108. Какие знания обязательны, а какие желательны? 'Абдуль-Карим аль-Худейр.

108. Какие знания обязательны, а какие желательны? ‘Абдуль-Карим аль-Худейр.

Скачать

 

108. Kakie znaniya obyazatelny a kakie zhelatelny Abdul Karim al Hudejr. - 108. Какие знания обязательны, а какие желательны?'Абдуль-Карим аль-Худейр.

Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.  А затем:

Какие знания обязательны, а какие желательны?

Выдающийся ученый, член комитета старейших ученых, и член постоянного комитета фетв — ‘Абдуль-Карим аль-Худейр, сказал:

فالأصل المطلوب من المسلم الاهتمام بالأصلين الكتاب والسنة، قد يقول قائل: لماذا يُعنى أهل العلم بالعربية، بأصول الفقه، بقواعد التحديث، بعلوم القرآن، وهي روافد؟ نقول: هذه دراستها وإن كانت وسائل إلا أنها خير ما يعين على فهم الكتاب والسنة، ولا يستطيع أحد أن يتعامل مع  نصوص الوحيين إلا بعد معرفة هذه الوسائل

«Главное, что требуется от муслима, это забиться о двух основах: Коран и Сунна. Но кто-то может сказать: Тогда почему ученые занимались арабским языком, основой фикъhа, правилами хадиса, науками Корана, если все это лишь вспомогательное? Мы скажем: Изучение всего этого хоть и является средством достижения, но это лучшее из того, что поможет понять Коран и Сунну. Никто не сможет заниматься текстами двух откровений (Корана и Сунны), не иначе как после изучения этих вспомогательных наук».

Далее:

العلم الشرعي أهل العلم يطلقون في حكمه الوجوب الكفائي، بمعنى أنه فرض كفاية … والعلم والتعلم تنتابه الأحكام من الوجوب العيني والوجوب الكفائي، والسنية والاستحباب، وقد ينتابه بسبب ما يقترن به بقية الأحكام من الكراهة والتحريم، فيجب وجوبًا عينيًا على من تأهل له بحيث لا يوجد غيره في البلد

«Обладатели знания, когда говорят о требовании знания, относят его к коллективной ответственности. Т.е это обязанность определенной группы…
Знание и обучение могут затрагивать законоположения, как и обязательные для каждого, так и обязательные для конкретной группы. Также (эти знания могут затрагивать) то, что является сунной или просто желательным. А могут затрагивать вопросы, касающиеся нежелательных и запретных (положений). И тогда эти знания станут индивидуальной обязанностью для того, кто пригоден для них, если кроме него больше никого нет в городе…

لأن وجود أهل العلم والعلماء الذين ينيرون الطريق، ويوضحون للناس ما يحققون به الهدف الشرعي من وجودهم، وهو العبودية لله جل وعلا أمر واجب على الأمة، ويتعين بالنسبة لبعض الأشخاص الذين لا يمكن أن يقوم إلا بهم، فهو من هذه الحيثية بالنسبة لأولئك الأفراد الذين تأهلوا له بحيث لو تركوه لما وجد غيرهم ممن يقوم به، هذا وجوب عيني يأثمون بتركه، وأما بنسبة لحكمه على العموم فهو فرض كفاية، إذا قام به من يكفي سقط الإثم عن الباقين

«Наличие обладателей знания и ученых, которые освещают дорогу и разъясняют людям то, что помогает им осуществить свои шариатские цели, является поклонением Аллаhу, Велик Он и Могуч. Это обязанность общины. И она (т.е обязанность), относительно некоторых личностей, которым нет замены в приобретении (знаний), распространяется на них индивидуально. Оставивший (требования знания в таком случае) в грехе. 

А что касается (требования знания) для остальных, то оно фардун-кифая. Если кто-то возьмется из них, то с остальных спадает ответственность».

نأتي إلى كل فرد بعينه، كل فرد بعينه ما أوجب الله عليه من أعمال وأحكام يجب عليه أن يتعلم ما يقوم به هذا العمل وهذا الحكم؛ لأن ما لا يتم الواجب إلا به فهو واجب، فالصلاة واجبة، فتعلم أحكام الصلاة واجب، لأن هذا الواجب لا يقوم إلا بتعلم هذه الأحكام، الصيام واجب، معرفة ما يخل بهذا الفرض واجب، لأنه قد يتطرق الخلل إليه وهو لا يشعر فهو واجب يأثم بتركه، وهناك مسائل بين أهل العلم وجوبها، وأنها لا بد أن تكون معلومة لدى الخاص والعام، وهي ما علم من الدين بالضرورة

«Теперь возьмем каждый индивидуум (т.е человека). Те ахкамы и дела, которые Аллаh вменил ему в обязанность, он должен изучить в обязательном порядке ровно столько, сколько ему это поможет выполнить эти ахкамы и дела. Так как то, без чего невозможно выполнить обязательное, обязательно. 

Намаз уаджиб. Значит изучать его элементы тоже уаджиб. Поскольку этот уаджиб не выполнить, если не изучить его элементы. 

Пост уаджиб. Значит, изучение того, что нарушает этот уаджиб является обязательным. Ведь он может допустить нарушение в этом уаджибе даже не подозревая… И оставивший (изучение этого уаджиба) попадает в грех. 

Среди обладателей знания есть еще другие науки. Они обязательно должны быть изучены как и конкретными лицами, так и остальными. Это то такие религиозные аспекты, которые невозможно отрицать».

Сказано в Марказе:

أحدهما: واجب عيني، وهو ما لا يسع المكلف جهله كأحكام العقائد والطهارة والصلاة ونحوها؛ لما روى ابن ماجه أن النبي صلى الله عليه وسلم قال: طلب العلم فريضة على كل مسلم. قال النووي في المجموع: وهذا الحديث وإن لم يكن ثابتاً فمعناه صحيح. هـو ثانيهما:  واجب كفائي، وهو تحصيل ما لا بد للناس منه من إقامة دينهم من العلوم الشرعية كالقرآن والأحاديث وعلومهما والأصول والفقه والنحو واللغة وغيرها

«Первый вид знаний — это индивидуально обязательные. Это то, что не позволительно не знать, как вероубеждение, очищение, намаз и тому подобное. Это согласно тому, что передал имам Ибн Маджа, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Требование знания — это обязанность каждого мусульманина». Сказал имам ан-Науауи в «аль-Маджму»: «Даже если этот хадис не достоверен, то смысл его верный».

Второй вид — Коллективно обязательные. Это достижение того, без чего не выполнить религию, как шари’атские науки; Коран и хадис вместе с их (вытекающими) науками. Правила и юриспруденция. Грамматика и язык и т.д.».

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *