392. Разница между употреблением слов "Сунна", "Хадис" и "Асар".

392. Разница между употреблением слов «Сунна», «Хадис» и «Асар».

Скачать

Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.  А затем:

Разница между употреблением слов «сунна» и «хадис»? Ответит авторитетнейший ученый нашего столетия, член комитета старейших ученых и член постоянного комитета фетв, специалист по хадисам — ‘Абдуль-Карим аль-Худейр.

≡ Он говорит:

«Сунна — это то, что относят к пророку ﷺ из слов, поступков, внешних описаний и молчаливого одобрения. Все это называется сунной. И в основном под словами «сунна» подразумеваются дела (пророка ﷺ). А (слово) «хадис» часто относят к словам (пророка ﷺ).

Но в любом случае слово «Сунна» относится и к словам, и к делам (пророка ﷺ), даже если оно больше используется к его делам. Хадис тоже относится к словам и делам (пророка ﷺ), даже если оно больше используется к его словам».

Я скажу: шейх Мухаммад Мубарак в своей книге: «Ас-Сахих аль-Мунтахиль мин аль-Калям аль-Ауалин» сказал:

«Сунна, на языке арабов, это то, что было ниспослано в Коране и то, с чем пришел пророк ﷺ. Т.е путь, за которым следует и на основе которого действуют после того, как он узаконил его.

А (понятие) хадис более обширное чем Сунна. Он (т.е хадис) может быть отмененным или недостаточно достоверным. Либо двояким, как если-бы (какое-нибудь дело) является его особенностью, на которое указал пророк ﷺ предпосылками, которые знает тот, кто наблюдает за ними.

Или же из (этого хадиса) не понимается то, что поняли (другие). Как на пример слова ‘Аиши о МухIассаб (место кидания камней в Мине): «Идти на МухIассаб не является сунной. Посланник ﷺ вышел туда потому, что ему так было легче выходить»».

Мать правоверных имеет ввиду, что выход пророка ﷺ на это место не было под соображением поклонения, он это сделал по человеческому фактору. Здесь и появилось разногласие среди сподвижников. 

Имам аш-Шафи’и считал это желательным. Но не каждое желательное дело, оно сунна, но каждая добровольная сунна в основе желательна.

Т.е не все хадисы говорят о сунне в виде поклонения, как и не все желательное является сунной по определению.

К примеру, купание для праздничной молитвы. Это единогласно желательное дело, так как его делал Ибн ‘Умар. Но сунной это не называется, так как хадисы от ‘Али на эту темы очень слабые.

≡ Имам ‘Абд ар-Рахман бин Маhди сказал: «Ранняя сунна жителей Медины лучше, чем хадис».

Имеет ввиду, что то, на чем табиины Медины лучше, чем хадис, достоверность, или ясность, или пригодность которого еще не установлена.

≡ А что касается асара, то Ибн Баз сказал:

الحديث ما ينسب إلى الرسول ﷺ يقال له: حديث. والأثر يطلق على ما ينسب إلى الرسول ﷺ، وعلى ما ينسب إلى الصحابة والتابعين يقال له: أثر. والغالب أن الأثر ما يروى عن الصحابة والتابعين يسمى أثرًا، وما يطلق عليه حديث: هو ما ينسب إلى النبي ﷺ. نعم

«Хадис — это то, что относят к пророку ﷺ. Это называют хадисом. А асар, это то, что относят и к пророку ﷺ, и к сподвижникам, и к табиинам. Это называется «асар». Часто «асаром» называют (те сообщения), которые пришли от сподвижников и табиинов, и не называют хадисом. А то, что относят к пророку ﷺ (чаще называют) хадисом».

Выводы:

Слово «асар» имеет самое широкое значение, включающее в себя как пророческие сообщения, сообщения от сподвижников и табиинов.

Хадис, более узкое значение по сравнению с асаром, включающее в себя пророческие сообщения из слов, дел и одобрений. Но он еще не указывает на то, что эти сообщения лишены недостатков в иснаде и противоречий передатчиков в матне. Он также не говорит о том, что хадис отмененный или нет, обобщенные или частный, абсолютный или конкретный.

Сунна — это уже извлеченное законоположение из хадисов и асаров, где провели анализ на предмет достоверности, противоречий, путаницы, отмененный или нет, частный или общий и т.д. Это то, что уже установлено и пригодно для следования.

Хвала Аллаhу Господу миров.


Для пользы:

107. Смысл наук: Тахкъикъ, Тахридж и Таhзиб.

 

Комментарии

  • Хамад | Сен 3,2017

    Ас-Саляму Алейку не знаешь этот хадис достоверный или нет нашел его в тафсире ибн Касира

    Передается от Ибн Джарира, что Ибн Мас’уд сказал: «Если мы расскажем вам что то, то подтвердим свои слова Книгой Аллаха. Если мусульманин скажет : ‘‘СубхьянаЛах1’’, (Слава Аллаху), ‘‘Аль-хьямду ли-Лях1’’ (Хвала Аллаху), ‘‘Ля илях1а илля-Лах1’’( нет божества, кроме Аллаха) и ‘‘Аллах1у Акбар’’ (Аллах Велик), ангел взяв эти слова под свое крыло поднимается с ними на небеса. Он проносит их через всех ангелов и они просят прощения за того человека который произнес их, пока не доставит он (слова эти) к Аллаху». После чего Ибн Мас’уд (Да будет доволен им Аллах!) процитировал аят: ﴾ إِلَيْهِ يَصْعَدُ ٱلْكَلِمُ ٱلطَّيِّبُ وَٱلْعَمَلُ ٱلصَّـٰلِحُ يَرْفَعُهُ ﴿ — «к Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает».

    БаракаЛлаху Фикум

    • blank

      AR-RAD | Сен 4,2017

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату. Это сообщение приводит имам ат-Табари в тафсире этого аята. Я кратко ознакомился с иснадом этого сообщения, где в цепочке нашел Абдуллу бин аль-Махарикъа и его отца аль-Махарикъ бин Сулейма, который переда от Ибн Мас’уда. Имам аль-Бухари упоминает первого у себя в «Тарих», но не упомянул ни джарха ни та’диля. Единственное что он сказал, что от АбдуЛлы брал аль-Мас’уди, и он не знает что там между ними.
      Аль-Хафиз Ибн Касир называл данный иснад достоверным. Это же сообщение передал имам ат-Табарани и аль-Байхакъи. А Аллаhу ведомо лучше.

  • blank

    'Абидин | Сен 14,2019

    Ассаляму аляйкум ва рахматулЛахи ва барякатуху, на сколько достоверный этот асар?

    Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Во времена Абу Бакра началась засуха, и люди, собравшись, сказали Абу Бакру: “Небеса не проливают дождя, земля ничего не производит, и положение у лю-дей очень трудное”. Абу Бакр сказал: “Идите и проявляйте терпение, ибо очень скоро Всевышний Аллах облегчит вашу участь”. И очень скоро из Шама прибыли караваны ‘Усмана — сотня верблюдов, гружённых пшеницей (или съестным). Тогда люди собрались у дома ‘Усмана и постучали в его двери. ‘Усман вышел к ним в сопровождении группы людей и спросил: “Чего желае-те?”. Они ответили: “Время голодное. Небеса не проливают дождей, и земля ничего не производит. Положение у людей очень трудное. А мы узнали о том, что у тебя есть еда. Продай нам её, чтобы мы могли обеспечить бедных му-сульман”. ‘Усман ответил: «С радостью… Заходите и покупайте”. Торговцы вошли и увидели, что зерно сложено в доме ‘Усмана. ‘Усман спросил: “О тор-говцы! Какую прибыль вы дадите мне в сравнении с той ценой, по которой я купил это зерно в Шаме?”. Они ответили: “Вместо каждых десяти дирхемов двенадцать”. ‘Усман сказал: “Мне уже предложили большую прибыль”. Тор-говцы сказали: “Тогда за каждые десять дирхемов пятнадцать”. ‘Усман сказал: “Мне уже предложили больше”. Торговцы сказали: “О Абу Амр! В Медине нет торговцев, кроме нас! Кто же предложил тебе такую прибыль?”. Усман ответил: “Всевышний Аллах обещал мне за каждый дирхем десять. Можете ли вы предложить больше?”. Они ответили: “Клянёмся Аллахом, нет!”. ‘Усман сказал: “Поистине, я свидетельствую, что отдаю это зерно, чтобы оно стало милостыней для бедных мусульман”». Ибн Аббас продолжил: «И в ту ночь я увидел во сне посланника Аллаха ﷺ на пегом коне, в одеянии из све-та, в сандалиях из света, и в руках его был посох из света, и он спешил, а я сказал: «О посланник Аллаха, я соскучился по тебе и по беседам с тобой! Куда же ты торопишься?”. Он ответил: “О Ибн ‘Аббас! Поистине, ‘Усман подал милостыню, и Аллах принял её от него и даровал ему супругу в Раю, и нас позвали на свадебное угощение»» (Его передал Ибн Кудама в «ар-Риккъа валь-Бука» стр. 190)

    • blank

      AR-RAD | Сен 29,2019

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату. Не знаю.

      • blank

        'Абидин | Окт 1,2019

        Джазакаллаhу хайран.

  • blank

    'Абидин | Окт 23,2019

    Ассаляму аляйкум ва рахматулЛахи ва Барякатуху.
    Брат, я узнал что хадисоведение делится на две части, на хадис ар-Ривая и ад-Дирайя, можете обьяснить что это и какие науки входят в ту или иную часть науки.

    • blank

      AR-RAD | Окт 23,2019

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату.

      Ривая — это передача. Наука о передачи. Речь идет иснаде, передатчиках, правилах передачи, проблемах передачи, количество путей и т.д.

      Дирая — это осведомленность/понимание. Речь идет о изучении текста (матна) хадиса, извлечение из него законоположений, вынесение решений на основе этого хадиса, есть ли у него противоречия, или нет, соответствует ли эта передача основам хадиса, или нет, пригоден ли текст хадиса качестве аргументации, или нет, и т.д.

      Ривая включает себя: тахридж, джарх уа та’диль, ‘иляль, табакъат и т.д.

      Дирая включает в себя: акиду, фикх, тафсир, историю и т.д. Т.е все науки, которые не касаются путей передачи сообщения.

      Дара ядри дирая (знать/понимать)

      Рава ярви ривая (передавать/рассказывать сообщение).

  • blank

    'Абидин | Окт 23,2019

    А вот, то что выводится степень достоверности как сахих, даиф, и т. п., какая часть науки этим занимается, ривая или дирая?

    • blank

      AR-RAD | Окт 23,2019

      Сахих-да’иф чего? Если матна, то дирая, если иснада, то ривая.

  • Оставить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *