Last updated on 24 Окт 2019
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Посланник Аллаhа ﷺ сказал:
إذا أقيمت الصلاة فلا صلاة إلا المكتوبة
Когда объявили о молитве (икъама), то нет молитвы, кроме предписанной
Муслим и ан-Насаи передали от 'Амра бин Динара, от 'АтIа бин Ясара, от Абу Хурайры,
Аль-хафиз Зейн аль-‘Иракъи говорил, что слова «…то нет молитвы» могут означать две вещи:
- Нельзя совершать молитву после того, когда дали икъамат.
- Прервите молитву, если вы уже начали.
Все четыре правовые школы говорят, что после икъамата на главный джама’ат намаз нельзя начинать дополнительную молитву, то есть они единогласны в первом пункте.
Но они разногласят относительно второго пункта, когда человек начал делать сунну молитву, а затем дали икъамат, прервать ему молитву, или нет?
Шафииты и в нашем мазhабе принято, что может доделать эту сунну, если нет опасения пропустить первый ракаат. На этом некоторые саляф, как ан-Наха’и и ас-Саури. Из современных на этом Ибн ‘Усеймин и аль-Фаузан.
Другие ученые сказали, что он должен прервать молитву в любом случае.
Ибн Баз у себя в «аль-Маджму» прокомментировал хадис:
«Т.е если муадзин начал давать икъама, то молящийся должен прервать свою молитву, и не важно, обычная это сунна или сунна приветствия мечети. Он должен прервать ее и приготовиться к предписанной молитве. Он не имеет права начинать молитву после того, как объявили о начале молитвы. Он прерывает ту молитву, в которой находится (в момент икъамы), и не начинает другую молитву, так как предписанная молитва важнее. Это и есть смысл этого достоверного хадиса. Это мнение наиболее верное из всех мнений ученых».
Тоже самое сказали ученые постоянного комитета КСА.
≡ Ибн Къудама сказал:
«Когда объявили о молитве, то он не должен отвлекаться добровольной молитвой, и не важно, есть опасения упустить первый ракаат (обязательной молитвы), или нет. На этом Абу Хурайра, Ибн ‘Умар, ‘Урва, Ибн Сирин, Са’ид бин Джубейр, аш-Шафии, Исхакъ и Абу Саур».
См. «Аль-Мугъни» 1/272.
Ибн Хаджар говорил, что в хадисе идет отрицание полноценности, а не действительность намаза.
Сыддыкъ аль-Къиннуджи считал, что хадис отрицает именно действительность.
Аль-Баззар передал версию Анаса, что где посланник Аллаhа ﷺ запретил начинать какую-либо молитвы после объявления о начале обязательной молитвы.
Ибн ‘Ади передал другую версию этого хадиса, по пути Халида бин Муслима, от ‘Амра бин Динара:
«О посланник Аллаhа, даже два сунна ракаат Фаджра?» он сказал: «Даже два сунна ракаата Фаджра». Ибн Хаджар назвал иснад хасан.
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа.
Ассаляму алейкум уа рахматуЛлаhи уа баракатуh. Брат я хотел спросить, если человек выехал из своего населенного пункта на расстояние 110 км не позже чем на один день, может ли он без причины объединять молитвы? Сокращать понятно можно.
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Может, но не желательно.
Ассалому алейкум ахи, брат, я с одним братом поехали в другой город, и мы были муссафирами.
И, получилось так, что мы пропустили намаз. Когда мы пришли в мечеть сделать намаз, он сказал: что если муссафиры пропустили намаз, то они должны сделать его отдельно.
Ещё он сказал что у него есть довод на это.
Он прав ахи, довод есть?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Мусафир может делать коллективно или в одиночку.
Да, в одиночку