516. Троекратный развод. Разбор доводов.

516. Троекратный развод. Разбор доводов.

516. Troekratnyj razvod. Razbor dovodov. - 516. Троекратный развод. Разбор доводов.
 
 
Содержание

1. Что такое троекратный развод.
2. Причина разногласий в этом вопросе
3. Мнения ученых уммы в этом вопросе
  Первое мнение.
  Второе мнение.
  Третье мнение.
  Четвертое мнение.
4. Правильное в этом вопросе.
5. Заключение.


Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.  А затем:

Мы, с дозволения Всевышнего, попытаемся подробно разобрать этот вопрос. Укажем на доказательства обеих сторон. После ответим на доводы оппонентов. 

1. Что такое троекратный развод

Троекратный развод, это такой развод, когда он говорит ей: «Даю тебе три развода», или «Ты мне не жена», повторив это трижды, и тому подобные слова. Ученые единогласны, что такой развод является запрещенным.
См. Ибн Теймийя в  «Аль-Фатауа аль-Кубра» 3/16

2. Причина разногласий в этом вопросе ?

Указывает ли запрет троекратного развода на его недействительность? Т.е если запрещено давать такой развод, означает ли это, что он не вступает в силу? Или запрет такого развода не влияет на его действительность?
См. Аль-Касани в «Бадаи’у ас-Санаи’ » 3/95

Сообщения на этот счет слабые, некоторые достоверные, другие нуждаются в иджтиhаде, другие неоднозначные, и т.д.
См. Ибн Рушд в «Бидаяту аль-Муджтаhид» 2/62

3. Мнения ученых уммы в этом вопросе

В этом вопросе четыре давних разногласия. Пройдемся по ним коротко, иншаАлла. В конце мы укажем то, на чем мы и наши шейхи, да хранит их Всевышний.

Первое мнение: 

Такой развод вступает в силу. Он теряет жену окончательно. Он не может ее вернуть, пока она не выйдет замуж за другого (+ половой акт) и не разведется. Разумеется, если она вышла замуж с целью развестись, чтобы в итоге вернуться к предыдущему, и все стороны знают об этом, то такой брак недействителен в основе, поскольку это мут’а (временные браки). На этом четыре мазhаба.
См. Аль-Касании в «аль-Бадаи’ » (3/94). Ибн Рушд в «аль-Мукъаддимат» (2/385) Аш-Ширбини в «Мугъни аль-Мухтадж» (3/280). Аш-Шафии в «аль-Умм» (5/187). Ибн Наджар в «Мунтаhа» (2/251). Ибн Къудама в «аль-Мугъни».

А если у нее было лишь намерение, и никто кроме нее об этом не знал, то это не влияет на действительность брака.

Их доводы из Корана:

→ Сказал Всевышний:

  وَالْمُطَلَّقَاتُ يَتَرَبَّصْنَ بِأَنْفُسِهِنَّ ثَلَاثَةَ قُرُوء 
Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций

 

  لَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ إِنْ طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ مَا لَمْ تَمَسُّوهُنَّ أَوْ تَفْرِضُوا لَهُنَّ فَرِيضَةً
На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, 
не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (брачный дар). 
 الطَّلَاقُ مَرَّتَانِ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَان 
Развод допускается дважды после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму.
 وَلِلْمُطَلَّقَاتِ مَتَاعٌ بِالْمَعْرُوفِ

Разведенных жен полагается обеспечивать разумным образом.
Они говорят, что фразы в этих аятах: «разведенные», «разведетесь», «развод», «разведенные»… включают в себя как и однократный развод, так и троекратный развод.

Их довод из Сунны: Аль-Бухари и его ученик ат-Тирмизи передали от ‘Аиша, что Рифа’а аль-Къуразий дал своей жене Суhейле три развода, затем та вышла замуж за ‘Абд ар-АрахIмана бин Зубейра, затем этот второй тоже развел, затем спросили пророка ﷺ: «Дозволена ли она первому?», на что он ответил:

لا حتَّى يذوق عسيلتها، كما ذاقَ الأول
Нет, пока она не насладится им (переспит с ним), как насладилась с первым

Передал аль-Бухари, что ‘Увеймир аль-‘Аджляни дал своей жене три развода, и посланник Аллаhа ﷺ посчитал их развод окончательными.

Передал Абу Дауд по цепочке от Муджаhида, что он находился с Ибн ‘Аббасом в тот момент, когда к нему подошел человек, который дал жене три развода. Ибн ‘Аббас помолчал немного. Муджаhид сказал: «Я подумал, что он вернет ему его жену». Затем сказал Ибн ‘Аббас: «Вот наделает глупостей один из вас а потом говорит: “О Ибн ‘Аббас”! А ведь Аллаh сказал: «Кто боится Аллаhа, тому Он укажет на выход»а ты не побоялся Аллаhа,  я не нахожу выхода для тебя. Ты ослушался своего Господ. Твоя жена стала для тебя чужой».

Второе мнение:

Такой развод вообще не вступает в силу. Троекратный развод не принимается ни окончательно, ни частично.
См. Ибн Хазм в «аль-Мухалля» (10/161). Аш-Шаукани в «Нейль аль-Аутар» (7/19).

Третье мнение:

Если троекратный развод был дан той, с которой совокупились, то развод окончательный, а если той, с которой еще не совокупились, то сгорает лишь один развод. Это мнение приписывают к Ибн ‘Аббасу и ИсхIакъу бин Раhавейhи
См. Аш-Шаукани в «Нейль аль-Аутар» (7/16).

Их доказательства из сунны:

≡ Абу Дауд передал, что Ибн ‘Аббас сказал: «Во времена пророка ﷺ, Абу Бакра и в начале правления ‘Умара, если человек давал троекратный развод жене до (первого) совокупления, то он принимался за один».

Четвертое мнение:

Такой развод вступает в силу как один, после которого он может вернуть ее до окончании ‘идды, либо поставить никях после окончания ‘идды, если конечно ранее он не потратил все свои разводы.

Их доводы из Корана:
-Сказал Всевышний:

 الطَّلَاقُ مَرَّتَانِ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَانٍ
Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму

Они сказали, что здесь Всевышний четко указал, что развод дается один раз, и разводу должен предшествовать возврат, а трехкратный принимается за один, так как ему не предшествовал возврат.
См. Ибн Теймийя в «аль-Фатауа» (3/19). Ибн Къайим в «И’ляму аль-Мувакъи’ин» (3/30). Ахмад аль-Муртада в «аль-Бахр аз-Заххар» (4/175).

Это передается ‘Али, аз-Зубейра, Ибн ‘Ауфа, Ибн Мас’уда, и Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллаh. Из табиинов на этом мнении: Айюб ас-Сихтийяни, ‘Икрима, ‘Ата, Таус Мухаммад бин Исхакъ, аль-Хаджадж бин Артаъа. На этом также некоторые сподвижники имама Малика. Из ученых: Ибн Теймийя, Ибн Къайим, Ибн Баз и Ибн ‘Усеймин и другие.

Их доводы из Сунны.
— Таус передал, что Ибн ‘Аббас (رضي الله عنه) сказал: «Трехкратный развод во времена пророка ﷺ, Абу Бакра и двух лет правления ‘Умара принимался за один развод. ‘Умар сказал:

إن الناس قد استعجلوا في أمرٍ قد كانت لهم فيه أناة، فلو أمضَيناه عليهم
“Люди поторопились в том деле, в котором стоило проявить терпение. А что если мы засчитаем им?”. Затем он засчитал им».
 Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи, ад-Даракъутни.

— Там-же от Тауса, что Абу Саhба сказал Ибн ‘Аббасу: «Разве троекратный развод во время пророка ﷺ и Абу Бакра не принимался за один?» Он сказал: «Да, так и было. Но когда люди начали злоупотреблять этим, ‘Умар сделал (трехкратный развод) действительным».

— Абу Дауд передал, что Ибн ‘Аббас сказал: «Рукана дал своей жене троекратный развод за один раз, после чего сильно пожалел об этом. Посланник Аллаhа ﷺ спросил его: «Как ты развёлся?» Он сказал: «Трижды». Пророк ﷺ спросил: «За один раз?» Он ответил: «Да». Тогда пророк ﷺ сказал ему: «Это один развод, и если желаешь, то верни её»».

Версию, где сказано, что Рукана дал окончательный развод, имам Ахмад считал слабой. Но именно эту версию хадиса, где сказано «Как ты развёлся?» Он сказал: «Трижды» Ахмад считал достоверной, и не только он.

4. Правильное в этом вопросе

Самое достоверное в этом вопросе, это достоверные сообщения от сподвижников, что трехкратный развод равен одному разводу, не более, если конечно между разводами не было возврата. 

Наши оппоненты привели аяты, которые мы приводили ранее, но они не пригодны в качестве аргументации в силу их очевидной обобщенности. Нельзя относить обобщенные аяты на конкретные положения.

К примеру слова Всевышнего: «Развод дается дважды» никак не может служить аргументом,  с них не понимается вид развода, с них понимается лишь количество разводов в общем.

Затем наши оппоненты привели хадис ‘Аиши, где Рифа’а дал три развода своей жене, затем та вышла замуж, затем этот второй развел ее тоже, затем спросили пророка ﷺ «Дозволена ли она первому?», на что он ответил: «Нет، пока она не насладиться им (переспит с ним) ، как насладилась с первым». Этот хадис также не годится для аргументации, так как он не проливает свет на суть нашей дискуссии. В нем сказано: «…дал три развода…», три сразу или в разные времена? Вот в чем суть вопроса.

≡ Сказал имам Ибн Джибрин: «Рифа’а дал ей три развода, либо сразу, либо в общем». Т.е неизвестно.
 См. Шарх ат-Тирмизи. Глава: Трехкратный развод.

≡ Сказал имам Мула ‘Али аль-Къари: «Здесь может быть как и три развода одновременно, так и в общем». Т.е неизвестно.
 См. «Миркъату аль-Масабих» 3292.

Затем наши оппоненты привели хадис ‘Увеймира аль-‘Аджляни, где он  дал своей жене три развода, и посланник Аллаhа ﷺ посчитал их окончательными. Но и это не годится в качестве доказательства, так как аль-Бухари и Муслим передали, что это произошло после того, как они прокляли друг друга.

Дело в том, что ‘Увеймир заподозрил свою жену в измене, затем рассказал об этом посланнику Аллаха ﷺ, затем пророк ﷺ велел привести ее, тот привел ее, затем они сделал «муля’анаh» (взаимное проклятие), тогда ‘Увеймир понял, что несправедливо поступил с ней и признался в этом, а после дал три развода. По факту, она стала ему запретной еще до произнесения им слов развода, так как в этом же хадисе у аль-Бухари сказано: «…затем он дал ей три развода до того, пока пророк ﷺ повелел ему».
Как вы поняли, данный хадис тоже не годится как доказательство, потому что она стала запретной для него не по причине развода, а по причине «муля’анаh».

Затем наши оппоненты привели сообщение от Ибн ‘Аббаса, сказавшего: «Вот натворит глупостей один из вас, а потом говорит: “О Ибн ‘Аббас”! А Аллаh сказал: «Кто боится Аллаhа, тому Он укажет на выход», а ты не побоялся Аллаhа, я не нахожу выхода для тебя. Ты ослушался своего Господ. Твоя жена стала для тебя чужой». Здесь тоже неясно, какой именно развод был дан: три сразу, или три в общем? Именно эта неопределенность и лишает это сообщение силы аргументации. Плюс к этому от самого Ибн ‘Аббаса как раз таки известно обратное. Вот к примеру он передает хадис, где сам-же говорит: «Троекратный развод во времена пророка ﷺ, Абу Бакра и в двух лет правления ‘Умара принимался за один развод.. 
А в другой версии у Муслима сообщается, что Абу Саhбаъ сказал Ибн ‘Аббасу «Разве трехкратный развод во время пророка ﷺ и Абу Бакра не принимался за один?» Он сказал: «Да, так и было».

Затем наши оппоненты ссылаются на ‘Умара. Я скажу, что неправильно здесь ссылаться на ‘Умара. Ведь первые два года он сам считал иначе. И потом, он не отказывался от этого мнения. Но почему тогда он принял этот закон? Ответ мы уже приводили выше, но повторимся еще раз: ‘Умар сказал: “Люди поторопились в деле, в котором стоило проявить терпение. А что если мы засчитаем им?”.

Далее Абу Саhбаъ сказал Ибн ‘Аббасу: «Разве трехкратный развод во время пророка ﷺ и Абу Бакра не принимался за один?» Он сказал: «Да, так и было. Но когда люди начали злоупотреблять этим, и ‘Умар сделал (троекратный развод) действительным».

≡ Члены комитета старейших ученых и постоянного комитета фетв сказали:

فهذا الحديث واضح الدلالة على اعتبار الطلاق الثلاث بلفظ واحد ، طلقة واحدة وعلى أنه لم ينسخ لاستمرار العمل به في عهد أبي بكر وسنتين من خلافة عمر ؛ ولأن عمرعلل إمضاءه ثلاثا بقوله : ( إن الناس قد استعجلوا في أمر كانت لهم فيه أناة ) ولم يدع النسخ

«В этом хадисе ясное доказательство на то, что трехкратный развод (изначально) считался одним разводом. А также, что это не отменено, так как во время Абу Бакра и в двух годах правления ‘Умара люди практиковали это. ‘Умар объяснил, почему он начал считать (троекратный развод) за окончательный, сказав: “Люди поторопились в деле, в котором стоило проявить терпение. А что если мы засчитаем им?” И ‘Умар не заявил о отмене хукма (т.е ‘Умар не отрицал, что троекратный развод считается как один)».
См. «Абхасу hайъати Кибари-аль-‘Уляма» (1 /554)

Т.е люди начали пренебрегать вопросам развода, и начали нарушать границы, давая трехкратный развод, тогда ‘Умар посчитал верным сделать такой развод окончательным, как-бы в наказание за такое пренебрежение и халатность.
См. Ибн Къайим в «ат-Турукъ аль-Хукмийя» (стр. 17-19). Аш-Шаукани в «Нейль аль-Аутар» (7/16).

≡ Сказал аль-Амир ас-Сан’ани:

أَنَّ هَذَا الْحَدِيثَ وَرَدَ فِي صُورَةٍ خَاصَّةٍ هِيَ قَوْلُ الْمُطَلِّقِ أَنْتِ طَالِقٌ أَنْتِ طَالِقٌ وَذَلِكَ أَنَّهُ كَانَ فِي عَصْرِ النُّبُوَّةِ وَمَا بَعْدَهُ وَكَانَ حَالُ النَّاسِ مَحْمُولًا عَلَى السَّلَامَةِ وَالصِّدْقِ فَيُقْبَلُ قَوْلُ مَنْ ادَّعَى أَنَّ اللَّفْظَ الثَّانِيَ تَأْكِيدٌ لِلْأَوَّلِ لَا تَأْسِيسُ طَلَاقٍ آخَرَ وَيُصَدَّقُ فِي دَعْوَاهُ، فَلَمَّا رَأَى عُمَرُ تَغَيُّرَ أَحْوَالِ النَّاسِ وَغَلَبَةِ الدَّعَاوَى الْبَاطِلَةِ رَأَى مِنْ الْمَصْلَحَةِ أَنْ يُجْرِيَ الْمُتَكَلِّمَ عَلَى ظَاهِرِ قَوْلِهِ، وَلَا يُصَدَّقُ فِي دَعْوَى ضَمِيرِهِ، وَهَذَا الْجَوَابُ ارْتَضَاهُ الْقُرْطُبِيُّ، قَالَ النَّوَوِيُّ: هُوَ أَصَحُّ الْأَجْوِبَةِ

«Это сообщение затрагивает конкретный образ слов, а это «Ты разведена… ты разведена… ты разведена», поскольку  это имело место в пророческой эпохе и после нее. В то время положение людей вызывало лишь доверие и уверенность, в связи с чем слова заявивших, что второй их развод был лишь подтверждением первого, а не новым разводом, принимались. Но потом ‘Умар увидел, как положение людей поменялось, ложные заявления (о разводе) участились, он решил, что будет благом принять внешние (трехкратные) слова (развода) и не принимать тайное (т.е отговорки). С этим объяснением (поступка ‘Умара) согласился аль-Къуртуби. Сказал ан-Науауи: “Это лучший ответ”»

≡ Члены комитета старейших ученых и постоянного комитета фетв сказали:

ولم يرد عمر بإمضاء الثلاث أن يجعل ذلك شرعا كليا مستمرا ، وإنما أراد أن يلزم به ما دامت الدواعي التي دعت إليه قائمة ، كما هو الشأن في الفتاوى التي تتغير بتغير الظروف والأحوال

‘Умар, приняв закон о действительности трехкратного развода, не хотел делать это абсолютным и постоянным законом, он лишь хотел обязать (людей) этому пока существует повод, из-за которого он принял такое решение, как это обычно бывает с фетвами, которые меняются от обстоятельств и положений».
 См. «Абхасу hайъати Кибари-аль-‘Уляма» (1 /557).

5. Заключение

Мужчина не должен торопиться с разводами, нельзя шутить с такими вещами. Слабые мужчины прибегают к решению семейных вопросов разводами, не считая тех случаев, когда действительно без развода проблема не решается. Развод надо дать один раз, затем она выжидает свою ‘идду. Сразу три развода давать запрещается у всех ученых. Если он сделал этот запретный поступок, пусть принесет покаяние Всевышнему и больше так не поступает. Сгорает лишь один развод, в запасе у него остается еще два развода.

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.

<

p style=»text-align: center;»>ornament 1 - 516. Троекратный развод. Разбор доводов.

Комментарии

  • Асан | Сен 27,2018

    Ас саляму алейкум уа рохматуллаһи уа барокатуһу !
    Развод это Сунна?

    • AR-RAD | Апр 10,2019

      Уа ‘аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракатуhу. Развод иногда может быть запретным, иногда нежелательным, иногда желательным и обязательным. Разные случаи.

  • Aby | Мар 18,2020

    Ассаламуалейкум ва рахматуллахи ва баракатуху. Подскажите пожалуйста можно ли вернуть жену. Мы с супругой в декабре поругались и я дал ей Талак . Потом через день мы помирились и я вернул ее. Потом в конце января мы опять поругались и я опять дал ей Талак, и через пару дней мы помирились. В феврале История повторилась . Можно ли ее теперь вернуть и как это можно сделать. Пожалуйста ответьте. Джазакалаху хайран.

    • AR-RAD | Мар 18,2020

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракату. К сожалению, вы израсходовали все ваши разводы.

  • Aby | Мар 18,2020

    Как быть теперь ? У нас дети и общее жилье …

  • Dake | Мар 18,2020

    Ассаляму Аллейкум уа рахматуллахи уа баракатуху, в процессе брака были даны талаки( какие то во время сильного гнева, какие то во время хайда). Знаний на тот период не было. Дал талак, прогуглил что можно вернуть и возвращал. И делал так что после второго талака даже обновлял никах(так же прочитав статью в интернете). Потом начал требовать знания, прошел шарх Булуг Аль Марам Усаймина. (и там шейх разделяет гнев на три вида, и второй вид гнева (как раз мой случай) сам по себе я человек вспыльчивый, дохожу до такой степени гнева что трудно себя контролировать. И придерживаюсь мнения что талак во время хайда не имеет силу. Но тут самое главное не идти на поводу страсти и не играть с религией. Первый талак(была легкая степень гнева), второй талак был очень сильный гнев(и жена была во время хайда), третий талак был осознанный. И изучив все доводы, найдя аналогичную ситуацию на сайте шейха Мунаджида, хочу вернуть супругу. То есть Посчитав первый и третий талаки действительными а второй аннулировав. Заметьте самое главное для меня это не игра с религией. И выбираю я и опираюсь на эти доводы не потому что мне выгодно. Можете брат дать свою оценку, что бы в последующем у меня не было сомнений. Либо ответьте на почту.

    • AR-RAD | Мар 29,2020

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракату. Талякъ данный во время хайда вступает силу, и нет никакого доказательства на обратное. Об этом я уже говорил в нашей статье: https://ar-rad.ru/431-dejstvitelen-li-razvod-vo-vremja-menstruacij/html

  • Abu hatim | Июл 10,2020

    Ассаляму алейкум. Дал жене троекратный развод одним, но прошло уже два года, могу ли я её вернуть?

    • AR-RAD | Июл 10,2020

      Уа аляйкум ассалям. Прошло много времени. Поставьте новый никях.

  • Abu hatim | Июл 10,2020

    То есть достаточно просто обновить никах?

    • AR-RAD | Июл 10,2020

      Да, обновите никях, если у вас сгорел только один развод.

  • Оставить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *