Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

349. Мутуны: их польза, зачем и как их заучивать?

Last updated on 18 Фев 2022

349. Mutuny ih polza zachem i kak ih zauchivat - 349. Мутуны: их польза, зачем и как их заучивать?


Часть 1-3
Скачать

 

Часть 2-3
Скачать

 

Част 3-3
Скачать

 


Гл. №1
ПРЕДИСЛОВИЕ

Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем:

Мутуны: их польза, зачем и как их заучивать? Этот вопрос задает огромное количество мусульман, как и братья, так и сестры. Я, по милости Всевышнего, ознакомился с различными ресурсами ученых, где затрагивалась такая тема. Послушал их советы по этому поводу, а также советы моих шейхов, и решил поделиться с тобой, дорогой читатель, быть может я принесу тебе пользу.

На сайте уважаемого профессора науки хадис, шейха Са’да ибн ХIумейди «аль-Алюкаh» тоже поднималась эта тема различными докторами наук, я приведу лишь те вырезки, которые наиболее актуальны для нашей аудитории.

Наш шейх Халид бин Са’уд аль-Булейhид говорил, что никакой студент не может обойтись без мутунов, обязательно начальные мутуны он должен знать.

≡ Сказал шейх Халид:

«Дорогие мои, история сохранила для нас неординарные примеры хифза. Вот аш-Ша’би, да помилует его Аллаh, был знамением Аллаhа, он говорил: «Что-бы я не написал черным по белому до этих дней, и кто-бы не сообщил мне хадис, как я запоминал это, и я не любил, чтоб мне повторяли это».

Он также говорил: «Я не слышал человека двадцать лет назад, рассказывающего хадис, чтобы сейчас я не знал его лучше него. И если то, что я забыл из знаний, кто-нибудь выучил-бы, то стал-бы ученым»».

Имам Ибн аль-А’раби, который является передатчиком арабского в исламе, сказал: «Я был свидетелем того, как аль-Асма’и (‘Абд аль-Малик) рассказал около двести куплетов, которых мы прежде не знали».

Наш шейх Халид сказал на это: «И это передатчик поэзии и арабского, от которого многое сохранено».

Когда прибыл амир аль-Хасан бин Саhль, которому передали пятьдесят записей, в которых были записаны имена и нужды, полагающиеся этим людям, и аль-Асма’и начал читать все это наизусть по порядку. Присутствующий рядом Наср аль-Джаhдамий сказал: «Остерегайся сглаза в твой адрес».

≡ Шейх Сулейман бин Халид аль-ХIарби, ученик Ибн ‘Усеймин сказал: 

«Саляф сильно стремились учить мутутны… Кто пожелал специализироваться в какой-то науке, он ищет матн (этой науки), учит его, закрепляет и это наука становится для него доступной. Ведь заучивание мутунов облегает доступ к знаниям. И поэтому имам ас-Сафарайни, да помилует его Всевышний Аллаh, сказал: «И стало обычаем ученых при углублениях учить назмы, ибо это легче для хифза…»

И наш шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Всевышний Аллаh, сказал нам слова, которое запомнилось мне, когда ему сказали: «Есть люди, которые говорят: знание, это понимание и поиск, а не заучивание», шейх сказал: «Это неправильные слова, и то, что мы прошли, прошли лишь заучив это, как «Зад аль-Мустакъни», «Булюгъ аль-Марам»» и дальше перечислял мутуны…

Вот посмотрите на фатауа, найдете фатауа наших ученых хорошо дисциплинированными, так как они использовали методологию первых веков, в отличии от других, почему? Так как эти (другие) не взяли знания из своих основ — заучивания мутунов.

Если ты слышишь какие-то вопросы в вероубеждении, но ты ничего не выучил, как же ты вернешь (услышанное) к своей основе? Требующий знания не обойдется без заучивания мутунов. Нет знания без заучивания мутунов.

Хифз крепкий способ для сохранения и укрепления знаний. Это путь сподвижников пророка ﷺ. И Абу Хурайры отличился от остальных лишь по причине своей памяти.

Аль-Бухари назвал одну из глав своего сахиха: «Глава заучивания знаний». И привел со своим иснадом от Малика, Ибн Шиhаба, от аль-А’раджа от Абу Хурайры, сказавшего:

إنَّ النَّاسَ يقولونَ أكْثَرَ أبو هُرَيْرَةَ، ولَوْلَا آيَتَانِ في كِتَابِ اللَّهِ ما حَدَّثْتُ حَدِيثًا، ثُمَّ يَتْلُو {إنَّ الَّذِينَ يَكْتُمُونَ ما أنْزَلْنَا مِنَ البَيِّنَاتِ والهُدَى} [البقرة: 159] إلى قَوْلِهِ {الرَّحِيمُ} [البقرة: 160] إنَّ إخْوَانَنَا مِنَ المُهَاجِرِينَ كانَ يَشْغَلُهُمُ الصَّفْقُ بالأسْوَاقِ، وإنَّ إخْوَانَنَا مِنَ الأنْصَارِ كانَ يَشْغَلُهُمُ العَمَلُ في أمْوَالِهِمْ، وإنَّ أبَا هُرَيْرَةَ كانَ يَلْزَمُ رَسولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ بشِبَعِ بَطْنِهِ، ويَحْضُرُ ما لا يَحْضُرُونَ، ويَحْفَظُ ما لا يَحْفَظُونَ

«Люди стали говорить «Абу Хурайра передает много хадисов». Но если не два аята в книге Аллаhа, то не передал-бы и одного хадиса: Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие, за исключением тех, которые раскаялись, исправили содеянное и стали разъяснять истину. Я приму их покаяния, ибо Я — Принимающий покаяния, Милосердный. Наши братья мухаджиры были заняты на рынке, а наши братья ансары делами имущества, а Абу Хурайра сопровождал посланника Аллаhа ﷺ с полным желудком (образ), и застал то, что не застали они, и выучил то, что не выучил они».

Я скажу: Абу Хурайра говорит о себе в третьем лице потому, что люди начали сомневаться в достоверности его хадисов, ибо он передавал их необычно много, вот и пришлось ему упомянуть причину его многочисленных риваятов.

Гл. №2
ЧТО ТАКОЕ МУТУНЫ?

Языковое значение:

Мутун (متون) — это множественное от слова «матн» (متون). В языке это означает: спина, салон, быть плетью, натягивать, 

Терминологическое значение:

В шариате это означает: основная часть произведения. Суть материала. Краткая, сжатая форма общей сути какой-то книги, науки или раздела. Оно не содержит объяснений, толкования, комментариев и т.д. Это голый, чистый текст, выражающий основу науки, материала или раздела.

Гл. №3
ПОЛЬЗА ОТ ЗУБРЕЖКИ МУТУНОВ?

≡ Есть пословица у ученых:

من حفظ المتون نال الفنون
Кто выучил мутуны, достиг всех наук

Знание мутунов, это то самое отличие между ученым, и неученым, между студентов, и недоучкой. Знание мутунов помогает человеку в любой жизненной ситуации. Он не нуждается в книгах и шпаргалках. Он сам ходячая шпаргалка, в которой все нуждаются. 

Все имамы ислама без исключения, отличались заучиванием мутунов. Из них выделяют Ибн Теймийю, да помилует его Аллаh. Даже его ученик, имама аз-Захаби, сказал: «Я не знаю никого, кто выучил-бы столько мутунов, как Ибн Теймийя». И это при том, что аз-Захаби является большим историком в исламе, написавшим тысячи биографий имамов, начиная от табиинов, кончая его века, первой половины восьмого века.

Во всех мазхабах есть мутуны. Во всех науках есть мутуны. В таухиде, таджвиде, хадисе, тасире, фикхе, языке и основам права.

Если какой-то студен призывает к знаниям, его называют обладателем знания, но при этом он не выучил хотя-бы по одному матну в каждой науке, то считать такого обладателя знания является абсурдом и чепухой, а также обманом человечества!

≡ Сказано в «аль-Алюкаh»: «Написание мутунов и кратких пособий учеными не являлось какой-то научной роскошью или дополнением в написании книг, однако это основа в постепенном приобретении знаний… Цель в написании мутунов, мудрая. Это собирание первостепенных вопросов в маленьком изложении обширными выражениями, чтобы было точкой опоры в требовании знания…

И было сказано «Кто выучил мутуны, достиг всех наук», и также было сказано: «Кто не освоил основ (к достижению целей), лишился средств (достижения целей).

Польза от зубрения мутунов:

1. Сохранения информации в памяти. И проявиться польза от хифза в тот момент, когда не будет книг, света… или зрения

2. Умению вытащить информацию из памяти без всякого труда. Заучивание мутунов позволяет легко вытаскивать информацию из памяти (в тот момент, когда это очень нужно)… 

3. Хафиза всегда предпочитали над остальными. Ценность хифза выделяется даже среди ученых.

Поэтому автор «ар-РахIбийяh» сказал: «Зубри, ведь каждый хафиз имам». Сказал аль-Мабакъи: Т.е он предпочитаемым над теми, кто не является подобным ему, которые меньше него хифзом, или вообще ничего не выучившие». Сказал Ибн Гъальюн в шархе упомянутого куплета: «Т.е с него берут пример, и он (хафиз) предпочтительней других.

Ибн ХIаджар сказал в предисловии «Булюгъ аль-Марам»: «Это краткое составление, содержащее в себе основы доказательств в науке хадис для шариатских законоположений. Я разобрал их очень тонко, чтобы заучивший их стал выдающимся среди своих сверстников».

3. Матн создает общее представление у хафиза в науке, для которой этот матн написан.

4. Хафиз мутунов может объемлить науки за короткое время. Мутуны — это вход к наукам, а не цель, на которой все заканчивается. Это упора и начало…

5. Заучивший и освоивший мутуны ближе к тому, чтобы делать правильные иджтиhады и извлекать ахкамы, чем другие. А тот, кто изучает биографии ученых и то, как они требовали знания, очень хорошо понимает достоверность этих слов».

Гл. №4
МЕТОДОЛОГИЯ ЗУБРЕЖКИ МУТУНОВ?

Мутуны с учеными

Некоторые ученые, как шейх аль-Фаузан, считают, что мутуны надо проходить строго с учеными, или с теми, кто все это прошел. Сказал он:

ليس من طريقة التعلم حفظ المتون بدون معلم ، لابد أن تحفظها على معلم يشرحها لك ويوضحها لك ، أما أن تحفظ المتون بدون معلم على نفسك فقط وتحفظ شروحها هذا لا يكفي ، هذا تعبٌ بلا فائدة 

«Не является правильной методологией в учебе, учить мутуны без учителя. Обязательно ты должен учить ее с учителем, который разъяснял бы тебе этот вопрос. А твоя зубрежка мутунов без учителя, читая его самому себе, этого не достаточно, это бесполезные трудности».

Шейх прав, если он говорил о новичках. Но это не касается тех, кто является специалистом в науке, для которой он учит матн.

Сначала смысл, затем матн

Наш шейх ас-Сухейм, когда преподавал нам «Нухбу», хоть и одобрил заучивание матна «Нухбы», но он сказал, чтоб не делали на это акцент, пока не пройдем саму книгу, мол матн лишь в конце, после завершения. Я сам тоже склоняюсь к этому, хотя, на практике, я пренебрегаю этим, и все равно зубрю матн до изучения материала, что не является хорошим примером. Но мое любопытство берет вверх.

Зубрежка сердцем, языком, глазами и ушами

Также очень важно, чтоб зубрежка матна не проходила лишь в текстовом формате, критически важно слушать аудио этого матна, как сказал уважаемый доктор шейх ‘АбдуЛла али ас-Сейф. Я помню то, что я зубрил в 2011 году, и то, что зубрил в 2015 году. Первое я помню так, словно зубрил вчера, а второе иногда приходится повторять. Дело в том, что первое я зубрил и зрительно, и слушая, что не сказать о втором, где я ограничился лишь зрительно.

Сказал шейх Халид: «Седьмое, что помогает учить мутуны: если ты можешь привлечь к заучиванию, и язык, и сердце, и глаза, и слух, то привлеки все это одновременно, таким образом ты быстрее выучишь. Это то, что мы используем сейчас, на кружках по заучиванию мутунов».

Шейх АбдуЛла али ас-Сейф добавил: «Если повысить голос заучиваемого, это сильнее закрепит его в памяти».

Я скажу: да, я подтверждаю это. Проверенно практикой! Но шейх не добавил шестую часть тела, которую практикую я — руки. Надо писать, что зубришь. Я исписываю несколько целых альбомных листов, чтобы выучить имя или несколько слов.

Частое повторение и обращение

Другим советом в заучивании и сохранении мутунов, это частое повторение, часто обращении к мутунам, стараться доставать мутуны из памяти на каждых маджлисах, если был повод доставать их оттуда. Это закрепит мутуны.

‘Аббас ад-Даури слышал имама джархIа уа та’диля, Яхью бин Ма’ина, сказавшего: 

وقال عَبَّاسٌ الدُّورِيُّ: سمعتُ يحيى بنَ مَعِينٍ يقولُ: لَو لم نَكتُب ( وفي لفظٍ: نَسْمَع ) الحَديثَ خمسينَ مَرَّةً مَا عَرَفنَاه

Если-бы мы не писали (в другой версии: «слышали») этот хадис по пять десять раз, мы не сохранили-бы его».

Говорят, что муфассир Ибн ‘Атыйя (или его отец) читал аль-Бухари семьсот раз.

Имам Ибн аль-Дажузи, побуждая заучивать мутуны, передал историю, которую ему рассказал Аль-Хасан Ибн Аби Бакр ан-Нисабури:

» وحكى لنا الحسن – يعني ابن أبي بكر النيسابوري- أن فقيها أعاد الدرس في بيته مراراً كثيرة ، فقالت له عجوز في بيته: قد والله حفظته أنا ، فقال : أعيديه فأعادته، فلما كان بعد أيام ، قال : يا عجوز أعيدي ذلك الدرس ، فقالت: ما احفظه ، قال : أنا اكرر لئلا يصيبني ما أصابك «فطريقة رسوخ الحفظ هو التكرار وما الحفظ إلا بالتكرار

«Один из факъиhов повторял урок у себя дома многократно, и бабушка сказала ему: «Клянусь Аллаh, уже я этот урок выучила». Он сказал: «Повтори его» и она повторила. Спустя несколько дней он сказал: «О бабушка, повтори тот урок». Она сказал: «Я не помню его», и тогда он сказал: «Я повторяю урок для того, чтобы меня не постигло то, что сейчас постигло тебя». Методология крепкого хифза — это частое повторение. Не является хифзом то, что не повторяется».

В биографии Абу Мас’уда ар-Рази, что он повторял один хадис пятьсот раз, ему сказали: «Мы забываем хадисы». Он спросил: «А кто из вас повторяет хадис пятьсот раз?» Они сказали: «А разве кто-то способен на это?», на что он ответил: «Поэтому вы забываете».

Имам Абу Бакр аль-Абhари аль-Малики сказал: «Я прочитал мухтасар Ибн ‘Абд аль-Хакам пятьсот раз. «Аль-асадийю» семьдесят пять раз. «Аль-Муватта» столько же. «Аль-Мабсут» тридцать раз. Мухтасар Ибн аль-Баркъи семьдесят раз».

Выбирайте время для хифза

Следующий совет: знать время, для заучивания мутунов, и практика показывает, что лучшее время, это утреннее время, пока мозг свободен. Это предпочитал имам аш-Шафии’и. Это также советовал имам Бадр Ибн Дажма’а, учитель имама аз-Заhаби.

Сказал шейх Халид, передавай мнение имама аль-ХатIыба аль-Багъдади: «Лучшее время, это на сухуре (заре), затем в полдень, затем после этого…»

Но шейх ат-Тарифи добавил, что последнее время ночи также благоприятное для хифза

Претворяй заученное

Также очень важно жить на этом. Сказал шейх Халид: «Восьмое, что помогает заучивать мутуны: действие, на основе этих знаний. На этот счет имеются много высказываний ученых. Пришло от Ибраhима бин Исма’иль бин Маджма’, сказавшего: «Мы помогали заучиванию хадисов поступками на их основе». Это пришло от группы саляф, да будет доволен ими Аллаh».

Я скажу: это пришло от Суфьяна ас-Саури, Ахмада и других.

Учить с одной копии:

Сказал шейх Халид: «Девятое, что помогает учить мутуны: упираться на конкретную копию и повторять лишь из нее, чтобы она отпечаталась в него в памяти. И не важно, Коран это, или мутуны… чтоб эта копия типографии отпечаталась у него на сердце.

Понимать заученное

Сказал шейх Халид: «Десятое, что помогает в заучивании: понимание смысла, если ты можешь понять, это поможет тебе в зубрежке».

Не торопитесь!

Мухаддис ат-Тарифи, давая насиха по заучиванию мутунов, сказал: «Человек должен брать столько, сколько сможет выучить. Ты видишь, как некоторые студенты хотят опередить время, хочет выучить страницы за короткий срок, это неправильно, бери несколько легких строчек. Если ты взял это (малое) и закрепил, то ты в выигрыше».

Мой опыт

Способ заучивания мутунов у всех отличается. Но суть от этого не меняется. Я знаю ребят, которые учили матн целиком, и не переходили на другие, пока не закончили этот.

Моя тактика кардинально отличается, я учу первые страницы одного матна, затем останавливаюсь, и учую другие мутуны, даю предыдущему матну осесть глубоко на сердце. В 2011 году я зубрил аль-Аджуррумию, без перерыва, затем в 2013 зубрил «Нухбат» Ибн Хаджара, тоже без перерыва, но в 2016 году я поменял тактику и увидел в этом пользу для себя.

Изменение произошло следующим образом:  когда я начал зубрить ат-Тахавийя, я остановился на первых страницах и перешел на «Люм’а» имам Ибн Къудамы, затем, не закончив ее, перешел на «аль-Икътисад» имама ‘Абд аль-Гъаний.

Зачем я так делаю? Дело в том, что моя душа принимает только так, и для меня мало просто выучить, оно должно еще быть закрепленным временем.

Но у братьев этот способ может не сработать, поэтому, пусть ищут свой метод, тренируя себя.

Также я не ограничиваюсь мутунами, я обращаю внимания на «мукъаддиматы» книг по вероубеждению, где автор в стихотворной форме начал предисловие, как имам аз-Захаби в «Китаб аль-‘Арш» к примеру, в них тоже очень много пользы. Но это тоже не всем может подойти.

Совет следующий, от меня: я читаю одну строку десять раз, затем двух минутная пауза, и снова десять раз, затем двух минутная пауза, и двадцать раз, после чего закрываю и занимаюсь своими делами, но в голову думаю о этих строках. Затем перед сном открываю и читаю медленно, отбросив все мысли, читаю вслух, затем даю жене, чтоб она разов 10/20 читала мне на ухо. Затем после сна первым делом достаю матн и снова читаю, буду сонным. В следующие дни жены проверяют меня эти строки, когда я сплю: если я во сне рассказал их, значит я продвигаюсь далее.

Но этот способ не всем подойдет. Это мой стиль, который подходит мне, и так поступали некоторые саляф.

Сколько учить, это зависит от силы памяти и энергии каждого человека. Нельзя личную практику навязывать кому-то, высокомерно и самовлюбленно полагая, что именно твоя тактика уникальная. Упаси Аллаh от этого!

Надеюсь, что я принес пользу братьям и сестрам. Прошу Аллаhа искренности и терпения всем нам.

Для пользы:

25. Правильное намерение в учебе.

108. Какие знания обязательны, а какие желательны? ‘Абдуль-Карим аль-Худейр.

111. Знания получают только через бедность и унижения!

114. Занимается призывом, но чувствует слабость веры и двуличие

129. Объедини работу и учебу, помоги умме чем можешь!

136. Как человеку, получающему знания, организовать своё время?

177. Вспомогательные причины по заучиванию Корана.

350. Моя личная методология в учебе и исследованиях.

391. Золотые советы по заучиванию Корана.

518. Дисциплина в приобретении знаний. Салих аль-Фаузан.

 

Один Коментарий

  1. Аноним 1 Мар 2018

    السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
    Брат как дела у вас? بارك الله فيكمو و جزاكم الله خيرا. за ваши пользой стати. можете сказать про себя где вы учились у кого учились.?вкратце. я просто не ношол если такая статья есть укажете!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *