Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

407. Все, что надо знать о праздничной молитве

Последнее обновление на 3 Апр 2024

 

407. vse chto nado znat o prazdnichnoj molitve 640x201 - 407. Все, что надо знать о праздничной молитве

 

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем… 

1. Законоположение этой молитвы.

2. Время этой молитвы.

3. Где читают эту молитву?

4. Когда начинают читать такбиры?

5. Количество такбиров в праздничной молитве.

6. Поднятие рук вовремя такбиров.

7. Что надо говорить между такбирами?

8 Образ совершения праздничной молитвы ?


 

Гл.1
Законоположение этой молитвы

Первое мнение: она настоятельно рекомендованная. Это мазhаб имама Малика и аш-Шафии. Они отнесли все сообщения этой главы на желательность.

Второе мнение: она фардуль-кифая (коллективная обязанность). На этом имам Ахмад. Они поступили точно также, как и первая группа, добавив, что это общественный праздник. Это яркое и громкое событие, подчеркивающее исламскую атрибутику, а значит, хоть кто-то должен сделать эту молитву.

Третье мнение: она обязательная, на этом Абу Ханифа. Это также риваят от Ахмада. На этом также ибн Теймийя, аш-Шаукани и ибн ‘Усеймин и другие.

Доводом у них является аят: «Так молись-же своему Господу и приноси в жертву» (Аль-Каусар: 2).

Сказал Ибн Къудама в ‹аль-мугъни›: «Общеизвестно в толковании этого аята, что подразумевается ‘ид-намаз».

Это-же передается от Анаса, ‘Икримы, ‘Ата и других. Къатада сказал, что речь идет именно о ‘ид-намазе в къурбан. 

Ат-Табари передал от ‘Али, Ибн ‘Аббаса, Муджаhида, ‘Ата, ибн Джубейра и аш-Ша’би, что в этом аяте идет речь о своевременном совершении обязательных молитв. Ат-Табари после упоминаний всех мнений сказал, что здесь имеется ввиду единобожие. Т.е молитесь одному Всевышнему и Ему одному приносите в жертву!

Также доводом у этой группы ученых служат слова Умму ‘Атыйи: «нам было приказано…», взяв ее слова буквально. Ибн Баз и Ибн ‘Усеймин склоняются к этому же мнению.

Также доводом этой стороны является то, что посланник Аллаhа ﷺ делал ее всегда!

Еще одним доводом этой стороны является тот факт, что ‘ид-намаз отменяет джум’у, ведь сунна не может отменять пятничную молитву, значит она обязательная. Сиддикъ Хасан Хан, да помилует его Аллаh такого-же мнения.

Выше речь шла о совершении молитвы в одиночестве, а что касается совершении ее в коллективе, то это желательно для мужчин, а касательно женщин в нашей статье: 635. Женщина и ‘ид намаз. Может ли она посещать мечеть?

Ад-Дусукъи аль-Малики в примечаниях на шарх ад-Дардира на мухтасар Халиля сказал, что эта молитва не распространяется на путника. Тоже самое сказал ‘алляма Ибн Баз и Ибн ‘Усеймин. А имам аш-Шафи’и не любил, чтобы даже путник оставлял эту молитву.

 

Гл.2
Время этой молитвы

‘АбдуЛла ат-Тайяр сказал:

Большинство ученых на том, что время праздничной молитвы начинается с восходом солнца в размере копья вплоть отклонения солнца. Это время Духа».

Имеется ввиду за пол часа до зенита солнца.

Ибн Батталь сказал:

أجمَع الفقهاء أنَّ العيد لا يُصلَّى قبل طلوع الشمس، ولا عند طلوعها، فإذا ارتفعتِ الشمسُ وابيضَّتْ وجازتْ صلاة النافلة، فهو وقتُ العيد

Правоведы сошлись на том, что (‘ид) не совершают после захода и вовремя восхода солнца. Когда солнце поднялось и побелело (т.е диск стал ясным), когда можно совершать обычную сунну, вот это время ‘ид.
≡ См. «Шарх сахих аль-Бухари 2/560.

Такое же единогласие передал имам Ибн Раджаб аль-Ханбали.
≡ См. «Фатх аль-Бари» 6/103.

Солнце должно подняться на уровень копья. На этом ханафиты, маликиты, ханбалиты и часть шафиитов.

 

Гл.3
Где читают эту молитву

Имам Малик считал, что надо делать эту молитву где угодно, но не в мечети. Исключением чему являются жители Мекки, они молятся в аль-Харам. Такого же мнения Абу Ханифа и Ахмад.

Передал Ибн Уаhб от Юнуса, от Ибн Шиhаба, что посланник Аллаhа ﷺ  выходил на эту молитву в молельню, затем он сказал:

Затем все люди взяли это сунной.

Хадис оборванный, но этому хадису есть подтверждение у аль-Бухари и Муслима от Абу Са’ида аль-Худрий:

Посланник Аллаhа ﷺ в день Фитра и Адха выходил на место поклонения, и первое с чего он начинал это молитва…

Тоже самое делал Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али, да будет доволен ими Аллаh.  Но аш-Шафи’и считал, что если мечеть в городе большая, то лучше там собраться, так как это тоже называется местом поклонения, и это самые чистые места на земле.

А что касается хадиса, переданном имамом аль-Хакимом от Абу Хурайры, что их настиг дождь, и тогда пророк ﷺ совершил эту молитву в мечети, аз-Захаби и аль-Альбани назвали его достоверным.

 

Гл.4
Когда начинают читать такбиры?

1. Читают после ду’а аль-истифтах. Т.е после чтения определенного ду’а перед аль-исти’азой и аль-Фатихой. На этом ханафиты и шафииты. И это одна из версий от Ахмада. Они говорят, что ду’а аль-истифтах первое, с чего начинается молитва, а затем идут такбиры. Из современных это мнение выбрал шейх Ибн Баз и аль-Фаузан. Комитет аль-Ляджна также на этом мнении.

2. Читают до ду’а аль-истифтах. Эта одна из версий от Ахмада. 

3. Молящийся сам выбирает. Эта одна из версий от Ахмада.

 

Гл.5
Количество такбиров в праздничной молитве

1. Три такбира в первом и во втором рака’ате.
≡ Это мазhаб ханафитов и версия от Ахмада.

В довод они привели поступок ‘АбдуЛлы ибн Мас’уда и ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллаh, где они произнесли четыре такбира вместе с вступительным такбиром в первом рака’ате, и сделали тоже самое во втором.
≡ Передал ‘Абду-Раззакъ. 

2. Шесть такбиров в первом, и пять такбиров во втором. Это мнение имама Малика и мазhаб ханбалитов.

Это мнение выбрал шейхуль-ислям ибн Теймийя и ибн аль-Къайим. Из современных это мнение выбрали ибн Баз, ибн ‘Усеймин, аль-‘Аббад и другие.

Доводом они использовали сообщение от ‘Аиши, которое передал Абу Дауд, Ибн Маджа и ад-Даракъутни, где посланник Аллаhа ﷺ в праздничный намаз в первом рака’ате сделал семь такбиров (включая аль-ихрам) а во втором пять такбиров. Также поступал Абу Хурайра, как это передал Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.

3. Семь такбиров в первом, и пять такбиров во втором. Это мнение шафиитов. Это мнение выбрал Ибн ‘Абд аль-Барр и Ибн Хазм.

В довод они привели вышеприведенный поступок Абу Хурайры, с той лишь разницей, по их мнению, что передатчик хадиса не упомянул вступительный такбир

Имам Ахмад казал, что все эти варианты дозволены. Этому же последовал и имам ибн аль-‘Усеймин.

Внимание! В выше приведенных такбирах мы не учитывали такбиратуль-ихрам и такбиры перед поясным поклоном.

 

Гл.6
Надо ли поднимать руки во время этих такбиров?

1. Желательно поднимать руки во время этих такбиров. На этом ханафиты, шафииты и ханбалиты. Это также передается от имама Малика.

Доводом они использовали сообщение, переданное имам аль-Байhакъи, где ‘Умар и его сын ибн ‘Умар поднимали руки при каждом такбире в джаназа молитве. Т.е они провели аналогию. Это мнение выбрал имам ан-Науауи, Ибн Къудама, Ибн аль-Къайим, ат-Тахауи и другие.

Из современных на этом Ибн Баз, аль-Фаузан и комитет. Это также передается от Яхьи бин Ма’ина.

2. Руки не поднимаются во время этих такбиров. На этом мнении имам Малик, ибн Хазм, аш-Шаукани и другие.

Шейх аль-Альбани тоже на этом мнении. Они говорят, что не пришло ничего достоверного в сунне на этот счет. Того же мнения ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад. Некоторые даже послабили сообщение от Ибн ‘Умара.

3. Нет проблем, как и поднимать руки, так и не поднимать их. Об этом говорил ‘алляма Салих аль-Лухайдан, да хранит его Аллаh.

 

Гл.7
Что надо говорить между такбирами?

1. Между такбирами ничего не читается. Это мазhаб ханафитов и маликитов. 

2. Желательно читать таhлиль и тахмид. Это мазhаб шафиитов и ханбалитов. В этом они упираются на Ибн Мас’уда, как это передал ат-Табарани в ‹ад-Ду’а›.

Это мнение выбрал аш-Шаукани, шейх аль-Фаузан и аль-Ляджна. Шейх аль-Фаузан добавил, что если кто-то хочет читать другие азкары помимо этих, то он может это сделать, так как в сунне не пришли на этот счет конкретные азкары.

А если он забыл произнести такбиры, должен ли он вернуться назад и читать их? Группа сказала о возвращении назад для чтения такбиров, а другая группа сказала, что он не должен никуда возвращаться, пусть продолжает молитву.

Имам аш-Шаукани сказал предпочитает второе мнение, так как в сунне нет доказательства на возврат. Тоже самое сказал аль-Фауазан.

Надо ли делать Садждату ас-Саhв (земной поклон для невнимательных) если он забыл такбиры? Группа сказала, что должен сделать, а другая сказала, что делать не обязан.

 

Гл.8

Образ совершения праздничной молитвы ?

Пишет шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид у себя на сайте:

В первом рака‘ате праздничной молитвы произносится такбиратуль-ихрам (слова Аллах велик! в начале молитвы), после чего произносятся еще шесть или семь такбиров. Как приводится от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах…

После этого имам читает суру аль-Фатиха, а после суру Каф. При вставании на второй рака‘ат имам произносит такбир, а выпрямившись полностью, произносит пять такбиров, читает суру аль-Фатиха, и после неё суру аль-Камар. Эти две суры Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал в праздничных молитвах, а иногда он читал в первом рака‘ате суру аль-А‘ля, а во втором — суру аль-Гашийа, как об этом упоминается в хадисах.

Имаму необходимо оживлять это сунну и читать эти суры, чтобы мусульмане знали и не отрицали эту сунну при её совершении.

После праздничной молитвы имам произносит проповедь (хутбу). В своей проповеди ему необходимо обратиться с наставлениями и к женщинам: повелевать им то, что они обязаны выполнять, и возвестить о запрещенности того, от чего они должны отдаляться. Так поступал посланник Аллаха, мир ему и благословение.

Молитва до проповеди.

В праздничный день молитва совершается до проповеди. Джабир ибн ‘Абдуллах сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в День Разговения вышел и совершил молитву до проповеди (приводит аль-Бухари под № 958 и Муслим под № 885).

Абу Са‘ид сказал: Люди продолжали придерживаться этого, пока (однажды) в день Жертвоприношения или Разговения я не отправился на молитву вместе с Марваном, являвшимся в то время правителем Медины. Когда мы пришли к месту молитвы, оказалось, что там стоит минбар, установленный Кaсиром бин ас-Сальтом, и Марван захотел взобраться на него до молитвы. Я потянул его за одежду, но он высвободил её (у меня из рук), поднялся на минбар и произнёс проповедь до молитвы. Я сказал ему: „Клянусь Аллахом, вы ведь изменили (сунну)!“ В ответ мне он сказал: „О Абу Са‘ид, то, что ты знаешь, уже ушло в прошлое!“ Тогда я сказал: „Клянусь Аллахом, то, что я знаю, лучше того, что мне неизвестно!“ Марван сказал: “Люди не стали бы сидеть после молитвы, чтобы послушать нашу проповедь, и поэтому я произнёс её перед молитвой” (приводится у аль-Бухари под № 956).

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.

Для пользы: 

635. Женщина и ‘ид намаз. Может ли она посещать мечеть?

637. Сколько дней длится ‘ид аль-фитр и ‘ид аль-адха?

Видео версия:

 

 

комментария 3

  1. МУХАММАД 27 Июн 2023

    Ахи во первый السلام عليكم ورحمة الله وبركاتوه. Брат то что ты потрудился для этой уммы пусть тобой будет доволен ВСЕВЫШНИЙ АЛЛАХ СВЯТ ОН И ВЕЛИИК. И ЖАЗАКАЛЛОХУ ХОЙРОН брат тебе . Очень полезная информация с доводами и передатчиками очень нужная информация! ЖАЗАКАЛЛОХУ ХОЙРОН и ахи можешь ли ты мне ответить на телеграм по ком каким вопросам? ЖАЗАКАЛЛОХУ ХОЙРОН

    • AR-RAD 12 Авг 2023

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Я временно удалил телеграмм.

  2. Dauren 4 Апр 2024

    Ассаляму алейкум, да сохранит вас Аллах, вопрос; я из Казахстана, можно выплатить закатуль фитр деньгами по мнению ханафитов?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *