395. Все что надо знать о десяти днях Зуль-Хиджа

395. Все что надо знать о десяти днях Зуль-Хиджа

395. Vse chto nado znat o desjati dnjah Zul Hidzha - 395. Все что надо знать о десяти днях Зуль-Хиджа

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аль-Муслих о этих днях
2. Достоинства этих дней в Коране

3Достоинства этих дней в Сунне
4.Посты в эти дни
5. Пост в день ‘Арафа
6. Не десять дней, а девять дней
7. Первые десять дней Зуль-Хиджа лучше, чем первые дни Рамадана
8. Почему эти дни лучше остальных?
9. Выстаивание ночей в эти дни
10. Мольбы в эти ночи принимаются
11. Поминание Аллаhа в эти дни.
12. Виды азкаров в эти дни.
13. Возмещение постов в дни Зуль-Хиджа.


1. Аль-Муслих о этих днях

Уважаемый шейх Халид аль-Муслих отправил мне короткое наставление в виде рассылки, относительно первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа. Я же, в свою очередь, сократил статью и оставил лишь самое главное, удалив повторения и схожие по смыслу тексты.

Он пишет:

«Эти десять дней – одни из лучших дней в жизни. Хорошие дела в эти дни возвышаются у Всевышнего многократно. Они любимее Аллаhу чем в другие дни.

1. От ибн ‘Аббаса (хадис марфу’): «Нет деяний лучше, чем деяния в эти дни». Затем спросили: «Даже джиhад». Он сказал: «Даже джиhад. Если конечно, он не вышел (на джиhад), рискуя собой и своим имуществом до тех пор, пока не вернется». Аль-Бухари.

2. Это уникальный шанс заняться тем, на что указал Всевышний Аллаh. Особенно это касается обязательных поклонений.

3. Остерегаться от грехов в эти дни надо сильнее.

4. Аль-Бухари передал от ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, сказавшего: «Поминайте Всевышнего Аллаhа в известные дни – десять дней (Зуль-Хиджи) и в дни Ташрикъа».

5. Такбиры (т.е слова «Аллаhу Акбар» الله أكبر), таhлили (те слова «Ля иляhа илля-Лллаh» لا إله إلا الله), тах|миды (слова «аль-Х|амду ли-Лляh الحمد لله) в эти дни лучшее что может сделать человек.

6. В хадисе ибн ‘Умара посланник Аллаhа ﷺ и приветствует сказал: «Делайте в эти дни больше таhлиля, такбира и тах|мида».

7. Не достоверно от пророка ﷺ какая-то конкретная форма такбира.

8. В эти дни есть общие зикры, которые начинаются с начала этого месяца, и до завершения последних дней ташрикъа 13-того дня. А есть и конкретные зикры, читаемые после обязательных молитвы и т.д. А что касается такбиров, привязанных к дням ташрикъа, то по более верному мнению, не для паломников они начинаются с фаджра дня ‘Арафа и заканчиваются после ‘асра дня ташрикъа».

Конец. Далее краткий разбор всего того, что касается этих девяти дней.

2. Достоинства этих дней в Коране

Сказал Всевышний Аллаh в суре «Аль-Фаджр» : «Клянусь зарею! Клянусь десятью ночами!»

≡ Сказал ибн ‘Аббас:

«Это первые десять ночей месяца Зуль-Хиджа».

Сказал Всевышний Аллаh в суре «Аль-Хадж»:

«Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и корми те несчастного бедняка!»

Передал аль-Бухари от Ибн ‘Аббаса, что «установленные дни» — это десять дней Зуль-Хиджи.

3. Достоинства этих дней в Сунне

Передал имам аль-Баззар и Абу Я’ля от Джабира, что посланник Аллаhа ﷺ:

 أفضل أيام الدنيا العشر – يعني: عشر ذي الحجة. قيل: ولا مثلهن في سبيل الله؟ قال: ولا مثلهن في سبيل الله، إلا رجل عفر وجهه بالتراب
"Лучшие дни дунья - это десять дней (Зуль-Хиджи). Ему сказали: "Даже (сражение) на пути Аллаhа не сравнится с ними? 
Он сказал: Даже (сражение) на пути Аллаhа не сравниться, если конечно его лицо не было испачкано пылью (в сражении)".
Ибн аль-Мунзир и аль-Альбани назвали хадис достоверным.

Также передал аль-Бухари по пути Са’ида ибн Джубейра от ибн ‘Аббаса, что посланник Аллаhа сказал:

 مَا مِنْ أَيَّامٍ الْعَمَلُ الصَّالِحُ فِيهَا أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ مِنْ هَذِهِ الْأَيَّامِ يَعْنِي أَيَّامَ الْعَشْرِقالوا يا رسول الله : ولا الجهاد في سبيل الله ؟ قال : ( وَلَا الْجِهَادُ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ، إِلَّا رَجُلٌ خَرَجَ بِنَفْسِهِ وَمَالِهِ فَلَمْ يَرْجِعْ مِنْ ذَلِكَ بِشَيْءٍ
"Нет таких дней, в которых благие деяния были-бы столь любимее для Аллаhа чем в эти дни, т.е десять дней". 
Ему сказали"Даже сражение на пути Аллаhа?" Он сказал: "Даже сражение на пути Аллаhа, за исключение того, 
кто вышел на пути Всевышнего своей душой и имуществом и не вернулся".

≡ Сказал аль-Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали в «Латаифу аль-Ма’ариф

«Все эти хадисы указывают на то, что деяния в эти дни Зуль-Хиджа любимее Аллаhу чем дела в любые другие дни без исключения. Если они любимее Аллаhу, (следовательно) они лучшие у Него….Поэтому (сподвижники) сказали: «О посланника Аллаhа, и даже лучше, чем сражение на пути Аллаhа? Он сказал: «И даже чем сражение на пути Аллаhа». Затем он исключил лишь один вид сражения, а это наилучшее сражение…Его спросили: «Какой джиhад лучше?» Он сказал: «В котором ранят твою лошадь, и в котором  ты прольешь кровь». Такой человек выше уровнем у Всевышнего».

4. Посты в эти дни

В эти дни нет конкретного поста, за исключением дня ‘Арафа, но в эти дни Всевышний любит хорошие дела, а пост это одно из лучших дел!

≡ Наш шейх ас-Сухейм сказал:

«Но соблюдать пост все эти дни стабильно каждый год, и считать, что это сунна, будет неверно… А если держать пост в некоторые дни, или все дни но без утверждения (что именно это сунна), то это входит (в смысл) благих деяний… сюда входит: Паломничество к дому Аллаhа аль-Харам, благочестие к родителям, хранение вверенного, просьба прощения грехов, оставление запретного».

Передал Абу Дауд от Хунейда бин Халида, от своей жены, та от некоторых жен пророка ﷺ, которые сказали:

«Посланник Аллаhа ﷺ постился девять дней Зуль-Хиджи, день ‘Ашуры и три дня каждого месяца». 

Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

≡ Сказал аль-Хафиз ибн Раджаб:

«Из тех, кто постился в эти десять дней — ‘АбдуЛлаh ибн ‘Умар. Большинство ученых или же многие из них говорили о достоинстве этих дней, и в этом нет противоречия с тем, что передала ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh: «Я никогда не видела посланника Аллаhа ﷺ постящимся в эти десять дней». 

≡ Сказал имам ан-Науауи комментируя слова ‘Аиши

«Я никогда не видела посланника Аллаhа ﷺ постящимся в эти десять дней»: С этого хадиса создается ошибочное мнение о нежелательности поста в эти десять дней. Под десятью днями здесь имеется ввиду девять дней с начала Зуль-Хиджа…(Ученые) сказали, этот хадис не понимается буквально.  Пост в эти девять дней не является нежелательными, а наоборот, они очень даже желательные, особенно девятый день — день ‘Арафа…
А что касается слов (‘Аиши), то с них понимается, что он не держа пост (в эти дни) либо по причине болезни, или сафара, или что-то еще, и или же она просто не видела его (в эти) постящимся».

Также исходя из основ фикха можно сказать:
Первое правило: Подтверждающий текст предпочтительней отрицающего. А хадис Хунейда подтверждающий. 
Второе правило: Слова в хадисе предпочтительней чем дела в хадисе. А в хадисе Джабира приведены слова посланника Аллаhа ﷺ.

И потом, другие жены пророка ﷺ видели его постящимся, как это передала жена Хунейда от некоторых жен пророка ﷺ.

5. Пост в день ‘Арафа

Имам Муслим передал от Аби Къатады аль-Ансари (رضي الله عنه), что посланник Аллаhа сказал: 

صِيَامُ يَوْمِ عَرَفَةَ، أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ، وَالسَّنَةَ الَّتِي بَعْدَهُ
"Я надеюсь, что посредством поста в день 'Арафа Аллаh простит (прегрешения, совершенные) за год до этого, 
и за год после этого (дня)"

Разумеется, речь не идет о больших грехах, за которые нужно отдельно каяться.

В хадисе Къатады бин ан-Ну’мана (رضي الله عنه) посланник Аллаhа ﷺ сказал: 

مَنْ صَامَ يَوْمَ عَرَفَةَ غُفِرَ لَهُ سَنَةٌ أَمَامَهُ وَسَنَةٌ بَعْدَهُ
«Тому, кто постился в день ‘Арафа, простятся (прегрешения, совершенные им) годом ранее,
(и простится то, что совершиться) годом позднее».

Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Здесь не имеется ввиду, что державший пост в этот день получает льготы для совершения грехов, нет, имеется ввиду, что Аллаh будет оберегать его (если он сам раб будет стараться) от совершения грехов, или же даст ему столько награды, что хватит накрыть его прегрешения этого года (если раб сам будет к этому идти).

≡ Сказал имам ан-Науауи:

«Имеется ввиду малые грехи. Это подобно (хадису, где упоминается совершение) малого омовения (должным образом, совершая которое) стираются мелкие прегрешения. А если нет малых грехов, то надеюсь будут облегчены большие грехи…».

≡ Сказал имам аль-Къади ‘Ияйд:

«Ну а что касается больших грехов, то они смываются только (соответствующим) покаянием, или же Аллаh просто прощает их».

6. Не десять дней, а девять дней

≡ Сказал аль-Хафиз Ибн Раджаб:

«Ибн Сирин не любил, когда говорили: «Он постился десять дней», ибо отсюда понимается пост в день жертвоприношения, но следует говорить: «Он постился девять дней».

7. Первые десять дней Зуль-Хиджи лучше, чем последние десять дней Рамадана

≡ Сказал Ибн Теймийя:

«Первые десять дней Зуль-Хиджа лучше, чем десять дней Рамадана, а последние десять ночей Рамадана лучше, чем ночи Зуль-Хиджа».

8. Почему эти дни лучше остальных?

≡ Сказал Ибн Хаджар:

 «Очевидно, что причина такого достоинства этих дней в том, что в эти дни встречаются такие основные поклонения как: намаз, пост, милостыня и паломничество. Такое не встречается в других (месяцах)».

9. Выстаивание ночей в эти дни

≡ Сказал аль-Хафиз Ибн Раджаб в «Лятаифу аль-Ма’ариф»:

 «А что касается выстаивания ночей в эти десять дней, то это желательно… Желательным это считал также аш-Шафи’и и другие. Са’ид ибн Джубейр, передатчик этого хадиса от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, когда наступали эти десять дней старался (в поклонении) до невозможного. Передается от него, что он сказал: “Не тушите свои лампы эти десять дней” . Он любил поклонение».

10. Мольбы в эти ночи принимаются

Сказал аль-Хафиз Ибн Раджаб в «Лятаифу аль-Ма’ариф»:

«…Пришло (в сунне), что мольбы в них  принимаются…».

11. Поминание Аллаhа в эти дни

≡ Сказал аль-Хафиз Ибн Раджаб в «Лятаифу аль-Ма’ариф»:

«А что касается частого поминания Аллаhа в эти дни, то на это указывают слова Аллаhа, свят Он и могуч: «…и поминают имя Аллаха в установленные дни…». У большинства ученых «установленные дни» это десять дней (Зуль-Хиджи).
Передал аль-Бухари у себя в «Сахихе»: Ибн ‘Умар и Абу Хурайра в эти десять дней выходили на рынок и делали такбир, а люди делали такбир за ними». Он также передал:» ‘Умар, да будет доволен им Аллаh, делал такбир у себя в мечети в Мина, где его слышали присутствующие в мечети, и они начинали читать такбир с ними, те же, кто был на рынке тоже читали такбир (с остальными) что аж  Мина 
содрогалась от их такбир. ‘Умар делал такбир в эти дни в Мина, и после обязательных молитв, и на кровати, и в своей палатке, и на собрании, и на ходу , (и делал это) на протяжении всех этих дней. Маймуна делала такбир в дни жертвоприношения. Также женщины в дни Ташрикъа делали такбир позади Абана ибн ‘Усмана и ‘Умара бин ‘Абдуль-‘Азиза в мечети. Нам, мусульманам, надо оживлять эту сунну, которая утеряна в наши дни, она чуть ли не забыта даже хорошими и праведными людьми».

Для пользы: 22. Слова поминания в ‘ид аль-Адх|а и ‘ид аль-Фитр

12. Виды азкаров в эти дни

الله أكبر، الله أكبر، الله أكبر كبيرًا

الله أكبر، الله أكبر، لا إله إلاّ الله، والله أكبر، والله أكبر، ولله الحمد

الله أكبر، الله أكبر، الله أكبر، لا إله إلاّ الله، والله أكبر، الله أكبر، ولله الحمد

13. Возмещение постов в дни Зуль-Хиджа

≡ Шейх пишет:

«Разрешается возмещать посты в первые дни Зуль-Хиджа, но только вознамерившись (поститься) до восхода солнца (возмещаемого дня). Кто возмещает посты в эти дни, ему засчитываются именно эти (пропущенные) посты».

Слова шейха: «…впервые дни Зуль-Хиджа» имеется ввиду первые восемь дней Зуль-Хиджа, тогда как девятый день ‘Арафа, затем праздник и последующие три дня Ташрикъа.

Слова шейха: «…вознамерившись (поститься) до восхода солнца…» имеется ввиду намерение возместить должно быть утверждено не днем, как это обстоит с добровольными постами, а до Фаджра этого дня. Это согласно хадису, переданном имамом ат-Тирмизи: «Нет поста у того, кто не вознамерился поститься до наступления (утренней) зари»

Имам ат-Тирмизи сказал, комментируя данное сообщение: 

«Ученые считают, что значение этого хадиса в том, что нет поста у того, кто не имел намерения поститься до утренней зари в месяц Рамадан или в дни, когда желал возместить пропущенные дни поста рамадана, или, когда хотел соблюдать пост-обет. Если человек не имел намерения с ночи, то обязанность с него не снимается. Что же касается желательных постов, то человеку дозволено вознамериться соблюдать пост, когда уже рассветет. Такого мнение аш-Шафи‘и,  Ахмада и Исхака».

≡ Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал:

«Не будет правильным ни пост в Рамадан, ни пост-возмещение (аль-Къадаъ), ни пост-искупление (аль-Каффараh), ни пост-искупление за ошибку во время паломничества (аль-Фидья), ни другой обязательный вид поста, если человек вознамерился соблюдать его только днём. В этом нет разногласий»

Смотрите также «Аль-Мугъни» Ибн Къудамы (Т. 3. С. 26).

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам

 

Комментарии

  • Халид | Авг 11,2019

    الحمدلله

  • blank

    Мухаммад | Авг 13,2019

    Ассаламу алейкум! А правда что в эти дни нельзя подстригать волосы и ногти???

    • blank

      AR-RAD | Авг 13,2019

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла. Да, правда. Но это касается именно того, кто вознамерился принести в жертву.

  • Оставить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *