Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

646. Совершение суннат намаз, когда дали икамат

646. sovershenie sunnat namaz kogda dali ikamat 640x333 - 646. Совершение суннат намаз, когда дали икамат

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Посланник Аллаhа, ﷺ , сказал:

إذا أقيمت الصلاة، فلا صلاة إلا المكتوبة

Когда дали икамат, нет молитвы, кроме обязательной.
Передал Муслим и четверо других передатчиков от Абу Хурайры.

Слова Посланника Аллаhа, ﷺ: «нет молитвы» — означают: нельзя начинать совершать суннат-намаз, когда дают икамат или недействительность суннат молитвы после того, как дали икамат?

Имам аш-Шаукани в своем труде «Нейл» передает слова аль-‘Ираки, сказавшего:

إن قوله : «فلا صلاة » يحتمل أن يراد : فلا يشرع حينئذ في صلاة عند إقامة الصلاة , ويحتمل أن يراد: فلا يشتغل بصلاة وإن كان قد شرع فيها قبل الإقامة بل يقطعها المصلي لإدراك فضيلة التحريم , أو أنها تبطل بنفسها وإن لم يقطعها المصلي , يحتمل كلا من الأمرين

«Его слова «нет молитвы» могут подразумевать:

1) Не следует начинать какую-либо молитву, когда дали икамат к обязательной молитве.

2) Либо подразумевают: пусть не отвлекается от обязательной молитвы дополнительной. А если он приступил к совершению дополнительной молитвы перед икамой, пусть прервет её, чтобы успеть получить награду за вступительный такбир с имамом.

3)Либо: она сама по себе становится недействительной, даже если молящийся не вышел из неё».

Последнее мнение выбрал Сиддик Хасан Хан. Второе мнение выбрал Постоянный комитет фетв КСА.

Шейх Ибн ‘Усеймин в своем «Шарх Мумти» сказал:

والذي نرى في هذه المسألة : أنك إن كنت في الركعة الثانية فأتمها خفيفة ، وإن كنت في الركعة الأولى فاقطعها

«Наше мнение в этом вопросе: если ты уже во втором ракаате, то быстренько заверши молитву. Если ты в первом ракаате, лучше выйди из неё (и примкни к джамаату)».

Имам ан-Науауи сказал в шархе этого хадиса:

قال الشافعي والأصحاب: إذا أقيمت الصلاة كره لكل من أراد الفريضة افتتاح نافلة، سواء كانت سنة راتبة لتلك الصلاة، أو تحية مسجد، أو غيرهما لعموم هذا الحديث، وسواء فرغ المؤذن من إقامة الصلاة أم كان في أثنائها، وسواء علم أنه يفرغ من النافلة ويدرك إحرام الإمام أم لا، لعموم الحديث، هذا مذهبنا، وبه قال عمر بن الخطاب، وابنه، وأبو هريرة، وسعيد بن جبير وابن سرين، وعروة بن الزبير، وأحمد، وإسحاق، وأبو ثور، وحكى ابن المنذر عن ابن مسعود أنه صلى ركعتي الفجر والإمام في المكتوبة. وقالت طائفة: إذا وجده في الفجر، ولم يكن صلى سنتها، يخرج إلى خارج المسجد فيصليها، ثم يدخل فيصلي معه الفريضة، وقال مالك مثله إن لم يخف فوات الركعة، فإن خافه صلى مع الإمام

«Аш-Шафии и его сторонники сказали: «Тому, кто должен совершить обязательный намаз, нежелательно делать суннат-намаз. И неважно, это суннат ратиба этой молитвы, молитва приветствия или другая молитва. Также неважно:

  • завершил муадзин икамат или еще дает;
  • знал ли совершающий сунну, что успеет на вступительный такбир имама, или нет».

Все это согласно общему значению хадиса. Это наш мазхаб. Это говорили ‘Умар ибн аль-Хаттаб и его сын, Абу Хурайра, Са’ид ибн Джубейр, Ибн Сирин, ‘Урва ибн аз-Зубейр, Ахмад, Исхак, Абу Саур. Ибн аль-Мунзир передал от Ибн Мас’уда, что он совершал два ракаата фаджра, когда имам был в обязательной молитве.

Группа ученых сказала: «Если он застал имама на фаджр-намазе, а он не совершил сунну фаджра, то выходит из мечети и делает утреннюю сунну за ее пределами, затем заходит в мечеть и примыкает к джамаату фаджра. Подобное сказал Малик, если он (совершающий сунну) не опасается пропустить фаджр (в джамаате). Если опасается, совершает (фаджр) с имамом».

Имам Ибн Кудама у себя в «аль-Мугни» сказал:

 وإذا أقيمت الصلاة , لم يشتغل عنها بنافلة , سواء خشي فوات الركعة الأولى أم لم يخش . وبهذا قال أبو هريرة , وابن عمر , وعروة , وابن سيرين , وسعيد بن جبير , والشافعي , وإسحاق , وأبو ثور .

«Когда дали икамат, пусть не отвлекается от обязательной молитвы дополнительной, и неважно, опасается он не успеть на первый ракаат или нет. Так сказали: Абу Хурайра, Ибн ‘Умар, ‘Уруа, Ибн Сирин, Са’ид ибн Джубейр, Исхак и Абу Саур».

Я добавлю: имам ан-Насаи передал, что один из сахабов не успел сделать сунну фаджра. Он сделал джамаат с имамом, а после возместил пропущенную сунну фаджр. Пророк, ﷺ, промолчал-одобрил.

Слова пророка, ﷺ: «Когда дали икамат» — толкуются другой версии этого хадиса, переданной имамом Ибн Хиббаном:

إذا أخذ المؤذن في الإقامة 
«Когда муадзин приступил давать икамат».

Передали аль-Бухари в «Тарих» и аль-Баззар в своем муснаде от Анаса, сказавшего:

«Было запрещено совершать суннат-намаз, когда дали икамат».

Хафиз Ибн Хаджар сказал, что запрет в этом хадисе не буквальный, и не является категоричным. Это то, о чем выше говорил ан-Науауи.

⇒ Выводы из вышеизложенного:

  • В хадисе содержится запрет начинать молитву, когда объявляют об обязательной молитве или уже объявили.
  • Если ты уже совершаешь суннат-намаз и имам начал давать икамат, подумай, успеешь ли ты завершить, чтобы затем успеть на первый ракаат?
  • Если ты в замешательстве, то выйди из суннат-намаза и примкни к джамаату, а после возмести этот суннат-намаз.
  • Желательно, чтобы ты успел на вступительный такбир с имамом.

 

комментария 2

  1. Подписчик 28 Июн 2025

    Ма ща Аллах, Абу Усман⚡️ джазаЛлаху хайран. Наконец-то вы в строю альхамдулиЛлях

    • Подписчик 28 Июн 2025

      ДжазакаЛлаху хайран*

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *