Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

635. Женщина и ‘ид намаз. Может ли она посещать мечеть?

Последнее обновление на 26 Апр 2023

635. zhenshhina i id namaz. mozhet li ona poseshhat mechet 640x349 - 635. Женщина и'ид намаз. Может ли она посещать мечеть?

СОДЕРЖАНИЕ

Гл.1 Мнения имамов о посещении мечетей женщиной.

Гл.2 Резюме мнений о посещении мечетей женщиной.

Гл. 3 Хадисы о выходе женщины в мечеть. Дискуссия.

Гл. 4 Заключение.


Гл.1
Мнения имамов о посещении мечетей женщиной

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

Ученые разногласят: ‘ид является обязательной молитвой или нет? Об этом можно почитать в нашей статье: 407. Все что надо знать о праздничной молитве. 

Никто не сказал, что женщина обязана присутствовать на этой молитве со всеми остальным.

 Сказал хафиз Ибн Раджаб, да помилует его Аллаh:

И не известно, что кто-то говорил такое. Т.е о обязательности выхода женщин на ‘ид.
 
См. «Фатхуль-Бари» 6/152.

А по поводу желательности или нежелательности, об этом речь пойдет ниже.

Первое мнение: ей желательно

Имам Ибн Раджаб, да помилует его Аллаh, сказал: 

Ученые относительно этого вопроса имеют несколько мнений.

Первое: желательно (женщинам) выходить на праздничную молитву. Это передается от группы саляф, из них ‘Алькъама (я от него встречал обратное тоже — прим. ред). Передается от Ибн ‘Умара, что он выводил своих женщин (на молитву). От него же передается, что он запрещал им (и это достоверно — прим. ред). Передал аль-Харис от ‘Али, сказавшего: «Каждая женщина имеет право выйти на молитву ‘ид. Он (т.е ‘Али) никогда не разрешал женщинам выходить, за исключением праздничных молитв. Это мнение Исхакъа, Ибн Хамида и наших (ханбалитских) ученых. Сказал Ахмад в версии Ибн Мансура: «Я не запрещал-бы им выход (на праздничную молитву), если они хотят этого…»

Второе мнение: ей дозволено.

Имам мухаддис Зейн Ибн Раджаб, да помилует его Аллаh, сказал: «Второе: дозволено. Это передается от Малика. Группа наших (ханбалитских) ученых тоже на этом».

На этом же Ибн ‘Усеймин, который сказал:

Но женщина обязательно должна, выходя на праздничную молитву, отдаляться от мест скопления мужчин. Чтобы их вход в мечеть был в дали от мужчин. Что-бы они не выходили накрашенными, надушившись и наряженными.

Ученые марказа в фетве №141101 сказали:

Но все-же лучше для женщины всегда совершать молитвы в своем доме. Это дальше от фитны, зла и порчи…

Третье мнение: ей нежелательно.

Ибн Раджаб сказал:

Третье: это нежелательно после (ухода) пророка ﷺ . Это мнение ан-Наха’и (близкий ученик ‘Алькъамы, — прим. ред.), Яхья аль-Ансари, ас-Саури, Ибн аль-Мубарака и Ахмада в версии Харба. Сказал (Ахмад): «Я бы не хотел, чтоб в наши дни они выходили, ведь это фитна». Эти ученые аргументировались тем, что положение после пророкаﷺ поменялось. Сказала ‘Аиша: «Если-бы пророк ﷺ  застал то, что привнесли (сегодня) женщины, то он обязательно запретил-бы им посещать мечети»

 Четвертое мнение: это касается лишь старых женщин.

Ибн Раджаб сказал:

Четвертое: исключение касается лишь старых женщин, не молодых. Это передается от ан-Наха’и. Это мнение Абу Ханифы и его учеников. Это-же мнение Ханбаль передал от Ахмада…

Пятое мнение: пожилым тоже лучше не выходить, если они привлекательны.

Ибн Раджаб сказал:

Пятое, мнение аш-Шафии: желательно выходить пожилым женщинам, если они не обладают красивой внешностью».

Шестое мнение: нельзя никому, так как положение изменилось.

И это сообщается от ‘Умара и ‘Аиши, да будет доволен им Аллаh. В одной из версии от Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллаh, которую передал Ибн аль-Мунзир, где говорится, что он запрещал выходить на ‘ид любой женщине, не важно, молодая или взрослая. На этом же ‘Урва ибн аз-Зубейр, Аль-Къасим бин Мухаммад (внук Абу Бакра ас-Сиддикъа, да будет доволен им Аллаh) и ан-Наха’и, как это передал Ибн Аби Шейба. 

Что касается ‘Умара, то Бурhану-Ддин Махмуд бин Мазаh аль-Ханафи (616) сказал:

Наши ханафитские ученые в запрете (выхода женщины на ‘ид намаз) ссылались на ‘Умара, который запретил им выходить после того, как увидел фитну (выхода женщин на коллективные молитвы).
≡ См. Аль-Мухит аль-Бурhани фи аль-фикъh ан-Нум’ани 2/102.

Что касается ‘Аиши, то передал аль-Бухари и Муслим, что она сказала:

Если-бы пророк ﷺ застал то, что привнесли (сегодня) женщины, то он обязательно запретил-бы им посещать мечети точно также, как это запретили женщинам сынов израилевых.

Сказал Ибн Батта:

В сообщении ‘Аиши доказательство, что женщинам не стоит выходить в мечеть, когда люди попали в фитну.
≡ См. Шарх аль-Бухари 2/471.

Что касается Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллаh, то он кидал камешки в женщин, когда те выходили с мечети в пятничный день.
≡ Ибн Батта в «Шарх сахих аль-Бухари» 2/471.

 Что касается Ахмада, то Ибн Раджаб в ‹аль-фатх› сказал: «Ахмад сказал: «Я бы не хотел, чтобы в наши дни они выходили, ведь это фитна»».

Сказал имам Абу Бакр аль-Касани:

А по поводу женщин: разрешается ли им выходить на ‘ид? (Ханафитские) ученые единогласны, что молодой не разрешается выходить на джуму’а и ‘ид. Или на любую (коллективную) молитву, согласно словам Всевышнего: «И оставайтесь в своих домах». Приказ оставаться (дома) означает запрет передвигаться (на улице). Ибо их выход несомненно причина всякой фитны. Все то, что ведет к хараму — харам».
≡ См «Бадаи’у ас-Сана’и» 1/275.

 

Гл.2

Резюме мнений о посещении мечетей женщиной

Все эти мнения упираются на три условия:

  1. Отсутствие опасности/вреда.
  2. Отсутствие фитны.
  3. Разрешения мужа
  4. Ношение никъаба.
  5. Отсутствие смешивания полов.

1. Отсутствие опасности/вреда.

Имам Ибн Раджаб сказал: «Эти (хадисы) обязательно надо отнести на те случаи, когда нет фитны и вреда».
≡ См. «Фатх|уль-Бари» 8/52.

2. Отсутствие фитны.

Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: «Это касается тех случаев, когда (в ее выходе) нет фитны ни для нее, ни для других».
≡ См. «Умдатуль-Къари шарх сахих аль-Бухари» 6/157.

3. Разрешение мужа.

Имам Ибн Раджаб сказал: «Мы не знаем разногласия (среди ученых), что женщина не выходит в мечеть без разрешения мужа».
≡ См. «Фатх|уль-Бари» 8/52.

4. Ношение никъаба.

Что касается никъаба, то сказал Ибн ‘Усеймин: «А если она боится, что мимо нее пройдут мужчин, то в таком случае он обязана закрыть свое лицо, чтобы они не увидел ее».

Т.е по мнению Ибн ‘Усеймина она не может выйти, если не прикроет свое лицо, следовательно, сегодня ни одна женщина не должна выходить на ‘ид, так как у нас никто свои лица не закрывает. Такого-же мнения Ибн Баз и весь комитет старейших ученых! Нет нужды здесь приводить их всех.

5. Отсутствие смешивания полов.

Сказал имам ан-Науауи:

Этот и подобные ему хадисы в данной главе внешне не запрещают (женщине) посещать мечет. Но это при условиях, о которых упомянули ученые, взятые из хадисов: чтоб она не духарилась (не надушилась) и не наряжалась. Чтобы не были браслеты на лодыжке, которых слышно. Чтоб не была одета в роскошную одежду и не смешивалась с мужчинами. Чтоб не была молодой, от которой исходит фитна. Чтоб не шла по дорогое, на которой есть опасность…

И ан-Науауи говорит о взрослой женщине, так как по мазhабу аш-Шафии эти молитвы после пророка ﷺ не касаются молодых.

Никто из имамов этой уммы не разрешал женщине выходить в мечеть, не говоря уже о других мест, если от нее или для нее есть фитна, смешивание полов или опасность.
≡ См. «Тафсир аль-Къурт|уби» 14/180, и Ибн Къайим в «Ат-Т|урукъ аль-Х|акимаh» стр. 280-28, и Салих|а аль-Азhари в «Джауаhиру аль-Иклиль» 1/81, и Ибн ‘Абидин 2/665.

Боле того, ученые единогласны, что без разрешения мужа она вообще никуда не может выйти.
≡ См. Ибн аль-Мунзир в «Аль-Иджма» 51, и «Аль-Икъна» 1/202, и «Фатх|уль-Бари 8/53, и «Нейлуль-Аут|ар» 4/345.

Если муж разрешил вопреки тому, что есть опасность, фитна, смешивание полов или она не полностью закрыта, то такому мужу нельзя подчиняться, так как пророк ﷺ «Нет подчинения творению в ослушании Творца».

Остается лишь одно: муж разрешил в безопасное время, когда есть амана, когда нет фитны, желательно ей выйти, или нет? Именно в том разногласие. Мнения мы уже привели выше.

Ученые, которые считали это желательным, как ‘Али, Ибн ‘Умар (в начале), ‘Алькъама, ‘Исхакъ, и Ахмад (в версии Мансура), обусловили это одобрением мужа, отсутствием опасности, смешиванием полов, отсутствием фитны со стороны женщины и одеванием никъаба перед выходом.

Но у имама Малика и Абу Ханифы никъаб не является условием. Это также слабое мнении у шафиитов. Но они же обусловил это отсутствием фитны, следовательно, сегодня их фетвы не уместны.

А другие сказали, что фитна будет в любом случае. Это передается от ‘Умара, Ибн ‘Умара, Ибн Мас’уда, ‘Аиши, ‘Урва ибн аз-Зубейр, Аль-Къасим бин Мухаммад, ан-Наха’и, Яхьи аль-Ансари, ас-Саури, ибн аль-Мубарака, Ахмада по версии от Харба, Абу Ханифа и все остальные. Когда и как ей можно выйти мы опишем в следующих главах, иншаАлла.

 

Гл. 3
Хадисы о выходе женщины в мечеть
(Дискуссия)

 

Хадис №1

إِذَا اسْتَأْذَنَكُمْ نِسَاؤُكُمْ إِلَى الْمَسَاجِدِ فَأْذَنُوا لَهُنَّ

Если ваши женщины попросят у вас разрешение молиться в мечети (в коллективном намазе), то разрешите им.
Муслим и другие от Ибн ‘Умара.

Я скажу: данный хадис сегодня не годится в доказательство дозволенности выхода женщины в мечеть, и тем более на улицу. Почему? 

⇒ Во-первых: глагол в хадисе с арабского اسْتَأْذَنَكُمْ (истаъзанакум) — попросят у вас разрешение,  указывает на то, что в основе женщина не выходит в мечеть, не говоря уже о улице, и тем более о рынках. Если это было-бы дозволенным в основе, тогда нет смысла говорить «попросят у вас разрешение». Ведь спрашивают разрешение там, где по умолчанию запрещено.

Это подтверждается хадисом, который передал имам Аль-Бухари и Муслим, где ‘Аиша сказал пророку ﷺ: «Разрешаешь (а-таъзан) ли ты мне навестить моих родителей?» Обратите внимание, сама просьба навестить уже говорит о обязанности спрашивать.

Хафиз Зейн аль-‘Иракъи сказал: «В этом хадисе доказательство на то, что жена не имеет права идти к своим родителям без согласия ее мужа».
≡ См. «Тарху ат-Тасриб» 8/58.

Сказал имам ан-Науауи в толковании этого хадиса: «Это является доказательством на то, что женщина не выходит из дома мужа без его одобрения, так как разрешение (в данном хадисе) попросили (именно) у мужа».

Аль-Бухари назвал главу этого хадиса так: «Глава о том, что женщина должна спрашивать разрешения у своего мужа выйти в мечеть или куда-то еще».

Во-вторых: передатчик этого хадиса Ибн ‘Умар, и от него сообщают, что он разрешал это. Но в последствии Ибн ‘Умар запретил это. Тоже самое передается и от его отца — ‘Умара, да будет доволен ими Аллаh. Об этом мы уже говорил в предыдущих главах.
Подробней об этом в книге «Аль-Мухит аль-Бурhани фи аль-фикъh ан-Ну’мани» 2/102.

⇒ В-третьих: этот хадис также указывает на то, что джамаат намаз на нее не распространяется, об этом здесь: 237. Обещанная награда за коллективный намаз не касается женщин.

Затем коллективную молитву для женщины пророк ﷺ данном хадисе связал с согласием мужа, тогда как коллективная молитва мужчины связана с его физической возможностью. Это согласно хадису: «Кто услышал азан и не явился…» и хадису: «А ты слышишь азан?», а также: «…и приказал-бы сжечь дома тех, кто не явился на молитву», а также: «Когда слышите икъамат на молитву, то иди на молитву», а также: «Кто-бы не совершил омовение должным образом, затем отправился в мечеть».

Все эти и другие хадисы указывают на то, что коллективный намаз мужчины в мечети связан с возможностью самого мужчины, а коллективный намаз женщины в мечети связан с согласием мужа. 

Хадис №2

لا تمنعوا إماء الله مساجد الله، وليخرجن تَفِلاتٍ

Не запрещайте рабыням Аллаhа посещать мечети Аллаhа. Но пусть выходят не наряженными (не опрятными)
Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи, ад-Дарими, Ибн Хузейма от Абу Хурайры.

 Я скажу: данный хадис сегодня не годится в доказательство дозволенности выхода женщины в мечеть, и тем более на улицу. Почему? 

⇒ Во-первых: слово в хадисе «тафиля» переводится как: неухоженная, неопрятная. Одета в тряпье, в лохмотья (образно). Хадис указывает на дисциплину и поведения женщин в обществе. Сегодня большинство женщин не соблюдают эту дисциплину. Об этом мы говорили в предыдущих главах.

⇒ Во-вторых: он обусловлен отсутствием фитны, словами «…но пусть выходят не наряженными»Это одно из условий, тогда как остальные условия мы упомянули в предыдущих главах.

⇒ В-третьих: посланник Аллаhа ﷺ не знал к чему привела эта дозволенность, если узнал-бы, запретил-бы, иншаАлла. Это подтверждается хадисом, который передал аль-Бухари и Муслим от ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, которая сказала: «Если-бы пророк ﷺ застал то, что привнесли (сегодня) женщины, то он обязательно запретил-бы им посещать мечети точно также, как это запретили женщинам сынов израилевых».

⇒ В-четвертых: в другой версии этого хадиса сказано: «Хотя их дома лучше для них». Эта часть хадиса говорит о том, что женщине лучше молиться дома в любом случае!

На это упирался Ас-Саури, Ибн аль-Мубарак, Яхья аль-Ансари, Урва ибн аз-Зубейр, Аль-Къасим бин Мухаммад, ан-Наха’и, Яхьи аль-Ансари, ас-Саури, Абу Ханифа, ибн аль-Мубарака, Ахмада по версии от Харба и другие.

⇒ В-пятых: сподвижницы итак ходили не наряженными. Плюс к этому женщины того времени ходили в никъабах. Это продолжалось все века ислама. При этом им разрешили посещать мечети лишь как исключение. Какая фитна могла исходить от целомудренных, благочестивых, знающих и скромных женщин в никъабах?! Разве эти хадисы применимы к большинству наших женщин?

Наши дорогие сестры могут сказать: «Не обобщайте, не все сестры такие», Мы ответим: из-за большинства ненормальных женщин, запрещено выходить меньшинству нормальных!

Хадис №3

Пусть молодые девушки и сидящие за занавесками, а также женщины, у которых месячные, выходят из своих домов и принимают участие в благих делах и обращениях верующих к Аллаху со своими мольбами, однако тем, у которых начались месячные, желательно держаться в стороне от места молитвы.
Аль-Бухари, Муслим и другие.

Я скажу: данный хадис сегодня не годится в доказательство дозволенности выхода женщины в мечеть, и тем более на улицу. Почему? 

Этот хадис по своей сути и со своим смыслом не отходит от законоположения в выше приведенных хадисах, а значит, мы здесь не будем повторять его толкование. 

Хадис №4

Нам было приказано выводить (брать с собой) на праздничные молитвы совершеннолетних девчат и девственниц…
Аль-Бухари и Муслим от Умму ‘Атыйи.

Наш шейх ас-Сухейм, комментируя этот хадис в книге ‘Умдатуль-Ахкам» сказал:

Этот приказ означает обязательность? Ответ: Нет. В другой версии хадиса: «Выходили совершеннолетние девчата и девственницы…» Основа, что праздничная молитва не ограничивается, ведь приказ коснулся даже тех, у кого менструации, вместе с тем, что их молитва не касается.

Мы уже приводили толкование подобных хадисов выше.

Хадис №5

Посланник Аллаха ﷺ повелевал своим дочерям и женам выходить на праздничные молитвы”.
Ахмад и ат-Табарани от Ибн ‘Аббаса.

Мы уже объяснили смысл этого хадиса выше.

Единственное что можно добавить к этому хадису, так это то, что жены и дочери пророка ﷺ жили по соседству с его мечетью, плюс в безопасном месте, да и сам пророк ﷺ оберегаем сверху. Так какие могут быть тут проблемы? Этот хадис нельзя применять на современную реальность.

Хадис №6

إذا شهدت إحداكن المسجد فلا تمسَّ طيبا

Если одна из них совершает молитву в мечети, так пусть не прикасается к благовониям
Муслим и другие от Зайнаб, да будет доволен ею Аллаh.

Смысл подобных сообщений мы уже объяснили выше.

В этом хадисе добавка «…так пусть не прикасается к благовониям». Это еще одно условие в копилку дисциплины сестер, а это: остерегаться всего того, что привлекает внимание посторонних мужчин. Повторимся: после пророка, мир ему, положение изменилось.

Хадис №7

أيما امرأة أصابت بَخوراً فلا تشهد معنا العشاء الآخرة

Какая-бы женщина не использовала благовония, пусть не молиться с нами ночную молитву.
Муслим и другие от Абу Хурайры.

Я скажу: отсюда понимается, что если она не использовала благовония, значит ей можно молиться. Да, это верно и понятно из хадиса. Но это касалось его времени, когда не был той фитны. Об этом мы уже неоднократно говорили выше.

Хадис №8

Мать правоверных ‘Аиша бинт Аби Бакр ас-Сыддикъ, да будет доволен Аллаh всей семьей, сказала:

Я ни за что не оставлю хадж после того, как я услышала это от посланник Аллаh ﷺ .
Аль-Бухари и ан-Насаи

⇒ Во-первых: мать правоверных имеет ввиду хадис, когда женщины спросили посланника Аллаhа ﷺ: «Можем мы выходить в военный поход с тобой?» На что ответ был отрицательным, но затем он добавил: «Лучший джиhад (для женщин) это хадж». Аль-Бухари.

А в версии Ибн Маджи: «Хадж и ‘Умраh». Это не касается тех, кто находится на расстоянии сафара. В хадисе у аль-Бухари и Муслима сказано: «Не выходит женщина в сафар, не иначе как с махрамом».

⇒ Во-вторых: пророк ﷺ повелевал это еще при жизни, но затем на прощальном хадж он велел им оставаться дома. 

Это подтверждается хадисом, который передал имам Ахмад от Абу Уакъида аль-Лейси и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллаh, что на прощальном хадже пророк ﷺ сказал своим женам: «После этого (хаджа) придерживайтесь циновок (домов). 

Сказал аль-Абади в шархе: «То есть придерживайтесь своих домов, так как после этого хаджа вы больше не обязаны хаджем».
≡ Гл. Хадж. Стр. 112.

Как передал Ибн Са’д от Абу Хурайры, что после после этого матеря правоверных Сауда и Зайнаб сказали: «После этих слов пророка ﷺ мы больше не заставим двигаться верховое животное». Т.е мы больше не выйдем из дома.

Передатчики этого сообщения сказали: «И вышли с их домов (т.е домов матерей правоверных) только их погребальные носилки».

⇒ В-третьих: а что касается самой ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh, то согласно тому, что передал Ибн Аби Шейба, Ибн Са’д и ‘Абдулла в «Зауаид» от Масрукъа, сказавшего: «Когда ‘Аиша читала аят: «И оставайтесь в своих домах» она плакала, пока не увлажнился ее химар (вуаль)». т.е это уже после смерти пророка ﷺ.

⇒ В-четвертых: кто-то скажет: «Но ведь в последние годы правления ‘Умара, да будет доволен им Аллаh, он ведь разрешил им, а также в годы правления аль-Мугъиры бин Шу’бы?»

То на это мы приведем ответ ханафитских и ханбалитских ученых: да, было такое, но в тот момент матерей правоверных сопровождал праведный халиф ‘Усман бин ‘Аффан и  ‘Абду-Рахман бин ‘Ауф, а этого достаточно как аргумента на то, что путь был безопасным, да еще при такой великолепной эпохи!

Я добавлю: не все матеря правоверных были согласны с этим. Сауда и Зайнаб сказали: «После этих слов пророка ﷺ мы больше не заставим двигаться верховое животное». Тоже самое сообщается и от ‘Аиши.

 

Гл. 4
Заключение

• Хадисы, в которых женщинам разрешается выйти на праздничную молитву касаются того времени, но не сегодня. При жизни пророка ﷺ женщинам было дозволено посещать эти молитвы, так как не было фитны, и это была лучшая эпоха! Но даже при жизни пророка ﷺ молитва для женщины была лучше дома, чем в мечети пророка ﷺ, не говоря уже о других мечетях и других временах.

• Те сподвижницы, которые все-таки ходили в мечеть, как Умму Хумейид, к примеру, они не создавали фитну, не смешивались с мужчинами, не духарились, выходили в лохмотьях, надевали никъаб… туда-сюда не шастались!

• Женщина может сегодня посещать коллективный намаз, если ее муж проводит ее прямо к мечети и также заберет. Но и это как исключение, и соблюдая все указанные ранее условия условия.

• Коллективная награда за намаз не касается женщин, это касается мужчин. Но совершать коллективный намаз дома с сестрами, как это дела ‘Аиша и Умму Саляма, да будет доволен ими Аллаh, дело хорошее.

• Выход женщин на коллективную молитву привело к фитне у бану исраиль. Если-бы пророк ﷺ увидел то, к чему это привело, то запретил-бы им это, иншаАлла.

Мир и благословение избранному пророку, его семье, верным сподвижникам.


Для пользы:

515. Аргументы из Корана, Сунны и сподвижников на запрет выхода женщин

635. Женщина и ‘ид намаз. Может ли она посещать мечеть?

209. Доводы ясными словами, о смешивании между полами.

509. Некоторые последствия смешивания полов.

506. Учеба в светских учреждениях.

42. Она вынуждена обратиться к врачу мужчине

331. Можно ли мусульманке работать медсестрой ?

292. Дозволено ли женщине участвовать в похоронных процессиях?

291. Можно ли женщинам посещать кладбища?

273. Дозволено ли женщине садится в такси?

124. Ее слова: «Я дома, как в тюрьме». Ибн ‘Усеймин.

522. Эльвира Заитова и мурджиитский феминизм.

 

комментариев 5

  1. А 13 Апр 2023

    На книжную выставку выходить с жёнами запрета нет, а как на ид с женами выйти, так сразу «30 доводов из Корана и Сунны.»

    • AR-RAD 13 Апр 2023

      Если жена с мужем, то хоть на край света.

  2. Ilyas 16 Апр 2023

    Ас саламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух, можно ли жене совершить праздничный намаз дома одной?

    • AR-RAD 16 Апр 2023

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Можно.

  3. Юрий 21 Апр 2023

    السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
    Нахождение в мечети женщины у которой месячные разрешено или нет? Так же вопрос касается мусолли. جزاك الله خيرا

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *