580. Окончательное слово о шахматах и выражении "шах и мат".

580. Окончательное слово о шахматах и выражении «шах и мат».

580. o slovah shah i mat i o shahmatah v celom - 580. Окончательное слово о шахматах и выражении "шах и мат".

СОДЕРЖАНИЕ 

Гл. 1: ПРЕДИСЛОВИЕ…

Гл. 2: ЗАМЕЧАНИЕ К СТАТЬЕ ОППОНЕНТОВ…

Гл. 3: ОТНОСЯТСЯ ЛИ ШАХМАТЫ К «МАЙСИР»?

Гл. 4: ОТВЕТЫ НА ВСЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ОППОНЕНТОВ…
   1: Значение «Шах и мат».
   2: Не ханбалиты законодатели
   3: Шахматы и хиляф среди четырех мазхабов
   4: ‘Али назвал шахматы азартом?
   5: ‘Али назвал шахматы изваяниями?
   6: Играющий шахматы грешник?
   7: Ибн Шиhаб считал шахматы ложью?
   8: Свидетельство шахматиста не принимается?
   9: Ан-Наха’и проклял шахматы?
  10: Шахматы религия маджус?
  11: Шахматы — это идолы?
  12: Ибн Сирин запрещал?
  13: Шахматистов не приветствуют?
  14: Ибн ‘Умар считал нарды хуже шахмат?
  15: Шахматы против предопределения?
  16: Я назвал такфиритами тех, кто такфирит ашаритов?

Гл. 5: ШАХМАТЫ И НАРДЫ НЕ ОДНО И ТОЖЕ…

Гл. 6: САХАБЫ ДОЗВОЛЯЮТ ШАХМАТЫ…

Гл. 7: ТАБИИНЫ ДОЗВОЛЯЮТ ШАХМАТЫ…

Гл. 8: ФУКЪАХА И ХУФФАЗЫ ДОЗВОЛЯЮТ ШАХМАТЫ…

Гл. 9: СВИДЕТЕЛЬСТВО ШАХМАТИСТА ПРИНИМАЕТСЯ…

Гл. 10: ЗАКЛЮЧЕНИЕ…

 

Скачать: PDF файл: 580. Окончательное слово о шахматах и выражении шах и мат.


Гл. 1:
ПРЕДИСЛОВИЕ

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Вчера утром прочитал статью, которую отправили мне наши уважаемые админы, где автор сделал мне опровержение по поводу моих слов «шах и мат», затем привел асары о запрете играть в шахматы, а также ответил на мои слова касательно ашаритов, что им такфир не выносится, он же привел высказывания ученых, что выносится, доказывая наличие разногласие в этом вопросе.

В начале статьи моего оппонента были еще два имени, с подписью «проверил» такой-то и такой-то. Т.е я имею дело с тремя оппонентами.

В данной статье я не будут отвечать по поводу ашаритов, на этот счет у меня готовится отдельная работа (пока она заморозилась), а данная статье будет посвящена словам «шах и мат» и самим  шахматам!

Скажу заранее: в вопросе шахмат нет ни аята, ни хадиса, запрещающего их. Самое достоверное на этот счет, это слова сподвижника ‘Али, да будет доволен им Аллаh.

Обращаю ваше внимание, что я ни в коем случае не разоблачаю какого-то сектанта, нет, он, как мне кажется, наш брат муслим на манхадже саляфийя, пусть даже я в первые о нем слышу. Что касается тех, кто проверил (далее буду называть их соавторы), тоже мне не знакомы, но мой ответ будет всем им троим.

Уважаемый читатель, прошу проявить максимальное внимание, так как в статье будут упомянуты правила и дисциплины, которых не помешает запомнить.

Гл. 2:
ЗАМЕЧАНИЕ К СТАТЬЕ ОППОНЕНТОВ

Здесь я укажу на несколько замечаний, а моим оппонентам стоит взять это в свои сведения, и исправить допущенные ими ошибки.

1. Автор и соавторы статьи подошли довольно однобоко, не проливая свет на тему, не сделав глубокий анализ.

2. Автор и соавторы передали слова имамов не в том контексте и предоставили не в том свете.

3. Автор и соавторы привели слова, которые неправильно истолковали и ошибочно перевели.

4. Автор и соавторы поторопились с данной темой, не связавшись со мной и не уточнив у меня.

5. Автор и соавторы приписали мне то, к чему я не причастен.

6. Автор и соавторы не уделили внимание усуль-фикху в данном вопросе.

7. Автор и соавторы обязывают меня применить мои заявления к современным шейхам, в то время как сами не применили собственные заявления в адрес десяток имамов, которых привел я.

8. Автор и соавторы сделали довольно громкие заявления, хотя следовало проявить сдержанность и смиренность.

9. Автор и соавторы подняли тему о шахматах до уровня вероубеждения, уровня таухида!

10. Автор и соавторы придирчивы и педантичны там, где это принципиально неуместно, игнорируя более важные вопросы.

Гл. 2:
ОТНОСЯТСЯ ЛИ ШАХМАТЫ К «МАЙСИР»?

С этой главы я  начал для того, чтобы читатель не запутался в том, что «майсир» не всегда означает как таковой азарт, иногда саляфы употребляли его в значении духовного азарта. 

• Сказал ‘УбейдуЛлаh ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб: «Спросили Аль-Къасима ибн Мухаммада о шахматах и нардах, являются ли они майсир?» Он сказал: «Все, что отталкивает (отвлекает) от поминания Аллаhа, майсир»».
≡ См. «Тафсир Ибн Аби Хатим» 12/352.

• Сказал Малик: «Майсир бывает двух видов, майсир къимар (азарт/ставки), и майсир забавы/развлечения. Что касается майсира забавы/развлечения, то это нарды, шахматы и все развлечения вместе взятые. А что касается майсира аль-къимар, то это когда человек рискует чем-то (т.е ставки делает)».
≡ См. «Тафсир Макки ибн Аби Талиб» 3/1861.

Гл. 3:
ОТВЕТЫ НА ВСЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ОППОНЕНТОВ

Я буду отвечать на главные их утверждения, а повторения или похожие по смыслу заявления, дабы избежать удлинения статьи, буду игнорировать.

1: Значение «Шах и мат».

⇒ Оппоненты пишут:

…автор этого поста в телеграмме сказал: «Шах и мат», что является использованием терминов и правил, из ко-торых состоит запретная в шариате игра, и которая была описана имамами сунны при различных обстоятельствах, как «религия огнепоклонников», «мерзость», «ложь» «служение изваяниям и идолам», «зло», «действие, по причине которого отвергается сви-детельство», «поступок, из-за которого человека не приветствует миром», «распутство», «разврат», «заблуждение», «отрицание предопределения» и другими характеристиками.

Во-первых: по поводу шахмат я уже писал в нашей статьей около четыре года назад: 35. Бильярд, шашки, нарды, шахматы, и другие игры.

Во-втотрых:  в языковом смысле «Шах» (персидское слово), означает — царь, король, а «мат», означает по арабски — умер (т.е мата). Слово сочетание «шах мат» означает — умер царь/король.

По правилам шахмат слово «мат» означает, что чёрный король, оказавшийся у края доски, получил мат, игра окончена. Понятно, есть и другие случаи мата, как со слоном (самый тяжелый), мат с ладьей, ферзей и так далее.

Слово «Шах» — ситуация в шахматах и их вариантах, когда король находится под боем. Если от шаха нет защиты, объявляется мат. Wiki.

Сегодня словосочетание «шах и мат» приобрело поговорческую окраску, и никаким образом оно не отсылает нас на саму игру (даже если-бы отсылала, никаких проблем нет), ведь сколько таких слов и выражений, используемых сегодня, имеют порочное прошлое, но в конечном итоге получивших современный сленг? К примеру «обожаю», или «танцы с бубном», и подобные им предложения, и говорить о запрете этого, означает не видеть связи фикха с современной реальностью.

Вспомните сами, как ученые иногда употребляют случай с Лейлой: «Они приписывают себе Лейлу, а Лейла их знать не знает», что же значит, что ученые поддерживают подобное действие? Или это лишь сленг и пословица?

Или выражение: «Музыку заказывает тот, кто платит», так неужели мы этим самым музыку дозволяем? 

Конечно, уважаемый читатель, я сам придерживаюсь мнения, что шахматы лучше не играть, лучше их избегать, но слово сочетание «шах и мат» преобразовалось в современный сленг, и никакого отношения к самой игре оно не имеет.

В-третьих автор статьи, да исправит Всевышний его ошибку, предоставил шахматы в таком виде, словно это какой-то языческий обряд, хотя дело вовсе не в таком ракурсе, и далеко не в таком.

Приводить слова одной группы в спорных вопросах, и не упоминать мнение другой группы авторитетных ученых, несправедливо! А еще несправедливее делать вывод исключительно на основе лишь одной стороны разногласия, которая тебе показалось более верной!

В-четвертых:  Ибн Усеймин указал на три причины, почему группа ученых запрещала шахматы: 

  1. Шахматы в виде статуй/изваяний.
  2. При игре могут быть ссоры.
  3. Много отвлекает от поклонения.

Теперь разберем эти три причины:

1. Изваяния сегодня легко избежать, в электронном варианте игры нет ничего этого, да и вообще шахматы не обязательно должны быть с изваяниями, и ассоциаций шахмат с изваяниями связано с классическим, историческим вариантом шахмат, но мир меняется, а с ним и ахкамы фикха (т.е фатауа).

2. Не обязательно ссоре возникать именно в этой игре, и как раз шахматы та игра, в которую играют исключительно не любящие ссору люди. Поссориться можно и за хорошим завтраком, ну не будем же теперь завтрак запрещать?

3. Отвлекает от поклонения. Да, это самая главная причина запрета — трата времени, и именно на это упираются почти все ученые уммы, саляфы и халяфы! Опять-же, оно тоже относительное, ведь умение играть в шахматы не вынуждает человека проводить чемпионаты по шахматам.

Итог: если избежать все эти три причины запрета, то снимается и сам запрет с шахмат, и это известное правило в усуль фикхе, и это если речь идет самой игре шахматы, так причем здесь сленг «шах мат» ?!

Шейх аль-Альбани подтверждает сказанное мной, шейх сказал: «Если шахматы лишить изваяний, согласовать их с шариатской дисциплиной, а именно: чтобы они не отвлекали от выполнения ваджибатов, неважно, религиозные ваджибаты, семейные или социальные, тогда они дозволены, что не сказать о нардах».
≡ Сильсилятуль-Худа ва ан-Нур. 306.

И потом, из тех кто дозволял:

Из сахабов: ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Абу Хурайра, Ибн ‘Аббас и Ибн аз-Зубейр

Из табиинов: Са’ид ибн аль-Мусейиб, Са’ид ибн Джубейр, Мухаммад ибн Сирин, Мухаммад ибн Мундакир, ‘Урва ибн аз-Зубейр и его сын Хишам, Сулейман ибн Ясар, Абу Ваиль, аш-Ша’би, аль-Хасан аль-Басри, ‘Али ибн аль-Хусейн ибн ‘Али, Джа’фар ибн Мухаммад, ‘Икрима, Ибн Шиhаб (аз-Зуhри), Раби’а, ‘Ата, Баhз бин Хукейм

Подробнее будет в конце статьи, инщаАллаh.

2: Не ханбалиты законодатели

⇒ Оппоненты пишут:

Либо не зная или не понимая этого, им были применены за-претные элементы осуждаемой в шариате игры к большим хан-балитским имамам…

Во-первых:  мною не были использованы никакие запретные элементы.

Во-вторых: то, что запрещал ханбалитский ученый еще не значит, что оно запрещено, хотя я сам на ханбалистком мнении.

Запрет устанавливает Всевышний через его посланника, а не иджтихад отдельного ханбалита, или иджтихад дюжины ученых, и это при всем уважении к собственному мазхабу!

3: Шахматы и хиляф среди четырех мазхабов

⇒ Оппоненты пишут:

Сказал имам Ибн Абдуль-Хади аль-Ханбали: «Подавляю-щее большинство обладателей знания считает запретными (харам) шахматы, как Малик и его соратники, Абу Ханифа и его ученики, Ахмад ибн Ханбаль, его соратники и многие ша-фииты

Во-первых: да, поздние ученые сказали о большинстве, из них:

Аль-хафиз аз-Захаби сказал: «А что касается шахмат, то большинство ученых запрещало их играть».

Сказал Ибн Къайим в «аль-Фурусийя»: «Большинство на запрете шахмат».

Сказал Ибн Баз: «Большинство запрещают шахматы… некоторые ученые не запрещали их, если они не отвлекают от поминания Аллаhа».

Большинство, это еще не значит истина, да и относительно этого большинства можно поспорить, и тем более подавляющего большинства.

Ибн ‘Абд аль-Барр наоборот приписал большинству дозволенность шахмат, если они не отвлекают от обязанностей, и если их играть только в узких кругах, скрытно от простых людей, и если это делается редко, раз в месяц, к примеру.

Я убежден, что его мнение ближе к истине, так как он специалист по разногласиям в разных странах халифата и риваятам, и не сравниться с ним в этом ремесле, ни Ибн ‘Абд аль-Хади, ни Ибн Къайим, ни аз-Захаби и другие, но всех их мы любим, да воскресит нас Всевышний с ними!

Во-вторых: не все ученики Абу Ханифы запрещали шахматы, Абу Юсуф, к примеру, считал дозволенными шахматы, так как они хорошо тренируют мозг, но и они обусловили это тем, что бы шахматы не отвлекали их от религиозных и социальных обязанностей.

Не все ханбалиты запрещали, в ханбалистком мнении шахматы запрещены по более верному мнению, как сказал аль-Мардави.

Не все шафииты запрещали, у шафиитов му’тамад мнение, что шахматы нежелательны.

Также не все маликиты считали шахматы запрещенным, но сам Малик запрещал.

 

4: ‘Али назвал шахматы азартом?

⇒ Оппоненты пишут:

Али ибн Абу Толиб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Шахматы – из разновидностей азартной игры… В другой версии говорится: «Шахматы – это азартная игра иностранцев (не мусульман)».

Во-первых: это не является азартной игрой, и азартные игры имеют свои условия, если захотеть, то из поедания хлеба тоже можно сделать азартную игру.

Подробнее о разнице между шахматами и нардами будет в последних главах.

Во-вторых: слова ‘Али бин Аби Талиба, да будет доволен им Аллаh, не проливают свет на данную тему, так как общепринято ссылаться в таких вопросах на конкретный разбор того или иного ученого, а не на асар, который можно понять так, как подсказывает сердце, учитывая, что образ шахмат мог отличаться, как и во временной плоскости, так и в региональной традиции.

В-третьих: слова ‘Али бин Аби Талиба могут быть его личным предпочтений (иджтихадом из-за соображений безопасности). Об этом я писал в моей статьей: 541. Предпочтение ученого не является фетвой и аргументом.

В-четвертых: внуки ‘Али бин Аби Талиба, да будет доволен им Аллаh, как ‘Али ибн Хусейн, Джа’ фар бин Мухаммад, были другого мнения, не на мнении своего деда.

В-четвертых: Иногда саляфы называли азартом ( т.е майсир) то, что отвлекает от поминания Всевышнего, выше я уже приводил асары.

Как было сказано выше: бывают два вида азарта: ставки и развлечения, первое запрещено, второе нужно оценивать по ситуации, характеру проявления и влияния на человека, и не забывать учитывать последствия.

5: ‘Али назвал шахматы изваяниями?

⇒ Оппоненты пишут:

Передал имам Ахмад и Ибн Аби Дунья с достоверной цепоч-кой передатчиков, что Майсара ибн Хабиб сказал: «Однажды Али ибн Абу Толиб, да будет доволен им Аллах, проходил мимо людей, игравших в шахматы и сказал: “Что это за изваяние, которой вы отдались”».

Во-первых: тут  ‘Али бин Аби Талиб, да будет доволен им Аллаh, употребил слово «изваяние», и именно таковыми были шахматы в то время, сегодня необязательно шахматы должны иметь изваяние.

Во-вторых: даже эти изваяния не обязательно должны быть запретными. Возьмите короля, ферзя ладья, слон и пешки, какие проблемы с этими изваяниями? Они не являются изваяниями одушевлённого, и даже близко не напоминают! Единственная проблема это конь, напоминающий одушевлённого коня, но и это легко обходится сегодня!

В-третьих: с этих слов ‘Али не понимается запрет, он лишь спросил о том, что увидел.

• Аль-Мауарди аш-Шафи’и сказал, комментируя данный асар: » Порицание ‘Али не было по причине запретности (шахмат), было сказано, что они услышали азан, но при этом были заняты ими (шахматами)…»
≡ См. «Аль-Хави аль-Кабир» 17/179.

• Абу аль-Ма’али аль-Джувейни сказал: «То, что переедают от ‘Али, да будет доволен им Аллаh, где он прошел мимо людей, игравших в шахматы, и сказал им: “Что это за изваяния, вокруг которых вы собрались?” то это относится к тому случаю, когда он увидел шахматы в виде лошадей и слонов, и сказал то, что сказал».
≡ См. «Ниhаяту аль-Матляб» 20/19.

• Аль-Хафиз аль-Булькъини ответил на этот асар ‘Али: «Эта аналогия отвергаема! Ведь в нардах не надо размышлять как в шахматах, посредством чего определяется искусный/знающий…».
≡ См. «Иттихафу аль-хайра» 6/116.

Шейх аль-Альбани и вовсе сказал, что этот асар от ‘Али не достоверный, а точнее, иснад недостоверный, и добавил, что ‘Али упрекнул их за то, что они много времени этому уделяли, ведь он сказал им: » ‘Акифун» увлекаться, отдаться себя полностью, отсюда и слова «и’тикаф».

Повторюсь: сегодня нет таких изваяний, за исключением коня, которого можно легко изменить. Кто-то может спросить: «А как же слон?», мы скажем: от слона там лишь одно название.

6: Играющий шахматы грешник?

⇒ Оппоненты пишут:

Сказал имам Шамсуд-Дин Ибн Абдуль-Хади: «Сообщается, что Абу Муса аль-Ашг’ари, да будет доволен им Аллах, сказал: “Ни-кто, кроме грешника не играет в шахматы”».

Во-первых: здесь оппоненты допустили неправильный перевод, не знаю, намеренно они подбирают тяжелые выражения, или по незнанию. 

Это сообщение передает аль-Байhакъи со своим иснадом до Ибн Уахба, от Юнус ибн Язида, от Ибн Шихаба, что Абу Муса сказал…

Абу Муса не сказал грешник, он сказал «Хатиъ» — ошибающийся. Почему наши оппоненты выбрали именно слово «грешник»? В Коране иногда слово «хатиъ» приходит в значении кафир, так давайте употребим слово кафир в отношении играющих шахматы? Что у нас получится? Эта манипуляции со словами добра не предвещает!

Во-вторых: Ибн Шиhаб аз-Зухри родился между 49-53 г.х, а Абу Муса умер по одной версии 44 г, по другой 52, и в любом случае Ибн Шихаб не застал Абу Мусу.

В-третьих: даже если-бы они были достоверными от Абу Мусы, то это также является предпочтением Абу Мусы, да будет доволен им Аллаh, и это нисколько не значит, что играющий в шахматы действительно грешник.

В-четвертых: логично предположить, что Абу Муса мог подразумевать ту игру, где дисциплина шариата нарушена, о чем пойдет речь ниже! И все это при условии, что асар достоверный, в чем я лично сомневаюсь.

7: Ибн Шиhаб считал шахматы ложью?

⇒ Оппоненты пишут:

Сообщается, что, когда Ибн Шихаба аз-Зухри и Саг’ида ибн аль-Мусейиба спросили о шахматах, они ответили: «Шахматы – это ложь, а Аллах не любит ложь».                                    

Во-первых: оппоненты снова допустили неправильный перевод, и на этот раз перевод слов имама аз-Зуhри и его учителя Ибн аль-Мусейиба, ведь они не сказали «ложь», они сказали «Батыль», а батыль не есть ложь. Кстати, подобное ( т.е «батыль») также передается от аль-Лейся бин Са’да

Слово «батыль» означает — недействительность, аннулирование, неправильность, а иногда бесполезное.

Пришло в известном хадисе:

كل لهو يلهو به الرجل فهو باطل إلا رميه بقوسه وملاعبته زوجته وترويضه فرسه

«Всякая забава, которой забавляется мужчина, «батыль» (недействительно/бесполезна), кроме трех: стрельбя из лука (впрочем из любого оружия), его забава с женой и подготовка своего коня (в военных целях)».

Обратите внимание, что все эти три вещи: стрельба, жена и конь, названы «батыль», с той лишь разницей, что это «дозволенный батыль», исключительный батыль.

Ибн Баз, комментируя этот хадис сказал: «Смысл батыль, т.е нет блага в нем, нет пользы в нем, но не запрещено… а эти три (упомянутых) в них есть польза… батыль не означает запрет».

От аш-Шафии передают, что он назвал шахматы не батыль, а «подобие батыль» (словно батыль), и добавил: «Мне не прояснилась запретность (шахмат)».

Во-вторых: аль-хафиз Ибн ‘Абд аль-Барр лучше всех знал мазхаб мединцев, откуда и сам Ибн Шиhаб аз-Зуhри, и как раз он и приписывает Ибн Шиhабу дозволенность. От Ибн аль-Мусейиба тоже передается обратное. Это будет приведено в нижних главах.

К тому же, если эти слова переданы через Исхакъа ибн Ибраhима, то Абу Хатим назвал его «маджhуль», а в передаче Ибн ‘Абд аль-Барра, он сказал: «Нам сообщил Мухаммад ибн Харун аль-Джаухари: нам рассказал: Ибн Ришдин: нам рассказал Ибн Касир: нам рассказал Ибн Ляhи’а от ‘Укъейля, от Ибн Шиhаба…»

Пусть не обольщает вас критика не разбирающихся в науке хадис в адрес Ибн Ляhи’а и Ибн Ришдина, напомните им, что данная ривая не от пророка ﷺ, а от человека, в таких ситуациях небольшие изъяны таких как Ибн Ляhи’а и Ибн Ришдина простительны, не говоря о том, что это многие от Ибн Шиhаба передают многие имамы, не только Ибн ‘Абд аль-Барр.

8: Свидетельство играющего в шахматы не принимается?

⇒ Оппоненты пишут:

Передал имам Ибн Кудама в своей книге «аль-Мугъни», что Малик ибн Анас, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Я считаю, что у игравшего в шахматы и нарды не принимается свиде-тельство”.

Во-первых: это иджтихад имама Малика, а иджтихад одного ученого, не употребляется против иджтихада другого, и тем более не предпочитают над дисциплиной ислама, и одно из дисциплин — в бытовых вещах основа — дозволенность!

Имам Малик считал, что оставивший намаз не кафир, примет ли автор статьи это мнение? Или он скажет: «Это иджтихад имама Малика» ?

Во-вторых: учитель имама Малика, Раби’а не считал так, как считает Малик, так чье мнение предлагаете принимать?

В-третьих: о каких шахматах говорит имам Малик, с азартом или без? Тоже не ясно. Даже если не с азартом, так ханафитский мазхаб принимает его свидетельство, да большинство из саляф и халяф принимает его свидетельство, не оставим же мы больше половины уммы из-за фетвы Малика, в которой неясно, что он конкретно подразумевает?

Имам Ибн аль-Мунзир, передал единогласие, что свидетельство человека, играющего в шахматы, принимается, если шахматы не отвлекают его от молитвы.
≡ См. «Аль-Иджма» 67.

В-четвертых: эти слова от Малика передал Ибн Къудама, но имам Ибн Аби Зейд аль-Къайравани, которого называют «маленький Малик», сказал: «Относительно играющего в шахматы Малика сказал: «Принимается его свидетельство. Если свидетельство принималось исключительно того, кто не имеет никаких изъянов, то ни от кого бы не принялось свидетельство»».
≡ См. «Ан-Науадир уа аз-Зиядат» 8/274.

Спрашивается: чью передачу от Малика нам принять, ханбалита Ибн Къудамы, или «маленького Малика» ?

Более подробно о свидетельство от играющего в шахматы будет в главе №8, инщаАллаh.

Затем автор привел еще слова Ибн Рахавейхи и других, осуждающих шахматы, ну здесь ответ тот-же: это их иджтихад, и он такой-же, как иджтихад тех, кто не говорил о запрете шахмат, либо они имели ввиду азарт.

9: Ан-Наха’и проклял шахматы?

⇒ Оппоненты пишут:

Передал имам Ибн Аби Дунья от Абу Муавии, что Укба ибн Аби Салих сказал: «Однажды я сказал Ибрахиму ан-Нахаг’и: что ты скажешь о шахматах? На что он ответил: “Они прокляты…”

Я скажу: да, данный асар достоверный, но спрашивается: кем они прокляты? Кораном? Сунной? Ответ: нет! Дозволенная в основе вещь не может быть проклята.

Смогут ли оппоненты ответить, о каких шахматах говорил имам ан-Наха’и, с азартом, или без? С оставлением ваджибатов, или нет?

Даже если ан-Наха’и сам их проклял, из-за этого шахматы запретными не становятся.

В науке риджаль однажды Ибн Ма’ин проклял того, кто предпочитает такого-то, над таким-то, и что теперь, если кто-то предпочтет одного над другим, он проклят?

Аз-Захаби раскритиковал такую чрезмерность имама Ибн Ма’ина!

Проблема современных студентов: они приводят любые асары, не проявляя усердия выяснить, по какому поводу они были сказаны, каков манхадж того, кто их сказал, когда он их сказал и так далее…

10: Шахматы религия огнепоклонников?

⇒ Оппоненты пишут:

Передал Ибн Аби Дунья, что имам Абу Джаг’фар Ибн Али аль-Бакыр сказал: «Шахматы – это религия огнепоклонников».

Во-первых: в третий раз неправильный перевод со стороны наших оппонентов, ведь там не сказано «дин маджсу», там сказано просто «маджусийя» — огнепоклонство.

Объясню разницу: если сказать «религия огнепоклонников», то сама игра принимает религиозную структуру, культы, обряды и так далее, что в принципе невозможно, а сказав «огнепоклонство», то с точки зрения арабской лексики к этому существительному можно приложить любое подразумевание, к  примеру: огнепоклонство — т.е это пришло от огнепоклонников. Или: огнепоклонство, т.е только огнепоклонники в нее играют.

Но очевиднее скорее всего он назвал шахматы «маджусийя» потому, что шахматы имеют корни еще с государство сасанидов — вторая персидская империя.

Во-вторых: даже если он считает это религией огнепоклонников, то четыре сподвижника, некоторые из которых играли сами, затем целый ряд величайших табиинов, сами играли и дозволяли шахматы, так что, все они огнепоклонники ?!

Подмечу, что почти все из упомянутых табиинов выше знаниями и положением чем Абу Джа’фар, да помилует его Всевышний, несмотря на то, что последний потом пророка ﷺ.

Потомок, еще не значит высокий положением!

Сын Абу Джа’фра, Джа’фар садикъ, дозволил шахматы, его отец, ‘Али, тоже дозволял, так скажут ли наши оппоненты, что отец Абу Джа’фара и его сын огнепоклонники?

Затем оппоненты сделали еще одно удивительное заявление:

Великий ученый прошлого Абу Джаг’фар Ибн Али засвиде-тельствовал, что шахматы – это религия огнепоклонничества, а элементы, из которых состоит эта проклятая игра, также является частью этого описания.

Табиины, дозволявшие и игравшие в шахматы:

  1.  Са’ид ибн аль-Мусейиб.
  2.  Аш-Ша’би.
  3.  Абу Ваиль.
  4.  Са’ид ибн Джубейр.
  5.  Аль-Хасан аль-Басри.
  6.  Мухаммад ибн Сирин.
  7.  ‘Ата ибн Аби Раббах.
  8.  ‘Урва ибн аз-Зубейр.
  9.  Хишам ибн ‘Урва.
  10.  ‘Икрима.
  11.  Ибн Шиhаб аз-Зуhри.
  12.  Сулейман ибн Ясар.
  13.  ‘Али ибн аль-Хусейн ибн ‘Али.
  14.  Раби’а ибн Фаррух.
  15.  ‘Икрима, мауля Ибн Аббаса.
  16.  Джа’фар ибн Мухаммад.
  17.  Мухаммад ибн Мундакир.
  18.  Баhз бин Хукейм.

Они все огнепоклонники? Включая его сына и отца? Включая Умара, Абу Хурайру, Ибн аз-Зубейра и Ибн Аббаса?

Затем оппоненты сделали еще одно удивительное заявление:

Слова «шах и мат» восходят к самой сути этой языческой игры, которая является ее логическим концом. Поэтому данные слова подобны выражению: «Сокрушительный удар молниями зевса по такфиритам».
Если бы автор статьи применил эти слова, то суть от этого не поменялась бы.

Я скажу: в языковом смысле «Шах» (персидское слово), означает — царь, король, а «мат», означает по арабски — умер (т.е мата). Слово сочетание «шах мат» означает — умер царь/король.

С каких пор говорить «умер король» есть язычество? На основании чего делается такое умопомрачительное заключение?

Зевс — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, и это известно, а с каких пор персидское слово «Король» и арабское «Умер» являются язычеством?!

Какую цель преследует автор и соавторы статьи, поднимая планку этого простейшего вопроса до уровня ширка?

Хафиз Ибн аль-Къаттан когда узнал, что Баhз, учитель аль-Бухари и Абу Дауда, сыграл в шахматы, сказал: «Это не навредит ему, ведь дозволенность шамхат, это вопрос фикха, вопрос иджтихада».
См. Мухаммад, ибн ‘Али ибн Адам аль-Усьюби: «Захирату аль-‘Укъба» 22/36.

Т.е если сама игра вопрос фикха, вопрос абсолютно не поднимающийся не то что-бы до уровня догмата веры, или до уровня манхаджа, да даже до уровня большого греха, и даже до уровня однозначного малого греха (с условиями), так что тогда сказать о выражении «Шах и мат» ?!

 

Чрезмерность в религии была прочной гибели прошлых народов, как пришло в достоверным хадис в «Муснад Ахмада».

11: Шахматы — это идолы?

⇒ Оппоненты пишут:

Передал имам Абдур-Разак ас-Санг’ани (учитель и настав-ник Ахмада ибн Ханбаля) с достоверной цепкой передатчиков от Маг’мара, что Катада сказал: «Однажды Абду-Ллах ибн Гъалиб проходил мимо людей из числа жителей Басры, которые играли в шахматы. И когда он встретился с аль-Хасаном аль-Басри, то ска-зал: “(Сегодня) я прошел мимо людей, которые отдались своим идолам”».

Я скажу: интересно получается, оппонент взял слова Ибн Гъалиба, который назвал это идолом, но не взял слова того, кому Ибн Гъалиб сказал их  — Аль-Хасану аль-Басри, который не видит запрета! Всем понятно, что Ибн Гъалиб не сравнится с аль-Хасаном ни в каких параметрах, так чем мнение Ибн Гъалиба превозносится над мнением великого аль-Хасана аль-Басри?

Я уже не говорю о том, что Ибн Гъалиб не привел никаких доказательств из Корана и Сунны, так почему именно Ибн Гъалиб?

 12: Ибн Сирин запрещал?

⇒ Оппоненты пишут:

Передал Ибн Аби Дунья, что имам Ибн Сирин сказал: «Если я отвергну свидетельство того, кто играл в шахматы, то он бу-дет этого заслуживать».

Я скажу: это передал Ибн Аби ад-Дунья, но хафиз Ибн ‘Абд аль-Барр передает от Ибн Сирина ровно обратное, и ривая Ибн ‘Абд аль-Барра выше просто потому, что он более точнее, знающей, и величественней Ибн Аби ад-Дунья даже если Ибн Аби ад-Дунья был почти на 150 лет раньше Ибн ‘Абд аль-Барра.

Вероятно Ибн Сирин в риваяте Ибн Аби ад-Дунья говорил о запретных шахматах, а в риваяте Ибн ‘Абд аль-Барра о дозволенных, без азарта.

Добавьте сюда еще аль-Байхаки, который тоже передал от Ибн Сирина дозволенность. На одной чаще риваят Ибн Аби ад-Дунья, на другой двух гигантов: аль-Байхаки и Ибн ‘Абд аль-Барр, любой из них превосходит Ибн Аби ад-Дунья, а тут сразу два!

13: Шахматистов не приветствуют?

⇒ Оппоненты пишут:

Сказал имам Ибн Абдуль-Хади: «Сообщается, что (великого праведного предка) Язида ибн Аби Хабиба спорили о шахматах. И его ответ был таковым: “Если я пройду мимо тех, кто играет в шахматы, то я (даже) не поприветствую их миром”».

• Шейхуль-ислям Ибн Теймийя сказал: «Дают ли таслим тому, кто играет в шахматы? Абу Ханифа, Ахмад, аль-Му’афа ибн ‘Имран и другие на том, что не приветствуют. Мазхаб Малика, Абу Юсуфа и Мухаммада: их приветствуют».
≡ См. ‘Абд аль-Вахид ар-Руяни в «Бахр аль-Мазхаб» 32/220

• Аль-Хатиб передал от мауля Сулеймана ибн Ясара, сказавшего: » ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллаh, прошел мимо нас, когда мы играли в шахматы, он поприветствовал нас и не запретил нам (играть)».
≡ См. ‘Абд аль-Вахид ар-Руяни в «Бахр аль-Мазхаб» 14/300

14: Ибн ‘Умар считал нарды хуже шахмат?

⇒ Оппоненты пишут:

Абду-Ллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, считал, что шахматы хуже, чем нарды…

Во-первых: чем подтверждаются слова Ибн ‘Умара? Если бы он сказал такое, и никто из сахабов не имел другого мнения, то данное слово имело огромный вес, и оно было бы доказательством, ну так ведь четыре сподвижника на противоположной позиции.

Более того, сам отец Ибн ‘Умара, ‘Умар, увидев, как люди играют в шахматы, поприветствовал их, и не запретил им, так кто знающей, ‘Умар, или его сын ‘Абдулла?

Во-вторых нарды запрещены прямым текстом сунны, а шахматы нет, как они могут быть хуже? А также учитывая, что в нардах и шахматах совершенно разный принцип? Или все таки Ибн ‘Умар говорит о запретных видах шахмат?

Если кто-то скажет что это преувеличение от Ибн Умара, тогда мы скажем: если под преувеличением преследовалась цель указать на скрытые вред, мол нарды запрещены прямо, а шахматы нет, но вред такой-же, то тоже очень оспоримо, ведь ничто не может быть запретным, кроме того, где есть доказанный вред, а ожидаемый вред шахмат сосредоточен в трех пунктах, о которых мы говорили выше, и все эти пункты поддаются обходу, что не сказать о нардах, так с чего это шахматы хуже нардов? 

Если кто-то скажет, что Ибн ‘Умар мог взять это от пророка ﷺ то также неверное заявление, ибо пророк ﷺ ничего не знал о шахматах, они появились после его жизни, в эпоху сподвижников, от персов, и ничего на этот счет в хадисах нет, не считая очень слабых хадисов, безосновательных хадисов!

• Аш-Шафи’и сказал: «Шахматы легче, чем нарды». 
≡ См. ‘Манакъиб аш-Шафи» 2/212

Если бы Ибн ‘Умар не был сподвижником, то аш-Шафи’и можно было сравнивать с ним, ведь он вырос на его мазхабе.

• Шейхуль-ислям Ибн Теймийя сказал: «Мазхаб Малика — шахматы хуже нардов, а мазхаб Ахмада, нарды хуже шахмат, и аш-Шафии сказал также».
≡ См. ‘Абд аль-Вахид ар-Руяни в «Бахр аль-Мазхаб» 32/220

• Сказал Халиль ибн Исхакъ аль-Малики: «И нет сомнений, что нарды хуже шахмат, ибо в (запрете нардов) не разногласия».
≡ См. Халиль в «Шарх мухтасар Ибн аль-Хаджиб» 7/468.

15: Шахматы против предопределения?

⇒ Оппоненты пишут:

Поэтому слова «шах и мат» – это ключевой элемент отрица-ния, предопределенного Аллахом конца. На этот смысл указал вы-дающийся ученик шейха Такыю-Дина ибн Таймии, имам Ибн Аб-дуль-Хади.

Уважаемый читатель, ты где-нибудь видел, чтобы играющий в шахматы вообще затрагивал тему къадара?

И какая связь между «Умер король», и предопределением? А не говорит ли это о том, что автор и соавторы статьи не изучили данный вопрос и поспешили с выводами?

И если кто-то вздумает привести фетвы некоторых ученых, сказавшие такое, то эта непохвальная попытка не принесет пользы, так как это утверждение должно быть обосновано правилами самой игры, а не тем, кто злоупотребляет этой игрой.

Да, шейхуль ислям сказал нечто подобное: в шахматах человек рисует ходы в голове, говоря: «Если я сделаю так-то, то он так-то, я так-то, а он так-то, а если так, то так…» т.е все через «если», и это действительно похоже на посягательство на къадар, но по существу это лишь внешнее сходство, ибо суть такова: человек делает расчет и вычисления, а это никаким образом не противоречит къадар. 

16: Я назвал такфиритами тех, кто такфирит ашаритов?

⇒ Оппоненты пишут:

Автор этой статьи назвал «такфиритами» тех, кто посчитал ашаритов неверующими.

Я скажу: я нигде не говорил таких слов. То, что я сделал рад (и сделаю более подробно) не означает, что я называю такфиритами тех, кто вынес такфир за отрицании истива.

Да и как же иначе? Ведь я сам собрал слова выдающихся имамов, выносящих такфир отрицающим истава, так как я могу называть их такфиритами?

Если я назвал какую-то группу невежд, выносящую такфир ашаритам, такфиритами, это не значит, что я всех называю таковыми!

Это еще одно свидетельство тому, что автор и соавторы статьи поторопились, не разобравшись в ситуации, написали статью, в которой допустил ряд не соответствующих реальной действительности утверждений.

Более подробно на тему такфира ашаритов будет в ожидаемой работе, инщаАллаh.

Гл. 4:
ШАХМАТЫ И НАРДЫ НЕ ОДНО И ТОЖЕ

Запрещающие сделали аналогию между нардами и шахматами, что является ошибкой! Любая аналогия, для силы аргументации, должна соответствовать условиям, и одно из главных условий — одна основа с тем, с чем проводят аналогию.

Т.е два сравниваемых объекта должны иметь общую основу, но в данном случае нарды запрещены прямым текстом хадиса, а шахматы нет! Нарды основаны на риске, а шахматы нет.

Ничего принципиально связывающего между нардами и шахматами нет, и говорить, что шахматы хуже чем нарды, очевидное преувеличение и передергивание, кто бы он не был, если, конечно, под этим преследуется какая-то цель!

• Аль-хафиз Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: «Шафииты сказали: шахматы не есть нарды. (Шахматы заставляют) напрягать мышление и использовать ум, а в нардах азарт и риск…»
≡ См. «Ахкаму аль-Къуръан а». 3/10.

• Аль-‘Имрани аш-Шафии сказал: «Основа в нардах: азарт, а азарт запрещен, и это то, чего нет в шахматах…»
≡ См. «Аль-Баян» 13/289.

• Выдающийся хафиз, мухаддис и факъиh, Абу Хафс ‘Умар аль-Булькъини (учитель Ибн Насир ад-Дина и Ибн Хаджара аль-‘Аскъаляни) сказал, как это от него передал его ученик Шихабуддин аль-Бусейри: «Они (шахматы) не запрещены, их считала нежелательным группа ученых. Те же, кто запрещал их, провели аналогию с тем, что пришло в отношении вина. Пришло от некоторых саляф, как один из них прошел мимо играющих в шахматы, и он сказал: “Что это за изваяния, вокруг которых вы собрались”. Эта аналогия отвергаема! Ведь в нардах не надо размышлять как в шахматах, посредством чего определяется искусный/знающий…».
≡ См. «Иттихафу аль-хайра» 6/116.

Гл. 5:
САХАБЫ ДОЗВОЛЯЮТ ШАХМАТЫ

1. ‘Умар Ибн аль-Хаттаб:

• Аль-Хатиб передал от мауля Сулеймана ибн Ясара, сказавшего: » ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллаh, прошел мимо нас, когда мы играли в шахматы, он поприветствовал нас и не запретил нам (играть)».
≡ См. ‘Абд аль-Вахид ар-Руяни в «Бахр аль-Мазхаб» 14/300

2. Абу Хурайра:

• Также передал Абу Рашид, сказавшего: «Я видел, как Абу Хурайра позвал юношу, и сыграл с ним в шахматы».
≡ См. ‘Абд аль-Вахид ар-Руяни в «Бахр аль-Мазхаб» 14/300

3. Ибн ‘Аббас

• Сообщается, что Ибн ‘Аббас дозволял и играл в шахматы.
≡ Там же.

4. Ибн аз-Зубейр

• Ибн аз-Зубейр играл в шахматы
≡ Там же.

Гл. 6:
ТАБИИНЫ ДОЗВОЛЯЮТ ШАХМАТЫ

Табиины и их ученики, которые не запрещали, или сами играли в шахматы:

  1.  Са’ид ибн аль-Мусейиб.
  2.  Аш-Ша’би.
  3.  Абу Ваиль.
  4.  Са’ид ибн Джубейр.
  5.  Аль-Хасан аль-Басри.
  6.  Мухаммад ибн Сирин.
  7.  ‘Ата ибн Аби Раббах.
  8.  ‘Урва ибн аз-Зубейр.
  9.  Хишам ибн ‘Урва.
  10.  ‘Икрима.
  11.  Ибн Шиhаб аз-Зуhри.
  12.  Сулейман ибн Ясар.
  13.  ‘Али ибн аль-Хусейн ибн ‘Али.
  14.  Раби’а ибн Фаррух.
  15.  ‘Икрима, мауля Ибн Аббаса.
  16.  Джа’фар ибн Мухаммад.
  17.  Мухаммад ибн Мундакир.
  18.  Баhз бин Хукейм.

• Выдающийся маликитский имам, хафиз, муджтахид, шейхуль-ислям Ибн ‘Абд аль-Барр у себя в «ат-Тамhид» сказал следующее: «А что касается шахмат, то ученые разногласили относительно них, если нет в них азарта, и не разногласили, если есть азарт, и многие из них дозволяли играть в шахматы без азарта, и из них: Са’ид ибн аль-Мусейиб, Са’ид ибн Джубейр, Мухаммад ибн Сирин, Мухаммад ибн Мундакир, ‘Урва ибн аз-Зубейр и его сын Хишам, Сулейман ибн Ясар, Абу Ваиль, аш-Ша’би, аль-Хасан аль-Басри, ‘Али ибн аль-Хусейн ибн ‘Али, Джа’фар ибн Мухаммад, Ибн Шиhаб (аз-Зуhри), Раби’а, ‘Ата, все они дозволяли играть в шахматы без азарта».
≡ См. «Ат-Тамhид » 13/186.

Далее…

• Аль-Байhакъи передал (в иснаде одни имамы): нам рассказал Абу ‘Абдилляh (аль-Хаким): я слышал Абу аль-‘Аббаса Мухаммада ибн Я’къуба, сказавшего: я слышал Раби’ бин Сулейман (сподвижник аш-Шафии), сказавшего: я слышал как аш-Шафии сказал: «Са’ид бин Джубйер играл в нарды…»

• Аль-Байhакъи передал: Абу ‘Абд ар-Рахман ас-Сулями: нам рассказал аль-Хасан ибн Рашикъ (или Рушейкъ) по иджазе: нам рассказал Мухаммад ибн ар-Раби’: Мухаммад ибн ‘Абдилляh ибн ‘Абд аль-Хакам: нам рассказал аш-Шафии, сказавший: «Мухаммад ибн Сирин и Хишам ибн ‘Урва играли в шахматы…»

• Также передал аль-Байхаки со своим иснадом до ‘Абдураззакъа, сказавшего: до меня дошло, что аш-Ша’би играл в шахматы.

• Также передал аль-Байхаки: нам рассказал Абу ‘Абдилляh (аль-Хаким): нам сообщил Абу Бакр ибн Исхак: нам сообщил Абу Муслим: нам сообщил Ма’къиль бин Малик аль-Бахили, рассказавший свой случай, и между всем прочим передал слова человека, спросившего о мнении аль-Хасана аль-Басри относительно шахмат, он сказал: «Он не видел в них проблем».

• Также аль-Байhакъи передал: нам рассказал Абу Са’д…: нам рассказал: Абу Ахмад ибн ‘Ади: нам рассказал Мухаммад ибн Исма’иль аль-‘Аттар: нам рассказал аль-Къасим бин Мухаммад: нам сообщил Яхья бин Сулейман: нам рассказал Ахмад ибн Башир, сказавший: «Я прибыл в Басру изучать хадис, я пришел к Баhзу бин Хукейму, и я застал его играющим в шахматы».

Кстати, Баhз бин Хукейм — это учитель аль-Бухари, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджи.

• Рашид бин Курейб, сказал: «Я видел ‘Икриму (сподвижник Ибн ‘Аббаса) играющим в шахматы».
≡ Там же.

И после всего этого автор и соавторы пишут:

…автор этого поста в телеграмме сказал: «Шах и мат», что является использованием терминов и правил, из ко-торых состоит запретная в шариате игра, и которая была описана имамами сунны при различных обстоятельствах, как «религия огнепоклонников», «мерзость», «ложь» «служение изваяниям и идолам», «зло», «действие, по причине которого отвергается сви-детельство», «поступок, из-за которого человека не приветствует миром», «распутство», «разврат», «заблуждение», «отрицание предопределения» и другими характеристиками.

Теперь резонный вопрос: сможет ли он употребить все те опасные слова, которые он сказал в адрес тех, кто дозволял шахматы, в адрес этих выдающихся имамов саляф, великих табиинов?

Ведь он сказал, что ‘Али аль-Худейр, который рядом даже не станет с упомянутыми имамами, подпадает под мое обвинение, хотя я не обвинял его, так эта дюжина саляф разве не попадает под его обвинение, и обвинение соавторов?!

Обращаю внимание, почти все приведённые асары, имеют иснады, но приводить их всех здесь не представляется возможным, слишком много имен получится, и эти асары привел не только упомянутый хафиз, их приводили и другие хуффазы, но Абу аль-Валид аль-Баджи довольно просто опроверг все это, сказав, что эти риваяты распространяют лишь бездельники, и разумеется, с этим невозможно согласиться.

Хафиз Абу аль-Валид аль-Баджи, при всем его величии, не выглядит убедительным в таких утверждениях, ведь те хуфазы приведя эти асары с иснадами, удостоверили их, упирались на них, и они более величественней в этой науке, чем хафиз Абу аль-Валид.

Многие эти асары привел аль-Байхаки, которые в разы выше в знаниях сунны чем Абу аль-Валид, и на этом фоне его заявления остаются заявлениями, не больше!

Гл. 7:
ФУКЪАХА И ХУФФАЗЫ ДОЗВОЛЯЮТ ШАХМАТЫ

От Абу Юсуфа, передают, что он считал дозволенным из дозволенными.

• Абу Бакр ас-Самаркъанди сказал «Некоторые асхабуль-хадис дозволили шахматы, потому что они заостряют внимание».
≡ См. «Тухфату аль-Фукъаhа». 3/345.

• Абу Сулейман аль-Хаттаби сказал: «Некоторые ученые дозволяли играть в шахматы, утверждая, что они помогают создавать стратегию для битв и козни против врага». 
≡ См. «Ма’алиму ас-Сунан». 3/345

Фундамент шафиитсокго мазхаба — ан-Навави, у себя в «ар-Рауда» сказал: «Игры в шахматы нежелательны. Также сказали: дозволены без караhата. Аль-Халими склонялся к запрету, и это выбрал ар-Рувейяни, но более верно первое (т.е нежелательность)».

• Хотя более поздние шафиит, аль-Хайтами, предпочел запрет, ссылаясь на ас-Субки, аль-Азра’и и аз-Заркаши, и он же упомянул, что величайший табиин Са’ид ибн Джубейр играл в шахматы, что является истиной.

Но мнение ан-Навави более авторитетно в шафиитском мазхабе.

• Абу Хафс ‘Умар аль-Балькъини (учитель Ибн Насир ад-Дина и Ибн Хаджара аль-‘Аскъаляни) сказал, как это от него передал его ученик Шихабуддин аль-Бусейри: «Они (шахматы) не запрещены, их считала нежелательным группа ученых.

• Аль-‘Имрани аш-Шафии сказал: «Основа в нардах, азарт, а азарт запрещен, и это то, чего нет в шахматах, ибо они (шахматы) основаны на стратегии войны и сражения, а это дозволено».
≡ См. «Аль-Баян» 13/289.

• Хафиз Ибн аль-Мулякъин (учитель хафиза Ибн Хаджара), перечисляя не присущие уважаемому человеку качества, назвал: «увлечение шахматами», т.е делать это хобби, следовательно, иногда сыграть в шахматы, по мнению Ибн Мулякъина, не противоречит нраву.
≡ См.  » ‘Аджаляту аль-Мухтадж» 4/1833.

• Таджуддин ад-Дамири аль-Малики тоже сказал, что увлечение шахматами не подобает муслиму, следовательно, иногда дозволется. Единственное условие, чтобы это происходило в своих кругах.
≡ См.  » Аш-Шамиль фи фикх аль-имам Малик» 2/846

Гл. 8:
СВИДЕТЕЛЬСТВО ШАХМАТИСТА ПРИНИМАЕТСЯ

• Имам Ибн аль-Мунзир, передал единогласие, что свидетельство человека, играющего в шахматы, принимается, если шахматы не отвлекают его от молитвы.
≡ См. «Аль-Иджма» 67.

• Ибн Аби Зейд аль-Къайравани аль-Малики, сказал: «Относительно играющего в шахматы Малика сказал: «Принимается его свидетельство. Если свидетельство принималось исключительно того, кто не имеет никаких изъянов, то ни от кого бы не принялось свидетельство»».
≡ См. «Ан-Науадир уа аз-Зиядат» 8/274.

• Бурхан аль-Маргъинани аль-Ханафи сказал: «Простая игра в шахматы не является нечестием, препятствующим принять свидетельство, ибо в нем приемлемый иджтихад».
≡ См. «Аль-Хидая» 3/123.

• Аль-Хаддади аль-Ханафи сказал: «Простая игра в шахматы не влияет на добросовестность, а азарт да, запрещен».
≡ См. «Аль-Джаухара ан-Нейира» 2/231.

• Ибн ‘Абидин сказал: «Человек перестает заслуживать доверия, если играет шахматы в пяти случаях: азарт, пропускает молитву по их причине, часто клянётся из-за них, играет на дорогах или упоминает за ними нечестие (или говорит нечестие)».
≡ См. «Рад аль-Мухтар ‘аля ад-Дур аль-Мухтар» 5/483.

• Аль-Абхари сказал: «Принимается свидетельство того, кто не играет в шахматы постоянно, ведь не бывает, чтобы человек не развлекался и шутил хоть немного».
≡ См. «Ат-Тадж ва аль-Иклиль ли мухтасар Халиль» 8/166

• Аз-Заркъани аль-Малики сказал: «Очевидно, что они (шахматы) не запрещены, так как он (Халиль) отнес это к тому, что не подобает, обусловив (запрет шахмат) постоянством»
≡ См. «Шарх Заркъани ‘аля мухтасар Халиль» 7/293.

• Сказал Мухаммад Ибн ‘Абд аль-Хакам: «Игра в шахматы не обязывает отвергать свидетельство, если конечно из-за нее не пропускается коллективная молитва».
≡ См. Халиль в «Шарх мухтасар Ибн аль-Хаджиб» 7/468.

Имам ан-Навави, когда спросили его о шахматах, ответил: «Если по их причине он пропускает молитву, или играет на ставки, то запрещены, иначе нежелательно».
≡ См. «Аль-Масаиль аль-Мансура» стр. 233. Эта работа еще известна как «Фатауа аль-Имам ан-Науауи», которую собрал его ученик Ибн ‘Аттар.

Что касается шейхуль-исляма Ибн Теймийи, то он запрещал потому, что шахматы отвлекают от обязанностей, а не потому, что они запрещены сами по себе!

Гл. 9:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Шахматы сами по себе не запрещены, но они зачастую не приводят к благу, следовательно, лучше оставить их.

2. Эта тема не къадара, не таухида, не ширка, эта тема фикха и иджтихада.

3. Эта тема не повод, чтобы обвинять кого-то, и тем более запрещать выражение «Шах и мат».

4. Раньше майсиром называли и то, что отвлекает от поминания Всевышнего, и не обязательно ставки.

5. Целый ряд саляф дозволяли шахматы при условии, чтобы это было редким явлением, не отвлекающим от обязанностей.

6. Практически все имамы, запрещающие шахматы, запрещали из-за самой главной причины: отталкивает от обязанностей, занимает вас от обязанностей.

7. Свидетельство таких людей относительно принималось. Сегодня эти условия гораздо снисходительней.

8. В Коране и Сунне нет ни одного доказательства на запрет, следовательно, слова ученых остаются иджтихадом.

9. Только глупый фанат будет на основе иджтихада строить свое отношение с мусульманами!

Затем…

Напомню, что по поводу ашаритов будет подробная работа, инщаАллаh.

Также напомню, что я дал этот ответ с уважением к нашим братьям мусульманам, братьям на манхадже саляф, и никакого холода или пренебрежения к нашим братьям мы не имеем.  Я выражаю благодарность братьям за то, что они стали причиной написания мной данного исследования!

Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и несправедливости. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании.
(Трапеза: 2)

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам!

Дополнение 01.06.2021: 

Скачать

 

Комментарии

  • Mujahid | Май 29,2021

    БАРАКАЛЛАХУ ФИК
    очень интересно

  • Оставить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *