• Тел. +7 928 503 90 90

477. Вход в мечеть или выход из него, вовремя азана и икъамата

477. Вход в мечеть или выход из него, вовремя азана и икъамата

477. Vhod v mechet ili vyhod iz nego vovremja azana i ikamata - 477. Вход в мечеть или выход из него, вовремя азана и икъамата

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Вход в мечеть или выход из него, вовремя азана и икъамата, что должен должен делать мусульманин в эти моменты? Рассмотрим два варианта:

Зашел в мечеть во время азана

≡ Имам Ибн Къудама сказал:

«Тому, кто зашел в мечеть в момент азана, желательно подождать (пока муадзин закончить) и повторять то, что говорит (муадзин), таким образом объединяя два благих дела (ответ муадзину и два ракаата приветствия). А если но не стал повторять а сразу начал молится, то нет проблем. Об этом писал Ахмад».
См. «Аль-Мугъни» 1/128-129.

≡ Ибн Баз в «Нур» сказал:

«Если ты зашел в мечеть в тот момент, когда муадзин дает азан, то постой, пока муадзин закончит, потом помолись. Так ты объединяешь сразу два блага. Это согласно словам пророк ﷺ: «Когда услышите азан, повторяйте то, что говорит (муадзин)»»

Ибн ‘Усеймин добавил, что если он зашел в мечеть в день пятницы в момент второго (основного) азана, тогда он должен сделать намаз приветствия и слушать проповедь.

Вышел из мечети после азана

→ Имам Муслим передал от Абу Ша’саъ, сказавшего:

«Мы вместе с Абу Хурайрой сидели в мечети, когда муадзин дал азан. Затем один человек встал и пошел. Абу Хурайра провожал его взглядом до тех пор, пока то не вышел из мечети, затем Абу Хурайра сказал: «Что касается его, то он ослушался Абу аль-Къасима, мир ему и благословение Аллаhа»».

≡ Имам ат-Тирмизи после того как привел этот хадис, сказал:

«И на этой основе поступали обладатели знания из числ сподвижников пророк ﷺ и тех, кто после них. А именно, нельзя выходить из мечети после азана, если конечно имеется уважительная причина, как отсутствие омовения или какое-то необходимое дело».

А в версии Ахмада добавка, которую удостоверил Шу’айб аль-Арнаут:

ذَا كُنْتُمْ فِي الْمَسْجِدِ فَنُودِيَ بِالصَّلَاةِ فَلَا يَخْرُجْ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُصَلِّيَ
Если вы в мечети и был призыв на молитву, то не выходите из нее до завершения молитвы

≡ Имам Мухаммад ибн Ибраhим, да помилует его Аллаh, сказал:

«В запрете выхода из мечети после азана есть пояснения: если это (делается) без всякого повода и цели, то верно, запрещено. Как если он выйдет из мечети так и не помолившись. Но если он выйдет из мечети чтобы помолится в другой мечети, или у него есть уважительная причина, или он намерен вернутся, так как время еще есть, то здесь не запрета».
См. «Аль-Фатауа» 2/104.

Тоже самое сказал Мустафа ар-РухIейбани в «Маталибу ули ан-Нуhа», Ибн Баз в «Нур ‘аля ад-Дарб», Ибн ‘Усеймин в «Маджму’у аль-Фатауа» и другие.

→ Сообщается, что пророк ﷺ сказал

لا يخرج من المسجد بعد النداء إلا منافق ، إلا رجل يخرج لحاجته وهو يريد الرجعة إلى الصلاة

Никто не выходит из мечети после азана кроме лицемера. 
За исключением человека, вышедшего по своим нуждам, намеревавшийся вернутся к молитве
'Абду-Раззакъ передал от Са'ида ибн аль-Мусайиба

Этот хадис из марасилей Ибн Мусайиба (зять Абу Хурайры). Хадис мурсаль в основе является слабым. Некоторые мухаддисы, как аз-Заhаби, считали марасили Ибн Мусайиба приемлемыми. Марасили Ибн Мусайиба и тех больших табиинов, которые на его уровне, как Мухаммад ибн Сирин, ‘Ата бин Аби Раббах|, аш-Ша’би, ‘Ата бин Ясар, Сулейман бин Ясар, некоторые ученые считали приемлемыми, другие считали слабыми. Ибн Ма’ин включил в этот список ан-Наха’и тоже, не смотр на то, что он находится в пятой табакъе. Ибн Ма’ин предпочитал марасили Са’ида над марасилями аль-Хасана, хотя оба близкие ученики Абу Хурайры. Абу Дауд предпочитал марасили аш-Ша’би над марасилями ан-Наха’и. Ахмад сказал, что нет проблем с марасилями ан-Наха’и. Похожее говорил Ибн Ма’ин. Ибн ‘Абд аль-Барр и вовсе передал единогласие, что марасили ан-Наха’и достоверны. В таком случае марасили Са’ида, аш-Ша’би, аль-Хасана и им подобных более достоверны, потому что они видели сподвижников и взяли у них знание на прямую.

→ Сообщается, что пророк ﷺ сказал:

من أدركه الأذان في المسجد ثم خرج لم يخرج لحاجة وهو لا يريد الرجعة فهو منافق

Кто застал азан в мечети и вышел без всякой нужды, не делая вернутся обратно, тот лицемер
Ибн Маджа передал от 'Усмана ибн 'Аффана

Имам аль-Бусейри назвал хадис слабым. Шейх аль-Альбани считал хадис пригодным, согласно всем его путям и свидетельствам с других хадисов. Но отдельно взятый данный хадис ближе к слабости.

Все это касается первого, основного джамаата. Это не касается того, кто уже совершил молитву. Это также не касается путника.

Хвала Аллаhу Господу Миров.