Последнее обновление на 26 Апр 2023
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Можно ли женщине доверять узды правления? Может ли женщина занимать должности в правительстве? Может ли она руководить чем-либо?
Маликитские, шафиитские, ханбалитские и некоторые ханафитские ученые сказали, что женщина не может занимать посты правления, ни местные, ни тем более общие.
Сказал Всевышний в суре «Женщины»:
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества».
В толковании этого аята имам аль-Къуртуби сказал:
Они обеспечивают их и защищают их…Среди мужчин есть руководители, правители и те, кто совершает военные походы, и нет этого среди женщин.
Сказал ибн Касир в толковании этого аята:
И поэтому пророчество несли только мужчины, а также основное правление и судейство. Это согласно словам пророка ﷺ: «Не преуспеет народ, который назначил женщину руководить их делами». Передал аль-Бухари».
Красноречивый посланник Аллаhа ﷺ сказал:
لن يفلح قوم ولوا أمرهم امرأة
Не преуспеет народ, который назначил женщину руководить их делами
Аль-Бухари, ат-Тирмизи и ан-Насаи от Абу Бакрата (Нуфей’ ибн аль-Харис).
Имам ан-Насаи назвал главу этого хадиса: «Глава о запрете поручения правления женщине«.
Сказал имам Мухаммад ас-Сан’ани:
В этом (хадисе) доказательство на то, что женщина не является из числа управляющих. Не дозволяется ее народу поручать ей правления.
Имам аш-Шаукани в «Нейль» сказал:
В этом хадисе довод на то, что женщина не из числа тех, кто может занимать власть, и не дозволено людям избирать ее правителем, избегать такого деяния, которое лишено успеха, является обязательным.
Сказал имам аль-Багъауи:
Ученые единогласны, что женщина не может быть ни имамом, ни судьей, так как имам должен руководить боевыми делами, управлять делами мусульман, а судья должен выходить на люди и вести суд между сторонами, а женщина — это ‘аурат, она не может выходить на люди, и она, в силу своей слабости, не в состоянии справиться с большинством дел, ведь женщина имеет изъян, а руководство и юриспруденция нуждается в полноценном мужчине».
Сказал имам Абу аль-Хасан ‘Али аль-Мауарди:
Если женский изъян запрещает ей в намазе быть имамом для мужчин, в то время как даже грешник может руководить (мужским джамаат намазом), тогда тем более ей запрещено занимать пост судьи, который даже грешник мужчина не может занять.
Сказал имам ибн Къудама:
Из тех сообщений что дошли до нас: женщина не может занимать ни основное правление, ни управление городов/стран. И по этому, ни пророк ﷺ, ни его халифы, ни те, кто после них, не поручали женщине юриспруденцию и правление. Если это было бы дозволенным, до это имело бы место в истории.
Сказал имам Абу аль-Уалид аль-Баджи:
И достаточно в этом примера мусульман времен пророка ﷺ. Нам не известно, что когда-либо и в каком-либо городе женщину выдвигали (для правления).
Сказал аль- Манауи:
Так как у них есть недостаток и слабость, а повелитель должен быть открыт чтобы повелевать своими подданными, а женщина — аурат и поэтому она не подходит для этого, и не может она управлять страной (повеливать) и быть судьей …
См. Тайсир шарх джами’ ас-сагыйр 2/589.
Сказал аль-Хаттабий:
В хадисе указание на то, что женщина не может управлять страной, не может быть судьей, так же она не может выдавать себя замуж, так же не может выступать в виде опекуна для другой, так оно есть, и об этом говорили джумхуур (большинство ученых).
Сказал аль-Хафиз Ибн Хаджар:
Ученые единогласны, что мужской пол является условием судьи.
Сказал шейх Ибн аль-‘Усеймин:
К большому сожалению, в последнее время мусульмане начали подрожать и следовать врагам Аллаха в вопросе назначения женщины главой. Даже женщины стали руководить и управлять делами мужчин.
Очевидно, они заявляют, что они прогрессивнее и цивилизованнее, да будут они несчастными, а ведь посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Не преуспеет народ, который назначил женщину руководить их делами «. аль-Бухари (4425,7099). И все мы знаем, что женщины такие, как описал их посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах: «Я не видел из неполноты разума и религии, которая лишает разум благоразумного мужчины, чем одна из вас».
Кто-то может ссылаться на мнение имама Ибн Джарира ат-Табари, который разрешал женщине быть судьей, как это упомянул Ибн Хаджар, в ответ мы скажем, что имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби аль-Малики в своей книге «АхIкаму аль-Къуръан» поставил под сомнения достоверность этих слов имама ат-Табари.
А что касается мнения имама Абу Ханифы и его ученика Мухаммада аш-Шейбани, то они дозволяли женщине быть судьей лишь в конкретном вопросе, как на пример торговля, финансы и т.д. Но они запрещали ей быть судьей в вопросах возмездия и наказаний.
В любом случае Коран и Сунна запрещает и это!
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.