407. Все, что надо знать о праздничной молитве

407. Все, что надо знать о праздничной молитве

407. Vse chto nado znat o prazdnichnoj molitve - 407. Все, что надо знать о праздничной молитве

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем… 

1. Законоположение этой молитвы.
2. Время этой молитвы.
3. Где читают эту молитву.
4. Когда начинают читать такбиры.

5. Количество такбиров в праздничной молитве.
6. Поднятие руки вовремя такбиров.
7. Что надо говорить между такбирами.


1. Законоположение этой молитвы

Первое мнение: она настоятельно рекомендованная. Это мазhаб имам Малика и аш-Шафии. Они отнесли все сообщения этой главы на желательность.

Второе мнение: она фардуль-кифая (коллективная обязанность). На этом имам Ахмад. Они поступили точно также, как и первая группа. Но плюс к этому добавили, что это общественный праздник. Это яркое и громкое событие, подчеркивающее исламскую атрибутику. Поэтому, хоть кто-то должен сделать эту молитву.

Третье мнение: Она обязательная, на этом Абу Ханифа. Это также риваят от Ахмада. На этом также ибн Теймийя, аш-Шаукани и ибн ‘Усеймин и другие. Доводом у них является аят: «Так молись-же своему господу и приноси в жертву» (Аль-Каусар: 2).

≡ Сказал Ибн Къудама в «аль-Мугъни»:

«Общеизвестно в толковании этого аята, что подразумевается ‘ид-намаз».

Это-же передается от Анаса, ‘Икримы, ‘Ата и других. Къатада сказал, что речь идет именно о ‘ид-намазе в къурбан. 

Ат-Табари передал от ‘Али, ибн ‘Аббаса, Муджаhида, ‘Ата, ибн Джубейра, аш-Ша’би, что в этом аяте идет речь о своевременном совершении обязательных молитв. Ат-Табари после упоминаний всех мнений сказал, что здесь имеется ввиду единобожие. Т.е молитесь одному Всевышнему и Ему одному приносите в жертву!

Также доводом у этой группы ученых служат слова Умму ‘Атыйи: «нам было приказано…», взяв ее слова буквально. Ибн Баз и Ибн ‘Усеймин склоняются к этому же мнению.

Также доводом этой стороны является то, что посланник Аллаhа ﷺ делал ее всегда!

Еще одним доводом этой стороны является тот факт, что ‘ид-намаз отменяет джуму’а. А сунна не может отменять пятничную молитву. Значит, она обязательная. Сиддикъ Хасан Хана, да помилует его Аллаh такого-же мнения.

Выше речь шла о совершении молитвы в одиночестве. А что касается совершении ее в коллективе, то это желательно для мужчин, и не желательно для женщин. Подробнее об этом в нашей статье: 515. Тридцать аргументов из Корана и Сунны и от сподвижников на запрет выхода женщин..

Имам ад-Дусукъи аль-Малики в примечаниях на шарх ад-Дардира на мухтасар Халиля сказал, что эта молитва не распространяется на путника. Тоже самое сказал ‘алляма Ибн Баз и Ибн ‘Усеймин. А имам аш-Шафи’и не любил, чтобы даже путник оставлял эту молитву.

2. Время этой молитвы

≡ ‘АбдуЛла ат-Тайяр сказал:
«Большинство ученых на том, что время праздничной молитвы начинается с восходом солнца в размере копья вплоть отклонения солнца. Это время Дух|а». Имеется ввиду за пол часа до зенита солнца.

3. Где читают эту молитву

Имам Малик считал, что надо делать эту молитву где угодно, но не в мечети. Исключением чему являются жители Мекки, они молятся валь-Харам. Такого же Абу Ханифа и Ахмад. Передал ибн Уаhб от Юнуса, от ибн Шиhаба, что посланник ﷺ Аллаhа выходил на эту молитву в молельню, затем он сказал: «Затем все люди взяли это сунной». Хадис оборванный, но этому хадису есть подтверждение у аль-Бухари и Муслима от Абу Са’ида аль-Худрий: «Посланник Аллаhа в день Фитра и Адха выходил на место поклонения, и первое с чего он начинал, это молитва…».

Тоже самое делал Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али, да будет доволен ими Аллаh.  Но аш-Шафи’и считал, что если мечеть в городе большая, то лучше там собраться, так как это тоже называется местом поклонения, и это самые чистые места на земле.

А что касается хадиса, переданном имамом аль-Хакимом от Абу Хурайры, что их настиг дождь, и тогда пророк ﷺ совершил эту молитву в мечети, аз-Захаби и аль-Альбани назвали его достоверным.

4. Когда начинают читать такбиры?

1. Читают после ду’а аль-Истифтах. Т.е после чтения определенного ду’а перед аль-Исти’азой и аль-Фатихой. На этом ханафиты и шафииты. И это одна из версий от Ахмада. Они говорят, что ду’а аль-Истифтах первое, с чего начинается молитва, а затем идут такбиры. Из современных это мнение выбрал шейх Ибн Баз и аль-Фаузан. Комитет аль-Ляджна также на этом мнении.

2. Читают до ду’а аль-Истифтах. Эта одна из версий от Ахмада. 

3. Молящийся сам выбирает. Эта одна из версий от Ахмада.

5. Количество такбиров в праздничной молитве.

1. Три такбира в первом и во втором рака’ате. Это мазhаб ханафитов (См. аль-Хашияh) и версия от Ахмада. (См. аль-Инсаф).
 В довод они привели поступок ‘АбдуЛлы ибн Мас’уда и ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллаh, где они произнесли четыре такбира вместе с вступительным такбиром в первом рака’ате, и сделали тоже самое во втором. Передал ‘Абду-Раззакъ. 

2. Шесть такбиров в первом, и пять такбиров во втором. Это мнение имама Малика в «аль-Мудауанаh» и мазhаб ханбалитов (см. аль-Мугъни). 

Это мнение выбрал шейхуль-ислям ибн Теймийя и ибн аль-Къайим. Из современных это мнение выбрали ибн Баз, ибн ‘Усеймин, аль-‘Аббад и другие.

Доводом они использовали сообщение от ‘Аиши, которое передал Абу Дауд, Ибн Маджа и ад-Даракъутни, где посланник Аллаhа ﷺ в праздничный намаз в первом рака’ате сделал семь такбиров (включая аль-ихрам) а во втором пять такбиров. Также поступал Абу Хурайра, как это передал Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.

3. Семь такбиров в первом, и пять такбиров во втором. Это мнение шафиитов. См. аль-Умм. Это мнение выбрал ибн ‘Абдиль-Барр и ибн Хазм.

В довод они привели вышеприведенный поступок Абу Хурайры, с той лишь разницей, по их мнению, что передатчик хадиса не упомянул вступительный такбир

Имам Ахмад казал, что все эти варианты дозволены. Этому же последовал и имам ибн аль-‘Усеймин.

Внимание! В выше приведенных такбирах мы не учитывали такбиратуль-ихрам и такбиры перед поясным поклоном.

6. Надо ли поднимать руки во время этих такбиров?

1. Желательно поднимать руки во время этих такбиров. На этом ханафиты, шафииты и ханбалиты. Это также передается от имама Малика.

Доводом они использовали сообщение, переданное имам аль-Байhакъи, где ‘Умар и его сын ибн ‘Умар поднимали руки при каждом такбире в джаназа молитве. Т.е они провели аналогию.

Это мнение выбрал имам ан-Науауи, ибн Къудама, ибн аль-Къайим, ат-Тахауи. и другие.

Из современных на этом ибн Баз, аль-Фаузан и комитет. Это также передается от Яхьи бин Ма’ина.

2. Руки не поднимаются во время этих такбиров. На этом мнении имам Малик, ибн Хазм, аш-Шаукани и другие.

Шейх аль-Альбани тоже на этом мнении. Они говорят, что не пришло ничего достоверного в сунне на этот счет. Того же мнения ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад. Некоторые даже послабили сообщение от Ибн ‘Умара.

3. Нет проблем, как и поднимать руки, так и не поднимать их. Об этом говорил ‘алляма Салих аль-Лухайдан, да хранит его Аллаh.

7. Что надо говорить между такбирами?

1. Между такбирами ничего не читается. Это мазhаб ханафитов и маликитов. 

2. Желательно читать таhлиль и тахмид. Это мазhаб шафиитов и ханбалитов. В этом они упираются на ибн Мас’уда, как это передал ат-Табарани в «ад-Ду’а».

Это мнение выбрал аш-Шаукани, шейх аль-Фаузан и аль-Ляджна. Шейх аль-Фаузан добавил, что если кто-то хочет читать другие азкары помимо этих, то он может это сделать, так как в сунне не пришли на этот счет конкретные азкары.

А если он забыл произнести такбиры, должен ли он вернуться назад и читать их? Группа сказала о возвращении назад для чтения такбиров, а другая группа сказала, что он не должен никуда возвращаться, пусть продолжает молитву.

Как сказал имам аш-Шаукани, второе мнение более верное, так как в сунне нет доказательства на возврат. Тоже самое сказал аль-Фауазан.

Надо ли делать Садждату ас-Саhв (земной поклон для невнимательных) если он забыл такбиры? Группа сказала, что должен сделать, а другая сказала, что делать не обязан.

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.

Текстовый вариант:

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *