Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

477. Вход в мечеть или выход из него, вовремя азана и икъамата

Последнее обновление на 20 Ноя 2019

477. Vhod v mechet ili vyhod iz nego vovremja azana i ikamata - 477. Вход в мечеть или выход из него, вовремя азана и икъамата

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Вход в мечеть или выход из него, вовремя азана и икъамата, что должен должен делать мусульманин в эти моменты? Рассмотрим два варианта:

Зашел в мечеть во время азана

≡ Имам Ибн Къудама сказал:

«Тому, кто зашел в мечеть в момент азана, желательно подождать (пока муадзин закончить) и повторять то, что говорит (муадзин), таким образом объединяя два благих дела (ответ муадзину и два ракаата приветствия). А если но не стал повторять а сразу начал молится, то нет проблем. Об этом писал Ахмад».
См. «Аль-Мугъни» 1/128-129.

≡ Ибн Баз в «Нур» сказал:

«Если ты зашел в мечеть в тот момент, когда муадзин дает азан, то постой, пока муадзин закончит, потом помолись. Так ты объединяешь сразу два блага. Это согласно словам пророк ﷺ: «Когда услышите азан, повторяйте то, что говорит (муадзин)»»

Ибн ‘Усеймин добавил, что если он зашел в мечеть в день пятницы в момент второго (основного) азана, тогда он должен сделать намаз приветствия и слушать проповедь.

Вышел из мечети после азана

→ Имам Муслим передал от Абу Ша’саъ, сказавшего:

«Мы вместе с Абу Хурайрой сидели в мечети, когда муадзин дал азан. Затем один человек встал и пошел. Абу Хурайра провожал его взглядом до тех пор, пока то не вышел из мечети, затем Абу Хурайра сказал: «Что касается его, то он ослушался Абу аль-Къасима, мир ему и благословение Аллаhа»».

≡ Имам ат-Тирмизи после того как привел этот хадис, сказал:

«И на этой основе поступали обладатели знания из числ сподвижников пророк ﷺ и тех, кто после них. А именно, нельзя выходить из мечети после азана, если конечно имеется уважительная причина, как отсутствие омовения или какое-то необходимое дело».

А в версии Ахмада добавка, которую удостоверил Шу’айб аль-Арнаут:

ذَا كُنْتُمْ فِي الْمَسْجِدِ فَنُودِيَ بِالصَّلَاةِ فَلَا يَخْرُجْ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُصَلِّيَ
Если вы в мечети и был призыв на молитву, то не выходите из нее до завершения молитвы

≡ Имам Мухаммад ибн Ибраhим, да помилует его Аллаh, сказал:

«В запрете выхода из мечети после азана есть пояснения: если это (делается) без всякого повода и цели, то верно, запрещено. Как если он выйдет из мечети так и не помолившись. Но если он выйдет из мечети чтобы помолится в другой мечети, или у него есть уважительная причина, или он намерен вернутся, так как время еще есть, то здесь не запрета».
См. «Аль-Фатауа» 2/104.

Тоже самое сказал Мустафа ар-РухIейбани в «Маталибу ули ан-Нуhа», Ибн Баз в «Нур ‘аля ад-Дарб», Ибн ‘Усеймин в «Маджму’у аль-Фатауа» и другие.

→ Сообщается, что пророк ﷺ сказал

لا يخرج من المسجد بعد النداء إلا منافق ، إلا رجل يخرج لحاجته وهو يريد الرجعة إلى الصلاة

Никто не выходит из мечети после азана кроме лицемера. 
За исключением человека, вышедшего по своим нуждам, намеревавшийся вернутся к молитве
'Абду-Раззакъ передал от Са'ида ибн аль-Мусайиба

Этот хадис из марасилей Ибн Мусайиба (зять Абу Хурайры). Хадис мурсаль в основе является слабым. Некоторые мухаддисы, как аз-Заhаби, считали марасили Ибн Мусайиба приемлемыми. Марасили Ибн Мусайиба и тех больших табиинов, которые на его уровне, как Мухаммад ибн Сирин, ‘Ата бин Аби Раббах|, аш-Ша’би, ‘Ата бин Ясар, Сулейман бин Ясар, некоторые ученые считали приемлемыми, другие считали слабыми. Ибн Ма’ин включил в этот список ан-Наха’и тоже, не смотр на то, что он находится в пятой табакъе. Ибн Ма’ин предпочитал марасили Са’ида над марасилями аль-Хасана, хотя оба близкие ученики Абу Хурайры. Абу Дауд предпочитал марасили аш-Ша’би над марасилями ан-Наха’и. Ахмад сказал, что нет проблем с марасилями ан-Наха’и. Похожее говорил Ибн Ма’ин. Ибн ‘Абд аль-Барр и вовсе передал единогласие, что марасили ан-Наха’и достоверны. В таком случае марасили Са’ида, аш-Ша’би, аль-Хасана и им подобных более достоверны, потому что они видели сподвижников и взяли у них знание на прямую.

→ Сообщается, что пророк ﷺ сказал:

من أدركه الأذان في المسجد ثم خرج لم يخرج لحاجة وهو لا يريد الرجعة فهو منافق

Кто застал азан в мечети и вышел без всякой нужды, не делая вернутся обратно, тот лицемер
Ибн Маджа передал от 'Усмана ибн 'Аффана

Имам аль-Бусейри назвал хадис слабым. Шейх аль-Альбани считал хадис пригодным, согласно всем его путям и свидетельствам с других хадисов. Но отдельно взятый данный хадис ближе к слабости.

Все это касается первого, основного джамаата. Это не касается того, кто уже совершил молитву. Это также не касается путника.

Хвала Аллаhу Господу Миров.

 

комментариев 5

  1. 49 20 Мар 2021

    Ассаламу аляйкум брат, а если поел лук или чеснок а потом забыл, но уже сидишь в мечети услышав азан, слышишь икама, как быть нужно покинуть мечеть или совершить молитву?

    Также с малой и большой нуждой, если она не сильно беспокоит, можно совершить молитву в джамаате?

    • AR-RAD 20 Мар 2021

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته

      1 — Не знаю.

      2 — Да, сначала справьте свою нужду.

  2. Брат 17 Май 2023

    Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятух,
    1. Проезжаю возле мечети слышу азан но отец сказал ехать домой зная что я его слышу, что делать
    2. Проезжаю возле мечети слышу азан но отец сказал ехать домой не зная что я его слышу, что делать
    3. Проезжаю возле мечети до намаза 5-2 минуты лежит ли на мне такая же обязанность пойти на намаз как если бы я слышал азан

    • AR-RAD 27 Май 2023

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته

      1) Если вы живете рядом с мечетью, должны сделать намаза в мечети.
      2) Ответ тот же.
      3) Тот же ответ.

  3. 8 11 Фев 2024

    А женщинам такой же хукм? То есть, если женщина уже находилась в мечети и услышала азан ей тоже без нужды нельзя уходить из мечети, не прочитав намаз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *