281. Что нарушает и не нарушает пост?

281. Что нарушает и не нарушает пост?

281. Chto narushaet i ne narushaet post - 281. Что нарушает и не нарушает пост?

СОДЕРЖАНИЕ

Что нарушает пост по, единогласному мнению
1. Еда и питье. (Намерено).
2. Совокупление. (Зная).
3. Мастурбация. (Зная).
4. Намеренно вызванная рвота.
5. Менструальная и послеродовая кровь.
6. Вероотступничество.
7. Потеря сознания.

Что не нарушает пост, по единогласному мнению
1. Капли для носа, ушей и аэрозоли для рта, но с условием …
2. Таблетки под язык, но с условием …
3. Свечи для влагалища, или другие женские процедуры
4. Внутриматочные спирали, телескопы и т.д.
5. Процедуры с уретрой.
6. Стоматологические процедуры, нос условием …
7. Полоскание рта и носа, и другие процедуры.
8. Различные инъекции.
9. Кислородная маска.
10. Газообразные препараты и медикаменты.
11. Проникновение вещества через кожу.
12. Установка катетера.
13. Телескоп для кишечника.
14. Биопсия.
15. Телескоп для желудка.
16. Введение вещества в кровь или в спинной мозг.
17. Непреднамеренная рвота.
18. Глотание слюны.
19. Глотание мизерной вещи меж зубов.
20. Пробовать что-то на вкус.

Спорные вопросы
1. Еда и питье по забывчивости, ошибке или незнанию.
2. Питательные уколы.
3. Кровопускание. 
4. Намерение прервать пост. 
5. Дым и пары.
6. Интимные вопросы.
7. Потеря сознания.

Видео версия


 

Что нарушает пост, по единогласному мнению

1. Еда и питье (намеренно)

Всевышний сказал в Коране:

وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الْأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الْأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ ۖ ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ
Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи... 
(2.187)

Пришло в хадисе у четверых от Лакъита бин Сабира:

 أسبِغِ الوضوء، وخلِّ بين الأصابع، وبالِغ في الاستنشاق إلا أن تكون صائمًا
Делай омовение должным образом. Промывай между пальцами. Глубоко промывай нос, если, конечно, ты не держишь пост.

Также пришло в хадисе Абу Хурайры у аль-Бухари и Муслима:

من نسي وهو صائم فأكل أو شرب فليتم صومه فإنما أطعمه الله وسقاه
Тот, кто по забывчивости поел или выпил, соблюдая пост, пусть продолжает держать свой пост, это Аллаh накормил его и напоил.

Ибн Хазм, Ибн Къудама, Ибн Къайим и другие передали единогласие в этом вопросе.

И не обязательно что бы это было именно едой, это может быть кровь, лекарство, листья деревьев, трава, таблетки.

Или же это слизь (сопли/мокрота), которая стекает по носоглотке и дальше по горлу, она нарушает пост лишь в том случае, если ее вытащили в ротовую полость, а затем снова проглотили. Ее надо либо пропустить дальше по носоглотке и далее в желудок, либо, если уже вытащили в ротовую полость — выплюнуть. 

Явная кровь с десен и зубов следует выплевывать, иначе это может нарушить пост. Единогласие передал имам Ибн Хазм.

2.  Совокупление (Зная)

Всевышний сказал в Коране:

أُحِلَّ لَكُمْ لَيْلَةَ الصِّيَامِ الرَّفَثُ إِلَىٰ نِسَائِكُمْ
Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста

Доводом также служит хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, у аль-Бухари и Муслима, сказавшего:

 أَتَاهُ رَجُلٌ ، فَقَالَ : يَا رَسُولَ اللَّهِ هَلَكْتُ ، قَالَ : " وَمَا أَهْلَكَكَ ؟ " قَالَ : وَقَعْتُ عَلَى امْرَأَتِي فِي رَمَضَانَ
، قَالَ : " هَلْ تَسْتَطِيعُ أَنْ تُعْتِقَ رَقَبَةً ؟ " قَالَ : لَا ، قَالَ : " فَهَلْ تَسْتَطِيعُ أَنْ تَصُومَ شَهْرَيْنِ مُتَتَابِعَيْنِ ؟ " قَالَ : لَا ، قَالَ : " فَهَلْ تَسْتَطِيعُ أَنْ تُطْعِمَ سِتِّينَ مِسْكِينًا ؟ " قَالَ : لَا ، قَالَ : " اجْلِسْ " فَجَلَسَ ،
فَأُتِيَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِعَرَقٍ فِيهِ تَمْرٌ وَالْعَرَقُ الْمِكْتَلُ الضَّخْمُ ، قَالَ : " تَصَدَّقْ بِهِ " فَقَالَ : مَا بَيْنَ لَابَتَيْهَا أَحَدٌ أَفْقَرَ مِنَّا ، قَالَ : فَضَحِكَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حَتَّى بَدَتْ أَنْيَابُهُ ، قَالَ : " فَخُذْهُ فَأَطْعِمْهُ أَهْلَكَ
Когда мы сидели у посланника Аллаhа ﷺ к нему пришел один человек и сказал: ""Я погиб, о посланник Аллаhа!
Пророк ﷺ спросил: "Что погубило тебя?" На что тот ответил: "Я совокупился с женой днем в Рамадан". 
Он ﷺ сказал: "Есть ли у тебя раб, чтобы освободить его?" Тот сказал: "Нет". 
Он ﷺ сказал: "Сможешь ли ты поститься два непрерывных поста?" Тот сказал: "Нет" 
Он ﷺ сказал: "Сможешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?" Тот сказал: "Нет". 
Тогда он ﷺ сказал ему: "Садись", тот сел. Затем пророку ﷺ принесли огромную корзину фиников, и он сказал: "Возьми это и раздай милостыню".
 На что тот ответил: "Нет в этом городе (т.е в Медине) кого-либо беднее меня". 
Тогда пророк ﷺ засмеялся, что были видны его передние зубы и сказал: "Тогда возьми это и накорми свою семью".

По единогласному мнению ученых, кто осознанно совокупился днем в Рамадан, неважно завершенный был половой акт или нет, с собственной женщиной или нет (боже упаси), он должен возместить этот день и на нем одна аль-Каффараh.
Единогласие передали Ибн аль-Мунзир, Ибн Хазм, Ибн Къудама и Ибн Теймийя.

Совокуплением в шариате называется тот факт, когда муж вошел в жену. Для этого достаточно того, чтобы зашла его головка полностью.
См. Ибн Къудама в «аль-Мугъни» 7/156, и ан-Науауи в «аль-Маджму» 2/152.

Доказательством чему служит хадис Абу Хурайры у аль-Бухари Муслима:

إذَا جَلَسَ بَيْنَ شُعَبِهَا الأَرْبَعِ ثُمَّ جَهَدَهَا فَقَدْ وَجَبَ عَلَيْهِ الْغُسْلُ
Если он уселся между ее ног и затем вошел в нее, то стала обязательным для них полное омовение.

Если в нее зашла лишь часть головки, то у мужа пост не нарушается, а у нее нарушается, и нет на них аль-каффары.

≡ Сказал имам ан-Науауи:

«Если женщина совокупилась, то ее пост нарушается с проникновением в нее даже части головки. Это не является полноценным совокуплением, но пост она свой теряет».

Если он просто провел членом по ее клитору и половым губам, то это не нарушает ни их пост, ни их полное омовение, и нет в этом разногласия.
См. Ан-Науауи в «Аль-Маджму» 2/150.

Но остерегаться этого надо безусловно, ведь велика вероятность перевозбуждения, в таком состоянии человек себя не контролирует. Войти в нее полностью в таком состоянии и положении ничего стоит!

Если он вошел в нее с презервативом, или надавил своим органом в ее вагинальное отверстие через ее тонкое платье и таким образом засунул головку, то у ученых на этот счет три мнения:

Большинство ученых на том, что это портит омовение (и пост тоже). Это более верно у шафиитов. На этом некоторые ханафиты, маликиты и ханбалиты.

Ханбалиты на том, что не портит. Но Ибн Къудамы аль-Ханбали считает, что портит.

Если плотная материя, где вагинальная влага не попадает на его орган, где его орган не чувствует тепла ее влагалища, то не портит. На этом шафиитские ученые. Из них Абу аль-Къасим ар-Рафи’и. На этом также  ханафитские, как Ибн Наджим.  И маликитские, как Шамсуддин ат-Тарабилси аль-Магъриби и другие.

А если совокупление было в задний проход, несмотря на то, что это величающий грех в любом случае, то согласно четырем мазхабам на нем аль-Каффараh.

Но некоторые сказали, что надо лишь возместить нарушенный пост.

Оральный секс не является совокуплением как таковым. Нет запрета на оральный секс днем в Рамадан (не до извержения). Но избегать его следует безусловно, так как это приведет к извержению или совокуплению.

Кто совокупился несколько раз в разные дни в Рамадан, то, по одному мнению, на нем аль-Каффараh за каждый день, согласно другому мнению: на нем одно искупление в общем за все дни. Второе более верно, как сказал уважаемый муфтий КСА.

Согласно вышеприведенному хадису и четырем мазhабам, аль-Каффараh в данном случае является следующее: освобождение раба, если нет, то непрерывный двух месячный пост (т.е. если нарушит в где-то в середине, то заново два месяца), если не в состоянии сделать это, тогда кормление шестидесяти бедняков (полтора кг. риса или гречки, или то, что обычно мы кушаем). Из современных на этом Ибн База, Ибн аль-‘Усеймин, аль-Фаузана, ‘Абдуль ‘Азиза али Шейха и другие. Относительно такого порядка говорили большинство ученых.

Некоторые ученые сказали, а именно шафииты, что это искупление (аль-Каффараh) касается только мужчин, другие сказали, что оно касается обоих. Ибн Баз и Ибн ‘Усеймин и большинство ученых сказали, что это искупление касается обоих.

Хайд женщины не влияет на непрерывность двухмесячного поста. Т.е, если на ней аль-Каффара в виде двухмесячных непрерывных постов, затем в каждом месяце у нее пошел хайд, то она держит пост после каждого завершения и продолжает поститься, и не надо ей возобновлять непрерывность данных постов. Единогласие на этот счет передал имам Ибн аль-Мунзир и Ибн Теймийя.

3.  Мастурбация (Зная).

Мастурбация самому себе запрещена в любом случае, не считая, когда жена мастурбирует мужу, или на оборот, но это не днем в Рамадан.

Согласно четырем мазхабам: по причине мастурбации днем в Рамадан или прикосновении к жене, поцелуи и т.д. что привело его к эякуляции, он должен возместить пост.

А что касается аль-Каффары  (т.е как в случае с совокуплением), то согласно большинству ученых: ханафитов, шафиитов и маликитов, он должен лишь возвестить данный день без аль-Каффары

4. Намеренно вызванная рвота.

