Последнее обновление на 22 Мар 2023
СОДЕРЖАНИЕ
2. Всевышний в Коране либо предостерегает, либо предвещает.
3. Верующие поклоняются Всевышнему с желанием попасть в рай и со страхом попасть в огонь.
4. Всевышний в Коране обещает своим праведным рабам вознаграждение.
5. Всевышний в Сунне обещает своим праведным рабам вознаграждение.
6. Довольство Аллаhа — это и есть рай. Гнев Аллаhа — это и есть ад.
1. Предисловие
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
К великому сожалению, современные мусульмане не знают цель своего поклонения. Многие даже и цели своего существования не знают. Причина этого кроется в отсутствии стремления к главному — к единобожию.
Каждый мусульманин обязан изучать основы веры, каждый будет спрошен за халатность в этом вопросе. Об этом в нашей статье: 108. Какие знания обязательны, а какие желательны? ‘Абдуль-Карим аль-Худейр.
Тот, кто по сей день не взялся за этот вопрос в грехе каждый час. За вероубеждение Всевышний спросит с каждого. От этого зависит успех в последней жизни!
Мы — приверженцы сунны, заявляем:
Мы поклоняемся Всевышнему ради того, что Он обещал нам. Поклоняемся ему ради Его рая, страшась ада. Если это было-бы заблуждением, тогда не надо было Всевышнему обещать все это. Всевышний обещает для того, чтобы мы служили ради его обещания. Он не наказывает за стремления к Его же обещаниям.
Однако суфии отошли от единобожия, говоря: «О Всевышний, если я поклоняюсь тебе ради рая, то лиши меня его. А если я поклоняюсь тебе, боясь ада, то ввергни меня в него».
Сказал имам аль-‘Аттар в примечаниях к «Джам’ аль-Джауами’: «Аль-Къади Абу Бакр ибн аль-‘Араби возразил суфистам в их словах: «Мы не поклоняемся из-за страха от огня и из-за желания рая» тем, что Всевышний возвеличил рай и ад и возбудил в своих рабах желания удовольствий рая, а также устрашил их от огня и его мучений»».
Мы, с дозволения Аллаh, докажем абсурдность этого суфийского взгляда и укажем на истинное понимание этого вопроса, основываясь на Коране и Сунне.
Коран переполнен тем, что Всевышний либо обещает, либо угрожает. Кто хоть чуть-чуть знает Коран, знает это.
2. Всевышний в Коране либо предостерегает, либо предвещает
→ Сказал Аллаh:
Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями.
(Аль-Бакъара: 213)
→ И сказал Всевышний:
«Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали.
(Ан-Нисаъ: 165).
→ И сказал Всевышний:
Мы отправляем посланников только добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями.
(Аль-Ан’ам: 48).
→ И сказал Всевышний:
Мы отправляем посланников только добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями. Однако неверующие препираются посредством лживых доводов, чтобы опровергнуть ими истину
(Аль-Каhф: 56).
Как вы заметили, Господь либо предостерегает, либо увещевает. Предостерегает он от огня а предвещает о рае. Это сунна Всевышнего Аллаhа. И как не желать Его наслаждения, если Он Сам только и делает, что увещевает?! И как не поклоняться ему, страшась ада, если Он предостерегает от него?!
3. Верующие поклоняются Всевышнему с желанием попасть в рай и со страхом попасть в огонь
→ Всевышний Аллаh, сказал:
А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены.
(Аль-Исраъ: 19)
В толковании этого аята имам Ибн Касир сказал: «Слова Аллаhа «А если кто возлюбит Последнюю жизнь» — т.е пожелал последнюю жизнь с ее удовольствиями и радостями (т.е рай). И устремится к ней надлежащим образом —т.е будет требовать это соответствующе, а это — следование за пророком. Будучи верующим — т.е Верующим в награду и воздаяния».
→ Всевышний Аллаh, сказал:
Но если вы желаете Аллаха, Его посланника и Последнюю жизнь, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду
(Аль-Ахзаб)
Сказал ас-Са’ди в толковании этого аята:
Если же вы надеетесь обрести благоволение Аллаха и Его посланника и попасть в Райские сады, готовы не придавать значения богатству и нужде, радостям и бедам, будете довольствоваться тем, что вам дарует посланник Аллаха и не станете обременять его бесконечными просьбами, то знайте, что Аллах уготовил праведным из вас великое воздаяние.
→ Сказал Всевышний:
Тому, кто пожелал нивы Последней жизни, Мы увеличим его ниву. Тому же, кто пожелал нивы мирской жизни, Мы дадим из нее, но ему не будет доли в жизни Последней
Сказал ас-Са’ди в толковании этого аята:
Тому, кто уверовал в награду в Последней жизни, жаждет ее и всеми силами стремится к ней, Аллах умножает во много раз его деяния и его вознаграждение. Всевышний сказал: «А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены» (17:19). Несмотря на это, даже в этом мире Аллах осеняет верующих Своей милостью. Тому же, кто своей наивысшей целью делает обретение мирских благ, не трудится во благо Последней жизни, не надеется на ее вознаграждение и не страшится ее мучений, Аллах посылает отведенную ему долю земных даров и услад. Но зато в Последней жизни он не войдет в Рай и не вкусит его прелестей, ибо на земле он заслужил только страдания в Геенне и Адском Пламени. Этот аят похож на слова Всевышнего: «Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены» (11:15).
→ Всевышний Аллаh, описывая верующих говорит:
«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой
(32:16)
Сказал Ибн Касир в толковании этого аята:
Со страхом быть наказанным и с надеждой быть щедро вознагражденным.
Сказал имам аль-Багъауи в тафсире:
Сказал Ибн ‘Аббас: “Со страхом оказаться в огне и с надеждой попасть в рай“.
Сказал имам аль-Къуртуби в тафсире:
Т.е со страхом быть наказанным и с надеждой получить награду.
→ Также Всевышний Аллаh сказал:
Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с чаянием и страхом
(Аль-Анбияъ: 90)
Сказал Ибн Касир в тафсире:
Сказал ас-Саури: “С желанием того, что есть у Нас (т.е награду) и со страхом от того, что есть у Нас (т.е ад)“.
Также Всевышний Аллаh сказал:
«Взывайте к Нему со страхом и надеждой
(Аль-А’раф: 56)
Сказал Ибн Касир в толковании этого аята:
Со страхом быть наказанным и с надеждой быть щедро вознагражденным.
Сказал имам аль-Багъауи в тафсире:
“со страхом“ т.е страшась Его и его наказания, «и надеждой» т.е на Его прощения и награду.
4. Всевышний в Коране обещает своим праведным рабам вознаграждение
→ Сказал Всевышний Аллаh:
Воистину, для богобоязненных у их Господа приготовлены Сады блаженства
(Нун: 34)
→ Сказал Всевышний:
Воистину, богобоязненных ожидает место спасения, Райские сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и полные чаши
(Ан-Набаъ 31-34)
→ Сказал Всевышний:
Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди источников. Входите сюда с миром, будучи в безопасности
(Аль-Хиджр: 45-46)
Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди источников, получая то, что даровал им их Господь. До этого они были творящими добро
(Аз-Зарият: 15-16)
→ Сказал Всевышний:
А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им Райскими садами и шелками. Они будут лежать на ложах, прислонившись, и не увидят там ни солнца, ни стужи.
(Аль-Инсан: 12-22)
→ Сказал Всевышний:
Тем, кто уверовал в Аллаха и поступал праведно, Он простит злодеяния и введет их в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это — великое преуспеяние!
(Ат-Тагъабун: 12)
Тех, которые уверовали в Аллаха и поступали праведно, Аллах введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Аллах уже сделал их удел прекрасным!
(Талякъ: 11)
→ Сказал Всевышний:
Тот, кому его книга будет дана в правую руку, скажет: «Вот! Прочтите мою книгу! Я верил в то, что мне предъявят счет». Для него будет отрадная жизнь
(Аль-Хаккъа: 19-24)
→ Сказал Всевышний:
Если бы они устояли на прямом пути, то Мы напоили бы их водой вволю
(Аль-Джин: 16)
→ Сказал Всевышний:
О рабы Мои! Сегодня вы не познаете страха и не будете опечалены. Вы были теми, которые уверовали в Наши знамения и были мусульманами. Войдите же в Рай радостными вместе со своими женами (или вместе с себе подобными)
(Аз-Зухруф: 68)
→ Сказал Всевышний:
Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это уготовано для тех, кто боится своего Господа
(Аль-Байина: 8)
5. Всевышний в Сунне обещает своим праведным рабам вознаграждение
Нет нужды приводить все хадисы на эту тему.
Мы лишь укажем самые известные отрывки достоверных хадисов. Пришло в хадисе: «Не войдет в рай неревнивый». Значит ревнивому обещают рай!
Или хадис «Я обещаю дом в центре рая тому, кто оставит спор будучи правым». Значит спор надо оставить ради рая.
Или хадис «Взявший на себя обеспечение сироты будет со мной в раю вот так» — и указал на два пальца. Значит надо обеспечивать сирот ради рая.
Или хадис: «Тому, кто скажет «Субхана Ллаhи аль-‘Азим уа би хамди» посадят пальму в раю». Значит надо делать зикр ради рая.
Или хадис: «Слова «Субхана Ллаh» перевесят весы».
Или хадис: «Есть два слова, которые любит Милостивый, и они легки для языка, а на Весах (они будут) тяжелыми – (это слова) “Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому». Значит надо делать зикр ради рая.
Или хадис Къудси: «Нет у меня другой награды кроме рая для того, у кого умер ребенок в дунья, а он провялил терпение, желая (Мою)награду». Значит надо терпеть ради рая.
Или хадис: «Человеку, участвовавшему в похоронной процессии до погребального намаза, предназначена награда, равная одному къырату (мера веса). А награда того, кто участвовал в ней до самого погребения, равна двум къыратам».
Или хадис: «В День Воскрешения Всевышний Аллаh, слава Ему, обратится перед Своими творениями к тому, кто сдерживал свой гнев, имея возможность излить его, чтобы предложить ему на выбор ту из гурий, которую он пожелает».
Или хадис: «Кто постился с верой и надеждой на награду Аллаhа, ему от Аллаhа…» — и т.д.
Или хадис: «Тому, кто днем и ночью совершает 12 ракаатом (т.е рауатибы) построят дом в раю».
Или хадис, когда Всевышний говорит своим ангелам о человеке, который встал ночью для молитв: «Посмотрите на моего раба, он оставил свою постель и встал на молитву, не смотря на трудность и его желания семьи, желая то, что у меня (т.е рая), и опасаясь того, что у меня (т.е ада)».
Передал аль-Багъауи в «Шарх Сунна» от Ибн Мас’уда. Аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Таких хадисов огромное количество. Привести их всех тут место не хватит! Для обладающего разумом достаточно одного доказательства!
6. Довольство Аллаhа — это и есть рай. Гнев Аллаhа — это и есть ад
Кто-то может сказать, что желает не рай Всевышнего а Его довольства. Мы скажем такому: а разве довольство Всевышнего не есть рай? Разве Всевышний не выражает свое довольство раем? Разве ты не помнишь слова Всевышнего, сказавшего: «Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это уготовано для тех, кто боится своего Господа«. Т.е это их воздаяние за то, что Он доволен ими. Т.е его довольство выражается в том, что он даровал им сады Эдема, в которых текут реки.
Разве Всевышний не показывает свой гнев адом? Вспомни слова Всевышнего: «Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него». Т.е он будет в огне потому, что Всевышний разгневался на него. Т.е гнев Всевышнего выражается в аду.
7. Заключение
Исходя из приведенного мы — приверженцы сунны, заявляем:
Мы поклоняемся Всевышнему ради того, что Он обещал нам. Мы поклоняемся ему ради его рая, страшась ада. Если это было-бы заблуждением, тогда не надо было Всевышнему обещать все это. Всевышний обещает для того, чтобы мы служили ради его обещания. Он создал нас для выполнения того, что Он приказал, а побуждает нас к этому Его же обещаниям.
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.
Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду. Ан-Ниса (Женщины), 114-й аят из 176
Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал:
«Верно говорить, что Рай – это не название, указывающее на деревья, фрукты, яства, напитки, гурий, реки и дворцы. Многие люди совершают ошибку в понимании Рая. Воистину, Рай – это название обители абсолютного, полного блаженства, и самое большое блаженство в Раю – наслаждение взором на Лик Аллаха, слышанием Его Речи, наслаждение (возможностью) приблизиться к Нему, быть под Его довольством. Наслаждение яствами, напитками, одеждами и гуриями не сравниться с этим наслаждением никогда. Самая малая степень довольства Его больше Рая и всего, что находится в нем. Как сказал Всевышний:
وَرِضْوَانٌ مِنَ اللهِ أَكْبَر
„Но довольство Аллаха будет превыше этого“ (сура „Покаяние“ 9:72). В этом аяте слово „довольство“ пришло в неопределенном состоянии, и это указывает на то, что любая степень довольства, любой вид довольства Аллаха рабом Своим больше Рая.
Малое от Тебя удовлетворит меня,
Однако, малое от Тебя малостью не называют.
В достоверном хадисе о видении говорится: „Клянусь Аллахом! Аллах не дал им ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа“, в другом хадисе говорится: „Воистину, когда Он, пречист Он, предстанет перед их (взорами), и они увидят Его воочию, они забудут о наслаждениях, которые их окружают, и не станут к ним оборачиваться“.
Нет сомнений в том, что дело обстоит именно так. И это величественнее, чем мы представляем себе, особенно, если учитывать , что (в хадисе сказано, что) „человек – с тем, кого он любит“. (В хадисе) не говорится о ком-то определенном, но говорится и том, кого ты можешь видеть, и том, кого – нет. Какое благо, какое наслаждение, какая услада для глаз и какая награда может соперничать с этим? Разве есть что-то выше наслаждения лицезрением Того, Кого ты любишь, совершеннее, красивее Которого, конечно же, нет?
И, клянусь Аллахом, это – знание, к которому усердно стремились те, кто любит Аллаха, это – знамя, к которому устремляются знающие, это – дух Рая и жизни в нем, это то, что сделало (наслаждения) Рая совершенными, и это то, ради чего был создан Рай.
Как же можно говорить: „Не поклоняются Аллаху, желая Рая Его и страшась Огня Его“?!
Огонь, да защитит нас Аллах от него, воистину, наказание его обитателей будет в том, что они не будут видеть Аллаха, что Аллах пренебрежет ими, что над ними пребудет гнев Его, и будут они отдалены от Аллаха – всё это большее наказание для них, чем сжигание их тел и душ Огнем. Воспламенение этого Огня в сердцах привело к воспламенению их тел, (так огонь) из сердец перешел на тела.
Рай – чаяние пророков, посланников, правдивых, мучеников и праведных. А Огонь – это то, от чего они ищут убежища. Да поможет Аллах, и на Него упование! Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха. Достаточного нам Аллаха, и как прекрасен этот Покровитель!» Ибн аль-Кайим. Мадариджу-с-саликин. Т. 2. С. 80-81.