Последнее обновление на 27 Июн 2023
СОДЕРЖАНИЕ
2. Условия приносящего в жертву.
3. Является ли обязательным принесение в жертву в Къурбан Байрам?
4. Возраст жертвенного животного.
5. Изъяны, препятствующие жертвоприношению.
6. Слова поминания при закалывании животного.
7. Обязательно ли говорить «БисмиЛляh» при закалывании животного?
9. Желательно отведать мясо собственного жертвенного животного.
10. Принесение в жертву больше одного животного.
11. Жертвоприношение имея долги.
12. Жертвоприношение за мертвого.
13. Одно жертвенное животное на человека и его семью.
14. Немного о волосах и ногтях приносящего в жертву.
15. Если дал обет принести в жертву и раздать мясо, то не ешь это мясо.
16. Жертвоприношение женщиной и той, у которой менструации.
17. Она приносит в жертву животное не ею купленное.
18. Можно ли поручить жертвоприношение людям писания?
19. Один баран для Къурбана и ‘Акъикъа.
1. Условия жертвоприношения
1. Жертвоприношение должно быть сделано только Всевышнему Аллаhу и ради Него!
2. Жертвенное животное должно принадлежать тому, кто приносит в жертву. Нельзя принести в жертву животное, которым ты не владеешь.
3. Животное должно быть из категории, приносящих в жертву: верблюды, коровы, козы и бараны.
4. Животное должно быть пригодного для жертвоприношения возраста.
5. Отсутствие явных или серьезных изъянов.
6. Жертвоприношение должно быть сделано после праздничного намаза и вплоть до конца дней Ташрикъа.
7. Над ним должно быть произнесено имя Аллаhа. (Это более верное мнение).
8. У жертвенного животного должна быть выпущена кровь.
9. Чтобы имел соответствующее намерение: если Къурбан, значит Къурбан, если аль-‘Акъикъа, значит аль-‘Акъикъа.
2. Условия приносящего в жертву
1. Ислам, если речь о Къурбане. Обычное жертвоприношение может сделать человек из людей писания тоже.
2. Он должен быть в рассудке.
3. Он должен быть совершеннолетним.
3. Является ли обязательным принесение в жертву в Курбан Байрам
Передал имам аль-Бухари от Анаса, да будет доволен им Аллаh, сказавшего:
ضَحَّى النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِكَبْشَيْنِ أَمْلَحَيْنِ أَقْرَنَيْنِ ذَبَحَهُمَا بِيَدِهِ وَسَمَّى وَكَبَّرَ وَوَضَعَ رِجْلَهُ عَلَى صِفَاحِهِمَا
Пророк ﷺ своими руками принес в жертву два пятнистых барана, произнося имя Аллаhа и возвеличив Его, положив ногу на (одну из сторон) его лица/шеи.
Также посланник Аллаhа ﷺ прожил в Медине десять лет и все эти годы приносил в жертву.
Передал Ахмад, ат-Тирмизи и другие от Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллаh. Шейх аль-Альбани хадис назвал хасан.
Большинство ученых считает, что принесение в жертву является настоятельной сунной. Это мазhаб аш-Шафи’и, Малика (в одной из версии), Ахмада (в одной из версии), ‘Атаъ, Исхакъа, Абу Саура, и других. Это также передается от Абу Бакра ас-Сыддикъа, ‘Умара, Биляла и Абу Мас’уда аль-Бадри, да будет доволен ими Аллаhа.
Из современных на этом мнении Ибн Баз, Ибн аль-‘Усеймин, шейх аль-Фаузан и другие.
Другие считали это обязательным обрядом. Это мнение Абу Ханифы (у них не обязательно для путника), Ахмада (в одной из версии) ас-Саури, Раби’а, аль-Ауза’и, аль-Лейс и другие. Это мнение выбрал Шейхуль Ислям Ибн Теймийя.
Доводы большинства:
1. В хадисе Джабира в «Сунан» и у Ибн Хузеймы: посланник Аллаhа ﷺ принес в жертву за свою семью и за умму.
Сказал Бадруддин аз-Заркаши, комментируя хадис: «А тот из нас, кто не принес в жертву, достаточно ему принесенное в жертву пророком ﷺ. Если это было-бы обязательным, то не зачем было приносить пророку ﷺ в жертву за всю умму».
2. Посланник Аллаhа ﷺ сказал:
إذا دخلت العشر , وأراد أحدكم أن يضحي فلا يمس من شعره وبَشَرِه شيئا
Когда настанут десять дней (Зуль Хиджи), и кто-то из вас пожелает принести в жертву, то пусть не трогает (не стрижет) свои волосы и не трогает кожу (т.е что-либо что на коже его тела)
Передал имам Муслим и другие от Уммы Салямы, да будет доволен ею Всевышний.
В другой версии у Муслима и Ахмада: «Пусть не стрижет свои волосы и ногти».
И ответили ученые этой стороны, что посланник Аллаhа ﷺ связал жертвоприношение с желанием самого человека, сказав «…и кто-то из вас пожелает принести в жертву…», следовательно, если было-бы обязательным, то выбор/желание приносящего в жертву не учитывалось бы.
Ибн Теймийя и другие ученые этой группы ответили: что простое упоминание » …кто-то из вас пожелает» не указывает на отсутствие обязанности, ведь можно желание упомянуть в обязательном тоже, как на пример в словах Всевышнего: «о те которые уверовали, когда вы желаете встать на молитву, то помойте свое лицо…». В аяте речь идет о обязательных молитвах, упоминание желания не говорит о том, что намаз перестал быть обязательным. Желание упоминается для указания на осознанное выполнения поклонения, не более.
К примеру, если я скажу: «Брат, если пожелаешь сделать два рака’ата в утренней молитве, то делай их смиренно». Тут очевидно, что два ракаата в утренней молитве не перестали быть столпами молитвы, а упоминание желание было лишь с целью указания на бдительность, или с целью указания на время поклонения. Пример: «Если хочешь поесть, то помой руки сначала», означают: «Когда будешь кушать, то помой руки сначала».
Также хадис «Кто желает сделать аль-Джуму’а, пусть искупается». Упоминание желания в хадисе не делает аль-Джуму’а желательным.
3. Передается от Хузейфы ибн Асад аль-Гъифари, сказавший: «Я застал Абу Бакра и ‘Умара не приносящими в жертву, опасаясь, что люди последуют за ними (в обязательстве жертвоприношении).
Аль-Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани удостоверили это сообщение.
Доводы обязывающих:
1. Имам аль-Баззар передал от Абу Хурайры, что посланник Аллаhа ﷺ приказал им жертвоприношение.
Данный хадис не достоверный.
2. Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Пусть сторонится наших мест поклонения тот, кто имея возможность не принес в жертву».
Передал имам Ахмад, Ибн Маджа и другие от Абу Хурайры. Более верно, что это слова самого Абу Хурайры, как сказал аль-Хафиз Ибн Хаджар.
3. Передал аль-Бухари от Джундуба, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Кто принес в жертву до (праздничной) молитвы, пусть вместо (принесенной в жертву) принесет другую, а тот, кто вообще не принес в жертву, так пусть принесет с именем Аллаhа».
Они говорят: здесь прямой приказ принести в жертву в Къурбан, а также приказ повторить эту процедуру еще раз, если она была сделана до молитвы. Тоже самое сказал наш шейх.
Однако другая сторона ответила, что здесь приказ касается тех, кто пожелал получить награду, т.е речь идет о возможности получить награду, хадис не касается тех, кто не желает получить эту награду.
Но, ответ этой стороне такой: если это действительно говорит лишь о достижении награды, тогда нет смысла повторять приказ принести в жертву второй раз, нет смысла вообще приказывать!
4. Слова Всевышнего в суре «Аль-Кауасар»: «Так молись же своему господу и приноси в жертву». Имам аль-Касани сказал, что здесь речь идет о Къурбане. Но другие, как Ибн Хазм, аль-Къуртуби и аль-Мардауи сказали, что здесь речь идет о общем жертвоприношении, не обязательно о Курбан Байраме.
Мы упомянули лишь основные доказательства сторон, но есть еще дополняющие. Наш шейх на мнении Абу Ханифы и Ибн Теймийи: жертвоприношение обязательно. Он ссылается на хадис: «Пусть сторонится наших мест поклонения тот, кто имея возможность не принес в жертву». Видимо шейх не считает это словами самого Абу Хурайры.
4. Возраст жертвенного животного
Баран: у ханафитов и ханбалитов минимум полугодовалый. У маликитов и шафи’итов минимум годовалый.
Коза: годовалый у ханафитов, шафи’итов и ханбалитов. Двух годовалый у маликитов.
Корова: двухгодовалая у ханафитов, шафи’итов и ханбалитов. Трехгодовалая у маликитов.
Верблюд: пятигодовалый у ханафитов, маликитов, шафи’итов и ханбалитов.
Сказал аль-‘алляма Ибн аль-‘Усеймин: «Взрослый верблюд — это достигший пяти лет. Взрослая корова — это достигшая двух лет. Взрослый мелко рогатый скот — это годовалая коза и полугодовалый баран. Жертвоприношение будет недействительным, если возраст верблюда, коровы, козы и барана будет ниже (указанного)».
Источники:
1. Бадаи’у ас-Санаи’ имама Абу Бакра аль-Касани аль-Ханафи.
2. «Аль-Бах|р ар-Раикъ имама Зейнуддин Ибн Наджима аль-Ханафи.
3. Ат-Тадж уа аль-Иклиль имама Мухаммад ибн Йюсуфа аль-Гъарнат|ы аль-Малики.
4. Маджму’ — имама ан-Науауи.
5. Аль-Мугъни имама Ибн Къудамы.
5. Изъяны, препятствующие жертвоприношению
‘Убейд бин Фейруз сказал:
قلت للبراء حَدِّثني عما نهى عنه رسول الله صلى الله عليه وسلم من الأضاحي قال : قام رسول الله صلى الله عليه وسلم فقال : أربع لا يجزين : العوراء البين عورها ، والمريضة البين مرضها والعرجاء البين ظلعها ، والكسيرة التي لا تُنقي
Я спросил аль-Бара: «Расскажи мне, какой вид житного запретил посланник Аллаhа ﷺ в качестве жертвоприношения». Он сказал: «Посланник Аллаhа ﷺ сказал:
“Четырёх животных нельзя приносить в жертву: животное, ослепшее на один глаз, чья слепота очевидна; больное животное, чья болезнь не вызывает сомнения, хромое животное, чья хромота бросается в глаза, и старое животное, у которого уже не осталось мозгов”».
Хадис передал Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи и Ибн Хиббан назвали его достоверным.
Наш шейх ас-Сухейм сказал: «Это четыре описания, препятствующие жертвоприношению. Есть данные, являющиеся совершенными (для жертвоприношения): целостность зубов, рог, ушей и тому подобное… наличие (мелких) изъянов не влияет на действительность жертвоприношения»
Слова в хадисе: «…ослепшее на один глаз, чья слепота очевидна…», речь идет о очевидном изъяне, как если бы она потеряла глас полностью. Если животное не потеряла глаз полностью или глаза имеют некоторую белизну, то, как говорит имам Ибн Къудама, такое животное пригодно для жертвоприношения.
См «аль-Мугъни» том 9. Вопрос 7861.
Далее слова: «…больное животное, чья болезнь не вызывает сомнения…» или «…чья болезнь очевидна…». Как говорит имам Ибн Къудама в «аль-Мугъни» том 9. Вопрос 7861: речь идет о такой болезни, на выздоровления которой нет надежды. Такая болезнь влияет на мясо жертвенного животного. Имам Къади Ийяд говорит, что под болезнью здесь речь идет о чесотке, по причине которой животное худеет, из-за чего мясо становится нехорошим. На этом мнении сподвижники имам аш-Шафи’и. Однако другие ученые опровергли это толкование, говоря, что текст хадиса общий, включающий в себя все болезни, не обязательно именно чесотку.
Далее слова: «…хромое животное, чья хромота бросается в глаза…». Это такая хромота, которая не позволяет ей примкнуть к стаду, т.е по причине явной хромоты она отстает от стада, такая хромота тоже влияет на мясо жертвенного животного. А если хромота не значительная и она никак не мешает жертвенному животному примкнуть к стаду, то дозволяется приносить такое животное в жертву.
См «аль-Мугъни» том 9. Вопрос 7861.
Далее слова: «…и старое животное, у которого уже не осталось мозгов». Речь идет о таком животном, исхудав которое оно лишилось костного мозга.
См «аль-Мугъни» на той же странице.
6. Слова поминания при закалывании животного
Пришло в достоверном хадисе:
باسم الله والله أكبر
«С именем Аллаха! Аллах Велик»
Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ад-Даракъутни, аль-Хаким и другие.
В другом хадисе добавка:
اللَّهُمَّ مِنْكَ وَلَكَ «О Аллах, это от тебя и ради тебя» Передал имам аль-Байhакъи.
Пришло в другом хадисе, где посланник Аллаха ﷺ сказал, принося в жертву:
باسم الله وَاللهُ أكْبرُ اللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنِّي «С именем Аллаhа! О Аллаh, прими от меня» Муслим от 'Аиши.
Сказал имам ан-Навави, комментируя данный хадис: «В этом (хадисе) помимо слов «БисмиЛляh Аллаhу Акбар» доказательство на желательность произношения: «О Аллаh, прими от меня»«.
Я добавлю: Слова «БисмиЛляh Аллаhу Акбар» произносятся при любом жертвоприношении, не только при Къурбане. Произносятся эти слова поминания непосредственно при закалывании животного.
При закалывании желательно сказать: «БисмиЛляh уа Аллаhу Акбар, Аллаhумма минка уа ляк. Аллаhумма такъаббаль минни уа аhли бейти».
Перевод: «С именем Аллаhа (или во имя Аллаhа). Аллах Велик! О Аллаh это от тебя и для тебя. О Аллаh, прими это от меня и от моей семьи».
Или: «БисмиЛля Аллаhу Акбар. Аллаhумма такъаббаль минни уа аhли бейти».
Минимум надо сказать: «БисмиЛляh».
Согласно ханбалитам, надо сказать именно «БисмиЛляh», а согласно маликитам можно сказать «Субх|ана Ллаh» или «Аллаhу Акбар», без «БисмиЛляh». Лучше сказать «БисмиЛляh», выходя из разногласия.
А если вы приносите жертву за кого-то, к примеру, за Ахмада, то скажите все то же, что было сказано выше, но вместо слов «Аллаhумма такъаббаль минни уа аhли бейти» скажите: «Аллаhумма такъаббаль мин Ахмад» (О Аллаh, прими от Ах|мада).
7. Обязательно ли говорить: «БисмиЛляh» при закалывании животного?
1. Согласно шафи’итам, произнесение «БисмиЛляh» является желательным.
2. Согласно ханафитам, маликитам и ханбалитам, «БисмиЛляh» является условием, а если забыли, не страшно.
3. Согласно заhиритам, «БисмиЛляh» является условием в любом случае, не важно, забыл он произнести или нет. Это мнение выбрал Шейхуль Ислям и это версия от Малика и Ахмада. Ибн аль-‘Усеймин сказал, что это более верное мнение.
Наш устаз на втором мнении. В довод нашу учитель привел следующее: аль-Бухари передал от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, сказавший: «Нет проблем в том, когда забыли (произнести «БисмиЛляh» при закалывании)».
Тоже самое сказал имам Ибн Джарир ат-Табари, аль-Хиракъи, Ибн Къудама и другие.
Сказал имам Ибн ‘Абдиль Барр: «Говорить «БисмиЛляh» при закалывании является сунной, и если она была-бы обязательной, то не спадала бы обязанность (произносить «БисмиЛляh) тогда, когда забывают это делать, так как забывчивость не снимает ответственность».
Говорит шейх аль-Мунаджид: «Обязательным (в этом обряде) является произношение «БисмиЛляh», а все, что выше этого, является желательным»
8. Образ жертвоприношения
Передал имам Муслим, что посланник Аллаhа ﷺ сказал:
«Поистине, Аллаh предписал благодеяние во всех делах. Поэтому, когда вы убиваете (к примеру змею), то делайте это наилучшим образом, а когда приносите в жертву, так наточите нож и облегчите жертвоприношение».
- Желательно, чтобы животное при закалывании было направлено в сторону къиблы.
- Нож должен быт острым, чтобы не причинять страдания животному неострым ножом.
- Резать удобной позой, как и для животного, так и для приносящего в жертву.
- Если верблюд, то лучше принести его в жертву будучи привязанным, т.е когда верблюд в своих путах привязан за правую ногу, если конечно это возможно. А если это невозможно, тогда верблюда надо посадить на колени, если конечно и это возможно. А других животных желательно резать на правом боку.
- Желательно поставить ногу на животное (если возможно) в области шеи и груди, чтобы было удобно перерезать горло.
- Не надо садиться на животное или блокировать его так, что она не может дергаться, она должна дергаться, иначе кровь останется в мясе.
- Надо перерезать горло в области пищевода, не нужно ломать шею, иначе мозг животного потеряет связь со спинным мозгом и оно не будет дергаться, следовательно, кровь останется в мясе.
- Не надо показывать нож жертвенному животному перед закалыванием.
- Не приносить в жертву животное на глазах у другого жертвенного животного.
9. Желательно отведать мясо собственного жертвенного животного
Передал имам Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аль-Байhакъи и другие:
عَبْدِ اللَّهِ بْنِ بُرَيْدَةَ، عَنْ أَبِيهِ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ «كَانَ لَا يَخْرُجُ يَوْمَ الْفِطْرِ حَتَّى يَطْعَمَ، وَلَا يَأْكُلُ يَوْمَ النَّحْرِ شَيْئًا حَتَّى يَرْجِعَ فَيَأْكُلَ مِنْ أُضْحِيَّتِهِ»
От Абдуллы бин Бурейды, от своего отца: посланник Аллаhа ﷺ не выходил в день разговения не позавтракав, и не принимал пищу в день жертвоприношения пока не вернулся (после жертвоприношения) и не отведал мяса принесенного в жертву животного.
Имам Ибн Мулякъин назвал эти хадисы достоверными.
Сказал имам аль-Байхакъи:
والسنة في عيد الأضحى أن لا يأكل حتى يذبح أضحيته بعد الصلاة ثم يرجع فيأكل من كبد أضحيته
«Сунна в день жертвоприношения, это непринятие пищи пока человек не принесет в жертву свое животное, затем после возвращения он должен отведать заколотое им мясо».
Более того, в энциклопедии кувейтской юриспруденции сказали, что умма единогласна в желательности этого. Но если человек сильно голоден, то он может поесть и попить!
10. Принесение в жертву больше одного животного
Наш шейх сказал: «Мусульманину дозволяется при наличии такой возможности принести в жертву больше одного животного, но без хвастовства и гордыни. В двух сахихах приводится хадис от Анаса бин Малика, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ принес в жертву два барана, и я принес в жертву два барана». Посланник Аллаhа ﷺ принес в жертву два барана, и Анас, да будет доволен им Аллаh, последовал его примеру. Это (служит) доказательством того, что нет ограничения в (количестве)»
11. Жертвоприношение имея долги
Шейх, да хранит его Аллаh, сказал: «Если долг отсрочен и он не влияет на жертвоприношение, то дозволяется приносить жертвоприношение. Но если у него требуют возврат долга и это влияет на его жертвоприношение, в таком случае надо вернуть долг».
12. Жертвоприношение за мертвого
≡ Шейх, да хранит его Всевышний, пишет: «Во-первых, жертву приносят за живого а не за мертвого. Это установлено шариатом, это пришло от пророкаﷺ . Это также является сунной нашего отца Ибраhима, мир ему и благословение. Жертвоприношение – это выкуп за живого.
Во-вторых, посланник Аллаhа ﷺ узаконил для своей общины милостыню от имени покойного, а не жертвоприношение. В сахихе аль-Бухари сообщается, что посланник Аллаhа ﷺ принес в жертву барана и раздал милостыню за свою жену Хадиджу, но не приносил в жертву за нее и других своих родственников, которые умерли при его жизни…
Если бы в этом было благо, то саляфы непременно опередили бы нас в этом, ведь они больше всех стремились творить добро, как это сказал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах.
Сказал имам ат-Тирмизи: «Некоторые ученые сделали исключение и дозволили приносить жертвоприношение за покойного, другие же не считали это дозволенным» Сказал имам ‘Абдулла ибн аль-Мубарака: «Я предпочитаю, чтобы (за покойного) раздали садакъа и не приносили за него жертвоприношение»
А что касается хадиса от ‘Али, да будет доволен им Аллах, где он принес в жертву два барана, один за себя а другой за пророка ﷺ , а когда у него спросили об этом, он ответил: «Мне велел так поступать пророк ﷺ , и я ни за что не оставлю это». Хадис передал имам Абу Дауд и ат-Тирмизи. Имам ат-Тирмизи после того как привел это сообщение сказал: «Это странный хадис, и он нам известен только из сообщений Шурейка». Он слабый передатчик. И даже если бы хадис был достоверным, то и тогда бы он не годился в качестве аргумента, в нем лишь указание на выполнение завещания пророка ﷺ. В версии Абу Дауда, Али, да будет доволен им Аллах сказал: «Посланник Аллаhа ﷺ завещал мне принести за него в жертву, я и принесу за него в жертву» А что касается включения покойного в жертвоприношение, то это разрешено, согласно поступку пророка ﷺ. Все что говорилось выше (по поводу запрета жертвоприношения за покойного) касалось назначения животного специально для покойника без его завещания на это, а знание у Аллаhа».
Также шейх, да хранит его Господь, сказал: «Если человек принес в жертву от себя и от своей семьи, намереваясь захватить этим и покойных домочадцев, то они входят в это количество»
13. Одно жертвенное животное на человека и его семью
≡ Сказал шейх, да хранит его Всевышний: «Сказал (Ибн ‘Абд аль-Бар) в «аль-Истизкар»: «Сказал Малик: разрешается человеку принести в жертву верблюда или корову за себя и своих домочадцев, даже если их больше семи…»»
Т.е один баран/козел не значит один человек, один баран – одна семья. Если Зейд принес в жертву барана, это автоматически включает и его семью, даже если их 100 человек. Один верблюд – семь семей, даже если у каждого по 100 человек.
Доводом этому служит хадис, переданный имамом Муслимом от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh, где посланник Аллаhа ﷺ принес в жертву барана сказав, обращаясь к Всевышнему Аллаhу: «…о Аллаh! Прими от Мухаммад и семьи Мухаммада…». У нашего пророка ﷺ было девять жен плюс дети. Отсюда указание, что животное приносится не только за одного человека, но и за его семью.
Передал имам ат-Тирмизи от ‘Ата бин Саиба, сказавший:
«Я спросил Абу Айюба аль-Ансари о том, как приносили в жертву во времена посланник Аллаhа ﷺ ? Он ответил: «Человек приносил в жертву одного барана за себя и вою семью».
14. Немного о волосах и ногтях приносящего в жертву
≡ Сказал ‘алляма Ибн Баз, да помилует его Всевышний:
إذا أراد أحد أن يضحي ودخل شهر ذي الحجة إما برؤية هلاله ، أو إكمال ذي القعدة ثلاثين يوماً فإنه يحرم عليه أن يأخذ شيئاً من شعره ، أو أظفاره أو جلده حتى يذبح أضحيته لحديث أم سلمة رضي الله عنها أن النبي صلى الله عليه وسلّم قال : » إذا رأيتم هلال ذي الحجة ، وفي لفظ : » إذا دخلت العشر وأراد أحدكم أن يضحي فليمسك عن شعره وأظفاره «. رواه أحمد ومسلم ، وفي لفظ : » فلا يأخذ من شعره وأظفاره شيئاً حتى يضحي » ، وفي لفظ : » فلا يمس من شعره ولا بشره شيئاً «. وإذا نوى الأضحية أثناء العشر أمسك عن ذلك من حين نيته ولا إثم عليه فيما أخذه قبل النية
والحكمة في هذا النهي أن المضحي لما شارك الحاج في بعض أعمال النسك وهو التقرب إلى الله تعالى بذبح القربان شاركه في بعض خصائص الإحرام من الإمساك عن الشعر ونحوه
وهذا حكم خاص بمن يضحي ، أما من يضحى عنه فلا يتعلق به ؛ لأن النبي صلى الله عليه وسلّم قال : » وأراد أحدكم أن يضحي » ولم يقل أو يضحى عنه ؛ ولأن النبي صلى الله عليه وسلّم كان يضحي عن أهل بيته ولم ينقل عنه أنه أمرهم بالإمساك عن ذلك وعلى هذا فيجوز لأهل المضحي أن يأخذوا في أيام العشر من الشعر والظفر والبشرة
وإذا أخذ من يريد الأضحية شيئاً من شعره أو ظفره أو بشرته فعليه أن يتوب إلى الله تعالى ولا يعود، ولا كفارة عليه ، ولا يمنعه ذلك عن الأضحية كما يظن بعض العوام . وإذا أخذ شيئاً من ذلك ناسياً أو جاهلاً ، أو سقط الشعر بلا قصد فلا إثم عليه ، وإن احتاج إلى أخذه فله أخذه ولا شيء عليه مثل أن ينكسر ظفره فيؤذيه فيقصه، أو ينزل الشعر في عينيه فيزيله، أو يحتاج إلى قصه لمداواة جرح ونحوه
«Если установили начало месяц Зуль Хиджа (путем) видения луны или завершением тридцати дней (месяца) Зуль-Къи’да (Къа’да) и кто-то желает принести в жертву, то запрещается трогать (брить/подстригать) волосы, ногти или что-то из тела до тех пор, пока он не принесут в жертву. Это согласно хадису Уммы Салямы, да будет доволен ею Аллаh, где пророк ﷺ сказал: «Когда увидите луну месяца Зуль-Хиджа», а в другой версии: «Когда начнутся десять дней (Зуль-Хиджа), и кто-то захочет принести в жертву, так пусть не трогает свои волосы и ногти». Передал Муслим и Ахмад.
В другой версии: «Пусть не трогает свои волосы и ногти до тех пор, пока не принесет в жертву». В другой версии (этого хадис): «Пусть не прикасается к своим волосам и кожи».
Если он в эти десяти дней (Зуль-Хиджа) вознамерился принести в жертву, пусть воздержится от всего этого с момента его намерения (принести в жертву). Нет греха на нем в том, если он прикасался ко всему этому до намерения (принести в жертву.
Мудрость в данном запрете, чтобы приносящий в жертву соучаствует с паломником в некоторых обрядах хаджа — а это приближение к Аллаhу, принесением в жертву Къурбана (жертвенное животное), он еще и в некоторых особенностях ихрама соучаствует с ним, а это — воздержание от (бритья) волосы и т.д. Это постановление (т.е запрет бритья) касается лишь приносящего в жертву. Если приносят в жертву за него, то (запрет бритья) его не касается, так как пророк ﷺ сказал: «Кто желает принести в жертву…», и не сказал «Кто желает, чтобы за него принесли в жертву». Ведь пророк ﷺ принес в жертву от своей семьи, и не передается от него, что он приказал им воздержаться (от бритья). Поэтому, разращено домочадцам приносящего в жертву в эти десять дней подстригать волосы, ногти и удалять (мёртвую кожу) с тела.
Если желающий принести в жертву удалит что-то из волос, ногтей и кожи, то пусть покается перед Всевышним Аллаhом и больше не возвращается (к этому греху), и нет на нем каффары (обряда искупления), и этот (ранее совершенный им грех) не освобождает его от (обязанности) принести в жертву, как это полагают некоторые невежественные люди).
Нет на нем греха, если он сделал это по забывчивости, незнанию, или же волосы попадали сами по себе. Если он нуждается в (удалении чего-то из упомянутого), как на пример, если его ногти ломаются (из за длины), что причиняет ему страдания, или волосы закрывают глаза, или он нуждается в укорачивании волос для лечения раны, то пусть сделает это».
15. Если дал обет принести в жертву и раздать мясо, то не ешь это мясо
Однажды я находился в одной из мечетей аль-Мансуры, где мухаддис Мустафа аль-‘Адауи отвечал на подобный вопрос, ответ был примерно следующим: если ты дал обет принести в жертву животное и раздать мясо нуждающимся, то не ешь это мясо, а если дал обет просто принести в жертву, то можешь отведать это мясо.
16.Жертвоприношение женщиной и той, у которой менструации
Имам аль-Бухари передал, что рабыня Ка’ба бин Малика посла овец, и одна из овец получила ранение, эта женщина принесла эту овцу в жертву, об этом доложили пророку ﷺ, и он ﷺ сказал: «Кушайте его».
≡ Имам аль-Бухари назвал главу одну из глав своего Сахиха: «Глава о жертвоприношении женщины и рабыни».
Сказал аль-хафиз Ибн Хаджар, комментируя слова аль-Бухари: «
Его слова «Глава о жертвоприношении женщины и рабыни», он этим как-бы опровергает слова тех, кто запрещает это. Мухаммад бин ‘Абдиль-Хакам передал от Малика нежелательность этого, а в «аль-Мудауана» дозволенность этого. В одном из мнений шафи’итов: нежелательно женщине приносить удхия. У Са’ида бин Мансура с достоверным иснадом от Ибраhима ан-Наха’и приводится, что относительно удхия женщины и несовершеннолетнего он сказал: «Нет проблем, если она способна принести в жертву? произнося «БисмиЛля»». Это мнение большинства… Отсюда вытекает дозволенность употребления в пищу мяса, заколотого женщиной, и не важно, свободная она или рабыня, взрослая или маленькая, мусульманка или китабийяh (из числа людей писания), чистая (от менструаций) или нет, так как посланник Аллаhа ﷺ повелел съесть мясо, которое она принесла в жертву и ничего не уточнил. Об этом прямо заявил аш-Шафи’и. На этом большинство ученых».
См. «Аль-Фатх». 9/782.
Сказал имам Ибн Къудама : «Мясо, заколотое женщиной, у которой менструации, дозволено, ибо она подобна не имеющему полного омовения».
Сказал имам ан-Науауи в «Аль-Маджму»: «Ибн аль-Мунзир передал единогласное мнение на дозволенность жертвоприношения не имеющим полного омовения, и сказал: «Если Коран разрешил заколотое мясо людей писания, вместе с тем что они наджис, тогда (мясо) находящегося вне данной Сунны (т.е омовения) дозволено тем более». Он также сказал: «Женщина, у которой х|айд подобна джунубу (не имеющему полного омовения)».
Сказал имам аль-Буhути в шархе «Аль-Мунтаhа»:«В этом (хадисе) доказательство на дозволенность жертвенного мяса женщины, рабыни, а также той, у которой менструации и, находящейся в большом осквернении».
Сказал ‘алляма Ибн Баз: «Нет проблем, если женщина способна принесет в жертву. Посланник Аллаhа ﷺ разрешил и повелел съесть мясо, которое заколола (рабыня). Если она умеет приносить в жертву, то нет проблем».
Сказал Ибн аль-‘Усеймин : «Мясо, заколотое женщиной, дозволено, и все равно, происходило ли это в присутствии мужчин или нет, если (конечно) она выпустила кровь и упомянула имя Аллаhа. Это согласно словам посланника Аллаhа ﷺ: «То, с чего была выпущена кровь и произнесено над ним имя Аллаhа, кушайте». И нет разницы, это та, у которой менструации, или та, которая очистилась, так как той, у которой менструации, дозволяется (в таком состоянии) поминать имя Аллаhа, Велик Он и Могуч».
Сказал аль-‘алляма Салих аль-Фаузан: «Нет проблем, если женщина принесет в жертву, и нет в этом разницы между ней и мужчиной. Оба они равны в повелениях».
17. Она приносит в жертву животное, но не ею купленное
Говорит наш устаз, да хранит его Аллаh:
«Жертвенное животное принадлежит тебе в любом случае, даже если твой отец заплатил за него. Кто желает принести в жертву животное, пусть не стрижет свои волосы и ногти. А ты, да поможет тебе Аллаh, являешься владельцем этого жертвенного животного, и не важно, заплатила ты за него или нет».
18. Можно ли поручить жертвоприношение людям писания?
В кувейтской энциклопедии фикъhа сказано: «Большинство ученых на том, что если китабийю (т.е людям писания, было) поручено (принести в жертву), то это жертвоприношение действительно, так как (их мясо в основе итак дозволено), но (такое жертвоприношение) не желательно. Согласно маликитам и в одной из версий от Ахмада, такое жертвоприношение не действительно, даже если их мясо дозволено».
Сказал имам Махаммад аль-Хараши аль-Малики в шархе «Мухтасар Халиль»: «Наиб (т.е заместитель) обязательно должен быть муслимом, и (согласно) установленному (в мазhабе) нельзя поручать кафиру принесение в жертву, пусть даже (он будет из числа) людей писания, потому что жертвоприношение это Къурба (приближение к Аллаhу), а кафир не является из числа Къурба. Но нет проблем, если кафир будет разделывать и резать мясо. Вся суть в том, что запрет назначать кафира приносить в жертву делает недействительным именно Къурбан, а не само мясо. Такое же дело обстоит с hадью (жертвоприношение при хадже) и фидья (искупление, принесением в жертву при хадже) и ‘акъикъа».
Сказал ‘алляма Ибн аль-‘Усеймин: «Нельзя поручать жертвоприношение людям писания, и это вместе с тем, что их пища дозволена, однако принесение в жертву (само по себе) является поклонением, а такое не поручают людям писания.
(Кафир) из людей писания не является из числа (людей) поклонения и Къурбы, он неверующий, его поклонение не принимается, так если его собственное поклонение не принимается, то для других его поклонение будет недействительным тем более. А если (кто-то) поручил (кафира) из людей писания (просто) принести ему в жертву (не Къурбан), чтобы затем отведать это мясо, то здесь нет проблем».
Я добавлю: если у кого-то не получается принести в жертву, то можно назначить муслима с другого города иншаАлла, как это было сказано в марказе.
19. Один баран для Къурбана и ‘Акъикъа
Согласно шафи’итам и маликитам и одной из версии у ханбалитов, нельзя объединять два намерения в одном жертвенном животном, надо либо для Къурбан, либо для ‘акъикъи. Они говорят, что этот вид поклонения сам по себе имеет конкретную цель — принести одну душу Аллаhу.
Согласно ханбалитам и ханафитам — разрешается приносить в жертву одну барашку с намерением на Къурбан и ‘акъикъа, так как цель не сам Къурбан, цель — заколоть животное. Они уподобили это с намазом приветствия в мечети. Ведь при входе мечеть надо совершить какую-нибудь молитву, не обязательно конкретную, цель — именно совершить. Если совершить духа в мечети, то туда включается и тахийяh тоже. Имам Мухаммад бин Ибраhим тоже на этом мнении.
Второе мнение сообщается от таких табиинов как: аль-Хасан аль-Басри, Мухаммад бин Сирин, Къатада и Хишам бин ‘Урваh. На днях я спросил Сулеймана аль-Маджида, он сказал о невозможности объединения.
20. Можно ли отправлять средства для къурбана в другой город?
Сегодня люди направляют свои средства в другие регионы по причине отсутствия нуждающихся на своей родине. В этом вопросе нет единогласия среди имамов.
1. Ханафиты дозволяет такое с неодобрением. А если человек отправляет свои средства в другой регион потому, что там находятся его родня или там нуждаются в этом мясе больше, то караhат (неодобрение) снимается.
2. Маликиты не дозволяют, если эти средства были отправлены на расстояние сафара и более. Если кто-то сделал так, то его ритуал не принимается. Исключением является нужда бедняков в этом мясе в том регионе, куда он отправил, в таком случае принимается.
3. Шафииты и ханбалиты сказали тоже самое, что и маликиты, но если человек отправил на расстояние сафара, он переступает границы дозволенного, но сам ритуал принимается.
Выдающийся ученый, шейх Ибн Джибрин сказал, что надо обеспечить бедняков мясом в эти дни, это соответствует принципам ислама, следовательно, дозволяется отправлять мясо в другие регионы по этой причине. Тоже самое сказал его учитель Ибн Баз.
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними
Для пользы:
22. Слова поминания в ‘ид аль-Адха и ‘ид аль-Фитр
229. Полное омовение в праздничные дни
395. Все что надо знать о десяти днях Зуль-Хиджа
407. Все, что надо знать о праздничной молитве
410. Праздничная молитва выпала на пятничный день
635. Женщина и ‘ид намаз. Может ли она посещать мечеть?
636. Адаб в день ‘Ида. Этикет поведения в ‘Ид праздники
637. Сколько дней длится ‘ид аль-фитр и ‘ид аль-адха?
ДжазакаЛлаху хайран
Уа ийяка
Ассаламу алейкум ва рохматуЛлахи ва баракатух.
Брат, проверь перевод хадиса… ты написал что Пророк صلى الله عليه و سلم когда резал барана ставил ногу ему на лицо. По моему, ты допустил ошибку. Не на лицо, а на шею. Возможно я конечно ошибаюсь. ВаЛлаху А’лям.
Уа ‘аляйкум ассалям уа рах|матуЛлаhи уа баракатуhу. Оно включает в себя два смысла, и лицо, и шею. Речь идет не конкретно о шее или лице, речь идет об области между лицом и шей, включая и первое, и второе.
Аль-хафиз Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни истолковал это как лицо.
А Аллаhу ведомо лучше.
https://youtu.be/Cr4UfPexrZU
Вот, он тоже так толкует
Не обязательно шея. Слово «сафх|аh» не означает лицо, оно означает: сторона, бок, лицо, лицевая сторона, поверхность…
Ас- Саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Мы с братьями собрались 7 человек и приобрели быка для принесения в жертву на Къурбан байрам.
Теперь встал вопрос, отдать деньги за быка, и всё что в нём кишки,рога, мясо в нём наше…Или же можно зарезать разделать, взвесить его и расплатиться с владельцем быка как за мясо( в плане расчёт за каждый кг мяса в нём, без учёта воды рог и т. д) ?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Нет, вы платите за вес животного, когда оно еще живое.
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Брат мы оставили одного барана на курбан но , сегодня один рожек сомался , пойдет или нет?
جزاك الله خيرا
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Если полностью, то это изъян, если частично, то не серьезно.
Можно ли поститься в пятницу так как вы говорили что Арафа совпадает на пятницу
Можно, так как данный пост конкретной даты.
Можно ли принести в жертву оленя или буйвола или яка.
Можно ли принести в жертву оленя или буйвола или яка.