Пришло в хадисе Абу Хурайры у ат-Тирмизи:

مَنْ ذَرَعَهُ الْقَيْءُ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ ، وَمَنْ اسْتَقَاءَ عَمْدًا فَلْيَقْضِ
Тот, у кого непреднамеренно вышла рвота , не возмещает пост, а кто вызвал рвоту намеренно, возмещает пост.

Единогласие передал аль-Хаттаби, Ибн аль-Мунзир, Ибн Къудама и другие.

5.  Менструальная и послеродовая кровь.

Пришло в хадисе Абу Са’ида аль-Худри у аль-Бухари, где посланник Аллаха ﷺ сказал:

أليس إذا حاضت لم تصل ولم تصم قلن بلى قال فذلك من نقصان دينها
"Разве когда (у женщины) идут менструации она не оставляет намаз и пост?" 
Они сказали: "Да". Он ﷺ сказал: "Это и есть изъян в религии".

Единогласие передал Ибн Хазм, Ибн Рушд, ан-Науауи и Ибн Теймийя. 

Если у нее пошел хайд/нифас днем, должна ли она держать пост дальше или нет, об этом здесь

6. Вероотступничество

Потерял пост тот, кто стал неверным днем в Рамадан. Единогласие передал Ибн Къудама, ан-Науауи и аль-Мардауи.

Если он вернулся в ислам в Рамадан, то он должен держать оставшиеся посты.

А должен ли он возместить те посты, которые он оставил, будучи в вероотступничестве ? По шафиитскому мнению он должен возместить посты, а по ханбалитскому не должен.

Шейхуль Ислям Ибн Теймийя сказал, что если муслим пропустил пост в Рамадан, затем стал вероотступником в Рамадан, затем по милости Всевышнего снова вернулся в Ислям в этот же Рамадан, то он обязан возместить те посты, которые он оставил, когда был еще мусульманином и не обязан возмещать упущенные посты будучи вероотступником. И он должен додержать то, что осталось из Рамадана. На этом же мнении его ученик Шамсуддин Ибн Муфлих, а за ними и имам аль-Мардауи.

Кстати, согласно Ибн Теймийи, закят такой не возмещает тоже, который он оставил, будучи вероотступником.

7. Потеря сознания.

Умма единогласна в том, что если человек застал Рамадан и затем в начале потерял сознание на весь Рамадан, то такой должен возместить посты как придет в себя и придет в требуемую форму. Разногласил в этом только аль-Хасан аль-Басри.

Что не нарушает пост по единогласному мнению?

Было бы правильным выучить все то, что нарушает пост, а затем, отталкиваясь от этого, не путаться в том, что пост не нарушает. Это золотое правило фикха никто не хочет заучить и освоить.

Именно по этой причине название данной работы выглядит именно так, как вы видите. Я приведу заключение исламских академий и институтов и буду дополнять там, где это будет актуально.

Исламская Академия фикха на своей десятой сессии, состоявшейся в 1997 году в Джидде на тему: «То, что не нарушает пост» пишут следующее:

قطرة العين، أو قطرة الأذن، أو غسول الأذن، أو قطرة الأنف، أو بخاخ الأنف، إذا اجتنب ابتلاع ما نفذ إلى الحلق

1. «Капли в глаза, в уши, мытье ушей, или капли в нос, или аэрозоль в нос, если избегать глотания того, что попадает в горло.

Я добавлю: Доказательством этому служит ранее приведенный хадис Лакъита, которому пророк, мир ему и благословение, сказал: «…глубоко нос, если конечно ты не держишь пост». Из хадиса понимается, что вода может попасть из носа в горло, если полоскать глубоко. Если полоскать неглубоко, то попадание воды можно избежать, как это видно из хадиса. Такое же дело обстоит с глазами. Что касается ушей, то ушная защита не позволяет попасть воде в горло.

الأقراص العلاجية التي توضع تحت اللسان لعلاج الذبحة الصدرية وغيرها، إذا اجتنب ابتلاع ما نفذ إلى الحلق

2. Таблетки, которые кладут под язык для лечения стенокардии и других болезней, если избегать попадание (этого вещества) в горло.

Я добавлю: Таблетка растворяется и всасывается в ротовой полости сквозь ткань, поэтому слюну можно выплевывать.

 ما يدخل المهبل من تحاميل لبوس ، أو غسول، أو منظار مهبلي، أو إصبع للفحص الطبي

3. Введение суппозитория во влагалище, или ее промывание, или введение в нее вагинального телескопа, или пальца для медицинского исследования.

Суппозитории (лат. suppositōrium «подставка»), свечи — твёрдые при комнатной температуре и расплавляющиеся или распадающиеся при телесной температуре дозированные лекарственные формы, применяемые для введения в полости тела. Wiki.
Или это лекарственные формы, или оболочка, куда помещают раствор, что образует конечном итоге свечу.

Если муж гинеколог, а его сеанс с женой привел к ее возбуждению и не более, то это нарушит лишь ее малое омовение.

 إدخال المنظار أو اللولب ونحوهما إلى الرحم

4. Введение в матку (медицинского) телескопа, внутриматочную спираль и т.д.

 ما يدخل الإحليل، أي مجرى البول الظاهر للذكر والأنثى، من قثطرة (قسطرة) أنبوب دقيق أو منظار، أو مادة ظليلة على الأشعة، أو دواء، أو محلول لغسل المثانة

5. То, что вводят в уретру, т.е в мужской и женский мочеиспускательный канал, как кате́тер (медицинский инструмент в виде трубки), или тонкой трубочки, или (микроскопический) телескоп, или теневой материал на лучах, или лекарство, или раствор, для промывания мочевого пузыря.

 حفر السن، أو قلع الضرس، أو تنظيف الأسنان، أو السواك وفرشاة الأسنان، إذا اجتنب ابتلاع ما نفذ إلى الحلق

6. Сверление, удаление и чистка зубов, или сивак, или зубная паста, если остерегаться того, что может попасть в горло.

المضمضة والغرغرة، وبخاخ العلاج الموضعي للفم، إذا اجتنب ابتلاع ما نفذ إلى الحلق

7. Полоскание рта и горла медикаментами для ротовой полости в виде аэрозоля, если остерегаться того, что может попасть в горло.

 الحقن العلاجية الجلدية أو العضلية أو الوريدية، باستثناء السوائل والحقن المغذية

8. Кожная, внутримышечная и внутривенная инъекция, за исключением питательных инъекций.

По поводу питательных уколов мы говорим в следующей главе ниже, иншаАлла.

غاز الأوكسجين

9. Кислородная маска.

غازات التخدير البنج ما لم يعط المريض سوائل محاليل مغذية

10. Газообразный наркоз, если, конечно, больной не принял жидкие вещества.

 ما يدخل الجسم امتصاصًا من الجلد، كالدهون والمراهم واللصقات العلاجية الجلدية المحملة بالمواد الدوائية أو الكيميائية

11. То, что попадает в организм через кожу, как масла, крема, медицинские пластыри, несущие в себе лекарственные вещества.

إدخال قثطرة (قسطرة) أنبوب دقيق في الشرايين لتصوير أو علاج أوعية القلب أو غيره من الأعضاء

12. Введение катетера в артерию для снимка, или для лечения сердечно-сосудистых заболеваний…

 إدخال منظار من خلال جدار البطن لفحص الأحشاء أو إجراء عملية جراحية عليها

13. Введение в желудок телескопа через его же стенку для осмотра кишечника, или для его оперирования.

 أخذ عينات خزعات من الكبد أو غيره من الأعضاء ما لم تكن مصحوبة بإعطاء محاليل

14. Взятие образцов с печени или других органов (т.е биопсия), если конечно это не сопровождалось питательным снабжением (человека).

Биопси́я (от др.-греч. βίος — жизнь + ὄψις — внешний вид) — метод исследования, при котором проводится прижизненный забор клеток или тканей (биоптата) из организма с диагностической или исследовательской целью. Биопсия является обязательным методом подтверждения диагноза при подозрении на наличие онкологических заболеваний. Wiki.

Биопсия- иссечение кусочка ткани или органа для микроскопического исследования в диагностических целях.

 منظار المعدة إذا لم يصاحبه إدخال سوائل محاليل أو مواد أخرى

15. (Телескоп для) осматривания желудка, если при этом не принимали во внутрь растворы и всякие вещества.

 دخول أي أداة أو مواد علاجية إلى الدماغ أو النخاع الشوكي

16. Введение какого-либо вещества в кровь или в спинной мозг.

 القيء غير المتعمد، بخلاف المتعمد الاستقاءة

17.  Непреднамеренная рвота, в отличии от преднамеренной.

Далее академия сказала:

И во-вторых, врач должен советовать больному отложить с упомянутыми образами лечения пока не наступит ифтар, если в этом (для больного) нет вреда».
См. Исламская Академия Фикха. том 9.

Я добавлю:

18. Глотание слюны, которая не покинула рот и не была накоплена (в необычных размерах) не нарушает пост по единогласному мнению ученых. Единогласие передал имам Ибн Хазм.

19. Глотания мизерной вещи меж зубами, которая смешана со слюной, которую невозможно выплюнуть,  не нарушает пост по единогласному мнению ученых. Единогласие передал Ибн аль-Мунзир.

20. Пробовать что-то на вкус. Сказано в марказе: «Нет разногласия среди ученых, что пробовать еду на вкус постящимся не нарушает его пост, если конечно еда не попала в желудок. Это дозволено без караhата, если есть нужда в этом. Сказал Ибн ‘Аббас: «Нет проблем пробовать еду на вкус: уксус это или что-то еще, если конечно это не попадет в горло будучи постящимся. Передал Ибн Аби Шейба и аль-Байhакъи…»

Спорные вопросы

1. Еда и питье по забывчивости, ошибке или незнанию

Пришло в хадисе Абу Хурайры у аль-Бухари и Муслима:

من نسي وهو صائم فأكل أو شرب فليتم صومه فإنما أطعمه الله وسقاه


Тот, кто по забывчивости поел или выпил, соблюдая пост, пусть продолжает держать свой пост, это Аллаh накормил его и напоил.

Если вдуматься в смысл хадиса, то очевидно понятно, что в нем не идет речь о целостности поста, речь лишь о том, Всевышний проявил к нему милость и он не заслуживает греха в том, что поел и попил. А нарушается ли пост или нет, то хадис не раскрывает сути. То, что Всевышний накормил раба и освободил его от ответственности принятия еды и питья днем в Рамадан не говорит о том, что раб не обязан возместить этот пост в другой день.

Поэтому имам Малик считал, что пост следует возместить. А если скажут, что слова в хадисе: «Пусть продолжает держать свой пост» могут указывать на то, что пост не нарушается, ибо если-бы пост нарушался, то нет смысла говорить: «свой пост», и тем более нет смысла держать его дальше. На это можно ответить аналогией с той, у которой менструации, ведь если они закончились у нее до ифтара, она должна додержать этот пост и возместить его в другой день. Хотя и в этом разногласие. Но большинство ученых: ханафитышафииты и ханбалиты на том, что пост не нарушается.

И большинство ученых в данном случае оказалось верным в силу других хадисов. Передал имам Ибн Хузейма, Ибн Хиббан и аль-Хаким от Абу Хурайры в форме «Марфу», где посланник Аллаh ﷺ сказал:

من أفطر في شهر رمضان ناسياً فلا قضاء عليه ولا كفارة
На том, кто по забывчивости разговелся в месяц Рамадан, нет ни возмещения, ни каффары (искупления).

≡ Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал:

«Даже если иснад этого хадиса слабый, он годиться для дополнения других иснадов. Уровень этого хадиса как минимум достигает «хасан», пригодного в качестве доказательства». 

А версии у ад-Даракъутни: «И нет на тебе возмещения». Но передатчик этой версии аль-Хакам бин ‘АбдиЛЛя, ад-Даракъутни назвал его слабым.

Также посланник Аллаh  сказал в хадисе Ибн ‘Аббаса у аль-Байhакъи и Ибн Маджи: 

إن الله تجاوز لي عن أمني الخطأ والنسيان وما استكرهوا عليه
Поистине, Аллаh простил моей умме ошибки, забывчивость и то, к чему их принудили.

Всевышний в суре «Коровы», приводя слова верующих, сказал: «О Господь наш! Не взыщи с нас если мы позабыли или ошиблись…»

Имам аль-Бухари передал, что ‘Ата сказал: «Если он полоскал нос и нечаянно проглотил, то нет проблем с этим». Доказательства те же, что были приведены  в этом разделе.

Тот, кто сделал сухур/ифтар, думая, что уже настало время, или положился на имама а тот ошибся, должен прекратить принятие пищи/питья сразу и дождаться времени. ИншаАлла он не в грехе, и нет в этом хиляфа.

Но нарушается ли его пост? Здесь два мнения:

  • Нарушается — говорит имам аш-Шафии и большинство ученых.
  • Не нарушается, говорят остальные ученые, из них такие саляфы как Са’ид ибн Джубейр, Муджаhид, и аль-Хасан. Затем после них Дауд, Ибн Къудама, ан-Науауи, Ибн Теймийя и другие. Из современных Ибн ‘Усеймин и наш шейх ас-Сухейм. Доказательства второй группы те же, что были приведены в этом разделе. Плюс к этому имам аль-Бухари сообщил от Уммы Салями, сказавшей: «Мы во время пророка ﷺ отпустили пост в облачный день, затем (рассеялись облака)  и показалось солнце».
    Сказал Ибн ‘Усеймин: «И он (ﷺ) не приказал им возмещать этот день. Если возмещение в (данном случае) было-бы обязательным, то пророк ﷺ довел-бы это до своей уммы».

2. Питательные уколы

Что касается восьмого пункта в списке академии исламского фикха: «Кожная, внутримышечная и внутривенная инъекция, за исключением питательных инъекций», то это достаточно спорный момент. Большинство ученых на том, что это нарушает пост. Доводом у них служит прямая аналогия с принятием еды и питья. Они говорят: глюкоза, витамины, аминокислоты, или креатин снабжают организм энергией, что, по сути, делает еда и питье, следовательно, такая инъекция нарушает пост. 

Но по мнению ‘аллямы ‘АбдуЛлы бин ‘Абд аль-‘Азиза аль-‘Акъиля и Мухаммад бин Салиха аль-‘Усеймина, нет доказательство на то, что этот пункт нарушает пост.

Ведь запрет стоит лишь на принятия еды и питья, а аналогия с глюкозой не правильная лишь по тому, что она не является заменой пищи, она является лишь дополнением к основному рациону, а дополнение не может является основой.

Они также говорят: не все то, что попало в кровь или желудок иным путем нарушает пост. На этом же мнении шейх Халид аль-Муслих.

Другие сказали, что дело вовсе не в питательности, дело в попадании чего-либо через глотку в желудок. Другие отвечают, что не все то, что попало в желудок нарушает пост.

Имейте ввиду, что Ибн ‘Усеймин ранее был на том, что питательные уколы нарушают пост, но затем он пересмотрел этот вопрос и пришел к выводу, которое мы уже озвучили.

Другие сказали, что если есть необходимость, то можно прибегнуть к питательным уколам, но на всякий случай стоит возместить пост. На этом Мустафа аль-‘Адауи.

3. Кровопускание

В этом вопросе несколько мнений среди имамов этой уммы. Группа считала, что хиджама нарушает пост, другая считала, что не нарушает, третьи считали, что хиджама не нарушает, если к ней прибегли вынужденно, четвертые считали, что есть разница между хиджамой и сдачей крови, другие не видели в этом разницу.

У нас три основных мнения:

ХIиджама портит.

На этом мнении ‘Али бин Аби Талиб. Из имамов: ‘Ата, аль-Ауза’и, Ахмад, Исхакъ, Абу Саур, Ибн Хузейма, Ибн Хиббан Ибн аль-Мунзир и другие.

Из современных на этом Ибн Баз, Ибн ‘Усеймин, Ибн Джибрин, аль-Фаузан и другие. На этом мнении комитет аль-Ляджна ад-Даима.

Доводом у них служит известный хадис посланника Аллаhа  , который сказал:

أفطر الحاجم والمحجوم
Потерял пост тот, кто делает хиджаму и тот, кому делают.
Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан, аль-Хаким и другие от Шаддада бин Ауса. 
Хадис удостоверил Ибн Хузейма и другие. 
Аль-Бухари сказал: "Это самый достоверный хадис в этом разделе". 
Этот же хадис передается от Рафи'а бин Хадиджа, да будет доволен им Аллах.

Ибн ‘Усеймин добавил, что пожертвование кровью и хиджама в этом смысле одинаковы. Ибн Баз немного различал, как мне это показалось внешне с его фетвы. Шейхуль-Ислям склонялся к мнению Ахмада, но затем добавил, что если есть нужда в хиджаме, то постящемуся разрешается сделать ее

ХIиджама не портит пост.

На этом мнении Абу Ханифа, Малик и аш-Шафии. Из сподвижников на этом мнении Ибн ‘Аббас, Анас, Абу Са’ид аль-Худри, аль-Хусейн бин ‘Али. Из табиинов  ‘Икрима. На этом большинство ученых.

Доводом у них служит хадис Ибн ‘Аббаса, переданный имамом аль-Бухари, где Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаh, сказал:

النبي ﷺ احتجم وهو محرم واحتجم وهو صائم
Посланник Аллаhа ﷺ сделал хиджаму будучи в ихраме , и сделал хиджаму будучи постящимся.

Умму ‘Алькъама рассказывала:

Мы были у 'Аиши с ее племянниками и делали хиджаму будучи постящимися, а она не запрещала.
Аль-Бухари в "ат-Тарих", и у себя в "Сахих".

Са’д бин Аби Уаккъас, Зейд бин Аркъам и Умму Саляма, да будет доволен ими Аллах, делали хиджаму будучи постящимися.
Передал Малик и Ибн ‘Абдиль-Барр от Са’да. ‘Абду-Раззакъ от Зейда бин Аркъама. В иснадах небольшие проблемы.

Ибн Аби Шейба передал, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Пост от того, что заходит, а не от того, что выходит».
Ибн Аби Шейба. Подробней см «Фатхуль-Бари». Книга поста.

Имеется ввиду, что во время поста запрещается что-то принимать во внутрь, а не отдавать/терять из-того, что уже в тебе. 

Что касается хадиса: «Посланник Аллаhа ﷺ сделал хиджаму будучи в ихраме , и сделал хиджаму будучи постящимся», то имам Ахмад считал недостоверной последнюю добавку этого хадиса «и сделал хиджаму будучи постящимся«. 

Но другие имамы, как аль-Бухари, аш-Шафии, и другие , считали иначе.

Ибн Хаджар у себя в «Аль-Фатх» сказал: «…хадис достоверный, нет в этом сомнений…«

Наша группа ученых добавила, что этот случай в хадисе произошел в прощальном хадже, то есть последние жизни пророка , а хадис «Потерял пост тот, кто делает хиджаму и тот, кому делают«, был в год завоевания Мекки, т.е за 2/3 года до этого, следовательноэтот хадис отмененный, как сказал аль-хафиз Ибн ‘Абдиль Бар и Ибн Хазм.

Однако Ибн Хузейма выразил несогласие с этим говоря, что даже если это было в прощальном хадже, то посланнику Аллаhа  чтоб сделать хадж обязательно надо добираться из Медины в Мекку, а это сафар, следовательно, пророк   когда делал хиджаму в прощальном хадже был мусафиром, а мусафиру не запрещается нарушать пост, значит нет проблем и с хиджамой в этот момент.

Однако другие ответили, что хадис внешне говорит о том, что он держал пост на тот момент, и не пришло в хадисе, что он отпустил пост из-за хиджамы.
См «Фатхуль-Бари». Книга поста.

И подтверждает это мнение хадис Аби Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказавшего:

Посланник Аллаха  разрешил постящемуся хиджаму.
Аль-Бухари и Абу Дауд.

Также сказал Анас:

«…но после этого пророк  разрешил постящемуся хиджаму».
Ад-Даракъутни. Все передатчики хадиса из «Сахиха аль-Бухари».

Ибн Аби Шейба передал хадис, который удостоверил Ибн Хаджар, где сказал сподвижник пророка :

Посланник Аллаха ﷺ запретил хиджаму, и не одобрял ее лишь для слабых постящихся. 

Другими словами: хиджама лишает сил, а в момент поста они очень нужны. Хиджама создает проблемы для постящихся. 

Выводы: хадис хиджамы при посте отмене. Или же запрет не связан с постом, а связан он с здоровьем постящегося. Как минимум в этом вопросе, это нежелательность хиджамы днем Рамадан, именно так поступал Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах.

4. Намерение прервать пост.

≡Сказал имам ан-Науауи, да помилует его Аллаh, у себя в «Аль-Маджму»:

«Если он взял пост затем вознамерился испортить его, нарушает ли это пост? Тут два известных мнения: первое мнение, и то, на чем автор (т.е аш-Ширази) и аль-Багъави и другие — это нарушение поста. Второе мнение и то, на чем большинство — не нарушается пост».

≡ Сказал имам Ибн Къудама:

«Кто окончательно решил испортить пост, тот испортил пост. Это очевидно в мазхабе (Ахмада). Это мнение аш-Шафии и Абу Саура».

 На этом также маликиты. Тоже самое сказал Ибн ‘Усеймин и ар-Раджихи. 

≡ Сказал Салих аль-Фаузан:

«Если это обязательный пост и намерение в нем прервалось, то твой пост нарушен. Заверши этот день воздержанием (от пищи) и возмести его, так как намерение — условие действительности поста.

Намерение поститься должно быть непрерывным от рассвета до заката. Пост — это намеренное воздержание от нарушающих постов причин от рассвета до заката, это есть пост. А если пост добровольный, то прерывание намерения в нем не нарушает его, пока ты не поешь или не выпьешь, или не испортишь другим образом. Простое прерывание намерения не нарушает добровольный пост». 

Простое помышление о нарушении поста, или различные сомнения не влияют на действительность поста, важно учесть именно окончательное решение.

≡ Сказал Ибн ‘Усеймин:

«А если он не решился, но сомневается, то это предмет разногласия среди ученых. Кто-то сказал: его пост недействителен, так как сомнение противоположно уверенности. Кто-то сказал: нет, не нарушается, так как основа  в том — что намерение продолжает оставаться до тех пор, пока он окончательно не решит прервать его, и я считаю, что это мнение согласно своей силе более достоверно».

Тоже самое сказал Ибн Джибрин, да помилует его Аллах.

Шафииты в сахих мнении и ханафиты считали, что простое намерение никак не влияет на пост, не важно, решился ты или нет, пост нарушают лишь общеизвестные пункты. А Аллаху известно лучше.

5. Дым и пары

Вдыхание дыма и непосредственно у источника (курить сигареты, к примеру), или вдыхание густых паров (ингаляция) нарушает пост по мнению четырех мазhабов. На этом шейх Ибн Баз, Ибн ‘Усеймин, аль-Фаузан и другие. 

Некоторые разделили между глотанием дыма/пара и между его нюханьем, так как во втором случае вещество попадает в легкие.

Шейх аль-Муслих и вовсе сказал, что нет никакого доказательства на то, что дым и пар нарушает пост, и истина в этом.

Во времена пророка  ингаляция и курение лекарств имело место быть, но нет ни одного сообщения, где это упоминалось-бы в числе нарушающих пост.

6. Интимные вопросы

Тот, кто забыл о посте и совокупился с женой, согласно ханафитскому и шафиитскому мазхабу: у таких пост не нарушается. На этом мнении Шейхуль Ислям Ибн Теймийя и его ученик Ибн аль-Къайим. А также имам ас-Сан’ани, аш-Шаукани и Ибн аль-‘Усеймин и Ибн Баз. На этом же мнении наш шейх Халид аль-Булейhид. 

Пост женщины, муж которой завладел ею силой днем в Рамадан не нарушается. Это риваят от Ахмад. На этом Шейхуль-Ислям. А также Ибн База и Ибн ‘Усеймин.

А муж должен выполнить все то, что мы описали выше.  А по мнению большинства ханафитских, шафиитских, маликитских и в одной из версии у ханбалитов, пост у нее нарушается. На муже аль-Каффара а на ней возмещение этого дня.  Но, во всех случаях они оба должны сделать полное омовение.  

Тот, кто не знал о запрете сношения с женой, также ничем не обязан по более достоверному мнению, так как нельзя предъявлять обвинение тому, кто не знал запрета. Об этом я спрашивал наших шейхов. На этом большинство имамов уммы.  Но по мазхабу Ахмада на нем каффара.

Но если он знал о запрете, но не знал о виде аль-Каффары, то это не освобождает его от ответственности, как сказал имам ан-Науауи. Доводом этому служит хадис Абу Хурайры:

«Когда мы сидели у посланника Аллаhа ﷺ  к нему пришел один человек и сказал: «Я погиб, о посланник Аллаhа!» Пророк ﷺ спросил: «Что погубило тебя?» На что тот ответил: «Я совокупился с женой днем в Рамадан». Он ﷺ сказал: «Есть ли у тебя раб, чтобы освободить его?» Тот сказал: «Нет». Он ﷺ сказал: «Сможешь ли ты поститься два непрерывных поста?» Тот сказал: «Нет» Он ﷺ сказал: «Сможешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?» Тот сказал: «Нет». Тогда он ﷺ сказал ему: «Садись», тот сел, затем пророку ﷺ принесли огромную корзину фиников, и он сказал: «Возьми это и раздай милостыню». На что тот ответил: «Нет в этом городе (т.е в Медине) кого-либо беднее меня». Тогда пророк ﷺ засмеялся, что были видны его передние зубы и сказал: «Тогда возьми это и накорми свою семью».

Как мы видим, бедуин знал о запрете, но не знал о каффаре.

Если было выделение аль-Мази (предсеменная жидкость) из-за игр с женой или мастурбации, то у ханбалитов это нарушает пост, а если оно вышло без этих прикосновений, скажем по причине представления, то не портит. А по мнению Абу Ханифы и аш-Шафии не портит абсолютно. И второе мнение правильное, как сказал об этом Шейхуль-Ислям Ибн Теймийия и Ибн ‘Усеймин и Ибн Баз. Они сказали, что нет однозначного доказательства в Коране и Сунне на то, что эта жидкость нарушает пост, а проводить аналогию со спермой неправильно.

7. Потеря сознания

Согласно ханбалитскому мнению, потеря сознания, ком, и обморок требуют возместить пост и намаз. Причем не важно сколько тот пребывал без сознания.

Согласно шафиитскому и маликитскому мнению тоже самое, однако намаз не возмещается.

По ханафитской школе, пост возмещается тоже, но намаз возмещается если он был без сознания меньше суток.

Согласно ханбалитскому и шафиитскому мнению, человек возмещает пост в том случае, если он потерял сознание до сухура и пришел в себя лишь после него. На этом мнении Ибн ‘Усеймин тоже.

О прощающий, прими наши работы и сделай их пользой для мусульман.

 Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье и верным сподвижникам.


Источники:

1. «Фикъhу аль-‘Ибадат»  — Организации «ад-Дурар ас-Санийя» во главе с шейхом ‘Аляуи ибн ‘Абдуль Къадир ас-Сакъафа.

2. «Марказу аль-Фатауа»  — Центр фетв при министерстве исламских дел в Катаре.

3. «Аль-Ляджна ад-Даима» — Постоянный комитет фетв и исследований КСА.

4. Академия исламского фикха, том 9.

6. Фетвы Ибн ‘Усеймина.

7. Ибн База, аль-Фаузана.

8. Фетвы ‘АбдуЛлы аль-Мутлакъа и других старейших ученых.

Что нарушает пост, по единогласному мнению

Фикх аль ‘Ибадат. Пост. Гл.1: «Что нарушает пост по иджма». (1-3)

 

Фикх аль ‘Ибадат. Пост. Гл.1: «Что нарушает пост по иджма». (2-3)

 

Фикх аль ‘Ибадат. Пост. Гл.1: «Что нарушает пост по иджма». (3-3)

 

Фикх аль ‘Ибадат. Пост. Гл.2: «Что нарушает пост по иджма».

 

Фикх аль-‘Ибадат. Пост. Гл.3: «Спорные вопросы в нарушении поста»

 

Хадис о нарушении поста у того, кто вызвал рвоту

 

ornament 1 - 281. Что нарушает и не нарушает пост?

Комментарии

  • blank

    Аноним | Май 24,2018

    Ас саламу алайкум, брат, ответь пожалуйста портит ли пост попадание в уши? очень все спорят , распространенный вопрос

    • blank

      AR-RAD | Май 25,2018

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату. Не портит.

  • blank

    Абу Исмаил | Май 15,2019

    Ассаляму алейкум уа рахматуЛлаhи уа баракатух. В статье указано (цитата): «Оральный секс не является совокуплением как таковым. Нет запрета на оральный секс днем в Рамадан». Исходя из этой цитаты, можно сколько угодно заниматься оральных сексом (вплоть до оргазма) днем в Рамадан, и это не портит пост, и нет этому никакого порицания? Или здесь какая-то ошибка?

    • blank

      AR-RAD | Май 15,2019

      Уа ‘аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракатуhу.
      Нет, там не сказано вплоть до оргазма. Но мы добавим ясность, иншаАлла.

  • blank

    Хххxxxxx | Май 15,2019

    Ассаламу алейкум брат .Там написано на счёт мастурбации ,на счёт намеренной рвоты.что это портит пост..На счёт намеренной рвоты там есть разногласие.и Сулейман Ульван говорил что более правильно что это не портит.также Мастурбация не единогласно.Альбани и Ибн Хазм говорили что не портит.На счёт Телескопа есть разногласие

    • blank

      Jauzi | Май 16,2019

      Уа ‘аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракатуhу.

      Что касается мастурбации с извержением, нет в этом разногласия среди имамов этой уммы. Никто не сказал,что это не портит пост.

      А по поводу намеренной рвоты, то единогласие передал аль-Хаттаби, Ибн аль-Мунзир, Ибн Къудама и другие. А шейх аль-Ульван не должен идти против имамов этой уммы.

  • blank

    Хххxxxxx | Май 17,2019

    Шейх Сулейман аль-Ульван:

    «Намеренно вызванная рвота, согласно наиболее достоверному мнению, не нарушает пост. Хадис: «Нарушается пост того, кто намеренно вызвал рвоту» — слабый (ма’люль), и отвергли его ученые Басры и аль-Бухари. И наиболее правильным мнением является то, что намеренно вызванная рвота не нарушает пост. Это мнение Абу Хурейры, Ибн Аббаса, Икримы и группы ученых, и нет достоверного сообщения от пророка ﷺ, что рвота нарушает пост. В хадисе Саубана о том, что пророк вырвал и прервал пост, разногласие. Пришло, что он вырвал и совершил малое омовение. И даже если было сказано о достоверности этого сообшения, все равно это не указывает на то, что он прервал пост».

    • blank

      AR-RAD | Май 17,2019

      Уа ‘аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракатуhу.
      Хадис не имеет серьезной проблемы.
      Он передается по пути от ‘Иси бин Юнуса, от Хишама бин Хассана, от Мухаммада бин Сирина от Абу Хурайры. Здесь все имамы.
      А то, что ат-Тирмизи сказал: «Мы знаем эту версию только от ‘Иси бин Юнуса» это не означает, что она единственная. Это означает, что именно эту версию встретил ат-Тирмизи.
      Ведь не только Юнус передал эту версию от Хишама, но и ее передает Хафс бин Гайяс. Это полноценная цепочка у Ибн Маджи и Абу Я’ли, которую удостоверили многие имамы, из них Ибн Хузейма, Ибн Хиббан, ад-Даракъутни, Ибн аль-‘Араби, аль-Мунзири, ан-Науауи, Ибн Теймийя, аз-Заhаби, Ибн Дакъикъ, Ибн аль-Муляккъин, и остальные.
      Плюс имам Малик передает от Нафи’а, от Ибн ‘Умара в форме «маукъуф» этот же хадис.
      И на этом ‘Умар, ‘Али, Ибн ‘Умар и Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаh.
      А аль-Бухари, видимо, говорил как раз о версии ‘Исы от Хишама, а не о Хафса от Хишама.

      Затем шейх Сулейман приписал это мнение к Абу Хурайры, однако имам Ибн ‘Абд аль-Барра передал от Абу Хурайры как раз обратное.

      Вот и конец проблемы, брат мой.

  • Оставить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *