458. Пять обязательств мужа перед женой

458. Пять обязательств мужа перед женой

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Согласно шариатскому законодательству муж обязан соблюдать права жены. Эти права можно перечислить в пяти пунктах иншаАлла:

1. Воспитание

Муж обязан дать жене шариатское воспитание, или дать ей возможность получить шариатское воспитание, как об этом говорил ‘Али бин Аби Талиб, ‘Ата бин Аби Раббах и другие саляф.

→ Сказал Аллаh в суре «Женщины»:

الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ
Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллаh дал одним из них преимущество перед другими.

≡ Сказал имам ас-Са’ди в толковании этого аята:

«Всевышний сообщил о том, что мужчины несут ответственность за женщин и обязаны побуждать их к соблюдению обязанностей перед Аллахом, исправному выполнению обязательных предписаний религии и воздержанию от порочных поступков».

≡ Сказал Ибн Касир:

«Мужчина отвечает за женщину, т.е он главный, старший, он ее судья, он воспитывает ее, когда она допускает нарушения». 

Сказал имам аль-Багъауи: «Т.е они мужчины отвечают за их воспитание».

Также Всевышний Аллаh сказал в суре: «ат-Тах|рим»:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا
О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня

≡ Сказал Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаh, в тафсире этого аята:

«Повелевайте им творить добро, запрещайте им зло, обучайте их, воспитывайте их, и посредством этого  вы убережете себя от огня».

Сказал имам Муджаhид: «Завещайте своим семьям боятся Аллаhа». 

≡ Сказал имам Къатада: «Повелевайте им подчинение Аллаhу и запрещайте ослушание Аллаhу».

 

2. Отдельное жильем.

→ Сказал Господь в Коране:

أَسْكِنُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ سَكَنتُم مِّن وُجْدِكُمْ وَلَا تُضَارُّوهُنَّ لِتُضَيِّقُوا عَلَيْهِنَّ
Поселяйте их там, где вы живете сами — по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их.

Имам Абу Бакр аль-Касани у себя сказал: «…он обязан для нее отдельным жильем…».

Но если это пока не возможно, то не обязан, но он должен стараться для того, чтобы изменить ситуацию, как сказал Шейхуль Ислям.

≡ Сказал шейх аль-Мунаджид:

«В общем, отдельное жилье — это право жены, даже если это не оговаривалось при заключении брака, она может требовать это (хоть) сейчас, и это не является строптивостью».

Подмечу, что жилье должно быть с необходимыми условиями, не достаточно просто крыши, как об этом было сказано в Марказе.

3. Одежда.

Сказали в Марказе, что одежда должны быть нормальной, которая позволяет прикрыть ‘аура, оберегать от холода, жары…вообщем одежда.

4. Еда.

≡ Сказано в Марказе:

«Пригодная еда, обеспечивающая организм питательными веществами, оберегающее от болезней. Та еда, которую обычно едят все люди, но без расточительства (исрафа) и жадности.

5. Лечение.

Данный пункт не является однозначным. У ученых на этот счет много комментариев, упомянем лишь суть:

Первая группа ученых считает, именно четыре мазhаба, что муж не обязан оплачивать лечении жены. Если у нее есть средства, то она оплачивает свое лечение из своих своих собственных средств, если нету, то ее сын, если нету, то ее отец.

Вторая группа считает, что он обязан в любом случае оплачивать ее лечение. Это одно из мнений в ханбалитском мазhабе.

Третья группа считает, что этот вопрос надо вернуть на конкретную местность и народ: если у них принято, что муж оплачивает лечение жены, тогда он обязан, если не принято, то не обязан. На этом мнении имам аш-Шаукани, Ибн аль-‘Усеймин и его ученик аль-Муслих.

Доводом третьей стороны является слова Всевышнего Аллаhа:

وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ
Живите с ними достойно

≡ Сказал имам ас-Са’ди:

«Каждый мужчина обязан обеспечивать жену в соответствии со своим положением, положением его супруги и обычаями той эпохи и страны, в которой они живут».

Я подмечу, что нет разногласия у умме, что платить за лечение жены является великим и достойным делом, укрепляющим их отношение. Разногласия лишь в одном: в грехе ли муж за отказ или нет?

Также сказали в Марказе: «Если жена является богатой, то все равно с нее нельзя требовать расходование на семью». Т.е богатство жены не освобождает мужа материально ее обеспечивать. Он не может ей говорить: «У тебя же есть деньги, так купи себе сама!» Нет! Это обязанность мужчины, но и жена должны быть снисходительна! Все это устав, тогда как в жизни гораздо все легче, разве жена оставит мужа в беде, или муж оставит ее в беде?

А Аллаhу ведомо лучше!

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *