477. Вход в мечеть или выход из него, вовремя азана и икъамата

477. Вход в мечеть или выход из него, вовремя азана и икъамата

477. Vhod v mechet ili vyhod iz nego vovremja azana i ikamata - 477. Вход в мечеть или выход из него, вовремя азана и икъамата

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Вход в мечеть или выход из него, вовремя азана и икъамата, что должен должен делать мусульманин в эти моменты? Рассмотрим два варианта:

Зашел в мечеть во время азана

≡ Имам Ибн Къудама сказал:

«Тому, кто зашел в мечеть в момент азана, желательно подождать (пока муадзин закончить) и повторять то, что говорит (муадзин), таким образом объединяя два благих дела (ответ муадзину и два ракаата приветствия). А если но не стал повторять а сразу начал молится, то нет проблем. Об этом писал Ахмад».
См. «Аль-Мугъни» 1/128-129.

≡ Ибн Баз в «Нур» сказал:

«Если ты зашел в мечеть в тот момент, когда муадзин дает азан, то постой, пока муадзин закончит, потом помолись. Так ты объединяешь сразу два блага. Это согласно словам пророк ﷺ: «Когда услышите азан, повторяйте то, что говорит (муадзин)»»

Ибн ‘Усеймин добавил, что если он зашел в мечеть в день пятницы в момент второго (основного) азана, тогда он должен сделать намаз приветствия и слушать проповедь.

Вышел из мечети после азана

→ Имам Муслим передал от Абу Ша’саъ, сказавшего:

«Мы вместе с Абу Хурайрой сидели в мечети, когда муадзин дал азан. Затем один человек встал и пошел. Абу Хурайра провожал его взглядом до тех пор, пока то не вышел из мечети, затем Абу Хурайра сказал: «Что касается его, то он ослушался Абу аль-Къасима, мир ему и благословение Аллаhа»».

≡ Имам ат-Тирмизи после того как привел этот хадис, сказал:

«И на этой основе поступали обладатели знания из числ сподвижников пророк ﷺ и тех, кто после них. А именно, нельзя выходить из мечети после азана, если конечно имеется уважительная причина, как отсутствие омовения или какое-то необходимое дело».

А в версии Ахмада добавка, которую удостоверил Шу’айб аль-Арнаут:

ذَا كُنْتُمْ فِي الْمَسْجِدِ فَنُودِيَ بِالصَّلَاةِ فَلَا يَخْرُجْ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُصَلِّيَ
Если вы в мечети и был призыв на молитву, то не выходите из нее до завершения молитвы

≡ Имам Мухаммад ибн Ибраhим, да помилует его Аллаh, сказал:

«В запрете выхода из мечети после азана есть пояснения: если это (делается) без всякого повода и цели, то верно, запрещено. Как если он выйдет из мечети так и не помолившись. Но если он выйдет из мечети чтобы помолится в другой мечети, или у него есть уважительная причина, или он намерен вернутся, так как время еще есть, то здесь не запрета».
См. «Аль-Фатауа» 2/104.

Тоже самое сказал Мустафа ар-РухIейбани в «Маталибу ули ан-Нуhа», Ибн Баз в «Нур ‘аля ад-Дарб», Ибн ‘Усеймин в «Маджму’у аль-Фатауа» и другие.

→ Сообщается, что пророк ﷺ сказал

لا يخرج من المسجد بعد النداء إلا منافق ، إلا رجل يخرج لحاجته وهو يريد الرجعة إلى الصلاة

Никто не выходит из мечети после азана кроме лицемера. 
За исключением человека, вышедшего по своим нуждам, намеревавшийся вернутся к молитве
'Абду-Раззакъ передал от Са'ида ибн аль-Мусайиба

Этот хадис из марасилей Ибн Мусайиба (зять Абу Хурайры). Хадис мурсаль в основе является слабым. Некоторые мухаддисы, как аз-Заhаби, считали марасили Ибн Мусайиба приемлемыми. Марасили Ибн Мусайиба и тех больших табиинов, которые на его уровне, как Мухаммад ибн Сирин, ‘Ата бин Аби Раббах|, аш-Ша’би, ‘Ата бин Ясар, Сулейман бин Ясар, некоторые ученые считали приемлемыми, другие считали слабыми. Ибн Ма’ин включил в этот список ан-Наха’и тоже, не смотр на то, что он находится в пятой табакъе. Ибн Ма’ин предпочитал марасили Са’ида над марасилями аль-Хасана, хотя оба близкие ученики Абу Хурайры. Абу Дауд предпочитал марасили аш-Ша’би над марасилями ан-Наха’и. Ахмад сказал, что нет проблем с марасилями ан-Наха’и. Похожее говорил Ибн Ма’ин. Ибн ‘Абд аль-Барр и вовсе передал единогласие, что марасили ан-Наха’и достоверны. В таком случае марасили Са’ида, аш-Ша’би, аль-Хасана и им подобных более достоверны, потому что они видели сподвижников и взяли у них знание на прямую.

→ Сообщается, что пророк ﷺ сказал:

من أدركه الأذان في المسجد ثم خرج لم يخرج لحاجة وهو لا يريد الرجعة فهو منافق

Кто застал азан в мечети и вышел без всякой нужды, не делая вернутся обратно, тот лицемер
Ибн Маджа передал от 'Усмана ибн 'Аффана

Имам аль-Бусейри назвал хадис слабым. Шейх аль-Альбани считал хадис пригодным, согласно всем его путям и свидетельствам с других хадисов. Но отдельно взятый данный хадис ближе к слабости.

Все это касается первого, основного джамаата. Это не касается того, кто уже совершил молитву. Это также не касается путника.

Хвала Аллаhу Господу Миров.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *