Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

68. Восемь правил поведения в диспуте.

Последнее обновление на 31 Янв 2020

Скачать

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Искреннее намерение.
2. Дискуссия должна упираться на Коран и Сунну.
3. Наличия знаний.
4. Любовь и братство.
5. Спокойствие и отсутствие волнения.
6. Принимать истину немедленно, когда она прояснится.
7. Не распространять поражение своего оппонента.
8. Не вести дискуссию, если одна из сторон упорствует и не принимает доказательства.


 

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Ученые говорили нам, что религия к нам пришла через научные дискуссии. В истории можно видеть хронологию различных дискуссий и диспутов. 

Сегодня дискуссии на студенческом уровне сильно отличаются от дискуссий на уровне ученых. Об этом в нашей работе: 76. Отношение саляф к бесполезным спорам.

Мы предлагаем вашему вниманию прекрасные вырезку из книги «Ма’алиму фи тарикъи таляби аль-‘ильм» автора: ‘Абдуль-‘Азиза ас-СадхIана, да хранит его Аллаh. Это доктор шариатских наук. Он же близкий сподвижник имама Ибн База, да помилует его Аллаh.

Восемь правил поведения в диспуте.

1. Искреннее намерение

تصحيح النية (الإخلاص)، فيكون القصد من المناظرة النصح وإظهار الحق، وليس للمغالبة. قال الإمام ابن الجوزي رحمه الله تعالى: .. ومن ذلك: أن المجادلة إنما وضعت ليستبين الصواب، وقد كان مقصود السلف المناصحة بإظهار الحق، وقد كانوا ينتقلون من دليل إلى دليل، وإذا خفي على أحدهم شيء نبهه الآخر، لأن المقصود كان إظهار الحق 

«Диспут должен проводиться с целью выявления истины. Он должен содержать в себе хорошие советы.

Сказал имам Ибн аль-Джаузи:

Прения (диспуты) узаконены только для выявления верного руководства. Саляфы вели дискуссию для того, чтобы дать хороший совет и показать истину. Они переходили от одного доказательства к другому. Если что-то ушло из виду одного из них, то другой указывал ему на это, так как целью было —  выявление истины.

Я скажу: саляфы говорили: «Если человек требует знания чтобы выйти из тени невежества, то это достаточные намерения». 

2. Дискуссия должна упираться на Коран и Сунну.

قال ابن تيمية رحمه الله تعالى: (وقد كان العلماء من الصحابة والتابعين من بعدهم، إذا تنازعوا في الأمر اتبعوا أمر الله تعالى في قوله سبحانه يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَطِيعُواْ اللّهَ وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَأُوْلِي الأَمْرِ مِنكُمْ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللّهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلاً

«Сказал Шейхуль-Ислям Ибн Таймийя:

«Когда ученые из числа сподвижников и табиинов дискуссировали, они придерживались приказа Аллаhа, сказавшего:
 О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по исходу; или по вознаграждению)!»»

(Ан-Нисаъ: 59)

3. Наличия знания

≡ Сказал шейх ас-СадхIан:

«Человек должен быть ученым, либо знать материал дискуссии». 

4. Любовь и братство

إظهار روح المودة والأخوة قبل وأثناء وبعد الجدل، قال شيخ الإسلام ابن تيمية رحمه الله: «وكانوا يتناظرون في المسألة مناظرة مشاورة ومناصحة، وربما اختلف قولهم في المسألة العلمية والعملية، مع بقاء الألفة والعصمة وأخوة الدين

≡ Сказал шейх:

«Надо проявлять любовь и братство до дискуссии, в начале и после нее.

Сказал Шейхуль-Ислям:

«Они (саляфы) вели дискуссию в каком-то вопросе с желанием сделать насиха и взять друг от друга пользу. Бывало такое, что их мнения отличались в научном и практичном вопросе, но при этом сохранялось чистота (сердец), любовь и религиозное братство»».

5. Спокойствие и отсутствие волнения

 ضبط النفس وعدم الإنفعال، عن ابن عون رحمه الله أنه إذا أغضبه رجل، قال له: بارك الله فيك؛ وروي عن يوسف ابن الإمام ابن الجوزي من ضبط نفسه في أثناء المناظرة: أنه كان يناظر، ولا يحرك جارحة ! وورد عن عبد الله بن أحمد بن محمد بن قدامة: أنه كان لا يناظر أحدا إلا وهو يتبسم، حتى قال بعض الناس: هذا الشيخ يقتل خصمه بالتبسم ! 

≡ Сказал шейх:

«Душа должна быть спокойной и без волнений. Сообщается от Ибн ‘Ауна, да помилует его Аллаh, что когда его злил кто-то, он говорил ему: «Барка Ллаhу фик».

Сообщается также о спокойствии Юсуфа, сына имама Ибн аль-Джаузи, во время диспута, говорят, что он даже не шевелился во время дискуссии.

Передается, что ‘АбдуЛла ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Къудама (Аль-Макъдиси. Автор «Аль-Мугъни» — от пер.) вел дискуссию лишь улыбаясь. Некоторые даже стали говорить: «Этот шейх побеждает оппонента улыбкой».

6. Принимать истину немедленно, когда она прояснится

 المبادرة إلى الرجوع عند ظهور الحق مع صاحبه، فالرجوع إلى الحق وترك ما سواه من خصال أهل الحق، كتب عمر إلى أبي موسى الأشعري -رضي الله عنهما-:» … ولا يمنعك قضاء قضيته فيه اليوم، فراجعت فيه رأيك، فهديت فيه لرشدك، أن تراجع فيه الحق، فإن الحق قديم لا يبطله شيء، ومراجعة الحق خير من التمادي في الباطل… » . ومن عجيب ما روي عن ابن الجوزي أنه كان يعمل بحديث يتضمن بعض الأذكار عقب الصلاة فقال: «كنت قد سمعت هذا الحديث في زمن الصبا، فاستعملته نحوا من ثلاثين سنة، لحسن ظني بالرواة، فلما علمت أنه موضوع تركته، فقال لي قائل: أليس هو استعمال خير ؟ قلت: استعمال الخير ينبغي أن يكون مشروعا، فإذا علمنا أنه كذب خرج عن المشروعية». 

≡ Говорит шейх:

«Принимать истину немедленно, когда она проясниться. Принятие истины и оставление всего остального — это неотъемлемое качество приверженцев истины.

‘Умар написал Абу Мусе аль-Аш’ари, да будет доволен Аллаh обоими:

«Пусть вынесенное тобою решение вчера, не мешает принять тебе истину (сегодня), ведь истина установлена. Ничто не аннулирует ее. Возвращение к истине лучше, чем продолжать находиться в заблуждении». 1

Сообщается удивительное от Ибн аль-Джаузи: Он жил согласно одному хадису, содержащему в себе некоторые азкары после молитвы, он сказал:

«Этот хадис я услышал еще в юности. Я руководился этим хадисом приблизительно тридцати лет, думая, что он достоверный. Но когда я узнал, что он выдуманный, я оставил его. Затем мне сказали: «Разве не хорошо использовать его во благе?» Я ответил: Совершение доброго дела должно быть узаконено. Если же нам стало известно, что это ложь, то это дело теряет законную силу»».

7. Не распространять поражение своего оппонента

 عدم التشهير بخصمك عند غلبته في مجلس المناظرة، فبعض الناس إذا تمكن من غلبه أخيه في مناظرته له، جعل تلك المناظرة فاكهة مجالسه، فيتحدث بها مع كل جليس، وكيف أنه دحض حجج خصمه، وتمكن من تزييف قول صاحبه. وهذا التصرف مشين، وربما يجر إلى باب الرياء والسمعة، ويسبب في نفور أخيه عنه ونشوء الشحناء بينهما؛ قال الإمام ابن الجوزي: » … ومن ذلك: ترخّصهم في الغيبة بحجة الحكاية عن المناظرة، فيقول أحدهم: تكلمت مع فلان فما قال شيئا ! ويتكلم بما يوجب التشفي من غرض خصمه بتلك الحجة

≡ Говорит шейх:

«Нельзя распространять дискуссионное поражение своего оппонента. Некоторые люди, после поражения своего оппонента на дискуссии, делают этот случай радостью в своих кругах. Начинают рассказывать об этом каждому: как он опровергнул доводы оппонента, как он опроверг слова оппонента.

Это позорное поведение. Это может привести к показухе и к желанию славы. Это может вызвать отвращение его брата от него и вселение вражды между ними.

Сказал имам Ибн аль-Джаузи:

«Некоторые из них дозволяют гъиба под предлогом рассказа о результатах диспута, говоря: я ввел диспут с таким-то, а он мне ничего не смог ответить. И говорит так, словно он сводит счеты со своим оппонентом»».

8. Не вести дискуссию, если одна из сторон упорствует и не принимает доказательства

 إغلاق باب المناظرة إذا رأيت من الطرف الآخر عنادا وتعنتا، فربما يترتب على استمرار المناظرة بوادر الشحناء والبغضاء، فيغيب الهدف من المناظرة وينصب الشيطان رايته وألويته. والأولى أن يلطف الكلام للصاحبه الذي يناظره، ونقل الحديث إلى موضوع آخر لكي تخف الوطأ ومن ثـَمّ تزول بالكلية، فإذا رأي بعد ذلك مصلحة في إعادة المناظرة فليفعل، لكن بأسلوب يكسب به ودّ اخيه، وترده عن كيد الشيطان، وإن رأى أن المصلحة في عدم فتح باب المناقشة فليفعل، مع إرشاده إلى بعض المراجع التي يعلم أنها أجادت في بيان الحق في تلك المسألة. 

≡ Говорит шейх:

«Нельзя вести дискуссию, если одна из сторон упорствует и не принимает доказательства. Быть может при продолжении дискуссии будут виднеться первые предвестники вражды и ненависти, когда дискуссия начнет терять свою цель, где шайтан установит свое знамя и влияние.

Лучше смягчить слова с тем, с кем дискуссируешь, и поменять тему, чтобы смягчить давление, здесь проблема должна решиться.

Если после этого ты видишь блага восстановить дискуссию, то сделай так, но в таком стиле, чтобы можно было завоевать любовь брата и уклонить его от козней шайтана.

А если ты не видишь блага вести дискуссию дальше, то так и поступи, но укажи ему на источники, где этот вопрос достаточно разобран».

Я скажу: напоследок я приведу слова (имама) Ибн Батты аль-‘Акбари, да помилует его Аллаh:

Для мусульман является обязательным в своих собраниях и дискуссиях по фикху и законоположениях очистить свое намерение, быть беспристрастными, справедливыми, следовать истине, на которой построены небеса и земли.
Искренность — это когда ты желаешь видеть своего оппонента на истине и не желаешь видеть его ошибающимся точно также, как ты желаешь видеть самого себя на истине и не ошибающимся (в дискуссии).
Если же ты не являешься таковым, тогда ты в отношении своего брата и всех мусульман являешься обманщиком, желающим, чтобы он допускал ошибки в религии Аллаhа, лгал на Него, и не находил истину в религии Аллаhа.

О Милостивый и Милосердный! Очисти наши сердца от показухи и злобы! Сделай наши сердца стремящимся узнать полезное и претворить это в жизни. О Господь, покажи нам в наших дискуссиях истину и не отвращай наши сердца друг от друга после дискуссий. Сблизь наши сердца на научных дискуссиях и прибавь нам полезных знаний!

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам


1 Передал имам аль-Байhакъи от Са’ида бин Аби Бурды. Как сказал имам ас-Са’ди, что если человек искренен в поисках истины, то встретив ее он обязательно примет ее и подчиниться ей!

Для пользы: 

68. Восемь правил поведения в диспуте.

74. Разница между: спором, дискуссией, диспутом, дебатами, полемикой и прениями.

84. Отвернись от невежественного глупца! Будь львом!

318. Насиха шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида к Джаузи Абу Усману о диспутах с сектантами.

комментария 2

  1. Умму Муса 6 Фев 2018

    Ассалямуалейкум. У меня вопрос: по шарияту кто может дать имя ребенку?
    …жду третьего ребенка, уже третьи раз муж говорит что это дети, и только он должен дать имя ребенку…

    • AR-RAD 9 Май 2019

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла. Главный отец. Но вам следует прийти к согласию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *