Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

636. Адаб в день ‘Ида. Этикет поведения в ‘Ид праздники

636. adab v den ida. jetiket povedenija v id prazdniki - 636. Адаб в день'Ида. Этикет поведения в'Ид праздники

СОДЕРЖАНИЕ

1. Выплата закят аль-фитра до праздника

2. Совершение полного омовения перед выходом на молитву.

3. Употребление пищи до выхода ‘ид аль-фитр и после на
‘ид аль-адха

4. Облачение в лучшие одежды в праздничные дни.

5. Умащаться благовониями

6. Поздравление

7. Возвеличивание Аллаха в праздничный день.

8. Отправление на ‘ид пешком одной дорогой и возвращение иной.

9. Проповедь перед ‘ид намазом

10. ‘Ид намаз

11. Празднование и веселье.


 

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

За основу взята работа уважаемого шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида с моими дополнениями.

Среди действий, которые желательно /сунна/ совершить мусульманину в день праздника, следующие:

 

1. Выплата закят аль-фитра до праздника

Об этом в нашей работе: 204. Все, что надо знать о закятуль-фитре.

 

2. Совершение полного омовения перед выходом на молитву.

Передается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар и ‘Али совершал полное омовение в День Разговения до того, как отправиться на место совершения молитвы.

Причина, из-за которой желательно совершить полное омовение перед пятничной молитвой или иным общим собранием, есть и в день праздника, и, возможно, в день праздника эта причина явнее.

Подробнее в нашей работе: 229. Полное омовение в праздничные дни.

 

3. Употребление пищи до выхода ‘ид аль-фитр и после на

‘ид аль-адха

Этикетом в День Разговения является то, что человек не отправляется на праздничную молитву, пока не поест несколько фиников. На это указывает хадис, где Посланник Аллаха ﷺ не покидал своего дома в Праздник Разговения, пока не ел несколько фиников <…>, и это количество было нечетным.
Аль-Бухари и другие от Анаса ибн Малика.

Он сделал желательным прием пищи до выхода и тем самым подтвердил запрет поститься в этот день и оповестил о разрешении разговеться и окончании поста.

Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, объяснил это тем, что, поев, человек закрывает возможность продолжить поститься и спешит исполнить приказ Аллаха.

Если человек не найдет финики, то пусть разговляется любой дозволенной пищей.

Что касается Праздника Жертвоприношения, то желательно, чтобы человек не ел, пока не вернется с праздничной молитвы и не поест мяса своего жертвоприношения. Если жертвоприношение мусульманин не совершает, то нет ничего страшного в том, чтобы поесть до молитвы.

 

4. Облачение в лучшие одежды в праздничные дни.

От ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что ‘Умар взял джуббу (это такой вид одежды) из парчи на рынке, принес ее Посланнику Аллахаﷺ и сказал: О Посланник Аллаха, купи это и украшайся им в праздничный день и во время (прибытия) делегаций. На что Посланник Аллахаﷺ сказал:

Воистину, эта одежда того, у кого нет доли в Последней Жизни

Пророк ﷺ одобрил украшение в праздничные дни, но высказал порицание ‘Умару за покупку этой джуббы, так как эта одежда была сделана из шелка.

Передается от Джабира, да будет доволен им Аллах, что у Пророкаﷺ была джубба, которую он надевал в праздничные дни и в пятницу.

Аль-Байхаки с достоверной цепочкой передатчиков передал от Ибн ‘Умара, что он надевал лучшие свои одежды.

Что касается женщин, то при выходе они должны остерегаться украшений, так как им запрещено показывать свои украшения чужим для них мужчинам. Также женщинам запрещено использовать благовония при выходе из дома или делать то, что искушает мужчин. 

Подробнее в наших двух статьях:

635. Женщина и ‘ид намаз. Может ли она посещать мечеть?

515. Аргументы из Корана, Сунны и сподвижников на запрет выхода женщин

 

5. Умащаться благовониями

В любом важном мероприятии важно соблюдать чистоту, тем более, если речь идет об исламских праздниках.

Согласно четырем мазхабам желательно использовать духи/миски перед выходом на ‘ид намазы и джуму’а.

Ибн Къудама сказал:

«Малик сказал: ″Я слышал обладателей знания, они считали желательным использовать благовония и украшения в каждом ‘Иде″».
≡ См. «Мугъни» 2/274.

Передают, что Муса ибн Анас ибн Малик рассказывал со слов своего отца:

 كَانَ لِرَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ سُكَّةٌ يَتَطَيَّبُ مِنْهَا

У Посланника Аллаха ﷺ был сосуд, из которого он умащался благовониями.
Абу Дауд и другие.

Передают со слов Сумамы ибн ‘Абдаллаха, что Анас ибн Малик не отказывался, когда ему предлагали благовония, и говорил: 

نَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ لا يَرُدُّ الطِّيبَ

Поистине, Пророк ﷺ  не отказывался от благовоний.
Ат-Тирмизи в «аш-шамаиль».

 

6. Поздравление

Одним из этикетов праздника являются благие поздравления и пожелания, которым люди обмениваются друг с другом. Это могут быть любые благие слова, например: Пусть Аллах примет от нас и от васДа будет благословенен ваш праздник или иные.

От Джубайра ибн Нуфайра передается, что сподвижники Пророка ﷺ встречаясь в день праздника говорили друг другу: Пусть примется от нас и от вас. Ибн Хаджар сказал, что цепочка передатчиков этого предания достоверна.

Поздравления были известны во время сподвижников, и об их дозволенности говорили ученые, например, имам Ахмад и другие. Потому что в Шариате есть указания на верность поздравлений в особых случаях, также передается, что сподвижники поздравляли друг друга, когда у одного из них случалось радостное событие, например, они поздравляли того, чье покаяние принималось Всевышним Аллахом и иное.

Нет сомнений в том, что распространение поздравлений указывает на благородный нрав и является хорошим общественным явлением между мусульманами.

Самое меньшее, что можно сказать на эту тему, что следует поздравлять того, кто поздравил тебя. И если человек не сделал этого, то и тебе не делать. Как сказал имам Ахмад, да помилует его Аллах: «Если кто-либо поздравлял меня, то я отвечал ему, а если нет, не начинал сам».

 

7. Возвеличивание Аллаха в праздничный день.

Об этом мы писали в нашей статье: 22. Слова поминания в ‘ид аль-адха и ‘ид аль-фитр.

 

 

8. Отправление на ‘ид пешком одной дорогой и возвращение иной.

Передается от Джабира ибн ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк ﷺ менял свою дорогу в день праздника.

Мудрость этого, как было сказано в том, что в Судный День обе дороги станут свидетельствовать ему перед Аллахом. Ведь в Судный День земля будет свидетельствовать о том благе или зле, что совершалось на ней.

Также было сказано, что это делается для распространения обрядовых знамений ислама по обеим дорогам.

Другие сказали, что это для распространения поминания Аллаха. И были те, кто говорил, что это делалось для устрашения лицемеров и иудеев, дабы видели они, как много мусульман. А некоторые сказали, что это делалось для того, чтобы узнать нужды людей, ответить на вопросы, обучить их и показать пример, или раздать милостыню нуждающимся, навестить близких и поддерживать родственные связи.

Желательно идти пешком, это согласно хадису, где ‘Али, да будет доволен им Аллаh, сказал:

من السُّنة أن تخرج إلى العيد ماشيًا، وأن تأكل شيئًا قبل أن تخرُجَ

Является сунной отправляться на ‘ид пешком и употребить что-нибудь перед выходом.
Передал ат-Тирмизи

Мухаммад аль-Мубаракфури в шархе на сунан ат-Тирмизи сказал

وفيه دليل على أن الخروج إلى العيد ماشيا من السنة ، والحديث -وإن كان ضعيفا لكن قد ورد في هذا الباب أحاديث ضعاف أخرى تؤيده

В (этом хадисе) доказательство на то, что выход на ‘ид пешком сунна. Даже если это хадис слабый, на этот счет пришли другие слабые хадисы, укрепляющие (друг друга).

Подобные хадисы передают от Ибн ‘Умара и Са’да Ибн Аби Уаккъаса, да будет доволен им Аллаh, но они тоже слабые.

 

9. Проповедь перед ‘ид намазом

Джабир ибн ‘Абдуллах сказал, что Пророк ﷺ в День Разговения вышел и совершил молитву до проповеди.
Аль-Бухари под № 958, Муслим под № 885 и другие.

Абу Са‘ид, да будет доволен им Аллаh, сказал: 

Люди продолжали придерживаться этого, пока (однажды) в день Жертвоприношения или Разговения я не отправился на молитву вместе с Марваном, являвшимся в то время правителем Медины. Когда мы пришли к месту молитвы, оказалось, что там стоит минбар, установленный Кaсиром бин ас-Сальтом, и Марван захотел взобраться на него до молитвы. Я потянул его за одежду, но он высвободил её (у меня из рук), поднялся на минбар и произнёс проповедь до молитвы. Я сказал ему: „Клянусь Аллахом, вы ведь изменили (сунну)!“ В ответ мне он сказал: „О Абу Са‘ид, то, что ты знаешь, уже ушло в прошлое!“ Тогда я сказал: „Клянусь Аллахом, то, что я знаю, лучше того, что мне неизвестно!“ Марван сказал: “Люди не стали бы сидеть после молитвы, чтобы послушать нашу проповедь, и поэтому я произнёс её перед молитвой”
Аль-Бухари и другие.

 

 

10. ‘Ид намаз

Подробнее в нашей работе: 407. Все, что надо знать о праздничной молитве.

Также 410. Праздничная молитва выпала на пятничный день.

 

11. Празднование и веселье

Согласно четырем мазхабам: в этот день мусульмане развлекаются, их дети играют и девочки поют. 

Когда посланник Аллаhа ﷺ прибыл в Медину, он застал сподвижников играющими в свои праздники, тогда пророк ﷺ сказал им:

Аллаh заменил вам эти два праздника лучшим: ‘ид аль-фитр и ‘ид аль-адха
Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи и другие.

Пророк ﷺ сделал замечание по поводу не исламских праздников, но не сделал замечание по поводу их игр.

‘Айша, да будет доволен ею Аллаh, сказала:

Однажды ко мне зашел посланник Аллаха в это время у меня сидели две девочки и пели песни и били в бубен, это был день бу’ас, и пророк прошел в дом, лег и отвернулся. Через некоторое время зашел Абу Бакр и увидев этих девочек начал ругать меня и сказал: «Свирели шайтана у посланника Аллаха?!» /повторив два раза/, тогда посланник Аллаха повернулся к нему и сказал: «Оставь их о Абу Бакр, ведь у каждого народа есть свой праздник, а это наш праздник.» Затем я кивнула им и они вышли.

Также нет проблем украшать дом и улицы лампами, так называемыми «фанус», об этом в нашей статье: 131. Украшения (фанус) домов для месяца Рамадан.

А что касается традиций в Дагестане, где дети ходят с пакетами по домам и собирают сладости, то нельзя относится к этому с большой строгостью и называть это новшеством, и тем более относить к этому случаю хадисы о запрете попрошайничества. Это не является попрошайничеством, ведь сами жители ждут этих ребятишек.

У нас в Каире нет такой традиции и поэтому нас это не затронет, но если бы я жил в Дагестане, то, скорее всего, я не отправил бы своих детей собирать сладости, но и не прогонял бы детишек, пришедших к нам за сладостями.

Это если речь о детишек, но взрослым нельзя опускаться на их уровень, унижая свое достоинство. Есть правило в фикхе: малому дозволяется то, что не дозволяется взрослому.

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа!

 

комментариев 8

  1. Магомедамин 16 Апр 2023

    Ассаламуалейкум брат.А взрослым можно ходить друг к другу.

    • AR-RAD 16 Апр 2023

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      В такой день даже нужно.

      • Сайпутдир 7 Апр 2024

        Ас Саляму Алейкум Ва рахматуЛлахи ва баракятух, у нас в селе есть традиция обмениваться варенными яйцами когда приходишь в гости человеку, есть ли у этого основа ?
        А еще почти все дают подарок, по типу носков или носовых платков
        ДжазакалЛаху хайран

      • Сайпутдин 7 Апр 2024

        Ас Саляму Алейкум Ва рахматуЛлахи ва баракятух, у нас в селе есть традиция обмениваться варенными яйцами когда приходишь в гости человеку, есть ли у этого основа ?
        А еще почти все дают подарок, по типу носков или носовых платков
        ДжазакалЛаху хайран

  2. Магомедамин 16 Апр 2023

    Готовить еду тоже и говорить да примет Аллагь ваши посты только на родном языке

  3. Айнур 19 Апр 2023

    السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
    В нашей местности ‘Ид отмечают по календарю. Если этот день не совпадёт с видением луны, нужно ли в этот день поститься?

    • AR-RAD 20 Апр 2023

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته

      В хадисе сказано: «Отпускайте пост как увидите луну»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *