478. Хороший склад ума, в вопросе таяммума

478. Хороший склад ума, в вопросе таяммума

478. Horoshij sklad uma v voprose tayammuma - 478. Хороший склад ума, в вопросе таяммума

СОДЕРЖАНИЕ

Гл. №1: Условия тайммума.
Гл. №2: Образ таяммума.
Гл. №3: Совершение нескольких молитв на одном таяммуме.
Гл. №4: После таяммума появилась вода.
Гл. №5: Таяммум при наличии холодной воды.
Гл. №6: Таяммум, когда время молитвы на исходе.


 

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Эти темы обязан знать каждый мусульманин и мусульманка. Это то, из-за чего многие попадают в затруднительное положение. Надеюсь, что Всевышний поможет братьями и сестрам этой статьей.

Гл. №:1
Условия таяммума

Аль-Бухари и Муслим передали, что посланник Аллаhа ﷺ сказал:

أعطيت خمسا لم يعطهن أحد قبلي: نصرت بالرعب مسيرة شهر، وجعلت لي الأرض مسجدا وطهورا فأيما رجل من أمتي أدركته الصلاة فليصل ، وأحلت لي الغنائم ولم تحل لأحد قبلي وأعطيت الشفاعة وكان النبي يبعث في قومه خاصة وبعثت إلى الناس عامة
Мне было дано пять вещей, которые не были даны никому до меня. Мне была дана победа путем внушения страха (врагу) на расстоянии месяца пути. Вся земля для меня (мой умы) чистая. Какого-бы человека из моей уммы не застала молитва, он должен помолится. Мне дозволили трофеи, которые не были дозволен никому до меня. Мне даровали заступничество. Пророки (до меня) посылались к конкретным народам, а я был послан ко всему человечеству.

Слова: «Вся земля для меня (мой умы) чистая…» означают таяммум. Таяммум включает в себя, как и малое, так и большое омовение. Каждому согласно его намерениям. Таяммум имеет свои условия. ИншаАлла коротко перечислим их:

 №1: Чистая земля. 

Имеется ввиду земля, песок, глина, где нет скверны. Всевышний в суре «Трапеза» сказал: «…направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки…»

№2: Время намаза. 

Ученые марказа в фетве №:12699 сказали:

«Если это обязательная молитва, то до прихода времени (этой молитвы) таяммум не принимается. А если это дополнительная молитва, то таяммум не принимается в то время, в котором запрещено совершать дополнительные молитвы, так как это не его время. А если это пропущенные молитвы, то таяммум для нее принимается в любое время, так как эти молитвы совершаются в любое время. Это мазhаб большинства ученых. А Абу Ханифа сказал: принимается таяммум до приходя времени молитвы. И это риваят от Ахмада, и шейхуль-ислям Ибн Теймийя посчитал ее более верной ».

№3: Отсутствие воды. 

Это согласно словам Всевышнего в суре Женщины и Трапеза: 

Если же вы больны или находитесь в путешествии, 
если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, 
и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой землей и оботрите ваши лица и руки

№4: Поиск воды. 

Это согласно словам Всевышнего в суре Женщины и Трапеза: «…и вы не нашли воды…». 

И это согласно школе Ахмада и аш-Шафии. Они сказали, что он должен искать воду в своем доме, дворе и поблизости.

№5: Непригодность воды для омовения. 

Это может быть из-за опасения вреда для здоровья. Это согласно хадису Абу Дауда от Джабира и Ибн ‘Аббаса, где посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Убили они его, да убьет их Аллаh». Это было сказано в адрес тех, из-за которых один из мусульман вместо того, чтобы сделать таяммум, сделал полное омовения водой, после чего заболел и скончался.

Или это может быть по причине того, что рядом воды нет, кроме той, что в бутылке. Если ее использовать для омовения, то можно пострадать из-за жажды, в таком случае делается таяммум. Подтверждение этому хадис Абу Хурайры.

Имам Ахмад сказал: «Большое количество сподвижников сделали таяммум, и оставили воду для лечения».
См. Аль-Буhути в «Кашшаф аль-Къина». 1/193

Гл. №:2
Образ таяммума

≡ Сказал шейх Ибн Баз, да помилует его Аллаh, у себя в «Аль-Маджму» в томе №10:

وصفة ذلك: أنه يضرب التراب بيديه ضربة واحدة، ثم يمسح بهما وجهه وكفيه، كما في الصحيحين، أن النبي قال لعمار بن ياسر رضي الله عنه: «إنما يكفيك أن تقول بيديك هكذا» ثم ضرب بيديه الأرض، ومسح بهما وجهه وكفيه ويشترط أن يكون التراب طاهراًولا يشرع مسح الذراعين، بل يكفي مسح الوجه والكفين؛ للحديث المذكور. ويقوم التيمم مقام الماء في رفع الحدث على الصحيح، فإذا تيمم صلى بهذا التيمم النافلة والفريضة الحاضرة والمستقبلة، ما دام على طهارة حتى يحدث، أو يجد الماء إن كان عادماً له، أو حتى يستطيع استعماله إذا كان عاجزاً عن استعماله

«Он должен похлопать руками по земле один раз и протереть ими свое лицо и кисти рук. Это согласно тому, что пришло в двух сахихах, где посланник ﷺ Аллаhа сказал ‘Аммару бин Ясиру: «Тебе достаточно сделать следующее»: затем он взял и похлопал своими руками по земле (один раз) и протер ими свое лицо и кисти рук. Условием (таяммума) является наличие чистой земли.

Протирать руки до локтей (при таяммуме) не узаконено (шариатом). Достаточно протереть лицо и кисти рук согласно вышеупомянутому хадису.

Таяммум в плане омовения, по более достоверному мнению, заменяет воду. Если человек взял таяммум, то пока он в таком омовении, не найдя воду, будучи способным использовать ее, он может этим таяммумом делать, как и добровольные молитвы, так и обязательные. Как и текущие,так и следующие молитвы».

≡ Ибн аль-‘Усеймин, да помилует его Аллаh, сказал:

كيفية التيمم : أن يضرب الأرض الطاهرة بيديه ضربة واحدة يمسح بهما جميع وجهه ، ثم يمسح كفيه بعضهما ببعض»

«Таяммум — это когда он хлопает (руками) по чистой земле один раз, (после чего) он протирает ими свое лицо. Затем одной кистью своей руки другую (т.е имитируя мытье рук)».
См. «Маджму’ аль-Фатауа» (29/100).

≡ Сказано в марказе:

«У ханафитов и шафиитов таяммум делается двумя легкими ударами; один удар для протирания по лицу, другой для протирания кистей рук. Они считают, что протирать руки надо до локтей. Маликиты и ханбалиты считают, что достаточно слегка ударить (по земле) один раз. И обязательно ( согласно их мнению) надо протереть руки до костяшек локтей, а выше лишь сунна. У маликитов добавка к ударам по земле сунна».

На самом деле хадисы, где упоминается протирание до локтей или выше, проблемные.  На это указал на это аль-хафиз Ибн Хаджар в «аль-Фатх». Самые достоверные хадисы на эту тему, это хадис ‘Аммара и Абу Джуhейма.
См. «Фатхуль-Бар» Ибн Хаджара.

Некоторые ученые, а также ученые марказа сказали, что если камешки маленькие (вероятно, на которых пыль), то они годятся для таяммума иншаАлла.

Гл. №:3
Совершение нескольких молитв на одном таяммуме

≡ Сказал имам Мухаммад аль-Амин аш-Шанкъити в своем тафсире «Адвау аль-Баян»:

ذهب بعض العلماء إلى أنه يجوز به فريضتان، أو فرائض ما لم يحدث، وعليه كثير من العلماء. منهم الإمام أحمد في أشهر الروايتين، والحسن البصري، وأبو حنيفة، وابن المسيب، والزهري

وذهب مالك والشافعي وأصحابهما إلى أنه لا تصلى به إلا فريضة واحدة. وعزاه النووي في شرح المهذب لأكثر العلماء، وذكر أن ابن المنذر حكاه عن علي بن أبي طالب، وابن عباس، وابن عمر، والشافعي، والنخعي، وقتادة، وربيعة، ويحيى الأنصاري، والليث، وإسحاق،وغيرهم

واحتج أهل القول الأول بأن النصوص الواردة في التيمم ليس فيها التقييد بفرض واحد، وظاهرها الإطلاق، وبحديث: الصعيد الطيب وضوء المسلم.. الحديث. وبقوله صلى الله عليه وسلم الثابت في الصحيح : وجعلت لي الأرض مسجدا وطهورا . وقوله تعالى: وَلَكِنْ يُرِيدُ لِيُطَهِّرَكُمْ المائدة:6

واحتج أهل القول الثاني بما روي عن ابن عباس رضي الله عنهما أنه قال : من السنة ألا يصلي بالتيمم إلا مكتوبة واحدة، ثم يتيمم للأخرى، وقول الصحابي من السنة له حكم الرفع على الصحيح عند المحدثين , والأصوليين . انتهى
وفي فتح الباري عند كلام على ما بوب له البخاري بقوله : باب الصعيد الطيب وضوء المسلم : قال الحافظ بعد أن ذكر بعض ما استدل به الفريقان : وقد اعترف البيهقي بأنه ليس في المسألة حديث صحيح من الطرفين، قال: لكن صح عن ابن عمر إيجاب التيمم لكل فريضة، ولا يعلم له مخالف من الصحابة، وتعقب بما رواه ابن المنذر عن ابن عباس أنه لا يجب، واحتج المصنف لعدم الوجوب بعموم قوله في حديث الباب: فإنه يكفيك أي ما لم تحدث أو تجد الماء، وحمله الجمهور على الفريضة التي تيمم من أجلها، ويصلي به ما شاء من النوافل، فإذا حضرت فريضة أخرى وجب طلب الماء فإن لم يجد تيمم. والله أعلم

«Некоторые сказали о дозволенности совершать двух или более обязательных молитв на одном таяммуме, пока он не нарушит омовение. И на этом многие ученые. Из них имам Ахмад в одной из двух более известной версии от него.

Имам Малик, аш-Шафи’и и их сподвижники считали, что на (одном таяммуме) можно совершать лишь одну обязательную молитву. Имам ан-Науауи в «Шархаль-Муhаззаб» отнес это мнение к большинству ученых». Ибн аль-Мунзир передал это мнение от ‘Али бин Аби Талиба, Ибн ‘Аббаса, Ибн ‘Умара, аш-Шафи’и, ан-Наха’и, Къатада, Раби’а, Яхья аль-Ансари, аль-Лейс, Исхакъ и других.

Сторонники первого мнения аргументируются тем, что тексты о таяммуме не содержат в себе ограничения одним намазом, внешне они (указывают) на обобщенность. (Они также аргументируются) хадисом: «Чистая земля омовение для муслима» (Аль-Бухари от ‘Имрана). Они также аргументируются достоверными словами пророка в ас-Сахихе » (Аль-Бухари от Джабира): «Вся земля сделана для меня местом поклонения и очищающей». А также слова Всевышнего (после того как Он упомянул ат-Таяммум) : » …а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам». (Трапеза.6).

Сторонники второго мнения аргументируются (сообщением), передаваемом от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказавшего: «По сунне один таяммум предназначен лишь для одной молитвы. Для следующей молитвы надо брать другой таяммум». Согласно более достоверному мнению среди хадисоведов и специалистов по основам фикха, слова сподвижника «По сунне» возводятся (к самому пророку )».

В «Фатхуль-Бари» в примечаниях к главе аль-Бухари, которую он назвал: «Глава о том, что чистая земля омовение для муслима» аль-Хафиз сказал, упомянув аргументы двух сторон: «Аль-Байhакъи признал, что ни у одной стороны нет ни одного достоверного хадиса. Он (т.е аль-Байhакъи) сказал: «Однако обязательность таяммума для каждой обязательной молитвы достоверно известно от Ибн ‘Умара, и неизвестно, что кто-либо из сподвижников противоречил ему в этом». А на то, что передал Ибн-аль-Мунзир от Ибн ‘Аббаса он сказал, что это (не несет) обязательный (характер). И аргументирует автор (т.е аль-Бухари) в пользу необязательности (повторения таяммума для каждой молитвы) обобщенными словами в хадисе данного раздела:«Достаточно тебе чистой земли (для таяммума)». Т.е до тех пор, пока ты не испортишь омовения или не обнаружишь воду. Большинство ученых отнесли (таяммум этого сподвижника) к обязательной молитве, собственно для которой он и сделал таяммум. А дополнительные молитвы он может делать (на одном таяммуме) сколько пожелает. Если настало время другой обязательной молитвы, то он обязан найти воду. Если это не удалось, то должен сделать таяммум, а Аллаhу ведомо лучше».

‘Алляма Ибн аль-‘Усеймин на этом же мнении. Ибн Хаджар склоняется к этому же мнению, как и до него аль-Бухари.

≡ Сказал аль-Хасан аль-Басри:

«Он может совершать все молитвы одним таяммумом как в случае с водой, пока не испортит омовение». 
См «Фатхуль-Бари».

≡ Сказал имам Ибн аль-Мунзир:

«Если хоть одна дополнительная молитва действительна одним таяммумом, то таким же образом действительны (все остальные) обязательные молитвы, так как для действительности обязательной молитвы те же условия, что и для добровольных. Если (конечно нет) доказательства (об обратном)».
См «Фатхуль-Бари».

Я добавлю: а доказательства об обратном нет! 

Гл. №:4
После таяммума появилась вода

≡ Ибн Баз в «Нур ‘аля ад-Дарб» сказал:

 إذا كان التمس الماء وطلبه حوله ولم يجد شيئاً ثم صلى بالتيمم، ثم لما سار من مكانه وجد غديراً أو نحو ذلك فإنه لا إعادة عليه، فقد ثبت عنه ﷺ أن رجلين أدركتهما الصلاة فتيمما وصليا، ثم لما سارا وجدا ماءً بعد ذلك، فأعاد أحدهما الصلاة والوضوء ولم يعد الآخر، فقال النبي ﷺ للذي لم يعد: أصبت السنة، وقال للآخر: لك الأجر مرتين، فدل ذلك على أن الذي لم يعد هو الذي أصاب السنة؛ لأنه أدى ما عليه، وذاك احتاط فأعاد الصلاة، قال: لك الأجر مرتين؛ من أجل اجتهاده وحرصه، والذي أصاب السنة هو المقدم.

«Если он вокруг себя искал воду и не нашел, затем совершил намаз на таяммуме, после чего обнаружил рядом пруд или что-то в этом роде, то он не должен переделывать молитву. Достоверно пришло, что двух сподвижников застала молитва, они совершили таяммум и сделали намаз. Затем отправились и нашил воду. Один из них переделал, а другой нет. Затем пророк ﷺ (после того, как узнал об этом) сказал тому, который не переделал: «Ты поступил согласно сунне».А другому сказала: «Тебе двойная награда». Это (прямо) указывает на то, что не переделавший молитву поступил согласно сунне, так как он выполнил то, что узаконено. А второй переделал намаз для верности, и сказал ему: «Тебе две награды». Т.е из-за усердия и старания. Но поступивший согласно сунне предпочтительней».

Почему двойная награда? Одна за намаз, а другая за иджтиhад, как это известно. А тому сподвижнику, который не переделал намаз, ему по сути три награды: одна за намаз, и две за правильный иджтиhад. Так как в хадисе сказано, что судья, который сделал иджтиhад и угадал, ему две награды. А тому, кто сделал иджтиhад и не угадал, одна.

Но если он нашел воду во время молитвы, то он должен выйти с молитвы и сделать омовение. Аль-Муслих сказал, что это правильное в этом вопросе. Это ханафитское и ханбалитское мнение. Из шафиитов на этом мнении аль-Музани и Ибн Сурейдж. Из Маликитов на этом Ибн Рушд.

Другие сказали, что он не должен выходить. На этом маликиты, шафииты. Это выбрал Абу Саур и ат-Табари.

Гл. №:5
Таяммум при наличии холодной воды

Также аль-Бухари передал, что ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Аллаh, осквернился в холодную ночь, затем он сделал таяммум и прочитал аят: «Не губите сами себя. Аллаh милосерден к вам». 

≡ Сказал Ибн аль-‘Усеймин, комментируя случай ‘Амр ибн аль-‘Аса:

«Посланник Аллаhа одобрил это и не приказал ему возместить (молитву). Ибо тот, кто боится какого либо вреда подобен тому, кого настигла эта беда. Однако (здесь есть) условие: чтобы страх был либо однозначным, либо более чем вероятным. А что касается простого воображение, то с этим не считаются».

≡ Сказал имам Ибн аль-Къудама у себя в «Аль-Мугъни»:

«Если он опасается (за свое здоровье) по причине сильного холода, но вместе с этим он может нагреть воду и использоваться ее, минуя тем самым вред, как если бы он мыл часть за частью, где (переходя к следующей части тела) прикрывает (предыдущую омытую часть тела), то он должен сделать это. А если и этого не может сделать, то согласно мнению большинства ученых он делает таяммум и молиться».

Гл. №:6
Таяммум, когда время молитвы на исходе

≡ Сказал имам Ибн Къудама в «Аль-Мугъни»:

«Если при наличии воды он опасается, что занимаясь ее поисками и использованием истечет время (молитвы), то согласно мнению большинства ученых ему не разрешено прибегать к таяммуму. И не важно, в своей местности он находится или в сафаре. На этом: аш-Шафи’и, Абу Саур, Ибн аль-Мунзир и ханафиты. А от аль-Ауза’и и ас-Саури сообщают дозволенность этого. Это сообщил от них Аль-Уалид бин Муслим. Сказал аль-Уалид: “Я рассказал об этом Малику, Ибн Аби Зиъбу и Са’иду ибн ‘Абдиль-‘Азизу, они сказали: пусть купается, даже если солнце взошло. Это согласно словам Всевышнего: «…то направьтесь к чистой земле» (Женщины: 43).

≡ Сказал Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя:

«В этом вопросе среди ученых два мнения. Большинство из них, как Абу Ханифа аш-Шафи’и и Ахмад скажут такому (т.е у кого нет полного омовения) искать воду, даже если он помолиться после восхода солнца. Малик скажет такому совершить намаз своевременно с помощью таяммума, ибо своевременность (молитвы) превыше остальных обязательных элементов молитвы. Если он проснулся в начале времени молитвы и понял, что воду он получит лишь по истечению времени (молитвы), то он должен сделать таяммум и совершить молитву своевременно по единогласному мнению, ученых. И не должен он молиться по истечению времени молитвы (по причине доступа воды лишь к тому времени) для полного омовения».

Он также сказал:

 «Кто проснулся в конце времени молитвы без полного омовения и опасается, что совершив полное омовение водой время молитвы уйдет, пусть искупается в любом случае, даже если время молитвы вышло. Тоже самое касается и забывшего о молитве». 
 См «Аль-Ихтиярат аль-Фикъhийяh».

≡ Ибн аль-‘Усеймин в «Нур ‘аля ад-Дарб» отвечая на этот вопрос сказал:

«Он обязан нагреть воду даже при опасении исхода времени молитвы. Ведь когда спящий проснулся, время для него наступает с момента его пробуждения, а не с момента времени (самой молитвы). Это согласно словам пророка «Кто проспал молитву или забыл о ней, пусть возместить ее когда вспомнит о ней». И сделал он время молитвы по отношению забывшего (о молитве) в момент вспоминания о ней».

Для пользы: 

Разбор таяммума по всем мазхабам. (Видео).

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.

 

Комментарии

  • Аноним | Дек 28,2017

    Ас саляму алейкум !можно делать таямум снегом?

    • blank

      AR-RAD | Дек 28,2017

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату. Снег — это вода, следовательно, это полноценное омовение.

  • Оставить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *