592. Виды шафаата, между ширком и новшеством

592. Виды шафаата, между ширком и новшеством

592. vidy shafaata mezhdu shirkom i novshestvom - 592. Виды шафаата, между ширком и новшеством

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем…

Приведу вам отрывок из нашей работы:

[Наши оппоненты говорят, а именно уважаемый шейх Салих аль-Фаузан, Салих али аш-Шейх и другие, что мушрики, христиане и остальные просили у могил, говоря: «О такой-то, попроси Всевышнего, чтобы Он помиловал нас». 

Мы скажем: ширк христиан сразу в нескольких пунктах, и ни в одном из них нет обсуждаемой нами картины.

1. Их первый ширк: христиане не знают, где могила Иисуса, мир ему, но все равно взывают, и поскольку Иисус, мир ему, не обладает качеством все слышать, получается, они придали ему божественный атрибут, что является ширком.

• Сказал Бакр Абу Зейд:

سؤال حي لميت وهو غائب عن قبره بأن يدعو الله له، وهذا النوع لا يختلف المسلمون بأنه شرك أكبر، وأنه من جنس شرك النصارى في مريم وابنها ـ عليهما السلام ـ بدعائهما

«Просьба живого к мертвому, когда он находится не у могилы, прося его, чтоб тот попросил Аллаhа, мусульмане не разногласят, что это является одним из видов большого ширка, а также, что это вид ширка людей писания в отношении Марьям и ее сына, мир им обоим».

2. Их второй ширк: подавляющее большинство христиан, (кроме Иегова) просят Иисуса и деву Марию не для того, чтобы они попросили Всевышнего, а для того, чтобы они помогли им самостоятельно, чтобы отвели от них зло, или получили от них добро.

Это подтверждает и шейхуль-ислям Ибн Теймийя: «Одним из самым великим ширком является то, когда человек делает истигъасу к мертвому или живому… когда он взывает к ним в трудное время, говоря: О мой Господин! Словно он требует от него отведение вреда и получение блага. Это то, что делают христиане в отношении Мессии (‘Иса), его матери, их ученых и монахов…»

  Screenshot
Ibn Tejmijja o vzyvanii 3 - 592. Виды шафаата, между ширком и новшеством Также он сказал: «А что касается человека, которого постигла беда, или испугался чего-то, и попросил спасения у своего шейха, прося у него укрепить его сердце в тот момент, то это ширк. Это часть религии христиан«.

  Screenshot
Ibn Tejmijja i vzyvanie 4 - 592. Виды шафаата, между ширком и новшеством

3. Их третий ширк: христиане убеждены, что Иисус и Мария имеют изначальное право для заступничества, а это тоже ширк. Ведь если посчитать, что для заступничества не нужно разрешение Господа, тогда здесь уравнивание Господа с творением. Здесь отпускают Всевышнего на земные законы. На земле заступник или ходатайствующий не спрашивает разрешение у того, перед кем ходатайствуют, он заступается по своей воле, вот в этом и есть принципиальное отличие шафа’ата перед творениями и Творцом. И именно по этому Всевышний сказал: «Или же они взяли себе заступников помимо Аллаха? Скажи: «А если они не владеют ничем и не разумеют? Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком».

Т.е они уподобили творение Творцу. А уподобление здесь в том, что заступничество по земным меркам делается без одобрения того, перед кем заступаются, так как заступающийся (ходатай) не зависим от того, перед кем ходатайствуют, он имеет равные права перед ним. Но в случаи со Всевышним это не допустимо!

• Шейхуль-ислям Ибн Теймийя сказал: «А если он скажет: я прошу у него заступиться за меня в этих делах потому, что он ближе к Аллаху чем я, и я обращаюсь к Аллаху (делаю тавассуль к Нему) через него, подобно тому, как обращаются к правителю через его приближённых и помощников…»

  Screenshot

Ibn Tejmijja i tadlis o vzyvanii 2 - 592. Виды шафаата, между ширком и новшеством

• ‘Алляма ар-Раджихи сказал в шархе ат-Тахауийя: «Суть: запрещенная шафаа, которую утвердили мушрики и те, кто на них походит, как нововведенцы из людей писания и мусульман, которые утверждают, что (некоторые) творения имеет особое положение у Аллаhа, и поэтому они будут делать шафаат без Его разрешения подобно тому, как люди заступаются между собой…»

  Screenshot

radzhihi i shafaa bi gajri izni 640x397 - 592. Виды шафаата, между ширком и новшеством

 

• ‘Алляма Ну’ман аль-Алюси сказал: 

فالشفاعة نوعان: أحدهما — الشفاعة التى نفاها القرآن كالتى أثبتها المشركون ومن ضاهاهم من جهال الأمة والثاني — أ، يشفع الشفيع بإذن الله تعالى، وهي التى اثبتها الله سبحانه

«Шафаат бывает двух видов: первый, который отрицает Коран, и утверждают мушрики и те, кто с ними их числа джахилей этой общины. Второй вид: заступник будет заступаться с дозволения Всевышнего Аллаhа, и тот вид утвердил Аллаh».
≡ См. «Джиляу аль-‘Айнен». стр: 464.

4. Их четвертый ширк: они ждут покровительства от неодушевленных, как кресты, иконки и прочих объектов, олицетворяющих их праведников, что также является ширков. Именно для этого они сделали иконки, олицетворяющие Иисуса и Марию, как это сделал народ Нуха, который слепил скульптуры для Вадда, Сууа’а, Ягъуса, Я’укъа и Насра, напоминающие им о них.

В любом случае никто из них не просил и не просит у могил, чтобы обитатели могил попросили Всевышнего за них, а если и просят это, то исключают разрешение Аллаhа на шафаат, исключают Его роль в шафаат, пусть даже многие из них прямо не заявляют это, но дела выдают их. Никто даже не знает точного местонахождения могил. А Иисус, мир ему, и вовсе не имеет могилы.

Если это понятно, тогда у нас не должны возникать споры, что мушрики не говорят: «О мой шейх, если Всевышний дал тебе права заступничества, то попроси Его помиловать меня». Более того, нет нигде в Коране, чтобы Всевышний назвал это ширком. А сходства того, что делают суфии с тем, что делают христиане, не обязательно должно иметь одинаковый хукм. Между ними сходство частичное, а не идентичное!

А то, что некоторые суфии все же делают то, что делают христиане, что делает их таким-же мушриками, не дает право нам обобщать.

Затем наши оппоненты могут привести два известных аята:

نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَىٰ

Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе

يَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَضُرُّهُمْ وَلَا يَنفَعُهُمْ وَيَقُولُونَ هَٰؤُلَاءِ شُفَعَاؤُنَا عِندَ اللَّهِ

Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они — наши заступники перед Аллахом».

Мы скажем

Мы скажем: что касается аята из суры «аз-Зумар», то речь в аяте идет о мушриках, которые взывали к идолам, чтобы они (вернее те, кого они олицетворяли) заступались за них перед Всевышним. Также речь идет о тех, кто поклонялся ангелам и Иисусу.

• Сказал имам ат-Табари: нам рассказал Мухаммад ибн ‘Амр:  нам рассказал Абу ‘Асим: нам рассказал ‘Иса: мне рассказал аль-Харис: нам рассказал аль-Хасан, нам рассказал Уаркъа, все от Ибн Аби НаджихIа, от Муджаhида относительно слов (Аллаhа) « ‹Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе› курейшиты говорили это в отношении своих идолов. А те, кто был до них, говорили это ангелам, ‘Исе бин Марьям и ‘Узейру».

  Screenshot
Tabari o mushrkiah - 592. Виды шафаата, между ширком и новшеством

Отсюда мы извлекаем:

  • Христиане взывали к Иисусу на расстоянии, а не у могилы, так как нет у него могилы, следовательно, это ширк, с чем мы тоже согласны.
  • Мушрики поклонялись ангелам, а не взывали на их могилах. У ангелов не бывает могил.
  • Мушрики просили в присутствии истуканов, чтобы те заступались за них перед Всевышним, но истуканы неодушевленный предмет, следовательно, такой вид просьбы ширк, с чем ты также согласны.
  • Мушрики просили обитателей могил заступничества, исключая разрешение Аллаhа на это заступничество.

Как вы поняли, аят не говорит о том случае, когда человек просит обитателя могилы, который слышит его, чтобы тот попросил Всевышнего внушить ему совершать благие деяния, а раз так, тогда этот аят наших оппонентов выходит за пределы обсуждаемой темы. Более того, этот же аят, если прочитать его сначала, сам себя толкует: «Те, которые взяли помимо Него себе покровителей (аулия)». Здесь Всевышний прямо сказал: «…покровителей». А разве тот, кто просит обитателя могилы, чтобы тот попросил Всевышнего берет его в покровители? Спросите сами его, он вам скажет: «Нет!».

