540. Позиция мусульман перед ошибками ученых.

540. Позиция мусульман перед ошибками ученых.

540. Pozitsiya musulman pered oshibkami uchenyh. - 540. Позиция мусульман перед ошибками ученых.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Гл №1: Предисловие
Гл №2: Что такое «рухас» ?
Гл №3: Что такое «тальфикъ» ?
Гл №4: Разница между «рухас» и «тальфикъ» ?
Гл №5: Рухас в фикхе.
Гл №6: Рухас в вероубеждение.


Гл №1:
Предисловие

Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ним. А затем…

Рухса и тальфикъ. Или позиция мусульман перед ошибками ученых.

В исламской умме всегда были и будут обладатели знания и понимания. Будут обновители религии. Возродители сунны. Но вместе с этим они, как люди, имеют права на ошибочный иджтиhад в любом вопросе, за что получат награду от Всевышнего, иншаАллаh. Но это не значит, что эту-же награду получат те, кто следуют за этими учеными в этих ошибках, если им известно, что это мнение отклоненное. Я не имею ввиду такие вопросы, где нет прямого текста, где допустимо разногласие. Как, к, примеру вопрос посещения могил женщинами, вопрос чтения аль-Фатихи за имамов в молитвах, читаемых в слух. Или вопрос слышат ли мертвые, или нет, и тому подобное.

Но касается это таких вещей, который прямо противоречат Корану и Сунне. Как вопрос музыки, временных браков, легко опьяняющих напитков, маленький процент риба, взор на ‘аврат женщин писания, курение, развод во время менструаций и т.д.

Или в вопросах основ: как вопрос къадара, последних сур «му’ауизат», вопрос имана, вопросы некоторых глав атрибутов, вопросы хабар-ахад и т.д.

Это именно то, о чем говорил ‘Умар ибн аль-Хаттаб

ثلاث يهدمن الدين: زلة عالم، وجدال منافق بالقرآن  وأئمة مضلون

Три вещи разрушают религию: Ошибка ученого, споры лицемеров о Коране и заблудшие имамы

Ибн 'Абд аль-Барр в "аль-Джами' " 2/223

Гл №2:
Что такое «рухас» ?

Языковое значение.

Слово «рухас» (الرُّخص)— это множественное от слова «рухсаh» (الرُّخصَة). Это означает: облегчение, упрощение, льготы, разрешение, послабление. Его глагол رخص : дозволить, исключить из запрета, дать льготы и т.д.

Терминологическое значение.

В шариате это слово применяется в трех случаях с разными значениями:

1. Там, где изначально установлен запрет.

К примеру, временные браки. В хадисе Ибн Мас’уда пришло, что им на три дня дозволили (руххиса) этот вид никяха, что само по себе уже говорит о том, что изначально это запрещено, а дозволили им в виде временного исключения.

Или, к примеру, намаз, нельзя сказать, что намаз рухса, иначе это означало бы, что намаз изначально делать нельзя.

 обратный пример с мертвечиной, ведь говорится: «поедать мертвечину при безысходности — рухса». Почему рухса? А потому, что в основе мертвечина запрещается.

2. Там, где муслиму не подобает оставлять послабления со стороны Всевышнего. Как сокращение намаза, объединение намаза, протирание на носки, оставление одно из праздничных молитв при их объединении, оттягивание зухра при сильной жаре, объединение двух фардов не в сафаре по причине сильной грязи, оставление джамаат намаза из-за угощения (или интимной близости), разговление в сафаре и т.д.

Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

إن الله يحب أن تُؤتَى رُخصُه، كما يحبُّ أن تؤتى عزائمُه

Поистине, Аллаh любит, когда использует его льготы (рухас), как и любит, когда берут решительность ('азима)

Ахмад и аль-Байhакъи от Ибн 'Умара. Ат-Табарани от Ибн Мас'уда и Ибн 'Аббаса

Рухса в этом пункте иногда похвальная, иногда дозволенная. Похвальную мы уже выше объяснили. А дозволенная, это когда ты стоишь перед двумя вещами, которыми можно воспользоваться одинаково. К примеру, Биляль и ‘Аммар. Когда их пытали за ислам, ‘Аммар взял «рухсу» и произнес слова куфра, что никак не повлияло на его веру. Он имел право выбрать это. А противоположностью рухсе в данном контексте является » ‘азимаh» (стойкость), который выбрал Биляль и Хаббаб, не поддавшись пыткам, держась до конца. Ни первых, ни вторых нельзя упрекать, ибо первые взяли дозволенную рухсу, а вторые взяли дозволенную ‘азимуh. 

Или имам Ахмад и ибн Ма’ин, к примеру, во время испытания му’тазилитов, первый взял ‘азиму, второй взял рухсу.

Внимание: не всегда рухса или ‘азима уместны, иногда для конкретных личностей нельзя использовать что-то одно из них, если после этого могут пострадать другие люди или возникнут шубуhаты в религии других.

3. Ошибка ученых. Здесь «рухса» выступает как синоним «залляh» (ошибка и промах). А назвали ее здесь рухсой потому, что она словно открывает двери к облегчению и льготам, что внешне приятно людям, но по сути является дверями к заблуждению и отклонению. В данном случае это «вредное облегчение».

Из-за не знания терминологий фикха многие мусульмане допускают вопиющие ошибки. Уа-Ллаhу аль-Муста’ан!

Гл №3:
Что такое «тальфикъ» 

Языковое значение:

Слово «тальфикъ» (التلفيق) в языке значит: приукрасить свою речь, взять два конца одежды с сшить их, подтасовать факты.

Терминологическое значение:

В шариате, а именно в фикхе, это значит: собрать отличающиеся друг от друга мнения различных мазhабов для построения одной точки зрения или формы поклонения.

≡ Исламская академия фикха на своем восьмом съезде в 1414 сказала:
«Суть талькъифа в такълиде мазhабу в том, что человек, слепо следующий, берет какой-то вопрос, обладающий двумя и более связывающими ответвлениями, который не соответствует взгляду муджтаhида, за которым он делает такълид». 

См. «Восьмой съезд» 8/438.

Пример: взял мнение Абу Ханифы, что прикосновение к женщине не портит омовение, затем мнение Малика,что аль-Фатиха не читают за имамом в ракаатах, читаемых в слух, затем мнение аш-Шафии, что басмаллу читают в слух, затем мнение Ахмада, что палец в ташаххуде надо держать прямо.

Именно такой вид тальфикъа не является запрещенным до тех пор, пока сам вопрос является предметом приемлемого разногласия среди имамов муджтаhидом.

Слепые приверженцы правовых школ запрещают это. Но если сесть с ними за стол и попытаться вытащить от них хоть одну десятую часть доказательства, то собрание в тот же час разойдется и разговор на этом закончится.

Об этом в нашей научной работе:
534. Определение иджтиhада, мазхаба и такълида.

Конечно, это не должно делаться на основе своих страстей, это должно делать искренно и после разбора доказательств. В вышеприведенной работе мы объяснили.

≡ В кувейтской энциклопедии фикха сказано:
«Ученые разногласили относительно тальфикъа. Более верно, что это дозволяется, если конечно это не приводит к плохим последствиям, в таком случае не дозволяется».
См. «Маусу’а» 293-13/286

≡ Исламская академия фикха на своей восьмом съезде в 1414 сказала:

Тальфикъ будет запрещенным в следующих случаях:

1. Если это делается лишь из-за страстей, или нарушается одна из правил взятия льгот.

2. Если это ведет к аннулированию судебного решения.

3. Если это нарушает слепо претворяющееся им дело в одном и том-же случае.

4. Если это ведет к противоречию единогласия и того, что связано с этим.

5. Если этим создается ситуация, о которой ни один муджтаhид не говорил. (т.е шузуз).
См. «Восьмой съезд» 8/438.

Гл №4:
Разница между «рухас» и «тальфикъ» ?

Первое отличие:

Принципиальным отличием «рухсы» и «тальфикъа» в том, что первое, это часто отклоненные взгляды, а второе, это приемлемые разногласия. 

Пример: в вопросе музыки следует за Ибн Хазмом — это рухса. А в вопросе как спускаться на земной поклон, на колени, или сначала на руки? Он взял мнение имама Малика — на колени, хотя сам ханбалит — у них на колени. Это тальфикъ. Два мнения имеют силу. Что не сказать о рухсе из вышеприведенного примера.

В первом случае человек собирает явно ошибочные взгляды, а во втором случае, он собирает либо разные мнения в самом мазhабе, либо мнения за пределами мазhаба. 

Второе отличие:

Рухса — это когда иджтиhад прямо выступает  против доказательств.

Он взял мнения о музыке, к примеру, тогда как доводы прямо говорят о запрете музыки. Единогласие саляф против музыки. Вот это рухса.

А тальфикъ либо имеет доказательства на оба мнения, либо не имеет доказательства ни за, ни против. Посещение могил женщинами. Доводы и за, и против, хиляф лишь в понимании. Или вдыхание ароматов и дыма во время поста, нет доказательств ни за, ни против. 

Третье отличие:

В рухсе чаще рассматривается состав предвзятости и субъективности, а с тальфикъом чаще результат исследования и аргументирования. В первом случае наблюдается погоня за строго облегченным и удовлетворяющем положение мнением, тогда как во втором этого не замечается, это может быть, как и облегчением, так и осложнением.

Четвертое отличие:

Часто прибегающие к рухсе, прибегают, как и в самих главах фикха, так и в ее ответвлениях, тогда как тальфикъ лишь в ответвлениях какой-то главы фикха. 

Пятое отличие:

Рухса в какой-то теме фикха не означает создание новой темы, которую никто не затрагивал. Как раз-таки ее затрагивали некоторые ученые, хоть и вывели ошибочное мнение. А тальфикъ этот такой вывод на основе мнений, к результату которому не приходил тот муджтаhид, которого он копирует.

Пример:

Он вошел в Фаджр намаз подняв руки (4 мзх), затем басмаллу в слух (шф), затем аль-Фатиху за имамом (шф), затем руки перед руку’ не поднимает (хф), затем кунут после поясного (млк), затем шевелит пальцем (млк), и во втором ташаhуде сидит в позе «ат-тауаррук» (хнб).

Данная форма поклонения является тальфикъом по той причине, что никто не описывал такой цельный вид молитвы, хоть и состоит он из мнений различных мазхабов. 

Такая форма не является запрещенной, так как все эти мнения имеют под собой основы. А запрещают ее лишь слепые приверженцы, не обладающие силой изучения.

Гл №5:
Рухас в фикхе

Эта такая ошибка, которая явно противоречит Корану, Сунне и единогласию. То, что никто до них не говорил.

Как, к, примеру ошибка Ибн ‘Аббаса в дозволенности временных браков (позже отказался).

Мнение Ибн Мас’уда, что последние две суры не из мусхIафа.

Или мнение ‘Аиши, что в сафаре нельзя сокращать молитву, если нет страха и опасения.

Мнение ‘Али, что женщина не становится тещей даже после женитьбы на ее дочке, пока не будет совокупления.

Или мнение  Бакра аль-Музани, что развода «хуль» нет в исламе, противореча единогласию уммы!

Мнение Ибн Джурейдже о временных браках.

Или мнение Суфьяна ас-Саури, что женщины Харасана не обязаны делать Хаджа.

Мнение Хаммада и ‘Ата, что для казни прелюбодея достаточно трех мужчин и двух женщин.

Или мнение аль-Хасана, что та, у которой умер муж, не обязана выжидать траур.

Мнение Абу Саура, что можно жениться на зороастрийские. 

Или фетва Са’ида ибн Джубейра, Къатады, аш-Ша’би и ан-Наха’и, что кто совокупился днем в Рамадан намеренно, нет на нем каффары (искупления).

А если есть каффары, то не обязательно держать подряд, как сказал Ибн Аби Лейля.

Или то, что женщина в Рамадан может выступать имамом, если нет больше чтецов. На этом ат-Табари и аль-Музани. 

Саджда ас-саhу не делает в добровольных молитвах. На этом Ибн Сирин.

Или мнение Къатады и аль-Хасана аль-Басри, что жены пророков могу прелюбодействовать, и это опасная ошибка, противоречащая единогласию уммы! Их же учитель — Ибн ‘Аббас, говорил, что никакая жена никакого пророка не может такого сделать, а «хияна», упомянутая в Корана, хияна идеологическая, а не моральная. Сам госоподь опровергает это, сказав о Нухе, мир ему: «И позвал он своего сына«.

Таких примеров ошибочных фетв очень много.

≡ Сальман аль-Фариси, да будет доволен им Аллаh, сказал, говоря о ошибках ученых:

فلا تقلدوه دينكم، تقولون نصنع مثل ما يصنع فلان، وننتهي عما ينتهي عنه فلان
Не делайте ему такълид, говоря: "мы будем делать то, что делает такой-то, и оставим то, что оставил такой-то".
"Джами'у аль-Баян" 1873

 

≡ Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаh, говорил:

ويل للأتباع من عثرات العالم
Горе тому, кто следует за ошибками ученых
"Джами'у аль-Баян" 2/226

≡ Имам аль-Ауза’и сказал:

من أخذ بنوادر العلماء خرج من الإسلام
Кто берет отклоненные мнения ученых, вышел из ислама
Аль-Байhакъи в «Сунан» 10/356.

≡ Сказал имам Сулейман ат-Тейми (уч. Суфьяна ас-Саури и Суфьяна Ибн ‘Уейны):

لو أخذتَ برخصة كل عالِم اجتمع فيك الشرّ كله
Если ты будешь брать ошибки всех ученых, то все зло объединиться в тебе
Аль-Байhакъи в «Сунан» 10/356.

≡ Имам ‘Абд ар-РахIман ибн Маhди (уч. Ахмада) сказал:

لا يكون إماماً في الحديث من تتبع شواذ الحديث، أو حدث بكل ما يسمع، أو حدث عن كل أحد
Человек не будет имамом в хадисе, если следует за отклоненными хадисами, передает все, что слышал и передает от каждого
"Джами'у аль-Баян" 2/104.

≡ Имам Исма’иль бин ИсхIакъ аль-Къади зашел к халифу аль-Му’тадиду, он протянул ему книгу, и он увидел, что в ней собраны исключительно отклоненные и ошибочные фетвы ученых. Тогда аль-Къади сказал:

«О повелитель правоверных! Автор этой книги зиндикъ!» Халиф сказал: «Но эти хадисы достоверные?». Къади сказал: «Хадис применяются где надо, но тот, кто дозволил опьяняющее, не дозволил временные браки, а дозволивший временные браки, не дозволил песни и опьяняющее. Нет такого ученого, у которого не было-бы ошибки. Кто собрал ошибки ученых и последовал за ними, потерял свою религию».

Затем халиф приказал сжечь эту книгу.
См. Ибн ‘Абд аль-Барр в «Аль-джами» 2/297.

 

Имам Ибн ‘Абд аль-Барр и его ученик Ибн Хазм, затем ан-Науауи и Ибн Къайим передали единогласие о запрете брать рухас (ошибки) ученых. Многие передали единогласие.
См. «Къауа’ид аль-Адилляh» 4/134. «Аль-Мустасфа» 2/391. «Джам’у аль-Джауами» 2/400. «аль-Мувафакъат» 5/82. «Аль-БахIр аль-МухIитI» 8/382. «ат-ТахIбир» 8/4090. «И’лям аль-Мувакъи’ин» 4/162. «Маратибу аль-Иджма» стр.58. «Джами’у аль-Баян» 2/297

И глупо после этого брать мнение имама ас-Сарахси аль-Ханафи и Ибн Хумама аль-Ханафи, что шариат дозволяет брать эти послабления, мол шариат не желает затруднений для людей. Выше мы уже объяснили какие послабления принимаются, а какие не принимаются. И скорее всего, эти имамы имели ввиду те мнения, которые если даже не имеют под собой основы, но и не противоречат Корану и Сунне.

И это не касается требующего знания. Ибн Баз, да помилует его Аллаh, сказал:
«Требующий знания не следует за рухас».
См. «Фатауа аль-Джами’ аль-Кабир». Гл. «Следование за рухас».

≡ Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллаh, сказал:

إذا كان المسلم عنده من العلم ما يستطيع به أن يقارن بين أقوال العلماء بالأدلة ، والترجيح بينها ، ومعرفة الأصح والأرجح وجب عليه ذلك

«Если у мусульманина есть знание, позволяющее ему сопоставить высказывания ученых с доказательствами и извлекать правильное от менее правильного мнения, то он обязан это делать». 
См. «Как поступать муслиму при разногласиях». Стр. 23.

Эти люди могут привести хадис ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh, которая сказала:

«Посланник Аллаh ﷺ всегда из двух вариантов выбирал более легкое».

Ответ: да, верно, но какое легкое? То легкое, которое Всевышний сделал легким. Законное легкое. А не то, что видит легким сам человек!
См. «Нафаису аль-Усуль» 9/4149. «ат-Такъриб уа ат-ТахIбир» 3/29.

Если мнения различны, и они не противоречат очевидным доказательствам, то здесь слабый человек может взять то мнение, которое легче для него. Это мнение сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh.
См. «Аль-БахIр аль-МухIитI» 6/325. «Раудату ат-ТIалибин». 11/108

Гл №6:
Рухас в вероубеждение

Если целый ряд имамов передали единогласие на запрет брать рухсу в фикхе, тогда что сказать о таухиде и основах права ?

Нельзя брать мнение Ибн Хузеймы в хадисе Адама. Или мнение Ибн аль-Джа’да в вопросе ‘Али, или мнение Хаммада в вопросе имана, или мнение Къатады в вопросе къадара, или мнение Джабира аль-Джу’фи и ‘Абд ар-Раззакъа в вопросе Му’ауии, или мнение Ахмада в вопрос тауассуля и т.д.

И причина того, что ашариты, матуридиды и прочие сектанты не возвращаются к Сунне именно в том, что они слепо следуют ошибкам таких ученых, как Ибн аль-Джаузи, ан-Науауи, Ибн Хаджар, ас-Суюти и другие, да простит их Аллаh.

Каждый раз, когда я предлагал какому-нибудь из них сесть за стол и поговорить по книгам саляф, они тут же говорили: «А что, эти ученые не знали слова саляф»? 

Такое ощущение, что саляф нуждается в ан-Науауи и Ибн Хаджаре, а не они в саляф. 

Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.

 

Комментарии

  • Исрафил | Июл 20,2019

    АлхьамдулиЛлах1 Аллах Акбар !

  • Оставить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *