Последнее обновление на 2 Апр 2019
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье и верным сподвижникам. А затем:
≡ Сказал ‘алляма Ибн Баз:
«Умму ‘Атийя, да будет доволен ею Аллаh, сказала: «Нам было запрещено участвовать в похоронных процессиях. Но запрет не был категоричным». Это является доказательством, что женщине не разрешается провожать покойника на кладбище. А также посещать кладбища. Все это касается лишь мужчин. Но она может совершить заупокойную молитву у себя дома или в мечети (позади) мужчин подобно тому, как ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, совершила с остальными джаназа над Са’дом бин Аби Уакъасом в мечети пророка ﷺ».
Шейх имеет ввиду: Женщине дозволяется совершать заупокойную молитву с остальными в мечети. Но отправляться на кладбище, сопровождая похороны или посещая кладбища, именно это запрещено женщине.
Однако некоторые имамы, как имам Малик, дозволяли это, полагая, что в хадисе речь идет о нежелательности.
Сообщил имам Ибн Аби Шейба и Ибн Маджа, что когда посланник Аллаh ﷺ был на похоронных процессиях ‘Умар увидел среди всех прочих женщину и начал порицать ее, тогда посланник Аллаhа ﷺ сказал ему: «Оставь ее, О ‘Умар «
На этот хадис упирался аль-хафиз Ибн Хаджар и другие имамы.
В ханафитском, шафиитском и ханбалитском мазхабе это является нежелательным действием.
Это связано с словами Уммы ‘Атийи: «Но запрет не был категоричным».
Имам аль-Къуртуби и большинство ученых считают, что хадис не несет абсолютный запрет.
Из тех, кто считал это действие нежелательным: Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Абу Умама и ‘Аиша, да будет доволен ими Аллаh.
А также из табиинов: имам Масрукъ, аль-Хасан аль-Басри, Ибраhим ан-Наха’и, аль-Ауза’и и Исхакъ.
Вывод
≡ Сказал ‘алляма аль-Фаузан:
«Умму ‘Атийя, да будет доволен ею Аллаh, сказала: «Нам было запрещено участвовать в похоронных процессиях. Но запрет не был категоричным». Запрет (указанный в сообщении) говорит о хараме. А что касается ее слов: «Но запрет не был категоричным», то Шейхуль Ислям Ибн Теймийя, да хранит его Всевышний, в «Маджму’ аль-Фатауа» сказал: «Возможно она имела ввиду, что запрет не был настойчивым, но это никаким образом не исключает запрет. Быть может это она поняла, что (запрет не категоричный). Доказательства в словах посланника ﷺ, а не в словах других»».
А знание у Всевышнего Аллаhа.
Ас Салям алейкум уа рахматуллахи!то есть можно присутствовать в процессе и не совершать джаназа намаз или совершить намаз джаназа дома?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Если кто-то совершает джаназа над ним, то вы не обязаны.