Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

557. Обращение к присутствующим ангелам

Последнее обновление на 20 Ноя 2022

 

557. prosba k nekotorym angelam chtoby oni pokazali dorogu - 557. Обращение к присутствующим ангелам

СОДЕРЖАНИЕ

Гл. 1 Предисловие.

Гл. 2 Кривое понимание таухида у такфиритов

Гл. 3 Основа: нельзя взывать к ангелам

Гл. 4 Версия ‘Утбы ибн Гъазуана

Гл. 5 Версия Ибн Мас’уда

Гл. 6 Иснад и матн хадис Ибн ‘Аббаса

Гл. 7 Абу Бакр ибн ‘Ийяш (саляф) обращается к своим ангелам

Гл. 8 Имам Ахмад укреплял хадис Ибн ‘Аббаса и практиковал его

Гл.9 Ибн ас-Сунни подтверждает матн хадиса Ибн Мас’уда

Гл.10 Ат-Табарани подтверждает матн хадиса Ибн ‘Аббаса

Гл.11 Аль-Байhакъи подтверждает матн хадиса Ибн ‘Аббаса

Гл.12 Абу Мухаммад Ибн Аби аль-Уср практикует хадис Ибн Мас’уда

Гл.13 Имам ан-Науауи подтверждает и практикует хадис Ибн Мас’уда

Гл.14 Ибн Теймийи подтверждеает хадис Ибн Мас’уда

Гл.15 Ибн аль-Къайим подтверждает хадис Ибн Мас’уда

Гл.16 Ибн Муфлих подтверждает хадис Ибн Мас’уда

Гл.17 Хафиз Аль-Хайсами удостоверяет хадис Ибн ‘Аббаса

Гл.18 Хафиз Ибн Хаджар удостоверяет хадис Ибн ‘Аббаса

Гл.19 Аль-‘Айни подтверждает хадис Ибн Мас’уда.

Гл.20 Ибн аль-Джазари подтверждает хадис Ибн Мас’уда

Гл.21 Ас-Сахауи удостоверяет хадис Ибн ‘Аббаса

Гл.22 Аль-Мунауи подтверждает эти хадисы

Гл.23 Аш-Шаукани подтверждает матн хадиса ‘Утбы и Ибн ‘Аббаса

Гл.24 Сыддик Хасан Хан подтверждает и практикует матн хадиса Ибн Мас’уда

Гл.25 Сулейман, внук шейха Мухаммада, подтверждают матн хадиса Ибн Мас’уда

Гл.26 Аба-Бутейн, подтверждает матн хадиса Ибн Мас’уда

Гл.27 Хамад али Ма’мар, подтверждает матн хадиса Ибн Мас’уда

Гл.28 Сулейман Ибн Сахман, подтверждает матн хадиса Ибн Мас’уда

Гл.29 Махмуд аль-Алюси подтверждает матн хадиса Ибн Мас’уда

Гл. 30 Ну’ман аль-Алюси признает хадис ‘Утбы

Гл. 31 Шамсуддин аль-Афгъани признает матн этих хадисов

Гл. 32 Шейх аль-Альбани удостоверяет хадис Ибн ‘Аббаса

Гл. 33 Салих али аш-Шейх подтверждает матн хадиса У’тбы и Ибн ‘Аббаса

Гл. 34 Ответы на мелкие шубухаты

Гл. 35 Выводы

 


Гл. 1
Предисловие

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Я, с дозволения Всевышнего Творца, попытаюсь разобрать этот вопрос так, что бы после этой статьи у читателя не осталось вопросов, и прошу Всевышнего, чтобы он удостоил меня чести поставить точку в этом вопросе.

Я надеюсь, что не оставил ни одну книгу, где упоминаются эти хадисы, не открыв и не посмотрев, что ученые говорят по этом поводу, и сделал я это для того, чтобы избавить ищущих истину от путаницы и бремени поиска информации на эту тему.

Мусульмане сегодня оставляют ранних имамов, принимаются изучать труды строго современных ученых, и забыли они слова имама Малика, сказавшего: «Не преуспеют последние поколения этой уммы, кроме как посредством того, посредством чего преуспели первое ее поколение.

Из числа современных я лишь упомяну несколько кибар, в авторитетности которых единогласна вся саляфитская община.

Сначала я приведу слабые хадисы на этот счет, а затем достоверные, а после уже отвечу на все шубухаты.

Также докажу, что великие имамы признавали это, практиковали это, и никто из них не высказывался иначе, что само по себе уже является опровержением многим современным шейхам, берущим на себя смелость называть это деяние ширком!

Исключительно ради масляха я мог бы не поднимать эту тему, но фитна такфиритов и крайнего мазхаба берет свои обороты, и если не пролить свет на подобные темы, фитна лишь распространится и завоюет все больше и больше сердец.

Важно иметь ввиду: речь в данной статье исключительно о некоторых присутствующих ангелах, предназначенные помогать мусульманам в сафаре удержать животное, либо указать на дорогу, а именно: хадис Ибн ‘Аббаса, Ибн Мас’уда и ‘Утбы ибн Гъазуана, да будет доволен ими Аллаh!

Хадис Ибн ‘Аббаса и ‘Утбы ибн Газуана, да будет доволен ими Аллаh, говорят об указании сбившегося с пути на дорогу, а хадис Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллаh, об удержании животного.

Мы не говорим об отсутствующих ангелах, как Джибриль, Микаиль, или других, которые не слышат зов тех, кто взывает к ним, что само по себе является ширком.

 

Гл. 2
Кривое понимание таухида у такфиритов

Такфириты не могут дать однозначного определения ширка! У них нет правила и дисциплины в этой науке! Если спросить их: «Когда взывание становится ширком?», они скажут: «Если взывание имело элементы просьб и требований, либо просьба к присутствующим в том, на что толко Всевышний способен!

Мы тоже разделяем такое определение, но от этого проблема их кривого понимая не решается. Дело в том, что в жизни они не практикуют это определение, в жизни они практикуют собственное видение и упираются на личное настроение и расположение духа, иначе как объяснить следующее противоречие: если попросить присутствующих ангелов, которые слышат тебя и могут сделать то, что ты просишь (удержать животное, к примеру), тогда как это можно назвать ширком? На этот вопрос они никогда не смогут ответить!

Если они скажут: «Мы их не видим, поэтому взывать нельзя». Мы скажем: если мы их не видим, это не значит что они не присутствуют, и кто поставил такое условие? Вы ведь сами говорите: ширк — просьба того, на что способен лишь Аллаh, либо просьба у отсутствующего, не такли? Но ведь присутствующий может быть невидимым, об этом подробно будет в нижних главах. 

Более одиозные из них могут сказать: «Любое взывание к ангелам ширк». Тут зададим ряд вопросов:

1. Это связанно именно с Ангелами?

2. Если это связанно именно с ангелами, значит к другим творениям можно взывать?

3. Если это связано со всеми творениями, тогда какой смысл вашего приведенного выше определения ширка? Где грань ширка и таухида?

На эти вопросы они никогда не ответят.

Они могут привести некоторые аяты, где Всевышний выносит выговор мушрикам за их взывание к ангелам и прочим созданиям, но это выглядит как попытка вести за нос свою аудиторию, ведь если просто прочитать эти аяты в полном контексте, даже не обращаясь к тафсирам, понятно, что речь идет о мушриках, которые взывали к ангелам в том, в чем только Всевышний силен, либо обращались не к тем ангелам, которым поручено удерживать скот, или вовсе речь об истуканах, либо речь об отсутствующих ангелах.

В Коране нет ни одного аята, запрещающего обратиться к упомянутым ангелам с просьбой удержать животное. Об этих асарах речь пойдет в следующих главах.

 

Гл. 3
Основа: нельзя взывать к ангелам

Основа в этом вопросе, что взывание к ангелам запрещено, и все виды взывания к ангелам в Коране упоминаются в контексте ширка и куфра, который делали христиане и им подобные, за исключение одного случая, который не упоминается в Коране, но упоминается в сунне, как и слабыми хадисами, так и достоверными, о чем речь будет в ниже приведённых главах.

О том, что взывание к ангелам ширк я говорил в своей работе: 558. Развеивание доводов тех, кто взывает к ангелам и могилам.

 

Гл. 4
Версия ‘Утбы ибн Гъазуана

• Имам ат-Табарани привел сообщение от ‘Утбы ибн Гъазуана, что пророк, мир ему и благословение, сказал

إِذَا أَضَلَّ أَحَدُكُمْ شَيْئًا، أَوْ أَرَادَ أَحَدُكُمْ عَوْنًا وَهُوَ بِأَرْضٍ لَيْسَ بِهَا أَنِيسٌ، فَلْيَقُلْ: يَا عِبَادَ اللهِ أَغِيثُونِي، يَا عِبَادَ اللهِ أَغِيثُونِي، فَإِنَّ للهِ عِبَادًا لَا نَرَاهُمْ

Когда кто-то из вас заблудится, или ему понадобится помощь, и он на земле, где никого из людей нет, то пусть скажет: «О рабы Аллаhа! Помогите мне! О рабы Аллаhа! Помогите мне! Ибо у Аллаhа есть рабы, которых мы не видим.

• Хафиз аль-Хайсами сказал:

وَرِجَالُهُ وُثِّقُوا عَلَى ضَعْفٍ فِي بَعْضِهِمْ، إِلَّا أَنَّ زَيْدَ بْنَ عَلِيٍّ لَمْ يُدْرِكْ عُتْبَةَ

«Передатчики данного хадиса заслуживают доверия, учитывая слабость некоторых, разве что Зейд ибн ‘Али не застал ‘Утбу.

• Сказал аль-хафиз аль-Манауи:

 أخرجه الطبراني بسند منقطع عن عتبة بن غزوان مرفوعًا

«Его передал ат-Табарани от ‘Утбы ибн Гъазуана в форме марфу’ с оборванным иснадом».

Но это не значит, чтобы и матн обязательно следом за иснадом должен быть слабым, о чем речь будет далее.

 

Гл. 5
Версия Ибн Мас’уда

إِذَا انْفَلَتَتْ دَابَّةُ أَحَدِكُمْ بِأَرْضِ فَلَاةٍ فَلْيُنَادِ: يَا عِبَادَ اللَّهِ احْبِسُوا، يَا عِبَادَ اللَّهِ احْبِسُوا ; فَإِنَّ لِلَّهِ حَاضِرًا فِي الْأَرْضِ سَيَحْبِسُهُ

«Если ваше животное освободилось (вырвалось) от пут в пустынной местности, то пусть воззовет: «О рабы Аллаhа, удержите! О рабы Аллаhа, удержите! Поистине, у Аллаhа есть присутствующий на земле, он удержит»

• Сказал аль-хафиз аль-Хайсами:

رَوَاهُ أَبُو يَعْلَى، وَالطَّبَرَانِيُّ، وَزَادَ: » «سَيَحْبِسُهُ عَلَيْكُمْ» «. وَفِيهِ مَعْرُوفُ بْنُ حَسَّانَ، وَهُوَ ضَعِيفٌ

«Его передал Абу Я’ля и ат-Табарани с добавкой :«Он удержит его для вас», в ней Ма’руф бин Хассан, он слабый».

 

Гл. 6
Иснад и матн хадис Ибн ‘Аббаса

Аль-Баззара передал: нам сообщил Муса ибн ИсхIакъ: нам сообщил  Минджáб ибн Хáрис: нам сообщил Хáтим ибн Исмá’иль от Усáмы бин Зéйда аль-Лéйси, от Абáна бин Сáлиха, от Муджáхида, от Ибн ‘Аббаса:

إِنَّ للهِ مَلائِكَةً فِي الأَرْضِ سِوَى الْحَفَظَةِ يَكْتُبُونَ مَا سَقَطَ مِنْ وَرَقِ الشَّجَرِ، فَإِذَا أَصَابَ أَحَدَكُمْ عَرْجَةٌ بِأَرْضٍ فَلاةٍ فَلْيُنَادِ: أَعِينُوا عِبَادَ اللهِ

Поистине, у Аллаhа есть ангелы на земле, помимо писарей, которые пишут каждый упавший листик с дерева, и если кто-то из вас потеряется в пустыне, пусть воззовет: «О рабы Аллаhа, помогите мне!»

Разбор цепочки хадиса:

1. Муса Ибн ИсхIакъ.

Это Абу Бакр аль-Ансари, къади (судья), из Куфы. Праведный имам.

• Сказал о нем Ибн Аби Хатим: «Я писал его хадисы, он правдивый и заслуживающий доверия».

• Сказал шейх аль-Альбани: «Сикъа. Аль-Хатиб аль-Багъдади сделал ему хорошую биографию».

2. Минджаб ибн аль-Харис.

Кунья: Абу Мухаммад, куфиец. Праведный имам. Его ученики: Абу Хатим, Абу Зур’а, аз-Зухали (учитель аль-Бухари) и другие.

Его удостоверил Масляма бин Къасим, Ибн Хиббан, аз-Захаби, Ибн Хаджар. Он из табакъи 10. Имам Муслим принял его хадис в свой «Сахих».

3. Хатим ибн Исма’иль.

Тоже куфиец. Его кунья: Абу Исма’иль.

• Сказал о нем аз-Захаби: «Мухаддис, хафиз».

Его ученики: Аль-Къа’наби (учитель Муслима), Къутейба (учитель ан-Насаи), Абу Бакр Ибн Аби Шейба (учитель Ахмада), Абу Курайб и другие.

4. Усама бин Зейд аль-Лейси.

Мединец. Праведный имам. Его хадисы включил в свои сборники такие имамы, как Муслим, ан-Насаи, Абу Дауд, ат-Тирмизи и остальные.

• Сказал о нем Ибн Хаджар: «Правдивый, иногда ошибался».

• Аз-Захаби поместил его в свою известную книгу: «Те, о которых разговаривали, но они заслуживают доверия».

• Ан-Насаи сказал: «Не силен».

• Ибн ‘Ади сказал: «Нет в нем проблем».

Ахмад сказал, что он передавал странные вещи от Нафи’а, но наш данный хадис он передал ни от Нафи’а, а от Муджахида.

Передается, что аль-Къаттан оставил его, но ад-Даракъутни объяснил причину оставление, все дело в хадисе, который Усама передал от ‘Ата, а Джабира, но наш хадис не от ‘Ата.

Также говорят, что его оставил аль-Бухари, но не оставил Муслим, и он приводит его хадисы в своем «Сахих».

Более того, я нашел, что ад-Даури передал от Ибн Ма’ина, что он назвал Усаму «Сикъа».

Весь джарх в сторону Усамы связан с его некоторыми ошибками в передачи от ‘Ата и Нафи’а. Мы не нашли никого из мутакъаддимин, кто послаблял бы его передачи от Муджахида.

5. Абан ибн Салих Ибн ‘Умейр.

Имам сикъа, мекканец. Его хадисы в сахих поместил аль-Бухари и Муслим.

Имам Ахмад не видел в нем никакого изъяна.

• Ибн Ма’ин сказал: «Сикъа».

• Сказал ан-Насаи: «Нет в нем никаких проблем».

6. Муджахид: о таких не спрашивают.

Я скажу: как вы видите, тут одна лишь незначительная проблема, а это некоторые ошибочные риваяты Усамы, но данный риваят он передал, ни от Нафи’а, ни от ‘Ата. 

От Усамы, кроме Хатима, его передает и Джа’фар ибн ‘Аун. Это называется «мутаба’а». Хатим передал от Усамы этот хадис как «Марфу’ лафз», а Джа’фар передал его от Усамы как «Марфу’ хукм».

Быстренько укажу на разницу: марфу’ ляфз — это когда иснад доходит до сподвижника, где сподвижник говорит: «Посланник Аллаh, мир ему и благословение, сказал…»

А марфу’ хукм: когда иснад доходит до табиина, который говорит: «Такой-то сподвижник сказал так-то».

В нашем случае риваят Джа’фара сильнее риваята Хатима, ибо Джа’фар сам по себе точнее Хатима, но оба признанные имамы ахлю-сунна. 

В любом случае данный хадис марфу’, ибо сказанное Ибн ‘Аббасом из ряда «гъайбийят». Т.е сподвижник не мог говорить такое от себя, раз он говорит что-то о сокровенном, значит это он взял от пророка, мир ему и благословение.

Специалисты по иснадам удостоверили данный иснад с двух его сторон, некоторые удостоверили как раф’, а некоторые как уакъф. Как раф’ его удостоверил Ибн Хаджар, как уакъф его удостоверил аль-Байhакъи и аль-Альбани.

Т.е разногласие межу раф’ и уакъф касается лишь «Ляфза» (слов), а не «Хукм» (законоположение). Матн асара является марфу’ в любом случае.

• Шейх ‘Абд ас-Салям Барджас, да помилуете его Аллаh (труды которого советует Салих аль-Фаузан), сказал

وله حكم الرفع لأنه إخبار عن علم غيبي لا مجال للرأي فيه والله تعالى أعلم بالصواب

«Это сообщение имеет хукм (законоположение) раф’ (возведенное к пророку, мир ему и благословение), ибо это сообщение их ряда гъайб (сокровенного), где нет места для личного мнения, а Аллаhу лучше знать о истине».

 

Гл. 7
Абу Бакр ибн ‘Ийяш (саляф) обращается к своим ангелам

• Сказал аль Хатыб аль Багдади:

أخبرنا محمد بن أَحمد بن رزق، قال: أَخبَرنا عثمان بن أَحمد الدقاق، قال: حَدثنا محمد بن أَحمد بن البراء، قال: حَدثنا إسحاق بن الحسين، قال: كان أَبو بكر بن عياش لما كبر .. يقول يا ملائكتي طالت صحبتي لكما فإن كان لكما عند الله شفاعة فاشفعا لي.

«Рассказал нам Мухаммад Ибн Ахмад Ибн Ризк: рассказал нам Усман Ибн Ахмад ад Даккак: рассказал нам Мухаммад Ибн Ахмад аль Бара: рассказал нам Исхак Ибн аль Хусейн, сказавшего: Когда постарел Абу Бакр Ибн Ияш.. он говорил: «О мои два ангела, долго вы уже меня сопровождаете, и если у вас есть перед Аллахом заступничество, то ходатайствуйте за меня»»
• Источник: «Тарих Багдад», 18/554

Разбор иснада:

1. Мухаммад Ибн Ахмад Ибн Ризк. Учитель аль-Хатиба, мухаддис, от него много передач в тарихе.

2. ‘Усман Ибн Ахмад ад Даккак. Мухаддис, учитель Абу аль-Хусейна аль-Баззара и хафиза ад-Даракутни.

3. Мухаммад Ибн Ахмад аль Бараъ. Ученик имама ‘Али ибн аль-Мадини, и учитель Ибн Аби Хатима ар-Рази.

4. Исхак Ибн аль-Хусейн. Непонятно, какой именно Исхак? Ибн аль-Джаузи, приводя эту историю, начал именно с Исхака Ибн аль-Хусейна, и не выразил никаких претензий. Аз-Захаби тоже приводит это у себя в «Сияр», тоже не выражает никаких претензий. Аз-Захаби обычно страхуется, сказав «Передают», но в любом случае это недостаточное доказательство.

Это же сообщение передаёт учитель аль-Хатиба — Абу Ну’айма аль-Асбахани, который сказал: сообщил нам ‘АбдуЛлаh ибн Мухаммад: рассказал нам ‘Умар ибн Бахр аль-Асади, сказал: я слышал Ибраhима Ибн аль-Джунейда, сказавшего: я слышал Бишра ибн аль-Харис, сказавшего: я слышал, как Абу Бакр Ибн ‘Ияш говорил, взывая:

حَدَّثَنَا عَبْدُ اللهِ بْنُ مُحَمَّدٍ ، ثنا عُمَرُ بْنُ بَحْرٍ الْأَسَدِيُّ ، قَالَ: سَمِعْتُ إِبْرَاهِيمَ بْنَ الْجُنَيْدِ ، يَقُولُ: سَمِعْتُ بِشْرَ بْنَ الْحَارِثِ ، يَقُولُ: سَمِعْتُ أَبَا بَكْرِ بْنَ عَيَّاشٍ، يَقُولُ وَهُوَ يَدْعُو: «‌يَا ‌مُلْكِي ‌ادْعُوا ‌اللهَ ‌لِي فَإِنَّكُمَا أَطْوَعُ لِلَّهِ مِنِّي»

«О мои два ангела! Попросите Аллаh для меня, вы более послушны Ему, чем я»

Разбор иснада:

1. ‘АбдуЛлаh ибн Мухаммад. Это Ибн Ибраhим аль-‘Укъейли, учитель Абу Ну’айма.

Ничего не смог найти о нем. Единственное что я нашел, это слова шейха, специалиста по науке хадис (‘иляль), Ясира Мухаммад Фатхи, в своем огромном тахридже на сунан Аби Дауд, указавшего, что положение ‘АбдуЛлаhа ибн Мухаммада неизвестно.

2. ‘Умар ибн Бахр аль-Асади. Имам, мухаддис Асбахана, учитель Абу аш-Шейха.

3. Ибраhима Ибн аль-Джунейд. Мухаддис, учитель имама Абу Бакр аль-Баззара, Абу Бакра аль-Хараити, Абу Бишра аль-Дуляби и других.

4. Бишр ибн аль-Харис. Табиин.

Резюме: основа этой истории установлена, пусть иснад имеет некоторые проблемы, и я не встретил ни одного хафиза, который порицал бы это, и тем более назвав это ширком. Более того, хуффазы, упомянувшие этот случай, упомянули его в качестве достоинства Абу Бакра ибн ‘Ийяша, а не в виде порицания.

Что касается хукма такой просьбы, то обратите внимание, что Абу Бакра ибн ‘Ийяш не попросил у отсутствующих, и не попросил невозможного.

В первом риваяте он сказал: «если у вас есть перед Аллахом заступничество», а во втором сказал: «Попросите Аллаh для меня», оба этих варианта не являются просьбой невозможного, и это никаким образом куфром не может быть даже теоретически, да еще от такого великого табиина.

Но с другой стороны, это не дает нам права поступать так, ибо иджтиhад даже такого имама сам по себе не есть аргумент, этот иджтиhад должен иметь хоть какую-то ссылку на Коран и сунну, или хотя-бы на понимание сахабов, и неизвестно, чтобы кто-то из сахабов делал подобное, а лучший путь, путь пророка ﷺ, и данная ошибка имама Абу Бакра ибн ‘Ийяш не дает права могилопоклонникам оправдывать свой ширк!

 

Гл. 8
Имам Ахмад укреплял хадис Ибн ‘Аббаса и практиковал его

• Сказал имам Ахмад, как это от него передал его сын ‘Абдуллаh:

حججت خمس حجج، فضللت الطريق، وكنت ماشيًا، فجعلت أقول: يا عباد الله دلوني على الطريق، فلم أزل أقول ذلك حتى وقفت على الطريق

Я совершил хадж пять раз. Я был пешком, и когда я заблудился в дороге, я начал говорить: «О рабы Аллаhа, укажите мне дорогу! Я продолжал говорить, пока не нашел дорогу»

  Screenshot:

ahmad praktikuet dannyj hadis 640x267 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

Вот здесь прямое свидетельство к тому, что Ахмад ибн Ханбаль, да будет доволен им Аллаh, верил в этот хадис, удостоверял его и практиковал.

Появляются некоторые шейхи, заявляющие, что Ахмад не к ангелам взывал здесь! Эти люди не принимают очевидное, следуют за непонятным, оставляя понятное.

Имам Ибн Муфлих у себя в аль-Адаб назвал главу таким образом: ««Что нужно говорить, если сбежало верховое животное или сбился (человек) с дороги», и в доказательство он привел тот-же случай с имамом Ахмадом:

ibn muflih i prktika ahmada hadisa ob angelah 640x460 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

И как так получается, хафиз Ибн Муфлих упоминает случай Ахмада именно в главе об обращении к присутствующим ангелам?

• Далее шейх аль-Альбани подтверждает тоже самое, сказав: 

ويبدو أن حديث ابن عباس الذي حسنه الحافظ كان الإمام أحمد يقويه ، لأنه قد عمل به

«Кажется, что хадис, который удостоверил Ибн Хаджар, укреплял имам Ахмад, ибо он практиковал его».

  Screenshot:

ahmad ukrepljal hadis ob angelah 640x226 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

Салих али аш-Шейх, когда разбирал данный хадис, подтвердил его именно сообщением ‘Абдуллы, который передал слова своего отца Ахмада, где он рассказывает как он практиковал это. Т.е Салиха али аш-Шейх утверждает, что Ахмад практиковал именно данный хадис.

  Screenshot:

salih ali shejh i hadis ob angelah 1 640x372 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

Приведенного достаточно для разумных!

 

Гл.9
Ибн ас-Сунни подтверждает матн хадиса Ибн Мас’уда

Имам Абу Бакр Ибн ас-Сунни, ученик имама ан-Насаи, в своей работе по молитвам » ‘Амалу аль-Аум уа-Ллейля (Дела/поминания дня и ночи)» так назвал главу: «Что говорить (делать), когда вырвалось животное»… и привел слабый хадис Ибн Мас’уда, подтверждая достоверность его матна. Если бы это было ширком, то он его ни за что бы не привели в книге «Поминания дня и ночи», еще призывая следовать этому хадису, назвав главу соответствующе!

 Screenshot:

ibn sunni i hadis angelov 640x192 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

 

Гл.10
Ат-Табарани подтверждает матн хадиса Ибн ‘Аббаса

Кода ат-Табарани привел этот хадис, а именно слабую версию ‘Утбы, он сказал:

وَقَدْ جُرِّبَ ذَلِكَ
И это проверенное дело

 Screenshot:

at tabarani podtverzhdaet hadis utby ibn gazvana 640x285 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

Если бы это было ширком, тогда почему такой выдающийся имам ислама, как ат-Табарани, говорит такое о явном ширке? Что значит «и это проверено»? Т.е: оно работает.

Здесь выражение убеждения имам ат-Табарани. 

Сам ат-Табарани является учеником Абдуллы, сына Ахмада, и он взял это от него. Это говорит о том, что имам ат-Табарани, который являлся современником ат-Табари, ан-Насаи и других, одобрял матн хадиса, даже если иснад слабый.

Сам ат-Табарани является имамом сунны, автор книги «Сунна», где он разоблачает джахмитов. Имам аз-Захаби сказал о нем: «Имам, аль-хафиз, сикъа, странствующий, мухаддис ислама, выдающийся из долгоживущих». 

Ат-Табарани прожил ровно 100 лет.

 

Гл.11
Аль-Байhакъи подтверждает матн хадиса Ибн ‘Аббаса

• Также имам аль-Байхаки, когда привел версию Ибн ‘Аббаса у себя в «Аль-Адаб», сказал:

هذا موقوف على ابن عباس، مستعمل عند الصالحين من أهل العلم لوجود صدقة عندهم فيما جربوا

«Это хадис маукъуф Ибн ‘Аббаса, и его практикуют праведники из числа обладателей знания, так как они верят в то, что практикуют»
– См. «Аль-Адаб», стр. 259.

 Screenshot:

bajhaki i angely 640x331 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

Спрашиваются: что за праведники такие, еще и знаниями обладающие, практикующие ширк?!

 

Гл.12
Абу Мухаммад Ибн Аби аль-Юср практикует хадис Ибн Мас’уда

Учитель имама ан-Науауи, практикует этот хадис. Так пишет ан-Науауи в шахе на «Муhаззаб»:

وَحَكَى لِي شَيْخُنَا أَبُو مُحَمَّدِ بْنُ أَبِي الْيُسْرِ رَحِمَهُ اللَّهُ أَنَّهُ جَرَّبَهُ فَقَالَ فِي بَغْلَةٍ انْفَلَتَتْ فَوَقَفَتْ فِي الْحَالِ

«Мне рассказал наш шейх Абу Мухаммад Ибн Аби аль-Юср, да помилует его Аллаh, что он проверил этот (хадис) на своем муле, который сорвался от своих пут, как он тут же остановился».

 Screenshot:

abu muhammad ibn abi al jusr i angely 640x151 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

 

Гл.13
Имам ан-Науауи подтверждает и практикует хадис Ибн Мас’уда

• Сказал шейхуль-ислям ан-Науауи:

حكى لي بعض شيوخنا الكبار في العلم أنه أفلتت له دابّة -أظنُّها بغلة- وكان يَعرفُ هذا الحديث، فقاله، فحبسَها الله عليهم في الحال، وكنتُ أنا مرّةً مع جماعة، فانفلتت منها بهيمةٌ وعجزوا عنها، فقلتُه، فوقفت في الحال بغيرِ سببٍ سوى هذا الكلام

«Некоторые мои большие знаниями шейхи рассказали мне, что их верховое животное, я думаю мул, убежало от них, и они знали этот хадис, и тогда он произнес его (т.е текст в хадисе), и тогда Аллаh в миг остановил это животное. 

Так и я, однажды был в кругу, когда убежало верховое животное, и они не смогли его остановить, тогда я произнес это, как в миг оно остановилось без всякой причины, помимо эти слов». 
≡ См. «аль-Азкар», стр. 224.

 Screenshot:

an navavi praktikuet hadis ob angelah 640x261 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

Кто-то может привести слова имама аш-Шаукани на это: «Практикой кого-либо не устанавливается сунна».

Я скажу: здесь имам аш-Шаукани совершенно прав, но разве мы говорим о сунне? Мы говорим о дозволенности этой просьбы, а не о том, что она сунна.

Не все что не сунна, оно плохо. Сколько вещей есть в фикхе не сунна, но оно желательное действие. К примеру: гъусль в день праздника, нет никакого достоверного хадиса на этот счет, или омовение в жару, или совокупления перед выходом на джуму’а и т.д.

 

Гл.14
Ибн Теймийи подтверждает хадис Ибн Мас’уда

У шейхуль-исляма есть книга, называется «аль-Калим ат-Тайиб» (Хорошие слова), где он приводит 253 хороших слова, а вернее 253 хороших, по его мнению, сообщений/преданий.

Также под «хорошим словом» в исламе подразумевают хорошее дело.

Так вот, хорошее слово, по мнению шейхуль-исляма, под номером 177 в его книге, это даже не хадис Ибн ‘Аббаса, а хадис Ибн Мас’уда, он приводит его в качестве хорошего наставления. Еще и главу называет соответствующим образом:

ibn tejmij i ingely 640x323 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

Спрашивается, с чего это деяние ширка помещает в свою книгу «Хорошее слово», посвящает ему целую главу, заблуждая людей?!

А дело в здесь не в Ибн Теймийи, а в тех невежественных интернет гопников, которые прикрываются Ибн Теймийей!

Они могут сказать: «Не понятно, для чего это Ибн Теймийя привел в этой книге». Я скажу: что это сама суть невежества! Ведь книгу свою Ибн Теймийя назвал «Хорошее слово», и обязался приводить все хорошее в ней, которое на его взгляд хорошее! 

 

Гл.15
Ибн аль-Къайим подтверждает хадис Ибн Мас’уда

Тоже самое сделал Ибн аль-Къайим у себя в «аль-Уабиль ас-Сейиб» на стр. 124

ibn kajim i angely 640x335 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

Это можно объяснить словами самого Ибн Теймийи:

وَأَمَّا مَا لَا يَقْدِرُ عَلَيْهِ إلَّا اللَّهُ ؛ فَلَا يُطْلَبُ إلَّا مِنْ اللَّهِ «

«А что касается того, что может предоставить лишь Аллаh, то нельзя этого просить кроме как у Аллаhа».
См. «Маджму’у аль-Фатауа» 1/103.

Также говорит: 

فَأَمَّا مَا لَا يَقْدِرُ عَلَيْهِ إلَّا اللَّهُ تَعَالَى ، فَلَا يَجُوزُ أَنْ يُطْلَبَ إلَّا مِنْ اللَّهِ سُبْحَانَهُ ، لَا يُطْلَبُ ذَلِكَ لَا مِنْ الْمَلَائِكَةِ ، وَلَا مِنْ الْأَنْبِيَاءِ ، وَلَا مِنْ غَيْرِهِمْ

 «А что касается того, на что способен лишь Аллаh, то не дозволяется просить это, кроме как у Всевышнего Аллаhа. Не требуется это, ни от Ангелов, ни от пророков, ни от кого либо».
См. «Маджму’у аль-Фатауа» 1/329

Когда шейхуль-ислям Ибн Теймийя говорит о ширке взывания к ангелам, он говорит в общем, в целом, как общий хукм, и никто с этим не спорит, но в данном случае он упомянул причину ширка — взывания к ангелам в том, в чем силен лишь Создатель, и это понятно лишь разумному, обладающему уравновешенной психикой и здоровым сознанием.

Чаще всего Ибн Теймийя называет взывание к ангелам ширком, когда речь заходит о заступничестве или их обожествлении, взывая к ним на расстоянии и моля их, безусловно, все это ширк. Но разве наша тема об этом?!

 

Гл.16
Ибн Муфлих подтверждает хадис Ибн Мас’уда

• Имам Ибн Муфлих, ученик Ибн Теймийи, в своей главной работе «аль-Адаб аш-Шар’ийя» называет главу следующим образом: «Что нужно говорить, если сбежало верховое животное или сбился (человек) с дороги», и привел слабый хадис Ибн Мас’уда, не хадис Ибн ‘Аббаса, что указывает на его веру в сам матн хадиса.
– См. «аль-Адаб аш-Шар’ийя» 1/322 (1/429)

 Screenshot:

ibn muflih odobrjaet hadis ob angelah 640x209 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

Обращаю ваше внимание, что книга, в которой имам Ибн Муфлих привел данный хадис, называется «Исламская дисциплина», и именно в подобной книге Ибн Муфлих упоминает, что делать при таких обстоятельствах.

 

Гл.17
Хафиз Аль-Хайсами удостоверяет хадис Ибн ‘Аббаса

•  Аль-хафиз Абу аль-Хасан аль-Хайсами сказал относительно иснада этого сообщения: «Все его передатчики заслуживают доверия».
≡ См.
«Маджма’у аз-Зауаид» 10/132.

 Screenshot:

hajsami i dua angelam 640x552 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

Обращаю ваше внимание: хафиз аль-Хайсами не только удостоверяет иснад хадиса, но еще признает его матн, назвав главу следующим образом: «Что говорить, когда животное вырвалось…»

 

Гл.18
Хафиз Ибн Хаджар удостоверяет хадис Ибн ‘Аббаса

•  Аль-хафиз Ибн ‘Аллян удостоверил его, и передал слова аль-Хафиза Ибн Хаджара относительно хадиса Ибн ‘Аббаса: «Это хадис хасан, он очень редкий».
≡ См. «Шарх азкар» Ибн ‘Алляна 5/151

 Screenshot:

ibn hadzhar udostoverchet hadis angelov.jpg 640x221 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

 

Гл.19
Аль-‘Айни подтверждает хадис Ибн Мас’уда

Хафиз Бадруддин аль-‘Айни, известный толкователь сахих аль-Бухари «‘Умдатуль-Къари», в своем шархе под названием «Аль-‘Алям аль-hайиб», в которой он сделал шарх на книгу шейхуль-исляма Ибн Теймийи «Аль-Калим ат-Тейиб», где Ибн Теймия привел хадис Ибн Мас’уда, полностью соглашается с шейхуль-ислямом, добавив некоторые примечания. Затем он упомянул случай имама ан-Науауи, который практиковал этот хадис.

  Screenshot:

ajni i hadis ibn masuda ob angelah 480x640 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

 

Гл.20
Ибн аль-Джазари подтверждает хадис Ибн Мас’уда

Имам къираатов, Шамсуддин Абу Бакр Ибн аль-Джазари в своей книге азкаров «Аль-Хисн аль-Хасин» упоминает: «И когда вырвется животное, пусть воззовет: «О рабы Аллаhа! Помогите!»».

  Screenshot:

al dzhazari i vzyvanie k angelam 640x296 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

 

Гл.21
Ас-Сахауи удостоверяет хадис Ибн ‘Аббаса

Его также удостоверил аль-Хафиз ас-Сахауи (сподвижник Ибн Хаджара) в своей книге «Ибтиhадж би-Азкари аль-Мусафир аль-Хадж», как это сказал шейх аль-Альбани в «Сильсиля»:

  Screenshot:

sahaui i hadis ob angelah 640x303 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

 

Гл.22
Аль-Мунауи подтверждает эти хадисы

Аль-Хафиз аль-Манауи (говорят и аль-Мунауи) в своем шархе «Фатх аль-Къадир» на «аль-Джами’ ас-Сагъир» сказал:

فإذا قال ذلك بنية صادقة وتوجه تام حصل المراد بعون الجواد

«И если он скажет это с искренним намерением, то с помощью щедрого (Аллаhа) случится требуемое…».

  Screenshot:

munaui i vzyvanie k angelam 640x511 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

 

Гл.23
Аш-Шаукани подтверждает матн хадиса ‘Утбы и Ибн ‘Аббаса

• Имам аш-Шаукани у себя в «Тухфату аз-Закирин», после того как привел версию ‘Утбы и Ибн ‘Аббаса, а затем практику ан-Науауи по этому поводу, сказал: «В хадисе доказательство на дозволенность просить помощь от того, кого человек не видит, от праведных рабов, как ангелы и праведные джинны, и нет в этом никаких проблем, как и дозволено человеку обещаться к другому человеку в тот момент, когда его животное споткнулось или вырвалось».
≡ См. «Тухфату аз-Закирин» стр: 264 (хадис: 281, 282).

  Screenshot:

shaukani i hadis ob angelah 640x374 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

 

Гл.24
Сыддик Хасан Хан подтверждает и практикует матн хадиса Ибн Мас‘уда

•  ‘Алляма Сыддикъ Хасан Хан в своей книге «Гузель аль-Абрар» привел хадис Ибн Мас’уда, затем подкрепил его практикой ан-Науауи по данному хадису, а затем и сам практиковал его, сказав: «Со мной тоже случилось подобное. Когда я был в пути из Каннаудж в Бхопал, наша лошадь вырвалась, и они не смогли удержать ее, и тогда  произнес эти слова, а я знал об этом (хадисе из книги) «Аль-Хисн аль-Хасин», и тогда Всевышний сразу остановил это животное».

  Screenshot:

siddik i angely1 640x344 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

siddik i angely 2 640x270 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

 

Гл.25
Сулейман, внук шейха Мухаммада, подтверждают матн хадиса Ибн Мас’уда

Почему я сказал именно «матн» этого хадиса? Дело в том, что недждийкие имамы специалисты по акиде, но их знания в области хадисов и риджаль не самые высокие. Мнение мухаддисов по поводу иснадов я уже привел, и после них никто ничего нового нам никогда не скажет. 

Но я хочу вам показать, матн хадиса противоречит таухиду, или нет? Вот тут как раз нужно мнение специалистов по акиде.

Хотя, достаточно было-бы Ахмада и других приведенных имамов, но сегодняшняя молодёжь отбросила сторону ранних имамов и признает именно недждийцев.

• Комментируя слабый хадис Ибн Мас’уда, Сулейман сказал: «Даже если допустить его достоверность, от нет в нем доказательства  (на дозволенность истигъасы)».
≡ См. «Тайсир аль-‘азиз аль-хамид» 1/203.

 Screenshot:

sulejman nedzhdi o hadise angelah 640x456 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

Кстати, он говорит о слабом хадисе Ибн Мас’уда, а не о достоверном хадисе Ибн ‘Аббаса, но в любом случае матн обоих сообщений он не отрицает.

 

Гл.26
Аба-Бутейн, подтверждает матн хадиса Ибн Мас’уда

Еше говорят «Аба-Батейн».

• В своей книге «Таъсис», опровергая могилопоклонников, послабляя данный хадис (не версию Ибн ‘Аббаса), он сказал: «Его смысл: у Аллаhа есть рабы, которых мы не знаем, никто не знает его Войска кроме Него, и Аллаh поручил им это дело. Это говорит о том, что те, к которым поручено обратиться, живы и слышат того, кто обращается к ним. Аллаh дал им (т.е ангелам) такую возможность. И поэтому, взывающий к ним, взывает к тому, кто слышит его и способен на это (т.е на помощь). Согласно хадису: «Поистине, у Аллаh есть присутствующие рабы, и они удержать это (верховое животное).

И это подобно тому, когда человек обращается к своим товарищам во время сафара, чтобы они удержали/вернули его верховое животное, освободившееся от своих пут».
≡ См. Таъсис ат-Такъдис» стр. 135.

 Screenshot:

abu batin i angely 640x408 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

Кстати, он говорит о хадисе Ибн Мас’уда, а не Ибн ‘Аббаса, но в любом случае матн обоих сообщений он не отрицает.

 

Гл.27
Хамад али Ма’мар, подтверждает матн хадиса Ибн Мас’уда

•  Говорит Хамад, да помилует его Аллаh, разоблачая могилопоклонников (перевод не мой, но он правильный): «Даже если допустить достоверность этого хадиса, в нем нет указания на зов к мертвому или отсутствующему, хадис пришел молитвах в сафаре. Смысл хадиса в том, что когда у человека животное вырвалось из своих пут, и он не может его догнать, Всевышний дает (силу) некоторым своим праведным рабам, ангелам или джинам, или тому из Его войска, кроме Него которого никто не знает их.

Пророк  ﷺ сообщил, что у Аллаhа есть рабы, которым он поручил это (дело), и если вырвется животное, и ее хозяин воззовет так, как повелел пророк ﷺ в данном хадисе, то они (т.е ангелы или джинны) остановят его животное. Эти рабы Аллаhа (т.е ангелы и джинны) живые, и Всевышний наделил их такой способностью также, как наделил человека, и он, в таком случае, обращается к тому, кто слышит и помогает ему, подобно тому, как взывают его спутники из числа людей, когда бывают вместе с ним, так где же тут просьба о помощи обитателей могил?!
См. «Ан-Нубза аш-Шарифа» стр. 79

Но скрины от меня:

hamad ali mamar i angly 1 640x225 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

hamad ali mamar i angly 2 640x338 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

 

Эти имамы послабляли иснад хадиса Ибн Мас’уда и ‘Утбы, но не послабляли матн. О достоверности иснада Ибн ‘Аббаса мы уже говорили в главе 6.

 

Гл.28
Сулейман Ибн Сахман, подтверждает матн хадиса Ибн Мас’уда

• Говорит ‘алляма Сулейман ибн Сахман, опровергая могилопоклонников: «Даже если допустить достоверность этого сообщения, то он ничего не дает, кроме обращения  к живому, как просьба Зейда к ‘Амру, к примеру, удержать или вернуть его верховое животное, или принести ему питье или еду, и тому подобное, и это то, в чем нет хиляфа… И какое это имеет отношение к взыванию к обитателям могил?! В хадисе ничего, кроме взывания живых к живым в том, на что они способны, нет, и м не отрицаем это!»

≡ См. Ас-Сауа’икъ аль-Мурсаля». 1/196

  Screenshot:

ibn sahman i angely 640x223 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

 

Также говорит: 

إن عباد الله المذكورين ليسوا بغائبين، وعدم رؤيتهم لا يستلزم غيبتهم، فإنا لا نرى الحفظة، ومع ذلك فهم حاضرون، ولا نرى الجن ومع ذلك فهم حاضرون، وكذلك الشياطين والهواء ونحو ذلك

«Упомянутые (в хадисе) рабы Аллаhа отсутствуют, и тот факт, что их не видно, не отрицает их наличие. Мы также не видим хранителей (писарей), но вместе с этим они существуют. Мы не видим бесов, но вместе с этим они существуют. Точно также дьявол, воздух и тому подобное. 
– См. «Кашфу аль-Гъаяhиб» Стр. 325.

 

Гл. 29
Махмуд аль-Алюси подтверждает матн хадиса Ибн Мас‘уда

Махмуд Шукра аль-Алюси пишет, разоблачая могилопоклонников: «То, что дает этот хадис, это обращение к присутствующему, как обращение Зейда к ‘Умару,к  примеру, удержать или вернуть его животное, или принести ему еду и питье, и нет никаких споров в этом». 

  Screenshot:

mahmud aljusi i vzyvanie k angelam 640x295 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

 

Гл. 30
Ну’ман аль-Алюси признает хадис ‘Утбы

• Говорит аль-Алюси, когда привел хадис ‘Утбы: «Хадисов о подобном много, и кто встретил их, поймет, что Всевышний Аллаh своих рабам на земле сделал спасателями, к которым обращаются люди, и нет запрета в этом, ни в шариате, ни в разуме (или: это не противоречит, ни шариату, ни логике), ибо все это по воле Аллаhа…»

   Screenshot:

numan al aljusi priznaet hadis utby 640x297 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

 

Гл. 31
Шамсуддин аль-Афгъани признает матн этих хадисов

• Шамсуддин аль-Авгани, делая опровержение могилопоклонникам, пишет следующее:

فهو أن القبورية في الاستدلال على مثل هذه الأحاديث — بعد تسليم صحتها — محرفون للكلم عن مواضعه؛ لأن مثل هذه الأحاديث لا علاقة لها بالاستغاثة بالأحياء الغائبين  ولا صلة لها بطلب المدد من الأموات عند الكربات، والاستنجاد بالمقبورين * بل غاية ما فيها أنها تدل على جواز الطلب من الحي الحاضر فيما يقدر علي

«Затем къубуриты (могилопоклонники), приводя подобные хадисы (об обращении к ангелам), если даже допустить их достоверность (а они достоверны — от ред.), искажают слова, так как эти хадисы (т.е об обращении к присутствующим ангелам) не имеют никакого отноешния к истигъасе (взыванию) к живым отсутствующим, и также нет никакой связи (этих хадисов) с просьбой о помощи к покойникам при горе… максимум что в них есть, это просьба к живым присутствующим в том, в чем они способны (помочь)». 

   Screenshot:

shamsuddin al avgani o vzyvanii k angeam 640x379 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

 

Гл. 32
Шейх аль-Альбани удостоверяет хадис Ибн ‘Аббаса

•  Шейх аль-Альбани, комментируя мнение двух хафизов: Ибн Хаджара и ас-Сахави, сказал: «Да, этот иснад хасан, как они сказали».
≡ См. «ас-Сильсиля ад-Да’ифа» 2/111.

  Screenshot:

al albani i hadis ob angelah 640x247 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

 

Гл. 33
Салих али аш-Шейх подтверждает матн хадиса У’тбы и Ибн ‘Аббаса

•  Нашел эти слова шейха и хотел перевести, но затем обнаружил, что оказывается уже перевели, поэтому, перевод не мой, но он правильный:

بل إنه صريح في أن من يخاطبه ضالُّ الطريق هم: الملائكة ، وهم يسمعون مخاطبته لهم ، ويقدرون على الإجابة بإذن ربهم ؛ لأنهم أحياء ممكَّنون من دلالة الضال، فهم عباد لله ، أحياء يسمعون ، ويجيبون بما أقدرهم عليه ربهم ، وهو إرشاد ضالي الطريق في الفلاة».

«Хадис очевидный относительно тех, кого попросил заблудившийся в пути, что это ангелы, и они слышат обращения к ним, способны ответить с дозволения их Господа. Ведь они живые, способны указать на путь заблудившемуся, и они рабы Аллаха, живые, слышат, отвечают на то, на что им дал возможность их Господь, а это указание заблудившимся по пути в пустыне… этот асар на шариатских основах, он не противоречит текстам Корана и пророческим хадисам».
См. «Таковы наши мировоззрения» стр. 56

Но скрин из его книги от меня:

salih ali shejh i hadis ob angelah - 557. Обращение к присутствующим ангелам

 

Гл. 34
Ответы на мелкие шубухаты

Шубха №1. Салих аль-Фаузан называет это ширком?

Распространяют от него, якобы он называл это ширком. Это ложь! Шейх аль-Фаузан говорит то-же, что говорим мы. Он называл ширком взывание к отсутствующим ангелам, а не просьба к присутствующим, упомянутым в асаре Ибн ‘Аббаса.

Вот к пример в этом ролике:

 

Есть еще одно видео, где шейх говорит о асаре, что он из ряда «муташабиh», на самом деле это не так, ведь ряд выдающихся имамов, которые более авторитетней шейха аль-Фаузана не посчитали его муташабих. Имамы этой уммы практиковали его, поэтому, мнение шейха аль-Фаузана не выдерживает критики.

 

Шубха №2. ‘Абд аль-‘Азиз ар-Раджихи называет это ширком?

От него тоже распространяют подобное, но и это ложь, шейх говорит об отсутствующих ангелах, а не о тех, которые были упомянуты в асаре Ибн ‘Аббаса. В любом случае приведенных имамов достаточно!

 

Шубха №3. Ибн Баз называет это ширком?

Я приведу саму фетву в оригинале из его книги «Маджму’у аль-Фатауа» том 7, а затем его перевод.

Ключевые моменты я выделил на скрине и переводе: 

ibn baz i angely 1 640x477 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

 

Приведу перевод мурджиитов, и он правильный:

Вопрос: «Шариатское положение взывать (просить) к Ангелам. Среде простолюдинов распространено, когда один из них ложась спать говорит: «О ангел хранитель! Разбуди меня в такое-то время или к такому-то времени». (Дозволено ли такое?)

•  Шейх отвечает:

«Такое не дозволено, даже это является одним из видов большого многобожия, потому что это мольба, обращённая не к Аллаху, к отсутствующему. Эта просьба (мольба, обращение) похоже на просьбу того, кто обращается к джинам или идолам, к мёртвым, (такой) попадает под общие слова Всевышнего Аллаха: «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом». Коран 72:18. Также (сказано): «Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение.
Никто не поведает тебе так, как Ведающий». Коран 35:13-14. И Всевышний Аллах назвал взывание кому-либо помимо Него, таким как к мёртвым, идолам, джинам, ангелам — (большим) многобожием. Всевышний сказал: «Мужи из числа людей искали покровительства мужей из числа джиннов, но они только увеличивали в них страх (или беззаконие)». Коран 72:6. Также Всевышний сказал: «У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счёт хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют». Коран 23:117 Назвав взывающих помимо Него к другим — неверными, эти (аяты) включают всех взывающих помимо Аллаха другим, таким как к мёртвым или идолам или джинам или ангелам, не делая ни кому исключения, за исключением живого, присутствующего, способного помочь, как сказал Аллах в истории, которая произошла с Мусой (мир ему): «Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов». Коран 28:15 Из слов, которые являются (большим) многобожием, употребляемые некоторыми людьми: «о джин такой-то, возьми его (расправься с ним)», «о «хищники», схватите его», или слова: «о джины «полудня», схватите его», или: «о джин такого-то племени», или: «о джин такого-то города» — всё это является проявлением большого многобожия, просьба помимо Аллаха у того, кто отсутствует»

Я скажу: как ты увидел сам, дорогой читатель, Ибн Баз говорит о взывании к отсутствующим ангелам. Сам же Ибн Баз в этом ответе добавил: «за исключением живого, присутствующего, способного помочь» и подкрепил очень уместным аятом: «Тот, кто был из числа его сторонников, попросил (глагол: истагаъаса) его помочь ему против того, кто был из числа его врагов»». А это ровно то, что говорим мы.

Да и как может Ибн Баз идти против того, в чем нет хиляфа?! 

• Говорит Ибн Сахман: «… это то, в чем нет хиляфа». 
– См. Ас-Сауа’икъ аль-Мурсаля». 1/196

В другом месте говорит: «…и никто этого не отрицает».

Даже предводитель современных мурджитов, ‘Абд аль-‘Азиз ар-Райис, хоть и послабляет иснад хадис Ибн ‘Аббаса (это никому не навредит) но соглашается с матном хадиса.

 

Шубха №4Непонятно, к кому именно взывал Ахмад. Там не сказано, что это были именно ангелы.

• Ответ: на эут шубху мы уже ответили в главе №8.

 

Шубха №5: Необязательно, чтобы в этот момент никого не было. Ведь слова: «О рабы Аллаhа, помогите!» Можно говорить в людном месте.

• Ответ: к чему только не приведет такфиритский маразм. В хадисе ведь сказано: «Когда кто-то из вас заблудится». А в другом месте: «В пустыне».

Аль-Хафиз аль-Манауи (говорят и аль-Мунауи) в своем шархе на «аль-Джами’ ас-Сагъир» сказал, комментируя эти сообщение: «Здесь имеется ввиду, когда человек в пустыне, где нет никого из людей, как на это указывает риваят.

 

Шубха №6: Нет, это сомнительно для меня.

• Ответ: Сомнительно для тебя, и не сомнительно для имамов этой общины!

 

Шубха №7: Я все равно буду взывать к Аллаhу!

• Ответ: А кто-то говорить не взывать к Аллаhу?

 

Шубха №8: Коран и Сунна призывают взывать лишь к одному Аллаhу. Всевышний сказал: «Не взывай на ряду с Аллаhом ни к кому».

• Ответ: Этот аят, и другие аяты, и вообще Коран и Сунна, нигде не сообщает нам, что запрещено обратиться к присутствующему, этого быть не может, иначе полный абсурд получается!

Приведенный аят касается тех, кто делает кого-то посредником между Аллаhом, в чем единогласна община Мухаммада, мир ему и благословение! 

Я приеду лишь некоторые:

Говорит Всевышний в суре ат-Тауба:

Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. 

Здесь глагол: «истаджара» это синоним «истагъаса» просить о помощи. Суть не в том, что этот мушрик попросил помощи у пророка, мир ему и благословение, он итак мушрик, а в том, что Всевышний повелел ему дать эту помощь, используя тот-же глагол.

Спрашивается: если любая просьба не к Аллаhу ширк, тогда почему пророк, мир ему и благословение, соглашается на этот вид ширка и оказывает ему помощь!?

Или хадис Раби’а бин Малика, которому пророк, мир ему и благословение, сказал:

«Спрашивай». Тот сказал: «Хочу сопровождать тебя в раю». Тогда пророк, мир ему и благословение сказал: «Тогда помоги мне собой, делая много земных поклонов (т.е доп. молитв).

Спрашивается: почему пророк, мир ему и благословение, повелел сподвижника просить рай не у Аллаhа, а у самого себя, у творения? Разве Всевышний не сказал: «И не взывай наряду с Аллаhом ни к кому» ?

И почему пророк, мир ему и благословение, сам попросил у него помощи, вместо того, чтобы попросить помощи в этом у Творца? 

А как же хадис Абу Хурайры в сахих Муслим:

«Аллаh будет помогать рабу, пока тот помогает своему брату». 

Спрашивается: зачем пророк, мир ему и благословение, побуждает ждать помощи от брата, если надо просить помощи лишь у Аллаhа?

А как же слова пророка, мир ему и благословение:

«Я спросил Джибриля об этих аятах». 

Вот здесь пророк, мир ему и благословение, вместо того что бы попросить Аллаhа, просит ангелов.

А как же тот случай, когда пророк, мир ему и благословение Аллаhа, попросил убежища у Мут’има Ибн ‘Ади, мушрика, вместо того, чтобы воззвать к Аллаhу?

Также имам Абу Бакр аль-Хазими аль-Хамзани в «аль-и’тибар» пишет: Затем он, мир ему, спустя два года после битвы Бадра в битве Хайбар сам воспользовался помощью Иудеев из племени Бану Къайна’. Также в в восьмом году в битве Хунейн воспользовался помощью Сафуана бин Умейи, вместе с тем, что он (Сафуан) многобожник…»

Опять пророк, мир ему, обратился за помощью к мушрикам, а не к мусульманам!

Таких примеров можно приводить сотни и сотни! 

 

Шубха №9: Этот асар как зикр приводится, не более.

• Ответ: Честно сказать, это странная аргументация! В асаре прямо сказано: «О рабы Аллаhа, укажите дорогу». В другой версии: «Удержите мое животное», так где это зикр?! Это самое настоящее обращение к присутствующему!

 

Шубха №10: Я не отрицаю этот факт, но здесь надо учитывать масляха и мафсада. Доводом является слова Му’аза, Абу Хурайры и Малика.

• Ответ: это, пожалуй, единственный аргумент, который можно было-бы принять, и отчасти он уместно приведен, если бы не одно но, о котором я поговорю по пунктам:

Во-первых: я согласен, что изначально подобные темы лучше поднимать в специальных, сведущих кругах, но в моем случае спадает это исключение, так как такфириты сеют смуту вокруг этой темы, и тут я должен был разоблачить шубху.

Во-вторых: что касается слов Абу Хурайры, то это слова, что он одну часть знания открыл людям, а другую не открыл, это можно разоблачить словами же самого Абу Хурайры, сказавшего: «Если бы не аят, я бы не передавал столько хадисов» (прим. смылс). Затем привел аят суры «Коровы»: 

Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие,

Внешне кажется противоречие, сначала Абу Хурайра боится что-то скрыть, а затем сам же скрывает. На самом деле нет никакого противоречия. Ибн Хаджар в «аль-Фатх» объясняет, что ахкамы шариата, т.е харам/халяль, Абу Хурайра не скрыл, а скрыл он некоторые пророчества о событиях и происшествиях, которые должны были произойти в ближайшем будущем. Говорят, что он знал о предстоящей фитне среди сахабов, и делал дуа, чтобы не дожил до этого дня.

В-третьих: что касается хадиса Му’аза, где сказано, что в рай войдет каждый, кто засвидетельствовал о единобожии, войдет в рай. Пророк, мир ему и благословение, велел Му’азу пока не рассказывать об этом людям, опасаясь, что люди оставят дела.

Тут тоже несколько ответов. Ответ первый: это было в начале исляма, когда не был ислам распространен, трудов с разборами и тонкостями также не были написаны, и это не подобно нашему положению.

Ответ второй: но разве в итоге Му’аз не рассказал? В итоге то он ведь рассказал, когда пришло время, так зачем руководствоваться тем, первым случаем, оставляя второй случай, отменяющий первый?

В-третьих: что касается Малика, что он не любил затрагивать вопросы атрибутов перед всеми, то это касается его иджтихада его местности. Он лучше знал, как преподавать у себя в Медине. Ведь Язид ибн Харун, о котором говорят, что в хифзе он опередил Малика, говорил о акиде, опровергая джахмитов.

У Малика в Медине вообще не было джахмитов, и не было нужды затрагивать такие вопросы, которые затрагивал Язид ибн Харун, Фудейль Ибн ‘Ийяд, Сулейман ат-Тейми, Исхакъ ибн Рахавейхи, Ахмад, Ибн Уейна и другие, так как на их землях джахмиты распространились.

Повторюсь: при рудудах используется то, что не используется в проповедях, лекциях и тому подобном.

В-четвертых:  то, что сводит на ноль аргументы тех, кто твердит о масляха, правило: нельзя рассказывать невеждам то, что они не поймут, но если разъяснить, то нет проблем.

Суть: если объяснить так, чтобы невежда понял, то здесь уже запрещается скрывать эти знания!

Сам Абу Хурайры передатчик хадиса, который передал от него по цепочке Ахмад и Абу Дауд:

من سئل عن علم وكتمه ، ألجمه الله بلجام من نار يوم القيامة

Тот, кого спросили о знаниях а он скрыл их, Аллаh наденет на него огненную уздечку в судный день 

 

Шубха №11: ‘АбдуЛлаh ибн аль-Мубарака.

Однажды Ибн аль-Мубарак заблудился в сафаре, и до него дошел хабар, что если при таком случае сказать: «О Рабы Аллаhа, помогите», ему помогут», и он захотел найти иснад этого сообщения, но так и не нашел, и не стал взывать с этими словами.

Имам аль-Харави, комментария этот случай сказал:

فلم يستجز لأن يدعو بدعاء لا يرى إسناده

«Он не позволил себе взывать мольбой, под которой не находил иснада».
См. «Замму аль-Калям». 3/110. Сообщение 206.

Суть в том, что Ибн аль-Мубарак искал иснад для претворения данной мольбы, если нашел бы, то претворял бы. Он знал о матне, но не знал о иснаде, и чтобы претворить матн, осталось найти лишь иснад. Единственное что его удержало такого взывания, это отсутствие иснада у него, а не противоречие матна Корану и Сунне.

Отсюда вопрос всем такфиритам: если-бы матн содержал ширк, зачем тогда искать иснад?! Если бы он нашел иснад, значит он претворял бы этот ширк?

И потом, если он иснад не встретил, это же не значит, что его никто не встретил. Вот имам Ахмад, ученик Ибн аль-Мубарака, встретил иснад. Также его встретил Абу Я’ля, аль-Баззар, ат-Табарани, аль-Байхаки и другие хуффазы!

Также встретили сверстники Ибн аль-Мубарака, как Хатим, Минджаб, Джа’фар бин Муса и другие имамы! 

Те, кто был до Ибн аль-Мубарка, как Усама и Абан, да помилует их всех Аллаh, тоже встретил, и незнание Ибн аль-Мубараком этого иснада нисколько не вредит этому хадису!

Шубха №12: Шейх ас-Синди называет это ширком.

Во-первых: неважно какого мнения уважаемый современный шейх, если мы уже привели столько имамов хуффазов.

Во-вторых: такфириты, которые ссылаются на шейха ас-Синди, как всегда сделали тадлис, ибо шейх ас-Синди, говоря о ширке, исключил данный вид ангелов и обращение к ним, сказав: «И эти хадисы на данную тему, если они достоверны (а они достоверны — от ред.), являются исключением, ведь в них (упоминается) зов к живому присутствующему, которые может (выполнить)…

В них (упоминается) взывание к конкретным, а это группа ангелов, джинов и другое войско Аллаhа.

В них (упоминается) обращение к присутствующему, слышащему, и это логично в сути призыва (обращения)…».

   Screenshot:

sindi i vzyvanie k angelam 640x270 - 557. Обращение к присутствующим ангелам

Гл. 35
Выводы

• Хадис Ибн ‘Аббаса достоверный, и со стороны иснада, так и со стороны матна!

• Ни Коран, ни Сунна, ну иджма’, ни къияс, ни разум с логикой, не запрещает нам обращаться с просьбой к тому, кто слышит этот зов.

• Все аяты Корана, порицающие взывание к ангелам, подразумевают тех ангелов, которые не слышат обращение. Это безусловно ширк, никто с этим не спорит.

• Не всех ангелов можно попросить удержать животное или указать на дорогу. К примеру нельзя об этом просить ангел хранителя, ведь Всевышний не уполномочил их этому, следовательно, просьба к ним, есть просьба о невозможном, значит это чистый ширк.

• Глупое утверждение, мол этот хадис открывает двери к фитне. Мол это лишь в пользу могилопоклонникам! С каких пор этот хадис подкрепляет их ширк, если в нашем хадисе обращение к присутствующему, а суфии къубуриты взывают к отсутствующему?! В чем здесь доказательство для них?

• Имамы практиковали его, а другие имамы одобрили его. Третьи, которые не считали иснад достоверным, именно недждийские, сказали, что матн не противоречит Корану, Сунне и разум.

• Недждийские имамы послабили хадис Ибн Мас’уда, и я не встречал, чтобы они послабляли хадис Ибн ‘Аббаса. В любом случае хадис Ибн ‘Аббаса удостоверили те, кто лучше недждийских имамов.

Хвала Аллаhу Господу миров!

 

Для пользы:

592. Виды шафаата, между ширком и новшеством.

558. Развеивание доводов тех, кто взывает к ангелам и могилам.

 

 

комментариев 18

  1. Алексей Абу Амин 27 Май 2020

    Полный расклад от А до Я. Хороший труд.
    Да осчаслит Аллаh местом в Раю рядом с пророком (мир и благословение Аллаха) и лучшими из этой уммы. амин

      • Рустам 8 Сен 2021

        асСаляму ‘аляйкум. Там в одном месте опечатка, где слова ибн Сахмана, там «ляйсу гоиб», а переведено «не присутствуют»

  2. ارسين 3 Июн 2020

    Ассаляму аляйкум
    брат ты сказал санчала что при определённых условиях можно, а в другом случае ширк в вк, а потом привел слова ияша как это совместить?

    • AR-RAD 3 Июн 2020

      Уа аляйкум ассалям. Тут несколько ответов.

      Первый: до этого я не встречал слова Ибн ‘Ийяша.
      Второе: это не значит, что я призываю к этому. Я лишь привел для того, что это деяние не является ширков, как заявляют недостуденты.
      Третье: моя цель, чтобы все они признали публично, что это не ширк, и не всякое взывание является ширком. Я призываю к умеренности во всем.

      • Ибрахим 4 Июн 2020

        Ассаламу Алейкум ва рахматуЛлахи. Я извиняюсь, что задаю много вопросов. Можете рассказать про Мукатиля ибн Сулеймана? Как видные имама Джарха окрестили его как передатчика кыраатов и хадисов, и историй тоже?

        • AR-RAD 4 Июн 2020

          Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракату. Задавайте вопросы в соответствующей статье, либо приходите в воскресенье на Zello, там зададите вопрос онлайн.

          • Ибрахим 5 Июн 2020

            Так по поводу Мукатиля же нету у вас статьи.

      • Мухаммад 7 Сен 2021

        Абдуррахман Димашки — зов к Ангелам

        https://youtu.be/rcxwbePpIs0

        • AR-RAD 7 Сен 2021

          Шейх ничего нового не привел

  3. Мухаммад 7 Сен 2021

    Абдуррахман Димашки — зов к Ангелам

    https://youtu.be/rcxwbePpIs0

  4. Surkho Dudaev 8 Сен 2021

    Assalamy aleikym Djayzi ya tak neponil mojna k angelam vzivat ili net ? gdeta tam gavaritsa eta shirk gdeta mojna . esli angel slishit to znachit emy mojna vzivat ? esli neslishet nelza ?

    • AR-RAD 8 Сен 2021

      Уа аляйкум ассалям. Все верно.

  5. Surkho Dudaev 8 Сен 2021

    Djayvzi togda obshie pravila mojna k angelam vzivat ili nelza ?

  6. Surkho Dudaev 8 Сен 2021

    patomyshta ya videl video v youtube y tebya, gde ti gavarish chto kyrtybi skozal vzivat k angelam i prorokam eta shirk pravilna ?

  7. Surkho Dudaev 8 Сен 2021

    togda kakoe reshayushie mnenie mojna k vzivat ili net k angelam ? patomyshta mnenie mnoga

  8. Коля 11 Окт 2023

    Попахивает о том, что ты эту статью у Амаша на саляф форуме украл, которую он написал еще в 2008 году и выдаешь за свою. Чужими знаниями и умом подняться хочешь, вор. Если ошибаюсь извини

  9. AR-RAD 12 Окт 2023

    Прошу Всевышнего ниспослать на тебя Его войско в скором времени, если ты ошибаешься.
    И потом, Амаш ни тот человек, чтобы я у него что-то копировал.
    Нет в русскоязычной среде статьи такого разбора на эту тему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *