Последнее обновление на 4 Ноя 2019
Хвала Аллаху.
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:
«Лексическое значение слова „иджма‘“ – это твердое решение и единогласие.
В Шариате под иджма‘ подразумевается единогласие (консенсус) ученых-муджтахидов этой общины после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по поводу шариатской нормы.
Сказав о единогласии или единодушии, мы исключили любое разногласие. Даже если всего один ученый выскажет иное мнение, то иджма‘ нет.
Слова „единогласие ученых-муджтахидов“ исключают простых людей и последователей. Их согласие или несогласие никак не влияют на иджма‘.
Сказав „этой общины“, мы указали, что единогласие любой-другой общины в расчет не берется.
Слова „после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует“ указывают на то, что единогласное мнение сподвижников по поводу шариатской нормы во время пророка, да благословит его Аллах и приветствует, иджма‘, как видом доказательства, не считается. Так как доказательством считается сунна пророка, да благословит его Аллах и приветствует: его слова, его действие или подтверждение какого-либо действия. Поэтому, если кто-то из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что они во время пророка, мир ему и благословение, делали то-то и то-то, то это считается Сунной, а не иджма‘.
Сказав „по поводу шариатской нормы“, мы исключили любое единогласие ученых по поводу обычаев и других норм. К иджма‘ они не относятся, потому что здесь исследование об иджма‘, как одном из доводов Шариата.
Иджма‘ является доводом Шариата, что подтверждают:
1. слова Всевышнего Аллаха:
وكذلك جعلناكم أمة وسطاً لتكونوا شهداء على الناس
„Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве“ (сура „аль-Бакара“, аят 143); слова „…чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве“ указывает на свидетельство о деяниях, о нормах деяний, потому что слова свидетеля приемлемы;
2. слова Всевышнего Аллаха:
فإن تنازعتم في شيء
„Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху“ (сура „ан-Ниса“, аят 59), указывают на то, что норма, по поводу которой будет единогласие, есть истина;
3. слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: „Моя община не объединиться на заблуждение (не объединиться вокруг заблуждения)“;
4. если мы предположим, что иногда единогласие общины по поводу чего-либо является истиной, а иногда – ошибкой; если единогласие есть истина, то это довод, а если нет… Но как может эта община, которую облагодетельствовал Аллах, со времен пророка нашего и до Судного Дня, объединиться вокруг заблуждения, которым Аллах не доволен? Это невозможно.
Виды иджма‘.
Иджма‘ бывает окончательным и предполагаемым.
1. Окончательный иджма‘ – это единогласие, которое известно и с которым согласны все ученые и неученые. Например, единогласие по поводу обязательности пятикратной молитвы и запретности прелюбодеяния. Никто не отрицает ни существования подобных иджма‘, ни то, что они являются доводами. Человек, который знает об этом и отрицает, становится неверующим.
2. Предполагаемый иджма‘ – это единогласие, которое становится известным путем исследования и изучения. Ученые придерживались разных мнений в отношении возможности этого консенсуса. Верным является мнение Ибн Теймийи, который в „аль-‘Акыдату-ль-уасатыйа“ сказал: „Иджма‘ – это тот консенсус, к которому пришли праведные предшественники, так как после них умножились разногласия, и община рассеялась по земле“.
Знай, что невозможно, чтобы община объединилась вокруг мнения, которое бы противоречило ясному, достоверному и неотмененному доводу Шариата. Единодушное мнение возможно только по поводу истины. Если ты обнаружишь иджма‘, который, как тебе кажется, противоречит этому, то: или присутствует неясное доказательство, или оно недостоверно, или оно отменено, или по этому вопросу есть разногласия, которые тебе неизвестны.
Условия иджма‘.
Условиями иджма‘ являются:
1. единогласное мнение должно подтвердиться достоверным путем, то есть: или оно должно быть известным в среде ученых, или передатчик единогласного мнения должен быть достоверным и осведомленным;
2. иджма‘ не должен иметь ранее утвердившегося разногласия (по тому же вопросу); если ранее было разногласие, то это – не иджма‘, так как мнения со смертью тех, кто сказал их, не умирают.
Иджма‘ не отменяет предыдущего разногласия, но запрещает его, если ученые уже пришли к консенсусу. Таково достоверное мнение в этом вопросе.
Некоторые сказали, что это не является условием, и что к единодушному мнению могли прийти и во втором веке по Хиджре, отменив одно из предыдущих мнений. И так этот иджма‘ мог стать доводом Шариата после.
По мнению большинства ученых, необязательно, чтобы прошёл век тех ученых, что участвовали в иджма‘. Он становится верным уже тогда, когда ученые просто согласны по определенному вопросу. Поэтому ни им, ни другим ученым нельзя противоречить этому иджма‘. Ведь доказательства гласят, что иджма‘ – это довод, условием которого не является прекращение века. Если единогласие имело место, когда все они придерживались одного мнения, то, что тогда может его отменить?
Если некоторые ученые сказали мнение или совершили что-то, и это мнение или действие стало известным среди ученых, но они не порицали его, несмотря на то, что могли это сделать, и не противоречили ему, то, как сказали некоторые, это тоже является иджма‘. Другие же сказали, что это является доказательством, но не иджма‘. Третье мнение гласит, что это не является ни иджма‘, ни доводом. Четвертое, что если поколение (ученых, принимавших участие в этом иджма‘) умерло до того, как кто-то из них отрекся или отрицал его, то это иджма‘. Так как продолжительное молчание об этом, наряду с возможностью высказаться против, при желании, указывает на их согласие (с мнением или действием). И это мнение ближе к истине»
(аль-Усуль мин ‘ильми-ль-усуль. С. 62-64).
А Аллаху ведомо лучше.
Источник: Мухаммад Салих аль-Мунаджид.