Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
В этом вопросе несколько мнений среди имамов этой уммы. Группа считала, что хиджама нарушает пост, другая считала, что не нарушает, третьи считали, что хиджама не нарушает, если к ней прибегли вынужденно, четвертые считали, что есть разница между хиджамой и сдачей крови, другие не видели в этом разницу.
Приведу основные позиции.
Хиджама портит
На этом мнении ‘Али бин Аби Талиб.
Из имамов: ‘Ата, аль-Ауза’и, Ахмад, Исхакъ, Абу Саур, Ибн Хузейма, Ибн Хиббан Ибн аль-Мунзир, Ибн Теймийя, Ибн Къайим и другие.
Из современных на этом Ибн Баз, Ибн ‘Усеймин, Ибн Джибрин, аль-Фаузан и другие. На этом мнении комитет аль-Ляджна ад-Даима.
Доводом у них служит известный хадис посланника Аллаhа ﷺ , который сказал:
أفطر الحاجم والمحجوم
Потерял пост тот, кто делает хиджаму и тот, кому делают.
Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан, аль-Хаким и другие от Шаддада бин Ауса. Хадис удостоверил Ибн Хузейма и другие. Аль-Бухари сказал: «Это самый достоверный хадис в этом разделе». Этот же хадис передается от Рафи’а бин Хадиджа и Саубана, да будет доволен ими Аллаh.
Ибн ‘Усеймин добавил, что пожертвование кровью и хиджама в этом смысле одинаковы. Ибн Баз немного различал, как мне это показалось с его фетвы. Шейхуль-Ислям добавил, что если есть нужда в хиджаме, то постящемуся разрешается сделать ее.
Ибн аль-Джунейд передал от Ибн Ма’ина, что данный хадис майкъуф, т.е это слова самого Абу Хурайры. Но данный хадис передает также ‘Али, Саубан, Ма’къиль бин Ясар, Усама, Шаддад бин Ауса, Билял и ‘Аиша, да будет доволен ими Аллаh.
Всем эти пути имеют проблемы, и самый лучший из них путь Шаддада ибн Ауса и Саубана.
Хиджама не портит пост
Из сподвижников на этом мнении Са’д ибн Аби Уаккас, Ибн ‘Аббас, Анас, Абу Са’ид аль-Худри, Зейд бин Аркъам, Хусейн бин ‘Али, ‘Аиша и Умму Саляма.
Из саляф и имамов ‘Икрима, Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии и другие.
На этом большинство ученых.
Доводом у них служит хадис Ибн ‘Аббаса:
احتجم النبي ﷺ وهو محرم واحتجم وهو صائم
Посланник Аллаhа ﷺ сделал хиджаму будучи в ихраме, и сделал хиджаму будучи постящимся.
≡ Аль-Бухар и другие.
• Умму ‘Алькъама рассказывала: «Мы были у ‘Аиши с ее племянниками и делали хиджаму будучи постящимися, а она не запрещала».
≡ Аль-Бухари в «ат-Тарих», и у себя в «Сахих».
• Са’д бин Аби Уаккъас, Зейд бин Аркъам и Умму Саляма, да будет доволен ими Аллаh, делали хиджаму будучи постящимися.
Передал Малик и Ибн ‘Абдиль-Барр от Са’да. ‘Абду-Раззакъ от Зейда бин Аркъама. В иснадах небольшие проблемы.
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пост от того, что заходит, а не от того, что выходит».
Ибн Аби Шейба. Подробней см «Фатхуль-Бари». Книга поста.
Имеется ввиду, что во время поста запрещается что-то принимать во внутрь, а не отдавать/терять из-того, что уже в тебе.
Что касается хадиса: «Посланник Аллаhа ﷺ сделал хиджаму будучи в ихраме , и сделал хиджаму будучи постящимся», то имам Ахмад считал недостоверной последнюю добавку этого хадиса «и сделал хиджаму будучи постящимся». Но другие имамы, как аль-Бухари, аш-Шафии, считали иначе. Ибн Хаджар у себя в «Аль-Фатх» сказал: «…хадис достоверный, нет в этом сомнений…»
Наша группа ученых добавила, что этот случай в хадисе произошел в прощальном хадже, то есть последние жизни пророка ﷺ, а хадис «Потерял пост тот, кто делает хиджаму и тот, кому делают», был в год завоевания Мекки, т.е за 2/3 года до этого, следовательно, этот хадис отмененный, как сказал аль-хафиз Ибн ‘Абдиль Бар и Ибн Хазм.
Однако Ибн Хузейма выразил несогласие с этим говоря, что даже если это было в прощальном хадже, то посланнику Аллаhа ﷺ чтоб сделать хадж обязательно надо добираться из Медины в Мекку, а это сафар, следовательно, пророк ﷺ когда делал хиджаму в прощальном хадже был мусафиром, а мусафиру не запрещается нарушать пост, значит нет проблем и с хиджамой в этот момент.
Другие ответили на это, что хадис внешне говорит о том, что он все-таки держал пост, и не пришло в хадисах, что он отпустил пост из-за хиджамы.
См «Фатхуль-Бари». Книга поста.
Раз нет упоминаний в хадисах, что пророк ﷺ отпустил пост, значит аргументация Ибн Хузейма не выдерживает критики, это не говоря уже о том, что пришли хадисы ровно об обратном, а именно:
Аби Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха ﷺ разрешил постящемуся хиджаму.
Аль-Бухари и Абу Дауд.
Сказал Анас:
«…но после этого пророк ﷺ разрешил постящемуся хиджаму».
Ад-Даракъутни. Все передатчики хадиса из «Сахиха аль-Бухари».
Сподвижники пророка ﷺ говорили:
Посланник Аллаха ﷺ запретил хиджаму, и не одобрял ее лишь для слабых постящихся.
Ибн Аби Шейба, удостоверил Ибн Хаджар.
Другими словами: хиджама лишает сил, а в момент поста они очень нужны. Хиджама создает проблемы для постящихся.
Также в хадисе в хадисе Абу Са’ида пришло, что пророк ﷺ сказал:
Три вещи не нарушают пост: рвота, хиджама и паллюция.
Передал ат-Тирмизи и другие. Ибн Аби Шейба передал его в форме марфу’. Ат-Тирмизи передал его по иснаду от ‘Абд ар-Рахмана, сына великого табиина Зейда ибн Асляма, от ‘Ата ибн Ясара от Абу Са’ида. Да, ‘Абд ар-Рахман является слабым у всех мухаддисов, но он не был лжецом, и данный не сильно слабый хадис мы бросаем в общую копилку наших доказательств.
Выводы: хадис хиджамы при посте отмен.
281. Что нарушает и не нарушает пост?
Красавчик, хорошая статья
Ассаляму алейкум ва рахматуллах, брат Джаузи. На канале Олег Боков вышло провокационное видео на тему сохранности Корана, которое создает большую фитну. Есть ли у вас возможность его разобрать?
Как всегда самые лучшие и полезные статьи Ма ша Ллах
Очень актуальная статья на сегодняшний день. Ты просто гигант всё подробно и ясно разобрал. Побольше бы таких людей нашей умме اللهم بارك
Брат, вы самый лучший!
Джаузи, можно вопрос тебе?