614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога «сидение»

 

atribut boga sidenie 1 640x318 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

СОДЕРЖАНИЕ

Гл. 1. ПРЕДИСЛОВИЕ

Гл. 2. ХАДИСЫ О СИДЕНИЕЕ БОГА НА ТРОНЕ
• Хадис ‘Умара ибн аль-Хаттаба
• Хадис Абу Хурайры
• Второй хадис Абу Хурайры
• Хадис Анаса
• Второй хадис Анаса
• Хадис Джабира
• Хадис Асмаъ бинт ‘Умейс
• Хадис Саhля ибн аль-Хакама
• Хадис Ибн ‘Аббаса
• Хадис ‘Абдуллы ибн Унейса

Гл.3 АСАРЫ ОТ СПОДВИЖНИКОВ
• Ибн Мас’уд
• Ибн ‘Аббас

Гл.4 АСАРЫ ОТ ТАБИИОВ
• ‘Икрима
• Аль-Хасан аль-Басри
• Аль-А’маш
• ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз
• Суфьян ас-Саури
• Хариджа бин Мус’аб
• Уаки’ ибн аль-Джаррах

Гл.5 ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИМАМОВ, ХУФФАЗОВ
• Ахмад ибн Ханбаль
• Абд аль-Уаhhаб аль-Уарракъ
• Абу Са’ид ад-Дарими
• Ибн Аби ‘Асым
• Ибн Джарир ат-Табари
• Абу аль-Хасан ад-Даракъутни
• Абу аль-Хасан ибн аз-Загъуни
• Абу Исма’иль аль-Харауи
• Исма’иль ат-Тейми
• Ибн Хамид аль-Ханбали
• Абу Я’ля аль-Ханбали
• Шейхуль-ислям Ибн Теймийя
• Ибн Къайим
• Ибн аль-Мухибб ас-Самит
• Абд ар-Рахман ас-Са’ди
• Другие ученые

Гл.6 ВЫВОДЫ


 

Гл. 1.
ПРЕДИСЛОВИЕ

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем…

Один из наших уважаемых братьев после просмотра нашего видео «Сидение Бога на троне» задал мне вопрос по этому поводу, а именно об атрибуте джулюс/къ’уд (сидение) и добавил, что его учитель сказал ему, что эти хадисы только фукаха удостоверяют, не мухаддисы. 

Достаточно странное утверждение, свидетельствующее об одном из двух:

  • Либо у них нет достаточного представления науки хадис.
  • Либо у них нет понимания конкретно данного вопроса.

В этой теме мы имеем десять хадисов от восьми сподвижников пророка ﷺ: ‘Умара ибн аль-Хаттаба, Абу Хурайры, Анаса, Джабира, Асмаъ бинт ‘Умейс, Саhля ибн аль-Хакама, Ибн ‘Аббаса и ‘Абдуллы ибн Унейса, да будет доволен ими всеми Всевышний.

Также пришли на эту тему асары сподвижников и табиинов, а имамы и муджтахиды после них удостоверяли эти предания, брали их на веру и передавали их в своих книгах.

Я не стал удлинять эту работу, боясь, что читатель утомиться и плохо освоит материал, удалил многие подробности этой темы, оставив лишь самый смак и минимальную необходимую информацию.

Я буду приводить хадисы по убыванию, от самого достоверного к менее достоверному, а Аллаh с теми кто творит добро!

 

Гл. 2.
ХАДИСЫ О СИДЕНИИ БОГА
НА ТРОНЕ

Хадис ‘Умара ибн аль-Хаттаба

Данный хадис с небольшими отличиями передают имамы ахлю-сунна, как Ахмад через его сына Абдуллу, Харб аль-Кирмани, Ибн Джарир ат-Табари, Абу Джа’фар Ибн Аби Шейба, Ибн Батта, ад-Дыяъ аль-Макъдиси, Абу Мухаммад ад-Дашти и другие.

Мы сейчас будем разбирать именно вариант из книги «ас-Сунна» имама Абдуллы. О книге «Сунна» Абдуллы мы сделали подробный разбор:

Сказал ‘Абдула сын Ахмада: мне рассказал отец: мне рассказал ‘Абд ар-Рахман: мне рассказал Суфьян от Абу Исхакъа, от ‘Абдуллы ибн Халифы от ‘Умара (Ибн аль-Хаттаба), что посланник Аллаhа ﷺ сказал:

«Когда Всевышний сел на трон был слышен скрип (этого трона), словно скрип нового седла».

Скрин:

ahmad i hadis umara 2 640x192 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

Иснад данного хадиса

Абдулла сын Ахмада: тут все ясно.

Ахмад ибн Ханбаль: тут еще яснее.

‘Абд ар-Рахман: это Абу Са’ид Ибн Махди Ибн Хассан аль-Азди аль-Басри родился в 135 г.х. Учитель имама Ахмада. Титан в науке джарх и та’диль. Единогласно признанный имам ахлю-сунна. Учился у таби-табинов, как Ибн аль-Мубарак, Шу’ба ибн аль-Хаджадж, Малик ибн Анас, Хаммад бин Саляма, ас-Саури и других величайших людей в истории человечества.

Говорят именно для него имам аш-Шафии написал книгу «ар-Рисаля», его попросил об этом сам Ибн Махди, при том что аш-Шафии младше Ибн Махди на 15 лет.

Аш-Шафии сказал о нем: «Я не знаю подобного ему в этой науке». И это несмотря на то, что аш-Шафии учился у Малика!

Сказал о нем другой гигант в хадисе и учитель аль-Бухари — ‘Али ибн аль-Мадини: «Самый знающий в хадисе — ‘Абд ар-Рахман ибн Махди».

Суфьян: это Абу ‘Абдилля ибн Са’ид ибн Масрукъ ас-Саури  род. в 97 г.х. и умер в 161. Таби-табиин. О таких не спрашивают! Кстати, Ибн Махди один из особых сподвижников Суфьяна вместе с Уаки’ом.

Абу Исхакъ: это ‘Амр ибн ‘АбдиЛляh ибн ‘Али ас-Саби’и аль-Куфи. род. в 33 г.х. и умер 127. Табиин, единогласно признанный имам. Являлся близким учеником Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh.

Мухаддисы говорят: хадисы куфийцев сосредоточены на двоих: А’маше и Абу Исхакъе ас-Саби’и.

Удостоился чести учиться не только у Ибн ‘Аббаса, но и у других сподвижников пророка ﷺ, а именно: Му’ауия, ‘Ади ибн Хатим, аль-Бараъ ибн ‘Азиб, Зейд ибн Аркъам, ‘Абдулла ибн ‘Амр, ‘Амр ибн аль-Харис аль-Ансари, Абу Джухейфа ас-Сиуаи, ‘Умáра ибн Рувайба ас-Сакъафи и ‘Абдулла ибн Язид аль-Ансари.

А от него передавал Мухаммад ибн Сирин (будучи его учителем), Къатада, аз-Зухри, аш-Ша’би и другие величайшие табиины.

Яхья ибн Ма’ин: «Самые сильные передатчики от Абу Исхакъа, это Шу’ба и ас-Саури».

‘Абдуллаh бин Халифа ат-Таи: хафиз аз-Захаби сказал о нем в «Китаб аль-‘Арш»: «Один из ранних табиинов. Мы не знаем его положение, ни в джархе, ни в та’диле, однако это хадис передает (от него) Абу Исхакъ ас-Саби’и, подтверждая этот и другие хадисы атрибутов. Его также рассказал Суфьян ас-Саури, Абу Ахмад аз-Зубейри, Яхья Ибн Аби Букейр и Уаки’ от Исраиля…».

Сказал Ибн Аби Хатим: «АбдуЛлаh ибн Халифа передает от ‘Умара и Джабира. От него передавал Абу Исхакъ и Юнус Ибн Аби Исхакъ».

Ибн Хиббан поместил его в свою книгу «Сикъат» — заслуживающих доверия передатчиков.

Хафиз ас-Суюуты сказал у себя в «Асмаъ аль-мухадрамин» (труд, где он собрал всех табиинов, заставших пророка ﷺ но не встретивших его): «Его биография известна, он заслуживает доверия».

Сказал хафиз аль-Хайсами в «Маджма’у аз-Зауаид»: «Абдулла ибн Халифа аль-Хамазани, заслуживающий доверия».
См. «Маджма’у аз-Зауаид» 10/179 издания DKI.

Хафиз Ибн Хаджар у себя в «Такъриб ат-Такъриб» называет его «макъбуль». Это значит, что если преданию Ибн Халифы есть свидетельства, то оно принимается, а свидетельства мы приведем в следующих главах.

А в «аль-Исабаh» Ибн Хаджар сказал: «Аль-Бухари и другие упомянули его в числе табиинов».

Затем Абдулла продолжил: «Мне рассказал мой отец: мне рассказал Уаки’ хадис Исраиля от Абу Исхакъа, от ‘Абдулла ибн Халифы от ‘Умара… и после этого один человек смутился (услышав этот текст), мой отец назвал его имя перед Уаки’ом. Тогда Уаки’ разгневался на него (на этого человека) и сказал: ″Мы застали А’маша и Суфьяна, они передавали этот хадис и не отрицали его″»

Обратите внимание на реакцию имама Уаки’а ибн аль-Джарраха, учителя имама Ахмада и аш-Шафи’и, что прямо свидетельствует о том, что он верил в этот хадис, еще и добавил, что А’маш и Суфьян ас-Саури не отрицали его, т.е тоже верили.

Хафиз аз-Захаби в «Китаб аль-‘Арш» сказал: «Этот хадис достоверный у группы мухаддисов. Его также передал ад-Дыяъ аль-Макъдиси (в своем сахихе) …  Если все эти имамы: Абу Исхакъ ас-Саби’и, ас-Саури, аль-А’маш, Исраиль, ‘Абд ар-Рахман ибн Махди, Абу Ахмад ас-Зубейри, Уаки’, Ахмад ибн Ханбаль, и другие имамы, упоминать которых придется долго, а они святилища пути, светильники в мраке, приняли этот хадис, рассказывали, не отрицали его и не послабляли иснад, так кто мы такие отрицать его, считая себя знающими чем они?!»

Велик Аллаh! Посмотрите на понимание хафиза аз-Захаби пути саляф!

Сказал шейхуль-ислям Ибн Теймийя, да помилует его Аллаh: «Хадис, известного ‘Абдуллы ибн Халифы, который он передает от ‘Умара, большинство ахлю-сунна приняли его».
≡ См. «Маджму’ аль-Фатауа» 16/434.

К тому же Ибн Халифа ат-Таи передавал от ‘Умар и другие хадисы, и их передавал Ибн Аби Шейба и другие мухаддисы.

Хафиз ад-Даракъутни указывал, что если более двух передатчиков передают от малоизвестного (а эти двое, передающие от этого малоизвестного великие хуффазы), то эта неизвестность в отношении этого передатчика перестает быть как таковой, а те двое, которые передают от Ибн Халифы, это Абу Исхакъ и Юнус, два великих имама.

Также шейхуль-ислям Ибн Теймийя, да помилуете его Аллаh: «Ахлю-сунна передавали хадисы и асары в подтверждении сидения Господа Всевышнего, приняли их и смирились (перед этими сообщениями), рассказывали о них без осуждения (матна), а мы следуем им в этом.

Когда Шазан отправил к имаму Ахмаду (или письмо или кого-то), спрашивая у него разрешения передать (рассказывать дальше) хадис Къатады от ‘Икримы, от Ибн ‘Аббаса (хадис) «Я видел своего Господа…», он сказал: ″Рассказывай о нем, ведь ученые рассказывали о нем″.

Аль-Маррузи сказал Ахмаду: ″Разве нас не будут порочить за это?″ он сказал: А разве ученые не приняли этот хадис?″»
≡ См. «Баяну ат-Тальбис аль-джаhмийя» 16/434.

Имам Ахмад тоже удостоверил этот хадис. Сказал его сын Абдулла: «Спросили моего отца о том, что передается о Курсий и сидении Господа на нем, я видел отца как он удостоверял эти хадисы (и в том числе) хадисы о видении (Аллаhа), он принимал их, собрали их в книге и рассказывал их нам».

Скрин:

ahmad i hadis umara 640x258 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

Теперь посчитаем сколько имамов-табиинов признавали этот хадис и верили в него:

  • Абу Исхакъ ас-Саби’и (табиин, о нем уже рассказали).
  • А’маш (табиин, о нем уже рассказали).
  • Абу Ахмад аз-Зубейри (Мухаммад Ибн ‘Абдилля ибн аз-Зубейр аль-Куфи. Табиин. Ученик ‘Исы ибн Таhмана, ученика Анаса).
  • Суфьян ас-Саури (таби-табиин, о нем уже рассказали).
  • Исраиль (ибн Юнус ас-Саби’и, аль-Куфи. Великий таби-табиин, всеми признанный имам. Внук имама Абу Исхакъа ас-Саби’и).
  • Уаки’ ибн аль-Джаррах (таби-табиин, о нем уже рассказали).
  • ‘Абд ар-Рахман ибн Маhди (ученик таби-табиинов, о нем уже рассказали ).
  • Ахмад ибн Ханбаль (имам ахлю-сунна).

Если они не мухаддисы, кто тогда мухаддис на этой земле?!

Затем после табиинов на этот хадис упирались и верили в него такие имамы и хуффазы как:

  • Ибн Аби ‘Асым (всеми признанный мухаддис. Сказал о нем хафиз Ибн ‘Асакир: «Сын хафиза сына хафиза сына хафиза»).
  • Абдулла ибн Ахмад.
  • Харб аль-Кирмани.
  • Ибн Джарир ат-Табари.
  • Абу Бакр аль-Халляль.
  • Дыяуддин аль-Макъдиси (всеми признанный мухаддис. Ученик ‘Абд аль-Гъаний аль-Макъдиси).
  • Шейхуль-Ислям Ибн Теймия.
  • Хафиз аз-Захаби.
  • Хафиз Ибн Касир (только не версию ‘Умара, и удостоверил лишь иснад).
  • Имам Ибн Къайим.
  • Имам Ибн аль-Мухибб ас-Самит. (всеми признанный мухаддис. Ученик Ибн Теймийи. О нем хорошо отзывается аз-Захаби, Ибн Касир, Ибн Раджаб, Ибн Хаджар, ас-Суюты и другие.).

Некоторые уважаемые современные мухаддисы, как шейх аль-Альбани, да помилует его Аллаh, попытались послабить данный хадис. Шейх аль-Альбани сказал: «Иснад слабый. Никто не удостоверил ‘Абдуллу ибн Халифа кроме Ибн Хиббана«.
≡ См. тахкик шейха аль-Альбани на «Сунна» Ибн Аби ‘Асыма» 1/252

Тут никак нельзя согласиться с шейхом аль-Альбани, и никуда не деть вышеупомянутых табиинов, которые удостоверяли этот хадис и верили в него.

Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллаh, поддерживает в этом хафиза и муфассира Ибн Касира, да помилует его Аллаh, который сказал: «(‘Абдулла ибн Халифа) не был таким известным, и в его передачи от ‘Умара есть сомнение. Затем некоторые из них передают от ‘Умара в форме вакъф (т.е слова самого ‘Умара), некоторые в форме мурсаль (в виде слов Ибн Халифы, не ‘Умара), некоторые из них добавляют странную добавку в матн, другие не допускают эту добавку, и самый странный из них хадис Мут’има ибн Джубейра, описывающий трон, как это передал Абу Дауд».

Ибн Касир говорит о передаче хадиса Абу Даудом без добавки «… сел на трон», там лишь упоминается скрип, и примечательно, что сам Абу Дауд называет этот хадис достоверным.

Также надо обратить внимание, что Ибн Касир не отрицает факт, что Ибн Халифа слышал ‘Умара, он лишь выразил сомнения, но и они необоснованны, ведь Ибн Халифа ат-Таи мог передать от самого пророка ﷺ если бы встретился с ним, так что сказать об ‘Умаре?

Затем непонятно что именно Ибн Касир называет странной добавкой: тяжесть Господа, скрип трона или атрибут сидение? Ведь все это пришло в разной форме этого хадиса. В конце хафиз Ибн Касир прямо сказал, что самая странная добавка, это добавка в хадисе Мут’има ибн Джубейра, в которой упоминался скрип трона, выходит сидение Бога на троне для хафиза Ибн Касира менее странно чем скрип трона. В любом случае достоверность хадиса не вызывает сомнения у табинов.

Тут возникает еще одна странная ситуация, хафиз Ибн Касир здесь ставит под сомнения этот достоверный асар, зная, что все перечисленные имамы передавали его и принимали, но он не соглашается с ними, и также не соглашается со своими устазами: Ибн Теймийя, аз-Захаби и Ибн Къайимом, которые удостоверяли этот хадис, и это мнение Ибн Касир выразил в суры аль-Бакъара, но далее в суре «Таха» он удостоверяет хадис о сидении Аллаhа на троне, но уже не хадис ‘Умара, а хадис Са’лябы ибн аль-Хакама, который в разы хуже по иснаду чем хадис ‘Умара. Удивительно!

Возможно шейх аль-Альбани не знал, что сначала Ибн Касир послаблял подобный матн хадиса, но затем удостоверил. 

Есть еще современные уважаемые ученые, послабляющие эти хадисы, как шейх Мустафа аль-‘Адауи, Ибн Джибрин, Салих аль-Фаузан (так понимается из его слов). Их мнение идет в разрез всем тем великим табиинам и муджтахидам после них.

Еще раз аз-Захаби в «Китаб аль-‘Арш» сказал: «Этот хадис достоверный у группы мухаддисов. Его также передал ад-Дыяъ аль-Макъдиси (в своем сахихе) …  Если все эти имамы: Абу Исхакъ ас-Саби’и, ас-Саури, аль-А’маш, Исраиль, ‘Абд ар-Рахман ибн Махди, Абу Амхад ас-Зубейри, Уаки’, Ахмад ибн Ханбаль, и другие имамы, упоминать которых придется долго, а они святилища пути, светильники в мраке, приняли этот хадис, рассказывали, не отрицали его и не послабляли иснад, так кто мы такие отрицать его, считая себя знающей их?!»

Но есть и другие современные уважаемые ученые, которые признавали этот атрибут, из них шейх аль-Баррак, сказавший, что если эти асары достоверные, их следует принять, а они достоверные.

Такой же позиции Ибн ‘Усеймин: если достоверно, то надо принять, ибо, как он сказал: «они больше нас знают». 

Сирийский ученый и мухаккик Хусейн Салим ад-Дарани, в своем тахкике на муснад ад-Дарими сказал: «Иснад этого хадиса достоверный до ‘Умара, он маукъуф».

Шейх имеет ввиду, что эти слова сказал не пророк ﷺ  а ‘Умар, но даже если их сказал бы ‘Умар, этого достаточно, такое от себя не говорят.

В предпоследней главе я приведу больше современных авторитетнейших ученых, которые признавал этот атрибут и принимали эти хадисы.

Даже если предположить, что Ибн Халифа ат-Таи неизвестен, то сам факт его древности (он мухадрам) уже свидетельство в его пользу, так как древние табиины, заставшие пророка ﷺ, у них особое положение.

Сказал хафиз аз-Захаби: «А что касается неизвестных (т.е не известно в их адрес, ни джарха, ни та’диля), то если он был из числа больших или средних табиинов, то их хадис принимают с хорошим мнением о них, если (это сообщение) лишено противоречия с основами и лишено речевой слабости».
См. «Диуан ад-Ду’афа» стр. 374. 

Данная передача лишена, и первого, и второго изъяна, иначе все эти табиины, таби-табиины, имамы и хуффазы не удостоверяли бы эту передачу Ибн Халифы ат-Таи.

 

Хадис Абу Хурайры

В длинном хадисе приводится слова обитателей рая:

«… сегодня мы сидели (муджаляса) с Джаббаром»

Муджаляса применяется только там, где две стороны имеют этот атрибут, а в нашем случае одна стороны это обитатели рая, другая сам Всевышний Создатель.

Этот хадис передал ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Аби ‘Асим, аль-Аджурри и Ибн Хиббан в своем «сахихе».

Цепочка: Хишам Ибн ‘Аммар: нам рассказал: ‘Абд аль-Хамид ибн Хабиб Аби аль-‘Ишрин: нам рассказал ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Амр аль-Ауза’и: нам рассказал Хассан ибн ‘Атыйя: нам рассказал Са’ид ибн аль-Мусеиб от Абу Хурайры.

Имам Ибн Аби ‘Асим в своем «Сунна» верил в этот хадис и упирался на него назвал главу этого хадиса так: «Глава о том, что верующие будут посещать своего господа…»  и привел этот хадис.

Имам Ибн Къайим сказал: «Нет никого в этом иснаде на кого следовало бы обратить внимание (в плане слабости) кроме ‘Абд аль-Хамида ибн Хабиба, он писарь аль-Ауза’и, и мы не отвергаем (эту) его единичную передачу от аль-Ауза’и, которую никто кроме него не передал. Сказал имам Ахмад и Абу Хатим: (Абд аль-Хамид) сикъа. Но ан-Насаи и Духейм послабили его».
См. «Хади аль-Аруах»  1/571-573.

Как мы видим, Ахмад и Абу Хатим посчитали ‘Абд аль-Хамида заслуживающим доверия, и этого достаточно, а позиция имама ан-Насаи известная позиция — он очень строг в джархе, и может зацепиться за мельчащую частицу.

Ан-Насаи из ряда «муташаддидун» строгих в джархе, которые за пару ошибок могут вынести джарх. Абу Хатим в этом плане еще строже, как на это указал имам аз-Захаби, добавив: «Если Абу Хатим кого-то признал заслуживающим доверия, то держись за это крепко, ибо он не называет так никого, кроме (исключительно) достоверных». (прим. смысл).

Если такой строгий джаррах как Абу Хатим (так его назвал аз-Захаби) назвал ‘Абд аль-Хамид (добавьте к этому еще Ахмада) сикъа и не увидел в нем никакого джарха, о чем говорить дальше?

‘Абд аль-Хамид не был большого уровня, чтобы все его называли сикъа, имел небольшие ошибки, за которые как раз зацепился имам ан-Насаи. Поэтому Ибн Хиббан сказал о нем: «Иногда ошибался».

Ибн ‘Ади добавил, что его хадисы записываются, если кроме него еще кто-то передал от аль-Ауза’и, т.е требуется свидетельство, а оно есть. Имам Ибн Къайим назвал эту передачу от аль-Ауза’и единственной, то видимо он не встретил другую версию от аль-Ауза’и, от Хикъля ибн Зияда (‌هِقْلُ ‌بْنُ ‌زِيَادٍ), которую передал Ибн Аби Дунья, и это значит, что кроме ‘Абд аль-Хамида от аль-Ауза’и передал Ибн Зияд тоже.

Имам Ахмад об Ибн Зияде сказал следующее: «Никто не писал от аль-Ауза’и более достоверно чем Хикъль»
См. «Таhзиб аль-Камаль  30/293

Имам Муслим передавал риваяты Ибн Зияда.

Итог: мы имеем уже два достоверных хадиса, хадис ‘Умара и Абу Хурайры.

 

Второй хадис Абу Хурайры

И когда Он спуститься на нижнее небо, сядет на свой курсий

Иснад: до ‘Абд ар-Раззакъ, от Ма’мара, от аз-Зухри, от Ибн аль-Мусейиба, от Абу Хурайры.

Его передал Ибн Манда в своем опровержении на джаhмитов, сказав: «У ( этого хадиса) есть основа у Са’ида ибн аль-Мусейиба, мурсаль».

Мурсаль — это когда табиин говорит «сказал посланник Аллаhа ﷺ» и не упоминает сподвижника, который сообщил ему этот хадис».

Мурсаль Са’ида имеет огромный вес, и еще больше придает ему вес, если этому есть другие свидетельства (а они есть). Аш-Шафи’и принимал такие марасили Са’ида (только есть разногласия что именно имел ввиду аш-Шафи’и, сам по себе мурсаль Са’ида является хасан, или при наличии свидетельств?). 

Даже если это исключительный мурсаль, то и этого достаточно, ведь такой великий табиин не скажет ересь!

 

Хадис Анаса

В длинном хадисе сообщается, что Господь в пятницу снизойдет из » ‘иллийин» на курсий и сядет на него, и курсий осветиться его светом золота т.д. хадис.

Его передал имам ат-Табарани, добавив: «Никто не передал этот хадис от Абу ‘Имрана кроме ‘Абд ас-Саляма. Халид единственный кто передал его».

Этот хадис также передал Дыяъ аль-Макъдиси у себя в «аль-Ахадис аль-Мухтара» и процитировал эти слова ат-Табарани, но затем привел свой иснад, сказав: «Этот хадис передал ‘Али ибн Ищкаб от Абу Бадра, от Зияда ибн Хайсама, от ‘Усмана ибн Муслима от Анаса… и упомянул похожий хадис».

Скрин:

dyja makdisi anasa i dzhuljus 640x188 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

Разбор иснада:

  • ‘Али ибн Ищкаб

Сказал о нем хафиз аз-Захаби у себя в «Сияр»: «Мухаддис, превосходный, искусный… от него передавал Абу Дауд, Ибн Маджа, Абу аль-‘Аббас Ибн Сурейдж, Абу Мухаммад Ибн Сá’ид, Мухаммад ибн Махлад (аль-‘Аттар аль-Багдади)… ‘Абд ар-Рахман Ибн Аби Хатим… ан-Насаи назвал его заслуживающим доверия».

Обратите внимание, у него в учениках одни имамы хуффазы.

  • Абу Бадр

Абу Бадр, это Шуджа’ Ибн аль-Уалид. Был учителем имама Ахмад, Абу Дауда ат-Таялиси и других ученых ислама.

Хафиз аль-Миззи в себя в «Таhзиб аль-Камаль» передал слова Ханбаля: «Абу ‘АбдиЛля (Ахмад Ибн Ханбаль) сказал: ″Абу Бадр был праведным правдивым шейхом, тогда мы записывали от него (хадисы)″».

Ибн Нумейр (учитель Муслима) и Ибн Хиббан назвали его заслуживающим доверия. 

Ибн Хаджар назвал его правдивым, богобоязненным, но иногда путался.

  • Зияд бин Хайсама

Куфиец. Имам Абу Дауд назвал его сикъа.

Абу Хатим сказал «Салих». 

Ибн Ма’ин и Абу Зур’а сказали сикъа

Ибн Хиббан и Ибн Хаджар назвали его сикъа.

  • ‘Усман бин Муслим

Это Абу ‘Амр аль-Битти аль-Басри, ученик Анаса, да будет доволен им Аллаh. Имам. Также брал от аль-Хасана аль-Басри и аш-Ша’би (‘Амир ибн Шурахбиль). У него учился Суфьян ас-Саури, Хушейм ибн Башир, ‘Иса ибн Юнус, Шу’ба и другие таби-табиины хуффазы этой уммы.

Ибн Ма’ин, Ахмад, Ибн Са’д и ад-Даракъутни назвали его сикъа.

У нас уже четыре достоверных хадиса!

 

Второй хадис Анаса

И когда мы дойдем до врат Рая, я попрошу открыть врата и мне будет позволено войти, и когда я войду, я обнаружу своего Господа сидящим на своем курсий.

Этот хадис упомянул Абу аль-Хасан аль-Маляти и Ибн Къайим без иснада, а Абу Мухаммад ад-Дашти привел его с иснадом.

На этот хадис упирался имам Абу аль-Хусейн аль-Маляти аш-Шафи’и (ум. 377) в своей книге против джахмитов.

Скрин:

maljati ibn abbas i dzhuljus rabb 640x222 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

Сказал о нем Хайруддин аз-Зирикли у себя в «аль-А’лям»: «Ученый по къираатам, шафиитский ученый».

Также на этот хадис упирался имам Ибн Къайим:

ibn kaim anas i dzhuljus rabb 640x225 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

Но сегодня в книгах по хадису не найти иснада к этому хадису.

 

Хадис Джабира

Передает имам ад-Даракъутни и по его пути Абу Я’ля аль-Ханбали со своим иснадом до Джабира, когда женщина сказала одному человеку: «Горе тебе, когда владыка сядет на свой курсий и будет мстить притеснителю за притесненного» и пророк ﷺ не возразил ее словам.

Этот же хадис передал имам Ибн ‘Ади. Этот же случай с различными отличиями приводит Ибн Маджа, ад-Дарими, Абу Я’ля, аль-Байhакъи, аль-Хатыб и другие. 

Все пути этого хадиса сконцентрированы на Макки ар-Ру’ейни, а его хадисы отвергаемые. Но данную риваю можно добавить к уже вышеприведённым достоверным хадисам.

Шейхуль-ислям Ибн Теймийя сказал по этому поводу: «Этот хадис махфуз (т.е не противоречит более достоверным хадисам этой темы) со стороны Абу аз-Зубейра от Джабира разными путями, которые все достоверны».

Имам Ибн Къайим тоже считал его достоверным.
См. «Нунийя» стр. 103.

 

Хадис Асмаъ бинт ‘Умейс

Имам Ибн Хузейма передает со своим иснадом до Асмаъ, сказавшая: «Я с Джа’фаром была на эфиопской земле, когда увидела женщину, несущую на своей голове посудину с мукой, и когда мимо нее проходил мужчина он столкнул с нее эту посудину и мука рассыпалась, тогда она сказала ему: «Я оставляю тебя на Владыку в тот день, когда он сядет на Свой курсий и спросит у угнетающих за угнетенных».

После этого пророк ﷺ сказал: «Как преуспеет община, если угнетенный не взыщет с угнетателя?».

Хафиз Ибн Хузейма обычно указывает на слабость хадисов в своей книге «Китаб ат-Таухид», но здесь он промолчал.

Этот же асар приводит Ибн Аби Шейба, ад-Дарими, Ибн Аби Дунья, аль-Хараиты, Абу Тахир ас-Силяфи в «Ахадис ас-Силяфи».

 

Хадис Саhля ибн аль-Хакама

Сказал посланник Аллаh ﷺ

В судный день, когда Аллаh сядет на свой курсий чтобы рассудить своих рабов, скажет…
Передал ат-Табарани в «Сунна» и в «аль-Му’джам», далее по его пути Абу Ну’айм в «аль-Ма’рифа» и другие.

Этот хадис передается по пути от аль-‘Аляъ ибн Масляма, а он матрук (оставленный). Но этот хадис можно добавить в копилку к предыдущим хадисам

Примечательно, несмотря на явную слабость аль-‘Аляъ ибн Масляма, этот хадис удостоверили хуффазы, я перечислю их:

  • Закиюддин аль-Мунзири (581- 656 г.х.)

Нет нужды объяснять кто такой имам аль-Мунзири и его принадлежность к науке хадис. 

Имам аль-Мунзири, после того как привел хадис о сидении на троне, а именно версию Са’ляба ибн аль-Хакама, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Его передал ат-Табарани в ′аль-Кабир′, а передатчики (этого хадиса) заслуживают доверия».

Скрин:

ibn al munzir i dzhuljus rab 640x291 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

И далее аль-Мунзири извлекает примечательные эпизоды из хадиса и ни слова о том, что матн противоречит акиде ахлю-сунна, на против, называет всех передатчиков этого хадиса заслуживающими доверия. Обратите внимание, аль-Мунзири не видит ничего предосудительного в матне этого хадиса.

  • Хафиз Ибн Касир (735- 807 г.х.)

Хафиз Ибн Касир привел этот хадис и сказал: «Иснад джейд», т.е годится в качестве доказательства.

Скрин:

ibn kasir i dzhuljus rabb 640x230 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

Но в «аль-Бидая» он послабляет матн, но не весь матн, а именно ту часть, где речь идет о прощении грехов любому ученому, и он тоже не видит ничего предосудительного в матне.

  • Нуруддин аль-Хайсами (735- 807 г.х.)

Хафиз аль-Хайсами приводит тот же хадис из риваята Са’ляба ибн аль-Хакама, который передал имам ат-Табарани, и сказал о передатчиках хадиса: «Передатчиков (этого хадиса) удостоверили (мувассакъун)».

Скрин:

hajsami i dzhuljus rabb 640x234 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

Однако слова «мувассакъун» со стороны аль-Хайсами намек на то, что кого-то в иснаде дискредитировали, а это аль-‘Аля ибн аль-Хакам.

  • Джалялюддин ас-Суюты (849- 911 г.х.)

Хафиз ас-Суюты привел тот же риваят Са’ляба ибн аль-Хакама и сказал: «Передал ат-Табарани с иснадом, в котором передатчики заслуживающие доверия».

Скрин:

sujuty i dzhuljus rabb 640x232 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

Здесь он удостоверяет лишь иснад. 

Но в другом месте хафиз ас-Суюты подтверждает достоверность, как и иснада, так и матна.

Скрин:

sujuty i dzhuljus rabb 2 640x196 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

Говорят, что в «Нукат» на «Мауду’ат» он поменял свое мнение, и сказал: «мууассакъун» подобно аль-Хайсами, намекая, что в иснаде есть изъян. Аллаhу ведомо лучше.

Но в книге «аль-Ляи аль-Масну’а» он снова сказал: «Нет проблем с иснадом».
См. «Аль-Ляи» 221.

Так какое окончательное мнение хафиза ас-Суюты по данному хадису? УаЛлаhу А’лям.

Данный хадис сам по себе слабый, но мы добавим его к выше приведенным достоверным хадисам.

 

Хадис Ибн ‘Аббаса

«И приду я к своему Господу и найду его сидящим на курсий».

Этот хадис в такой форме можно найти в «аль-Иджтима’ » имама Ибн Къайима.

Имам Ибн Къайим в такой форме отнес этот хадис к муснаду имама Ахмада, и похожий хадис есть в муснаде, но без добавки «сидящим».

 

Хадис ‘Абдуллы ибн Унейса

Когда настанет судный день, соберут людей голыми, босыми и необрезанными, затем сядет Аллаh на свой курсий и воззовёт голосом, услышит его тот кто в дали и тот кто в близи.

 Этот хадис со стороны иснада тоже слабый. Его передал ар-Руяни в своем муснаде. Похожий хадис передает Ахмад и аль-Бухари в «Халькъ» но без добавки «сел на курсий».

 

Гл. 3.
АСАРЫ ОТ СПОДВИЖНИКОВ

Ибн Мас’уд

Сказал имам Абу Мухаммад ад-Дашти, да помилует его Аллаh: «В книге, согласно тому что дошло до меня, была манускриптом, написанным рукой Джамаля сына Хафиза ‘Абд аль-Гъаний аль-Макъдиси, что аль-Хакам в книге «ар-Руъя» сказал: нам рассказал Муса: рассказал нам Рух бин ‘Убада от Хаммада бин Салямы, от ‘Ата ибн ас-Саиб, от аш-Ша’би от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллаh, что он сказал в отношении слов Всевышнего: «Милостивый вознесся на трон» — сидит».

Скрин:

ibn masud dzhuljus rabb 1 640x254 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

Этот же иснад от аль-Хакама упомянул имам Абу аль-Хасан аз-Загъуни, учитель Абу аль-Фараджа ибн аль-Джаузи.

Разбор иснада:

Джамиль ибн ‘Абд аль-Гъаний: это сын имама ‘Абд аль-Гъаний аль-Макъдиси. Заслуживающий доверия.

• ‘Абд аль-Гъаний аль-Макъдиси: Всеми признанный имам, мухаддис, автор легендарного труда «Умдатуль-ахкам» и «Аль-Камаль». Он брат имама Ибн Къудамы аль-Макъдиси.

Аль-Хакам ибн Ма’бад: Сказал имам Абу аш-Шейх аль-Асбахани в «Тарих мухаддисин»: «Учился фикху по методологии куфийцев, был автором адаба и гъариб, заслуживающий доверия, много хадисов передавал». 

Муса:  это сын имама ‘Абд ар-Рахмана ибн Махди. Ибн Хиббан упоминает его в «Сикъат» — заслуживающих доверия.

Рух ибн ‘Убада аль-Къайси: это известный имам, мухаддис. Сикъа.

• Хаммад бин Саляма: таби-табиин. О таких не спрашивают, как и о Хаммад бин Зейде.

• ‘Ата ибн ас-Саиб: известный табиин, имам, хафиз и мухаддис. В конце жизни память ухудшилась, но его передачи по пути двух Хаммадов (Ибн Зейда и Ибн Салямы) достоверны. Данная передача как раз по пути одного из них.

• Аш-Ша’би: это ‘Амр ибн Шурахбиль. О таких не спрашивают.

• Ибн Мас’уд: ну вы поняли.

Единственная проблема: аш-Ша’би не слышал эти слова непосредственно от самого Ибн Мас’уда, так как в момент смерти Ибн Мас’уда имаму аш-Ша’би было всего девять лет, но он взял их от больших учеников Ибн Мас’уда, и это перестает быть проблемой если взять во внимание тот факт, что имам аш-Ша’би аргументируется этими словами Ибн Мас’уда в толковании аята, что прямо свидетельствует о его вере в этот атрибут.

Имам ат-Табари: рассказал нам Ибн аль-Мусанна: рассказал нам Са’ид ибн ‘Амир от Шу’бы от ‘Абдуллы ибн аби ас-Сафара, сказавшего:  ″Аш-Ша’би сказал: «Клянусь Аллаhом! Нет такого аята, о котором бы я не спросил″». т.е не спросил учеников ‘Али и Ибн Мас’уда.

На этот асар упирался имам Абу Мухаммад ад-Дашти и Ибн аз-Загъуни.

Сказал имам Ибн аз-Загъуни о хадис ‘Умара от Ибн Халифы: «Этот хадис передали все имамы хадиса в своих книгах, в которых они подразумевали только достоверные предания, удостоверяли передатчиков и пути этого (хадиса), и из числа (таких достоверных преданий) то, что передал аль-Хакам ибн Ма’бад…» и привел вышеприведенный иснад.

Скрин:

ibn zaguni dzhuljus rabb 640x280 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

 

Ибн ‘Аббас

В тафсире слов Всевышнего «Милостивый вознесся на трон» он сказал: он сказал «قعد» (сел).

Это передал Ибн аль-Мухибб в «Сыфат» (151 и 969) и упирался на него, сказав, что его также передал Ибн аль-‘Ассаль.

Скрин:

ibn abbas dzhuljus rabb 640x195 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

Кто-то может сказать, что передатчика аль-Хакама ибн Зухейра обвинил в рафидизме, ответим:

  • Рафидиты времен табиинов не подобны современным мушрикам, их рафидизм состоял в несогласии с Умаром, да будет доволен им Аллаh.
  • Если приверженец нововведения передает то, что не поддерживает его мазхзаб, то такая ривая принимается. Данная ривая не просто не поддерживает взгляды поздних рафидитов, так она в корне уничтожает их доктрину, так как «сидение» они называют таджсимом.

На него также упирался имам Ибн Къайим, сказав: «В тафсире ад-Даххака и ас-Судди от Аби Малика и Аби Салиха от Ибн ‘Аббаса о словах <Всевышнего Милостивый вознесся на трон> сказал ″Сел″».

Скрин:

ibn kajim i ibn abbas dzhuljus rabb 640x192 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

Сказал имам и хафиз Абу Муса аль-Мадини: «Однажды я спросил Исма’иля: разве не передают от Ибн ‘Аббаса тафсир слов ″истауа″ — сел? Он сказал: ″Да″»
≡ См. «Сияр» хафиза аз-Захаби. 20/87.

 

Гл. 4.
АСАРЫ ОТ ТАБИИОВ

‘Икрима
(Ум. 105 г.х.)

Сказал Ибн Ма’бад: рассказал нам Мухаммад ибн Хатим: рассказал нам: аль-Фадль ибн ‘Аббас: рассказал нам ‘Абд ар-Рахман ибн Сабит от Язида ибн Харуна, от ‘Аббада ибн Мансура, сказавшего: «Я спросил аль-Хасана и ‘Икриму о словах (Аллаhа) <Милостивый вознесся на трон> они сказали ‹Сидит›».
≡ См. «Фатх аль-Хамид» 4/1675.

Скрин:

hasan i ikrima kuud rabb 640x197 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

 

Аль-Хасан аль-Басри
(21-110 г.х.)

Смотрите предыдущий раздел — ‘Икрима.

 

Аль-А’маш
(61-148 г.х.)

Абдулла у себя в сунне сказал: «Мне рассказал мой отец: мне рассказал Уаки’ хадис Исраиля от Абу Исхакъа, от ‘Абдулла ибн Халифы от ‘Умара… и после этого один человек смутился (услышав этот текст), мой отец назвал его имя перед Уаки’ом. Тогда Уаки’ разгневался на него (на этого человека) и сказал: ″Мы застали А’маша и Суфьяна, они передавали этот хадис и не отрицали его″«

Скрин:

amash i dzhuljus rabb 640x215 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

 

‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз
(61-101 г.х.)

Передает ат-Табари от Сулеймана ибн Хумейда, он от Мухаммада ибн Ка’ба, который передал от ‘Умара ибн ‘Абд аль-‘Азиза, что Всевышний закончит суд над людьми и вернется на свой маджлис.
См. «Ат-Табари»  19/468. Ад-Дарими в «Рад ‘аля аль-джаhмийя» стр 92, издание Бадра. Имам ад-Дарими упирался на этот асар. Никто из тех имамов саляф, передавших этот асар, не отвергал его.

Скрин:

umar abdulaziz i dzhuljus rabb 640x186 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

Похожий тафсир приводит Ибн Мардавей от Ибн Мас’уда. В этих тафсирах употреблено слово «маджлис» и оно было отнесено к Всевышнему. Маджлис относят лишь к тому, кто имеет атрибут «джулюс».

 

Суфьян ас-Саури
(97-161 г.х.)

Смотрите в разделе аль-А’маш в главе №4.

 

Хариджа бин Мус’аб

Сказал он: «Разве может быть истиуа кроме как джулюс?».
Передал Абдулла у себя в «Сунна», аль-Халляль в «Сунна», Ибн Батта и другие…

Хариджа ибн Мус’аб Абу аль-Хаджаджа ад-Дуба’и ас-Сарахси.

Сказал о нем хафиз аз-Захаби: «Ученый жителей Хорасана со слабостью (в точности передачи пророческих хадисах)».

А в «Сияр» аз-Захаби сказал о нем: «Имам, ученый, мухаддис, шейх Хорасана…».

Его учениками являлись такие великие имамы, как Уаки’, Ибн Махди (а они учителя Ахмада), Ну’ам ибн Хаммад ( учитель аль-Бухари), Яхья бин Яхья (учитель аль-Бухари и Муслима) и другие.

Некоторые невежды пытаются послабить имама Хариджа, мол он не достоверный передатчик, отвечу на это:

Во-первых: здесь Хариджа не хадис передал, здесь он выразил свое авторитетное догматическое мнение.

Во-вторых: его неточность в передачи пророческих хадисов (точнее иснадов) нисколько не умоляет его достоинство, ведь Абу Ханифа, Ну’айм ибн Хаммад, Ибн Ляhихи’а, Хафс и другие тоже были слабы как передатчики иснадов, однако они остались большими учеными в своих науках.

Что касается конкретно Хариджа в передачи иснадов: имам аль-Хаким сказал: «Он сам по себе заслуживает доверия, т.е его не обвиняли».

Абу Хатим сказал: «Его хадисы записываются» (если есть мутаба’а).

Сказал Ибн ‘Ади: «Иногда неосознанно допускал ошибки (в передачи хадисов)».

Ибн ‘Ади у себя в «Камиль» сказал: «Если он противоречит (своим) иснадом (более сильный иснад) или матном, то это его ошибка неумышленная».

А данное его толкование не является хадисом, да и в этом толковании он никому из предшественников не противоречит, так как имамы до него передавали те пять хадисов от пяти сподвижников и никто из них не выразил порицание матну.

Задумайтесь сами: когда имамы передают хадисы ахкам, в матне которых есть противоречие известному и принятому, они критикуют матн и выявляют ошибку передатчика, передавшего этот матн, так как они могут передать аж десять хадисов от восьми сподвижников атрибут сидение Бога и умалчивать о несовместимости этого матна с исламской традицией ?!

 

Уаки’ ибн аль-Джаррах
(129-179 г.х.)

Смотрите в разделе аль-А’маш в главе №4.

 

Гл. 5.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИМАМОВ, ХУФФАЗОВ

Ахмад ибн Ханбаль

Сказал Абдулла сын Ахмада: «Спросили его (т.е его отца — Ахмада) о том, что передают о Курсий и сидении Бога на нем, я видел, как мой отец, да помилует его Аллаh, удостоверял эти хадисы, (и в том числе) хадисы видения (лицезрения) Аллаhа, принимал их, собрал их в книге и рассказал нам».

Скрин:

ahmad i hadis umara 640x258 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

 

 

‘Абд аль-Уаhhаб аль-Уарракъ

В толковании слов Всевышнего: «Милостивый вознесся на трон» он сказал: «قعد» — сел.

Скрин:

varrak dzhuljus rabb 640x199 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

‘Абд аль-Уаххаб аль-Уарракъ — это учитель Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Са’ида и других имамов.

Аль-Маруази сказал: «Я слышал как Ахмад сказал о нем: ″Праведный человек, подобные ему преуспевают в истине″».
≡ См. «Сияр» 12/324.

 

Абу Са’ид ад-Дарими

Сказал он в своем раде на аль-Мариси: «Он двигается как пожелает, спускается как пожелает, возносится как пожелает, хватает и отпускает, встает и садиться как пожелает».
≡ См. стр. 52.

Скрин:

darimi i dzhuljus rabb 640x221 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

 

Ибн Аби ‘Асым

Ибн Аби ‘Асым передал этот хадис и назвал главу этого хадиса так: «Глава о том, что верующие будут посещать своего господа…» что говорит о том, что он верил в этот хадис.

Скрин:

ibn abi asym 640x175 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

 

Ибн Джарир ат-Табари

Имам Ибн Джарир ат-Табари, когда привел разногласие относительно значения «Курсий», сказал, что наиболее правильное в этом то, что пришло в хадисе, и привел данный хадис ‘Умара, смотрим скрин:

tabari 2 640x304 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

Ибн Касир тоже сказал, что Ибн Джарир ат-Табари упирался на этот хадис:

ibn kasir. tabari udostoveril dzhuljus 640x157 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

 

Абу аль-Хасан ад-Даракъутни

Этот имам один из самых любимых для меня имамов вместе с Ибн Хузеймой. Эти оба вобрали в себя качества, которые мало кто вобрал: знания хадиса, его передатчиков, недостатков иснадов, знание фикха, правильной акиды и разоблачения джахмитов.

Сказал он в своем известном стихе, который упомянул Ибн Къайим в «Бадаи’ аль-Фауаид» и аз-Захаби в «Аль-‘Улюв»: «Не отрицайте, что Он сидит».

Скрин:

darakutni dzhuljus rabb 640x204 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

 

Абу аль-Хасан ибн аз-Загъуни

Это Абу аль-Хасан ‘Али ибн ‘УбейдиЛля аль-Багдади, всеми признанный имам. Его учениками являются такие известные мухаддисы, как: Абу Тахир Ахмад ас-Силяфи, Абу Муса аль-Мадини, Ибн ‘Асакир, Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи и другие.

Сказал о нем хафиз аз-Захаби, да помилуете его Аллаh, у себя в «Сияр»: «Имам, выдающийся ученый шейх ханбалитов».

Сказал имам Ибн аз-Загъуни об хадис ‘Умар от Ибн Халифы, где упоминает сидение Бога на курсий: «Этот хадис передали все имамы хадиса в своих книгах, в которых они подразумевали только достоверные предания, удостоверяли передатчиков и пути этого (хадиса), и из числа (таких достоверных преданий) то, что передал аль-Хакам ибн Ма’бад…» и привел вышеприведенный иснад.

Скрин:

ibn zaguni dzhuljus rabb 640x268 1 640x280 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

 

Абу Исма’иль аль-Харауи

Автор известного труда «Зам аль-Калям». В своем тафсире на персидском языке он сказал: «Истиуа на арабском языке приходит в значении утвердиться и сидение».

haravi i dzhuljus rabb 640x192 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

 

Исма’иль ат-Тейми

Автор известного труда «Аль-худжа фи баян аль-махаджа».

Сказал имам и хафиз Абу Муса аль-Мадини: «Однажды я спросил Исма’иля: разве не передают от Ибн ‘Аббаса тафсир слов ″истауа″ — сел? Он сказал: ″Да″»
≡ См. «Сияр» хафиза аз-Захаби. 20/87.

 

Ибн Хамид аль-Ханбали

Это учитель имама Абу Я’ля, и его мнение приводит он у себя в «ар-Риваятейни уа аль-Уаджhейн» стр 52.

Скрин:

ibn hamid al hanbali dzhuljus rabb 640x210 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

 

Абу Я’ля аль-Ханбали

Он прямо об этом заявил у себя в «Ибталь ат-Таъвилят» стр. 601

Абу Я’ля сказал: «Если достоверно установлено выражение, что Он на троне, то можно ли говорить, что он, Свят Он, сидит и стоит. Я не нашел ничего от Ахмада (он не нашел, но другие нашли)».

Затем сказал: «Асары в этом различаются. Мы уже приводили хадис ‘Умара: ″Когда Всевышний сел на трон был слышен скрип (этого трона), словно скрип нового седла″.

Еще передают то, что указывает на (атрибут) сидение. Нам рассказал Абу аль-Хасан ‘Али ибн ‘Умар ас-Сукари со своим иснадом от Са’ляба ибн аль-Хакама: ″В судный день, когда Аллаh сядет на свой курсий чтобы рассудить своих рабов, скажет…″

И в конце сказал: «Из этого предания извлекается: описание Всевышнего на троне, и то, что будет возмездие среди не мукалляфов (т.е не разумное создание)».

Вот Абу Я’ля сам приводит эти хадисы, делает заключения на их основе и ни слово о том, что этот атрибут не подобает Всевышнему.

Скрин, где он после всего приведенного сделал вывод:

abu jalja i dzhuljus rabb 640x234 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

 

 

Шейхуль-ислям Ибн Теймийя

Мы уже приводили его слова во второй главе.

 

Ибн Къайим

Об этом он говорит в своей «Нунийя» стр. 103. (В новом издании стр. 453).

Скрин:

ibn kajim i dzhuljus rab 640x355 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

 

Ибн аль-Мухибб ас-Самит

Мы уже выше приводили кто такой имам Ибн аль-Мухибб. Он в своей работе «Ас-Сафат» назвал целую главу «Глава о сидении (Бога)».

Скрин:

ibn muhibb dzhuljus rabb 640x224 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

 

‘Абд ар-Рахман ас-Са’ди

Господин ученых прошлого века, муфассир ‘Абд ар-Рахман ас-Са’ди тоже подтверждает этот атрибут в своих ответах жителям Кувейта. Когда некоторые из них почувствовали сложности в принятии атрибута «Джулюс» (или къу’уд), он сказал в послании: «(Ваши) затруднения перед этими текстами уйдут, если вернуть их на надежную основу из Корана, Сунны и единогласия саляф: нет ничего подобного ему, и обязательно надо принять все те атрибуты Творца, что пришли в Коране и сунне…».

Скрин:

saadi dzhuljus rabb 546x640 - 614. Ответ некоторым салафитам, отрицающим атрибут Бога "сидение"

А что касается джахилей и тех, кто попал под влияние джахмитов, отрицавших этот атрибут, то не стоит обращать на них внимание, как сказал выдающийся ученый Ибн Сахман: «Если достоверность этого от имамов установилась, тогда нет никакого смысла в тех, кто противоречит им из числа простых людей, подобных скоту».
См. «Ад-Дыя аш-Шарикх» стр. 170.

 

Другие ученые

Я не стал приводить следующих ученых, о которых хорошо отозвался Ибн Аби Я’ля, Ибн аль-Джаузи и другие ханабиля.

  1. Абу Бакра Ахмада аль-Маррузи аль-Ханбали.
  2. Абу Бакра Ибн Аби Муслим аль-‘Абид аль-Ханбали.
  3. Абу Бакра Мухаммада ибн Хамдана ас-Сайдаляни аль-Ханбали.

Также я не упомянул выдающихся ученых прошлого и позапрошлого века:

  1. ‘Усмана ибн Мансура ат-Тейми
  2. ‘Абд ар-Рахмана ибн Хасана ан-Неджди
  3. Сулеймана ибн Сахмана ан-Неджди.
  4. Мухаммада ибн Ибраhима ан-Неджди

Условие статьи было — приводить исключительно мухаддисов, хуффазов уммы, а фукаха я не стал упоминать!

 

Гл. 6.
ВЫВОДЫ

  1. Атрибут джулюс/къ’уд никто из табиинов и имамов после них не отрицал, отрицание начало возникает среди поздних, и внимание на их отрицание не стоит обращать.
  2. Табиины и их ученики и также муджтахиды после них брали эти хадисы, передавали их и ничего не говорили о таджсиме, не считая джахмитов и тех, кто попал под их влияние.
  3. Табиины и ранние мухаддисы более знающие в любой науке и в том числе в науке хадис, и они не увидели проблем, ни в Ибн Халифе, ни в других передатчиках. Некоторых передатчиков подобных хадисов они послабили, но не всех тех, кто передал подобные хадисы.
  4. Недждийские ученые и некоторые современные ученые тоже признавал этот атрибут.
  5. Некоторые авторитетные поздние и современные шейхи воздержались в этом вопросе, но это нисколько не вредит данному вопросу.
  6.  Этот атрибут не подобен атрибутам творений, Он сидит так, как подобает, мы не знаем как это выглядит.

Для пользы: 615. Тадлис жулика из канала ахлю-асар в вопросе «Сидение Аллаха на троне»

Для пользы:

 

 

 

Добавить комментарий