291. Можно ли женщинам посещать кладбища?

291. Можно ли женщинам посещать кладбища?

СОДЕРЖИМОЕ

  • Нельзя посещать абсолютно
  • Можно посещать абсолютно
  • Нежелательно посещать
  • Можно старым, нельзя молодым
  • Выводы

291. Mozhno li zhenshhinam poseshhat kladbishha 640x393 - 291. Можно ли женщинам посещать кладбища?

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение любимому пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:

Ученые единогласны, что мужчине желательно посещать могилы, ибо это напоминает о последней жизни. 

≡ Имам аль-Къуртуби, да помилует его Аллаh, сказал: «Ученые единогласны относительно посещение могил мужчинами, разногласие лишь относительно женщин»

Если женщина при посещении могил начинает вести себя не подобающе:  дикое оплакивание, оголение что-то из тела и другие неподобающие поведения, то среди ученых сунны единогласное мнение на запрет. Но если ничего из упомянутого нет, то у имамов этой уммы три мнения на этот счет:

Нельзя посещать абсолютно

Группа ученых абсолютно запрещает посещение могил.  Это одно из мнений в мазhабе имама Аби Ханифы и Малика. Одно из мнений в мазhабе имама аш-Шафи’и. Это так же одно из версий от имама Ахмада. Это мнение так же предпочел Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя и его ученик Ибн аль-Къайим.
Из современных ученых на этом мнении ‘алляма Ибн Баз, Ибн аль-‘Усеймин, ‘Абдулла ибн Гъудаян, ‘Абд ар-Раззакъ ‘Афифи и ‘АбдуЛла ибн Джибрин, да помилует их всех Всевышний. Упомянем их основные аргументы:

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаh, сказал:

لعن الله زوارات القبور
Посланник Аллаhа проклял часто посещающие могилы женщин…»
Передал имам Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан и аль-Байхакъи. Имам ат-Тирмизи назвал этот хадис хасан-сахих. 

Также от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, сказал:

Посланник Аллаhа проклял женщин, посещающих могилы…
Передал имам Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Насаи от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh.

Ученые этой группы сказал, что в иснаде хадиса нет никого, кто был обвинен во лжи.

Можно посещать абсолютно

Это одно из мнений в мазhабе Абу Ханифы и Малика. Это известное и принятое мнение в мазhабе аш-Шафи’и. Это также одно из версий от имама Ахмада.  Имам Ибн Хазм также занял эту позицию. 

Эта группа ответила, что эти хадисы, запрещаю абсолютное посещение, не являются достоверными. Один из тех, кто считал эти хадисы не достоверными имам Абу аль-Хаджадж Юсуф аль-Миззи, да помилует его Всевышний. Наш шейх ас-Сухейм тоже считал второй вариант этого хадиса не достоверным.

Другие из этой группы ответили, что данные хадисы достоверные, но отмененные.

Другие сказали, что хадис достоверный и вовсе не отмененный, однако в хадисе речь идет о часто посещающих могилы женщинах. На это указал имам Абу ‘АбдиЛля аль-Къуртуби, да помилует его Всевышний.

Также доказательством этой стороны служи хадис, который передал имам Муслим от матери правоверных ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh, что она спросила посланника Аллаhа: «Что мне говорить при посещении могил о посланник Аллаhа?», на что он ﷺ ответил:

Скажи: ас-Салям обитателям могил из числа муъминов и муслимов…

Тут очевидно, что посланник Аллаhа ﷺ сам обучает женщин посещать могил. И это произошло в последние дни его жизни.

Так же в пользу дозволенности посещения могил женщинами служит хадис Анаса, который передал аль-Бухари Муслим, где он сказал «Посланник Аллаhа ﷺ проходя мимо одной женщины, оплакивающего покойного у могилы, сказал:

Побойся Аллаhа и проявляй терпение
Передал имам аль-Бухари и Муслим.

Аль-Бухари назвал главу этого хадиса: «Глава о посещении могил».

≡ Аль-Хафиз Ибн Хаджар в комментариях к этому хадису сказал:
«Доказательство в этом хадисе именно в том, что посланник Аллаhа не запретил ей находится у могилы. А его молчаливое одобрение является (шариатским) доводом…
Сказал аль-Къуртуби: «Внешний смысл (хадиса) в том, что в ее плаче был излишек, (именно) поэтому (посланник Аллаhа
) повелел ей придерживаться богобоязненности»

Также данная группа привела хадис Бурайды в сахих Муслима, где посланник ﷺ сказал:

Я запрещал вам посещать могилы, но теперь посещайте их. Поистине, это напомнит вам о последней жизни

В другой версии:  «…это напомнит вам о смерит».

Имам аль-Къуртуби сказал, что в этом хадисе посланник Аллаhа ﷺ обратился к мужчинам и к женщинам.

Передал аль-Бухари и Муслим, что однажды мать правоверных ﷺ ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний, возвращалась с кладбища. Повстречавшийся ей ‘АбдуЛла Ибн Аби Мулейка спросил: «О мать правоверных, откуда ты пришла?» Она ответила: «С могилы моего брата ‘Абд ар-Рахмана Ибн Аби Бакра». Он сказал: «А разве посланник ﷺ не запретил посещать могилы?». На что она ответила: «Верно, запрещал, но потом разрешил». 
Передал имам аль-Хаким. Да помилует его Аллаh. Удостоверил аль-хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.

Нежелательно посещать

На этом большинство ученых. Это так же одно из мнений в мазhабе имама аш-Шафи’и и известное мнение в мазhабе имама Ахмада.

Доказательством этой группы служат все те хадисы, которые мы привели ранее. Эта группа объединила эти хадисы, плюс подключили к этому женскую сущность: женщина слаба и наивна. Нет гарантии, что она будет держать себя в руках при посещении кладбищ, как сказал имам Ибн Къудама.

Можно старым, нельзя молодым

≡ Имам аль-Къуртуби, да помилует его Аллаh, сказал: «Что касается молодых женщин, то запрещено. А по поводу старых женщин, то дозволено».

Выводы

Женщине лучше делать это с праведным мужем. А если нет опасения за себя, то она может лишь изредка посещать кладбища. На этом мнении наш шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Сухейм, да хранит его Всевышний.

Мир и благословение избранному пророку, его семье, и верным сподвижникам, и всем тем, кто последовал за ними.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *