Последнее обновление на 4 Апр 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Гл.2 Основа в мясе людей писания
Гл.3 О каких людях писания идет речь?
Гл.4 Люди писания не произнесли имя Аллаhа
Гл.5 Муслим не произнес имя Аллаhа
Гл.6 Забыл произнести имя Аллаhа
Гл.7 Муслим произнес другое имя, не Аллаhа
Гл.8 Животное убито неправильным способом
Гл.9 Неизвестно как заколол муслим, надо спрашивать?
Гл.10 Неизвестно как заколол кафир,
надо спрашивать?
Гл.11 Когда надо интересоваться о мясе?
Гл.12 Сегодня не те христиане?
Гл.13 Посуда, на которой приготовили запретное мясо
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение избранному пророку, его семье, и верным сподвижникам, а затем.
Огромное количество братьев уверенно заявляют, что сегодня не те христиане, сегодня их мясо запрещено, это сомнительное мясо, надо интересоваться как оно было заколото и так далее.
Тенденция «другие христиане» набирает обороты. Это достигло всех высот и масштабов. Огромное количество неосведомленных мусульман начали выстраивать отношения в этом вопросе, иногда дело доходит до абсурда. Я вкратце разберу эту тему и, с помощью Милостивого, попробую поставить точку в этом вопросе.
Речь не идет о рыбе. Рыба не нуждается в ритуальном закалывании, неважно кто принес ее в жертву, она халяль даже в мертвом виде.
Приступим с помощью Аллаhа.
Гл.1
Основа в мясе запрет
Сказал имам ас-Са’ди, да помилует его Аллаh:
Основа в мясе — запрет, пока не появится убежденность о ее дозволенности. Если в жертвенном мясе объединятся две причины — запрет и дозволенность, то запрет берет вверх.
≡ См. «Послание о юридических правилах». 29.
А до ас-Са’ди это говорил имам Ибн Дакъикъ аль-‘Ид, да помилует его Аллаh.
См. «Ихкам аль-ахкам» 2/286.
Тоже самое сказал Абу аль-Къасим ар-Рафи’и, да помилует его Аллаh.
См. «Аль-‘Азиз шарх аль-Уаджиз » 1/280.
Тоже самое сказал шейхуль-ислям Ибн Теймийя, да помилует его Аллаh.
См. «Аль-Фатауа аль-кубра» 3/110.
Тоже самое сказал имам Ибн аль-Къайим, да помилует его Аллаh.
См. «И’ляму аль-мувакъи’ин» 1/340. Доводом является хадис ‘Ади ибн ХIатим у аль-Бухари и Муслима.
Это же правило относится к половым органам.
Что значит основа в мясе запрет? Означает ли это, что животные запретны для закалывания? Нет, речь не об этом. Животные, которых приносят в жертву или на которых охотятся, в основе их мясо дозволено, а речь вот о чем: если есть сомнения, правильно ли заколото мясо или нет, то надо считать, что оно было заколото неправильно, пока не будет убежденности в правильности закалывания.
См. Ибн ‘Усеймин в «Ликъау аль-баб аль-мафтух» 234.
Сказал имам ан-Науауи, да помилуете его Аллаh:
فيه بيان قاعدة مهمة وهي أنه إذا حصل الشك في الذكاة المبيحة للحيوان : لم يحل؛ لأن الأصل تحريمه، وهذا لا خلاف فيه
Из этого извлекается важное правило: если возникло сомнение, правильно ли было заколото жертвенное животное (или нет), то оно не дозволено, так как основа (в мясе) запрет, это то, в чем нет разногласия.
См. «Шарх Муслим» 13/116.
Имам Ибн Къудама сказал:
Если он (муслим) отправит свою охотничью собаку, и (в это время) отправит маджусит свою собаку, и они вместе убьют дичь, не будет эта дичь дозволенной/халялем. Так как охота маджусита не дозволена/харам. И когда объединится недозволенность и дозволенность, то недозволенность одержит верх. Как (мясо животного) которое родилось от сношения животного, у которого мясо дозволено, с животным, у которого мясо не дозволено (как мул, рождённый от сношения лошади и осла). Потому что асль/основа – это недозволенность. Для его дозволенности есть условие. И это условие – тазкия (делать дозволенным с помощью закалывания) или охота, при которой происходит тазкия со стороны человека, который является Ахлю Закат (те, кто имеют право на закалывание по шариату: мусульманин и Ахлюль Китаб). А в данном случае этого не произошло.
См. «Аль Мугъни» 13/271. Перевод не мой, но он правильный.
Также важно знать, что речь не идет о мясе, которое в основе своей не дозволено употреблять в пищу, как свинина, домашние ослы, хищники, рептилии, грызуны, насекомые и так далее мерзости. Об этом в нашей статье: 565. Виды мяса, между дозволенными и запрещёнными.
Гл.2
Основа в мясе людей писания
Всевышний сказал в суре Трапеза:
Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им
Этот аят прямо свидетельствует о дозволенности мяса людей писания для мусульман. Подобное говорили саляфы: Ибн ‘Аббаса, Ибн Мас’уда, ‘Икрима, аль-Хасан аль-Басри, Са’ид ибн аль-Мусейиб, Ибн Щиhаб аз-Зухри, ‘Ата, Къатада, аль-Хакам, Хаммад и другие.
Ибн Мас’уд да будет доволен им Аллаh, сказал:
… если заколотое животное от иудея или христианина, то кушайте. Поистине, их еда дозволена нам.
≡ ‘Абдур-Раззакъ и другие. Перевод правильный.
Имам ас-Са’ди (Си’ди), да помилует его Аллаh, в толковании этого аята сказал:
Аллах также позволил мусульманам есть животных, которые были зарезаны людьми Писания. Это не относится к животным, зарезанным остальными неверующими, и мусульмане не имеют права употреблять их в пищу.
Имам Ибн Къудама, да помилует его Аллаh, сказал:
Нет разницы в дозволенности заколотого животного, режет это нечестивец или праведник из числа мусульман, или люди писания. Также нет разницы в дозволенности заколотого людьми Писания, будь они из числа мирных или воюющих с мусульманами.
≡ См. “Аль-Мугъни” 13/293.
Имам Ибн аль-Мунзир, да помилует его Аллаh, сказал:
وأجمع أهل العلم عَلَى أن ذبائح أهل الكتاب لنا حلال إذا ذكروا اسم اللَّه عَلَيْهَا إلا حديث حكي عن مالك فِي شحم شاة ذبحها يهودي، فإنه بلغني عنه أنه قَالَ: لا يؤكل.وحكي عنه أنه قَالَ: لا أحرمه
Обладатели знания сошлись на том, что жертвенное животное людей писания дозволено для нас, если они упомянули имя Аллаhа над ним, не считая предания от Малика относительно бараньего сала, принесенного в жертву иудеем, до меня доходило, что он сказал: «Это нельзя есть». От него также передают, что он сказал: «Я не запрещаю это».
≡ См. “Аль-Икъна” 1/386.
‘Абдуллах ибн Мугъаффаль рассказывал:
В день Хайбара я нашел мешок жира и сказал: «Я никому сегодня не дам ничего из этого!» Когда же я обернулся, то увидел посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и мне стало стыдно, а он улыбнулся”.
≡ Аль-Бухари, Муслим и другие. Перевод не мой, но правильный.
Имам ас-Синди сказал к этому хадису:
Это является молчаливым одобрением от пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку в то время из обычаев людей было употребление жира в пищу. И если бы употребление этого было бы запретным, то он обязательно указал бы на то, что его нельзя есть. В этом указание на дозволенность жира, и из этого вытекает также дозволенность мяса животных, заколотых людьми Писания, поскольку этот жир является жиром заколотых ими животных.
≡ См “аль-Хашия” 1/376. Перевод не мой, но правильный.
Гл.3
О каких людях писания идет речь?
Всевышний сказал в суре Трапеза:
Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им
Тут два мнения:
Первое: речь идет о Бану-Исраиль и тех, кто приняли их религию и законы, как это сделали армяне, греки, римляне, некоторые арабы и так далее.
Этого придерживается Ибн ‘Аббас, Ибн Мас’уд, ‘Икрима, аль-Хасан аль-Басри, Са’ид ибн аль-Мусейиб, ‘Амр аш-Ша’би, Ибн Щиhаб аз-Зухри, ‘Ата, Къатада, аль-Хакам, Хаммад и другие.
Второе: речь идет о людях писания исключительно из бану-исраиль, ибо писание было ниспослано именно им. Народы не из их наций, принявших их религию, не попадают под аят.
Этой позиции придерживался имам аш-Шафи’и, и он в этом вопросе сослался на ‘Али, да будет доволен им Аллаh, который запрещал употреблять животное, заколотое христианскими арабами из недждийского племени Бану Таглиб.
≡ См. «Аль-Умм» 2/196
Имам ат-Табари передает от ‘Али причину его запрета употреблять мясо христиан племени Бану-Тагълиб, сказав:
فإنهم لم يتعلَّقوا من دينهم إلا بشرب الخمر
Потому что они вошли в их религию только из-за вина
Он имеет ввиду: от христианства у них только вино.
Затем имам ат-Табари прокомментировал слова ‘Али:
وهذه الأخبار عن عليّ رضوان الله عليه، إنما تدل على أنه كان ينهى عن ذبائح نصارى بني تغلب، من أجل أنهم ليسوا على النصرانية، لتركهم تحليل ما تحلِّل النصارى، وتحريم ما تُحَرّم، غير الخمر. ومن كان منتحلا ملّة هو غير متمسك منها بشيء فهو إلى البراءة منها أقرب منه إلى اللحاق بها وبأهلها فلذلك نهى عليٌّ عن أكل ذبائح نصارى بني تغلب، لا من أجل أنهم ليسوا من بني إسرائيل.فإذ كان ذلك كذلك، وكان إجماعًا من الحجة أن لا بأس بذبيحة كل نصرانيّ ويهوديّ دان دين النصرانيّ أو اليهودي فأحل ما أحلُّوا، وحرَّم ما حرموا من بني إسرائيل كان أو من غيرهم
Эти предания от ‘Али, да будет доволен им Аллаh, указывают лишь на то, что он запрещал мясо людей писания Бану Тагълиб из-за того, что они не были (как таковыми) христианами, за то что они не дозволяли дозволенное христианством и не запрещали запретное христианством, кроме (дозволенности) вина. Ведь кто исповедует какую-то религию но при этом ничто не соблюдает из нее, то он скорее не причастен к ней, чем исповедует ее.
И если это так, тогда это становится единогласным аргументом в пользу дозволенности жертвенного животного любого христианина и иудея, исповедующего христианство или иудаизм, запрещая то, что они запретили, дозволяя то, что они дозволили, будь это люди писания из числа Бану-Исраиль или другие.
Похожие слова от Ибн ‘Аббаса передал ат-Табари по цепочки от Ибн Хумейда, от Джарира, от Лейса, от Са’ида ибн Джубейра от Ибн ‘Аббаса, сказавшего:
Не ешьте жертвенное животное арабских христиан и армян
В иснаде Лейс, не смотря на свою праведность он не был точным в передаче. К тому же его передача противоречит более достоверной передачи от Суфьяна, от ‘Асыма аль-Ахваль от ‘Икримы а он от Ибн ‘Аббаса, который сказал ровно обратное.
Другой иснад от Хаммада, от ‘Ата ибн ас-Саиба, от ‘Икримы и он от Ибн ‘Аббаса, где он дозволяет пищу Бану Таглиб.
А что касается мнения имама аш-Шафи’и, то ат-Табари сказал:
فبيِّنٌ خطأ ما قال الشافعي في ذلك، وتأويله الذي تأوّله في قوله:»وطعام الذين أوتوا الكتاب حِلٌّ لكم»، أنه ذبائح الذين أوتوا الكتابَ التوراةَ والإنجيلَ من بني إسرائيل وصوابُ ما خالف تأويله ذلك
И прояснилась ошибочность слов аш-Шафи’и в его толковании слов «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам» что речь идет о жертвенном животном тех, кому был ниспослан Таурат и Инджиль из числа Бану Исраиль, и правильное (в этом вопросе то, что) противоположно его толкованию.
Праведный халиф ‘Усман женился на арабской христианке, Наиля, которая уверовала в последствии, и если следовать мнению имама аш-Шафии, тогда повелитель правоверных ‘Усман не имел права жениться на Наиле.
Если они не делают то, что дает им название «люди писания», как если бы они признавали лишь новый завет, отрицая старый, то они не люди писания, и нет в этом разногласия среди имамов.
Гл.4
Люди писания не произнесли имя Аллаhа
Является ли условием, что-бы люди писания произнесли имя Аллаhа перед закалыванием? Тут три мнения:
◊ Первое мнение
Если не произнесли имя Аллаhа, то такое мясо запрещено. Имам аль-Багъауи отнес это мнение к ‘Умару, да будет доволен им Аллаh (в некоторых манускриптах к Ибн ‘Умару, ошибка переписчиков). На этом же имам Раби’а.
Аль-Къуртуби отнес это к ‘Аише, Ибн ‘Умару, Таусу и аль-Хасану аль-Басри (от аль-Хасан два риваята).
Шейхуль-ислям Ибн Теймийя также отнес это мнение к ‘Аише и Ибн ‘Умару, да будет доволен ими Аллаh.
Имам Ибн Мунзир у себя в ‹аль-икъна’› сказал:
Если он принес в жертву и не упомянул имя Аллаhа а упомянул имя Мессии, то не дозволяется его жертвенное мясо.
Сказал шейхуль-ислям Ибн Теймийя:
وأما ما ذبحه أهل الكتاب لأعيادهم وما يتقربون بذبحه إلى غير الله نظير ما يذبح المسلمون هداياهم وضحاياهم متقربين بها إلى الله تعالى ، وذلك مثل ما يذبحون للمسيح والزهرة ، فعن أحمد فيها روايتان أشهرهما في نصوصه أنه لا يباح أكله وإن لم يسم عليه غير الله تعالى
А что касается жертвенного животного людей писания, предназначенного для их праздников и того, чему они поклоняются, как жертва, которую они приносят Мессии и его матери, как мусульмане, которые приносят в жертву в Курбан и Хадже, приближаясь этим к Аллаhу, то от Ахмада две передачи, и боле известная из них (гласит о том), что такое мясо не дозволено, даже если они произнесли лишь имя Всевышнего Аллаhа над ним.
≡ См. «Икътидау сират аль-мустакъим» 1/251.
Имам ас-Са’ди (Си’ди), да помилует его Аллаh, в толковании этого аята сказал:
Причина этого в том, что люди Писания считают себя последователями пророков и приверженцами Священных Писаний, а известно, что все Божьи посланники запрещали совершать жертвоприношения кому-либо, кроме Аллаха, поскольку подобный поступок является проявлением многобожия. Иудеи и христиане признают, что совершать жертвоприношения кому-либо, кроме Аллаха, категорически запрещено, и поэтому мусульманам позволено есть мясо животных, которых они режут.
Сказал шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид:
Мясо животного, которое было заколото человеком Писания (христианином или иудеем) является дозволенным при выполнении двух условий… Второе: чтобы при его закалывании не упоминалось другое, кроме имени Аллаха, имя. Например, имя Иисуса и другое. Так как Всевышний Аллах сказал:
وَلَا تَأْكُلُوا مِمَّا لَمْ يُذْكَرِ اسْمُ اللَّهِ عَلَيْهِ
Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие (сура аль-Ан‘ам, аят 121). А также:
إِنَّمَا حَرَّمَ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةَ وَالدَّمَ وَلَحْمَ الْخِنْزِيرِ وَمَا أُهِلَّ بِهِ لِغَيْرِ اللَّهِ
Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха (сура аль-Бакара, аят 173).
Перевод из сайта шейха.
Мы имеем веский аргумент не соглашаться с позицией этой группы имамов, так как христиане того времени, а именно марьямиты (коллиридиане), принимали Марьям и ‘Ису за два божества и приносили в жертву ради них с их именем, но вместе с этим Всевышний дозволил их жертвенное животное. Об этом более подробно далее во втором пункте этой главы.
◊ Второе мнение
Такое мясо дозволено. Имам аль-Багъауи сказал, что на этом большинство ученых.
На этом такие табиины, как аш-Ша’би, ‘Ата, Ибн Щиhаб аз-Зухри, Макхуль и другие.
Аль-Къуртуби отнес это мнение к двум сподвижникам: к ‘Убаде ибн ас-Самиту и Абу Дарде.
Имама аш-Ша’би и Макхуля спросили об этом, они сказали: «Аллаh дозволил их мясо и Он знает, что они произносят». Они имеют ввиду: они итак не произносят имя Всевышнего, они Иисуса считают Богом, но вместе с этим Он все равно дозволил их мясо. Это то, что мы исповедуем, иначе какой смысл делать произнесение имени Аллаhа условием для христиан, если они обожествляют Иисуса?
Табиин Аль-Хасан аль-Басри сказал:
Если иудей или христианин принес в жертву животное и не произнес имя Аллаhа и ты свидетельствовал этому, то не ешь это, а когда он уйдет поешь, ведь Всевышний дозволил тебе это.
≡ См. «Тафсир аль-Багъауи» 3/15.
Имам имеет ввиду: не ешь это мясо когда он не произнес имя Аллаhа при его присутствии, чтобы в твоем жесте не было моральной поддержки его поступка, а когда его не будет, то основа мяса, дозволенность, никуда не пропала.
Табиин ‘Ата бин Аби Раббах сказал:
Ешь жертвенное животное христиан даже если они сказали «С именем мессии» (при закалывании), так как Всевышний Аллаh разрешил их жертвенное животное, а Он знает об их словах.
≡ См. «Тафсир аль-Къуртуби» 6/5.
Другой большой табиин, аль-Къасим ибн Мухаймира, ученик Ибн ‘Амра и Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен ими Аллаh, сказал:
Употребляй его жертвенное животное, даже если (он заколол его) во имя Георгия Победоносца.
≡ См. «Тафсир аль-Къуртуби» 6/75.
Затем аль-Къуртуби добавил:
وَلَا شَكَّ أَنَّهُمْ لَا يُسَمُّونَ عَلَى الذَّبِيحَةِ إِلَّا الْإِلَهَ الَّذِي لَيْسَ مَعْبُودًا حَقِيقَةً مِثْلَ الْمَسِيحِ وَعُزَيْرٍ، وَلَوْ سَمَّوُا الْإِلَهَ حَقِيقَةً لَمْ تَكُنْ تَسْمِيَتُهُمْ عَلَى طَرِيقِ الْعِبَادَةِ، وَإِنَّمَا كَانَ عَلَى طَرِيقٍ آخَرَ، وَاشْتِرَاطُ التَّسْمِيَةِ لَا عَلَى وَجْهِ الْعِبَادَةِ لَا يُعْقَلُ، وَوُجُودُ التَّسْمِيَةِ مِنَ الْكَافِرِ وَعَدَمِهَا بِمَثَابَةٍ وَاحِدَةٍ، إِذَا لَمْ تُتَصَوَّرْ مِنْهُ الْعِبَادَةُ، وَلِأَنَّ النَّصْرَانِيَّ إِنَّمَا يَذْبَحُ عَلَى اسْمِ الْمَسِيحِ، وَقَدْ حَكَمَ اللَّهُ بِحِلِّ ذَبَائِحِهِمْ مُطْلَقًا، وَفِي ذَلِكَ دَلِيلٌ على أن التَّسْمِيَةَ لَا تُشْتَرَطُ أَصْلًا كَمَا يَقُولُ الشَّافِعِيُّ
Нет сомнений, что они (при жертвоприношениях) произносят исключительно имя божества, не являющегося действительным объектом поклонения, подобно Мессии и ‘Узейру, и даже если они назвали (бы) имя действительного божества, (и тогда) это (произношение) не соответствовало бы (истинному) поклонению. Делать произношение (имени Аллаhа) в недействительном поклонении немыслимо, ведь сказал кафир бисмиЛляh или нет, одинаково, потому что его поклонение (изначально) недействительно.
Христианин закалывает жертву только во имя Мессии, и (несмотря на этот факт) Аллаh сообщил нам, что их мясо дозволено в общем.
≡ См. «Тафсир аль-Къуртуби» 6/75-76.
Если кто-то приведет аят из суры Корова, где Всевышний сказал: «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха», мы скажем: люди писания исключение из этого запрета, и исключение берется из аята суры Трапеза: «Еда людей Писания также дозволена вам«.
Всевышний запретил мясо, принесенное не Ему, сказав: «что принесено в жертву не ради Аллаха«, затем исключил из них людей писания, сказав: «»Еда людей Писания также дозволена вам«, зная, что они обожествляют еще кого-то помимо Него, сказав: «Не веровали те, которые говорили: “Ведь Аллах — третий из трех”, также сказав: «Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?»». Мы видим, что несмотря на знание Аллаhа о том, что говорят и делают христиане, он дозволил их мясо.
Затем аят: «…что принесено в жертву не ради Аллаха« не затрагивает людей писания, он затрагивает остальных куффар, как маджус, сторонники идолов и прочее. Это также подтверждают сподвижники и табиины:
Передал имам ат-Табари со своим иснадом до Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, что в тафсире аята «что принесено в жертву не ради Аллаха» он сказал: «То, что было принесено в жертву не ради Аллаhа куффарами, за исключением иудеев и христиан».
Также ат-Табари передал со своим иснадом до двух больших табиинов: ‘Укъба ибн Муслим ат-Туджиби (ученик ‘Укъбы ибн ‘Амира, да будет доволен им Аллаh) и Къайса бин Рафи’а аль-Ашджа’и (аль-Багъауи считал его сподвижником), что они сказали: «Нам дозволено то, что было принесено в жертву для церковных праздников и того, что было выделено для них, как хлеб и мясо». Затем Хайва ибн Шурейх (тоже великий табиин) сказал ему: «А что ты скажешь о словах Всевышнего: ″что принесено в жертву не ради Аллаха″? Он сказал: «Этот (аят) касается именно зороастрийцев, идолопоклонников и многобожников».
Посуда, которую используют христиане для приготовления пищи, не считая свинины, дозволена нам согласно тому, что передал ад-Даракъутни, что ‘Умар сделал омовение в доме христианина из хукка (الحق: хук — сосуд из слоновой кости или дерева), принадлежащему этому христианину.
≡ См. «Тафсир аль-Къуртуби» 6/75.
Передают, что Ибн ‘Аббас и Малик сказали:
Если посуда (на которой готовили свинину) из меди или железа, то моют, а если из гончарной (глиняной) посуды, то сначала кипятят в нем воду а затем поласкают (после этого)
≡ См. «Тафсир аль-Къуртуби» 6/75.
Если люди писания принесли в жертву не традиционным образом, т.е не перерезав артерию или просто ударив по голове или током, в таком случае это мясо относится к мертвечине, а мертвечина запрещена абсолютна.
Гл.5
Муслим не произнес имя Аллаhа
И так на этот счет три основных мнения
◊ Первое мнение
Большинство ученых считает, что произношение имени Всевышнего для мусульманина при жертвоприношении обязательно, в противном случае такое мясо запрещено употреблять в пищу. На этом Ибн ‘Умар, Нафи’, Абу Ханифа, Мухаммад ибн Сирин, аш-Ша’би, ‘Абдулла ибн Раби’а и другие.
Из имамов: Ахмад (в одном риваяте), Дауд, Абу Саур, Ибн Хазм и Ибн Теймийя.
◊ Второе мнение
Произнесение имени Всевышнего при закалывании является сунной, следовательно, если не произнесли имя Всевышнего, мясо не запрещено. Этой позиции придерживается Ибн ‘Аббас и Абу Хурайра, да буде доволен ими Аллаh.
≡ См. «Тафсир аль-Къуртуби» 7/75.
Из имамов и табиинов на этом: Малик (от него передал аз-Захрауи), аш-Шафи’и, Ахмад (в одном риваяте), аль-Хасан аль-Басри, ‘Ата, Са’ид ибн аль-Мусейиб, ‘Икрима, Джабир Ибн Язид, Абу Уаиль, Таус, Ибрахим ан-Наха’и, Ибн Аби Лейла и Къатада.
≡ См. «Тафсир аль-Къуртуби» 7/75.
Аль-Байхаки передает от Ибн ‘Аббаса, что если забыли произнести имя Аллаhа при закалывании, то достаточно произнести его при употреблении.
◊ Третье мнение:
Если имя не было произнесено при закалывании, оно не становится запрещённым, но употреблять его нежелательно, не приветствуется. Имам аль-Къуртуби отнес это мнение к имаму Малику.
Имам аль-Къуртуби сказал, что аз-Захрауани передал, что имам Малик сказал
تُؤْكَلُ الذَّبِيحَةُ الَّتِي تُرِكَتِ التسمية عليها عمدا أو نسيانا
Жертвенное мясо над которым не произнесли имя Аллаhа по забывчивости или намеренно, дозволено.
Примечание! В данной главе речь идет именно о мусульманах а не людях писания, поскольку христиане итак не произносят имя Аллаhа, они произносят Мессию или своих святых. Об этом я говорил в предыдущей главе.
Также в главе речь идет о том мусульманине, который не произнес имя Аллаhа, т.е он вообще никакое имя не произнес при закалывании, но в сердце он заколол животное Всевышнему, именно относительно него были процитированы выше три мнения. А что касается того, кто называет себя мусульманином но при закалывании произносит имя пророка или кого-то еще, о нем речь будет далее.
А что касается хадиса
ما أنهر الدم وذكر اسم الله عليه فكلوا
То, над чем было произнесено имя Аллаhа и (затем) принесено в жертву, ешьте
С этого хадиса не понимается обязательность произнесения имени Аллаhа. Халиль ас-Сараhанфури в своем шархе на Сунан Аби Дауд отнес этот хадис даже к тому, кто забыл произнести имя Аллаhа.
Гл.6
Забыл произнести имя Аллаhа
◊ Первое мнение
Оставление произношения имени Аллаhа по забывчивости или невнимательности не делает мясо запретным согласно четырем мазхабам.
≡ См. Имам Ибн Къудама в «Аль-Мугъни» 9/367.
Имам Са’ид ибн Мансур передал от Ибн ‘Уейны, от ‘Амра ибн Динара, от Абу Ша’саъ, от ‘Икримы а он от Ибн ‘Аббаса, сказавшего:
«Мусульманин, в нем самом имя Аллаhа, даже если он не произнес Его».
Подобное передал аль-Бухари, Малик, ад-Даракъутни и другие.
Аль-Бухари передал, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаh, сказал:
Если кто-то забыл произнести (имя Аллаhа во время жертвоприношения), ничего страшного. Всевышний Аллаh сказал: «Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие», а забывшего не называют нечестивцем.
Ат-Табари добавил, что нечестие в этом аяте имеется ввиду тот случай, когда мясо принесли не Аллаhу.
Далее имам ат-Табари сказал:
من قال إن ما ذبحه المسلم فنسى أن يذكر اسم الله عليه لا يحل فهو قول بعيد من الصواب لشذوذه وخروجه عما عليه الجماع
Мнение, что если мусульманин принес в жертву и забыл произнести имя Аллаhа, то мясо становится недозволенным, далекое мнение, отклоненное, выходит за пределы того, на чем джама’а (подавляющее большинство ученых).
Имам аль-Къуртуби сказал, что ‘Абд аль-Уаххаб передал как Малик сказал:
عَبْدُ الْوَهَّابِ: التَّسْمِيَةُ سُنَّةٌ، فَإِذَا تَرَكَهَا الذَّابِحُ نَاسِيًا أُكِلَتِ الذَّبِيحَةُ فِي قَوْلِ مَالِكٍ وَأَصْحَابِهِ
Произносить имя Аллаhа (перед закалыванием) сунна. Если приносящий в жертву забыл произнести, то согласно Малику и его сторонникам дозволено употреблять это мясо.
≡ См. ‹Тафсир аль-Къуртуби› 7/75.
◊ Второе мнение
Согласно шейхуль-исляму Ибн Теймии, такое мясо запрещено в любом случае. До него этого придерживался имам Ибн Хазм, который у себя в ‹аль-мухалля› привел предание от Ибн ‘Умара с достоверным иснадом, что он не одобрил продажу мяса, над которым не было произнесено имя Аллаhа, неважно, намеренно или по невнимательности.
Если мусульманин поручил мусульманину принести за него в жертву, то произносить имя Аллаhа должен именно тот, кто режет непосредственно.
≡ См. ‹Шарх аль-мумти’› 7/456.
Гл.7
Муслим произнес другое имя, не Аллаhа
Если мусульманин при закалывании произнес другое имя, к примеру: во имя нации, или во имя пророка и так далее, желая этим приблизиться к ним, тогда он станет муртадом, а жертвенное мясо муртада не попадает в три категории: мусульмане, иудеи и христиане, следовательно, жертвенное мясо, принесенное не Аллаhу именно в такой ситуации будет запретным. Относительно такого нет разногласия в умме.
Имам Муслим, Ахмад и другие передали от ‘Али бин Аби Талиба, что посланник Аллаhаﷺ сказал:
Аллаh проклял того, кто принес в жертву не Аллаhу!
Имам ан-Навави в шархе к этому хадису сказал:
وأما الذبح لغير الله فالمراد به أن يذبح باسم غير الله تعالى ؛ كمن ذبح للصنم أو الصليب ، أو لموسى ، أو لعيسى صلى الله عليهما ، أو للكعبة ونحو ذلك فكل هذا حرام ، ولا تحل هذه الذبيحة ، سواء كان الذابح مسلما أو نصرانيا أو يهوديا ، نص عليه الشافعي ، واتفق عليه أصحابنااستبشارا بقدومه فهو كذبح العقيقة لولادة المولود ، ومثل هذا لا يوجب التحريم ، والله أعلم .
А что касается принесения в жертву не Аллаhу, то подразумевается принесение в жертву не именем Всевышнего Аллаhа, как тот, кто принес в жертву идолу, кресту, Мусе или ‘Исе мир им, или Каабе. Все это запрещается. Такое жертвенное мясо запретно, и неважно, приносящий в жертву был мусульманином, христианином или иудеем. Об этом прямо заявил аш-Шафи’и. Наши соратники единогласны в этом.
Имам ас-Са’ди, да помилует его Всевышний, не видел разницу между тем, кто произнес не имя Аллаhа и между тем, кто вообще ничего не произнес.
Гл.8
Животное убито неправильным способом
Всевышний в суре ‹Трапеза› сказал
Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие
Сказал имам ат-Табари в толковании этого аята:
القول في تأويل قوله تعالى : { حرمت عليكم الميتة } يعني بذلك جل ثناؤه : حرم الله عليكم أيها المؤمنون الميتة , والميتة : كل ما له نفس سائلة من دواب البر وطيره , مما أباح الله أكلها , وأهليها ووحشيها , فارقتها روحها بغير تذكية
Вам запрещена, о верующие, мертвечина. Мертвечина — это всё одушевлённое из числа сухопутных животных и птиц, диких и домашних, которых Всевышний дозволил употреблять в пишу, но не было заколото (перерезанием шейной артерии)
Что касается свинины, то сюда относится кабан и его виды. Об этом шесть лет назад я спрашивал профессора Халида аль-Муслиха, да хранит его Аллаh.
Сказал шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид:
Мясо животного, которое было заколото человеком Писания (христианином или иудеем) является дозволенным при выполнении двух условий:
Первое: животное должно быть зарезано так же, как и режут его мусульмане, то есть перерезается горло: пищевод и трахея, и пускается кровь. Если же животное было убито путем удушения, или через оглушение электрическим током, или утоплением в воде, то мясо этого животного дозволенным не является. Как и в случае, если так же поступит и мусульманин…
Более подробно об этом в нашей статье: 565. Виды мяса, между дозволенными и запрещёнными.
Гл.9
Неизвестно как заколол муслим, надо спрашивать?
Посланник Аллаhа ﷺ сказал:
Когда кто-то из вас войдет к своему брату-мусульманину, и он предложит ему еду, пусть он поест, не спрашивая об этой еде. И если он предложит ему попить, пусть попьет, не спрашивая об этом напитке
≡ Ахмад и другие от Абу Хурайры.
‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сообщает, что люди сказали пророку ﷺ:
«Люди (в версии Малика: кочевники) приносят нам мясо, мы не знаем, было-ли упомянуто имя Аллаhа, или нет. Пророк ответил: ″Упомяните вы, и кушайте″».
Хафиз Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни сказал:
ويستفاد منه أن كل ما يوجد في أسواق المسلمين محمول على الصحة ، وكذا ما ذبحه أعراب المسلمين ؛ لأن الغالب أنهم عرفوا التسمية ، وبهذا الأخير جزم ابن عبد البر فقال : فيه أن ما ذبحه المسلم يؤكل ويحمل على أنه سمَّى ؛ لأن المسلم لا يظن به في كل شيء إلا الخير ، حتى يتبين خلاف ذلك
Из этого извлекается то, что находящееся в рынках мусульман дозволено, в том числе то, что принесли в жертву бедуины, и скорее всего им было известно о басмале. И последнее подтвердил Ибн ‘Абд аль-Барр, сказав: «То, что принес в жертву муслим можно употреблять в пищу, и надо считать, что он произнес бисми-Лляh, пока не выяснится обратное».
≡ См. «Фатх аль-Бари» 9/786.
Гл.10
Не известно как заколол кафир,
надо спрашивать?
От Анаса, да будет доволен им Аллаh, сказавшего:
Во время похода на Хайбар одна иудейка принесла пророку ﷺ жареную баранину, в которую она добавила яд, и посланник Аллаха ﷺ отведал ее. После чего, когда Аллаh ему открыл, что это мясо отравлено он перестал его есть”.
≡ Аль-Бухари, Муслим и другие. Перевод не мой, но правильный.
Сказал Ибн аль-Къайим, да помилует его Аллаh:
وأجمعوا على جواز شراء اللحمان من غير سؤال عن أسباب حلها ، اكتفاء بقول الذابح والبائع ، حتى لو كان الذابح يهوديّاً أو نصرانيّاً أو فاجراً : اكتفينا بقوله في ذلك ، ولم نسأله عن أسباب الحل
Ученые единогласны в дозволенности покупать мясо без вопросов о том, как оно было заколото. Даже если это мясо заколото иудеями, христианами или грешниками. Мы ограничиваемся его словами и не спрашиваем о способе».
≡ И’ляму аль-Мувакъи’ин» (1/340). Тоже самое говорил имам ас-Суюты в «аль-Ашбаh уа ан-Назаир» (140).
Сказал ‘алляма Ибн Баз, да помилует его Аллаh:
А что касается некоторых (мясо производящих) компаний, то мы не должны выслеживать (их способ закалывания мяса).
Также Ибн аль-‘Усеймин, да помилует его Аллаh сказал:
Третий пример: мы знаем, что произошло закалывание но не знаем каким способом, как если-бы к нам пришел с мясом или оторванной головой (жертвенного животного) тот, чье заколотое мясо дозволено, и мы не знаем, каким образом он принес в жертву, произнес ли он имя Аллаhа или нет? В этом положении данное заколотое мясо сомнительное, однако пришедшие тексты от пророка ﷺ указывают на дозволенность этого мяса, а также на то, что необязательно спрашивать (о способности закалывания мяса), в этом облегчение для рабов (Аллаhа). Это также упирается на основу изначальной (бытовой) дозволенности. Ранее упоминалось, что пророк ﷺ употребил баранину, которую принесла иудейка, также принял от иудея пшеничный хлеб и горьковатое масло (от баранины), и в обоих случаях он не спросил о способе закалывания, не спросил: было ли произнесено имя Аллаhа, или нет».
≡ См. Исследования комитета старейших ученых.
Однако шейх аль-Альбани, да помилует его Аллаh, комментируя вышеприведенный хадис, выразил другую точку зрения. Он сказал:
Очевидно, что этот хадис относится к тому, кто думает о своем брате-мусульманине, что его имущество является халялем, и что он избегает харама. В противном случае дозволено, и даже обязательно, спросить. Так обстоит дело с некоторыми мусульманами, проживающими в кафирских странах. В таких и подобных им случаях совершенно обязательно спрашивать об их мясе, например: это мясо убитого (не дозволенным путем) или зарезанного (в соответствии с шариатом) животного?
≡ См. «Ас-Сильсиля аль-Сахиха», хадис 627. Перевод правильный.
Возможно шейх аль-Альбани говорил о такой местности, где неправомерное закалывание животного распространенное явление, или о такой местности, где подавляющее большинство жителей составляют суфии могилопоклонники, в противном случае мнение шейха оспоримо.
Шейх ‘Абд ар-Рахман аль-Баррак, да помилует его Аллаh, сказал:
فإن كان الذين ينتجون اللحوم من شركات أو أفراد هم من أهل الكتاب من اليهود أو النصارى ولا يعرف من طريقتهم أنهم يقتلون الحيوان بالصعق الكهربائي ، أو الخنق ، أو ضرب الحيوان على رأسه مثل ما هو معروف في الغرب فهذه اللحوم حلال
Если фабрики или частные предприниматели, экспортируемые мяса, являются христианами или иудеями, и ничего не известно о их способе убоя (животных), током они убивают, удушением или ударом по голове, как это бывает на западе, то такое мясо дозволено.
Гл.11
Когда надо интересоваться о мясе?
Ибн Мас’уд да будет доволен им Аллаh, сказал:
Поистине, вы отправляетесь на земли, где не режут животных мусульмане, однако там проживают набатеи и персы. Когда вы будете покупать мясо, то спросите, и если заколотое животное от иудея или христианина, то кушайте. Поистине, их еда дозволена нам.
≡ ‘Абдур-Раззакъ и другие. Перевод не мой, но правильный.
Т.е. если на территории проживают мушрики или атеисты, или любые другие, кто не входит в три категории: мусульмане, иудеи и христиане, к примеру Калмыкия, Таиланд, Монголия и так далее.
Абу Хамида аль-Исфараини:
Если барашка найдена в городе, в котором проживают мусульмане и огнепоклонники, то она не будет дозволена пока не будет известно точно, что ее заколол мусульманин, поскольку основа – это запрет, а в отношении дозволенности закалывания есть сомнение. Однако если большинство жителей мусульмане, то дозволено есть, опираясь на большинство и внешнее преимущество.
≡ См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 1/134. Перевод не мой, но правильный.
Имам Мансур аль-Бухути сказал:
Дозволено мясо заколотого животного, если оно найдено в месте, где большинство людей те, чье закалывание дозволено, даже если неизвестно кто заколол, поскольку является затруднительным контролировать каждое закалывание.
≡ См. «Кашшаф аль-къана’» 6/212. Перевод не мой, но правильный.
Шейх Ибн аль -«Усаймин говорил:
Итак, у нас пять положений относительно закалываемых животных:
1. Когда мы знаем, что зарезавший животное, из числа людей Писания, в данном случае это мясо является дозволенным.
2. Когда мы склонны к тому, что закалывающий, из числа людей Писания, в таком случае это мясо также является дозволенным.
3. Когда мы в сомнении, тогда мясо запретно.
4. Когда мы сомневаемся, но склонны к тому, что закалывающий, не из числа людей Писания, тогда это мясо также является запретным.
5. Когда мы знаем, что закалывающий не из числа людей Писания, в данном случае это мясо является недозволенным.
≡ См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 1182. Перевод не мой, но правильный.
Имам ан-Науауи сказал:
Если мы найдем заколотого барашка, и не знаем, кто именно ее зарезал, то если в этом городе есть те, чье закалывание не дозволено, как огнепоклонники, то оно не дозволено. И неважно они живут обособленно или вперемешку с мусульманами по причине сомнения в дозволенности заколотого. И основа – это запрет! Однако, если в городе нет никакого из них (чье закалывание не дозволено), то тогда оно дозволено.
≡ См. «Маджму’ шархх муhаззаб» 9/97. Перевод не мой, но правильный.
Гл.12
Сегодня не те христиане?
Часто приходится в наше время слышать такое безосновательное утверждение, и слышишь даже от требующих знания.
Сказал шейх Ибн аль-‘Усаймин, да помилует его Аллаh:
Поистине, некоторые люди в наше время вселяют сомнение относительно дозволенности заколотого иудеями или христианами! Они говорят: «Сейчас они не исповедуют христианство и иудаизм». Это не правильное заявление. Да, если они сами скажут: «Мы не исповедуем эти религии и не считаем их религией», то тогда их вероотступничество (от иудаизма и христианства) будет явным. Однако, если они говорят, что они исповедуют эту религию, но вместе с тем совершают многобожие, то это не делает запретным (заколотое ими). И довод этому то, что когда был ниспослан аят из суры «Трапеза» (о дозволенности их закалывания), Аллах упоминал о христианах их слова о троице и объявил их по этой причине неверными, сказав: «Впали в неверие те, которые говорят: «Поистине, Аллах один из трех»» (аль-Маида 5: 73). Но в этой же суре Аллах сказал: «Еда тех, кому даровано Писание, дозволена для вас» (аль-Маида 5: 5). И Коран был ниспослан после того, как они исказили и заменили и даже стали неверными, однако вместе с тем, Аллах дозволил заколотые ими животные и женитьбу на их женщинах. По этой причине до тех пор, пока эти люди говорят, что они исповедуют христианство или иудаизм, то они имеют положение иудеев и христиан, даже если у них есть искажения и изменения, пока они не скажут, что являются вероотступниками”.
См. «Шарх аль-мумти’» 15/63. Перевод не мой, но правильный.
Я добавлю: пророк ﷺ предвещал, что к концу света спуститься Иса, мир ему, убьет свинью и сломает крест. Спрашивается: для кого эти жесты адресованы? Конечно к христианам, и выходит, что христиане будут до судного дня.
То, что Всевышний говорил не только о христианах Бану исраиль но и о тех, кто принял их религию после них, говорил Ибн ‘Аббас и Ибн Мас’уд, да будет доволен ими Аллаh.
Из табиинов на этом: ‘Икрима, аль-Хасан аль-Басри, Са’ид ибн аль-Мусейиб, ‘Амр аш-Ша’би, Ибн Щиhаб аз-Зухри, ‘Ата, Къатада, аль-Хакам, Хаммад и другие.
Что касается ‘Али, да будет доволен им Аллаh, который запрещал мясо арабских христиан, то речь шла конкретно о Бану Таглиб из Неджда, у которых из христианства было лишь вино, и они не исповедовали заповеди Торы.
Более того, сам посланник Аллаhа, мир ему и благословение, употреблял мясо иудейки, которая могла быть арабской иудейкой.
Пророк ﷺ сказал:
Вы заключите с римом (христианами) мирное соглашение, вы и они выдвинетесь в военный поход против вашего врага, вы одержите вверх над ними, возьмете трофеи и обретете безопасность (или благополучие) до тех пор, пока не остановитесь у цветущего холма, где мужчина из христианства не поднимет крест и не воскликнет «Победил крест!», из-за этого разозлиться мусульманин и зарубит его, после чего римляне нарушат договор и начнется кровопролитная битва
Абу Дауд, Ибн Маджа и другие от Михбара, да будет доволен им Аллаh.
Это еще одно свидетельство, что христиане будут к концу света. А заявлять, что это другие люди писания, неверно, это должно подтверждаться текстами Корана и Сунны.
Еще одним аргументом в пользу того, что христианином могут быть не только Бану Исраиль, а это брак праведного халифа ‘Усмана, да будет доволен им Аллаh, на христианке по имени Наиля, которая уверовала в итоге, и она не была из Бану Исраиль.
Гл.13
Посуда, на которой приготовили запретное мясо
Сказал имам аль-Къуртуби:
Нет ничего такого в еде и питье на посуде куффар или в приготовлении на ней, если эта (посуда не сделана из) золота, серебра или из кожи свиньи… И если они приготовят в таком котле, он испачкается наджасом, и быть может эта скверна распространится по всему котлу. Если после этого они (еще что-то) приготовят, можно ожидать смешивание этих оскверненных частиц с пищей уже во втором котле. Опасение от всего этого вынуждает воздерживаться (от пользования этой посуды).
≡ См. «Тафсир аль-Къуртуби» 6/75.
В марказе также добавили, что если к вам попала посуда, на которой готовили ранее свинину, то испачкайте ее землей и помойте семь раз. Некоторые специалисты сказали, надо помыть химическими средствами тоже.
Передают, что Ибн ‘Аббас и Малик сказали:
Если посуда (на которой готовили свинину) из меди или железа, то моют, а если из гончарной (глиняной) посуды, то сначала кипятят в нем воду а затем поласкают (после этого)
≡ См. «Тафсир аль-Къуртуби» 6/75.
Хвала Аллаhу Господу миров!
Для пользы:
203. Можно ли посещать закусочные, где подают свинину?
323. Все о жертвоприношении в Курбан Байрам.
565. Виды животных, дозволенных и запрещённых для употребления в пищу.
Первое пропустил ахи
Сказал шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид:
Мясо животного, которое было заколото человеком Писания (христианином или иудеем) является дозволенным при выполнении двух условий… Второе: чтобы при его закалывании не упоминалось другое, кроме имени Аллаха, имя. Например, имя Иисуса и другое. Так как Всевышний Аллах сказал:
Это умышленно, первое я упомянул в соответствующем пункте.
اسلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Кого имел ввиду ибн Кайим говоря о грешниках? Является ли грешником человек который говорит что он муслим и при этом ничего не соблюдает кроме каких то адатов? Очень многие говорят что он кафир. А если христиане или иудеи такие же? Ничего не соблюдающие кроме креста на шее. Их мясо все равно можно есть?
К сожалению, статья за номером 565 с битой ссылкой — ошибка 404
Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху. Извините, как можно с вами связаться?! Я после операции не могу найти ответ на один вопрос, касается намазов. Помогите мне пожалуйста.
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Наш официальный вацап: +79285039090
Не рабочий Ватсапп
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Помогите уяснить один момент:
Из выше сказанного следует что я находясь в России ( а в основе это люди Писания) могу спокойно пойти в магазин и купить мясо, хотя мы знаем что на этих фабрика представители каких только сект не роботают в том числе, и мы знаем что никто не будет заморачиваться и резать скот, главное это количество а не качество, однажды давно я сам водил быка в такое заведение и видел скорость перемещения от Живого до кусочков мяса на столе, завели в узкое пространство пику с током под рога, подбежали крючками на цепях в ноги проделал и процесс быстрый, так вот зная все это, но это люди Писания, я могу зайти в магазин и купить это мясо?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Сегодня куффары пришли к тому, что если не перерезать артерию, мясо становится вредным.
Ну да забыл упомянут на том момент горло перерезалось но уже когда бык поражённый током висел на цепях вниз головой
Ас-саляму алейкум варах1матуЛлагьи ва баракату, джазакаЛлаху хайран.
Вопрос у меня брат такой ,Человек не молиться и не молился но поститься , говорит что верит во Всевышнего и режит с Именем Аллаха дозволенали это мясо ?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Этот вопрос возвращается к другому вопросу: выводит ли из ислама оставление молитвы, или нет? На этот счет у меня два подробных видео материала.
Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва барякяту. Брат Джаузи, к примеру те кто произнес басмалу но не читает намаз их мясо можно ли есть без опасений? Что возможно наши дуа не будут приняты или отказ от такого мясо к тому за тех братьев которые ты знаешь что они поклоняющихся. И что делать к примеру в гостях у родственников которые причисляют себя к исламу но из веры это только слова ( мы мусульмани ) джазака Аллаху хойрун
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Этот вопрос из категории: является ли оставивший намаз кафиром, или нет?
Ассаламу Алайкум ва рах1матуЛлагь. ДжазакумуЛлагьу хайран брат/тья за подробное разъяснение вопроса. Хотел бы кое-что добавить.
Мой отец проработал 20 лет в мясокомбинате инженером еще в советское время. Так вот он утверждал с уверенностью, что всякий раз когда говорят, что животное убивают током -это вымысел несведущих. Он подчеркивает что животное ГЛУШАТ, (небольшим зарядом) и потом режут и дают крови вытечь. Он говорил что Гост (государственный стандарт) СССР запрещал убивать животное дабы кровь не оставалась в теле. (так как кровь обильно вытекает именно у еще живого тела, бьющегося в конвульсиях)
Я немного прошелся по технологиям Запада, в принципе у них так же. Не убиение током, а глушение.
И те из западных шейхов — студентов кто ссылается на запретность такого рода мяса, называют одну из причин как — погрешность при оглушении током , которая приводит к гибели животного. ВаЛлагьу Агл1ам.
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
То что вы сказали соответствует действительности.
За Оскобления Русского народа придетьсятотвечать
Ассаляму алейкум, можно ли отказываться от милостыни садака (буть то это обычная милостыня или если это фитр садака)? Будет ли отказ считаться проявлением высокомерия? Что в сунне имеется на этот счёт? БаракаЛлаху фиике.
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Нужно смотреть на причину отказа.
Ас саляму алейкум уважаемый брат да хранит вас Аллах.
Мы живем в Казахстане и можно ли есть нам тут продукты изготовленные с мясом говядины , курицы: калбасами,в салатах,пирожками и т.д? в своем или не в своем городе. И некоторые привозные с России тушенки,паштеты с говядиной или курицей.
БаракаЛлаху фикум
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Ответ в статье.
Ассаляму Алейкум ахи!
Поясни, пожалуйста, такой момент: того что касается общепитов типа Макдональдс или Бургер Кинг и т.д., где, наряду с прочим мясом, подается свинина, то там кушать не следует, это понятно.
Но например в том же KFC, где нет свинины вообще, кушать дозволяется, исходя из доводов приведенных в статье, верно?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Уже несколько человек упорно спрашивают меня о KFC.
Братья, KFC вас в плен что ли захватили ?
Меня лично не захватили ахи, но я хочу понимать общее правило — правильно ли употреблять в пищу мясо в таких закусочных (условно в г. Москва), как в KFC или подобных заведениях где нет вообще свинины, или нет?
Джазак Аллаху Хайран.
Нет доверия таким заведениям в такой городе.
Ассаламу алейкума Брат , в кфс мясо используют российское , если можно курицу из магазина , то значит и кфс можно. Просто хочется понять логику. Ибо в кфс нет свинины, я не ем, но если можно зачем ограничивать ?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Ответ в статье.
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Можно ли делать таклид за компаниям дающих сертификат «халяль» в казахстане?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Зависит от авторитета компании.
Ассаляму аляйкум ва рахматуллахи ва баракятух! Брат скажи пожалуйста пару слов про дагестан и мясо которое тут продают! Некоторые люди пытаются убедить меня в том, что тут нужно ходить и разузнавать о том кто зарезал животное и тд. Так вот вопрос, являются ли жители дагестана в своей основе мусульманами и нужно ли узнавать о том какое вероубежедение у того или иного человека? ДжазакаЛлаху Хайран
Ассаламу 1алейкум. Брат я очень люблю эту лапшу, лапша быстрого приготовления Роллтон. Однако я прочел в новостях что в ней реально обнаружено мясо, в ее приправе. Это сушеное мясо курицы растертое в порошок вместе с другими растительнфми специями. Если присыпать ею кипяток то часть растворяется а часть оседает в тарелке, но некоторые едят и без этого, брат является ли подобный роллтон харамным, не включая те что производят И продают под маркой халяль в других странах. Вопрос касается только этого обычного ролтона.
Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Лла́хи ва-барака́тух. Джазакаллаху Хайран за подробное разьяснение этого вопроса!