Last updated on 30 Дек 2022
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:
«Пост зимой — холодная добыча» — сказано в слабом хадисе. Но саляфы тоже говорили такие слова. Это объясняется тем, что поклонение в зимнее время, поистине, является добычей, так как оно легко выполняется. Отсюда и название «добыча». Зимний пост не вызывает ни жаду, ни голода. Дни короткие, а ночи длинные.
Посланник Аллаhа ﷺ сказал:
«Кто постится три дня в месяц (каждый месяц), то это подобно посту на протяжении года (или века)».
Аль-Бухари и Муслим.
В хадисе «маукъуф» (маукъуф — т.е не хадис, а слова сподвижника) от Абу Хурайры у Ахмада и ат-Тирмизи сообщается:
الصوم في الشتاء الغنيمة الباردة
Пост зимой — это холодная добыча.
Но шейх аль-Альбани,в силу существующих свидетельств, считал его хорошим хадисом, Имам аль-Байhакъи и ас-Сахуи сказали, что это слова Абу Хурайры
Этот хадис передал Ахмад, ат-Тирмизи, ибн Хузейма, Ибн Аби Шейба, Ибн Аби Дунья в «Таhаджуд» Абу ‘Убейд в «Гарибуль-Хадис» от ‘Амира бин Мас’уда тоже.
Имам Ахмад, аль-Бухари, Абу Зур’а, Ибн ‘Ади отрицали, что ‘Амир является сподвижником, поэтому данная версия хадиса «Мурсаль».
Но Абу Хатим ар-Рази и ад-Даракъутни считали, что он передавал от пророка ﷺ, следовательно, он является сподвижником.
Ибн Къани’ в «Му’джаму ас-Сахаба» сказал: «Я считаю, что он застал пророк ﷺ, но не слышал от него хадиса». В этом иснаде есть другая проблема — неизвестность передатчика Намира бин ‘Урейба.
Этот хадис также передал ат-Табарани в «ас-Сагъир» и ибн ‘Ади в «аль-Камиль» от Анаса, да будет доволен им Аллаh. Ученые сказали, что в иснаде этого хадиса три проблемы: это слова Анаса (маукъуф), тадлис аль-Уалида бин Муслима и слабость Са’ида бин Башира аль-Азди.
Его также передал аль-Байhакъи в «Шу’аб» и ибн ‘Ади от Джабира, да будет доволен им Аллаh. В цепочке ‘Абдуль-Фаhhаб аль-Балхи, которого уличил во лжи имам Абу Хатим ар-Рази. В цепочке Зуhейр бин Мухаммада ат-Тамими, его передачи от ученых Шама слабые. А эта как раз та передача.
Как минимум это слова Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах). По поводу Анаса спорно. Подобное говорил повелитель правоверных ‘Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах), как это передал Ахмад в «аз-Зуhд» и Абу Ну’айм» в «аль-Хилья»:
الشتاء غنيمة العابدين
Зима – это добыча для поклоняющихся.
Подобное говорили табиины тоже.
Сказал имам аль-Хасан аль-Басри:
زمان المؤمن الشتاء، ليله طويل يقومه، ونهاره قصير يصومه
Зима, это время верующего: ночь в нем длинная, где он выстаивает в молитвах, а день его короткий, в котором он поститься.
Сказал Къатада:
إن الملائكة تفرح بالشتاء للمؤمن، يقصر النهار فيصومه، ويطول الليل فيقومه
Ангелы зимой радуются верующему: день короткий и он постится, ночь длинная и он молится.
‘Убейд бин ‘Умейр аль-Лейси, когда наступала зима, говорил:
يا أهل القرآن، قد طال الليل لصلاتكم، وقصر النهار لصومكم
О люди Корана, ночи для ваших молитв стали длиннее, а дни для ваших постов стали короче.
И потом, смысл этого сообщения просто логичный. Имам ибн Раджаб и аль-Манауи указали, что под «холодной добычей» тут имеется ввиду тот случай, когда муслим без всякого усилия, держит пост. Ведь зимние дни мало того, что холодные, так еще и короткие — пост просто пролетит! Это уникальный шанс смывания грехов!
Если кто не успел взять пост в эти дни (13-15 по hиджре), то не страшно, пусть начнет держать пост днями позже.
Вывод
От пророка это не достоверно, но от саляф достоверно. Матн хадиса правильный.
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.