• Сказал имам аль-Бугъауи в тафсире этого аята: « ‹Те, которые взяли помимо Него› т.е помимо Аллаhапокровителей (аулия)› т.е идолов… так читал Ибн Мас’уд и Ибн ‘Аббас» 

  Screenshot
Bagaui i dua mushrikov - 592. Виды шафаата, между ширком и новшеством

А что касается аята из суры «Юнус»: Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они — наши заступники перед Аллахом» мы скажем, здесь тоже речь идет о истуканах, а не о душах. Ведь в аяте прямо сказано: «…не причиняет им вреда и не приносит им пользы», а души верующих могут принести пользу живым их родственникам, если эти душу будут просить Всевышнего прощения за этого живого родственника. Но это не значит, что это можно просить у них, как сказал шейхуль-ислям.

• Сказал имам ат-Табари в тафсире этого аята:«… они не навредят им и не помогут, ни в дунья, ни в ахира, так как они идолы, которым они поклонялись…»

  Screenshot
Tabari i dua mushrikov 2 - 592. Виды шафаата, между ширком и новшеством

Отсюда мы извлекаем следующее:

  • Мушрики взывали к неодушевленным, которые не слышат их и не видят. Это ширк, с чем мы тоже согласны.
  • Аят не говорит о тех, кто просит покойного у могилы, попросить его Всевышнего.
  • Покойник может принести пользу живому, но не физически, а попросив Всевышнего умертвить этого живого родственника на исламе. И это не по просьбе живого, а по желанию самого покойника. И это не значит, что дозволено просить это у могилы, так как это открывает двери к ширку и удаляет сердце от Всевышнего! Если бы это было дозволенным, то саляфы опередили-бы нас в этом.

Такое-же дело обстоит с аятом:

وَلَمْ يَكُن لَّهُم مِّن شُرَكَائِهِمْ شُفَعَاءُ وَكَانُوا بِشُرَكَائِهِمْ كَافِرِينَ

Никто из их сотоварищей не заступится за них, и они отвергнут своих сотоварищей

Здесь тоже речь идет о идолах, как сказал имам аль-Къуртуби, Ибн Касир и другие муфассиры.

Также аят:

أَمِ اتَّخَذُوا مِن دُونِ اللَّهِ شُفَعَاءَ ۚ قُلْ أَوَلَوْ كَانُوا لَا يَمْلِكُونَ شَيْئًا وَلَا يَعْقِلُونَ

Или же они взяли себе заступников помимо Аллаха? Скажи: «А если они не владеют ничем и не разумеют?

Здесь тоже речь об идолах, как сказал Къатада, ат-Табари, аль-Къуртуби, Ибн Касир и другие муфассиры.

  1. Шафа’а к идолам, олицетворяющих ранних праведников.
  2. Шафа’а к ангелам.
  3. Шафа’а к пророкам на расстоянии.
  4. Шафа’а к джинам.
  5. Обожествление Иисуса и Марьям, мир им.

И нет шестого в Коране. А шестое в нашем случае, это просить покойника у могилы, чтобы тот попросил Всевышнего, если Всевышний дал такое право, и именно в этом вопросе ученые разногласят, кто-то считает большим ширком, а кто-то путем к ширку, но никто из ученых ахлю-сунна не разногласит, что такой вид шафаата является новшеством и тем, что может привести к ширку, и об этом у нас будет подробно в ниже приведенных главах].

Важно! Просить у покойника шафаат есть ширк, так как шафаат ему еще не дозволен, он будет довзволен лишь в судный день, отсюда и хукм: просьба у мертвого тогоо, чем он не владеет, ширк, и с этим мы согалсны.

Но просить мертвого сделать дуа в барзах не подобно тому, когда у мертвого просят сделать шафаат, тибо для того, чтобы душа в барзахе сделал дуа за живых родственников она не нуждаетс в специальном разрешении, как в случае с шафаатом.

Дуа покойник может делать в барзах уже изначально, следовательно, просить это дуа ширком никак не может быть, хоть и является нововведением, но требование шафаата в судный день, это требование того, что покойник еще не имеет, следовательно — ширк.

Более подробно в нашей работе: 552. Барзах, могилы, их обитатели и взывание к ним.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *