Last updated on 31 Янв 2020
Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. А затем:
Вредные последствия бесполезных споров, оспариваний, препирательств и пререканий.
Бесполезные споры — это многословие
→ Пришло в хадисе:
إن من أحبكم إليَّ وأقربكم مني مجلساً يوم القيامة أحاسنكم أخلاقا وإن أبغضكم إليَّ وأبعدكم مني مجلساً يوم القيامة الثرثارون والمتشدقون والمتفيقهون قالوا: يا رسول الله قد علمنا الثرثارون والمتشدقون، فما المتفيقهون؟ قال: المتكبرون "Для меня самые любимые из вас в судные день, и самые близкие ко мне, это лучшие из вас нравом. А самые ненавистные из вас для меня, и самые далекие от меня в судный день, это болтуны, напыщенно говорящие и разглагольствующие". О посланник Аллаh, мы знаем кто такие болтуны и напыщенно говорящие, но кто такие "разглагольствующие?" Он сказал: "Надменные".
Ат-Тирмизи от Джабира.
Т.е говорящие и использующие такие выражение, которые народ не понимает. Также много говорящие, побеждающие многословием.
Вынуждает человека ко лжи
≡ Сказал имам Ибн Аби Лейла:
«Я не веду со своим братом бесполезные споры. (Этим) я либо разозлю его, либо оболгу его».
В таких спорах люди вынуждены отрицать или не принимать истину.
≡ Говорит д. ас-СадхIан:
«Нельзя вести дискуссию, если одна из сторон упорствует и не принимает доказательства. Быть может при продолжении дискуссии будут виднеться первые предвестники вражды и ненависти, когда дискуссия начнет терять свою цель, где шайтан установит свое знамя и влияние».
Это ведет к показухе
≡ Сказал д. СадхIан:
«Некоторые люди, после поражения своего оппонента на дискуссии. Делают этот случай радостью в своих кругах. Начинают рассказывать об этом каждому: как он опровергнул доводы оппонента, как он опроверг слова оппонента. Это позорное поведение. Это может привести к показухе и к желанию славы».
Это ведет к гъиба
≡ Сказал Ибн аль-Джаузи:
«Некоторые из них дозволяют гъиба под предлогом рассказа о результатах диспута, говоря: я ввел диспут с таким-то, а он мне ничего не смог ответить. И говорит так, словно он сводит счеты со своим оппонентом».
Падение имана
≡ Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллаh, говорил:
«Никогда человек не достигнет полноценности имана, если он ведет бесполезные споры, даже если он прав, и не оставит ложь даже в шутку».
≡ Сказал Абу Зарр, да будет доволен им Аллаh:
«Оставление бесполезных споры, это из полноценности имана».
Это сеет злобу и отвращение
≡ Имам аш-Шафи’и сказала:
«Бесполезные споры о знаниях ожесточают сердце, и закладывает в них злобу (и ненависть)».
≡ Имам ‘АбдуЛла ибн аль-Хасан сказал:
«Бесполезные споры ведут к гневу».
≡ Имам Мухаммад ибн аль-ХIусейн говорил:
«Мудрые говорили: Бесполезные споры чаще всего меняют сердца братьев, разрывает отношения после того, как была дружба, и отвращает друг от друга после теплых чувств».
≡ Говорит д. ас-СадхIан:
«Это может вызвать отвращение его брата от него. И это вселит вражды между ними».
Лишает знаний
≡Сказал аль-ХIасан аль-Басри:
«Мы не видели такого факиха, который занимался-бы бесполезными спорами».
≡ Сказал имам Малик:
«Когда-бы не приходил человек, любящий спорить, мы оставляли то, с чем пришел Джибриль к Мухаммаду ﷺ».
≡ Сказал имам аль-Ауза’и:
«Когда Аллаh желает для народа зла, он ввергает из в бесполезные споры, и лишает их возможности практиковать (знания)».
Унижение
≡ Имам ‘АбдуЛла ибн аль-Хасан сказал:
«Бесполезные споры ведут к гневу, а Аллаh унижает тот разум, который ты получил путем гнева».
Просим защиты у Милостивого от бесполезных и ненаучных бесед!
Для пользы: