Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

591. Слышат ли мертвые в своих могилах? Дискуссия

591. slyshat li mertvye v svoih mogilah - 591. Слышат ли мертвые в своих могилах? Дискуссия

 

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем…

Передам вам часть из моей статьи 552. Барзах, могилы, их обитатели и взывание к ним то, что касается данной темы:

Дорогой читатель, я обратил внимание на эту тему лишь по тому, что приверженцы крайнего пути сделали эту тему предметом раздора и разногласий в ослабленных рядах мусульман, вынося обвинение тем, кто не согласен с ними в этом вопросе, напрочь отрицая приемлемость разногласий в таких фикховских вопросах.

• Имам Ибн Муфлих в себя у «аль-Адаб» пишет: «(Ибн Къудама) в ‹аль-Мугъни› упомянул… никто не должен порицать деяние другого, в котором тот следует своему мазhабу, ибо нет порицания в вопросах иджтиhада». Ахмад в риваяте аль-Марвази сказал: ‹Правовед не должен навязывать людям свой мазхаб и проявлять строгость в этом…›».

• Имам Мансур аль-Буhути сказал: «Нет порицания в вопросах иджтиhада, т.е никто не имеет право порицать муджтаhида, или мукъаллида там, где иджтиhад допустим, даже если мы скажем, что прав только один из них…»

Первым делом надо сказать, что разногласили в этом саляфы этой уммы.

• Сказал имам ат-Табари: «Ученые общины, из числа саляф, разногласили в понимании смысла этих сообщений. Группа сказала: «Из-за их огромного количества, они достигают степени достоверности, и их смысл надо принимать буквально и обобщенно». Они сказали: мертвый слышит слова живых (у могилы). И поэтому пророк ﷺ обратился к мертвым в колодце… (Сподвижники) сказали: «Ты обращаешься к людям, которые уже умерли и превратились в бездушные тела?» Он сказал: «Они слышат меня лучше, чем вы». Тем самым он подтвердил достоверность того, что мы сказали, что мертвые слышат слова живых (у могил). Они упирались на передаваемые от посланника Аллаh ﷺ сообщения, подобные данному, передаваемому нами сообщению от ‘Умара».

  Screenshot
Tabari i hiljaf saljaf v sama amvat - 591. Слышат ли мертвые в своих могилах? Дискуссия В этой главе прояснилось, что в этом вопросе разногласили саляф, а раз так, тогда нам нельзя опережать их мнениями.

Я спросил нашего шейха Са’уда аль-Мутейри, он сказал, что из-за этой темы споры не ведутся.

 

ДОВОДЫ ОППОНЕНТОВ, ЧТО МЕРТВЫЕ НЕ СЛЫШАТ, И НАШИ ОТВЕТЫ

Из саляф, считающие, что мертвые в основе не слышат, это Ибн Мас’уд, Ибн ‘Аббас, ‘Аиша, Къатада и другие.

Из ханафитов: Ибн Хумам, Ибн Нуджейм, аль-Хасфаки, Ибн ‘Абидин и другие.

Из маликитов: Мухаммад аль-Мазари, аль-Къади ‘Ийяд и другие.

Из современных на этом Ибн Баз, Ибн ‘Усеймин, аль-Баррак, аль-Фаузан аль-Альбани, комитет аль-Ляджна и т.д.

Я тоже всегда был на этом мнении, пока не погрузился изучать доводы обеих сторон. Некоторые доводы этой стороны те-же, что и у оппонентов, и именно по этому никто из сторон не сможет заявить, что истина именно с ними. Обе стороны ссылаются на одни и те же аят, и на одни и те-же хадисы. И причина разногласия, это понимание этих текстов Корана и Сунны.

Я упомяну аргументы оппонентов и их критику наших доводов, затем упомяну ответы нашей группы ученых на их доказательства.

Первый довод:

إِنَّكَ لَا تُسْمِعُ الْمَوْتَى وَلَا تُسْمِعُ الصُّمَّ الدُّعَاءَ
 إِذَا وَلَّوْا مُدْبِرِينَ

Ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать твой призыв, когда они обращаются вспять Этот аят есть в суре «ан-Намль» и в суре «Рум». 

Оппоненты говорят, что этот аят прямо свидетельствует о отсутствии слуха.

Мы скажем

В аяте речь идет не о буквальном слухе, а о шариатском слухе. Т.е не «Сама’ аль-Идрак» а «Сама’ аль-Имтисаль», а смыл аята: «Ты не направишь кафиров на прямой путь также, как не сможешь направить мертвых». Всевышний здесь поведал нам, что мертвых уже не исправить, ибо они мертвы, точно также не исправить мушриков.

وَعَرَضْنَا جَهَنَّمَ يَوْمَئِذٍ لِّلْكَافِرِينَ عَرْضًا الَّذِينَ كَانَتْ
أَعْيُنُهُمْ فِي غِطَاءٍ عَن ذِكْرِي وَكَانُوا لَا يَسْتَطِيعُونَ سَمْعًا

В тот день Мы ясно покажем Геенну неверующим, на глазах которых было покрывало, отделяющее их от поминания Меня, и которые не могли слышать.

И мы ведь не скажем, что они в жизни были глухими и слепыми? Следовательно, речь идет о «Сама’у аль-Имтисаль».

• Имам Ибн аль-Къайим, разбирая этот и похожий аят в «Хади аль-АрвахI» сказал: «Контекст аята говорит о том, что кафира, у которого мертвое сердце, ты не заставишь взять пользу от своего слуха, как и обитателей могил не заставить взять пользу от своего слуха.

Всевышний не сказал, что мертвые абсолютно ничего не слышат, и как же иначе, ведь пророк ﷺ сообщил, что они слышат топот сандалий. Он также сообщил, что убитые при Бадре слышали его речь. Также узаконено давать им салям в форме обращения к присутствующему, который слышит. Он также сообщил, что если кто-либо даст таслим своему верующему брату, то он (его брат) отвечает ему в могиле».

  Screenshot

Ibn Kajim v Hadi arvah i sluh mertvyh - 591. Слышат ли мертвые в своих могилах? Дискуссия

• Сказал шейхуль-ислям Ибн Теймийя, комментируя данный аят«Здесь имеется ввиду «Сама’ аль-Имтисаль». Аллаh сделал кафиров подобно мертвым, которые не принимают призыв, и подобно животным, которые слышат голоса, но не понимают их.

Когда мертвый слышит слова и понимает их, он не может ответить на них, не может подчиниться им, он не получает пользу от повеления и запрещения. Точно также и кафир, не получает пользы от повеления и запрещения, даже если он слышит обращение».

  Screenshot
Ibn Tejmijja i sluh mertvyh - 591. Слышат ли мертвые в своих могилах? Дискуссия

Прояснилось, что слова в аятах: «слышать» не говорят о буквальном слух, а говорят подчинении. Аят надо понимать так: «Ты не заставишь кафиров подчиниться подобно тому, как ты не заставишь подчиниться мертвых».

Второй довод:

وَمَا يَسْتَوِي الْأَحْيَاءُ وَلَا الْأَمْوَاتُ ۚ إِنَّ اللَّهَ يُسْمِعُ مَن يَشَاءُ ۖ وَمَا أَنتَ بِمُسْمِعٍ مَّن فِي الْقُبُورِ

Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле. ФатIыр: 22.

Они сказали, что здесь четко указано неравенство живого и мертвого, а также прямо сказано, что не заставить слышать мертвых.

Мы скажем

Что касается слов «Не равны живые и мертвые» Ибн Къутейба сказал: «Не равны разумные живые, и глупые мертвые».

Т.е здесь неравенство не в слухе, а в состоянии и положении. Это все равно что сказать: «Не равен спящий и бодрствующий». Из-за того, что бодрствующий не равен спящему, это не ведь не лишает спящего слуха в целом? Это же не значит, что спящий оглох?

А поводу слов в аяте: «и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле» то на них я уже ответил в предыдущей главе.

Третий довод:

إِن تَدْعُوهُمْ لَا يَسْمَعُوا دُعَاءَكُمْ 
وَلَوْ سَمِعُوا مَا اسْتَجَابُوا لَكُمْ
 ۚوَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يَكْفُرُونَ بِشِرْكِكُمْ
وَلَا يُنَبِّئُكَ مِثْلُ خَبِيرٍ

Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий. ФатIыр: 14.

Они сказали, что Всевышний прямо заявил, что обитатели могил не слышат дуа тех, кто взывает к ним у могил, а если-бы и услышали, то ничем не смогут помочь. 

Мы скажем: слова «не слышат вашей молитвы» касаются истуканов и идолов, а они в принципе не могут слышать, они неодушевленные объекты.

• Сказал имам ат-Табари в толковании этого аята: «Т.е: о люди, если вы будете взывать к тем божествам, которым вы поклоняетесь, помимо Аллаhа, они не слышат ваших молитв, так как они неодушевленные предметы…»

  ScreenshotTabari i dzhamadat - 591. Слышат ли мертвые в своих могилах? Дискуссия

• Тоже самое сказал имам Макки аль-Къайравани в своем тафсире: «Аль-хидая иля булюгъ аль-нихая» : «…т.е идолы, истуканы, в которых нет душ».

  ScreenshotMakki o sluhe kafirov - 591. Слышат ли мертвые в своих могилах? Дискуссия

• Тоже самое сказал имам ‘Абд аль-ХIакъ ибн ‘Атыйя аль-Андалюси в своем тафсире «аль-Мухаррар»: «Затем Всевышний упомянул три положения, касающихся идолов… они не слышат, если к ним взывать… а если-бы и слышали, не смогут ответить… в судный день они отрекутся от кафиров…»

  ScreenshotIbn Atyj i sluh amvat - 591. Слышат ли мертвые в своих могилах? Дискуссия

• Тоже самое сказал имам аль-Къуртуби в своем тафсире: «… они не услышат вашей молитвы… так как они истуканы, не видят и не слышат…»

  ScreenshotKurtubi i sluh amvat - 591. Слышат ли мертвые в своих могилах? Дискуссия• Тоже самое сказал Ибн Касир: «… «они не услышат вашей молитвы»… так как они истуканы, нет душ в них…»

  ScreenshotIbn Kasir i sluh amvat - 591. Слышат ли мертвые в своих могилах? Дискуссия

Подобное также говорил аш-Шаукани, ас-Са’ди, Ибн ‘Ашур и другие имамы тафсира.

В этой главе прояснилось, что данный аят, как и другие, не годятся в качестве доказательства на то, что мертвые в основе не слышат, ибо в них речь идет о неодушевленных предметах.

Я скажу более: Коране не пролил свет на эту тему однозначно. Коран скрыл от нас факт, слышат ли мертвые, или нет.

Имам, муфассир, Мухаммад аль-Амин аш-Шанкъити сказал у себя в тафсире: «Коран и Сунна нигде не отрицает слух мертвых».

Четвертый довод:

Известный случай с колодцами при Бадре, который передал имам аль-Бухари, когда пророк ﷺ ответил ‘Умару, спросившему: «Ты обращаешься к ним в то время, когда они уже начали гнить?» Пророк ﷺ сказал: «Они слышат меня сейчас лучше вас, однако они не могут ответить». ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, ответила на это: «Т.е они сейчас знают, что это истина». Затем прочитал аята: «Ты не заставишь слышать мертвых».

Они сказали, слова ‘Умара: «Ты обращаешься к ним, в то время, как они уже начали гнить?» свидетельствуют о том, что пророк ﷺ их воспитал на этом, иначе ‘Умар не удивился бы этому. Сам вопрос и удивления ‘Умара говорит о том, что сахабы изначально были воспитаны, что мертвые не слышат. 

Мы скажем

Не обязательно с этого делать такой вывод, ведь сколько было случаев, когда сахабы удивлялись и спрашивали, и не понималось с этого, что они были воспитаны так, но понималось, что они могли это упустить.

•  К примеру, ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказала пророку ﷺ: «Всевышний знает о всех разговорах людей?» Скажем ли мы, что она была так воспитана? Или скажем, что она просто упустила некоторые детали (согласно мнению), затем узнала и исправилась?

•  Или слова сподвижника пророку ﷺ: «Неужели мы будем наказаны за наш язык?» Скажем ли мы, что он был так воспитан пророком ﷺ? Или мы скажем, что он просто упустил это из виду? Таких примеров много.

•  Или слова Абу Зарра пророку ﷺ, когда последний сказал, что все единобожники в конечном итоге зайдут в рай: «Даже если он воровал и прелюбодействовал?!»

Затем оппоненты сказали, что пророк ﷺ утвердил ‘Умара на его словах: «Ты разговариваешь с теми, кто уже начал гнить?»

Мы скажем

Он ﷺ не утвердил его полностью, он лишь утвердил его на том, что они начали гнить, и он ﷺ не исправил его удивление, ибо оно поддается логике. И потом, пророк ﷺ прямо сказал: «Они меня сейчас слышат лучше вас, но они не могут ответить».

Аль-хафиз Ибн Хаджар сказал, что Всевышний вернул в этот момент их души, чтобы они услышали слова пророка ﷺ.

Мы скажем

Это исключение должно быть подтверждено ясным доказательством. Нет такого доказательства, мы не можем делать такое заявление с полной уверенностью, а иджтиhад ученого хоть и имеет вес, но оно само по себе не является шариатским доказательством.

Затем наши оппоненты привели слова ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh, что она отрицала факт того, что мертвые в колодце могли слышать речь в прямом смысле. Она сказала, что мертвые узнали эту речь, а не услышали.

Мы скажем

Здесь та же ситуация — это ее иджтиhад, и нельзя брать заключение одного ученого, против заключения другого.

Другие сахабы поняли буквальный слух, и из них Ибн ‘Умар, и истина в данном случае именно с ним, так как его понимание упирается на прямой тест.

Шейхуль-ислям подметил, что до ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh, не дошли все доказательства в этом вопросе.

• Сказал имам муфассир Мухаммад аль-Амин в «Адуаъу аль-Баян», комментируя данный хадис: «Это прямой и достоверный текст, подтверждающий слух мертвых. И он ﷺ не сделал никакого исключения.  И очевидно слова Къатады, которых упомянул аль-Бухари (т.е, что в этот момент Аллаh вернул им души) являются его иджтиhадом».

  Screenshot
Muhammad Amin i sama al Amvat 2 - 591. Слышат ли мертвые в своих могилах? Дискуссия

Текст изначально должен пониматься буквально и прямо, пока доказательство не отведет его в сторону. Нет доказательства, которое отнесло-бы внешний смысл этого хадиса в сторону.

Пятый довод:

إن لله ملائكة سيَّاحين في الأرض
 يُبلغونني عن أمتي السَّلام

У Аллаhа есть странствующие по земле ангелы доносящие до меня салям от моей уммы
Ан-Насаи и другие от Ибн Мас’уда

Они сказали: если бы мертвые, и пророк ﷺ в том числе, слышали, тогда нет нужды в ангелах, которые доносили-бы приветствие до него.

Мы скажем

Данный хадис общий, а конкретизирует его наши доказательства, которые мы уже привели, и которые мы еще приведем. Понимать данный хадис надо так: эти ангелы доносят таслим, сделанный за пределами могилы, а не у могилы. Ведь сам пророк ﷺ давал таслим на кладбище, где не нужны были странствующие ангелы, и почему они понадобились избранному пророку? Разве он не лучшее творение?

Шестой довод:

Известный хадис Абу Хурайры у Муслима и других: «Когда умрет сын Адама, все его дела прекращаются, за исключением трех…» и далее хадис.

Они сказали: здесь также свидетельство на то, что деяние человека после смерти прекращаются.

Мы скажем

В хадисе речь идет не о слухе мертвых, а о их деяниях в дунья. Т.е после смерти человек теряет возможность творить деяния, зарабатывая себе для ахира, за исключением его плодов, которых он оставил. В хадисе речь идет о возможности зарабатывать себе на ахира, а не о возможности слышать.

Подтверждением этому служит хадис Анаса, переданный имамом Муслимом, где пророку ﷺ, во время переноса в аль-Къудс, увидел Мусу, мир ему, совершающего молитву в могилах.

У нас теперь хадис Абу Хурайры, где говорится, что после смерти деяния человека обрываются, и хадис Анаса, где говорится, что Муса молится в могиле, и оба эти хадиса в сахих Муслиме. Означает ли это противоречие? Ответ: нет, не означает. Хадис Абу Хурайры говорит о том, что человек после смерти не сможет совершать дела, зарабатывая на ахира (не считая трех упомянутых, их он совершил будучи живым), а хадис Анаса говорит о том, что пророки совершают молитву, не зарабатывая, а просто потому, что это их любимое дело.

Умма единогласна, что с наступлением смерти уже нельзя будет зарабатывать на ахира, совершая праведные деяния, но можно будет делать праведные деяния после смерти как любимое дело.

•  Похожий хадис Анаса передал имам аль-Баззар: «Пророки живы в своих могилах и совершают молитвы».
Хадис слабый со стороны иснада, но достоверный со стороны матна.

Также Муслим передал, что пророк ﷺ видел Ибраhима и ‘Ису, мир им, молящимся. Имам аль-Байhакъи написал работу по этому поводу, приводя все хадисы на этот счет.

Кто-то может спросить: с Ибаhимом и Мусой понятно, они умерли и похоронены на земле, а как-же ‘Иса, он ведь не похоронен на земле, да и вовсе не умер?

Ответ: когда Коран и Сунна употребляют слово «къабр» (могила), не всегда имеется ввиду буквально «земля», в которой лежит человек. Могила в шариатском смысле означает жизнь барзах. Свидетельством чему служит хадис, переданный имамом аль-Бухари, где пророк ﷺ встретил Ибраhима, Идриса, Мусу и других на небесах, и это вместе с тем, что все они были похоронены на земле.

Или хадис о человеке, оставившим завещание, чтобы после смерти его прах развеяли по морю, однако он не избежал опроса в загробной жизни. Таких примеров огромное количество.

 

НАШИ ДОВОДЫ, ЧТО МЕРТВЫЕ СЛЫШАТ

Никто не говорит, что мертвые слышат за пределами своих могил, на расстоянии, ибо в этом приписывание творениям атрибутов Творца.

Мы говорим, что мертвый в основе может слышать у могилы, но и это не обязательно должно быть всегда, ведь если подул ураган, при котором сильный шум ветра, то здесь физически никто не может услышать что-то, ни тот кто в могиле, ни тот, кто у могилы.

На этом мнении из саляф: Ибн ‘Умар, Абу ТальхIа, МакхIуль (в вопросе талькъина) и другие.

Из имамов: Ибн Къутейба, Ибн Джарир ат-Табари, Ибн Хазм, Абу аль-Къасим аль-Асбаhани, ан-Науауи, Абу Джа’фар ибн НухIас, Ибн Теймийя, Ибн Касир, Ибн аль-Къайим, Ибн Раджаб, Ибн Аби аль-‘Изз и другие.

Из прошлого столетия: ‘Абд ар-Рахман ибн аль-Къасим ан-Неджи, Аба Батейн ан-Наджди, Мухаммад аль-Амин аш-Шанкъити и другие.

Первый довод:

Тот самый хадис ‘Умара. Его мы уже ранее разбирали.

Второй довод:

العبد إذا وضع في قبره وتولى عنه أصحابه حتى إنه ليسمع قرع نعالهم

Когда раба положат в могилу, и его родственники начнут покидать его, он будет слышать топот их сандалий

В этом хадисе прямое свидетельство на то, что души мертвых в основе слышат что-то из этого мира, и не упоминается никого исключения.

• Сказал имам Мухаммада аль-Амин: «Это прямой достоверный хадис пророка ﷺ о том, что мертвые слышат в своих могилах топот покидающих его, после захоронения. Это прямой достоверный текст в пользу слуха мертвых, и он ﷺ не сделал никого исключения».

  ScreenshotMuhammad al Amin i slyshanie sandalij pokojnymi - 591. Слышат ли мертвые в своих могилах? Дискуссия

Третий довод:

السَّلَامُ عَلَى أَهْلِ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ الله بِكُمْ لَاحِقُونْ

Ас-салям обитателям территории (кладбища) из числа верующих мужчин и верующих женщин. Да помилует Аллаh тех, кто уже ушел, и тех, кто задержался. Мы, инщаАллаh, присоеденимся к вам.
Муслим от ‘Аиши, да будет доволен им Аллаh. Похожий хадис также передается от Абу Бакра и Бурейды, да будет доволен им Аллаh.

Здесь обращение к тем, кто слышит. Если-бы мертвые не слышали, тогда нет смысла в данном обращении к ним, как сказал шейхуль-ислям, Ибн аль-Къайим, Мухаммада аль-Амин и другие

• Сказал имам муфассир Мухаммад аль-Амин: «Это ясным образом указывает на то, что они слышат его таслим. Если-бы они не слышали его таслим и речь, то его речь была-бы как обращение к отсутствующему. Нет сомнений, что это непозволительно обладателям разума, и не может такое исходить от (пророка ).

  Screenshot
3. Ibn Kajim i sluh mertvyh - 591. Слышат ли мертвые в своих могилах? Дискуссия

Четвертый довод:

•  Сообщается, что пророк ﷺ сказал одному бедуину:

حيثما مررت بقبر كافر فبشره بالنار

Мимо какой-бы могилы кафира ты не проходил, обрадуй его огнем

И когда этот бедуин принял ислам, он сказал: «Посланник Аллаhа ﷺ повелел мне обрадовать огнем каждого кафира, мимо могилы которого я буду проходить».

Здесь прямое свидетельство того, что мертвые слышат в основе. Слова «какой-бы могилы кафира» указывает на эту основу. Пророк ﷺ не сделал никаких исключений. А также слова: «…обрадуй его огнем», спрашивается: как можно обрадовать его огнем, если он не слышит?

Хадис передал ‘Абд ар-Раззакъ, ат-Табарани и другие. Они передали от троих: Язида бин Харуна, Мухаммада бин Аби Ну’айма и Абу Ну’айма аль-Куфи. Эти трое взяли от Ибраhима ибн Са’д, от аз-Зуhри, от ‘Амира бин Са’да, от своего отца Са’да бин Аби Уаккъаса.

Как мы видим, все они передали от Са’да бин Аби Уаккъаса. Но Мухаммад бин Исма’иль передал от Харуна, от Ибраhима ибн Са’д, от аз-Зуhри, от Салима, от своего отца Ибн ‘Умара. И здесь ошибка со стороны Мухаммада бин Исма’иля, так как он сказал, что аз-Зухри передал его от Салима, от своего отца, тогда как великие хуффазы имамы, как Харун и Абу Ну’айм, сказали: от аз-Зуhри, от ‘Амира бин Са’да, от своего отца Са’да бин Аби Уаккъаса.

Но несмотря на то, что путь: от аз-Зуhри, от ‘Амира бин Са’да, Са’да бин Аби Уаккъаса был передан Ибраhимом ибн Са’дом, он противоречит другому имаму, Ма’мару, который тоже передал это от аз-Зухри, от Салима, и без упоминания Ибн ‘Умара, и это цепочка самая сильная. Сильная потому, что Ма’мар один из самых близких сподвижников аз-Зухри из второй табакъи (в аз-Зухри), тогда как Ибраhим ибн Са’д несмотря на то, что он тоже большой имам, в отношении аз-Зухри он уступает имаму Ма’мару. Более того, имам Ибн Ма’ин считал, что Ма’мар в отношении аз-Зухри выше даже чем Ибн ‘Уейна, что уже говорить о Ибраhиме ибн Са’де?! Некоторые даже поставили Ма’мара в отношении аз-Зухри выше, чем Юнус, Ибн ‘Уейна и даже аль-Ауза’и.

Аль-Ауза’и старше и более знающий Ма’мара, но именно в передачах от аз-Зухри имама Ма’мар опередил почти всех сподвижников аз-Зухри кроме Малика и Шу’айба. А если дело обстоит так, тогда передачи Ибраhима ибн Са’да от аз-Зухри никак не могут сравниться с передачами Ма’мара, тем более что Ибн Са’д был молодым, когда передавал от аз-Зухри.

Данная версия мурсаль, таковой ее назвал Абу Зур’а и ад-Даракъутни. Шейх Аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут считали хадис достоверным.

Этому хадису есть подтверждение из риваята Зейда ибн Ахзама, от Харуна, от ‘Амира бин Са’да, Са’да бин Аби Уаккъаса. И эту версию удостоверил шейх аль-Альбани, с чем не согласился Ибн Баз.

Этому хадису есть подтверждение из другого хадиса, хадиса Абу Разина, который мы приведем ниже инщаАллаh.

Пятый довод:

•  Длинный хадис Лакъита бин ‘Áмира (Абу Разин аль-‘Укъуейли), где пророк ﷺ сказал ему:

لَعَمرُكَ ما أَتيتَ عليه مِن قبرِ عامريٍّ فقُل
 أُرسِل إليكَ مُحمَّدٌ، وأبشِرْ بِما يَسوؤُكَ، تُجَرُّ على وَجهِكَ وبَطنِك في النَّارِ

Когда-бы ты не  проходил мимо могилы курейшита (мушрика) или амирита, скажи ему: «К вам был ниспослан Мухаммад, и я оповещу тебя тем, что тебя расстроит – поволокут тебя на твоем лице и животе в Огонь!»»
Ибн Аби ‘Асим, Ибн Хузейма в «ат-Таухид» и другие.

Мы скажем: здесь прямое свидетельство того, что мертвые в основе слышат, иначе какой смысл радовать его огнем?

Этот хадис имеет различные пути, и все они проблемные, но ряд имамов удостоверили его.

• Ибн аль-Къайим в «Рух» упомянул, что имам Ибн Мандаh сказал: «Этот хадис передал Мухаммад ибн Исма’иль ас-Сагъани, ‘АбдуЛлаh бин Ахмад ибн Ханбаль и другие. В Багдаде его передала группа обладателей знания и религии, из них: Абу Зур’а ар-Рази, Абу ХIатим, Абу ‘АбдиЛляh (Ахмад ибн Ханбаль), Мухаммад ибн Исма’иль, и никто из них не отрицал его, никто из них не послабил этот иснад, на против, передали его, принимая и соглашаясь с ним. Никто не отрицает этот хадис, кроме упорствующего в отрицании, невежды, или противоречащего Корану и Сунне». Сказал Абу аль-Хайр ибн ХIамдан: «Это известный достоверный, хороший хадис». Я спросил нашего шейха Абу аль-Хаджаджа аль-Миззи, он сказал: ‹В этом хадисе явное пророческое знамение›».

  Screenshot3. Ibn Kajim i sluh mertvyh - 591. Слышат ли мертвые в своих могилах? ДискуссияЗначит хадис удостоверили: имам Ахмад, его сын ‘АбдуЛлаh, затем Мухаммад ас-Сагъани, Абу Зур’а, Абу Хатим, Ибн Мандаh, Абу аль-Хайр ибн ХIамдан, Абу аль-Хаджадж аль-Миззи и Ибн аль-Къайим и т.д.

Шестой довод:

•  Известный хадис Ибн ‘Умара у Муслима:

أن الميت يعذب ببكاء أهله عليه

Покойник получает страдание по причине плача его семьи по нем

Обитатель могилы страдает от сильной грусти, услышав плачь его родных по нему, как сказал шейхуль-ислям. Но имам аль-Бухари истолковал его буквально, добавив: «Если он завещал это сам». 

Седьмой довод:

Имам Муслим передал, что ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Аллаh, перед смертью сказал:

فإذا دَفَنْتُمُونِي فَشُنُّوا عَلَيَّ التُّرابَ شَنًّا
 ثُمَّ أقِيمُوا حَوْلَ قَبْرِي قَدْرَ ما تُنْحَرُ جَزُورٌ ويُقْسَمُ لَحْمُها
حتَّى أسْتَأْنِسَ بكُمْ، وأَنْظُرَ ماذا أُراجِعُ به رُسُلَ رَبِّي

Когда вы положите меня в могилу, засыпайте меня землей и постойте у моей могилы столько времени, сколько требуется для принесения в жертву верблюда и раздачи его меся, чтобы я не почувствовал одиночества, и посмотреть, чем я смогу ответить божьим посланникам (ангелам)»

Это один из самых сильных доказательств в пользу того, что мертвые слышат и чувствуют рядом находящихся, как это прямо упомянуто в тексте.

Данное сообщение имеет положение «ар-Раф’у», т.е возводящее к пророку ﷺ, иначе откуда ‘Амр ибн аль-‘Ас знать, что он почувствует одиночества без присутствующих рядом?

• Сказал имам Мухаммад аль-Амин: «И известно, что этот хадис имеет положение «ар-Раф’у», так как (говорить) о радости покойного от присутствующих рядом не является результатом умозаключения».

  Screenshot
Muhammad Amin i Amr ibn As - 591. Слышат ли мертвые в своих могилах? Дискуссия

Восьмой довод:

•  От Абу Хурайры и Ибн ‘Аббас передается, что посланник Аллаhа ﷺ сказал:

ما من أحد مر بقبر أخيه المؤمن كان يعرفه في الدنيا ، فسلم عليه ، إلا عرفه ورد عليه السلام

Кто-бы не прошел мимо могилы своего верующего брата, которого он знал в дунья, и дал ему салям, то он (покойник) узнает его и ответит ему тем же

Не имеется ввиду, что он ответит ему таким образом, что живой услышит его, но имеется ввиду, что покойник скажет это из мира барзах, и живой не услышит его, и поэтому таслим покойного будет для живого в виде ду’а, а это возможно, как было доказано нами в ранее приведенных асарах.

Читатель может подумать, почему такой важный и прямой хадис, подтверждающий нашу позицию, я поместил в самом конце? Мы скажем: все дело в достоверности его иснада, но не матна. Матн не противоречит асарам, но иснад имеет проблемы. Имамы хадиса разошлись относительно достоверности этого хадиса.

Из тех, кто послабил иснад этого хадиса: Ибн Хиббан, Ибн аль-Дажузи, аз-Захаби, Ибн Раджаб, Мухаммад Ибн ‘Абд аль-Хади, Ибн Баз, аль-Альбани и другие.

Из тех кто удостоверил: Ибн ‘Абд аль-Барр, Абу аль-‘Аббас аль-Къуртуби, Шамсуддин аль-Къуртуби, Ибн Теймийя, Ибн аль-Къайим, аль-‘Иракъи, аль-Бадр аль-‘Айни, ‘Абд аль-ХIакъ аль-Ишбили, ас-Суюути, аль-Манауи, аль-Муртада аз-Зубейди, аш-Шаукани, аль-‘Азим Абади и другие.

Как вы видите, на обеих позициях серьезные мухаддисы и правоведы. Это, наверное, тот случай, когда я не знаю, какая из сторон ближе к истине.

Единственное, что удерживает меня назвать этот хадис однозначно слабым, это тот факт, что Ибн Теймийя сказал, что ‘АбдуЛлаh ибн аль-Мубарак назвал хадис достоверным. Если это достоверно от Ибн аль-Мубарака, тогда достаточно этого как доказательства.

Хвала Аллаhу Господу миров!

 

комментариев 7

  1. Rashid 21 Авг 2021

    Брат Что вы скажете про версию хадиса Умара в котором пророк говорит: они «сейчас» слышат. которого привёл шейх аль-альбани разбирая этот вопрос в своей коментарии на книгу имама алуси?

    • AR-RAD 11 Сен 2021

      Слова «сейчас» были указанием на особенность этого события, а не исключением.

      • Aslkem 27 Сен 2021

        Салам алейкум брат. В суре 35 аят 14 сказано о том к кому люди взывают помимо Аллаха, насколько я понимаю там не идёт указание на что либо, а идёт обобщение о всех субъектах поклонения. И как мне кажется для моей точки зрения есть подтверждение этого, оно заключается в том что в судный день будут воскрешены только люди, идолы камни ведь не будут воскрешены, более того они не никогда не имели возможность слышать мольбы что в этом свете что в другом, поэтому идолам нечего будет отвергать, а отвергать будут люди к которым обращались с мольбами помимо Аллаха. Они будут всячески отказываться от их поклонения, поняв что по этой причине они могут навечно ввергнуты в ад.

      • Aslkem 27 Сен 2021

        А общий смысл аята о том что кому вы взываете помимо Аллаха, не слышат вас и даже если услышали не ответили вам, и в судный день они отвергнут ваше поклонение. Ни один объект взывания не слышит, если бы мертвые слышали, то Аллах в Коране дал бы ясный аят, разделяющий идолопоклонников и могилопоклонников. На то что мертвые не слышат есть два ясных аята, 30/14 и 30/22. А в хадисах есть противоречия им. Хадис о битве при Бадре, можно истоковать и по-другому. Представим ситуацию. Человек пришел на место ДТП и обращается к мёртвому водителю со словами «теперь ты понял почему я тебе говорил не гоняй и не нарушай» а то что пророк ответил Умару о том что они слышат не хуже чем ты, можно трактовать что их душам была показана картина происходящего, и слова пророка в том числе. Имеется ввиду конкретно этот случай а не обобщение. Именно поэтому Умар был удивлен тому что пророк обратился к мертвым. Именно этим умершим дали понять что они воевали с пророком, это конкретный случай, исключение.

  2. Асия 27 Авг 2021

    На каком расстоянии от могилы можно говорить,чтобы мертвый услышал? Если говорить не очень громко,сможет ли мертвый услышать? Ветер не помешает ему услышать? насколько мертвый слышит лучше чем живой,ведь за закрытой дверью живой не услышит,а тут толща земли,плюс глубина.увеличиваются ли способности мертвого слышать,в отличии от живого?

    • AR-RAD 11 Сен 2021

      Расстояние именно у могилы. Ветер помещает. Мертвый (т.е душа) в своем слухе не подобен живому.

  3. Шамиль 26 Апр 2023

    Ассаляму алейкум уа РахlматуЛлаhи уа Баракатуhу устаз. Да хранит вас Аллаh во благе. Прочтите пожалуйста текст ниже и дайте свой комментарий пожалуйста. Я не согласен с выводом автора этой статьи и считаю если этот хадис достоверный то он не идёт как довод чтобы обращаться с мольбой к мёртвым. Был бы вам признателен если бы вы мне дали ссылку на опровержение данных слов. ДжазакаЛлаhу хайран.

    -Имам Ахмад в своем «Муснаде» приводит хадис от Анаса бну Малика (да будет доволен им Аллах), который сказал:

    Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

    «إِنَّ أَعْمَالَكُمْ تُعْرَضُ عَلَى أَقَارِبِكُمْ وَعَشَائِرِكُمْ مِنَ الْأَمْوَاتِ، فَإِنْ كَانَ خَيْرًا: اسْتَبْشَرُوا بِهِ، وَإِنْ كَانَ غَيْرَ ذَلِكَ: قَالُوا: اللهُمَّ لَا تُمِتْهُمْ حَتَّى تَهْدِيَهُمْ كَمَا هَدَيْتَنَا

    «Поистине, ваши дела показывают вашим родственникам и родным из числа умерших. И если ваши дела окажутся благими — то они возрадуются этому, а если же окажутся чем-то иным, то скажут: О Аллах, не умертвляй их пока ты не наставишь их, как наставил нас»

    Сказал имам ас-Синди, говоря о пользах, которые заключает в себе этот хадис:

    بيان أن الأموات لهم علم وإحساس ومعرفة … وأنهم يفرحون بصلاح الأحياء من الأقارب، ويحزنون بخلافه، وأنهم يدعون لهم

    «Разъяснение того, что мертвые обладают знанием, чувствами и познанием … и что они радуются благочестию живых родственников и печалятся тому что не является благочестием, и что они возносят за этих живых родственников мольбы к Аллаху»

    Конец цитаты.

    Считаешь ли ты, что имам Ахмад в своем «Муснаде» приводит то, что ведёт к приданию сотоварищей Аллаху или внушает читателю ложную мысль об этом?!

    Заметь, что хадис касается умерших в общем, а не только Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и не только приближенных рабов Аллаха и праведников.

    Так остается ли — для того кто имеет немного разума — какой-то вариант для вынесения вердикта о неверии того, кто просит у умершего вознести за него ду’а к Аллаху?

    Шейх Мухаммад ‘Абду-ль-Вахид аль-Азхари (да хранит его Аллах)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *