтобы искусить его ею). Ближе всего она к своему Господу, это когда она в глубине своего дома».
Передал ат-Тирмизи, Ибн Хузейма, Ибн Хиббан, ат-Табарани и аль-Баззар по цепочке от Абу аль-Ахуаса, от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллаh.

Сказал Мухаммад аль-Мубаракфури в толковании на ат-Тирмизи:

«Т.е чтоб приукрасить ее в глазах мужчины. Также сказали, чтоб он посмотрел на ее, сбив его и себя».

Сказал имам аль-Амир ас-Сан’ани об этом хадисе:

«В этом хадисе побуждение женщин придерживаться своих домов».
См. «Ат-Тануир шарх аль-Джами’ ас-Сагъир» 10/474.

Имам аш-Шараф аль-Хусейн ат-Тейби в шархе этого хадиса сказал:

«Пока она находится в своей комнате шайтан не может приукрасить ее. Он не может сбивать ею людей. Но когда она выходит, тогда он сбивает ее и ею, так как они (женщины) сети шайтана».
  См. «Шарх| аль-Мишкат» 7/2272.

Сказал Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя:

«Это потому, что женщину обязательно надо защищать и оберегать, что не сказать о мужчине. По этой причине женщина должна прикрываться хиджабом, оставить приукрашивания и не наряжаться. Она обязана прикрываться одеждой и сидеть дома, что не сказать о мужчине. Так как ее появление среди мужчин причина всех смут. А мужчины являются их попечителями».

Сказал шейх аль-‘Усейми:

«Этот хадис прямо порицает выход женщины в целом».

Доказательство третье:

 النساء حبالات إبليس
«Женщины — это сети Иблиса».
Абу Ну’айм от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллаh.

Сказали в марказе:

«Даже если этот хадис слабый со стороны хадисоведения (иснада), то по смыслу он достоверный». 

Сказал имам аль-Мунауи у себя в «Фейдуль-Къадир»:

«Женщины — это самые большие сети шайтана и самые крепкие ловушки. Когда (женщины) выходят (на улицу) шайтан надевает на них сети, с помощью которых они ловят мужчин и приукрашивают их для них, тем самым толкая их к прелюбодеянию. Поэтому им приказано не выходить на улицу, лишая (шайтана) возможности заблудить и сеять смуту».

Доказательство четвертое:

إن الدنيا حلوة خضرة وإن الله مستخلفكم فيها, فناظر فكيف تعملون فاتقوا الدنيا واتقوا النساء فإن أول فتنة بني إسرائيل في النساء
Поистине эта дунья сладкая (на вкус) и прекрасная (на вид). И поистине, Аллаh сделал вас наместникам на ней. Он видит, что вы делаете. Так опасайтесь же дунья и женщин, ведь первая смута среди бану исраиль была по причине женщин.
Муслим от Абу Са’ида аль-Худри.

Ибн ‘Усеймин, комментируя данный хадис:

«…они (враги Аллаhа) хотят снять покрывало с женщины, хотят чтобы она вышла из дома и участвовала с мужчинами в их делах (работе), что приведет к злу и бедам».
См.»Шарх рияду-Ссалихин» 2/19.

Сказал имам аль-Хусейн ат-Тейби у себя в «Аль-Кашиф» в шархе этого хадиса:

«Остерегайтесь склоняться к женщинам в хараме и принимать их слова, ведь они недостаточны разумом, и в основном нет блага в их словах».

Доказательство пятое:

والمرأة راعية في بيت زوجها ومسئولة عن رعيتها
Женщина является пастырем в доме своего мужа, и она в ответе за свою паству
Аль-Бухари и Муслим от Ибн ‘Умара.

Доктор шариатских наук ‘Абду-Рахман ас-‘Усейми сказал:

«Этот (хадис) указывает на то, что основа (для женщины) это пребывание в своем доме».

Доказательство шестое:

 ألا واستوصوا بالنساء خيراً فإنما هن عوان عندكم
Относитесь к женщинам (женам) хорошо, ведь они в заложниках у вас.
Ат-Тирмизи и ан-Насаи.

Этот хадис словно пощечина феминистическому движению, относящие себя к исламу!

Сказал имам Ибн аль-‘Усеймин в шархе на «Рияд»:

«В заложниках — т.е жена у своего мужа словно заложница, так как он владеет ею». 

Разве заложница может выйти из плена «по своим делам»?!

Доктор шариатских наук Халид аль-Мушейкъих сказал, комментируя данный хадис:

«Если не было для нее устного или принятого разрешения, тогда женщине не может выйти без разрешения мужа».

Доказательство седьмое:

→ ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказала пророку :

أتأذن لي أن آتي أبوي
Разрешаешь ли ты мне навестить своих родителей?
Муслим.

Если чтоб родителей посетить надо разрешения мужа взять, тогда что сказать о посещениях мечетей или похода «по своим делам» ?!

Имам Зейн аль-‘Иракъи сказал:

«В этом хадисе доказательство на то, что жена не имеет права идти к своим родителям без согласия ее мужа».
См. «Т|арх|у ат-Тасриб» 8/58.

Сказал имам ан-Науауи в толковании этого хадиса:

«Это является доказательством на то, что женщина не выходит из дома мужа без его одобрения, так как разрешение (в данном хадисе) попросили (именно) у мужа».

Сказал ‘алляма Ибн Баз в «Нур ‘аля ад-Дарб»:

«Она не имеет права выйти без разрешения мужа; ни на соболезнования, ни навестить больного, ни навестить своих родителей, пусть слушается и подчиняется своему мужу».

Далее аль-Бухари сообщил, что посланник Аллаhа ﷺ разрешил ей. Ну а как же иначе, разве можно запрещать жене такое, если родители праведные люди? Имам Ибн Наджим добавил, что это касается и тех родителей, которые не в исламе. Но здесь условие: родители не должны жить в другом селе и тем более городе, в этом случае данный хадис не уместен. Т.е все хадисы, где как-то понимается дозволенность выхода, указывают на безысходность, безопасность и отсутствие фитны для нее и для других.

Имам Ибн Раджаб сказал:

«Эти (хадисы) обязательно надо отнести на те случаи, когда нет фитны и вреда».
См. «Фатхуль-Бари» 8/52.

Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал:

«Это касается тех случаев, когда (в ее выходе) нет фитны ни для нее, ни для других».
См. «Умдатуль-Къари шарх сахих аль-Бухари» 6/157.

Доказательство восьмое:

صلاة المرأة في مخدعها أفضل من صلاتها في بيتها ، وصلاتها في بيتها أفضل من صلاتها في حجرتها
Молитва женщины в своей комнате лучше, чем в своем доме, а ее молитва в своем доме лучше, чем в своем зале/дворе.
Абу Дауд и аль-Баззар от Ибн Мас’уда.

Если во времена посланника Аллаhа ﷺ лучше для нее делать молитву дома, тогда что сказать о ее молитве после посланника Аллаhа ﷺ, когда распространилась фитна?

Доказательство девятое:

→ Умму Хумейд пришла к пророку ﷺ и сказала: «О посланник Аллаhа, я люблю молиться позади тебя». Посланник Аллаh ﷺ сказал:

قد علمت أنك تحبين الصلاة معي وصلاتك في بيتك خير لك من صلاتك في حجرتك وصلاتك في حجرتك خير من صلاتك في دارك وصلاتك في دارك خير لك من صلاتك في مسجد قومك وصلاتك في مسجد قومك خير لك من صلاتك في مسجدي
Я знаю, что ты любишь молиться позади меня, но твоя молитва в твоей комнате лучше, чем твоя молитва в твоем зале, а твоя молитва в твоем зале лучше твоей молитвы в твоем дворе, твоя молитва в твоем дворе лучше, чем твоя молитва в вашей мечети, твоя молитва в вашей мечети лучше, чем твоя молитва в моей мечети.
Ахмад

Затем передатчик хадиса сказал, что ей построили мечеть в ее доме, где она молилась до самой смерти.

Гл. №4
Сподвижники запрещают выход женщины на улицу

Доказательство первое. ‘Умар ибн аль-Хаттаб

→ Ибн Аби Шейба передал, что ‘Умар, да будет доволен им Аллаh, сказал:

 إحداهن إِذا كثرت ثِيَابهَا وَحسنت زينتا أعجبها الْخُرُوج
Чем больше одежды у женщины, тем она красивее, тем больше ей нравится выход на улицу

Это очевиднейшее доказательство на то, что ‘Умар запрещал выход женщин в общем. Так как после упоминания отрицательных причин он упомянул отрицательное последствие.

Это также подтверждается сообщением, когда ‘Умар увидел к чему привел выход женщин на ‘ид молитвы, он запретил им выходить. Положение после смерти пророка ﷺ изменилось.

≡ Сказал Бурhану-Ддин Махмуд бин Мазаh аль-Ханафи (616):

«Наши ханафитские ученые в запрете (выхода женщины на ‘ид намаз) ссылались на ‘Умара, который запретил им выходить после того, как увидел фитну (выхода женщин на коллективные молитвы).
См. Аль-Мух|ит аль-Бурhани фи аль-фикъh ан-Нум’ани 2/102.

За ‘Умаром, да будет доволен им Аллаh, в этом последовали табаиины. О них ниже, иншаАлла.

Доказательства второе. ‘Али бин Аби Талиб.

Сказал аль-хафиз Ибн Раджаб:

«Он (т.е ‘Али) никогда не разрешал женщинам выходить, за исключением праздничных молитв…»

Я скажу: т.е ‘Али запрещал женщине выход на улицу, за исключением праздничных молитв. Это передал имам Ибн Аби Шейба, от Аби Исхакъа ас-Саби’и, он от аль-Хариса, он от ‘Али.

Аль-Харис в данной цепочке это Ибн ‘АбдиЛляh аль-А’уар. Это известный авторитетный имам, табиин, сподвижник ‘Али и Ибн Мас’уда да будет доволен ими Аллаh. Он же учитель имама ‘Ата, Ша’би и ас-Саби’и. Но несмотря на это имам ан-Насаи, ад-Дарими, Абу Хатим, Ибн Маhди и даже аш-Ша’би не очень хорошо о нем отзывались. Возможно, это из-за того, что он попал под влияния шиитов (не рафидитов!). Ведь он из Куфы — центр шиизма. Вероятно, претензии были к нему из-за его ошибок в хадисах. Но что касается его передач высказываний ‘Али, то он в них точен, иншаАлла.

А что касается Абу Исхакъа, который передал это сообщение, то его тадлис не страшен иншаАллаh. Среди мухаддисов этой уммы тадлис Абу Исхакъа, Къатады, Ибн ‘Уейны, Ибн Сирина, Сулеймана ат-Теми, Абу Му’авии ад-Дарира, Ибн Аби Наджиха и им подобных имамов не страшен, иншаАлла.

Доказательство второе. Ибн ‘Умар

В одной из версии от Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллаh, которую передал Ибн аль-Мунзир, сообщается, что он запрещал выходить на ‘ид любой женщине, не важно, молодая или взрослая, разумеется, запрещал выход куда-то еще тем более!

Доказательство четвертое. Ибн Мас’уд

→ Передал Ибн Аби Шейба, что Ибн Мас’уд сказал:

 احْبِسُوا النِّسَاء فِي الْبيُوت فَإِن النِّسَاء عَورَة وَإِن الْمَرْأَة إِذا خرجت من بَيتهَا استشرفها الشَّيْطَان وَقَالَ لَهَا إِنَّك لَا تمرين بِأحد إِلَّا أعجب بك
Удерживайте своих женщин дома, поистине женщина ‘аура. Когда она выходит на улицу шайтан приукрашивает ее, говоря ей: «Мимо кого-либо ты не прошла, тобой восхищаются.

Он, да будет доволен им Аллаh, сказал:

ما تعبدت الله امرأة بمثل تقوى الله وجلوسها في بيتها
Нет лучшего поклонения для женщины, чем богобоязенность и нахождение дома
См. «Тафсир Мансур ас-Сам’ани» 4/279.

Имам Мансур не привел иснад этого сообщения. Но похожий смысл от Абу аль-Ахваса, от Ибн Мас’уда передал Ибн Аби Шейба и ат-Табарани.

Доказательство пятое. Мать правоверных ‘Аиша.

→ Передал Ибн Аби Шейба, Ибн Са’ и ‘Абдулла в «Зауаид» от Масрукъа, сказавшего:

«Когда ‘Аиша читала аят: «И оставайтесь в своих домах» она плакала, пока не увлажнился ее химар (вуаль)».

P.S. Плакала она по тому, что в день сражения вышла в путь для примирения двух войск, как сказал Ибн ‘Атыйя.

Гл. №5
Мнение четырех мазhабов

Ханафитское мнение:

Сказал имам Абу Бакр аль-Касани аль-Ханафи:

«Он может запретить ей выход из дома, так как ее жилье его право».
См. «Аль-Джауhара ан-Нейирату» 2/84.

Сказал Абу Бакр аль-Хаддади аз-Зубейди аль-Ханафи:

«А если она показывает строптивость, то он не обязан обеспечивать ее. Строптивость (в данном случае) — это ее выход из дома без разрешения мужа и без всякого права».
См. «Аль-Мудаваh» 4/73.

Но аль-хафиз Зейн Ибн Нуджейм аль-Ханафи и имам Бадру-Ддин аль-‘Айни аль-Ханафи (не помню, кто именно из них, но думаю что второй) сделали исключением праздничную молитву, если в ее выходе нет фитны и опасности. Но это слабое мнение в ханафитском мазhабе, так как среди куфийских имамов два основных мнения относительно ее выхода на праздничную молитву: запрет и нежелательность. Первое передается от Абу Ханифы, а второе от ан-Наха’и. Более достоверно у ханафитов именно первое, как сказал имам Махмуд бин Мазаh аль-Ханафи, да помилует его Аллаh. Об этом будет далее, иншаАлла.

Маликитское мнение

Спросили имам Малика:

«Что ты скажешь, если женщина хочет заняться торговлей, а муж запрещает ей? Малик сказал: «Он не имеет права запрещать ей торговлю, но имеет права запретить ей выход из дома».
См. «Аль-Мудауанаh» 4/73.

Сказал имам Абу аль-Хасан Ибн Баталь аль-Малики:

«Женщина не выходит в мечеть кроме как с дозволения своего мужа или уали (если нет мужа).
См. Шарх аль-Бухари 2471.

Сказал имам Шамс Мухаммад аль-Ру’ейни аль-Хаттаб аль-Малики :

«Также снимается обязанность обеспечивать ее, если она выйдет из дома своего мужа без его разрешения».
См. «Мауаhибу аль-Джалиль» 4/188.

Сказал имам муфассир Ибн Джузай аль-Калби аль-Малики:
«Снимается обязанность обеспечивать ее из-за ее строптивости, как ее отказ от ложе или выход из дома без его разрешения».

См. «Аль-Къауанин аль-Фикъhийяh» 147.

Шафиитское мнение:

Сказал имам шейхуль-ислям ан-Науауи:
«Если она переместилась с дома, в который он ее поселил, в другой дом без его разрешения, и (или) покинула город без его разрешения, то она считается строптивой. Этим снимается обязанность ее обеспечивать».

  См. «Аль-Маджму» 18/242.
— Он-же сказал шархе Муслима сказал:
 «… женщина не выходит из дома мужа без его одобрения, так как разрешение (в данном хадисе) попросили (именно) у мужа».
— Он же сказал: 
«Если женщина молодая, то нет ничего лучше для нее чем дом».

Имам Зейн аль-‘Иракъи сказал:
«…жена не имеет права идти к своим родителям без согласия ее мужа».
См. «Тарху ат-Тасриб» 8/58.

Сказал имам мухаддис Ибн Дакъикъ аль-‘Ид:
«То, что мужчины запрещали (или могут запрещать) женщине выход (на улицу) известное и обычное дело».
См «Ихкаму аль-Ахкам» 1/198.

Сказал аз-Закарийя аль-Ансари аш-Шафи’и:
«Строптивость, это когда она выходит из дома без разрешения мужа».

  См. «Асна аль-Маталиб» 3/239.

Ханбалитское мнение:
Ибн Раджаб сказал:
«Ахмад сказал: «Я бы не хотел, чтобы в наши дни они выходили, ведь это фитна»».

Имам аль-Муваффакъ Ибн Къудама сказал:
«Муж имеет права запретить ей выход из дома до тех пор, пока у нее не возникнет острая необходимость… не дозволено ей выходить, кроме как с разрешения мужа».

См. «Аль-Мугъни» 7/295.
Сказал имам Абу аль-Хасан аль-Мардауи:
«Нет разногласий, что в целом он может запретить ей выход из дома. А ей запрещено ей выходить из дома».

См. «Аль-Инсаф» 8/360.
Сказал имам Мансур аль-Буhути:
«Если она вышла без разрешения и без необходимости, то пока она вне дома снимается обязанность обеспечивать ее, если конечно она не беременна».

  См. «Шархмунтаhа аль-Ирадат». 3/47.
P.S. Беременна, имеется ввиду тот случай, когда он дал ей развод в период ее беременности, хоть он и не обязан обеспечивать ее, но он обеспечивает своего дитя, который у нее утробе.

Сказал имам шейхуль-ислям Ибн Теймийя:
«Не дозволяется женщине выходить из дома без разрешения мужа. Если она вышла без разрешения муж, то такая является строптивой женой, ослушницей Аллаhа и его посланника».

  См. «Аль-Фатауа аль-Кубра» 3/153.

Мнения современников:

Неразумно здесь приводить высказывания всех современных ученых, так как в силу большого объема информации физически будет очень затруднительно привести их здесь. Мы лишь ограничимся теми имамами, которые наиболее известно широкой публике.

Сказал ‘алляма Ибн Баз в «Нур ‘аля ад-Дарб»:

«Она не имеет права выйти без разрешения мужа, ни на соболезнования, ни навестить больного, ни навестить своих родителей. Пусть слушается и подчиняется своему мужу».

Сказали ученые аль-Ляждна ад-Даима (постоянного комитета фетв КСА):

«Не дозволяется женщине выходить из дома мужа без его разрешения, и не важно, к родителям или куда-то еще, так как это права мужа на нее. Не считая безысходного случая, допускающего ей выход».
  См. 19/165.

Сказал шейх аль-Фаузан:

«От женщины требуется находиться дома и заниматься домашними делами, воспитанием своих детей и ухаживать за ними. Ведь она пастырь в доме мужа и несет ответственность за свою паству. Всевышний Аллаh сказал: «Оставайтесь в своих домах», т.е придерживайтесь домов и не выходите без необходимости».
См. «Мунткъа» 8/69.

Сказал Мухаммад ‘Али аль-Фиркаус, перечисляя условия выхода:

«Чтоб ее выход был с одобрением ее уали или мужа (при наличии). Это условие входит в общее понятие подчинения мужу, обеспечивающее сохранность (семьи) от распада и разлада».

Сулейман ар-Рухейли на записи сказал:

«Что касается вопроса брата относительно выхода женщины из дома без разрешения ее мужа, так пусть знает каждая мусульманка, что подчинение мужу в том, что не противоречит Аллаhу является обязательным. Это из предписаний религии… Ученые прямо указали, что если муж запретил женщине навещать своих родителей, то она обязана подчинится мужу. Права мужа выше для нее чем права ее родителей на нее».

Профессор ‘Абду-‘Азиз аль-Фаузан на канале «ар-Рисаля» сказал: «То, чем на обязана (в этом вопросе) это взять у него разрешения выйти из дома. Она не имеет права выходить из дому без разрешения мужа».

Далее шейх ‘Абдуль-‘Азизи аль-Фаузан пояснил, что одобрение мужа не означает спрашивать у него все время, когда он дал постоянное разрешение. Т.е если муж разрешил посещать утреннюю молитву в молельне рядом с домом, то для нее не обязательно перед каждым выходом уведомлять его об этом. Это должно продолжается до тех пор, пока он не поменяет свое решению.

Мужчинам не следует злоупотреблять своими правами, так как Всевышний сказал: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость…»

Также Всевышний Аллаh сказал в хадисе къудси в сахих Муслим
«О рабы Мои! Я запретил себе несправедливость и запрещаю ее вам, так не поступайте же по отношению друг друга несправедливо»

Также Всевышний Аллаh сказал:

«Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению. Аллах — Могущественный, Мудрый». (2: 228).

Также Всевышний Аллаh сказал:

«Поселяйте их там, где вы живете сами — по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их». (65: 6).

Женщина, это не предмет личного пользования. Женщина, это предмет гордости и величия у мужчины!

Здесь отдельно стоит упомянуть рынки, которые являются самыми худшими местами на земле, как сказал посланник Аллаhа:

أحسن البقاع إلى الله المساجد وأبغض البقاع إلى الله الأسواق
Самые любимые для Аллаhа места на земле — мечети. Самые ненавистные для Аллаhа места на земле — рынки (базары).
Ахмад от Джубейра бин Мут.’има.

Туда женщине категорически запрещается идти (да и мужчине зачастую), кроме как исключительно по нужде. И только со своим махрамом!

Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя говорил:

«’Али сказал: «Некоторые из вас не ревнуют, когда его жена трется (на рынке) своим плечом об мужчин». Точно также холостые муhаджиры посещали специальные места, отличающиеся от мест семейных людей. Все это делалось во избежания смешивания полов… Когда мужчины смешиваются с женщинами, это словно смешивания огня с дровами».
См «аль-Истикъама» 1/361.

≡ Сказал шейх ибн аль-‘Усеймин:

«Я считаю, что мужчина обязан иметь ревность по отношению своих махрмов: жен, дочерей, сестер и матерей. Он должен всячески стремиться не допустить, чтоб его женщина ходила одна. Особенно, если она молодая и отправилась на рынок, где много мужчин. Это опасно для нее и для других. Она попадает в фитну, и из-за нее попадают в фитну. В таких случаях он должен сопровождать ее».
См.»Аль-Ликъа аль-Мафтух» 20/48.

Подробнее о рынках в нашей статье: 227. Хадис: «Самые ненавистные для Аллаhа места на земле — рынки».

Гл. №6
Выход женщин на ‘ид, джуму’а и джамаат намаза

Ученые разногласят: ‘ид является обязательной молитвой или нет? Об этом можно почитать в нашей статье: 407. Все что надо знать о праздничной молитве. 

Затем никто не сказал, что женщина обязана присутствовать на этой молитве со всеми остальным. Сказал аль-хафиз Ибн Раджаб:
«И не известно, что кто-то говорил такое. Т.е о обязательности выхода женщин на ‘ид».
 
См. «Фатхуль-Бари» 6/152.

Выше мы разобрали ее выход на улицу. Теперь что касается выхода женщины на ‘ид и другие коллективные молитвы. Здесь ученые разделились на шесть известных мнений.

Первое мнение: ей желательно отправится на ‘ид намаз.

≡ Имам мухаддис Зейн Ибн Раджаб, да помилует его Аллаh, сказал:

«Ученые относительно этого вопроса имеют несколько мнений.

Первое: желательно (женщинам) выходить на праздничную молитву. Это передается от группы саляф. Из них ‘Алькъама (я от него встречал обратное тоже — прим. ред). Передается от Ибн ‘Умара, что он выводил своих женщин (на молитву). От него же передается, что он запрещал им (и это достоверно — прим. ред). Передал аль-Харис от ‘Али, сказавшего: «Каждая женщина имеет право выйти на молитву ‘ид. Он (т.е ‘Али) никогда не разрешал женщинам выходить, за исключением праздничных молитв. Это мнение Исхакъа, Ибн Хамида и наших (ханбалитских) ученых. Сказал Ахмад в версии Ибн Мансура: «Я не запрещал-бы им выход (на праздничную молитву), если они хотят этого…»

Второе мнение: дозволено.

≡ Имам мухаддис Зейн Ибн Раджаб, да помилует его Аллаh, сказал:

«Второе: дозволено. Это передается от Малика. Группа наших (ханбалитских) ученых тоже на этом».

На этом же Ибн ‘Усеймин, который сказал:

«Но женщина обязательно должна, выходя на праздничную молитву, отдаляться от мест скопления мужчин. Чтобы их вход в мечеть был в дали от мужчин. Что-бы они не выходили накрашенными, надушившись и наряженными».

Ученые марказа в фетве №141101 сказали:

«Но все-же лучше для женщины всегда совершать молитвы в своем доме. Это дальше от фитны, зла и порчи…»

Третье мнение: нежелательно.

≡ Ибн Раджаб сказал:

«Третье: это нежелательно после (ухода) пророка ﷺ . Это мнение ан-Наха’и (близкий ученик ‘Алькъамы, кстати — прим. ред), Яхья аль-Ансари, ас-Саури, Ибн аль-Мубарака и Ахмада в версии Харба. Сказал (Ахмад): «Я бы не хотел, чтоб в наши дни они выходили, ведь это фитна». Эти ученые аргументировались тем, что положение после пророкаﷺ поменялось. Сказала ‘Аиша: «Если-бы пророк ﷺ  застал то, что привнесли (сегодня) женщины, то он обязательно запретил-бы им посещать мечети»

 Четвертое мнение: это касается лишь старых женщин.

≡ Ибн Раджаб сказал:

«Четвертое: исключение касается лишь старых женщин, не молодых. Это передается от ан-Наха’и. Это мнение Абу Ханифы и его учеников. Это-же мнение Ханбаль передал от Ахмада…

Пятое мнение: пожилым тоже лучше не выходить, если они привлекательны.

Ибн Раджаб сказал:

«Пятое: Мнение аш-Шафии: желательно выходить пожилым женщинам, если они не обладают красивой внешностью»».

Шестое мнение: нельзя никому, так как положение изменилось.

И это сообщается от ‘Умара и ‘Аиши, да будет доволен им Аллаh. В одной из версии от Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллаh, которую передал Ибн аль-Мунзир, где говорится, что он запрещал выходить на ‘ид любой женщине, не важно, молодая или взрослая. На этом же ‘Урва ибн аз-Зубейр, Аль-Къасим бин Мухаммад (внук Абу Бакра ас-Сиддикъа, да будет доволен им Аллаh) и ан-Наха’и, как это передал Ибн Аби Шейба. 

Что касается ‘Умара, то Бурhану-Ддин Махмуд бин Мазаh аль-Ханафи (616) сказал: «Наши ханафитские ученые в запрете (выхода женщины на ‘ид намаз) ссылались на ‘Умара, который запретил им выходить после того, как увидел фитну (выхода женщин на коллективные молитвы).
  См. Аль-Мух|ит аль-Бурhани фи аль-фикъh ан-Нум’ани 2/102.

Что касается ‘Аиши, то передал аль-Бухари и Муслим, что она сказала:

«Если-бы пророк ﷺ застал то, что привнесли (сегодня) женщины, то он обязательно запретил-бы им посещать мечети точно также, как это запретили женщинам сынов израилевых».

≡ Сказал Ибн Батта:

«В сообщении ‘Аиши доказательство, что женщинам не стоит выходить в мечеть, когда люди попали в фитну».
  См. Шарх аль-Бухари 2/471.

Что касается Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллаh, то он кидал камешки в женщин, когда те выходили с мечети в пятничный день.
Ибн Батта в «Шарх сахих аль-Бухари» 2/471.

≡ Что касается Ахмада, то Ибн Раджаб в «аль-Фатх» сказал: «Ахмад сказал: «Я бы не хотел, чтобы в наши дни они выходили, ведь это фитна»».

≡ Сказал имам Абу Бакр аль-Касани:

«А по поводу женщин: разрешается ли им выходить на ‘ид? (Ханафитские) ученые единогласны, что молодой не разрешается выходить на джуму’а и ‘ид. Или на любую (коллективную) молитву, согласно словам Всевышнего: «И оставайтесь в своих домах». Приказ оставаться (дома) означает запрет передвигаться (на улице). Ибо их выход несомненно причина всякой фитны. Все то, что ведет к хараму — харам».
  См «Бадаи’у ас-Сана’и» 1/275.

Внимание! Все эти мнения упираются на три условия:

  1. Отсутствие опасности/вреда.
  2. Отсутствие фитны.
  3. Разрешения мужа
  4. Ношение никъаба.
  5. Отсутствие смешивания полов.

1. Отсутствие опасности/вреда.

Имам Ибн Раджаб сказал:

«Эти (хадисы) обязательно надо отнести на те случаи, когда нет фитны и вреда».
  См. «Фатх|уль-Бари» 8/52.

2. Отсутствие фитны.

Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал:
«Это касается тех случаев, когда (в ее выходе) нет фитны ни для нее, ни для других».

См. «Умдатуль-Къари шарх сахих аль-Бухари» 6/157.

3. Разрешение мужа.

Имам Ибн Раджаб сказал:

«Мы не знаем разногласия (среди ученых), что женщина не выходит в мечеть без разрешения мужа».
  См. «Фатх|уль-Бари» 8/52.

4. Ношение никъаба.

Что касается никъаба, то сказал Ибн ‘Усеймин: «А если она боится, что мимо нее пройдут мужчин, то в таком случае он обязана закрыть свое лицо, чтобы они не увидел ее».

Т.е по мнению Ибн ‘Усеймина она не может выйти, если не прикроет свое лицо, следовательно, сегодня ни одна женщина не должна выходить на ‘ид, так как у нас никто свои лица не закрывает. Такого-же мнения Ибн Баз и весь комитет старейших ученых! Нет нужды здесь приводить их всех.

5. Отсутствие смешивания полов.

≡ Сказал имам ан-Науауи:

«Этот и подобные ему хадисы в данной главе внешне не запрещают (женщине) посещать мечет. Но это при условиях, о которых упомянули ученые, взятые из хадисов: чтоб она не духарилась (не надушилась) и не наряжалась. Чтобы не были браслеты на лодыжке, которых слышно. Чтоб не была одета в роскошную одежду и не смешивалась с мужчинами. Чтоб не была молодой, от которой исходит фитна. Чтоб не шла по дорогое, на которой есть опасность…»

И ан-Науауи говорит о взрослой женщине, так как по мазhабу аш-Шафии эти молитвы после пророка ﷺ не касаются молодых.

Никто из имамов этой уммы не разрешал женщине выходить в мечеть, не говоря уже о других мест, если от нее или для нее есть фитна, смешивание полов или опасность.
См. «Тафсир аль-Къурт|уби» 14/180, и Ибн Къайим в «Ат-Т|урукъ аль-Х|акимаh» стр. 280-28, и Салих|а аль-Азhари в «Джауаhиру аль-Иклиль» 1/81, и Ибн ‘Абидин 2/665.

Боле того, ученые единогласны, что без разрешения мужа она вообще никуда не может выйти.
См. Ибн аль-Мунзир в «Аль-Иджма» 51, и «Аль-Икъна» 1/202, и «Фатх|уль-Бари 8/53, и «Нейлуль-Аут|ар» 4/345.

Если муж разрешил вопреки тому, что есть опасность, фитна, смешивание полов или она не полностью закрыта, то такому мужу нельзя подчиняться, так как пророк ﷺ «Нед подчинения творению в ослушании Творца».

Остается лишь одно: муж разрешил в безопасное время, когда есть амана, когда нет фитны, желательно ей выйти, или нет? Именно в том разногласие. Мнения мы уже привели выше.

Резюме мнений:

Ученые, которые считали это желательным, как ‘Али, Ибн ‘Умар (в начале), ‘Алькъама, ‘Исхакъ, и Ахмад (в версии Мансура), обусловили это одобрением мужа, отсутствием опасности, смешиванием полов, отсутствием фитны со стороны женщины и одеванием никъаба перед выходом.

Но у имама Малика и Абу Ханифы никъаб не является условием. Это также слабое мнении у шафиитов. Но они же обусловил это отсутствием фитны, следовательно, сегодня их фетвы не уместны.

А другие сказали, что фитна будет в любом случае. Это передается от ‘Умара, Ибн ‘Умара, Ибн Мас’уда, ‘Аиши, ‘Урва ибн аз-Зубейр, Аль-Къасим бин Мухаммад, ан-Наха’и, Яхьи аль-Ансари, ас-Саури, ибн аль-Мубарака, Ахмада по версии от Харба, Абу Ханифа и все остальные. Когда и как ей можно выйти мы опишем в следующих главах, иншаАлла.

Гл. №7
Ответы на хадисы, дозволяющие женщине выход в мечеть 

Хадис №1

إِذَا اسْتَأْذَنَكُمْ نِسَاؤُكُمْ إِلَى الْمَسَاجِدِ فَأْذَنُوا لَهُنَّ
«Если ваши женщины попросят у вас разрешение молиться в мечети (в коллективном намазе), то разрешите им».
Имам Муслим от Ибн ‘Умара.

≡ Я скажу: данный хадис сегодня не годится в доказательство дозволенности выхода женщины в мечеть, и тем более на улицу. Почему? 

Во-первых: глагол в хадисе с арабского اسْتَأْذَنَكُمْ (истаъзанакум) — попросят у вас разрешение,  указывает на то, что в основе женщина не выходит в мечеть. Не говоря уже о улице, и тем более о рынках. Если это было-бы дозволенным в основе, тогда нет смысла говорить «попросят у вас разрешение». Ведь спрашивают разрешение там, где по умолчанию запрещено. Это подтверждается хадисом, который передал имам Аль-Бухари и Муслим, где ‘Аиша сказал пророку ﷺ: «Разрешаешь (а-таъзан) ли ты мне навестить моих родителей?» Обратите внимание, сама просьба навестить уже говорит о обязанности спрашивать.

≡ Имам Зейн аль-‘Иракъи сказал:

«В этом хадисе доказательство на то, что жена не имеет права идти к своим родителям без согласия ее мужа».
См. «Тарху ат-Тасриб» 8/58.

≡ Сказал имам ан-Науауи в толковании этого хадиса:

«Это является доказательством на то, что женщина не выходит из дома мужа без его одобрения, так как разрешение (в данном хадисе) попросили (именно) у мужа».

Аль-Бухари назвал главу этого хадиса так: «Глава о том, что женщина должна спрашивать разрешения у своего мужа выйти в мечеть или куда-то еще».

Во-вторых: передатчик этого хадиса Ибн ‘Умар, и от него сообщают, что он разрешал это. Но в последствии Ибн ‘Умар запретил это. Тоже самое передается и от его отца — ‘Умара, да будет доволен ими Аллаh. Об этом мы уже говорил в предыдущих главах.
Подробней об этом в книге «Аль-Мухит аль-Бурhани фи аль-фикъh ан-Ну’мани» 2/102.

В-третьих: этот хадис также указывает на то,что джамаат намаз на нее не распространяется, об этом здесь: 237. Обещанная награда за коллективный намаз не касается женщин.
Затем коллективную молитву для женщины пророк ﷺ данном хадисе связал с согласием мужа, тогда как коллективная молитва мужчины связана с его физической возможностью. Это согласно хадису: «Кто услышал азан и не явился…» и хадису: «А ты слышишь азан?», а также: «…и приказал-бы сжечь дома тех, кто не явился на молитву», а также: «Когда слышите икъамат на молитву, то иди на молитву», а также: «Кто-бы не совершил омовение должным образом, затем отправился в мечеть». Все эти и другие хадисы указывают на то, что коллективный намаз мужчины в мечети связан с возможностью самого мужчины, а коллективный намаз женщины в мечети связан с согласием мужа. 

Хадис №2

لا تمنعوا إماء الله مساجد الله، وليخرجن تَفِلاتٍ
«Не запрещайте рабыням Аллаhа посещать мечети Аллаhа. Но пусть выходят не наряженными (не опрятными)»
Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи, ад-Дарими, Ибн Хузейма от Абу Хурайры.

 Я скажу: данный хадис сегодня не годится в доказательство дозволенности выхода женщины в мечеть, и тем более на улицу. Почему? 

Во-первых: слово в хадисе «тафиля» переводится как: неухоженная, неопрятная. Одета в тряпье, в лохмотья (образно). Хадис указывает на дисциплину и поведения женщин в обществе. Сегодня большинство женщин не соблюдают эту дисциплину. Об этом мы говорили в предыдущих главах.

Во-вторых: он обусловлен отсутствием фитны, словами «…но пусть выходят не наряженными»Это одно из условий, тогда как остальные условия мы упомянули в предыдущих главах.

В-третьих :посланник Аллаhа ﷺ не знал к чему привела эта дозволенность. Аесли узнал-бы, запретил-бы, иншаАлла. Это подтверждается хадисом, который передал аль-Бухари и Муслим от ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, которая сказала: «Если-бы пророк ﷺ застал то, что привнесли (сегодня) женщины, то он обязательно запретил-бы им посещать мечети точно также, как это запретили женщинам сынов израилевых».

В-четвертых: в другой версии этого хадиса сказано: «Хотя их дома лучше для них». Эта часть хадиса говорит о том, что женщине лучше молиться дома в любом случае! На это упирался Ас-Саури, Ибн аль-Мубарак, Яхья аль-Ансари, Урва ибн аз-Зубейр, Аль-Къасим бин Мухаммад, ан-Наха’и, Яхьи аль-Ансари, ас-Саури, Абу Ханифа, ибн аль-Мубарака, Ахмада по версии от Харба и другие.

В-пятых: сподвижницы итак ходили не наряженными. Плюс к этому женщины того времени ходили в никъабах. Это продолжалось все века ислама. Но при этом им разрешили посещать мечети лишь как исключение. Но какая фитна могла исходить от целомудренных, благочестивых, знающих и скромных женщин в никъабах?! Разве эти хадисы применимы к большинству наших женщин?

Наши дорогие сестры могут сказать: «Не обобщайте, не все сестры такие», Мы ответим: из-за большинства ненормальных женщин, запрещено выходить меньшинству нормальных!

Хадис №3

«Пусть молодые девушки и сидящие за занавесками, а также женщины, у которых месячные, выходят из своих домов и принимают участие в благих делах и обращениях верующих к Аллаху со своими мольбами, однако тем, у которых начались месячные, желательно держаться в стороне от места молитвы».
Аль-Бухари и Муслим.

Я скажу: данный хадис сегодня не годится в доказательство дозволенности выхода женщины в мечеть, и тем более на улицу. Почему? 

Этот хадис по своей сути и со своим смыслом не отходит от законоположения в выше приведенных хадисах. А значит, мы здесь не будем повторять его толкование. А также слова матери правоверных: «Если-бы пророк ﷺ застал то, что привнесли (сегодня) женщины…» и т.д.

Хадис №4

«Нам было приказано выводить (брать с собой) на праздничные молитвы совершеннолетних девчат и девственниц…».
Аль-Бухари и Муслим от Умму ‘Атыйи.

Наш шейх ас-Сухейм, комментируя этот хадис в книге ‘Умдатуль-Ахкам» сказал:
«Этот приказ означает обязательность? Ответ: Нет. В другой версии хадиса: «Выходили совершеннолетние девчата и девственницы…» Основа, что праздничная молитва не ограничивается. Ведь приказ коснулся даже тех, у кого менструации, вместе с тем, что их молитва не касается».

Мы уже приводили толкование подобных хадисов выше.

Хадис №5

Посланник Аллаха ﷺ повелевал своим дочерям и женам выходить на праздничные молитвы”.
Ахмад и ат-Табарани от Ибн ‘Аббаса.

Я скажу: данный хадис сегодня не годится в доказательство дозволенности выхода женщины в мечеть, и тем более на улицу. Почему? 

Во-первых: мы уже объяснили смысл этого хадиса выше.

Во-вторых: Единственное что можно добавить к этому хадису, так это то, что жены и дочери пророка ﷺ жили по соседству с его мечетью. Плюс в безопасном месте. Да и сам пророк ﷺ оберегаем сверху. Так какие могут быть тут проблемы? Этот хадис в корне нельзя применять на современную реальность.

Хадис №6

إذا شهدت إحداكن المسجد فلا تمسَّ طيبا
«Если одна из них совершает молитву в мечети, так пусть не прикасается к благовониям»
Муслим от Зайнаб.

Я скажу: данный хадис сегодня не годится в доказательство дозволенности выхода женщины в мечеть, и тем более на улицу. Почему? 

Во-первых: Смысл подобных сообщений мы уже объяснили выше.

Во-вторых: В этом хадисе добавка «…так пусть не прикасается к благовониям». Это еще одно условие в копилку дисциплины сестер, а это: остерегаться всего того, что привлекает внимание посторонних мужчин. Повторимся: после пророка, мир ему, положение изменилось.

Хадис №7

أيما امرأة أصابت بَخوراً فلا تشهد معنا العشاء الآخرة
«Какая-бы женщина не использовала благовония, пусть не молиться с нами ночную молитву».
Муслим от Абу Хурайры.

Я скажу: отсюда понимается, чесли она не использовала благовония, значит ей можно молиться. Да, это верно и понятно из хадиса. Но это касалось его времени, когда не был той фитны. Об этом мы уже неоднократно говорили выше.

Хадис №8

Мать правоверных ‘Аиша бинт Аби Бакр ас-Сыддикъ, да будет доволен Аллаh всей семьей, сказала:

Я ни за что не оставлю хадж после того, как я услышала это от посланник Аллаh ﷺ .
Аль-Бухари и ан-Насаи

Я скажу: данный хадис сегодня не годится в доказательство дозволенности выхода женщины в мечеть, и тем более на улицу. Почему? 

Во-первых: мать правоверных имеет ввиду хадис, когда женщины спросили посланника Аллаhа : «Можем мы выходить в военный поход с тобой?» На что ответ был отрицательным, но затем он добавил: «Лучший джиhад (для женщин) это хадж». Аль-Бухари. А в версии Ибн Маджи:«Хадж и ‘Умраh». Это не касается тех, кто находится на расстоянии сафара. В хадисе у аль-Бухари и Муслима сказано: «Не выходит женщина в сафар, не иначе как с махрамом».

Во-вторых: пророк ﷺ повелевал это еще при жизни, но затем на прощальном хадж он велел им оставаться дома. Это подтверждается хадисом, который передал имам Ахмад от Абу Уакъида аль-Лейси и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллаh, что на прощальном хадже пророк ﷺ сказал своим женам: «После этого (хаджа) находитесь (придерживайтесь) циновок (домов). Сказал аль-Абади в шархе: «То есть придерживайтесь своих домов, так как после этого хаджа вы больше не обязаны хаджем».
Гл. Хадж. Стр. 112.

Как передал Ибн Са’д от Абу Хурайры, что после после этого матеря правоверных Сауда и Зайнаб сказали: «После этих слов пророка ﷺ мы больше не заставим двигаться верховое животное». Т.е мы больше не выйдем из дома. Передатчики этого сообщения сказали: «И вышли с их домов (т.е домов матерей правоверных) только их погребальные носилки».

В-третьих: а что касается самой ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh, то согласно тому, что передал Ибн Аби Шейба, Ибн Са’д и ‘Абдулла в «Зауаид» от Масрукъа, сказавшего: «Когда ‘Аиша читала аят: «И оставайтесь в своих домах» она плакала, пока не увлажнился ее химар (вуаль)». т.е это уже после смерти пророка ﷺ.

В-четвертых: кто-то скажет: «Но ведь в последние годы правления ‘Умара, да будет доволен им Аллаh, он ведь разрешил им, а также в годы правления аль-Мугъиры бин Шу’бы?» То на это мы приведем ответ ханафитских и ханбалитских ученых: да, было такое, но в тот момент матерей правоверных сопровождал ‘праведный халиф ‘Усман бин ‘Аффан и  ‘Абду-Рахман бин ‘Ауф, а этого достаточно как аргумента на то, что путь был безопасным. Да еще при такой великолепной эпохи!
Я добавлю: не все матеря правоверных были согласны с этим. Сауда и Зайнаб сказали: «После этих слов пророка ﷺ мы больше не заставим двигаться верховое животное». Тоже самое сообщается и от ‘Аиши.

Гл. №8

Выводы

Ученые единогласны, что без разрешения мужа она вообще никуда не может выйти: ни в мечеть, ни к родителям, ни тем более «по своим делам». Исключением чему является тот случай, когда запрет мужа приносит ей или ее ребенку телесный вред.

Хадисы, в которых женщинам разрешается выйти на праздничную молитву касаются того времени, но не сегодня. При жизни пророка ﷺ женщинам было дозволено посещать эти молитвы, так как не было фитны, и это была лучшая эпоха! Но даже при жизни пророка ﷺ молитва для женщины была лучше дома, чем в мечети пророка , не говоря уже о других мечетях и других временах.

Те сподвижницы, которые все-таки ходили в мечеть, как Умму Хумейид, к примеру, они не создавали фитну, не смешивались с мужчинами, не духарились, выходили в лохмотьях, надевали никъаб… туда-сюда не шастались!

Женщина может сегодня посещать коллективный намаз, если ее муж проводит ее прямо к мечети и также заберет. Но и это как исключение и соблюдая все, указанные ранее условия условия.

Коллективная награда за намаз не касается женщин, это касается мужчин. Но совершать коллективный намаз дома с сестрами, как это дела ‘Аиша и Умму Саляма, да будет доволен ими Аллаh, дело хорошее.

Выход женщин на коллективную молитву привело к фитне у бану исраиль. Если-бы пророк ﷺ увидел то, к чему это привело, то запретил-бы им это, иншаАлла.

Она может выйти в магазин, если он находится рядом с домом, где ей не придется ходить сквозь толпу людей. Свидетельством этому служит хадис, который передал аль-Бухари по цепочки от Хишама бин ‘Урвы, от своего отца, от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh, сказавшая: «Нам было разрешено выходить по своим нуждам». Сказал ‘Урва (племянник ‘Аиши): «Т.е в туалет».

Если муж дал постоянное разрешение посещать утреннюю молитву в молельне рядом с домом, или заходить по нужде к соседке где нет мужчин, или ходить когда ей надо в магазин, расположенный рядом, чтоб купить прокладки, подгузники, и другие важные для не вещи, или навестить больных родителей, то для нее не обязательно перед каждым выходом уведомлять его об этом. Это должно продолжается до тех пор, пока он не поменяет свое решению.

При любом выходе она должна закрывать свое лицо (если это возможно) никъабом, ну или хотя-бы медицинской маской. Ей запрещено выходить наряженной, или надухарившись, или туда, где есть скопление людей, или если от нее какая-то фитна. Об этом говорят все ученые без исключения.
См. Къурт|уби в «Ахкамуль-Къуран» (14/180), и Ибн Къайим в «Ат-Турукъ аль-Х|акимаh» (стр. 280-28), и Ибн Раджаб в См. «Фатх|уль-Бари» (8/52), и Ибн ‘Абидин в «Хашия» (2/665), и Салих|а аль-Азhари в «Джауаhиру аль-Иклиль» (1/81), и Бадру-Ддин аль-‘Айни в «Умдатуль-Къари шарх сахих аль-Бухари» (6/157), и т.д. Это единогласное мнение уммы!

Мужчинам не следует злоупотреблять своими правами, так как Всевышний сказал: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость…»

Также Всевышний Аллаh сказал в хадисе къудси в сахих Муслим «О рабы Мои! Я запретил себе несправедливость и запрещаю ее вам, так не поступайте же по отношению друг друга несправедливо»

Также Всевышний Аллаh сказал:

«Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению. Аллах — Могущественный, Мудрый». (2: 228).

Также Всевышний Аллаh сказал:

«Поселяйте их там, где вы живете сами — по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их». (65: 6).

Женщина, не означает предмет личного пользования, женщина, это предмет гордости и величия у мужчины!

Книги, которые мы открыли для данной работы…

По тафсиру:

◊ Тафсир имама ибн Джарира ат-Табари (310) «Джами’у аль-Баян».◊ Тафсир имама Абу Исх|акъа Ибраhима аз-Зуджаджа (311) «Ма’ани аль-Къуръан уа ма’ани».
◊ Тафсир имам Абу Насра ас-Самаркъанди (373) «Тафсир ас-Самаркъаниди».
◊ Тафсир имам Мухаммада Ибн Аби Заманина (399) «Тафсир аль-Къуръан аль-‘Азиз».
◊ Тафсир имама Абу Мухаммада Макки аль-Къайрауани аль-Андалуси (437).»Аль-hидая фи булюгъи ан-Ниhая»
◊ Тафсир имама Абу Музаффара Мансура ас-Сам’ани» (489) «Тафсир аль-Къуръан».
◊ Тафсир имама аль-Багъауи (510) «Ма’алиму-Танзиль».
◊ Тафсир имама Абу Мухаммада ‘Абдуль-Хакъа ибн ‘Атыйи аль-Андалуси (542) «Аль-Мух|арар аль-уаджиз фи тафсириль-китаб аль-‘Азиз».
◊ Тафсир имама Ибн аль-Джаузи (597) «Задуль-масир фи ‘улюми ат-Тафсир».
◊.Тафсир имама аль-Къуртуби (671) «Аль-Джами’у ли ах|ками аль-къуръан».
◊ Тафсир имама Абу аль-Къасима Мухаммада аль-Джузай аль-Гъарнат|и (741).»Ат-Тасhиль ли’улюми ат-Танзиль»
◊ Тафсир Ибн Касира (774).
◊ Тафсир имама Маджду-Ддина Абу Таhира Мухаммада Фирузабади (817).»Тануир аль-Микъбас мин тафсир ибн ‘Аббас»
◊ Тафсир Абу аль-‘Аббаса Ахмада аль-Анджари Ибн ‘Аджиба (1224).»Аль-Мах|р аль-Мадид фи тафсириль-Къуръан аль-Маджид»
◊ Тафсир имама аш-Шаукани (1250)»Фатх|уль-Къадир».
◊ Тафсир Шиhабу-Ддина аль-Алюси (1270) «Рух|уль-Ма’ани»
◊ Тафсир ас-Са’ди
◊ Тафсир Ибн ‘Ашур «ат-Тануир».
◊ Тафсир Ахмад Шакира «Умдату-Тафсир мин Ибн Касир».

И другие книги, которые я уже не помню.

По хадисам:

Сахих аль-Бухари.
 Сахих Муслим.
 Сунан Аби Дауд
 Сунан Ат-Тирмизи.
 Сунан Ан-Насаи.
 Сунан Ибн Маджа.
 Мусаннаф Ибн Аби Шейба.
 Муснад Ахмада.
 Муснад Ибн Раhавейhи.
 Муснад аль-Баззара.
 Муснад Аби Я’ля.
 Сахих Ибн Хузейма.
Сахих Ибн Хиббана.
Ат-Табарани
Мустадрак аль-Хакима.

И другие книги, которые я уже не помню.

По шарху

◊ Шарх аль-Бухари имама Ибн Бат|ы.
◊ Шарх аль-Бухари имама Ибн Раджаба
◊ Шарх аль-Бухари Ибн Хаджара
◊ Шарх аль-Бухари имама аль-«Айни «Умдатуль-Къари».
◊ Шарх Муслима имама ан-Науауи.
◊ Шарх Абу Дауда имама аль-Абади «Аунуль-Ма’буд».
◊ Шарх Абу Дауда Махмуда ас-Субки «Манhаль аль-‘Азб аль-Мауруд»
◊ Шарх ат-Тирмизи имама Мухаммада аль-Мубаракфури «Тух|фатуль-Ах|уази».
◊ «Т|арху ат-Тасриб» имама Зейна аль-‘Иракъи.
◊ «Шарх Мишкат» и  «Аль-Кашиф» имама Шарафу-Ддина Х|усейн ат-Т|ейби.
◊ «Ат-Тануир шарх аль-Джами’ ас-Сагъир» имама ас-Сам’ани.
◊ «Фейдуль-Къадир» имам аль-Мунауи.
◊ «Шарх рияду-Салих|ин»  имама Ибн ‘Усеймина.

И другие книги, которые я уже не помню.

По фикху

 «Бадаи’у ас-Сана’и» имама аль-Касани.
 «Аль-Мухалля биль-Асар» имама Ибн Хазма.
 «Рисаля фи аль-х|иджаб» имама Ибн База

И другие книги, которые я уже не помню.

Фетвы

  1. Фетвы постоянного комитета «Аль-Ляджна ад-Дамиа».
  2. Фетвы Ибн База из «Ан-Нур ‘аля ад-Дарб»
  3. Фетвы Ибн ‘Усеймина с «Ликъа аль-Баб аль-Матух|» и «Ан-Нур ‘аля ад-Дарб».
  4. Фетв Ибн Джибрина. Фетвы Аль-Фаузана из его официального сайта.
  5. Фетвы Ибн Хабдана.
  6. Фетвы аль-Мушейкъиха, аль-Муслиха.
  7. ‘АбдуЛлы ас-Сулями, аль-Мунаджида.
  8. И другие ученые, которые мы уже не помним.

Прошу Всевышнего принят нашу работу и открыть наши сердца для истины!
Мир и благословение избранному пророку, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними!


Для пользы:

209. Доводы ясными словами, о смешивании между полами.

509. Некоторые последствия смешивания полов.

515. Тридцать аргументов из Корана и Сунны и от сподвижников на запрет выхода женщин.

506. Учеба в светских учреждениях.

42. Она вынуждена обратиться к врачу мужчине

331. Можно ли мусульманке работать медсестрой ?

292. Дозволено ли женщине участвовать в похоронных процессиях?

291. Можно ли женщинам посещать кладбища?

273. Дозволено ли женщине садится в такси?

124. Ее слова: «Я дома, как в тюрьме». Ибн ‘Усеймин.

 

Комментарии

  • blank

    . | Июн 19,2018

    Статья — будто холодный, отрезвляющий душ. Ничего подобного на данную тематику еще читать не доводилось. Ощущение — будто дали пощечину и привели в чувства после долгого пребывания в беспечности. Какое понимание религии и истинного положения дел. Да воздаст вам Аллах Райскими Садами ! Если бы вы только знали, сколько пользы принесли этой небольшой работой. Если бы только знали !

  • blank

    Хаджар Умм Хава | Дек 3,2019

    Ассалямуалейкум уа рохматуллахи уа барокятуху.
    Вопрос : 1)брать знание женщине фард? (какие минимальные)
    2) может ли муж запретить жене брать знание.
    3)приориты в покланении женщины семья, дети, муж или брать знание? ( для дальнейшего обучения детей) муж не берет знании.

    • blank

      AR-RAD | Дек 3,2019

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракату.

      a) Что касается обязательных знаний. об этом здесь: https://ar-rad.ru/kakie-znaniya-obyazatelnyi-a-kakie-zhelatelnyi/html

      b) Если муж запрещает жене требовать знания, тогда он сам должен требовать знания и обучать ее, а если и этого нет, то судья разделяет их. Об этом здесь: https://ar-rad.ru/457-pyat-obyazatelstv-muzha-pered-zhenoy/html

      c) Если вы взяли минимальные знания, как это было в пункте «а», то лишь тогда вы сможете делать упомянутые вами поклонения. Если вы не взяли минимальную базу, то как вы хотите поклоняться? В любом случае минимальная база должна быть. Да хранит вас Всевышний от всякого зла!

  • Оставить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *