Last updated on 28 Мар 2023
Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. А затем:
Братья спросили: Можно ли посещать закусочные где подают свинину?
Мой вопрос Сулейман аль-Маджиду:
О наш шейх! У нас в России есть много христианских закусочных, где подают говядину, баранину и, вместе с этим, свинину! Мы опасаемся, что руководство закусочной готовит свинину в той же посуде, что и говядину. Разрешено ли нам принимать пищу в таких заведениях? Мы не знаем, что было приготовлено на этой посуде: говядина, баранина или свинина? Должны ли мы спрашивать об этом руководство этой закусочной? А что касается повара, то быть может он моет посуду.
Сулейман аль-Маджид:
Вы не обязаны спрашивать (руководство закусочной). Хотя лучше избегать (таких закусочных). А Аллаh знает лучше.
В марказе сказали (Фетва №: 138180):
Если вам точно известно или вы более чем предполагаете, что еда, которую вы хотите, приготовлена на посуде, использованной для приготовления свинины, и (эту посуду) не моют, в следствии чего она запачкалась свининой, тогда вам не разрешается принимать эту запачканную пищу.
Это также относится к Макдональдс и подобным заведениям, где могут готовить свинину и говядину на одном масле, посуде или столе. Если в этом заведении присутствует свинина или любое другое запретное мясо, запрещается посещать такое заведение. Исключением чему является Макдональдс в мусульманских странах, как Каир, к примеру, здесь оно запрещено, как и канонически, так и государственно.
Сказал имам аль-Къуртуби:
Нет ничего такого в еде и питье на посуде куффар или в приготовлении на ней, если эта (посуда не сделана из) золота, серебра или из кожи свиньи… И если они приготовят в таком котле, он испачкается наджасой, и быть может эта скверна распространится по всему котлу. Если после этого они (еще что-то) приготовят, можно ожидать смешивание этих оскверненных частиц с пищей уже во втором котле. Опасение от всего этого вынуждает воздерживаться (от пользования этой посуды).
≡ См. «Тафсир аль-Къуртуби» 6/75.
В марказе также добавили, что если к вам попала посуда, на которой готовили ранее свинину, то испачкайте ее землей и помойте семь раз. Некоторые специалисты сказали, надо помыть химическими средствами тоже.
Передают, что Ибн ‘Аббас и Малик сказали:
Если посуда (на которой готовили свинину) из меди или железа, то моют, а если из гончарной (глиняной) посуды, то сначала кипятят в нем воду а затем поласкают (после этого)
≡ См. «Тафсир аль-Къуртуби» 6/75.
А если речь идет о посуде не для приготовления пищи, то нет проблем использовать эту посуду согласно тому, что передал ад-Даракъутни, что ‘Умар сделал омовение в дому христианина из хукка (الحق: хук — сосуд из слоновой кости иди дерева), принадлежащему этому христианину.
≡ См. «Тафсир аль-Къуртуби» 6/75.
Для пользы:
634. Мясо людей писания и мусульман. Правила употребления мяса.
323. Все о жертвоприношении в Курбан Байрам.
565. Виды животных, дозволенных и запрещённых для употребления в пищу.
Брат в маке у каждого мяса своя фритюр , там не смешивают , еще хотел бы узнать, есть кондитерские где продают круассаны с ветчиной но я покупаю в них тортики и десерты, можно ли в них это покупать ?
Многие смешивают. По повожу мяса будет статья на днях, подробная.
А что на счет кондитерских где есть круассан с ветчиной, могу ли я в них покупать десерты и торты или из за наличия там этого блюда , нельзя у них этого покупать ?
Брат насколько я понял ты живешь в Москве! И я раньше работал кондитером, и знаю как что есть в составе десерты торты, в них в составе есть желатин(из кожи свинина делается) во многом десертах есть желатин так что брат мой, если ты живёшь в Росии то вообще не советую брать десерты с магазина, и ресторанах(русских), а есть
халальные чайханы там уже как бы можно кушать!
Относительно желатина. Многие умные дозволили его употребление , потому что это измененный продукт
Ученые *
Имам Ибн Къудама говорил: “Любая нечистота (наджаса) становится чистой после изменения свойства и качества”. См. “аль-Мугъни” 1/59.
Имам Ибн Хазм сказал: “Если качества и свойства нечистоты или запретной вещи изменились и преобразовались в нечто другое, вследствие чего исчезло и название, с которым было связано прежнее шариатское постановление (хукм), и эта вещь приобрела другое название, то образовавшаяся вещь уже не является наджасом или же запретным. Напротив, она становится другой вещью и приобретает иное шариатское постановление (хукм)”. См. “аль-Мухалля ” 1/138.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если то, что в своей основе является нечистотой (наджас), изменило свою сущность и превратилось в нечто дозволенное, как например кровь, мертвечина, свинина, которые попав в соляные промыслы, превращаются в соль; или сгоревшая нечистота, превращается в золу, известь и тому подобное, то в этом вопросе ученые имеют два мнения. Одни из них считают, что нечистота не становится чистой из-за изменения своего свойства, и это мнение аш-Шафи’и, одно из мнений мазхаба Малика, а также одно из мнений Ахмада. Другое же мнение состоит в том, что нечистота, изменившая свое состояние и качество, становится чистой, и это мазхаб Абу Ханифы и одно из двух мнений Малика и Ахмада, а также захиритов и других ученых. И это мнение является самым правильным, поскольку на изменившиеся вещи нет запрета в текстах Корана и Сунны. Нет доказательств на запрет этих вещей, напротив, на них распространяются тексты дозволения, поскольку они из благих вещей (т.е. дозволенных, каковым является в своей основе все мирское). Поэтому Коран, Сунна и аналогия указывают на дозволенность этого!” См. “аль-Фатауа аль-кубра” 1/231.