348. Хадис: "Когда к вам придет тот, религией и нравом которого вы довольны..."

348. Хадис: «Когда к вам придет тот, религией и нравом которого вы довольны…»

348. Hadis Kogda k vam pridet tot religiej i nravom kotorogo vy dovolny to vydajte za nego... 640x376 - 348. Хадис:"Когда к вам придет тот, религией и нравом которого вы довольны..."

СОДЕРЖАНИЕ

Разбор путей хадиса
  Путь №1…

  Путь №2…
  Путь №3…
  Путь №4…
  Итог иснада…
Смысл хадиса.


Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.  А затем:

Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

إذا جاءكم من ترضون دينه وخلقه فزوجوه إلا تفعلوه تكن فتنة في الأرض وفساد كبير

Когда к вам посватается человек, религией и нравственностью которого вы довольны, то выдайте за него, а если вы не сделаете это, то распространится на земле порча и великая смута». 

Разбор путей хадиса

Путь №1:

Передает ат-Тирмизи и Ибн Маджа по цепочке от ‘Абдуль-Хамид бин Сулейман, от ибн ‘Аджляна, от Абу Уасима ан-Насри, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh.

Сам ат-Тирмизи сказал, когда привел этот хадис: «Хасан-гъариб». Когда ат-Тирмизи говорит просто «хасан», он этим указывает на не сильную слабость. Когда добавляет к этому «гъариб», то это еще слабее.

Сказал аль-Бухари: «Абдуль-Хамид правдивый. Но иногда может путаться».

Шейх аль-Альбани тоже назвал этот путь слабым.

От Ибн ‘Аджляна передал еще Нух бин Закуан. Ибн Хиббан назвал его «Мункар» — отвергаемым.

Путь №2:

Передается от ибн ‘Аджляна, от ‘АбдуЛлы бин Хурмуза от пророка ﷺ.

‘АбдуЛла ибн Хурмуз слабый. Яхья аль-Къаттан и ибн Маhди не передавали от него. Его также послабил имам Ахмад. Плюс он не застал пророка ﷺ.

Шейх аль-Альбани тоже назвал этот путь слабым.

Путь №3:

Передается также от Ибн Хурмуза, от детей ‘Абида, от Абу Хатима аль-Музани.

Ат-Тирмизи сказал, что Абу Хатим был сподвижником. Абу Зур’а сказал: «Я не знаю о его сподвижничестве».

А дети ‘Абида, это Мухаммад и Са’ид. Они оба неизвестны.

Шейх аль-Альбани тоже назвал этот путь слабым.

Путь №4:

Передал ‘Абду-Раззакъ, от Ма’мара, от Яхьи бин Аби Касира, сказавшего: «Сказал пророк …»

Яхья не застал пророка ﷺ.

Шейх аль-Альбани тоже назвал этот путь слабым.

Итог иснада

Самая лучшая версия, это версия Абу Хатима аль-Музани по цепочке ‘Абдуль-Хамида. Но для того пути нужны свидетельства. Годятся ли другие пути в качестве свидетельства, вот в этом и разногласия. 

Шейх аль-Альбани сказал, что эти пути подкрепляют друг друга. Ибн Баз тоже упирался на этот хадис. А аль-‘Адауи сказал, что они не подкрепляют друг друга.

Вопрос остается спорным. И не надо обращать внимание на фанатов шейха аль-Альбани, которые даже в фанатизме противоречат ему.

Смысл хадиса

≡ Имам Абу аль-‘Аля аль-Мубаракфури в «Тухфату аль-Ахуази» толкуя этот хадис сказал:

«Если вы выдаете замуж кроме как за обладателя имущества и авторитета, то возможно большинство ваших женщин останутся без мужчин. А мужчины останутся без женщин. Это увеличит искушение перед прелюбодеянием».

≡ Сказал имам ас-Синди в шархе на Ибн Маджу, комментируя данный хадис:

«Если вы будете обращать внимание лишь на обладателей состояния и влияния, тогда многие женщины и мужчины останутся без брака. Это приведет к распространению зина».

≡ ‘Алляма Ибн Джибрин в шархе на ат-Тирмизи сказал, комментируя данный хадис:

«(Иногда) Аулия девушки выдают лишь из-за красоты. Или из-за имущества. Или из-за знатности. Либо из-за религии. Но, обладатель религии более достоин, чтоб предпочли именно его, так как в этом хадисе (посланник Аллаhа) указал и побудил выдавать замуж за обладателя религии и нрава, сказав: «религией и нравственностью которого вы довольны». Он  указал только на два качества». 

≡ Имам ас-Синди у себя в «аль-Хашия» привел слова ат-Тейби, сказавшего:

«В этом хадисе доказательство в пользу (мнения имама) Малика. Он говорил, что при заключении брака надо учитывать лишь религиозность».

≡  аль-Къари сказал в шархе:

««Когда к вам придет…» — т.е просить руку вашей дочери или детей ваших родственников. «…довольны…» — т.е считаете хорошей. «…его религией…» — т.е его религиозность. «…его нравом…» — т.е его отношение к ней. «…то выдавайте.»  -т.е за него. «А если вы этого не сделаете...» — т.е не выдадите замуж. «…будет…» — т.е возникнет. «…распространится на земле порча и великая смута» — т.е масштабные, многочисленные. Так вы выдавали лишь за состоятельного и влиятельного. Многие ваши женщины могут остаться без мужей. Или большинство ваших мужчин могут остаться без женщин. Это приведет к искушению прелюбодеяния. Быть  может опекуны будут опозорены. Это еще больше раздует смуту. Это повлечет обрыв родственных связей. Уменьшится безопасность и целомудрие».

≡ Спросили Ибн ‘Усеймина:

«Один из порядочных молодых ребят посватался к девушке. Но отец отказал ему, аргументируя тем, что этот посватавшийся уже на последнем курсе учебы. Он опасается, что его устроят на работу в далекой местности, и его дочь будет оставаться дома одна. Правильно ли поступает (этот опекун)».

≡ Шейх ответил:

«Если мужчина посватался к девушке, обладающий религиозностью и нравственностью, то следует ответить ему и выдать замуж. То оправдание, которым руководствуется отец невестки, не препятствует их браку. Не разрешается отцу, когда его дочь хочет выйти замуж за этого человека, отказывать ей под этим предлогом. Ведь это не шариатское оправдание. Этот (опекун) в грехе, отказывая ей в этом. Поскольку ее опекун доверенный (в вопросе ее благополучия). Он обязан распоряжаться в целях ее благополучия»

Абу Ну’айм привел у себя в «аль-Хилья», что аль-Хасана аль-Басри, да будет доволен им Аллаh, спросили:«К моей девочке посватались несколько человек, за кого мне ее выдать?».  Он сказал:

مِمَّنْ يَتَّقِي اللَّهَ ، فَإِنْ أَحَبَّهَا أكرمها، وإن أبغضها لم يظلمها

«За того, кто боится Аллаhа. Ведь если он полюбит ее, то будет благородным с ней, а если разозлиться на нее, то не причинить ей несправедливость». 

Хвала Аллаhу Господу миров.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *