142. Какова законность двух азанов в пятницу?

142. Какова законность двух азанов в пятницу?

142. Kakova zakonnost dvuh azanov v pjatnicu - 142. Какова законность двух азанов в пятницу?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Какова законность двух азанов в пятницу? Есть ли этому основа? Почему ‘Усман ибн ‘Аффан прибегнул ко второму азану?

Ученые аль-Ляджны ад-Даима сказали:

«Достоверно известно, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Следуйте мой сунне, и сунне моих праведных халифов, следующих прямому пути. Вцепитесь в нее коренными зубами»

Первый азан на пятничную молитву во времена пророка ﷺ, Абу Бакра и ‘Умара был, когда (имам) поднимался на минбар, но во времена ‘Усмана людей стало больше и он приказал давать еще один азан. Это не является нововведением, так как выше было приведено доказательство следовать пути праведных халифов. 

Основа в этом вопросе то, что передал аль-Бухари, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Абу Дауд, текст Абу Дауда: от Ибн Шиhаба: «Рассказал нам ас-Саиб бин Язид, что первый азан на пятничную молитву во времена пророка ﷺ, Абу Бакра и ‘Умара был, когда (имам) поднимался на минбар. Но во времена ‘Усмана людей стало больше, и он приказал давать третий азан (икъамат тоже называют азаном). И давали этот азан на аз-Заура (рынок). Это дело утвердилось»».

Сказал ‘алляма Ибн ‘Усеймин:

«Лучше на пятничную молитву давать два азана, следуя примеру повелителю правоверных ‘Усману бин ‘Аффану, да будет доволен им Аллаh. Ведь он один из праведных халифов, за которыми приказал следовать посланник Аллаhа ﷺ».
См. «Маджму’ аль-Фатауа» том 6. Книга: «Пятничная молитва».

Сказал ‘алляма Ибн Баз:

«Затем в Медине во времена ‘Усман бин ‘Аффана, да будет доволен им Аллаh, людей стало больше, и он посчитал дать третий призыв. Это еще называют «первым азаном». Чтобы люди обратили внимание в пятничный день, начав приготовляться к пятнице и затем поспешили к молитве до обычного азана. В этом за ним (т.е ‘Усманом) последовали остальные сподвижники. Это имело место во время ‘Али, да будет доволен им Аллаh и ‘Абду-Рахмана бин ‘Ауфа, а он один из обрадованных (раем). И во времена аз-Зубейра, и он один из обрадованных. Также во времена Тальхи и ‘Убейды и других видных и больших сподвижников. И так продолжали мусульмане большинства стран, следуя поступку праведного халифа ‘Усмана, да будет доволен им Аллаh… и на этом праведный халиф ‘Али, да буде доволен им Аллаh и остальные сподвижники».
См. «Нур ‘аля ад-Дарб»  2/108.

Я скажу: сегодня люди противоречат ‘Усману, да будет доволен им Аллаh, читая азан непосредственно перед тем, как имам поднимается на пятничную молитву. Праведный халиф велел делать первый азан на рынке, как это понятно из сообщения Ибн Исхакъа, от Ибн Шиhаба, от ас-Саиба бин Язида.

Если кто-то скажет, что сегодня микрофоны заменяют азан на рынке, то мы скажем: цель первого азана была не просто отправка на рынок, цель азана была: известить людей. Сегодня у всех телефоны, все прекрасно знают о времени, тогда какой смысл в этом азане? Тем более, что этот азан не был узаконен просто для произношения!

Ибн Шиhаб передал это сообщение от Ибн аль-Мусайиба с дополнением, где последний сказал : «Чтобы люди начали готовиться к пятнице». Т.е цель этого азана не просто извещение именно на рынке, цель само извещение. Но сегодня нет в этом необходимости.

Плюс к этому не все сподвижники были согласны с этим. Некоторые табиины тоже не были согласны с этим.

→ ‘Абду-Раззакъ передал, что ‘Ата порицал этот первый азан.

→ ‘Абду-Раззакъ также передал. что ‘Амр бин Динара сказал:

«Усман узаконил азан лишь в Медине. А в Мекке первый кто его узаконил, это аль-Хаджадж. Я видел Ибн аз-Зубейра, перед которым не давали первый азан, пока он не садился на минбар. Перед ним не было никакого азана, кроме азана на пятничную молитву».

Имам Ибн Раджаб у себя в «Фатхуль-Бари» сказал:

«Передал Мус’аб бин Салям от Хишама аль-Гъази, от Нафи’а, от ибн ‘Умара, сказавшего: «Биляль, когда посланник Аллаhа ﷺ  усаживался на минбаре, давал азан, а когда пророк ﷺ заканчивал свою проповедь, он объявлял о молитве. А второй азан новшество»».

Я скажу: иснад Мус’аба ясен как солнце. Хишам, это бин Раби’а аль-Гъази ад-Димашкъи, ученик имама аз-Зуhри, Нафи’а, Макхуля, ‘Амра бин Шу’ْайба (внук сподвижника ‘АбдуЛлы бин ‘Амра). От него же брали хадис Уаки’, Ибн аль-Мубарак, ‘Иса бин Йунус (учитель Абу Бакра бин Аби Шейбы).

Шейх Раби’ бин Хади написал подробный разбор, где доказывает, что риваяты аль-Гъази от Нафи’а не принимаются, пока они не будут иметь свидетельства других риваятов. Он также сказал, что в этом есть ругань ‘Усмана.

До, согласен, Аль-Гъази не является в передачи хадиса таким точным, как Уаки’ и тем более как Нафи’. Но вместе с этим на этот асар упирался имам Ибн Раджаб, Ибн Хаджар, Мула ‘Али аль-Къари и другие мухаддисы. После этого сложно вот так легко послаблять это сообщение от Ибн ‘Умара из-за того, что кроме аль-Гъази его никто не передал.

≡ Далее Ибн Раджаб продолжил:

Передал Уаки’ в своей книге от Хишама аль-Гъази, сказавшего: «Я спросил Нафи’а о (втором) азане в пятницу, он сказал: «Сказал Ибн ‘Умар: Новшество! А всякое новшество заблуждение, даже если люди считают его хорошим»«. 

Я скажу: вот здесь прямо аль-Гъази сказал: «Я просил Нафи’а». Каким образом здесь аль-Гъази мог ошибиться? И в чем здесь ругань ‘Усмана? ‘Усману противоречит другой, не менее знающий сподвижник, как Ибн ‘Умар, тем более последний больше передал хадисов, почему это надо принимать за ругань? ‘Али тоже противоречил ‘Усману в вопросе четырех ракаатов в Мине.

Имам ‘Али аль-Къари сказал, что Ибн ‘Умар, говоря «бид’а» не имел ввиду религиозное новшество, это новшество в дунья. ‘Усман, да будет доволен им Всевышний, не мог внести в религию новшество. Ибн ‘Умар считал новшеством все то, что было после пророка , даже если в этом есть благо. И вокруг этого поступка ‘Усмана объединились все сподвижники.
См. ‘Али аль-Къари в «Миркъату аль-Мафатих|» 3/448

Я скажу: это объяснение не соответствует текстам, ведь Ибн ‘Умар тут же продолжил: «…а всякое новшество заблуждение» если это новшество в дунья, тогда зачем называть его заблуждением? Я не хочу сказать, что ‘Усман, да будет доволен им Аллаh, внес новшество, это невозможно, иначе пророк ﷺ не указал бы на него. Но я хочу сказать, что среди сподвижников были те, кто не был согласен с ‘Усманом, как Ибн ‘Умар и Ибн аз-Зубейр. А также то, что в этом вопросе нет единогласия.

≡ Далее Ибн Раджаб продолжил:

«Сказал ‘Абду-Рахман бин Зейд бин Аслям: «Во времена пророка ﷺ было лишь два призыва: азан, когда имам садился на минбаре, и азан (т.е икъама) когда объявляли о молитве. А вот это последнее (т.е третий азан), это то, что привнесли люди». Передал Ибн Аби Хатим.

Сказал Суфьян ас-Саури: «Не дается азан в пятницу, пока солнце не склонится с зенита. А когда муадзин даст азан, имам поднимается на минбар и дает пятничную проповедь. А когда спускается, объявляют о молитве… А этот (третий) азан, который привнесли люди, новшество».

Согласно тому, что передал Ибн ‘Абдиль-Бар, аш-Шафии сказал: «Мне милее, чтобы азан давали тогда, когда имам на минбаре. (Т.е) Когда имам сел, муадзин дает азан, а после окончания азана он (имам) дает пятничную проповедь»».

Сказал аль-Къади Абу Я’ля: «Желательно (в пятницу), когда имам сядет на минбаре, дать только один азан. А если дали азан до того, как имам сел, то дозволяется, хоть и не желательно»… Передал Харб от Исхакъа бин Раhавейhи: «Первый азан в пятницу новшество»»

Сегодня в этом азане люди противоречат ‘Усману, да будет доволен им Аллаh. Но нет никаких прав называть этот азан новшеством, мы лишь говорим, что люди отошли от цели этого азана, которую преследовал праведный халиф ‘Усман, да будет доволен им Аллаh.

И потом, сложно сказать, что в вопросе азана ‘Усмана единогласие. Два сподвижника не были согласны с ‘Усманом. После них тоже не было единогласия, как это было передано от Суфьяна ас-Саури, ‘Абду-Рахмана бин Зейда бин Асляма, Исхакъа бин Раhавейhи, аш-Шафии и других.

≡ Сказал ‘алляма мухаддис Мухаммад бин ‘Али бин Муса аль-Усьюби аль-Уалли, в своем прекрасном толковании на сунан ан-Насаи, назвав его «Захиратуль-‘Укъба фи шар аль-Муджтаба»:

«И стало ясно,что в азане ‘Усмана нет единогласия. И достоверно пришло, что Ибн ‘Умар порицал это дело».
См. «Захиратуль-‘Укъба фи шар аль-Муджтаба» 16/186.

Хвала Аллаhу Господу Миров

Комментарии

  • Абдулла | Апр 11,2017

    Асаламалейкум варахматуллахи ва баракату брат Абу Усман ! Брат мой хотел бы связаться с тобой !

  • Оставить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *