Last updated on 31 Янв 2020
Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. А затем:
С дозволения Всевышнего хочу указать на разницу, между: спором, дискуссией, диспутом, дебатами, полемикой, прениями и перепалками.
Спор
В словарях сказано:
Словесное состязание, обсуждение чего-н., в к-ром каждый отстаивает своё мнение, свою правоту.
В филосовской академии сказано:
Столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления др. стороны. С. является частным случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой.
По-арабски это можно назвать «аль-Мирáъ» (المراء)
А в шариатском значении, это означает, что человек хочет выявить себя, унизить оппонента, возвыситься перед остальными. Целью не является установление истины, целью является установление своего Я и защита себя.
Это саляфы запрещали. Об этом в наших статьях статье:
76. Отношение саляф к бесполезным спорам.
75. Вред и последствия бесполезных споров.
Но иногда «аль-мираъ» не несет такой смысл. Это как в аяте:
فَلَا تُمَارِ فِيهِمْ إِلَّا مِرَاءً ظَاهِرًا وَلَا تَسْتَفْتِ فِيهِم مِّنْهُمْ أَحَدًا
Препирайся (мирáъ) относительно них только открыто и никого из них не спрашивай о них.
(18:22)
≡ Ас-Са’ди сказал в тафсире:
«О Мухаммад! Если ты вступаешь в спор с людьми Писания, то опирайся исключительно на твердые знания и убедительные доводы и стремись принести людям пользу. Что же касается бесполезных споров с невеждами, которые строят догадки, упрямо отстаивают свою точку зрения и вступают в дискуссию даже по поводу малозначимых вопросов, например, по поводу числа спящих отроков, то вести такие споры не имеет смысла. А продолжительные дискуссии и затяжные обсуждения подобных вопросов приводят к потере времени и порождают бессмысленную взаимную неприязнь».
Иногда это бесполезные споры называют «аль-Джидáль». (الجدال)
→ Это как в аяте:
فَمَن فَرَضَ فِيهِنَّ الْحَجَّ فَلَا رَفَثَ وَلَا فُسُوقَ وَلَا جِدَالَ فِي الْحَجِّ
Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры (джидаль) во время хаджа
(2:197)
Но и»аль-джидáль» иногда бывает полезным тоже. Это как в аяте:
Они сказали: «О Нух (Ной)! Ты пререкался с нами и пререкался долго.
(11:32)
→ Также аят:
Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым назиданием и веди спор (джадиль) с ними наилучшим образом.
(16:125)
А иногда «джидаль» (пререкание ) бывает в значении «консультироваться».
→ Это как в аяте:
قَدْ سَمِعَ اللَّهُ قَوْلَ الَّتِي تُجَادِلُكَ فِي زَوْجِهَا وَتَشْتَكِي إِلَى اللَّهِ وَاللَّهُ يَسْمَعُ تَحَاوُرَكُمَا ۚ إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ بَصِيرٌ
Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания (джидаль) относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах — Слышащий, Видящий.
Есть еще «ихтисáм». Это тоже бесполезные споры, но уже с порицаемым оттенком, со склонностью к ссоре (пререкание) и обвинениям.
Это как в аяте:
Заключение:
Аль-Мираъ — это часто негативный спор, чтобы фанатично доказать свое, и не интересуясь доводами оппонента. Выявить себя и унизить оппонента.
Аль-Джидаль — реже в значении «аль-мираъ», но чаще означает: доказать несостоятельность доводов оппонента. Аннулировать аргументацию оппонента. Словно обезвредить его.
Аль-ихтисам — чаще означает препирательство. Т.е спорить не чтобы доказать несостоятельность доводов оппонента, и не чтобы навязать свое, а чтобы оправдать себя, защитить себя. В этом плане это оборонительно оправдательный спор.
Дискуссия
Философский словарь «Спонвитя».
Обмен противоречивыми аргументами между двумя или более собеседниками. Участие в дискуссии предполагает наличие общего образа мыслей, благодаря которому возможен спор. Тем самым дискуссия напоминает диалог
Дискуссия «аль-Мунакъашаh» (المناقشة), это когда две стороны обмениваются имеющимися у них аргументами, разъясняя собственное положение. Сравнивая, анализируя. Цель — прийти к истине.
Это нечто местное. Свободный разговор, соблюдая адаб.
Диспут
Диспут — «Аль-муназараh» (المناظرة), это публичный и официальный вид дискуссии, затрагиваемый научные темы. Где с обеих сторон свидетели. Где стороны глубоко рассматривают вопросы. Где каждая сторона имеет вопросу к другой. Где стороны обмениваются доводами, защищая свою позицию и ослабляя противоположную. Цель — доказать истину, опровергнув оппонента. Вот это и есть принципиальное отличие диспута от дискуссии.
Дискуссия — это обсуждение, раскрытие и вопроса. А диспут тоже самое, но плюс к этому, надо лишить оппонента доводов, и установить правоту своей стороны, защитив ее от противоположных доводов.
≡ Сказал имам Ибн аль-Джаузи:
«Дискуссия узаконена только для выявления верного руководства. Саляфы вели дискуссию для того, чтобы дать хороший совет и показать истину.
Подробно в нашей работе: 68. Восемь правил поведения в диспуте.
Дебаты
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Дебаты (прения) устное обсуждение в собрании (в особенности представительном) спорных вопросов. Порядок Д. определяется либо статутом (регламентом) того учреждения, в котором они ведутся (парламентские статуты), либо общим законом, либо обычаем
Это тоже самое, что и диспут. Тоже самое, что и прения. Разница лишь в статусах и масштабах. Дебаты, обычно, бывают масштабными, государственными, политическими.
Здесь не обойтись простым обсуждением, как в дискуссиях, здесь две стороны должны подготовить заранее вопросы, доказательства, найти несоответствия в источниках оппонента, выявить несостоятельность взглядов и позиции оппонента.
Это также называется древним словом: прением.
Полемика
Философская энциклопедия
Одна из разновидностей спора, имеющая целью победу над противоположной стороной и использующая только корректные приемы
Полемика, преследует тоже, что и «аль-мираъ».
Прения
Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.
Выступления сторон в судебном процессе. 2. Обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам.
Прения, это тоже, что и диспут. Разница лишь в традициях и обычаях слова.
Для пользы:
318. Насиха шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида к Джаузи Абу Усману о диспутах с сектантами.