Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. А затем:
Разница между употреблением слов «сунна» и «хадис»? Ответит авторитетнейший ученый нашего столетия, член комитета старейших ученых и член постоянного комитета фетв, специалист по хадисам — ‘Абдуль-Карим аль-Худейр.
Но в любом случае слово «Сунна» относится и к словам, и к делам (пророка ﷺ), даже если оно больше используется к его делам. Хадис тоже относится к словам и делам (пророка ﷺ), даже если оно больше используется к его словам».
Я скажу: шейх Мухаммад Мубарак в своей книге: «Ас-Сахих аль-Мунтахиль мин аль-Калям аль-Ауалин» сказал:
«Сунна, на языке арабов, это то, что было ниспослано в Коране и то, с чем пришел пророк ﷺ. Т.е путь, за которым следует и на основе которого действуют после того, как он узаконил его.
А (понятие) хадис более обширное чем Сунна. Он (т.е хадис) может быть отмененным или недостаточно достоверным. Либо двояким, как если-бы (какое-нибудь дело) является его особенностью, на которое указал пророк ﷺ предпосылками, которые знает тот, кто наблюдает за ними.
Или же из (этого хадиса) не понимается то, что поняли (другие). Как на пример слова ‘Аиши о МухIассаб (место кидания камней в Мине): «Идти на МухIассаб не является сунной. Посланник ﷺ вышел туда потому, что ему так было легче выходить»».
Мать правоверных имеет ввиду, что выход пророка ﷺ на это место не было под соображением поклонения, он это сделал по человеческому фактору. Здесь и появилось разногласие среди сподвижников.
Имам аш-Шафи’и считал это желательным. Но не каждое желательное дело, оно сунна, но каждая добровольная сунна в основе желательна.
Т.е не все хадисы говорят о сунне в виде поклонения, как и не все желательное является сунной по определению.
К примеру, купание для праздничной молитвы. Это единогласно желательное дело, так как его делал Ибн ‘Умар. Но сунной это не называется, так как хадисы от ‘Али на эту темы очень слабые.
Имеет ввиду, что то, на чем табиины Медины лучше, чем хадис, достоверность, или ясность, или пригодность которого еще не установлена.
الحديث ما ينسب إلى الرسول ﷺ يقال له: حديث. والأثر يطلق على ما ينسب إلى الرسول ﷺ، وعلى ما ينسب إلى الصحابة والتابعين يقال له: أثر. والغالب أن الأثر ما يروى عن الصحابة والتابعين يسمى أثرًا، وما يطلق عليه حديث: هو ما ينسب إلى النبي ﷺ. نعم
«Хадис — это то, что относят к пророку ﷺ. Это называют хадисом. А асар, это то, что относят и к пророку ﷺ, и к сподвижникам, и к табиинам. Это называется «асар». Часто «асаром» называют (те сообщения), которые пришли от сподвижников и табиинов, и не называют хадисом. А то, что относят к пророку ﷺ (чаще называют) хадисом».
• Слово «асар» имеет самое широкое значение, включающее в себя как пророческие сообщения, сообщения от сподвижников и табиинов.
• Хадис, более узкое значение по сравнению с асаром, включающее в себя пророческие сообщения из слов, дел и одобрений. Но он еще не указывает на то, что эти сообщения лишены недостатков в иснаде и противоречий передатчиков в матне. Он также не говорит о том, что хадис отмененный или нет, обобщенные или частный, абсолютный или конкретный.
• Сунна — это уже извлеченное законоположение из хадисов и асаров, где провели анализ на предмет достоверности, противоречий, путаницы, отмененный или нет, частный или общий и т.д. Это то, что уже установлено и пригодно для следования.
Хвала Аллаhу Господу миров.
Для пользы:
107. Смысл наук: Тахкъикъ, Тахридж и Таhзиб.
Хамад | Сен 3,2017
Ас-Саляму Алейку не знаешь этот хадис достоверный или нет нашел его в тафсире ибн Касира
Передается от Ибн Джарира, что Ибн Мас’уд сказал: «Если мы расскажем вам что то, то подтвердим свои слова Книгой Аллаха. Если мусульманин скажет : ‘‘СубхьянаЛах1’’, (Слава Аллаху), ‘‘Аль-хьямду ли-Лях1’’ (Хвала Аллаху), ‘‘Ля илях1а илля-Лах1’’( нет божества, кроме Аллаха) и ‘‘Аллах1у Акбар’’ (Аллах Велик), ангел взяв эти слова под свое крыло поднимается с ними на небеса. Он проносит их через всех ангелов и они просят прощения за того человека который произнес их, пока не доставит он (слова эти) к Аллаху». После чего Ибн Мас’уд (Да будет доволен им Аллах!) процитировал аят: ﴾ إِلَيْهِ يَصْعَدُ ٱلْكَلِمُ ٱلطَّيِّبُ وَٱلْعَمَلُ ٱلصَّـٰلِحُ يَرْفَعُهُ ﴿ — «к Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает».
БаракаЛлаху Фикум
AR-RAD | Сен 4,2017
Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату. Это сообщение приводит имам ат-Табари в тафсире этого аята. Я кратко ознакомился с иснадом этого сообщения, где в цепочке нашел Абдуллу бин аль-Махарикъа и его отца аль-Махарикъ бин Сулейма, который переда от Ибн Мас’уда. Имам аль-Бухари упоминает первого у себя в «Тарих», но не упомянул ни джарха ни та’диля. Единственное что он сказал, что от АбдуЛлы брал аль-Мас’уди, и он не знает что там между ними.
Аль-Хафиз Ибн Касир называл данный иснад достоверным. Это же сообщение передал имам ат-Табарани и аль-Байхакъи. А Аллаhу ведомо лучше.
'Абидин | Сен 14,2019
Ассаляму аляйкум ва рахматулЛахи ва барякатуху, на сколько достоверный этот асар?
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Во времена Абу Бакра началась засуха, и люди, собравшись, сказали Абу Бакру: “Небеса не проливают дождя, земля ничего не производит, и положение у лю-дей очень трудное”. Абу Бакр сказал: “Идите и проявляйте терпение, ибо очень скоро Всевышний Аллах облегчит вашу участь”. И очень скоро из Шама прибыли караваны ‘Усмана — сотня верблюдов, гружённых пшеницей (или съестным). Тогда люди собрались у дома ‘Усмана и постучали в его двери. ‘Усман вышел к ним в сопровождении группы людей и спросил: “Чего желае-те?”. Они ответили: “Время голодное. Небеса не проливают дождей, и земля ничего не производит. Положение у людей очень трудное. А мы узнали о том, что у тебя есть еда. Продай нам её, чтобы мы могли обеспечить бедных му-сульман”. ‘Усман ответил: «С радостью… Заходите и покупайте”. Торговцы вошли и увидели, что зерно сложено в доме ‘Усмана. ‘Усман спросил: “О тор-говцы! Какую прибыль вы дадите мне в сравнении с той ценой, по которой я купил это зерно в Шаме?”. Они ответили: “Вместо каждых десяти дирхемов двенадцать”. ‘Усман сказал: “Мне уже предложили большую прибыль”. Тор-говцы сказали: “Тогда за каждые десять дирхемов пятнадцать”. ‘Усман сказал: “Мне уже предложили больше”. Торговцы сказали: “О Абу Амр! В Медине нет торговцев, кроме нас! Кто же предложил тебе такую прибыль?”. Усман ответил: “Всевышний Аллах обещал мне за каждый дирхем десять. Можете ли вы предложить больше?”. Они ответили: “Клянёмся Аллахом, нет!”. ‘Усман сказал: “Поистине, я свидетельствую, что отдаю это зерно, чтобы оно стало милостыней для бедных мусульман”». Ибн Аббас продолжил: «И в ту ночь я увидел во сне посланника Аллаха ﷺ на пегом коне, в одеянии из све-та, в сандалиях из света, и в руках его был посох из света, и он спешил, а я сказал: «О посланник Аллаха, я соскучился по тебе и по беседам с тобой! Куда же ты торопишься?”. Он ответил: “О Ибн ‘Аббас! Поистине, ‘Усман подал милостыню, и Аллах принял её от него и даровал ему супругу в Раю, и нас позвали на свадебное угощение»» (Его передал Ибн Кудама в «ар-Риккъа валь-Бука» стр. 190)
AR-RAD | Сен 29,2019
Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату. Не знаю.
'Абидин | Окт 1,2019
Джазакаллаhу хайран.
'Абидин | Окт 23,2019
Ассаляму аляйкум ва рахматулЛахи ва Барякатуху.
Брат, я узнал что хадисоведение делится на две части, на хадис ар-Ривая и ад-Дирайя, можете обьяснить что это и какие науки входят в ту или иную часть науки.
AR-RAD | Окт 23,2019
Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату.
Ривая — это передача. Наука о передачи. Речь идет иснаде, передатчиках, правилах передачи, проблемах передачи, количество путей и т.д.
Дирая — это осведомленность/понимание. Речь идет о изучении текста (матна) хадиса, извлечение из него законоположений, вынесение решений на основе этого хадиса, есть ли у него противоречия, или нет, соответствует ли эта передача основам хадиса, или нет, пригоден ли текст хадиса качестве аргументации, или нет, и т.д.
Ривая включает себя: тахридж, джарх уа та’диль, ‘иляль, табакъат и т.д.
Дирая включает в себя: акиду, фикх, тафсир, историю и т.д. Т.е все науки, которые не касаются путей передачи сообщения.
Дара ядри дирая (знать/понимать)
Рава ярви ривая (передавать/рассказывать сообщение).
'Абидин | Окт 23,2019
А вот, то что выводится степень достоверности как сахих, даиф, и т. п., какая часть науки этим занимается, ривая или дирая?
AR-RAD | Окт 23,2019
Сахих-да’иф чего? Если матна, то дирая, если иснада, то ривая.
Ибн Исмаил | Авг 4,2021
БаракаЛлагьу фикум очень полезный сайт!
Инфо
Последние новости
624. Пить стоя можно, но сидя лучше
Янв 18, 2023623. Ответ на статью: «Отличительные признаки «Сахих» Аль-Албани».
Янв 1, 2023622. Мужчина и женщина одни в лифте
Дек 7, 2022AR-RAD.RU 2016-2023
Каир
+7 928 503 9090
[email protected]