Последнее обновление на 20 Фев 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Гл. №1: Определение азана.
Гл. №2: Достоинство азана.
Гл. №3: Условия азана.
Гл. №4: Адабы азана.
Гл. №5: Форма азана.
Гл. №6: Азан для мужчин.
Гл. №7: Азан для женщин.
Гл. №8: Кто из мужчин достоин давать азан?
Гл. №9: Если основной муадзин опаздывает.
Гл. №10: Два азана на Фаджр.
Гл. №11: Два азана на Джуму’а.
Гл. №12: Брать плату за азан.
Гл. №13: Ответ на азан.
Гл. №14: Время между азаном и икъамой.
Гл. №15: Поклонение между азаном и икъаматом.
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам. Затем:
Гл. №1:
Определение азана
Азан, не смотря на свою немногословную форму, содержит в себе вопросы вероубеждения. Он начинается с такбира, затем с двойного свидетельства и отрицания многобожия. С подтверждения послания нашего пророка ﷺ. Затем к конкретному подчинению — к молитве. Затем призыв к спасению.
См. Сейид Сабикъа в «Фикъhу ас-Сунна». 1/132.
Гл. №2:
Достоинство азана
Передал аль-Бухари и Муслим от Абу Хурайры, что посланник ﷺ сказал:
لو يعلم الناس ما في النداء والصف الأول ثم لم يجدوا إلا أن يستهموا عليه لاستهموا
Если-бы только люди знали, что и их ожидает за азан и нахождения в первых рядах (в молитве), и затем они не нашли бы иного пути для решения этого (спора) кроме как кидания жребия стрелами, то обязательно прибегли-бы к этому.
Передал аль-Бухари и Муслим от Абу Хурайры, что посланник ﷺ сказал:
إذا نودي للصلاة أدبر الشيطان وله ضراط حتى لا يسمع التأذين فإذا قضى النداء أقبل
حتى إذا ثُوِّب بالصلاة أدبر، حتى إذا قضى التثويب أقبل حتى يخطِرَ بين المرء ونفسه، يقول
اذكر كذا، اذكر كذا، لِمَا لم يكن يذكر، حتى يظل الرجل لا يدري كم صلى
Когда призывают к намазу шайтан убегает, испуская газы, чтоб не слышать призыв, а когда призыв заканчивается, он снова возвращается. Затем, когда призывают снова (икъамат) он отступает, а когда заканчивается (икъамат) он снова наступает и становится между молящимся и говорит: «Вспомни это, вспомни то», напоминая ему то, о чем он (до этого) не думал. Это продолжается до тех пор, пока человек не забудет, сколько он помолился.
Слова в хадисе: «…испуская газы, чтоб не слышать призыв», означают, что шайтан не хочет свидетельствовать для этого человека в судный день, услышав его азан.
Аль-Бухари передал, что посланник Аллаhа ﷺ сказал Абу Са’иду аль-Худри:
إني أراك تحب الغنم والبادية فإذا كنت في غنمك أو باديتك فأذنت بالصلاة فارفع صوتك بالنداء ، فإنه لا يسمع مدى صوت المؤذن جن ولا إنس ولا شيء إلا شهد له يوم القيامة
Я вижу, что ты любишь овец и пустыню. Когда будешь со своими овцами в пустыне и пожелаешь дать азан к молитве, то повысь свой голос. Ведь кто-бы не услышал голос муадзина, будь это джин, человек или что-то еще, как они будут свидетельствовать для него в судный день.
Муслим передал от Му’авии, что посланник Аллаhа ﷺ сказал:
المؤذنون أطول الناس أعناقاً يوم القيامة
Муадзины в судный день будут иметь самые длинные шеи среди
Имам ан-Науауи поводу этого хадиса сказал:
«Сказал ан-Надр бин Шумейиль: «Когда люди в судный день будут утопать в (собственном) поту, (шеи) муадзинов удлинятся, чтобы они не чувствовали печаль и пот». Некоторые сказали, что они будут господами (ударения на А) и предводителями. Арабы (обычно) описывают господина длинной шеей. Также сказали, что его смысл «У них больше всех будут последователей». Сказал аль-А’раби: «Его смысл: они будут иметь больше всех благих деяний». Сказал аль-Къади ‘Ийяд и другие: «Некоторые передали его через «И’накъан» через касру. Т.е быстрее всех будут стремиться к раю»»
→ Передал Ахмад, ан-Насаи, ат-ТIабарани и другие по пути от Му’аза (иногда ошибался), от своего отца Хишама (он единственный кто это передает), от Абу ИсхIакъа, от Къатады, от аль-Бара бин ‘Азиб что пророк ﷺ сказал
إن الله وملائكته يصلون على الصف المقدم ، والمؤذنُ يغفر له بمد صوته ، ويصدقه من سمعه من رطب ويابس ، وله مثل أجر من صلى معه
Поистине, Аллаh и ангелы молятся за первый ряд. Муадзину прощаются грехи по продолжительности его голоса.
И подтверждает (истинность его слов) все, кто на суше и море.
И ему такая-же награда, как и того, кто помолился с ним.
Имам аль-Мунзири сказал, что хадис «джейид». Имам Ибн Сукн и шейх аль-Альбани считали данный хадис достоверным. Но в одном из аудио шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. Мне неизвестно, что было раньше, его тасхих на ан-Насаи, или та запись.
Часть хадиса: «И ему такая-же награда, как и того, кто помолился с ним», является слабой, как сказал Шу’айб аль-Арнаут, но остальную часть он считал достоверной.
‘Абду-Раззакъ, Ибн Аби Шейба и аль-ХIаким передали часть этого хадиса: «Поистине, Аллаh и ангелы молятся за первый ряд», именно она самая достоверная из всего хадиса.
→ Пророк ﷺ сказал:
مَن أذَّن ثنتي عشرة سنة وجبت له الجنة ، وكتب له بتأذينه في كل يوم ستون حسنة ، ولكل إقامة ثلاثون حسنة
Кто давал азан на протяжении двенадцати лет, для того рай станет обязательным.
Ему за его азан за каждый день запишется шестьдесят наград, а за каждую икъаму тридцать наград.
Передал Ибн Маджа, аль-Баззар, ат-Табарани, по цепочке от ‘Абдуллы бин СалихIа, от Яхьи бин Айюба, Ибн Джурейджа, от Нафи’а от Ибн ‘Умара.
Имам Абу ХIатим ар-Рази назвал хадис «мункар джиддан». Аль-Бахари в «Ат-Тарих» сказал, что Ибн Джурейдж не слышал этот хадис от Нафи’а. ‘Абдулла бин Салих является слабым передатчиком.
Аль-Байhакъи передал этот хадис от Ибн Лаhи’а, от ‘УбейдуЛлы бин Аби Яхьи, от Нафи’а… Ибн Лаhи’а известный слабый передатчик.
Несмотря на это шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным, а до него это говорил имам аль-Хаким. Я предполагаю, это было сделано из-за объединения иснада бин Салиха и Ибн Лаhи’а.
‘Умар говорил: «Если бы не халифат, я был-бы муадзином». Шейх Ат-Тарифи удостоверил.
→ Передал Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и другие от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал:
الإمام ضامنٌ، والمؤذن مؤتمن، اللهم أرشِدِ الأئمَّةَ، واغفِرْ للمؤذِّنين
Имам хранитель вашей молитвы, а муадзин хранитель времени молитвы. О Аллаh, наставь имамов и прости муадзинов
Ат-Тирмизи сказал, что подобное передается от ‘Аиши, ‘Укъбы бин ‘Амира и Саhля бин Са’да, да будет доволен им Аллаh.
Хранитель вашей молитвы, т.е избавляет вас от чтения и ракаатов, которые они упустили.
См. ‘Али аль-Къари «Миркъатуль-Мафатих|» 2/563.
Упираясь на этот хадис имам аш-Шафи’и считал, что азан лучше икъамата.
См. Аль-‘Айни в «Умдатуль-Къари» 5/113.
Гл. №3:
Условия азана
- Чтобы настало время.
- Читать по арабски.
- Читать так, как пришло в Сунне
- Читать вслух, если он дает азан публично (в мечети, к примеру)
См. «Шар аль-Мумти» 2/45 Ибн ‘Усеймина.
Я скажу: также к условиям можно добавить разум. Сказал имам аль-Касани:
«А что касается азана ребенка, который не понимает, то он не засчитывается. За ним не повторяют. Ведь (этот азан) не исходит от разума. С ним не считаются. Это словно пение птиц».
См. «Бадаи’у ас-Санаи» 1/150
≡ Сказал имам Ибн Къудама: «Мы не знаем в этом разногласия».
См. «Аль-Мугъни» 1/300.
Но, если ребенок понимает, то большинство на том, что с его азаном считаются. На этом ‘АтIа, аш-Ша’би, Ибн Аби Лейля, Абу Саур и другие. Это мнение выбрал Ибн аль-Мунзир.
→ Их доказательством служит сообщение ‘АбдуЛлы бин Аби Бакра бин Анаса, сказавшего:
«Мои дяди велели мне дать азан для них, а я был молодым юнцом, не достигшим совершеннолетия. Анас бин Малик был рядом, и он не выразил порицания».
≡ Сказал Ибн Къудама: «И не порицал, значит единогласие».
См. «Аль-Мугъни» 1/300.
Маликиты считают, что азан такого не принимается, так как он не разбирается во времени намаза. Да и риваяты несовершеннолетнего не принимаются. Но три других мазhаба на обратном.
Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя считал, что если во всем селе дает азан лишь этот юный, то такой азан не принимается. А если в других местах дается азан, кроме этого, юного, то его азан принимается. Это же выбрал Ибн ‘Усеймин.
Среди всего прочего можно упомянуть еще одно условие: ислям. Но это дело само собой подразумевающее, нет смысла приводить на это тексты Сунны и цитаты ученых!
Гл. №4:
Адабы азана и икъамы
1. Делать это ради лика Господа! Чтобы призывать всех к спасению!
2. Чтоб он был в омовении.
3. Чтоб он разбирался во времени азана! Читал вовремя.
4. Принять сторону къиблы.
5. Чтоб он обладал красивым и громким голосом.
6. Чтоб он не читал азан быстро, но делал паузу между каждым предложением азана.
7. Чтоб немного поворачивал голову и грудь на право и на лево, во время слов «Спешите к молитве! Смешите в спасению!»
См. Ибн ‘Усеймин в «ШархI аль-Мути» 2/29-35. Сейид Сабикъ в «Фикъhу Сунна» 1/139-141.
8. Чтоб он был на высоком месте. (Но сегодня есть микрофон).
9. Чтобы не разговаривал вовремя азана. Не отвечал на таслим.
См. Имам Ибн Джузай в «Аль-Къауанин аль-Фикъhийя». стр. 93
Также сунной является вставлять два указательных пальца в два уха. Это согласно тому, что передал ат-Тирмизи от Уаhба бин ‘АбдиЛля, сказавшего: «Я видел Биляла, когда он давал азан, он поворачивался… а пальцы его в ушах».
≡ Ат-Тирмизи сказал:
«Хадис Абу Джухейфы хасан сахих. Согласно этому хадису действовали обладатели знания. Они считают желательным для муадзина вставлять свои два пальца в уши во время азана. Некоторые обладатели знания считали, что при икъамате он тоже должен вставлять свои два пальца в своих два уха, и это мнение аль-Ауза’и».
Вставлять два пальца в два ухо вовремя азана считали сунной такие имамы, как Аль-Хасан аль-Басри, Мухаммад ибн Сирин, Суфьян ас-Саури, Ахмад, Исхакъ, Абу Ханифа и другие.
См. Ибн аль-Мунзир в «Аль-Аусат» 4/11.
≡ Сказал имам Малик: «Это не столь серьезно — вставил он пальцы (в уши), или нет».
См. там же.
≡ Спросили ‘АбдуЛлу бин Шибриму (ученик Анаса) о смысле этого, он сказал: «Чтоб голос был громче».
См. там же.
≡ Имам аль-Бухари сказал у себя в «Сахих»:
«И упоминается, что Биляль вставлял свои два пальца в свои два уха. А Ибн ‘Умар не вставлял свои два пальца в своих два уха».
А что касается хадиса, переданном Ибн Аби Шейбой, где пророк ﷺ приказал это делать, не является достоверным.
Также достоверно сообщается от Ибн ‘Умара, что он не любил чрезмерное пение в азане.
Желательно, чтоб муадзин не был рабом. Раб не владеет своим временем. На этом ханафиты, шафииты и ханбалиты.
Имам Ибн Джузай говорил, что икъамат должен давать не тот, кто дал азан. Другие сказали ровно наоборот, ссылаясь на Биляля, что никто после его азана не давал икъамат кроме него. Т.е икъамат дает тот, кто дал азан. Но это дело не столь принципиально, главное, чтоб азан и икъама давали вовремя.
Если дали икъамат и кто-то спросил, затем ответили, т.е произошел диалог, то не надо читать икъама по новой, нет это доказательства ни в Коране, ни в Сунне. Но без нужды не надо поднимать разговоры после икъамы.
Ибн Хаджар сказал, что большинство на том, что человек должен встать на молитву после окончания икъамата. Но от Анаса сообщается, что он вставал на молитву после слов в икъамате: «Настало время молитвы». Имам Малик считал, что это не столь принципиально.
Также ученые сказали, что муадзин не имеет права давать икъама без разрешения постоянного имама. Постоянный — т.е поставленный народом — официальный.
В сильный холод или тяжелые погодные условия муадзин после слов «Спешите на спасение» говорит: ألاَ صلُّوا في رِحالِكُم — молитесь в своих домах.
Чтение салавата после азана, или протирание глаз после азана и целования ногтей, или слова в азане: «Али уали Аллаhа», или «Даруй нам заступничество в судный день»… Все это ересь, придуманная невежественными приверженцами нововведений и страстей!
Гл. №5:
Форма азана
• По мазhабу имама Абу Ханифы: четыре такбира и двойная шаhада. На этом и аль-Хасан аль-Басри.
• По мазhабу имама Малика: два такбира и двойная шаhада.
• По мазhабу имама аш-Шафии: четыре такбира и двойная шаhада.
• По мазhабу имама Ахмада: два такбира и двойная шаhада.
Гл. №6:
Азан для мужчин
Согласно Мазhабу Абу Ханифы, аш-Шафии и в одной из версии от Ахмада, дать азан мужчине является настоятельной сунной. Согласно другой версии от Ахмада, азан для мужчин является коллективной обязанностью (фард кифая). Некоторые сказали, что азан обязателен лишь на пятничную молитву.
См. Имам Ибн Джузай в «Аль-Къауанин аль-Фикъhийя» стр. 93.
≡ Сказал ‘алляма Ибн Баз в «Нур ‘аля ад-Дарб»:
«Что касается мужчины, то он должен дать азан и икъамат, даже если он будет один. Если он в сафаре, то он может дать азан и икъамат даже если будет один. Азан фард кифая для коллектива. Если кто-то из народа выполняет его, то с остальных снимается обязанность. А когда он один, то относительно обязанности (в этом случае) ученые разногласят. Но ему в любом случае лучше дать азан и икъамат, даже если он буде одним».
И не страшно, если он забыл дать азан. Если даже он намеренно оставил, намаз его действителен. Но он попадает в грех, если оставил азан будучи в джамаате. Если два/три муадзина (т.е человека) в пути, или в селе, где нет никого кроме них, и они в единственной мечети (села), и они не дали азан, то все попадают в грех. Точно также, если они не дали икъамат, но намаз их действителен. Это согласно тому, что достоверно пришло от него ﷺ, где он сказал Малику бин Х|увейрису и его спутнику:
إذا حضرت الصلاة فأذنا وأقيما وفي لفظ: فليؤذن أحدكما
Когда застанете молитву, то дайте азан и икъамат.
В другой версии: «…пусть один из вас даст азан».
Хадис передал имам аль-Бухари.
Тоже самое сказал ‘алляма Ибн ‘Усеймин в «Шарх аль-Мумти» 2/25.
Шейхуль-ислям Ибн Теймийя сказал:
«Азан не является обязательным в пропущенных молитвах».
См. Аль-Ихтиярат» Стр. 70.
А если он пропустил несколько молитв, то он делает икъама для каждой молитвы. Сообщил имам ан-Насаи от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллаh, что многобожники в битве Хандакъ отвлекли пророка ﷺ от четырех намазов. Тогда пророк ﷺ повелел Билялу прочитать азан и сделать икъама на Зуhр. После сделали икъама на ‘Аср, затем икъама на Магъриб, затем икъама на ‘Иша.
Гл. №7:
Азан для женщин
Азан вслух для женщины является нежелательным/запрещенным. Т.е она не может давать азан во всеуслышание. Это мнение всех мазhабов.
Ханафиты: сказал аль-Касани аль-Ханафи у себя в «аль-Бадаи’у ас-Санаи»: «Согласно всем риваятам, азан для женщины нежелателен (запретен), так как если она покажет свой голос, она совершит запретное».
Имам Абу Бакр аль-Касани имеет ввиду, что женщина, напевающая азан, искушает слышащих ее, а это харам.
Маликиты: имам ар-Ру’ейни аль-Малики у себя в «Мауаhибу аль-Джалиль» передал от Синда ибн ‘Аннана нежелательность этого. А Ибн Джузай аль-Калбий аль-ГъарнатIи говорил, что им харам давать азан (в слух).
Подобное говорил и имам Ибраhим ибн ФархIун аль-Малики аль-Я’мури, автор «ад-Дибадж аль-Мазhаб» и «Аль-Манасик».
Шафииты: сказал аш-Шафии в «аль-Умм»: «Женщина не дает азан. Если она дала азан, то это все равно не снимает ответственность (азана) с мужчин».
Ханбалиты: сказал имам Ибн Къудама в «аль-Муъни»: «С женским азаном не считаются. Она не из тех, для кого узаконен азан».
А что касается азана и икъамата про себя или в женском окружении, где их не слышат мужчины, то здесь имам Ахмад сказал: «Если они сделают, нет проблем, если нет, то допускается». Сказал аш-Шафии: «Известно, что икъамат узаконен для женщин, но не азан».
Ибн аль-Мунзир и Ибн Аби Шейба передавали, что мать правоверных ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, давала азан и икъамат среди женщин, где их не слышали мужчины.
Ибн аль-Мунзир передал, что Ибн ‘Умара спросили о дозволенности азана для женщин, он разозлился и сказал: «Разве я запрещаю поминание Аллаhа?!»
Гл. №8:
Кто из мужчин достоин давать азан?
≡ Имам Абу аль-‘Аля аль-Мардауи в «Аль-Инсаф» говорил:
«Если двое спорят о том, кто из них даст азан, то предпочтение отдается тому, кто обладает следующими качествами: голос, аманат, знание времени молитвы и зрение. А если они равны в этом, то следует кинуть жребий. От него же сообщают (скорее от Ахмада), что предпочитают того, которым довольны соседи (мечети)».
Имам упомянул зрение. Это связанно с тем, что раньше не было часов, чтоб в точности определять время, а определяли время с помощью зари, а для этого нужны глаза.
Что касается аманата (надежности и верности), это чтобы он на Рамадан не оттягивал и не затягивал азан намеренно.
По поводу голоса, чем громче, тем лучше. Умеренной красоты в голосе не помещает тоже. Знание времени молитвы, это тоже, что знать положение солнца.
Гл. №9:
Если основной муадзин опаздывает
≡ Сказал имам Ибн Къудама:
«Не дается азан до прихода основного муадзина, если, конечно, он опаздывает, и есть опасение упустить время азана, тогда дает азан другой. Как это передается от Зияда ибн аль-Х|ариса, который дал азан для посланника ﷺ, когда Биляль отсутствовал».
Т.е никто не имеет права дать азан, если главный муадзин не дал добро.
См. Сейид Сабикъ 1/145.
Гл. №10:
Два азана на Фаджр
→ Посланник Аллаhа ﷺ сказал:
لاَ يَمْنَعَنَّ أَحَدَكُمْ أَذَانُ بِلاَلٍ مِنْ سَحُورِهِ ، فَإِنَّهُ يُؤَذِّنُ بِلَيْلٍ ، لِيَرْجِعَ قَائِمُكُمْ ، وَلِيُنَبِّهَ نَائِمَكُمْ
Пусть ни в коем случае азан Биляля не удерживает вас от сухура. Поистине, он дает азан ночью, чтобы вернулся бодрствующий и проснулся спящий.
Аль-Бухари и Муслим от Ибн Мас’уда.
→ Посланник Аллаhа ﷺ сказал:
إِنَّ بِلاَلاً يُؤَذِّنُ بِلَيْلٍ ، فَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يُؤَذِّنَ ابْنُ أُمِّ مَكْتُومٍ
Поистине, Биляль дает азан ночь, так продолжайте кушать и пить, пока азан не даст Ибн Умм Мактум
Аль-Бухари и Муслим от ‘Аиши.
≡ Сказал Ибн ‘Усеймин:
«Азан, который читают в последней части ночи, он не для Фаджра, он для пробуждения спящих, чтобы они начали готовиться к намазу. Чтобы завершили свою ночь молитвой витр. Чтобы начали готовиться те, кто желает взять пост».
▪️ См. «Аш-Шарх| аль-Мумти» 2/76.
≡ Тоже самое сказал Ибн Баз, да помилует его Аллаh:
«Два азана до Фаджра узаконено. Азан до Субха, и азана после Субха. Это согласно тому, что передается в двух сахихах от пророка ﷺ, где он сказал: «Поистине, Биляль дает азан ночь, так продолжайте кушать и пить, пока азан не даст Ибн Умм Мактум»».
Гл. №11:
Два азана на Джуму’а
Этот вопрос спорный еще со времен сподвижников. Об этом подробно я писал в своей работе: 142. Какова законность двух азанов в пятницу?
Гл. №12:
Брать плату за азан
Передали все четыре мухаддиса, что ‘Усман бин Аби аль-‘Ас сказал пророку ﷺ: «О посланник Аллаhа! Сделай меня имамом для своего народа», пророк ﷺ сказал:
أنت إمامهم، واقتدِ بأضعفِهم، واتَّخِذ مؤذنًا لا يأخذ على أذانه أجرًا
Ты их имам. Бери пример со слабых. Установи муадзина, не берущего плату за азан
Ибн Хиббан передал от Яхьи аль-Баккаъ, что он слышал одного мужчину, сказавшего Ибн ‘Умару: «Я люблю тебя ради Аллаhа», Ибн ‘Умар ответил: «А я ненавижу тебя ради Аллаhа». Тот сказал: «Свят Аллаh! Я люблю тебя ради Аллаhа, а ты меня ненавидишь ради Аллаhа?» Ибн ‘Умар сказал: «Да! Ты ведь берешь плату за свой азан».
В хадисе идет речь о том случае, когда человек зарабатывает на этом. Но если из-за работы муадзином у него возникают финансовые затруднения, в таком случае люди должны установить ему зарплату, чтоб избавить его от нужды.
≡ Сказал Ибн Баз:
«Ученые сказала, что нет запрета для человека, которому платят за азан из казны. Ведь казна предназначена для нужд мусульман… В общем, не будет греза на муадзине если ему дадут столько, сколько хватит ему для его нужд, ведь азан удерживает его и отнимает его время».
См. «Нур ‘аля ад-Дарб» 2/297.
Речь идет о том, кого установили муадзином, а не о том, кто дал азан попутно.
Гл. №13:
Ответ на азан и икъама
Посланник Аллаhа ﷺ сказал:
إذا سمعتم المؤذنَ، فقولوا مثل ما يقول، ثم صلوا عليَّ؛ فإنه مَن صلى عليَّ صلاةً صلى الله عليه بها عشرًا، ثم سلُوا اللهَ لي الوسيلة ؛ فإنها منزلة في الجنة، لا تنبغي إلا لعبدٍ من عباد الله، وأرجو أن أكون أنا هو؛ فمَن سأل لي الوسيلة، حلَّتْ له الشفاعةُ
Когда услышите азан, то повторяйте за ним, затем сделайте салават на меня. Тот, кто сделал на меня один салават, Аллаh сделает на него десять. Затем попросите у Всевышнего для меня «аль-Уасиля». Это место в раю, приготовленное для одного из рабов Аллаh, и я надеюсь, что им буду я. Кто попросит для меня аль-Уасиля, заслуживает моего заступничество.
Муслим от ‘АбдиЛля бин ‘Амра бин аль-‘Аса.
→ Это ду’а предал аль-Бухари от Джабира:
اللّهُـمَّ رَبَّ هَذِهِ الدّعْـوَةِ التّـامَّة وَالصّلاةِ القَـائِمَة آتِ محَـمَّداً الوَسيـلةَ وَالْفَضـيلَة وَابْعَـثْه مَقـامـاً مَحـموداً الَّذي وَعَـدْتَه
«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к аль-Василе ( «Аль-Василя» — название высшей ступени рая) и к высокому положению и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему, поистине»
Также есть добавка у аль-Буйhакъи: إِنَّـكَ لا تُـخْلِفُ الميـعاد Ты не нарушаешь обещаний. Эту добавку передал лишь Мухаммад бин ‘Ауф ат-ТIаи. Эта добавка ближе к слабости.
→ Посланник Аллаhа ﷺ сказал:
مَن قال حين يسمع المؤذِّن أشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له
وأن محمدًا عبده ورسوله، رضيتُ بالله ربًّا، وبمحمد رسولًا، وبالإسلام دينًا غُفِر له ذنب
Тому, кто услышав азан скажет: Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаhа, у которого нет сотоварищей, а также, что Мухаммад Его раб и посланник. Я доволен Аллаhом как Господом, Мухаммадом как посланником и исламом как религией, простятся грехи. Муслим от Са’да бин Аби Уаккъаса
Имам ан-Навави, да помилует его Аллаh, сказал:
«Наши (шафиитские) ученые сказали, что каждому желательно повторять (за муадзином); кто в омовении и кто не в омовении, и тому, кто в осквернении, и той, у которой менструации, также большому и малому. Так как это зикр. Все вышеперечисленные из числа тех, кто делает зикр. Исключением из этого является молящийся (который в момент азана в намазе), затем тот, кто находится в уборной и тот, кто совокупляется (в этот момент). Затем, когда он выйдет из уборной (туалета), он отвечает на азан. Если услышал азан тот, кто читает Коран, зикр, находится на уроке и тому подобное, то он должен прервать и ответить муадзину, а затем, если хочет, продолжает свое занятие. А если он находится в обязательной или добровольной молитве, то аш-Шафии и ученые (его мазhаба) сказали: «здесь он не отвечает (муадзину)»».
Если слышен азан, но из-за расстояния непонятно, что он читает, то здесь не чему повторять. Азан не слышен.
См. «Аль-Маджму» 3/120.
Гл. №14:
Время между азаном и икъамой
Время между азаном и икъаматом обычно ставит имам. Средняя средний интервал 15 мин. За исключением Фаджра, его интервал 30 мин. Но все это условно.
В хадисе Джабира бин ‘АбдиЛля, Убейи бин Ка’ба, Сальмана аль-Фариси, Абу Хурайры сообщается, что пророк ﷺ сказал:
اجعلْ بين أذانِك وإقامتِك قدرَ ما يَفرغ الآكِلُ مِن أكْلِه، والشارب مِن شُرْبه، والمعتصِرُ إذا دخَل لقضاءِ حاجتِه
«Установи между своим азаном и икъаматом такое время, чтоб принимающий пищу смог завершить свою трапезу, пьющий завершил свое питье, а паломник успел закончить свои нужды в отходном месте».
Все эти риваяты имеют проблемы, но в совокупности всех путей шейх аль-Альбани назвал хадис хасан, а другие мухаддисы назвали все пути слабыми.
Гл. №15:
Поклонение между азаном и икъаматом
Пророк ﷺ сказал
بيْن كلِّ أذانين صلاة
Между двумя призывами молитва
Аль-Бухари и Муслим от Абу Хурайры
Муслим передал, что Анаса, да будет доволен им Аллаh, говорил:
«Когда муадзин давал азан, сподвижники посланника Аллаhа ﷺ устремлялись к столбам мечети и делали два ракаата».
Пророк ﷺ сказал:
لا يُرَدُّ الدعاءُ بين الأذان والإقامة
Ду’а между азаном и икъамой не отвергается
Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие.
Пророк ﷺ сказал:
قلْ كما يقولون، فإذا انتهيتَ فسَلْ تُعْطَهْ Повторяй за ними (муадзинами) то, что они говорят. А когда закончат, то проси, и тебе будет дано Ахмад, Абу Дауд и другие.
Для пользы:
474. Суннат намаз, когда сделали икъамат
477. Вход в мечеть или выход из него, вовремя азана и икъамата
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.
Ассаляму алейкум. Во время слов »спешите к молитве» и »спешите к успеху» , поворачиваться на право и налево. 1. Муадзин произносит два раза фразу »спешите к молитве», поворачиваясь на право, потом два раза фразу »спешите к успеху», поворачиваясь на лево. 2. Муадзин произносит один раз фразу »спешите на молитву», поворачиваясь на право, потом второй раз фразу »спешите на молитву», поворачиваясь на лево. Потом один раз фразу »спешите к успеху», поворачиваясь на право, потом второй раз фразу »спешите к успеху», поворачиваясь на лево. Я видел, что муадзины дают азан по первому варианту, да и сам так давал азан. А второй вариант? Какой из вариантов правильный или оба? Ведь в хадис не говорится на какую фразу куда поворачиваться.
Уа аляйкум ассалям. Достоверно пришло в хадисе Муслима от Абу Джухейфы, что Биляль поворачивался при «Спешите на спасение» и «Спешите на молитву» поворачивал голову, чтобы его голос дошел до всех людей. Сегодня есть микрофон, и нет нужды в этом действии.
С микрофоном понятно, не спорю. Бывало давали азан без микрофона, электричества не было. Вопрос в другом. На какую фразу куда поворачиваться? Есть ли разьяснение в хадисах?
В выше приведенном ответе было указано: «Биляль поворачивался при «Спешите на спасение» и «Спешите на молитву»»
Сегодня отпадает нужда поворачиваться во время тех или иных фрах при азане.
Ассаламу аляйкум брат, после азана когда просишь «аль-Уасиля» можно ли поднимать руки? (порицается поднятие рук или нет)?
В нашей местности иногда муазин просит «аль-Уасиля» в микрофон а джамаат поднимает руки и получается коллективное дуа. (порицается ли и это действие или нет)?
А во избежании фитны как быть, так как все поднимают руки а я не поднимаю руки во время «аль-Уасиля» и тем самым отличаюсь.
А во время омовение когда слышишь азан, нужно или можно ли отвечать муазину?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
1 — Нет, во время этого дуа руки не поднимают.
2 — Во избежание серьезной фитны (а не просто мнений) можете поднять руки, но делать собственное дуа.
3 — Вы можете объединить, как сказал Ибн Баз, да помилует его Аллаh.
Нужда поворачиваться во время азана есть и будет. Ещё есть мечети в мире, где нет электричества, например глухие кишлаки Афганистана или африканской Сахары.
Нашёл в книге »Булюг аль-марам» на русском языке разъяснение этой темы. А именно. Разногласия между богословами существовали по поводу того, как именно нужно чередовать повороты головы. Некоторые считали, что слова »Спешите на намаз!» нужно говорить в одну сторону, а слова »Спешите к успеху!» — в другую. Однако лучше, чтобы каждое из этих выражений было сказано в обе стороны. Это мнение высказал Ибн Дакик аль-‘Ид.
Если вы уже имели позицию, зачем тогда спрашиваете нас ?
По поводу азана и поворачивания, почитайте «къауа’ид» в фикхе, изучите «Макъасид», дальше больше.
Когда я спрашивал, этой информацией не владел. А когда узнал, решил поделиться с другими, может кто ищет, но не находит.
Повторюсь: сегодня нужда в повороте головы отпадет.
Ас-Салям Алейкум уа рахматуллахи уа баракатух !
Уважаемый брат, разреши узнать правомочность наших действий в следующей ситуации .
Я с братьями по вере живем в одном здании- общежитии ( но разные этажи это важно)и в такой местности где не даётся азан.
При наступлении времени молитвы каждый из нас даёт азан в своей комнате , затем совершает сунну. Потом мы собираемся вместе с теми кто у себя произнёс азан и с теми кто не произнёс у себя ( и не слышала его) в общей комнате . Будет ли нововведением произнести ещё один азан для нас всех ?
Джазакаллаху хайран за ваш труд ! Баракаллаху фика!
Ас-Салям Алейкум уа рахматуллахи уа баракатух !
Уважаемый брат, подскажите , пожалуйста правомочность наших действий в следующей ситуации:
1) мы живем в местности где не даётся азан
2) живем в одном здании-общежитии
3) при наступлении времени молитвы почти каждый из нас даёт азан и совершает сунну рауватиб у себя
4) после чего мы потихоньку собираемся для совершения обязательной молитвы в общей комнате , где не читался азан людьми которые там проживают.
И теперь будет ли сунной или нововведением прочитать азан ещё раз в том месте ? Мы хотим не просто выполнить обязанность , но и получить как можно больше награды и забеспокоились о правильности наших действий.
Джазакаллаху хайран за ваш труд
Баракаллаху фика!
Ас-Салям Алейкум уа рахматуллахи уа баракатух !
Уважаемый брат, подскажи ещё пожалуйста — можем ли мы повторять слова икамата также как слова Азана ?
Если да — пожалуйста, скажи что надо говорить при словах «къод къомати солях».
Джазакаллаху хайран ! Баракаллаху фика!
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Мне не известна такая сунна.
Уа ийяка.
Мир вам, милость Аллаха и его благословение! Да воздаст вам Аллах благом, уладит наше положение, ведёт Прямым путём и вскоре одарит блаженством Последней жизни по своей щедрости и милости. Пусть Господь благословит и приветствует миром Посланника Аллаха, его семью и всех сподвижников.
Не могли бы Вы ответить? Не лучше ли перевести слова « إن الله وملائكته يصلون على الصف المقدم» из того хадиса, переданного сподвижником по имени Аль-Бара Ибн Азиб, как «Воистину, Аллах и его ангелы благословляют первый ряд», а не «Поистине, Аллаh и ангелы молятся за первый ряд»? Иначе кому безупречный Господь миров молится? Я слышал, что глагол «صَلَّىٰ» имеет разное значение (как минимум 3) в зависимости от субъекта (Аллах, его ангел, человек и даже лошадь). Ведь есть такой же случай с 56-ым аятом суры 33 «Аль-Ахзаб» («Союзники»).
И можно ли имаму совершать намаз принципиально перед нишей или внутри неё, а мунадию-мубаллигу с его рядом — на платформе, возвышающейся над полом первого этажа, именуемой «дикка», особенно когда не приходится подняться на возвышенность, чтобы второй раз объявить о молитве, или совершать «таблиг хальф аль-имам» (громко повторять вслед за имамом такбиры, таслим и громко говорить «ربَّنا ولكَ الحَمۡد» вслед за словами имама «سمِعَ اللهُ لِمَن حمِده»)?
И каковы правильные азан и икамат, или Два азана: правда ли, что есть три вариации азана (Первого азана) (ханафитско-ханбалитскийᵃ¹, шафиитскийᵃ², маликитскийᵃ³) и икамата (ханафитскийⁱ¹, шафиитско-ханбалитскийⁱ², маликитскийⁱ³) и что все они правильны?
______________________________________________________
(• не считая определённые слова азана, 1)произносимые на рассвете в азане на утреннюю молитву после «حيعلات»ł («الصلاة خير من النوم» (x2)) и 2)произносимые вместо «حيعلات» при законной причине (ливень, ураган, мороз, эпидемия бубонной чумы, натуральной оспы и др.) для не пребывания общественности на коллективную молитву
(«صَلوا في رحالكم», «صَلوا في بيوتكم»,
«الصلاة في الرحال», «ألَا صَلوا في الرحال» (x2)) •).
*حيعلات — предложения в азане или икамате с призывом к молитве и преуспеянию.
ᵃ¹ الله أكبر (x4)
أشهد ألّا إله إلا الله (x2)
أشهد أن محمدا رسول الله (x2)
حيَّ على الصلاة (x2)
حيَّ على الفلاح (x2)
الله أكبر (x2)
لا إله إلا الله (x)
ᵃ² الله أكبر (x4)
أشهد ألّا إله إلا الله (x2) — шёпотом
أشهد أن محمدا رسول الله (x2) — шёпотом
أشهد ألّا إله إلا الله (x2)
أشهد أن محمدا رسول الله (x2)
حيَّ على الصلاة (x2)
حيَّ على الفلاح (x2)
الله أكبر (x2)
لا إله إلا الله (x)
ᵃ³ الله أكبر (x2)
أشهد ألّا إله إلا الله (x2) — шёпотом
أشهد أن محمدا رسول الله (x2) — шёпотом
أشهد ألّا إله إلا الله (x2)
أشهد أن محمدا رسول الله (x2)
حيَّ على الصلاة (x2)
حيَّ على الفلاح (x2)
الله أكبر (x2)
لا إله إلا الله (x)
ⁱ¹ الله أكبر (x4)
أشهد ألّا إله إلا الله (x2)
أشهد أن محمدا رسول الله (x2)
حيَّ على الصلاة (x2)
حيَّ على الفلاح (x2)
قدۡ قامت الصلاة (x2)
الله أكبر (x2)
لا إله إلا الله (x)
ⁱ² الله أكبر (x2)
أشهد ألّا إله إلا الله (x)
أشهد أن محمدا رسول الله (x)
حيَّ على الصلاة (x)
حيَّ على الفلاح (x)
قدۡ قامت الصلاة (x2)
الله أكبر (x2)
لا إله إلا الله (x)
ⁱ³ الله أكبر (x2)
أشهد ألّا إله إلا الله (x)
أشهد أن محمدا رسول الله (x)
حيَّ على الصلاة (x)
حيَّ على الفلاح (x)
قدۡ قامت الصلاة (x)
الله أكبر (x2)
لا إله إلا الله (x)
Ассаламу алайкум брат
Дуа «Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаhа, у которого нет сотоварищей, а также, что Мухаммад Его раб и посланник. Я доволен Аллаhом как Господом, Мухаммадом как посланником и исламом как религией»
читатется после прочтения шахадатайн, или до дуа Василы илли после дуа Василы ?
Ассаляму алейкум брат . По поводу поворачивания головы, хоть и нет в нем нужды сейчас но разве не стоит этого делать чтоб сохранить сунну?