Гл. 2. ХАДИСЫ О СИДЕНИЕЕ БОГА НА ТРОНЕ
• Хадис ‘Умара ибн аль-Хаттаба
• Хадис Абу Хурайры
• Второй хадис Абу Хурайры
• Хадис Анаса
• Второй хадис Анаса
• Хадис Джабира
• Хадис Асмаъ бинт ‘Умейс
• Хадис Саhля ибн аль-Хакама
• Хадис Ибн ‘Аббаса
• Хадис ‘Абдуллы ибн Унейса
Гл.3 АСАРЫ ОТ СПОДВИЖНИКОВ
• Ибн Мас’уд
• Ибн ‘Аббас
Гл.4 АСАРЫ ОТ ТАБИИОВ
• ‘Икрима
• Аль-Хасан аль-Басри
• Аль-А’маш
• ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз
• Суфьян ас-Саури
• Хариджа бин Мус’аб
• Уаки’ ибн аль-Джаррах
Гл.5 ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИМАМОВ, ХУФФАЗОВ
• Ахмад ибн Ханбаль
• Абд аль-Уаhhаб аль-Уарракъ
• Абу Са’ид ад-Дарими
• Ибн Аби ‘Асым
• Ибн Джарир ат-Табари
• Абу аль-Хасан ад-Даракъутни
• Абу аль-Хасан ибн аз-Загъуни
• Абу Исма’иль аль-Харауи
• Исма’иль ат-Тейми
• Ибн Хамид аль-Ханбали
• Абу Я’ля аль-Ханбали
• Шейхуль-ислям Ибн Теймийя
• Ибн Къайим
• Ибн аль-Мухибб ас-Самит
• Абд ар-Рахман ас-Са’ди
• Другие ученые
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем…
Один из наших уважаемых братьев после просмотра нашего видео «Сидение Бога на троне» задал мне вопрос по этому поводу, а именно об атрибуте джулюс/къ’уд (сидение) и добавил, что его учитель сказал ему, что эти хадисы только фукаха удостоверяют, не мухаддисы.
Достаточно странное утверждение, свидетельствующее об одном из двух:
В этой теме мы имеем десять хадисов от восьми сподвижников пророка ﷺ: ‘Умара ибн аль-Хаттаба, Абу Хурайры, Анаса, Джабира, Асмаъ бинт ‘Умейс, Саhля ибн аль-Хакама, Ибн ‘Аббаса и ‘Абдуллы ибн Унейса, да будет доволен ими всеми Всевышний.
Также пришли на эту тему асары сподвижников и табиинов, а имамы и муджтахиды после них удостоверяли эти предания, брали их на веру и передавали их в своих книгах.
Я не стал удлинять эту работу, боясь, что читатель утомиться и плохо освоит материал, удалил многие подробности этой темы, оставив лишь самый смак и минимальную необходимую информацию.
Я буду приводить хадисы по убыванию, от самого достоверного к менее достоверному, а Аллаh с теми кто творит добро!
Данный хадис с небольшими отличиями передают имамы ахлю-сунна, как Ахмад через его сына Абдуллу, Харб аль-Кирмани, Ибн Джарир ат-Табари, Абу Джа’фар Ибн Аби Шейба, Ибн Батта, ад-Дыяъ аль-Макъдиси, Абу Мухаммад ад-Дашти и другие.
Мы сейчас будем разбирать именно вариант из книги «ас-Сунна» имама Абдуллы. О книге «Сунна» Абдуллы мы сделали подробный разбор:
Сказал ‘Абдула сын Ахмада: мне рассказал отец: мне рассказал ‘Абд ар-Рахман: мне рассказал Суфьян от Абу Исхакъа, от ‘Абдуллы ибн Халифы от ‘Умара (Ибн аль-Хаттаба), что посланник Аллаhа ﷺ сказал:
«Когда Всевышний сел на трон был слышен скрип (этого трона), словно скрип нового седла».
Скрин:
Иснад данного хадиса
• Абдулла сын Ахмада: тут все ясно.
• Ахмад ибн Ханбаль: тут еще яснее.
• ‘Абд ар-Рахман: это Абу Са’ид Ибн Махди Ибн Хассан аль-Азди аль-Басри родился в 135 г.х. Учитель имама Ахмада. Титан в науке джарх и та’диль. Единогласно признанный имам ахлю-сунна. Учился у таби-табинов, как Ибн аль-Мубарак, Шу’ба ибн аль-Хаджадж, Малик ибн Анас, Хаммад бин Саляма, ас-Саури и других величайших людей в истории человечества.
Говорят именно для него имам аш-Шафии написал книгу «ар-Рисаля», его попросил об этом сам Ибн Махди, при том что аш-Шафии младше Ибн Махди на 15 лет.
Аш-Шафии сказал о нем: «Я не знаю подобного ему в этой науке». И это несмотря на то, что аш-Шафии учился у Малика!
Сказал о нем другой гигант в хадисе и учитель аль-Бухари — ‘Али ибн аль-Мадини: «Самый знающий в хадисе — ‘Абд ар-Рахман ибн Махди».
• Суфьян: это Абу ‘Абдилля ибн Са’ид ибн Масрукъ ас-Саури род. в 97 г.х. и умер в 161. Таби-табиин. О таких не спрашивают! Кстати, Ибн Махди один из особых сподвижников Суфьяна вместе с Уаки’ом.
• Абу Исхакъ: это ‘Амр ибн ‘АбдиЛляh ибн ‘Али ас-Саби’и аль-Куфи. род. в 33 г.х. и умер 127. Табиин, единогласно признанный имам. Являлся близким учеником Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh.
Мухаддисы говорят: хадисы куфийцев сосредоточены на двоих: А’маше и Абу Исхакъе ас-Саби’и.
Удостоился чести учиться не только у Ибн ‘Аббаса, но и у других сподвижников пророка ﷺ, а именно: Му’ауия, ‘Ади ибн Хатим, аль-Бараъ ибн ‘Азиб, Зейд ибн Аркъам, ‘Абдулла ибн ‘Амр, ‘Амр ибн аль-Харис аль-Ансари, Абу Джухейфа ас-Сиуаи, ‘Умáра ибн Рувайба ас-Сакъафи и ‘Абдулла ибн Язид аль-Ансари.
А от него передавал Мухаммад ибн Сирин (будучи его учителем), Къатада, аз-Зухри, аш-Ша’би и другие величайшие табиины.
Яхья ибн Ма’ин: «Самые сильные передатчики от Абу Исхакъа, это Шу’ба и ас-Саури».
• ‘Абдуллаh бин Халифа ат-Таи: хафиз аз-Захаби сказал о нем в «Китаб аль-‘Арш»: «Один из ранних табиинов. Мы не знаем его положение, ни в джархе, ни в та’диле, однако это хадис передает (от него) Абу Исхакъ ас-Саби’и, подтверждая этот и другие хадисы атрибутов. Его также рассказал Суфьян ас-Саури, Абу Ахмад аз-Зубейри, Яхья Ибн Аби Букейр и Уаки’ от Исраиля…».
Сказал Ибн Аби Хатим: «АбдуЛлаh ибн Халифа передает от ‘Умара и Джабира. От него передавал Абу Исхакъ и Юнус Ибн Аби Исхакъ».
Ибн Хиббан поместил его в свою книгу «Сикъат» — заслуживающих доверия передатчиков.
Хафиз ас-Суюуты сказал у себя в «Асмаъ аль-мухадрамин» (труд, где он собрал всех табиинов, заставших пророка ﷺ но не встретивших его): «Его биография известна, он заслуживает доверия».
Сказал хафиз аль-Хайсами в «Маджма’у аз-Зауаид»: «Абдулла ибн Халифа аль-Хамазани, заслуживающий доверия».
См. «Маджма’у аз-Зауаид» 10/179 издания DKI.
Хафиз Ибн Хаджар у себя в «Такъриб ат-Такъриб» называет его «макъбуль». Это значит, что если преданию Ибн Халифы есть свидетельства, то оно принимается, а свидетельства мы приведем в следующих главах.
А в «аль-Исабаh» Ибн Хаджар сказал: «Аль-Бухари и другие упомянули его в числе табиинов».
Затем Абдулла продолжил: «Мне рассказал мой отец: мне рассказал Уаки’ хадис Исраиля от Абу Исхакъа, от ‘Абдулла ибн Халифы от ‘Умара… и после этого один человек смутился (услышав этот текст), мой отец назвал его имя перед Уаки’ом. Тогда Уаки’ разгневался на него (на этого человека) и сказал: ″Мы застали А’маша и Суфьяна, они передавали этот хадис и не отрицали его″»
Обратите внимание на реакцию имама Уаки’а ибн аль-Джарраха, учителя имама Ахмада и аш-Шафи’и, что прямо свидетельствует о том, что он верил в этот хадис, еще и добавил, что А’маш и Суфьян ас-Саури не отрицали его, т.е тоже верили.
Хафиз аз-Захаби в «Китаб аль-‘Арш» сказал: «Этот хадис достоверный у группы мухаддисов. Его также передал ад-Дыяъ аль-Макъдиси (в своем сахихе) … Если все эти имамы: Абу Исхакъ ас-Саби’и, ас-Саури, аль-А’маш, Исраиль, ‘Абд ар-Рахман ибн Махди, Абу Ахмад ас-Зубейри, Уаки’, Ахмад ибн Ханбаль, и другие имамы, упоминать которых придется долго, а они святилища пути, светильники в мраке, приняли этот хадис, рассказывали, не отрицали его и не послабляли иснад, так кто мы такие отрицать его, считая себя знающими чем они?!»
Велик Аллаh! Посмотрите на понимание хафиза аз-Захаби пути саляф!
Сказал шейхуль-ислям Ибн Теймийя, да помилует его Аллаh: «Хадис, известного ‘Абдуллы ибн Халифы, который он передает от ‘Умара, большинство ахлю-сунна приняли его».
≡ См. «Маджму’ аль-Фатауа» 16/434.
К тому же Ибн Халифа ат-Таи передавал от ‘Умар и другие хадисы, и их передавал Ибн Аби Шейба и другие мухаддисы.
Хафиз ад-Даракъутни указывал, что если более двух передатчиков передают от малоизвестного (а эти двое, передающие от этого малоизвестного великие хуффазы), то эта неизвестность в отношении этого передатчика перестает быть как таковой, а те двое, которые передают от Ибн Халифы, это Абу Исхакъ и Юнус, два великих имама.
Также шейхуль-ислям Ибн Теймийя, да помилуете его Аллаh: «Ахлю-сунна передавали хадисы и асары в подтверждении сидения Господа Всевышнего, приняли их и смирились (перед этими сообщениями), рассказывали о них без осуждения (матна), а мы следуем им в этом.
Когда Шазан отправил к имаму Ахмаду (или письмо или кого-то), спрашивая у него разрешения передать (рассказывать дальше) хадис Къатады от ‘Икримы, от Ибн ‘Аббаса (хадис) «Я видел своего Господа…», он сказал: ″Рассказывай о нем, ведь ученые рассказывали о нем″.
Аль-Маррузи сказал Ахмаду: ″Разве нас не будут порочить за это?″ он сказал: ″А разве ученые не приняли этот хадис?″»
≡ См. «Баяну ат-Тальбис аль-джаhмийя» 16/434.
Имам Ахмад тоже удостоверил этот хадис. Сказал его сын Абдулла: «Спросили моего отца о том, что передается о Курсий и сидении Господа на нем, я видел отца как он удостоверял эти хадисы (и в том числе) хадисы о видении (Аллаhа), он принимал их, собрали их в книге и рассказывал их нам».
Скрин:
Теперь посчитаем сколько имамов-табиинов признавали этот хадис и верили в него:
Если они не мухаддисы, кто тогда мухаддис на этой земле?!
Затем после табиинов на этот хадис упирались и верили в него такие имамы и хуффазы как:
Некоторые уважаемые современные мухаддисы, как шейх аль-Альбани, да помилует его Аллаh, попытались послабить данный хадис. Шейх аль-Альбани сказал: «Иснад слабый. Никто не удостоверил ‘Абдуллу ибн Халифа кроме Ибн Хиббана«.
≡ См. тахкик шейха аль-Альбани на «Сунна» Ибн Аби ‘Асыма» 1/252
Тут никак нельзя согласиться с шейхом аль-Альбани, и никуда не деть вышеупомянутых табиинов, которые удостоверяли этот хадис и верили в него.
Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллаh, поддерживает в этом хафиза и муфассира Ибн Касира, да помилует его Аллаh, который сказал: «(‘Абдулла ибн Халифа) не был таким известным, и в его передачи от ‘Умара есть сомнение. Затем некоторые из них передают от ‘Умара в форме вакъф (т.е слова самого ‘Умара), некоторые в форме мурсаль (в виде слов Ибн Халифы, не ‘Умара), некоторые из них добавляют странную добавку в матн, другие не допускают эту добавку, и самый странный из них хадис Мут’има ибн Джубейра, описывающий трон, как это передал Абу Дауд».
Ибн Касир говорит о передаче хадиса Абу Даудом без добавки «… сел на трон», там лишь упоминается скрип, и примечательно, что сам Абу Дауд называет этот хадис достоверным.
Также надо обратить внимание, что Ибн Касир не отрицает факт, что Ибн Халифа слышал ‘Умара, он лишь выразил сомнения, но и они необоснованны, ведь Ибн Халифа ат-Таи мог передать от самого пророка ﷺ если бы встретился с ним, так что сказать об ‘Умаре?
Затем непонятно что именно Ибн Касир называет странной добавкой: тяжесть Господа, скрип трона или атрибут сидение? Ведь все это пришло в разной форме этого хадиса. В конце хафиз Ибн Касир прямо сказал, что самая странная добавка, это добавка в хадисе Мут’има ибн Джубейра, в которой упоминался скрип трона, выходит сидение Бога на троне для хафиза Ибн Касира менее странно чем скрип трона. В любом случае достоверность хадиса не вызывает сомнения у табинов.
Тут возникает еще одна странная ситуация, хафиз Ибн Касир здесь ставит под сомнения этот достоверный асар, зная, что все перечисленные имамы передавали его и принимали, но он не соглашается с ними, и также не соглашается со своими устазами: Ибн Теймийя, аз-Захаби и Ибн Къайимом, которые удостоверяли этот хадис, и это мнение Ибн Касир выразил в суры аль-Бакъара, но далее в суре «Таха» он удостоверяет хадис о сидении Аллаhа на троне, но уже не хадис ‘Умара, а хадис Са’лябы ибн аль-Хакама, который в разы хуже по иснаду чем хадис ‘Умара. Удивительно!
Возможно шейх аль-Альбани не знал, что сначала Ибн Касир послаблял подобный матн хадиса, но затем удостоверил.
Есть еще современные уважаемые ученые, послабляющие эти хадисы, как шейх Мустафа аль-‘Адауи, Ибн Джибрин, Салих аль-Фаузан (так понимается из его слов). Их мнение идет в разрез всем тем великим табиинам и муджтахидам после них.
Еще раз аз-Захаби в «Китаб аль-‘Арш» сказал: «Этот хадис достоверный у группы мухаддисов. Его также передал ад-Дыяъ аль-Макъдиси (в своем сахихе) … Если все эти имамы: Абу Исхакъ ас-Саби’и, ас-Саури, аль-А’маш, Исраиль, ‘Абд ар-Рахман ибн Махди, Абу Амхад ас-Зубейри, Уаки’, Ахмад ибн Ханбаль, и другие имамы, упоминать которых придется долго, а они святилища пути, светильники в мраке, приняли этот хадис, рассказывали, не отрицали его и не послабляли иснад, так кто мы такие отрицать его, считая себя знающей их?!»
Но есть и другие современные уважаемые ученые, которые признавали этот атрибут, из них шейх аль-Баррак, сказавший, что если эти асары достоверные, их следует принять, а они достоверные.
Такой же позиции Ибн ‘Усеймин: если достоверно, то надо принять, ибо, как он сказал: «они больше нас знают».
Сирийский ученый и мухаккик Хусейн Салим ад-Дарани, в своем тахкике на муснад ад-Дарими сказал: «Иснад этого хадиса достоверный до ‘Умара, он маукъуф».
Шейх имеет ввиду, что эти слова сказал не пророк ﷺ а ‘Умар, но даже если их сказал бы ‘Умар, этого достаточно, такое от себя не говорят.
В предпоследней главе я приведу больше современных авторитетнейших ученых, которые признавал этот атрибут и принимали эти хадисы.
Даже если предположить, что Ибн Халифа ат-Таи неизвестен, то сам факт его древности (он мухадрам) уже свидетельство в его пользу, так как древние табиины, заставшие пророка ﷺ, у них особое положение.
Сказал хафиз аз-Захаби: «А что касается неизвестных (т.е не известно в их адрес, ни джарха, ни та’диля), то если он был из числа больших или средних табиинов, то их хадис принимают с хорошим мнением о них, если (это сообщение) лишено противоречия с основами и лишено речевой слабости».
См. «Диуан ад-Ду’афа» стр. 374.
Данная передача лишена, и первого, и второго изъяна, иначе все эти табиины, таби-табиины, имамы и хуффазы не удостоверяли бы эту передачу Ибн Халифы ат-Таи.
В длинном хадисе приводится слова обитателей рая:
«… сегодня мы сидели (муджаляса) с Джаббаром»
Муджаляса применяется только там, где две стороны имеют этот атрибут, а в нашем случае одна стороны это обитатели рая, другая сам Всевышний Создатель.
Этот хадис передал ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Аби ‘Асим, аль-Аджурри и Ибн Хиббан в своем «сахихе».
Цепочка: Хишам Ибн ‘Аммар: нам рассказал: ‘Абд аль-Хамид ибн Хабиб Аби аль-‘Ишрин: нам рассказал ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Амр аль-Ауза’и: нам рассказал Хассан ибн ‘Атыйя: нам рассказал Са’ид ибн аль-Мусеиб от Абу Хурайры.
Имам Ибн Аби ‘Асим в своем «Сунна» верил в этот хадис и упирался на него назвал главу этого хадиса так: «Глава о том, что верующие будут посещать своего господа…» и привел этот хадис.
Имам Ибн Къайим сказал: «Нет никого в этом иснаде на кого следовало бы обратить внимание (в плане слабости) кроме ‘Абд аль-Хамида ибн Хабиба, он писарь аль-Ауза’и, и мы не отвергаем (эту) его единичную передачу от аль-Ауза’и, которую никто кроме него не передал. Сказал имам Ахмад и Абу Хатим: (Абд аль-Хамид) сикъа. Но ан-Насаи и Духейм послабили его».
См. «Хади аль-Аруах» 1/571-573.
Как мы видим, Ахмад и Абу Хатим посчитали ‘Абд аль-Хамида заслуживающим доверия, и этого достаточно, а позиция имама ан-Насаи известная позиция — он очень строг в джархе, и может зацепиться за мельчащую частицу.
Ан-Насаи из ряда «муташаддидун» строгих в джархе, которые за пару ошибок могут вынести джарх. Абу Хатим в этом плане еще строже, как на это указал имам аз-Захаби, добавив: «Если Абу Хатим кого-то признал заслуживающим доверия, то держись за это крепко, ибо он не называет так никого, кроме (исключительно) достоверных». (прим. смысл).
Если такой строгий джаррах как Абу Хатим (так его назвал аз-Захаби) назвал ‘Абд аль-Хамид (добавьте к этому еще Ахмада) сикъа и не увидел в нем никакого джарха, о чем говорить дальше?
‘Абд аль-Хамид не был большого уровня, чтобы все его называли сикъа, имел небольшие ошибки, за которые как раз зацепился имам ан-Насаи. Поэтому Ибн Хиббан сказал о нем: «Иногда ошибался».
Ибн ‘Ади добавил, что его хадисы записываются, если кроме него еще кто-то передал от аль-Ауза’и, т.е требуется свидетельство, а оно есть. Имам Ибн Къайим назвал эту передачу от аль-Ауза’и единственной, то видимо он не встретил другую версию от аль-Ауза’и, от Хикъля ибн Зияда (هِقْلُ بْنُ زِيَادٍ), которую передал Ибн Аби Дунья, и это значит, что кроме ‘Абд аль-Хамида от аль-Ауза’и передал Ибн Зияд тоже.
Имам Ахмад об Ибн Зияде сказал следующее: «Никто не писал от аль-Ауза’и более достоверно чем Хикъль»
См. «Таhзиб аль-Камаль 30/293
Имам Муслим передавал риваяты Ибн Зияда.
Итог: мы имеем уже два достоверных хадиса, хадис ‘Умара и Абу Хурайры.
И когда Он спуститься на нижнее небо, сядет на свой курсий
Иснад: до ‘Абд ар-Раззакъ, от Ма’мара, от аз-Зухри, от Ибн аль-Мусейиба, от Абу Хурайры.
Его передал Ибн Манда в своем опровержении на джаhмитов, сказав: «У ( этого хадиса) есть основа у Са’ида ибн аль-Мусейиба, мурсаль».
Мурсаль — это когда табиин говорит «сказал посланник Аллаhа ﷺ» и не упоминает сподвижника, который сообщил ему этот хадис».
Мурсаль Са’ида имеет огромный вес, и еще больше придает ему вес, если этому есть другие свидетельства (а они есть). Аш-Шафи’и принимал такие марасили Са’ида (только есть разногласия что именно имел ввиду аш-Шафи’и, сам по себе мурсаль Са’ида является хасан, или при наличии свидетельств?).
Даже если это исключительный мурсаль, то и этого достаточно, ведь такой великий табиин не скажет ересь!
В длинном хадисе сообщается, что Господь в пятницу снизойдет из » ‘иллийин» на курсий и сядет на него, и курсий осветиться его светом золота т.д. хадис.
Его передал имам ат-Табарани, добавив: «Никто не передал этот хадис от Абу ‘Имрана кроме ‘Абд ас-Саляма. Халид единственный кто передал его».
Этот хадис также передал Дыяъ аль-Макъдиси у себя в «аль-Ахадис аль-Мухтара» и процитировал эти слова ат-Табарани, но затем привел свой иснад, сказав: «Этот хадис передал ‘Али ибн Ищкаб от Абу Бадра, от Зияда ибн Хайсама, от ‘Усмана ибн Муслима от Анаса… и упомянул похожий хадис».
Скрин:
Разбор иснада:
Сказал о нем хафиз аз-Захаби у себя в «Сияр»: «Мухаддис, превосходный, искусный… от него передавал Абу Дауд, Ибн Маджа, Абу аль-‘Аббас Ибн Сурейдж, Абу Мухаммад Ибн Сá’ид, Мухаммад ибн Махлад (аль-‘Аттар аль-Багдади)… ‘Абд ар-Рахман Ибн Аби Хатим… ан-Насаи назвал его заслуживающим доверия».
Обратите внимание, у него в учениках одни имамы хуффазы.
Абу Бадр, это Шуджа’ Ибн аль-Уалид. Был учителем имама Ахмад, Абу Дауда ат-Таялиси и других ученых ислама.
Хафиз аль-Миззи в себя в «Таhзиб аль-Камаль» передал слова Ханбаля: «Абу ‘АбдиЛля (Ахмад Ибн Ханбаль) сказал: ″Абу Бадр был праведным правдивым шейхом, тогда мы записывали от него (хадисы)″».
Ибн Нумейр (учитель Муслима) и Ибн Хиббан назвали его заслуживающим доверия.
Ибн Хаджар назвал его правдивым, богобоязненным, но иногда путался.
Куфиец. Имам Абу Дауд назвал его сикъа.
Абу Хатим сказал «Салих».
Ибн Ма’ин и Абу Зур’а сказали сикъа
Ибн Хиббан и Ибн Хаджар назвали его сикъа.
Это Абу ‘Амр аль-Битти аль-Басри, ученик Анаса, да будет доволен им Аллаh. Имам. Также брал от аль-Хасана аль-Басри и аш-Ша’би (‘Амир ибн Шурахбиль). У него учился Суфьян ас-Саури, Хушейм ибн Башир, ‘Иса ибн Юнус, Шу’ба и другие таби-табиины хуффазы этой уммы.
Ибн Ма’ин, Ахмад, Ибн Са’д и ад-Даракъутни назвали его сикъа.
У нас уже четыре достоверных хадиса!
И когда мы дойдем до врат Рая, я попрошу открыть врата и мне будет позволено войти, и когда я войду, я обнаружу своего Господа сидящим на своем курсий.
Этот хадис упомянул Абу аль-Хасан аль-Маляти и Ибн Къайим без иснада, а Абу Мухаммад ад-Дашти привел его с иснадом.
На этот хадис упирался имам Абу аль-Хусейн аль-Маляти аш-Шафи’и (ум. 377) в своей книге против джахмитов.
Скрин:
Сказал о нем Хайруддин аз-Зирикли у себя в «аль-А’лям»: «Ученый по къираатам, шафиитский ученый».
Также на этот хадис упирался имам Ибн Къайим:
Но сегодня в книгах по хадису не найти иснада к этому хадису.
Передает имам ад-Даракъутни и по его пути Абу Я’ля аль-Ханбали со своим иснадом до Джабира, когда женщина сказала одному человеку: «Горе тебе, когда владыка сядет на свой курсий и будет мстить притеснителю за притесненного» и пророк ﷺ не возразил ее словам.
Этот же хадис передал имам Ибн ‘Ади. Этот же случай с различными отличиями приводит Ибн Маджа, ад-Дарими, Абу Я’ля, аль-Байhакъи, аль-Хатыб и другие.
Все пути этого хадиса сконцентрированы на Макки ар-Ру’ейни, а его хадисы отвергаемые. Но данную риваю можно добавить к уже вышеприведённым достоверным хадисам.
Шейхуль-ислям Ибн Теймийя сказал по этому поводу: «Этот хадис махфуз (т.е не противоречит более достоверным хадисам этой темы) со стороны Абу аз-Зубейра от Джабира разными путями, которые все достоверны».
Имам Ибн Къайим тоже считал его достоверным.
См. «Нунийя» стр. 103.
Имам Ибн Хузейма передает со своим иснадом до Асмаъ, сказавшая: «Я с Джа’фаром была на эфиопской земле, когда увидела женщину, несущую на своей голове посудину с мукой, и когда мимо нее проходил мужчина он столкнул с нее эту посудину и мука рассыпалась, тогда она сказала ему: «Я оставляю тебя на Владыку в тот день, когда он сядет на Свой курсий и спросит у угнетающих за угнетенных».
После этого пророк ﷺ сказал: «Как преуспеет община, если угнетенный не взыщет с угнетателя?».
Хафиз Ибн Хузейма обычно указывает на слабость хадисов в своей книге «Китаб ат-Таухид», но здесь он промолчал.
Этот же асар приводит Ибн Аби Шейба, ад-Дарими, Ибн Аби Дунья, аль-Хараиты, Абу Тахир ас-Силяфи в «Ахадис ас-Силяфи».
Сказал посланник Аллаh ﷺ
В судный день, когда Аллаh сядет на свой курсий чтобы рассудить своих рабов, скажет…
Передал ат-Табарани в «Сунна» и в «аль-Му’джам», далее по его пути Абу Ну’айм в «аль-Ма’рифа» и другие.
Этот хадис передается по пути от аль-‘Аляъ ибн Масляма, а он матрук (оставленный). Но этот хадис можно добавить в копилку к предыдущим хадисам
Примечательно, несмотря на явную слабость аль-‘Аляъ ибн Масляма, этот хадис удостоверили хуффазы, я перечислю их:
Нет нужды объяснять кто такой имам аль-Мунзири и его принадлежность к науке хадис.
Имам аль-Мунзири, после того как привел хадис о сидении на троне, а именно версию Са’ляба ибн аль-Хакама, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Его передал ат-Табарани в ′аль-Кабир′, а передатчики (этого хадиса) заслуживают доверия».
Скрин:
И далее аль-Мунзири извлекает примечательные эпизоды из хадиса и ни слова о том, что матн противоречит акиде ахлю-сунна, на против, называет всех передатчиков этого хадиса заслуживающими доверия. Обратите внимание, аль-Мунзири не видит ничего предосудительного в матне этого хадиса.
Хафиз Ибн Касир привел этот хадис и сказал: «Иснад джейд», т.е годится в качестве доказательства.
Скрин:
Но в «аль-Бидая» он послабляет матн, но не весь матн, а именно ту часть, где речь идет о прощении грехов любому ученому, и он тоже не видит ничего предосудительного в матне.
Хафиз аль-Хайсами приводит тот же хадис из риваята Са’ляба ибн аль-Хакама, который передал имам ат-Табарани, и сказал о передатчиках хадиса: «Передатчиков (этого хадиса) удостоверили (мувассакъун)».
Скрин:
Однако слова «мувассакъун» со стороны аль-Хайсами намек на то, что кого-то в иснаде дискредитировали, а это аль-‘Аля ибн аль-Хакам.
Хафиз ас-Суюты привел тот же риваят Са’ляба ибн аль-Хакама и сказал: «Передал ат-Табарани с иснадом, в котором передатчики заслуживающие доверия».
Скрин:
Здесь он удостоверяет лишь иснад.
Но в другом месте хафиз ас-Суюты подтверждает достоверность, как и иснада, так и матна.
Скрин:
Говорят, что в «Нукат» на «Мауду’ат» он поменял свое мнение, и сказал: «мууассакъун» подобно аль-Хайсами, намекая, что в иснаде есть изъян. Аллаhу ведомо лучше.
Но в книге «аль-Ляи аль-Масну’а» он снова сказал: «Нет проблем с иснадом».
См. «Аль-Ляи» 221.
Так какое окончательное мнение хафиза ас-Суюты по данному хадису? УаЛлаhу А’лям.
Данный хадис сам по себе слабый, но мы добавим его к выше приведенным достоверным хадисам.
«И приду я к своему Господу и найду его сидящим на курсий».
Этот хадис в такой форме можно найти в «аль-Иджтима’ » имама Ибн Къайима.
Имам Ибн Къайим в такой форме отнес этот хадис к муснаду имама Ахмада, и похожий хадис есть в муснаде, но без добавки «сидящим».
Когда настанет судный день, соберут людей голыми, босыми и необрезанными, затем сядет Аллаh на свой курсий и воззовёт голосом, услышит его тот кто в дали и тот кто в близи.
Этот хадис со стороны иснада тоже слабый. Его передал ар-Руяни в своем муснаде. Похожий хадис передает Ахмад и аль-Бухари в «Халькъ» но без добавки «сел на курсий».
Сказал имам Абу Мухаммад ад-Дашти, да помилует его Аллаh: «В книге, согласно тому что дошло до меня, была манускриптом, написанным рукой Джамаля сына Хафиза ‘Абд аль-Гъаний аль-Макъдиси, что аль-Хакам в книге «ар-Руъя» сказал: нам рассказал Муса: рассказал нам Рух бин ‘Убада от Хаммада бин Салямы, от ‘Ата ибн ас-Саиб, от аш-Ша’би от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллаh, что он сказал в отношении слов Всевышнего: «Милостивый вознесся на трон» — сидит».
Скрин:
Этот же иснад от аль-Хакама упомянул имам Абу аль-Хасан аз-Загъуни, учитель Абу аль-Фараджа ибн аль-Джаузи.
Разбор иснада:
• Джамиль ибн ‘Абд аль-Гъаний: это сын имама ‘Абд аль-Гъаний аль-Макъдиси. Заслуживающий доверия.
• ‘Абд аль-Гъаний аль-Макъдиси: Всеми признанный имам, мухаддис, автор легендарного труда «Умдатуль-ахкам» и «Аль-Камаль». Он брат имама Ибн Къудамы аль-Макъдиси.
• Аль-Хакам ибн Ма’бад: Сказал имам Абу аш-Шейх аль-Асбахани в «Тарих мухаддисин»: «Учился фикху по методологии куфийцев, был автором адаба и гъариб, заслуживающий доверия, много хадисов передавал».
• Муса: это сын имама ‘Абд ар-Рахмана ибн Махди. Ибн Хиббан упоминает его в «Сикъат» — заслуживающих доверия.
• Рух ибн ‘Убада аль-Къайси: это известный имам, мухаддис. Сикъа.
• Хаммад бин Саляма: таби-табиин. О таких не спрашивают, как и о Хаммад бин Зейде.
• ‘Ата ибн ас-Саиб: известный табиин, имам, хафиз и мухаддис. В конце жизни память ухудшилась, но его передачи по пути двух Хаммадов (Ибн Зейда и Ибн Салямы) достоверны. Данная передача как раз по пути одного из них.
• Аш-Ша’би: это ‘Амр ибн Шурахбиль. О таких не спрашивают.
• Ибн Мас’уд: ну вы поняли.
Единственная проблема: аш-Ша’би не слышал эти слова непосредственно от самого Ибн Мас’уда, так как в момент смерти Ибн Мас’уда имаму аш-Ша’би было всего девять лет, но он взял их от больших учеников Ибн Мас’уда, и это перестает быть проблемой если взять во внимание тот факт, что имам аш-Ша’би аргументируется этими словами Ибн Мас’уда в толковании аята, что прямо свидетельствует о его вере в этот атрибут.
Имам ат-Табари: рассказал нам Ибн аль-Мусанна: рассказал нам Са’ид ибн ‘Амир от Шу’бы от ‘Абдуллы ибн аби ас-Сафара, сказавшего: ″Аш-Ша’би сказал: «Клянусь Аллаhом! Нет такого аята, о котором бы я не спросил″». т.е не спросил учеников ‘Али и Ибн Мас’уда.
На этот асар упирался имам Абу Мухаммад ад-Дашти и Ибн аз-Загъуни.
Сказал имам Ибн аз-Загъуни о хадис ‘Умара от Ибн Халифы: «Этот хадис передали все имамы хадиса в своих книгах, в которых они подразумевали только достоверные предания, удостоверяли передатчиков и пути этого (хадиса), и из числа (таких достоверных преданий) то, что передал аль-Хакам ибн Ма’бад…» и привел вышеприведенный иснад.
Скрин:
В тафсире слов Всевышнего «Милостивый вознесся на трон» он сказал: он сказал «قعد» (сел).
Это передал Ибн аль-Мухибб в «Сыфат» (151 и 969) и упирался на него, сказав, что его также передал Ибн аль-‘Ассаль.
Скрин:
Кто-то может сказать, что передатчика аль-Хакама ибн Зухейра обвинил в рафидизме, ответим:
На него также упирался имам Ибн Къайим, сказав: «В тафсире ад-Даххака и ас-Судди от Аби Малика и Аби Салиха от Ибн ‘Аббаса о словах <Всевышнего Милостивый вознесся на трон> сказал ″Сел″».
Скрин:
Сказал имам и хафиз Абу Муса аль-Мадини: «Однажды я спросил Исма’иля: разве не передают от Ибн ‘Аббаса тафсир слов ″истауа″ — сел? Он сказал: ″Да″»
≡ См. «Сияр» хафиза аз-Захаби. 20/87.
Сказал Ибн Ма’бад: рассказал нам Мухаммад ибн Хатим: рассказал нам: аль-Фадль ибн ‘Аббас: рассказал нам ‘Абд ар-Рахман ибн Сабит от Язида ибн Харуна, от ‘Аббада ибн Мансура, сказавшего: «Я спросил аль-Хасана и ‘Икриму о словах (Аллаhа) <Милостивый вознесся на трон> они сказали ‹Сидит›».
≡ См. «Фатх аль-Хамид» 4/1675.
Скрин:
Смотрите предыдущий раздел — ‘Икрима.
Абдулла у себя в сунне сказал: «Мне рассказал мой отец: мне рассказал Уаки’ хадис Исраиля от Абу Исхакъа, от ‘Абдулла ибн Халифы от ‘Умара… и после этого один человек смутился (услышав этот текст), мой отец назвал его имя перед Уаки’ом. Тогда Уаки’ разгневался на него (на этого человека) и сказал: ″Мы застали А’маша и Суфьяна, они передавали этот хадис и не отрицали его″«
Скрин:
Передает ат-Табари от Сулеймана ибн Хумейда, он от Мухаммада ибн Ка’ба, который передал от ‘Умара ибн ‘Абд аль-‘Азиза, что Всевышний закончит суд над людьми и вернется на свой маджлис.
См. «Ат-Табари» 19/468. Ад-Дарими в «Рад ‘аля аль-джаhмийя» стр 92, издание Бадра. Имам ад-Дарими упирался на этот асар. Никто из тех имамов саляф, передавших этот асар, не отвергал его.
Скрин:
Похожий тафсир приводит Ибн Мардавей от Ибн Мас’уда. В этих тафсирах употреблено слово «маджлис» и оно было отнесено к Всевышнему. Маджлис относят лишь к тому, кто имеет атрибут «джулюс».
Смотрите в разделе аль-А’маш в главе №4.
Сказал он: «Разве может быть истиуа кроме как джулюс?».
Передал Абдулла у себя в «Сунна», аль-Халляль в «Сунна», Ибн Батта и другие…
Хариджа ибн Мус’аб Абу аль-Хаджаджа ад-Дуба’и ас-Сарахси.
Сказал о нем хафиз аз-Захаби: «Ученый жителей Хорасана со слабостью (в точности передачи пророческих хадисах)».
А в «Сияр» аз-Захаби сказал о нем: «Имам, ученый, мухаддис, шейх Хорасана…».
Его учениками являлись такие великие имамы, как Уаки’, Ибн Махди (а они учителя Ахмада), Ну’ам ибн Хаммад ( учитель аль-Бухари), Яхья бин Яхья (учитель аль-Бухари и Муслима) и другие.
Некоторые невежды пытаются послабить имама Хариджа, мол он не достоверный передатчик, отвечу на это:
Во-первых: здесь Хариджа не хадис передал, здесь он выразил свое авторитетное догматическое мнение.
Во-вторых: его неточность в передачи пророческих хадисов (точнее иснадов) нисколько не умоляет его достоинство, ведь Абу Ханифа, Ну’айм ибн Хаммад, Ибн Ляhихи’а, Хафс и другие тоже были слабы как передатчики иснадов, однако они остались большими учеными в своих науках.
Что касается конкретно Хариджа в передачи иснадов: имам аль-Хаким сказал: «Он сам по себе заслуживает доверия, т.е его не обвиняли».
Абу Хатим сказал: «Его хадисы записываются» (если есть мутаба’а).
Сказал Ибн ‘Ади: «Иногда неосознанно допускал ошибки (в передачи хадисов)».
Ибн ‘Ади у себя в «Камиль» сказал: «Если он противоречит (своим) иснадом (более сильный иснад) или матном, то это его ошибка неумышленная».
А данное его толкование не является хадисом, да и в этом толковании он никому из предшественников не противоречит, так как имамы до него передавали те пять хадисов от пяти сподвижников и никто из них не выразил порицание матну.
Задумайтесь сами: когда имамы передают хадисы ахкам, в матне которых есть противоречие известному и принятому, они критикуют матн и выявляют ошибку передатчика, передавшего этот матн, так как они могут передать аж десять хадисов от восьми сподвижников атрибут сидение Бога и умалчивать о несовместимости этого матна с исламской традицией ?!
Смотрите в разделе аль-А’маш в главе №4.
Сказал Абдулла сын Ахмада: «Спросили его (т.е его отца — Ахмада) о том, что передают о Курсий и сидении Бога на нем, я видел, как мой отец, да помилует его Аллаh, удостоверял эти хадисы, (и в том числе) хадисы видения (лицезрения) Аллаhа, принимал их, собрал их в книге и рассказал нам».
Скрин:
В толковании слов Всевышнего: «Милостивый вознесся на трон» он сказал: «قعد» — сел.
Скрин:
‘Абд аль-Уаххаб аль-Уарракъ — это учитель Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Са’ида и других имамов.
Аль-Маруази сказал: «Я слышал как Ахмад сказал о нем: ″Праведный человек, подобные ему преуспевают в истине″».
≡ См. «Сияр» 12/324.
Сказал он в своем раде на аль-Мариси: «Он двигается как пожелает, спускается как пожелает, возносится как пожелает, хватает и отпускает, встает и садиться как пожелает».
≡ См. стр. 52.
Скрин:
Ибн Аби ‘Асым передал этот хадис и назвал главу этого хадиса так: «Глава о том, что верующие будут посещать своего господа…» что говорит о том, что он верил в этот хадис.
Скрин:
Имам Ибн Джарир ат-Табари, когда привел разногласие относительно значения «Курсий», сказал, что наиболее правильное в этом то, что пришло в хадисе, и привел данный хадис ‘Умара, смотрим скрин:
Ибн Касир тоже сказал, что Ибн Джарир ат-Табари упирался на этот хадис:
Этот имам один из самых любимых для меня имамов вместе с Ибн Хузеймой. Эти оба вобрали в себя качества, которые мало кто вобрал: знания хадиса, его передатчиков, недостатков иснадов, знание фикха, правильной акиды и разоблачения джахмитов.
Сказал он в своем известном стихе, который упомянул Ибн Къайим в «Бадаи’ аль-Фауаид» и аз-Захаби в «Аль-‘Улюв»: «Не отрицайте, что Он сидит».
Скрин:
Это Абу аль-Хасан ‘Али ибн ‘УбейдиЛля аль-Багдади, всеми признанный имам. Его учениками являются такие известные мухаддисы, как: Абу Тахир Ахмад ас-Силяфи, Абу Муса аль-Мадини, Ибн ‘Асакир, Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи и другие.
Сказал о нем хафиз аз-Захаби, да помилуете его Аллаh, у себя в «Сияр»: «Имам, выдающийся ученый шейх ханбалитов».
Сказал имам Ибн аз-Загъуни об хадис ‘Умар от Ибн Халифы, где упоминает сидение Бога на курсий: «Этот хадис передали все имамы хадиса в своих книгах, в которых они подразумевали только достоверные предания, удостоверяли передатчиков и пути этого (хадиса), и из числа (таких достоверных преданий) то, что передал аль-Хакам ибн Ма’бад…» и привел вышеприведенный иснад.
Скрин:
Автор известного труда «Зам аль-Калям». В своем тафсире на персидском языке он сказал: «Истиуа на арабском языке приходит в значении утвердиться и сидение».
Автор известного труда «Аль-худжа фи баян аль-махаджа».
Сказал имам и хафиз Абу Муса аль-Мадини: «Однажды я спросил Исма’иля: разве не передают от Ибн ‘Аббаса тафсир слов ″истауа″ — сел? Он сказал: ″Да″»
≡ См. «Сияр» хафиза аз-Захаби. 20/87.
Это учитель имама Абу Я’ля, и его мнение приводит он у себя в «ар-Риваятейни уа аль-Уаджhейн» стр 52.
Скрин:
Он прямо об этом заявил у себя в «Ибталь ат-Таъвилят» стр. 601
Абу Я’ля сказал: «Если достоверно установлено выражение, что Он на троне, то можно ли говорить, что он, Свят Он, сидит и стоит. Я не нашел ничего от Ахмада (он не нашел, но другие нашли)».
Затем сказал: «Асары в этом различаются. Мы уже приводили хадис ‘Умара: ″Когда Всевышний сел на трон был слышен скрип (этого трона), словно скрип нового седла″.
Еще передают то, что указывает на (атрибут) сидение. Нам рассказал Абу аль-Хасан ‘Али ибн ‘Умар ас-Сукари со своим иснадом от Са’ляба ибн аль-Хакама: ″В судный день, когда Аллаh сядет на свой курсий чтобы рассудить своих рабов, скажет…″
И в конце сказал: «Из этого предания извлекается: описание Всевышнего на троне, и то, что будет возмездие среди не мукалляфов (т.е не разумное создание)».
Вот Абу Я’ля сам приводит эти хадисы, делает заключения на их основе и ни слово о том, что этот атрибут не подобает Всевышнему.
Скрин, где он после всего приведенного сделал вывод:
Мы уже приводили его слова во второй главе.
Об этом он говорит в своей «Нунийя» стр. 103. (В новом издании стр. 453).
Скрин:
Мы уже выше приводили кто такой имам Ибн аль-Мухибб. Он в своей работе «Ас-Сафат» назвал целую главу «Глава о сидении (Бога)».
Скрин:
Господин ученых прошлого века, муфассир ‘Абд ар-Рахман ас-Са’ди тоже подтверждает этот атрибут в своих ответах жителям Кувейта. Когда некоторые из них почувствовали сложности в принятии атрибута «Джулюс» (или къу’уд), он сказал в послании: «(Ваши) затруднения перед этими текстами уйдут, если вернуть их на надежную основу из Корана, Сунны и единогласия саляф: нет ничего подобного ему, и обязательно надо принять все те атрибуты Творца, что пришли в Коране и сунне…».
Скрин:
А что касается джахилей и тех, кто попал под влияние джахмитов, отрицавших этот атрибут, то не стоит обращать на них внимание, как сказал выдающийся ученый Ибн Сахман: «Если достоверность этого от имамов установилась, тогда нет никакого смысла в тех, кто противоречит им из числа простых людей, подобных скоту».
См. «Ад-Дыя аш-Шарикх» стр. 170.
Я не стал приводить следующих ученых, о которых хорошо отозвался Ибн Аби Я’ля, Ибн аль-Джаузи и другие ханабиля.
Также я не упомянул выдающихся ученых прошлого и позапрошлого века:
Условие статьи было — приводить исключительно мухаддисов, хуффазов уммы, а фукаха я не стал упоминать!
Для пользы: 615. Тадлис жулика из канала ахлю-асар в вопросе «Сидение Аллаха на троне»
Для пользы: