292. Дозволено ли женщине участвовать в похоронных процессиях?

292. Дозволено ли женщине участвовать в похоронных процессиях?

292. Dozvoleno li zhenshhine uchastvovat v pohoronnyh protsessiyah - 292. Дозволено ли женщине участвовать в похоронных процессиях?

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье и верным сподвижникам. А затем:

≡ Сказал ‘алляма Ибн Баз:
«Умму ‘Атийя, да будет доволен ею Аллаh, сказала: «Нам было запрещено участвовать в похоронных процессиях. Но запрет не был категоричным». Это является доказательством, что женщине не разрешается провожать покойника на кладбище. А также посещать кладбища. Все это касается лишь мужчин. Но она может совершить заупокойную молитву у себя дома или в мечети (позади) мужчин подобно тому, как ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, совершила с остальными джаназа над Са’дом бин Аби Уакъасом в мечети пророка ﷺ».

Шейх имеет ввиду: Женщине дозволяется совершать заупокойную молитву с остальными в мечети.  Но отправляться на кладбище, сопровождая похороны или посещая кладбища, именно это запрещено женщине.

Однако некоторые имамы, как имам Малик, дозволяли это, полагая, что в хадисе речь идет о нежелательности.

Сообщил имам Ибн Аби Шейба и Ибн Маджа, что когда посланник Аллаh ﷺ был на похоронных процессиях ‘Умар увидел среди всех прочих женщину и начал порицать ее, тогда посланник Аллаhа ﷺ сказал ему: «Оставь ее, О ‘Умар «

На этот хадис упирался аль-хафиз Ибн Хаджар и другие имамы.

В ханафитском, шафиитском и ханбалитском мазхабе это является нежелательным действием.
Это связано с словами Уммы ‘Атийи: «Но запрет не был категоричным».
Имам аль-Къуртуби и большинство ученых считают, что  хадис не несет абсолютный запрет.
Из тех, кто считал это действие нежелательным: Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Абу Умама и ‘Аиша, да будет доволен ими Аллаh.
А также из табиинов: имам Масрукъ, аль-Хасан аль-Басри, Ибраhим ан-Наха’и, аль-Ауза’и и Исхакъ.

Вывод

≡ Сказал ‘алляма аль-Фаузан:
«Умму ‘Атийя, да будет доволен ею Аллаh, сказала: «Нам было запрещено участвовать в похоронных процессиях. Но запрет не был категоричным». Запрет (указанный в сообщении) говорит о хараме. А что касается ее слов: «Но запрет не был категоричным», то Шейхуль Ислям Ибн Теймийя, да хранит его Всевышний, в «Маджму’ аль-Фатауа» сказал: «Возможно она имела ввиду, что запрет не был настойчивым, но это никаким образом не исключает запрет. Быть может это она поняла, что (запрет не категоричный). Доказательства в словах посланника ﷺ, а не в словах других»».

А знание у Всевышнего Аллаhа.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *