107. Смысл наук: Тахкъикъ, Тахридж и Таhзиб

107. Смысл наук: Тахкъикъ, Тахридж и Таhзиб

107. Smysl nauk Tahkik Tahridzh i Tahzib. - 107. Смысл наук: Тахкъикъ, Тахридж и Таhзиб

Скачать

 

Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.  А затем:

ТахIкъикъ (التحقيق)

В языковом смысле имеет много значений: претворить, констатировать, осуществить, реализовать и т.д.

А в терминологическом смысле оно включает следующее: изучение работы автора. Исследование материалов и книг. Проверка рукописи и сверка их с уже напечатанной книгой на ее основе. Проверка текстов Корана и Сунны с их первоисточниками. Сверка ссылок.

С этого слова образовалось действующее лицо: Мухакъикъ (المحقق)

Мухакъикъ — это исследователь, проверяющий книги и изучающий их, с указанием на точность информации в ней и о ней.

Мухакъикъ может сделать свое предисловие. Также указать биографию автора книги и ознакомить с методологией данной книги. 

Его функции:

Изучает книги на предмет искажения и точности ее ссылок на первоисточники.

Сверяет оригинал рукописи с той версией, что указано в данной книге.

Указывает на утерянные слова автора книги, сверяя их с той версией, что предоставила данная типография.

Если данная типография издала книгу «Аль-Минhадж» Ибн Теймийя, то мухакъикъ проверяет рукописи этой книги и исследует, все ли высказывания на месте без искажений, или нет. А если нет, то какие именно он указывает в сносках.

Если автор книги привел в своей книге аяты и хадисы, то мухакъикъ указывает в сносках номера аятов и источник хадисов. 

Иногда мухакъикъ может толковать те или иные выражения хадисов и слов автора, которые не понятны простолюдину.

Мухакъикъ может указать на слабость достоверности хадиса. Иногда укажет на причину слабости. Иногда приведет высказывания имамов джарха уа та’диля по этому поводу.

Иногда мухакъикъ может исправить самого автора книги. Если автор книги ошибочно приписал имаму мнение, то мухакъикъ поправит автора в сноске.

Пример:

Имам Ибн аль-Джузай аль-Малики в «Къауанин» приписал аш-Шафии мнение, что шаhаду в азане читаются два раза по кругу. Тут мухакъикъ книги Маджид аль-Хумауи исправил его и сказал, что по аш-Шафии шаhаду читают по два раза в одном порядке.

Данный тахIкъикъ был сделан в сносках, а не в основном тексте автора книги, именно поэтому эту книгу не относят к мухIакъикъу. Если-бы он сделал тахIкъикъ в основном тексте, тогда уже эту книгу не относят к автору, ее относят к мухIакъикъу, что не сказать о таhзибе.

Есть тафсир Ибн Аби Хатим ар-Рази, где нет ни комментариев, ни чего, это чистая версия тафсира. 

Есть этот-же тафсир с тахIкъикъом какого-нибудь мухаддиса, который в сносках указывает на достоверность этого толкования, на достоверность этого сообщения, объясняет те или иные слова и т.д.

Таhзиб (التهذيب)

В языковом смысле: исправить, поправить, дополнить, редактировать, подготовить, развивать, улучшать, упорядочить.

В терминологии: дополнить книгу, растолковать книгу, обогатить ее информацией, улучшить и исправить. Упорядочить ее главы.

Отличие таhзиб от тахкъикъа в основном в том, что второе чаще ограничено лишь в сносках. А первое, это уже вторая книга по верх первой работы, толкуя и добавляя еще больше материала к основному.

Тахкъикъи схож в этом с «хашия».

Тахридж (التخريج)

Тахридж в исламе означает две вещи:

Первое: передать сообщение в своем сборнике исключительно через непрерывный иснад. Т.е если какой-то факих приводит в своей книге хадис без иснада, то не говорится «харраджа» или «рауа», говорится «аурада» или «закара». Либо он должен быть из поколения «ар-Риуая».

Второе:  это указать в сносках весть путь хадиса. К примеру, ат-Табари, привел мнение Ибн ‘Аббаса по какому-ту аяту, здесь мухарридж (действующее лицо от глагола «харраджа») в сносках указывает все пути этого сообщения. Он указывает кто еще, кроме ат-Табари передал его. Кто взял это от Ибн ‘Аббаса. Сколько путей от ибн ‘Аббаса по этому мнению, и т.д. 

Есть тафсир Ибн Аби Хатим ар-Рази, где нет ни комментариев, ни чего, это чистая версия тафсира. 

Есть этот-же тафсир с тахриджем. Это означает, что какой-то мухаддис в сносках указывает пути того или иного асара: кто еще передал и от кого и т.д.

Заключение

Тахкъикъ более широкий и обширный по определению и функциями. Более обхватывающее. Мухакъикъ занимается тахриджем тоже. Но мухарридж не занимается тахкъикъом, как правило. Но это не принципиально.

А таhзиб — это дополнение к книге, упорядочивая ее, дописывая туда, толкуя и разбирая основной текст, не в сносках.

Хвала Аллаhу Господу миров


Для пользы: 392. Разница между употреблением слов «Сунна», «Хадис» и «Асар».

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *