Последнее обновление на 3 Ноя 2019
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:
Уважаемый подписчик! Мы предлагаем твоему вниманию золотые примечания и указания со слов выдающегося ученого современного столетия — шейха Салиха аль-Фаузана. За которого Ибн ‘Усеймин незадолго до своей смерти сказал: «Он религиозный и обладающий знанием фикъhа человек».
Сегодня, читатели исламской литературы не понимают цели приобретения полезных знаний, и цели призыва к исламу. С дозволения Всевышнего Аллаhа мы отобрали лакомые кусочки из прекрасной работы шейха, под названием «Дисциплина в приобретении знаний». После подведем итоги по пунктам, иншаАлла.
≡ Говорит ‘алляма, да хранит его Аллаh:
لأن العلم هو الأساس الذي يبنى عليه القول والعمل، فعمل بدون علم ضلال، كما أن العلم بدون عمل أيضا ضلال، ومغضوب على عالم لا يعمل بعلمه، ولهذا قال سبحانه وتعالى معلما عباده في آخر سورة الفاتحة (اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ* صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ) [سورة الفاتحة: 7] فالمنعم عليهم هم الذين جمعوا بين العلم النافع والعمل الصالح، والمغضوب عليهم هم الذين أخذوا العلم وتركوا العمل، والضالون هم الذين أخذوا العمل وتركوا العلم، فأنت تسأل الله في كل ركعة حينما تقرأ هذه السورة العظيمة سورة الفاتحة أن يهديك طريق المنعم عليهم من النبيين والصديقين والشهداء والصالحين، وأن يجنبك طريق المغضوب عليهم، وهم العلماء الذين لا يعملون بعلمهم، وطريق الضالين وهم الذين يعملون بدون علم، وهذا هو الذي بعث الله رسوله صلى الله عليه وسلم به، أرسل رسوله بالهدى ودين الحق
«Знания, это основа, на которой зиждиться всякое слово и дело. Дела без знаний – это заблуждение, как и знания без дел являются заблуждением. На тех, кто не поступает согласно своим знаниям гнев (Аллаhа). И поэтому Всевышний и Могучий в последних аятах суры аль-Фатиха сказал своим рабам, обучая их: «Веди нас прямым путем. Путем тех, кого Ты облагодетельствовал. Не путем тех, на ком Твой гнев и не заблудших».
Облагодетельствованные – это те, которые связали полезные знания с праведными деяниями. А те, на ком гнев, это взявшие знания и оставившие дела. Заблудшие – это те, которые делали поступки и оставили знания.
Ты просишь Аллаhа в каждом ракаате, когда читаешь эту великую суру аль-Фатиха, чтобы Он направил тебя на путь облагодетельствованных из числа пророков, правдивых, мучеников и праведников. Также (просишь Его), чтобы Он уберег тебя от тех, на ком гнев (Аллаhа), а это такие знающие люди, которые не поступали согласно своим знаниям. А заблудшие, это поступающие без знаний.
Это то, с чем Аллаh послал своего посланника, мир ему и благословение Аллаhа. Послал Своего посланника с истинной религией и верным руководством».
≡ Далее шейх говорит:
فالهدى هو العلم النافع، ودين الحق هو العمل الصالح، فالرسول صلى الله عليه وسلم بعث بالعلم النافع والعمل الصالح، وهما قرينان لا يفترقان، العلم والعمل قرينان لا يفترقان، ولهذا حث الله سبحانه وتعالى حث عباده على طلب العلم والتفقه في الدين، قال تعالى: (وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنفِرُواْ كَآفَّةً فَلَوْلاَ نَفَرَ مِن كُلِّ فِرْقَةٍ مِّنْهُمْ طَآئِفَةٌ لِّيَتَفَقَّهُواْ فِي الدِّينِ وَلِيُنذِرُواْ قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُواْ إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ) [سورة التوبة: 122] فلولا نفر هذا حث من الله سبحانه وتعالى لعباده، بأن تنفر طائفة لطلب العلم والتفقه في دين الله، يطلبون العلم في أي مكان يسافرون إليه في مكانه أينما وجدوه فيتفقهون في دين الله، فيحصلون على بشارة النبي صلى الله عليه وسلم لقوله من يرد الله به خيرا يفقه في الدين.
«Верное руководство (правильный путь) – это полезные (шариатские) знания. Религия истины – это праведные дела (на основе знаний). Посланник Аллаhа ﷺ был послан с полезными знаниями и праведными деяниями. Они параллельны друг другу и не отделимы друг от друга. Знание и дела не должны отделяться друг от друга. Поэтому Всевышний и Могучий Аллаh побудил своих рабов требовать знание и понимание в религии, сказав в суре «ат-Тауба»: «Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться»«.
Всевышний и Славный повелел Своим рабам, чтобы группа из них требовала знания и понимания в религии. Чтобы требовали знания где-бы они не были. И приобретали понимания в религии там, где надо, тем самым попадая под хорошую весть пророка ﷺ который сказал: «Кому Аллаh желает блага, тому Он даст понимание религии».
≡ Далее шейх говорит:
ثم إذا تفقهوا في دين الله ورجعوا إلى بلادهم وأهليهم فإنهم ينذرونهم ويعلمونهم هذا العلم الذي تحملوه، ويكونون دعاة إلى الله على بصيرة، عاملين بعلمهم، وداعين إليه، هذه طريقة أهل النجاة، وأهل الفلاح، وقد قال صلى الله عليه وسلم من (سلك طريقا يلتمس فيه علما سهل الله له طريقا إلى الجنة
«Затем, когда они приобретут правильное понимание в религии, они должны вернутся на свою родину к своим семьям и предостерегать, их и обучать их тому, что взяли сами. Они должны быть призывающими к Аллаhу на основе знаний, действуя согласно знаниям и указывающими к ним. Это и есть путь спасшихся и преуспевших».
≡ Далее шейх говорит:
بل إن النبي صلى الله عليه وسلم قال إن العلماء ورثة الأنبياء وإن الأنبياء لم يورثوا دينارا ولا درهما وإنما ورثوا العلم، فمن أخذه أخذ بحظ وافر والعلم لا يحصل عفوا بدون طلب، لابد من طلب العلم، ولا يحصل عفوا للإنسان أو إلهاما أو تلقائيا كما يقول أهل التصوف، وإنما العلم يحتاج إلى طلب وسعي في تحصيله وصبر في تلقيه، كذلك العلم لا يؤخذ من الكتب وحدها، لا يؤخذ العلم عن المتعالمين، الذين لم يتفقهوا في دين الله، غاية ما يكون أنهم يقرؤون في الكتب أو يحفظون شيئا من النصوص ولا يفقهون معناها ولا يتلقونها عن أهل العلم، فهذه طريقة ضاره، لأن العلم لا يؤخذ إلا عن أهل العلم بالتلقي عن العلماء جيلا بعد جيل إلى أن يرث الله الأرض ومن عليها، فمن أصول التعلم وأساسات التعلم هذا الأمر أنه يؤخذ عن العلماء الربانيين العلماء المعروفين بالعلم الذين تحملوه عن مشائخهم وهم يحملونه لطلابهم ويتوارثونه بينهم إلى أن يرث الله الأرض ومن عليها.
«Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Поистине, ученые наследники пророков. Пророки не оставляли в наследство ни динаров, ни дирhамов, но оставили после себя знания. Кто взял эти знания, ухватился за надежную вервь».
Знания не достигаются без учебы. Обязательно надо учиться. Человек не получает знания через внушение или автоматически (просто так), как заявляют суфии. Однако знания должны приобретаться. Обязательно надо стремиться к ним и проявлять терпение на пути их получения.
Также знания не берутся с одних лишь книг. И не берутся знания от псевдоученых, которые не понимают в религии Аллаhа. Максимум что они могут, это прочитать книги или выучить некоторые тексты, не понимая их значения. Они не брали их от обладателей знания. Это пагубный путь. Ведь знания приобретаются лишь непосредственно от (истинных) обладателей знания, с поколения в поколение…
Одна из основ и фундаментов обучения, это требовать знания у мудрых, известных своими познаниями ученых, которые в свою очередь взяли их от своих шейхов, а эти передают своим студентам, наследуя знания друг от друга».
≡ Далее шейх говорит:
ومن أصول التعلم كذلك المهمة أن الإنسان لا يبدأ العلم من فروعه وأعلاه، وإنما يبدأ العلم من الأساس، شيئا فشيئا، ويتلقاه شيئا فشيئا، من الكتب المختصرة في كل فن حفظا وفهما، على أيدي العلماء، فلا يقرأ ويبدأ في المطولات من الكتب، ولا يبدأ بكتب الخلاف، والأقوال، وإنما يؤخذ العلم شيئا فشيئا، ويتدرج فيه شيئا فشيئا، والعلم لا يؤخذ دفعة واحدة، لا يؤخذ إلا عن طريق التدرج شيئا فشيئا
«Также одна из основ приобретения знаний, она очень важная: не начинать приобретение знаний с его второстепенных аспектов. Прежде всего надо начать приобретать знания с основного. Брать по чуть-чуть, понемногу, с кратких изложений в каждой науке, заучивая и вникая. Все это под воспитанием ученых.
Нельзя начинать свое чтение с больших трудов, с книг по разногласиям, где различные высказывания. Но надо брать мало-помалу, постепенно развиваясь в этом. Знания не берутся сразу целиком, они берутся постепенно, мало-помалу».
≡ Далее шейх говорит:
كذلك من أصول طلب العلم، أن طالب العلم لا يقتصر على فن واحد، كأن يقتصر على فن في الفقه مثلا أو يقتصر على فن الحديث مثلا أو فن التفسير، وإنما يأخذ من كل علم بمختصر مفيد، لأن العلوم يرتبط بعضها ببعض، فلابد أن طالب العلم أول شيء يقرأ القرآن، ويحفظ القرآن، أو يجيد تلاوته من غير حفظـ فالأساس هو كتاب الله سبحانه وتعالى، ويقرأ ما تيسر من تفسير القرآن حتى يفهم الآيات، ولا يقرأها على نفسه، وإنما يقرأ على أهل العلم، وأهل التفسير، يتلقى التفسير عن المفسرين المعروفين بذلك.
«Также основой в требовании знаний является то, когда студент не ограничивается одним видом наук, как если бы он ограничился фикхом, к примеру, или хадисом, или тафсиром. Однако он должен брать полезное с каждой науки понемногу, так как каждая наука взаимосвязана друг другом. Прежде всего студент должен читать (изучать) Коран и выучить его. Затем улучшить свое чтение.
Основа – это книга Аллаhа, Свят Он и Велик. Пусть читает легкие тафсиры, дабы понять смысл аятов. И пусть не читает самостоятельно, а читает обладателю знания (чтоб тот исправлял его). Пусть читает тафсир знающим его. Пусть берет тафсир от известных толкователей Корана».
≡ Далее шейх говорит:
ثم أيضا يقرأ الحديث، يقرأ في الحديث حفظا وفهما، على أيدي علماء الحديث، المعروفين به، ثم أيضا يقرأ في الفقه، وهو الأحكام المستنبطة من الكتاب والسنة، هذا هو الفقه الأحكام الشرعية المستنبطة من الكتاب والسنة، يقرأ أيضا في كتب النحو، لأن القرآن والسنة نزلا بلغة العرب، فلا بد أن يقرأ في النحو، حتى يعرف معاني الآيات والأحاديث، ويعرف أيضا روابط الكلام من الناحية اللغوية، حتى يسلم من اللحن والخطأ، ولأن علم النحو يعين على فهم النصوص
«Затем пусть изучает хадис непосредственно у известных ученых по хадису, вникая и заучивая. Затем пусть изучает фикъh, извлеченный из Корана и Сунны, ибо это и есть фикъh…
Пусть также изучает труды по грамматике, так как Коран и Сунна ниспосланы на языке арабов, значит обязательно надо изучать грамматику, чтоб понять смысл аятов и хадисов и, чтоб можно было понять связку слов с грамматической стороны, чтобы не допускать ошибок в речи. Ведь грамматика позволяет постичь смысл текстов».
≡ Далее шейх говорит:
كذلك كل فن له أصول وقواعد، هناك في الحديث مصطلح الحديث، ضوابط الحديث الصحيح من الحسن من الضعيف من الموضوع، لابد أن تعرف ولو مختصرا في مصطلح الحديث، كذلك لابد من مختصرا في أصول الفقه، وقواعد الفقه، تقرأه على عالم من علماء الأصول، كذلك لابد من مختصر في أصول التفسير، لأن التفسير له أصول، وله منهج، وهذا ما يسمى بأصول التفسير، فتقرأ في أصول التفسير من المختصرات في ذلك، هذه مفاتيح العلوم، والعلم يؤتى من بابه لا يؤتى من فرعه
فكل علم له باب لابد أن تدخل من هذا الباب، وهذه الأبواب هي المختصرات، والحمد لله العلماء رحمهم الله اعتنوا بهذه المختصرات فاختصروها للطلاب وضبطوها نثرا ونظما، حتى تحفظ وتشرح لهم على أيدي العلماء، وهذه العلوم مترابطة كما ذكرنا، علم الفقه مرتبط بعلم التفسير وعلم الحديث وعلم النحو فهي مترابطة كل علم مرتبط بالعلم الآخر، فلذلك لا يقتصر طالب العلم على فن واحد
«Также в каждой науке есть свои правила. Есть наука терминологии хадиса — нормы, определяющие достоверные, хорошие, слабые и выдуманные хадисы. Обязательно надо знать терминологию хадиса, хотя-бы вкратце. Также обязательно надо знать основы и правила фикха хотя-бы вкратце. Читай это перед знатоком основ.
Также надо знать основы тафсира вкратце. И у него есть своя методология, это называется «усулю ат-тафсир». Надо прочитать краткие изложения по основам тафсира. Это есть ключи к знаниям. Знания берутся через их основы, а не через второстепенное.
К каждой науке есть свои двери, и входят к ним только через эти двери. Эти двери – это краткие изложения. Хвала Аллаhу, ученые занимались этими краткими изложениями, установили нормы и предоставили их студентам, благодаря чему их можно выучить и объяснять студентам под руководством ученых. Эти науки, как мы уже упомянули, связаны друг с другом, связаны с наукой тафсира, с наукой хадиса, грамматикой… поэтому, студент не может ограничиться лишь одной из них».
≡ Далее шейх говорит:
وهذه المختصرات سهلة لمن وفقه الله،تكون الدراسة إما منهجية في المدارس والمعاهد والكليات على أيدي المدرسين وضمن المقررات الدراسية في كل فن، وإما أن تقرأ على العلماء في حلق العلم في المساجد، أو في دور العلم المعروفة
«Эти краткие изложения легки для тех, кому Аллаh облегчил… Учеба должна быть либо систематизированной в школах, институтах и факультетах под предводительством учителей по подобранным предметам различных наук, либо ты должны учиться у ученых в учебных кружках в мечетях, или же на (различных) принятых учебных сессиях».
≡ Далее говорит шейх:
، العلم لا يطلب سرا، العلم علانية، ما يطلب سرا في جلسات سرية أو يطلب في استراحات أو في أمكنة خفية، وإنما يطلب العلم علانية ويستفيد منه الحاضرون من العوام وغيرهم، فالعلم يعلن ولا يسر، لأن الله أنزله للناس، ولم ينزله لطائفة خاصة، فلابد من أن يكون طلب العلم علانية في المساجد أو يكون علانية في المدارس النظامية، فهذه أصول طلب العلم
«Знания не приобретаются в тайне. Знание – явление официальное. Не берется знание в скрытых собраниях. Не берется знание в скрытых местах или с наслаждением. Однако знание приобретается лишь открыто, а присутствующие из числа простых людей берут от него пользу. Знания объявляют, но не скрывают. Потому что Аллаh ниспослал их к человечеству, и не ниспослал их к конкретной группе. Приобретение знания обязательно должно быть открытым (если возможно) в мечетях или в дисциплинированных учебных заведениях. Вот это и есть основы приобретения знаний».
≡ Далее шейх говорит:
ويقول العلماء من ضيع الأصول حرم الوصول، إذا ضيعت هذه الأصول وهجمت على العلم هجوما من غير طريقه، فإنك تحرم إياه، من ضيع الأصول حرم الوصول، فيجب على طالب العلم أن يسير على هذه الأصول، ويتلقى العلم من أصوله ومبادئه، لا يتلقاه من فروعه، فإن هذا يضيعه ولا يحصل على شيء، كذلك لا بد لطالب العلم أن يصبر، لا بد لطالب العلم أن يصبر على مشقة الطلب، وعلى طول المدة، يصبر ويسير مع طريق العلم ولو طال ولا يضجر ولا يمل.
اطلب العلم ولا تضجرا فآفة الطالب أن يضجرا ألم تر الحبل بتكراره في الصخرة الصماء قد أثرا
«Ученые говорили: «Кто нарушил основу, лишается доступа». Если ты нарушил эти (упомянутые) основы и кинулся приобретать знания не правильным путем, то ты лишишься их. Кто нарушил основу, лишается доступа. Студент обязательно должен двигаться на этих основах, получать знания с главного и принципиального. В начале он не должен брать второстепенные знания, это лишь погубит его и он ничего не получит. Требующий знания обязан терпеть, студент обязан терпеть невзгоды, терпеть продолжительность, двигаясь на пути знаний, пусть даже долго. Он не должен отчаиваться и расстраиваться (на этом пути).
(Сказал поэт): «Требуй знания и не расстраивайся. Ведь беда его, когда он отчается. Разве ты не видишь как веревка своим повторением, связала твердую скалу»» (Прим. Перев.)
≡ Далее шейх сказал:
فلا تيأس أو تستصعب طلب العلم، أو تستطيل مدته، فاصبر وأنت على أجر، طالب العلم تستغفر له الملائكة تضع له أجنحتها لطالب العلم رضا بما يصنع. ولا بد في طلب العلم من المشقة، ولا بد من التحمل، ولابد من الصبر، ومن لم يذق ذل التعلم ساعة، تجرع كأس الجهل طول حياته، فعليك أن تصبر وعليك أن تواصل الطلب، ولا تمل، حتى تبلغ الغاية بإذن الله، ومن سار على الدرب وصل، فهذه نبذ في كيفية طلب العلم، ثم أيضا فيه ناحية مهمة تعينك على طلب العلم وتنمي معلوماتك وهي العمل، العمل بما علمك الله، فكل ما تعلمت شيئا من العلم، تعمل به، حتى يزداد علمك وتكون فيه بركه، ويكون فيه خير، وفى الحكمة : من عمل بما علم ورثه الله علم ما لم يعلم.
«Не отчаивайся и не пугайся от тяжести знаний и продолжительности приобретения их.
Терпи, ведь ты получишь за это награду. За требующего знания ангелы просят прощения, преклоняя свои крылья перед ним, выражая довольства тем, что он делает.
В приобретении знаний обязательно буду трудности, и их обязательно надо терпеть и выносить. Тот, кто не почувствовал унижения на пути требования знания хотя-бы час, будет пить кубок невежества всю свою жизнь! Поэтому терпи, не прерывай учебу, не отчаивайся, пока ты не достигнешь цели, с дозволения Аллаhа. Это резюме о дисциплине получения знаний.
Также есть важный момент, который поможет тебе в получении знаний и развит твою эрудицию – действуй согласно тому, что научил тебя Аллаh. Каждый раз, когда ты узнал что-то, действуй согласно этому, чтоб прибавились твои знания, и прибавилось в них благодати и добра. Как говорится в мудрой пословице: «Кто действовал согласно тому, что знал, Аллаh научит его тому, чего не знал».
Теперь подведем итоги:
1. Религия истины – это правильные дела. Верное руководство – это правильные полезные знания. С этим были ниспосланы все пророки и посланники.
2. Слова и дела должны упираться на знание и понимание.
3. Дела без слов заблуждение, как и слова без дел.
4. Облагодетельствованные – это те, кто жил согласно своим знаниям.
5. Те, на ком гнев, это оставившие дела – Иудеи. Заблудшие, это оставившие знания – христиане.
6. Мы должны быть внимательными, когда читаем суру аль-Фатиха и понимать, что мы просим.
7. Если человек понимает религию правильно, значит Всевышний желает ему добра. Если человек не понимает, значит Всевышний не желает ему добра.
8. Полезные знания и дела на их основе не отделимы друг от друга.
9. Группа мусульман обязательно должна требовать знания для уммы.
10. Человек расходует из того, что имеет.
11. Человек должен получить знания и вернуться к своему народу (если это возможно и безопасно) и обучить их религии. Они должны возбуждать в них желания учиться. Одна из целей учебы, это обучиться самому и обучить свой народ.
12. Нарушение основы чего-либо, лишает доступа к этому.
13. Пророки оставили в наследство знания, а ученые унаследовали это от них.
14. Знания – означает учеба, терпение, старание. Просто так знания не приходят.
15. Знания надо брать от признанных, известных ученых, имеющие цепочку до саляф.
16. Нельзя брать знания от псевдоученых, не имеющих признания среди обладателей знания.
17. Просто книгами не обойтись, обязательно надо быть воспитанным своим учителем.
18. Основа, что знания передаются устно, из поколения в поколение.
19. Очень опасно быть самоучкой, это заблудший путь!
20. Недостаточно быть знающим, еще надо быть мудрым.
21. Недостаточно выучить, надо еще вникать в заученное.
22. Нельзя начинать учебу с второстепенного, надо начинать с главного.
23. Важно соблюдать последовательность и не торопиться.
24. Нельзя брать сразу все, надо брать понемногу.
25. Сначала нельзя вдаваться в подробности разногласий.
26. Надо проходить те материалы, которые предусмотрены в учебной дисциплине и системе.
27. Не надо ограничиваться одним видом наук.
28. С каждой науки надо брать по чуть-чуть.
29. Первым делом надо выучить Коран вместе с легким тафсиром.
30.Обязательно надо понимать аяты.
31. Пусть читает Коран знающим его.
32. Надо изучать хадис, фикъh и другие науки.
33. Фикъh надо изучать, извлеченный из Корана и Сунны, а не из традиций и фанатов!
34. Обязательно надо изучать арабский язык, грамматику и то, что вытекает, посредством этого познается шариат в целом!
35. Важно терпеть требование знания и не отчаиваться, видя сложности на этом пути.
36. Знания берут с главного, а не с второстепенного.
37. Важно изучить основы всех наук, хотя-бы вкратце.
38. Важно знать правила в каждой науке.
39. Труды легки для тех, кто проходит их правильно и, кому облегчил Аллаh.
40. Необязательно проходить учебу в специальных заведениях, главное, чтобы это происходила под присмотром обладателей знания.
41. Важно, чтобы материалы были учебно-систематизированы и упорядочены.
42. Знания должны быть предметом официального статуса, а не неизвестных источников.
43. Берите знания общепризнанным путем, не надо выдумать новое.
44. Знания касаются всех без исключения, никто не освобождается от ответственности.
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам.
Ассаламу алейкум! Брат можно ли читать книгу 100 великих людей Ислама? Слышал там много не достоверное, сейчас книга сильно распространяется в России, в частности на Кавказе, дайте разъяснения по данной книге! ДжазакаЛлаху хайран
Уа ‘аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракатуhу. Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…
Уа ийяка. К сожалению, я не знаком с этой книгой. Желательно указать автора этой книги.
А если я читаю ваш сайт,я считаюсь самоучкой,или смотрю видео на ютубе?
Если вы корректируете свои взгляды с тем, кто знает шариат, то нет, вы не самоучка.
Ма шаалЛах, очень хороший ответ!
Ассаламу Алайкум! Брат на мой вопрос ответ будет?
Уа аляйкум ассалям. На какой ?
брат ассалам алейкум, да воздаст тебе благами Аллах. К сожалению, местами ты пропустил предложения на арабском, я следил)) а так — пользу взял
Уа аляйкум ассалям. Уа ийяк. Пропустил повторения.
Ас саляму алейкум брат.У меня есть желание обучиться религии?Но не знаю куда поступить,можешь порекомендовать несколько учреждений?
Уа аляйкум ассалям. С какой вы страны? Куда сможете выехать?
Ас саламу аляйкум ва рахматуЛлах. Я из России. Подскажи пожалуйста, кроме саудии разумеется (ибо туда я не прохожу по возрасту), где можно требовать знания? В Судане слышал неплохо и в плане религии и по финансам не так затратно, так ли это? Может ещё есть какие страны или учебные заведения где можно требовать знания, если знаешь, подскажи пожалуйста. БаракаЛлаху фика
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
В Судане сейчас экономический кризис. В Египте можно, если поступите в Азхар и получите прописку.
В Египте цены уже как в России на всё. Эконом кризис в Судане мешает учёбе что ли? Кстати, как насчет Мавритании?
В Египте лучше чем в Росси в несколько раз, как и по ценам, так и в целом. Мавритания далеко, там ни разу не был.