Last updated on 11 Мар 2021
Биография исламского учёного, захида, шейха Махмуда ад-Дашти аль-Ханбали автора книги «Исбат аль-хадд ли-Лляхи» (Утверждение границы, отделяющей Аллаха от сотворенного мира) да будет Аллах к нему милостив
Шейх, имам Махмуд ад-Дашти аль-Ханбали (род. около 604 (605) г/х. – умер 665 г/х.). Происхождением из местности Дашт. Сказал аз-Зубейди: «ад-Дашт – это селение между городами Ирбиль и Тебриз». Сказал Йакут аль-Хамави: «ад-Дашт – это селение между гор расположенное между Ирбилем и Тебризом. Я видел, что это селение плотно населённым и хорошим. Все его жители – курды»[1]. Умер в 665 г/х. в г. Каир, похоронен на кладбище Сафх аль-Мукъаттам, рядом с могилой хафиза Абдуль-Гани аль-Макъдиси[2].
Слова учёных о шейхе Махмуде ад-Дашти, да будет милостив к нему Аллах:
Написано на рукописи книги «Исбат аль-хадд ли-Лляхи» учеником шейха: «Рассказал нам шейх, имам, алим, хафиз, муфтий, решающий затруднения, уникальный в своем времени, господин хафизов, тот кто поддерживает религию Аллаха, призывающий к Аллаху, меч Сунны и мусульман, гроза для нововведенцев, помощник религии Абу Мухаммад Махмуд ад-Дашти…»
Сказал шейх ад-Думъйаты в «Муъджам»: «Захид» (Он – аскет).
Сказал Джамалуддин Абуль-Махасин Йусуф ибн Тагриберди: «Шейх, праведный, асарит, был достойным мухаддисом».
Сказал имам аз-Захаби: «Праведный шейх, Захид (аскет), Алим (учёный) … довольствовался малым (в жизни), был добродетельным и скромным, терпеливым к бедности…»[3]
Шейхи, у которых учился имам ад-Дашти:
1 – Ибрахим ибн Мухаммад ибн аль-Азхар ас-Сурейфини
2 – Абуль-Фадль Исмаил ибн Ахмад аль-Иракы
3 – Джаъфар ибн Али ибн ХиббатуЛлах аль-Хамадани аль-Малики
4 – Абу ар-Рабиъ Сулейман ибн Ибрахим ибн ХибатуЛлах аль-Асъарди
5 – АбдуЛллах ибн аль-Хусейн ибн Раваха, Абуль-Къасим аш-Шафии
6 – АбдуЛлах ибн Мухаммад ибн Ахмад – сын Абу Умара ибн Къудамы аль-Хатыба, Абу Ибрахим («Муъджам ад-Думъйаты»).
7 – Абдур-Рахман ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-Макъдиси
8 – Али ибн аль-Хусейн ибн аль-Мукъаййар, Абуль-Хасан аль-Ханбали
9 – Мухаммад ибн Абдуль-Хаккъ ибн Халяф ибн Абдуль-Хаккъ ад-Димашки
10 – Мухаммад ибн Абдуль-Вахид аль-Макъдиси ад-Дыя аль-Хафиз
11 – Йаъиш ибн Али ибн Йаъиш аль-Мусыли, Абуль-Бакаъа
12 – Йусуф ибн Халиль аль-Хафиз, Абуль-Хаджадж ад-Димашки.
Ученики шейха ад-Дашти:
1 – Ахмад ибн Мухаммад Абу Бакр (сын брата ад-Дашти).
2 – Абдуль-Муъмин ибн Халяф ад-Думъйаты
3 – Абу АбдуЛлах, Ибн АбдуЛлах ар-Руми аз-Заджадж[4].
Книги шейха ад-Дашти:
«Джуз фи аль-амр би-ихфаъи аз-зикр».
«Китаб ан-нахъю ан ар-ракъс ва ас-самаъ».
«Рисалят фи ар-радд аля ас-суфия фи ибахат аль-гынаъ».
«Исбат аль-хадд ли-Ллях»[5].
Сказал аз-Захаби в биогафии шейха ад-Дашти: «(182) – Махмуд ибн Абуль-Касим Исфиндияр ибн Бадран ибн Аййан, Абу Мухаммад аль-Анамайи ад-Дашти аль-Ирбили – захид (аскет), ученый. Слушал множество [хадисов] от Джафара аль-Хамдани, от Абуль-Хасана Ибн аль-Мукъаййара, от Абуль-Касима Ибн Раваха, от ад-Дыя аль-Макдиси, от Ибн Халиля, от Ибн Йаъиша и от поколения их современников. Занимался наукой хадис и переписывал джузы. Его неровный почерк известен.
[Абу Мухаммад ад-Дашти] довольствовался малым (в жизни), был добродетельным и скромным, терпеливым к бедности. Носил простой халат, накидку красного цвета и грубую одежду. Он был тем, кто призывал к добродетели и запрещал порицаемое. Призывал к Сунне и сторонился нововведений. [Абу Мухаммад ад-Дашти] делал сильнейшие опровержения тем, кто отрицал качества «хабария» (т.е. те качества Всевышнего Аллаха, которые нельзя подтвердить кроме как через контексты Корана и хадисов). Из-за этих опровержений [сектанты ашъариты] его ругали и обвиняли в нововведениях и таджсиме. Он был не причастен к этим обвинениям, да помилует его Аллах, однако ему не всегда удавалось заткнуть пасть своих врагов. Однажды он зашел к правителю ан-Насиру и стал порицать его за что-то, а правитель ударил его кулаком и выгнал.
У [Абу Мухаммад ад-Дашти] есть комментарии и книги. Передавал от него его племянник Шихабуддин Ахмад и другие. Умер ад-Дашти 21-го месяца Раджаб, когда ему было чуть больше шестидесяти лет и был похоронен на кладбище Сафх аль-Мукъаттам. Также от него передавал ад-Думъйаты в своей книге «Му`джам».
После того как правитель ан-Насир оскорбил его, он стал сожалеть об этом и послал за шейхом пытаясь умилостивить его. [Шейх] сказал: Я захотел войти к нему и поговорить с ним о том, о чем я говорил ему, а он снова начал меня бить. Однажды наместник правителя в Алеппо Люълю ударил шейха, потому что шейх читал о достоинствах сподвижников специально в день пятничного намаза чтобы тот услышал это. По причине того, что [наместник] имел прошиитские взгляды, он ударил шейха. Также он порицал аль-Бадараъи за то, что вставал во время совершения дуа (мольбы) за халифа в Дар ас-Саада.
[Абу Мухаммад ад-Дашти] много постился, а когда делал ифтар то съедал четырнадцать кусочков или около того. Он рассказывал, что Умар, да будет доволен им Аллах, ограничивался этим. [Абу Мухаммад ад-Дашти] часто порицал правителей и высокопоставленных лиц и говорил с ними жестким тоном на собраниях. Он ничего ни от кого не принимал и слегка прикрывал лицо. Да помилует его Всевышний Аллах»[6].
© Abdulkadir Hurasani
? PDF: 579. Абу Мухаммад ад-Дашти.
[1] «Муъджам аль-Бульдан» Йакут аль-Хамави, 2/456
[2] «Исбат аль-хадд ли-Ллях» тахкык Адиль Аль-Хамдан, С. 25
[3] «Исбат аль-хадд ли-Ллях» тахкык Адиль Аль-Хамдан, С. 23-24
[4] «Исбат аль-хадд ли-Ллях» тахкык Адиль Аль-Хамдан, С. 20-22
[5] «Исбат аль-хадд ли-Ллях» тахкык Адиль Аль-Хамдан, С.22
[6] «Тарих аль-Ислам» аз-Захаби, № 182, 15/121-122; «Сияр аълям ан-нубаля» аз-Захаби № 6052; «Исбат аль-хадд ли-Ллях» тахкык Адиль Аль-Хамдан, С. 24-25