537. Иман - это убеждение, слова и дела. Ответы на шубуhаты.

537. Иман — это убеждение, слова и дела. Ответы на шубуhаты.

Iman eto ubezhdenie slova i dela 1 - 537. Иман - это убеждение, слова и дела. Ответы на шубуhаты.

 

СОДЕРЖАНИЕ

• №1: Предисловие.
• №2: Высказывание саляф и имамов.

• №3: Мнение современников.
• №4:Ответы на шубуhаты (сомнения).
  Шубhа 1
  Шубhа 2
  Шубhа 3
  Шубhа 4
  Шубhа 5
  Шубhа 6
  Шубhа 7
  Шубhа 8
  Шубhа 9
  Шубhа 10
  Шубhа 11
  Шубhа 12
• №5: Заключение.


№1:
Предисловие

Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.  А затем:

Иман — это убеждение, слова и дела. Сегодня появились мурджиитские проповедники, призывающие к мазhабу древних мурджиитов, заявляя, что достаточно произнести свидетельство, и ты являешься мусульманином. А некоторые из них, которые ближе к нам, не выносят такфир тем, кто оставил все четыре столпа ислама. Но при этом они говорят: иман — это убеждение, слова и дела.

Да, изначально это правильные слова по единогласному мнению ученых. Вход в ислам осуществляется либо через эту формулу, либо тем, что на нее указывает.

Но если после этого человек не решился совершать столпы ислама, то его свидетельство становится ложным и недействительным, так как он нарушил четвертое условие этого свидетельства: аль-инкъияд (следование/выполнение).

Но проповедники мурджиизма, как ‘Абд аль-‘Азиз ар-Райис и его последователи, как Ринат, Абу Яхья, Наиль, саляф-форум и все те, кто с ними, утверждают, что даже если они оставили четыре столпа, он все равно остается мусульманином. А Наиль и вовсе сказал, что кто называет это мурджиизмом, тот бестолковый невежда.

Подобные смелые утверждение мы уже слышали от его брата Рината, поэтому мы дадим ответ довольно научно, чтоб читатель понял их уровень понимания и соответствия в подобных вопросах.

Напомню вам, что современные мурджииты говорят: «Иман — это убеждения, слова и дела». Но на самом деле это лукавость и хитрость. Они отводят тем самым от себя взоры невежественной аудитории, полагая, что никто этого не заметит.

Словами они соответствуют саляф, но в делах противоречат им. Когда они говорят: «дела», они имеют ввиду, что дела, это лишь условие полноценности обязательного имана. Некоторые из них говорят: «Иман, это основа, а дела это второстепенное (фар’)». И в этом последнем определении они ссылаются на двух ученых, либо позднего (или современного), который ошибся, либо на того, чьи слова они вырезали из контекста, как это сделал ‘Абд аль-‘Азиз ар-Райис. Мы показали это на нашей рецензии на его книгу «аль-Ильмам». 

Некоторые из них говорят, что дела, это как дополняющее суть имана, но не является рукном/обязательной частью имана. Подобное говорил Раби’ аль-Мадхали,‘Абд аль-‘Азиз ар-Райис, аль-‘Анбари, аль-ХIаляби (учитель Абу Яхья) и другие.

Почему мы говорим, что они лукавят и хитрят, когда говорят: «Иман — это убеждения, слова и дела» ? А дело в том, что они не выносят такфир тем, кто после произнесения свидетельства, ничего из арканов не сделал до самой смерти без уважительной причины. Или же делал, а потом забросил. Вот здесь и суть их хитрости, что они словесно включают дела в понятие имана, но в делах не претворяют то, что вытекает из этого — а это такфир того, кто не выполнил условие свидетельства — аль-инкъияд (выполнение арканов ислама).

Я не говорю лишь о намазе, ибо вопрос намаза, вопрос разногласий, хотя сподвижники не разногласили. Но я говорю о оставлении четырех арканов. Сподвижники не разногласили, что оставивший намаз выходит из ислама, так как они могут разногласить по поводу оставившего все арканы ?!

Более того, имам Ибн Раhавейhи называл мурджиитами тех, кто не такфирит даже оставившего намаз, тогда что сказать о том, кто не такфирит оставившего все  арканы?!

Современные мурджиты/мадхалиты не говорят, что грехи не влияют на иман, или оставление арканов не влияет на иман, этим они открыто пошли-бы против пути саляф. Но они говорят, что оставивший все арканы теряет качество имана, у него не полноценный иман. Мол это подобно хадису Абу Хурайры: «Не прелюбодействует прелюбодей, являясь при это верующим». На эти и другие шубуhаты мы ответим в следующих главах ниже, иншаАлла.

Но есть и такие мадхалиты/джархисты, которые такфирят оставившего намаз, и тем более оставившего все арканы. Из них молодой доктор наук ХIамд аль-‘Атикъ, да наставит его Аллаh.

№2:
Высказывание саляф и имамов

Я приведу некоторые высказывания имамов этой уммы из следующих книг, которые я имею у себя:

1. «Сунна» имама ‘АбдуЛлы.
2.
«Сунна» аль-Халляля.
3. «Шарх усулю аль-и’тикъад» имама аль-Лялякаи.
4. «Аш-шари’а» имама аль-Аджурри.
5. «Аль-ибана» имама Ибн БаттIы.
6. «Маджму’ аль-фатауа» шейхуль-ислямя.
7. «Китаб ас-Саля» и «аль-Фауаид» имама Ибн Къайима.
8.»Фатх аль-барри» аль-хафиза Ибн Раджаба.

1. Сподвижник имама Ахмада, Ханбаль бин ИсхIакъ сказал, что Абу Бакр аль-ХIумейди (учитель аль-Бухари) ему сказал:

أُخبرت أن أناساً يقولون : من أقر بالصلاة والزكاة والصوم والحج ولم يفعل من ذلك شيئاً حتى يموت فهو مؤمن ما لم يكن جاحداً … فقلتُ : هذا الكفر الصراح وخلاف كتاب الله وسنة رسوله عليه الصلاة والسلام وفعل المسلمين

«Мне сообщили, что люди говорят: «Кто признал обязательность молитвы, закята, поста и хаджа, но ничего из этого не сделал до самой смерти, тот верующий, если ничего из этого не отрицал». Я скажу: это явный куфр, противоречие Корану, Сунне его посланника ﷺ и ученым мусульман».

2. Абу аль-Къасим аль-Лялякаи сказал: нам сообщил Мухаммад: нам сообщил ‘Усман: нам сообщил Ханбаль (сподвижник Ахмада), сказавший:
«Я слышал как Абу ‘АбдиЛля (Ахмад бин Ханбаль) сказал: «Говорящий это, становится неверующим«. 

3. Аль-хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали сказал:
«Исхакъ ибн Рахавейхи (учитель аль-Бухари) передал единогласие на это. Он даже считал, что тот, кто не такфирит оставившего эти арканы мурджитом. Точно также сказал Суфьян ибн ‘Уейна (учитель аш-Шафи’и)».

4. Сказал имам Ибн ‘Уейна ( учитель Ахмада и Исхакъа ибн Рахавейхи):
«… оставление фардов (арканов) без уважительной причины и невежества, куфр«.

5. ХIарб сообщил, что Исхакъ ибн Раhавейhи сказал:
«Мурджииты попали в чрезмерность, что начали говорить: «…кто оставил пять намазов, пост в Рамадан, закят, хадж и остальные фарды, не отрицая их обязательность, мы не выносим ему такфир. Его дело у Аллаhа, так как он признает их обязательность». Нет сомнений, что они мурджииты«.

P.S. Если кто не знает Ибн Раhавейhи, это учитель аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи и даже имама Ахмада. 

≡ Имам Ахмад сказал о своем друге Ибн Раhавейhи:
«Когда тебе сообщает амируль-муъминин (в знаниях) Абу Я’къуб (Ибн Раhавейhи), то схватись за это».

6. Аль-хафиз Ибн Раджаб затем добавил:
«Очевидно, что оставляя эти фарды он становится кафиром«

7. Имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллаh, сказал:

وكان الإجماع من الصحابة والتابعين ومن بعدهم ممن أدركناهم أن الإيمان قول وعمل ونية لا يجزئ واحد من الثلاثة إلا بالآخر

«Сподвижники и табиины, а также те, кого мы застали (т.е таби-табиины) единогласны, что иман — это слова, дела и убеждения. И одно из них без другого не может существовать«.

8. Имам Абу аль-Хусейн аль-МальтIи аш-Шафи’и (377) (ученик Хайсама ибн Сулеймана ат-Тарабилси) сказал:

 ألا ترى أن منهم من يقول : من قال لا اله إلا الله محمد رسول الله وحرم ما حرم الله وأحل ما أحل الله دخل الجنة إذا مات وان زنى وان سرق … وان ترك الصلاة والزكاة والصيام إذا كان مقراً بها يسوف التوبة

«Разве ты не видишь как (мурджииты) говорят: «Сказавший ‹ля иляhа илля Ллаh, МухIамадун русулюЛлаh› дозволяя то, что дозволил Аллаh, запрещая то, что запретил Аллаh, войдет в рай, даже если прелюбодействовал, воровал… и намаз не совершал, и закят не выплачивал, и пост не держал, если он признавал обязательность›»

9. Шейхуль-ислям Ибн Теймийя сказал:

 فان الإيمان عند أهل السنة و الجماعة قول وعمل كما دل عليه الكتاب والسنة وأجمع عليه السلف، … فالقول تصديق الرسول، والعمل تصديق القول، فإذا خلا العبد عن العمل بالكلية لم يكن مؤمنا

«Иман у аhлю-сунна, это слова и дела, как на это указал Коран, Сунна и единогласие сподвижников. Слова — это вера в пророка. Дела — подтверждают слова. А если человек полностью оставил деяния, то он перестает быть верующим«.

Он-же сказал:

ومن الممتنع أن يكون الرجل مؤمنا إيمانا ثابتا في قلبه بأن الله فرض عليه الصلاة والزكاة والصيام والحج ويعيش دهره لا يسجد لله سجدة، ولا يصوم رمضان، ولا يؤدي لله زكاة، ولا يحج إلى بيته، فهذا ممتنع، ولا يصدر هذا إلا مع نفاق في القلب وزندقة

«И невозможно, чтобы человек считался действительно верующим в своем сердце в то, что Всевышний вменил ему в обязанность молитву, закат, пост, хадж, и он живет своей жизнью так и не сделав ни одного саджда Аллаhу, не постился в Рамадан, не выплачивал закят, не отправлялся в хадж, это не возможно. Это может исходить только от лицемерного и безбожного сердца«.

Он же сказал:

وقد تبين أن الدين لابد فيه من قول وعمل، وأنه يمتنع أن يكون الرجل مؤمناً بالله ورسوله بقلبه، أو بقلبه ولسانه، ولم يؤد واجباً ظاهراً، لا صلاة ولا زكاة ولا صياما ولا غير ذلك من الواجبات

«Стало ясно, что в религии обязательно должно быть слово и дело. И стало ясно, что человек не может считаться верующим в Аллаhа и в его посланника своим сердцем, или сердцем и словами, но при этом не выполняет внешние уаджибаты: ни намаз, ни пост, и другие уаджибаты».

 

10. Сказал имам Абу Бакр аль-Аджурри:

الإيمان معرفة بالقلب تصديقا يقينا، وقول باللسان وعمل بالجوارح لا يكون مؤمنا إلا بهذه الثلاثة لا يجزئ بعضها عن بعض

«Мы скажем слова, соответствующие Корану и Сунне и ученым мусульман… иман — это познание сердцем с убежденным подтверждением, слова и дела органов. И человек не может быть верующим, кроме как при наличии этих трех. Одно без другого не может существовать«.

Т.е без дел, иман не действителен. Тоже самое сказали такие табиины как аль-Хасан аль-Басри, Суфьян ас-Саури и аль-Ауза’и.

≡ Также сказал

باب القول بأن الإيمان تصديق بالقلب وإقرار باللسان وعمل بالجوارح لا يكون مؤمنا إلا بأن يجتمع فيه الخصال الثلاث

«Глава о том, что иман, это вера в сердце, подтверждение языком и деяние органов. Человек не будет верующим, если в нем не объединятся все эти три составляющие».

≡ Он же сказал:

لا يصح الدين إلا بالتصديق بالقلب والإقرار باللسان، والعمل بالجوارح مثل الصلاة والزكاة والصيام والحج والجهاد وما أشبه ذلك

«Религия действительна не иначе как при наличии веры в сердце, подтверждения языком и делами органов тела: как намаз, закят, пост, хадж, джиhад и тому подобном».

11. Тоже самое сказал его ученик — имам Ибн БаттIа аль-‘Укбари:

باب بيان الإيمان وفرضه وأنه تصديق بالقلب وإقرار باللسان وعمل بالجوارح والحركات لا يكون العبد مؤمنا إلا بهذه الثلاث 

«Глава о том, что иман… это вера сердцем, подтверждение языком и дела органами… человек не станет верующим без этих трех вещей«.

12. Учитель имама Малика — Ибн Шиhаб аз-Зуhри, сказал:

والإيمان قول وعمل قرينان لا ينفع أحدهما إلا بالآخر

«Иман — это слова и дела, они неразлучны. Не поможет существовать одно из них без другого«.

13. Имам Фудейл ибн ‘Ийяд, сказал:

«Не могут существовать слова, кроме как с делами». 

14. Имам Мухаммад бин Наср аль-Маррузи (ученик ИсхIакъа ибн Раhавейhи) сказал:

وأن الإيمان والعمل قرينان لا ينفع أحدهما بدون صاحبه

«Иман — это слова и дела, они неразлучны. Человеку не поможет одно из них без другого«.

15. Имам Саhль ат-Тустури сказал:

«Если иман ограничивается лишь словами, без деяний, то это куфр«.

16. Имам Ахмад сказал:

«Имам не может существовать без деяний«.

17. Сказал Ибн ‘Аббас:

«Фундамент ислама: свидетельство, молитва и пост в Рамадан. И кто оставил что-то одно из них, становится неверующим«.

Этот асар является спорным, но Ибн Теймийя и Ибн Раджаб указали, что данный асар в форме «маукъуф», т.е это из слов самого Ибн ‘Аббаса. Если так, тогда что сказать о оставлении всех этих арканов?!

№3:
Мнение современников

Я приведу лишь короткие цитаты, дабы не удлинять текст, а оригинал вы можете прочитать и послушать в нашем десятисерийном цикле «Джарх-мурджиа»

1. Салих аль-Фаузан.

السؤال: نص السؤال يقول: فضيلة الشيخ -وفَّقكم الله-: هناك من يقول : إنَّ تارك جنس العمل بالكلية لا يكفر، وإنَّ هذا القول قول ثانٍ للسلف، لا يستحق الإنكار ولا التَّبديع. فما صحة هذه المقولة؟ الجواب: هذا كذَّاب، اللي يقول هذا الكلام كذَّاب، كذب على السلف.  السلف ما قالوا أن الذي يترك جنس العمل ولا يعمل شيء أنه يكون مؤمنًا، من ترك العمل نهائيًا بغير عذر، ما يصلي ولا يصوم ولا يعمل أي شيء، ويقول: أنا مؤمن، هذا كذَّاب.  أما الذي يترك العمل لعذر شرعي، ما تمكن من العمل، نطق بالشهادتين بصدق، ومات أو قتل في الحال، فهذا ما فيه شك أنَّه مؤمن؛ لأنه ما تمكن من العمل، ما تركه رغبة عنه.  أما اللي يتمكن من العمل، ويتركه لا يصلي ولا يصوم ولا يزكي ولا يتجنب المحرمات ولا يتجنب الفواحش، هذا ليس بمؤمن، ولا أحد يقول أنه مؤمن إلا المرجئة

Вопрос:

«Уважаемый шейх. Есть такие, которые говорят, что мы не выносим такфир тому, кто оставил все деяния. Они говорят, что это второе мнение от саляф. Нельзя его отрицать и нельзя обвинять в новшестве за это. Насколько правильны эти слова?»

Шейх аль-Фаузан отвечает:

«Это лжец! Говорящий эти слова, лжец! Лжет на саляф. Саляфы не говорили, что оставивший все деяния, не делающий ничего, он верующий. Кто оставил деяния из-за халатности, без уважительной причины: ни намаз не делает, ни постится, ничего, но при этом говорит: «я верующий»? Это лжец! А что касается того, кто оставил все деяния по уважительной причине, он не смог ничего сделать, он искренне произнес два свидетельства и умер, или его тут-же убили, то нет сомнений, что такой верующий. Он ведь не смог ничего поделать. Он не оставил нарочно. А тот, кто мог творить деяния, но при этом не молиться, не постится, закят не выплачивает, грехи не оставляет, мерзости не оставляет, такой не является верующим. Никто, кроме мурджиитов, не называет его верующим».

Его также спросили:

«Есть такие, которые говорят: «Иман — это слова, убеждения и дела. Но дела, это условие полноценности имана…»

Шейх ответил:

«Говорящий эти слова не понял смысл имана. Не понял вероубеждение. Он должен обучиться вероубеждению у ученых, взять его от достоверных источников, тогда он узнает ответ на этот вопрос. Его слова: «иман — это слова, дела и убеждение» затем говорит: «Дела — это условие полноценности и действительности» он противоречит самому себе! Как можно говорить деяния из имана, а потом считать эти деяния условием? Ведь известно, что условие бывает вне (обусловленного). Он противоречит сам себе. Он пытается объединить слова саляф и поздних ученых. Он не видит свое противоречие, так как он не знает высказывания саляф, и не знает суть слов поздних ученых… Иман — это слова, дела и убеждение. Дела — это часть (суть) имана. Это и есть иман. «
Аль-Иджабат аль-муhиммаh фи машакили аль-мулимма». стр 74.

Когда Салиху аль-Фаузану сказали, что есть те, кто разделяет иман и дела, мол дела, это условие полноценности имана, он сказал:
«Это ошибка. Это мазhаб мурджиитов».

В другом месте шейх аль-Фаузан сказал:
«Нет-нет! Это противоречит мазhабу аhлю-сунна. Это мазhаб муржиитов».

На своем сайте также сказал:
«Иман — это слова, убеждение и дела. И не может существовать иман без этих трех вещей… если что-то из этого отсутствует, то иман становится недействительным».

Он также сказал:

وهناك فرقةٌ خامسة ظهرت الآن، وهُم الذين يقُولون إن الأعمال شرطٌ في كمال الإيمان الواجب، أو الكمال المُستحب

«Сейчас появилась пятая группа (из мурджиитов), говорящие: деяние — это условие полноценности обязательного имана, или желательная часть (имана)».

Важно!

Они могут привести следующую фетву аль-Фаузана

Спрашивающий:
«Да воздаст вам Аллах добром! Говорит спрашивающий: Является ли тот, кто не делает такфир тому, кто оставил молитву по небрежности из числа мурджиитов?»

Шейх ответил:
«Да, это разновидность ирджа (т.е. из мурджиитских мнений, где неверующего называют верующим). Это из разновидностей из ирджа.
Если он убежден, что дела не из имана, а молитва из их числа, то он мурджиит!
А если же он убежден, что дела из имана, но говорит, что оставление молитвы не приводит к неверию, также, как остальные дела, оставляя которые уменьшается иман, но не приводит к неверию, то такой следует за словами некоторых ученых, и у них шубухаты (т.е. сомнительные аргументы, которые они посчитали приемлемыми), у них шубухаты, однако они не являются мурджиитами».

Ответим на это:

Во первых: сам шейх аль-Фаузан назвал оставление намаза куфром, и он на этом мнении, а тот, кто не такфирит таких, мурджиит у аль-Фаузана. Следовательно, кто оставил все арканы ислама, тем более кафир. И тот, кто не такфирит его, более худший мурджиит у аль-Фаузана. Выше мы уже привели его слова.

Во вторых: речь идет о оставлении намаза, а не оставлении всех арканов. Вопрос намаза, вопрос разногласия, а это не имеет отношения к обсуждаемой нами теме.

В третьих: слова аль-Фаузана: «как остальные дела, оставляя которые уменьшается иман, но не приводит к неверию», то речь не о арканах ислама, речь общая, не конкретизирующая. А конкретизирующую его речь мы уже привели выше.

2. ‘Абд аль-‘Азиз ар-Раджихи:

Когда ему упомянули тех, которые говорят, что саляф разделяли между иманом и делами. Что дела лишь дополняет иман, шейх сказал:

Перевод:
«Это противоречит на том, на чем саляф. В любом случае это слова мурджиитов. Это слова мурджиитов».

3. Член комитета старейших СалихI ас-Садлян.

Когда его спросили о словах человека, что оставивший все деяния является с неполноценным иманом (т.е не кафир), он сказал:

Перевод:
«Это мурджиит. Этот человек еще показал, что он невежда».

4. Глава двух комитетов: ‘Абд аль-‘Азиз Ибн Баз

Ибн Баз, да помилует его Аллаh, в 1417 году газете «аль-Мишка» сказал в интервью:

العمل ما هو بشرط كمال هو جزء من الإيمان هذا قول المرجئة

«Дела не являются условием полноценности имана, они часть имана. (Условие полноценности) так говорят мурджииты».

Внимание! Мурджииты наговаривают на Ибн База. Шейх Раби’ тоже наговорил на Ибн База. Ниже мы упомянем это, иншаАлла.

Затем в 1999 году газете «Джазира» №: 12506 он сказал:

العمل عند الجميع شرط صحة، إلا أنهم اختلفوا فيما يصح الإيمان به منه ؛ فقالت جماعة : إنه الصـلاة ، وعليـه إجماع الصحابـة رضـي الله عنهم ، كما حكاه عبد الله بن شقيق. وقال آخرون بغيرها. إلا أن جنس العمل لابد منه لصحة الإيمان عند السلف جميعاً. لهذا الإيمان عندهم قول وعمل واعتقاد ، لا يصح إلا بها مجتمعة

«Дела у всех (ученых) это условие действительности. Но они разногласили, с (какими именно деяниями) имен действителен. Группа сказала: это молитва. И на это единогласие сподвижников, да будет доволен ими Аллаhа, как это передал ‘АбдуЛла ибн Шакъикъ. Другие сказали (остальные деяния). Но джинсуль-‘амаль (наличие какого-нибудь фарда) обязательно должно быть для действительности имана по мнению всех саляф. Поэтому у них иман – это слова, дела и убеждения. Недействителен иман, кроме как при наличии этих трех».

 А что касается их лжи на Ибн База, то мы разъяснили это в нашей статье: 
539. Наговор мурджиитов на Ибн База в вопросе джинсуль-‘амаль.

4. Салих ас-Сухейми

Шейх сказал: 
«…  оставивший все деяния, не сделав абсолютно ничего, нет сомнения в его куфре по единогласному мнению (ученых).

Источник.

№4:
Ответы на шубуhаты

1. Первая шубhа

Они приводят хадисы о достоинстве шаhады, где посланник Аллаhа  ﷺ говорит: «Чьими последними словами были «Нет божества кроме Аллаhа» войдет в рай». Таких хадисов с разными фразами очень много. Они передаются от ‘Усмана, ‘Али, Абу Хурайры, Му’аза, ‘Убады ибн ас-Самита, Ибн ‘Умара, Анаса, Ибн ‘Амра, Абу Мусы, Зейда ибн Халида, Абу Зарра и других, да будет доволен ими Аллаh. 

Во всех этих хадиса говорится, что произнесший два свидетельства зайдет в рай. Они говорят, что там не упоминаются деяния. Современные мурджиа и те ученые, которые ошиблись в этом вопросе, как ан-Науауи, Ибн Хаджар, а до них имам Ибн ‘Абд аль-Барр (если достоверно) и остальные, из поздних, говорят, что эти хадисы свидетельствуют о том, что человек, если искренне произнес это свидетельство, даже если не делал никаких фардов, войдет в рай.

И самое поражает в этом, что они в таких вопросах ссылаются на ан-Навави и Ибн Хаджара, да помилует их Аллаh, которые не компетентны в таких вопросах. И если они ссылаются на них в этих вопросах, тогда почему не ссылаются на них в вопросах атрибутов, ведь они прибегли к таъвилю? Или в вопросе тавассуля? Но в вопросе имана они прибегли к ним! Они это делают для того, чтобы увести взоры своей аудитории от сути темы, мол «видите, мы признанных ученых приводим».

Ответ на тот довод по пунктам:

⇒ Во первых: это общие тексты, говорящие о достоинстве свидетельства, как сказал Ибн ‘Усеймин и другие. Правило гласит: общие тексты понимаются конкретизирующими.

⇒ Во вторых: одним из условий свидетельства, это «аль-инкъияд» (следование/выполнение). Следовательно, упоминание достоинства свидетельства во всех этих хадисах подразумевает под собой это условие, нарушая которого свидетельство становится бесполезным.

Т.е все хадисы, где сказано: «Кто сказал: нет божества кроме Аллаhа» включают дела тоже. 

≡ Имам ‘алляма ‘Абд ар-РахIман ибн ХIасан али аш-Шейх у себя в «ФатхI аль-Маджид» сказал:

 قوله: من شهد أن لا إله إلا الله أي: من تكلم بها عارفاً لمعناها، عاملاً بمقتضاها، باطناً وظاهراً، فلا بد في الشهادتين من العلم واليقين والعمل بمدلولهما

«Слова (пророка ﷺ): «Кто скажет: Ля иляhа илля-Ллаh» т.е тот, кто произнес их, зная их смысл, выполняя то, к чему они указывают внешне и внутренне. Свидетельство обязательно должно содержать знание, убежденность и дела на ее основе».

А этот имам, как раз таки, компетентен в таких вопросах.

≡ Шейх Ибн Баз у себя в «Маджму’у аль-Фатауа», толкуя эти хадисы, сказал:

والأحاديث كلها يفسر بعضها بعضًا والمعنى أن من قال: لا إله إلا الله صادقًا من قلبه مخلصًا لله وحده، وأدى حقها بفعل ما أمر الله، وترك ما حرم الله، ومات على ذلك دخل الجنة

«Эти хадисы толкуют друг друга. Смысл в том, что сказавший: «Ля иляhа илля-Ллаh» будучи правдивым, искренним в сердце, и выполнил те дела, который приказал Аллаh, оставил то, что запретил Аллаh и умер на этом, войдет в рай».

Я скажу: но мурджииты увели смысл свидетельства в сторону.

≡ Имам Абу аль-Хусейн аль-МальтIи аш-Шафи’и ( ум. 377 г.х.) сказал:

«Разве ты не видишь как (мурджииты) говорят: «Сказавший ‹ля иляhа илля Ллаh, МухIамадун русулюЛлаh› дозволяя то, что дозволил Аллаh, запрещая то, что запретил Аллаh, войдет в рай, даже если прелюбодействовал, воровал… и намаз не совершал, и закят не выплачивал, и пост не держал, если он признавал обязательность›»

2. Вторая шубhа.

Они приводят хадисы (перевод не мой, но он верный).

Хадис Анаса у аль-Бухари и Муслима:

«Тогда они явятся ко мне, и я скажу: “Я заступлюсь за вас!”, и обращусь к своему Господу за разрешением, и разрешение будет дано мне, а затем Он внушит мне слова хвалы, с которыми я обращусь к Нему и которых не знаю сейчас. И я воздам Ему эту хвалу и склонюсь перед Ним в земном поклоне, после чего мне будет сказано: “О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!” Тогда я скажу: “О Господь мой, община моя, община моя!”, а мне будет сказано: “Ступай и выведи из Ада тех, у кого в сердце было веры хоть на вес ячменного зерна!” И я пойду и сделаю это. Потом я вернусь, снова воздам Ему эту хвалу и склонюсь перед Ним в земном поклоне, и мне будет сказано: “О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!” Тогда я скажу: “О Господь мой, община моя, община моя!” И будет сказано: “Ступай и выведи из Ада тех, у кого в сердце было веры на вес пылинки или горчичного зерна!” И я пойду и сделаю это. Потом я вернусь и снова воздам Ему эту хвалу, после чего склонюсь перед Ним в земном поклоне, и мне будет сказано: “О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!” Тогда я скажу: “О Господь мой, община моя, община моя!” А Он скажет: “Ступай и выведи тех, у кого в сердце было веры хоть на вес мельчайшей части горчичного зерна, выведи таких из Огня!” И я пойду и сделаю это. А потом я вернусь в четвертый раз и снова воздам Ему эту хвалу, после чего склонюсь перед Ним в земном поклоне, и мне будет сказано: «О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято!» Тогда я скажу: «О Господь мой, позволь мне обратиться к Тебе с заступничеством за тех, кто говорил: “Ля иляха илля-Ллах”!» И Он скажет: «Клянусь Своей славой, величавостью и величием, Я обязательно выведу оттуда тех, кто говорил: “Ля иляха илля-Ллах”!»

Затем мурджииты из сайта «Энциклопедия хадисов» (hadis.uk) говорят следующее под этим хадисом:

  1. В хадисе указание на то, что основа веры в сердце.
  2. В хадисе указание на то, что одного произнесения языком свидетельства веры не достаточно, т.е. обязательно должны присутствовать дела (убеждение) сердца. И наоборот, т.е. что не достаточно только дел (убеждения) сердца, если нет произношения формулы веры языком.
  3. В хадисе довод для тех, кто говорит о том, что оставляющий молитву по лени или небрежности не является неверующим.

Они смешали правду с ложью, истину с заблуждением, общее с частным, абсолютное с конкретизирующим. Это свидетельство того, что люди не являются требующими знания.

⇒ Во первых. Их слова: «В хадисе указание на то, что основа веры в сердце» является непониманием и халатностью со стороны переводчика этого хадиса. Будет не точным говорить, что сердце является основой веры, правильно говорить, что сердце начало веры. Иначе получается, что раз сердце основа, значит остальное второстепенное. Но правильно говорить: сердце, слова и дела — это рукн веры. Как сказали имамы, которых мы привели ранее. Это можно сравнить с намазом, говоря: намаз имеет арканы, и первый аркан, это «такбирутуль-ихрам». Но если сказать, что это основа намаза, тогда выходят остальные арканы нечто второстепенное.

Также примером служит известный хадис, где пророк ﷺ отправляя Му’аза в Йемен, повелел ему сообщить им о единобожии, и если они примут, то сообщить им о намазе. Здесь пророк ﷺ сделал иман началом вхождения в ислам, а не основой вхождения.

Также примером служат слова Всевышнего в суре «Различение»:

Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно».

Всевышний, говоря о мушриках, указал на спасение, перечислив не основы, а последовательность основы: раскаяние — вера — дела. И это не уровни ислама, это порядок прихода в ислам.

Еще один пример с единобожием в божественности, и с единобожием в атрибутах. Человек приходит в ислам через единобожие в божественности, а не через единобожие в атрибутах, но означает ли это, что единобожие в атрибутах ответвление от первого? Нет, это одно целое, не выполнив чего-то одного из них, рушиться все.

⇒ Во вторых. Их слова: «В хадисе указание на то, что одного произнесения языком свидетельства веры не достаточно, т.е. обязательно должны присутствовать дела (убеждение) сердца. И наоборот, т.е. что не достаточно только дел (убеждения) сердца, если нет произношения формулы веры языком». Обратите внимание, они не упомянули дела. Не сделали дела частью имана. Это очередная неточность и халатность в предоставлении информации. Это снова говорит о мазhабе мурджиитов.

⇒ В третьих. Их слова: «В хадисе довод для тех, кто говорит о том, что оставляющий молитву по лени или небрежности не является неверующим». На самом деле он довод у мурджиитов и тех поздних ученых Сунны, которые отошли в этом вопросе от пути саляф. А также это довод у тех имамов, которые сделали неточный иджтиhад в этом вопросе, тогда как сподвижникам даже в голову не пришел этот хадис в качестве доказательства. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что данный хадис говорит лишь о достоинстве свидетельства обобщенно, но он никак не проявляет свет.

Ибн ‘Усеймин, в шархе этого хадиса, на которого ссылался тот сайт, и вовсе сказал, что это хадис не касается тех, кто оставил молитву. Ибн ‘Усеймин также считает, что оставивший все столпы не является мусульманином. А как-же иначе, если он также считает кафиром того, кто не выполняет лишь намаз, не говоря уже о всех арканах.

И очень тонко подметил шейхуль-ислям Ибн Теймия в «Аль-маджму» том. 4. В разделе «Аль-иман аль-кабир», комментируя подобные хадисы, сказав:

«и это соответствует словам Всевышнего Аллаhа: «и кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его». И тот, у которого добра на вес пылинки, это тот, у кого имана на вес пылинки».

Шейхуль-ислям хочет сказать, что упомянутые в хадисе люди с верой весом пылинки это те, кто делал фарды с весом пылинки, а не те, кто вообще никаких фардов не делал.

⇒ В четвертых. Никто из саляф не использовал данный хадис в данной теме, это уже говорит о том, что данный хадис не годиться в обсуждаемой теме.

3. Третья шубhа.

Они приводят хадис обладателя листка. Его еще называют «хадис битIакъа». Его приводит аль-Хаким и другие от ‘АбдуЛлы бин ‘Амра. Суть в том, что в судный день приведут грешника, книги грехов которого закроют горизонт. Их количество 99. Ему скажет Всевышний: «Есть ли у тебя что нибудь из благих деяний?». Он скажет: «Нет». Тогда Всевышний скажет: «Нет, у тебя есть благие деяния. С тобой не поступят сегодня не справедливо». Затем принесут клочок бумаги, на которой написано «ля иляhа илля Ллаh». Затем их положат на противоположную часу весов, где эта бумажечка перевесит все эти книги.

Мурджииты говорят, что это свидетельствует о том, что он никаких фардов не выполнял, но при этом Всевышний простил его. А кафира Всевышний не прощает.

На это ответим:

⇒ Во первых: Никто из саляф не использовал данный хадис в подтверждении этой мысли. Никому из имамов в голову не пришел этот хадис в данной теме, затем приходят люди и додумались до того, до чего не додумались лучшие люди после пророков ?!

⇒ Во вторых:  Ведь сам Всевышний сказал ему: «Нет, у тебя есть благие деяния». А если они скажут: «Почему тогда человек отрицательно ответил на вопрос: «Есть ли у тебя благие деяния?» Мы скажем: а потому, что их было ничтожно мало. Как указал имам Ибн Хузейма и другие, у арабов есть оборот в речи, используемый в отношении тех, кто ничтожно мало сделал, или очень плохо сделал, типа: да ничего ты хорошего не сделал.

Это как в хадисе неблагодарной жены: «Я никогда от тебя ничего хорошего не видела». Хотя он как раз таких только и делал, что относился к ней хорошо.

Или хадис Джабира, когда Иблис посылает своих шайтанов творить плохие дела, находясь на своем троне на море, придет один из шайтанов и скажет: «Я сделал то-то и то-то». Иблис скажет, будучи не довольным: «Ничего ты не сделал». 

Либо хадис человека, который плохо совершил свою молитву, которому пророк ﷺ сказал: «Вернись и соверши молитву, ибо ты не совершил молитву». Хотя тот сподвижник совершил ее несколько раз. Но он совершил ее не правильно, и поэтому такому говорится «Ты не совершил молитву». 

 Или слова Ибн Шиhаба аз-Зуhри:
«Я сорок лет отправлялся в Шам и обратно (в Медину), и ничего нового я не узнал».

Имеется ввиду: ничего особо нового не узнал.

4. Четвертая шубhа.

Хадис Абу Са’ида, где сказано, что выведут из ада тех единобожников, которые ничего из благого не делали.

⇒ Во первых. Здесь тот же ответ, что и в предыдущей главе: слова «ничего не сделал» означают» ничего существенного не сделал». Т.е это арабский лексикон. Это как в примере неблагодарной жены и трона Иблиса.

≡ Великий имам аhлю-сунна Ибн Хузейма ( ум. 311 г.х.) ответил на подобное:

هَذِهِ اللَّفْظَةُ «لَمْ يَعْمَلُوا خَيْرًا قَطُّ» مِنَ الْجِنْسِ الَّذِي يَقُولُ الْعَرَبُ: يُنْفَى الِاسْمُ عَنِ الشَّيْءِ لِنَقْصِهِ عَنِ الْكَمَالِ وَالتَّمَامِ، فَمَعْنَى هَذِهِ اللَّفْظَةِ عَلَى هَذَا الْأَصْلِ: لَمْ يَعْمَلُوا خَيْرًا قَطُّ عَلَى التَّمَامِ وَالْكَمَالِ، لَا عَلَى مَا أَوْجَبَ عَلَيْهِ وَأَمَرَ بِهِ، وَقَدْ بَيَّنْتُ هَذَا الْمَعْنَى فِي مَوَاضِعَ مِنْ كُتُبِي».

Эта фраза: «ничего из благого не делали» относится к той категории выражений, которую используют арабы: отрицание полного названия вещи в силу ее недостаточной полноценности. И в этой связи смысл этого выражения выглядит так: «Ничего из благого не сделал в совершенном и полноценном виде». А не то, что он (оставил) свои обязанности и приказы. Я уже объяснил этот смысл во многих местах своей книги».
См. Китаб ат-ТаухIид 732.

Я скажу, что на нашем жаргоне тоже это используется. Когда в классе сидит лентяй, мы говорим: «да он вообще не учится». Хотя он учится, но плохо.

⇒ Во вторых. Здесь также речь о тех, кто не успел ничего из благого сделать и умер.

≡ Ученые аль-ляджны ад-даимы сказали:

وأما ما جاء في الحديث إن قومًا يدخلون الجنة لم يعملوا خيرًا قط، فليس هو عامًا لكل من ترك العمل وهو يقدر عليه، وإنما هو خاص بأولئك لعذرٍ منعهم من العمل، أو لغير ذلك من المعاني التي تلائم النصوص المحكمة، وما أجمع عليه السلف الصالح في هذا الباب.

«А что касается хадиса, что некоторые, ничего не сделав из благого, зайдут в рай, то это не касается тех, кто оставил деяния, имея возможность их делать. Это касается только тех, у кого были препятствия перед выполнением деяний. Люби другие причины, соответствующие ясным доказательствам и тому, на чем единогласны саляфы в этой главе».

≡ Шейх аль-Фаузан сказал «…а что касается того, кто оставил все деяния по уважительной причине, он не смог ничего сделать, он искренне произнес два свидетельства и умер, или его тут-же убили, то нет сомнений, что такой верующий».

≡ Ибн ‘Усеймин сказал: «…они уверовали и умерли, так и не успев ничего из благого (обязательного) выполнить…»

5. Пятая шубhа.

Хадис Са’да бин Малика ибн Синана (Абу Са’ида аль-Худри) у аль-Бухари и Муслима о человеке, убившем сто душ. Затем ему указали на знающего человека, который сказал ему: «Ступай на такую-то землю, там поклоняющиеся Аллаhу люди, поклоняйся с ними. Не возвращайся на свою землю, это земля нечестия». Этот человек отправился и умер по дороге. Теперь у ангелов милости и ангелов наказания возник спор, первые хотят его в рай, а вторые в ад. Первые сказали: «Он направлялся к Аллаhу с кающимся сердцем». Ангелы наказания сказали: «Он ничего хорошего не сделал». В итоге спор решился в пользу ангелов милости. 

В одной версии сообщается: «И Всевышний внушил этой части: отдались! А другой: приблизься». И получилось, что он стал ближе к тем людям, к которым он направлялся.

⇒ Во первых. Слова ангелов: «Он ничего хорошего не сделал» не означают буквально, а означают то, что мы ранее объяснили — отрицание полноценности и совершенства, а не действительности и наличия. Подтверждением этому служат слова ангелов милости: «Он направлялся к Аллаhу с кающимся сердцем»

Он сделал три серьезных деяний:

1. Покаяние.
2. Хиджра
3. Желание делать поклонение, а это равносильно тому, что он словно уже сделал их.

⇒ Во вторых. Он умер, и просто не успел сделать все то, что было вменено ему в обязанность в шариате его пророка.

6. Шестая шубhа.

Аль-Бухари передал от Са’ида ибн аль-Мусайиба, от своего отца историю Абу Талиба, когда перед его смертью пророк ﷺ сказал ему: «О моя дядя! Засвидетельствуй, что нет божества кроме Аллаh, из-за чего я смогу заступаться за тебя перед Аллаhом». Но он так и не засвидетельствовал.

Мурджииты говорят: если-бы имана было недостаточно, то пророк ﷺ не мог-бы за него заступаться, ведь Абу Талиб ничего не сделал-бы из благого после произношения свидетельства.

⇒ Ответ: все верно, он просто умер. Он не успел-бы ничего сделать, даже если-бы захотел. Это исключение, о котором мы уже говорили выше.

7. Седьмая шубhа.

Аль-Бухари передал, что был один иудейский юноша, который прислуживал пророку ﷺ. Затем он заболел. Пророк ﷺ навестил его, и сказал: «Прими ислам». Юноша посмотрел на отца, и отец сказал ему: «Слушайся Абу аль-Къасима». Тогда юноша принял ислам. Затем пророк ﷺ сказал: «Хвала Аллаhу,, который спас его от огня!»

⇒ Ответ: Тот-же ответ, что и с Абу ТIалибом

8. Восьмая шубhа.

Когда Усама убил многобожника, который произнес шаhаду в момент битвы, после пророк ﷺ упрекнул его за это.

⇒ Ответ: Усама просто не дал ему возможность творить деяния. Усама зарубил его, полагая, что шаhаду он произнес из-за страха быть убитым. 

А у нас есть правило, как сказал шейхуль-ислям: произнесший свидетельство, внешне мы относим его к исламу, пока он не покажет обратное. А оставление дел в последующем как раз то самое обратное.

9. Девятая шубhа.

Они говорят, что невыполнение фардов, это как выполнение грехов. Т.е выполнить грех все равно, что оставить фард. Простыми словами: сделать запрещенное, это как оставить приказанный (фард). Следовательно, если он не делает фарды, но избегает зина, убийства и т.д, то он считается тем, кто выполнил дела, так как оставить запрет это своего рода дело. Оставить зина — это деяние, значит он творит благое деяние.

На самом деле это игра слов. Игра с умами малограмотной молодежи.

Ответ саляфов этой уммы:

≡ Суфьян ас-Саури сказал:

كوبُ المحارِم من غير استحلال معصيةٌ، وترْكُ الفرائض متعمِّدًا مِن غير جهل، ولا عُذْر كفر

«Совершение грехов, не дозволяя их, ослушание, а намеренное оставление фардов без уважительной причины и невежества, куфр».
См. «Сунна» ‘АбдуЛлы. Стр. 745.

≡ Суфьян Ибн ‘Уейна, сказал:
«Мурджииты считают оставление фардов (арканов) грехом, подобно совершению запретных деяний. Но это не одно и тоже, так как совершение запретных деяний, не считая их дозволенным, грех, а оставление фардов (арканов) без уважительной причины и невежества, куфр».
Источник приводили выше.

≡ Затем после них ‘Абд аль-Къадир аль-Джейляни сказал:

تَرْك العبادات المفروضات زَنْدَقة، وارتكاب المحظورات معصيةٌ

«Оставление фардов — безбожие. Совершение запретного — ослушание».
См. «Аль-Файд ар-Раббани». Стр. 54.

10. Десятая шубhа.

Ибн Маджа передает от ХIузейфы, что посланник Аллаhа ﷺ сказал:

يدرس الإسلام كما يدرس وشي الثوب، حتى لا يدرى ما صيام ولا صلاة ولا نسك ولا صدقة. ويسرى على كتاب الله عز وجل في ليلة فلا يبقى في الأرض منه آية وتبقى طوائف من الناس، الشيخ الكبير والعجوز، يقولون: أدركنا آباءنا على هذه الكلمة لا إله إلا الله فنحن نقولها

«Ислам будет исчезать, как исчезают узоры на одежде. Дело дойдет до того, что не будут знать ни о посте, ни о молитве, ни о поломничестве и садакъе. В одну из ночей Коран будет вознесен (обратно), и не останется от него на земле даже аята. Останутся на земле (разные) группы людей. Старый дед и бабка будут говорить: «Мы застали наших предков на этих словах: ‹Ля иляhа илля-Ллаhа› и мы повторяем эти слова› »».

⇒ Во первых: Нет в этом хадисе никакого доказательства. Этот хадис сам себя истолковал. Это время близкое в судному дню, Всевышний забрал Коран обратно, люди ничего не застали кроме свидетельства, поэтому они верующие в силу таких обстоятельств. Подобные хадисы мы уже объяснили выше. Эти люди делали лишь то, что застали, другого просто не было.

≡ Шейх Ибн ‘Усеймин в говорит, комментируя данный хадис:

فإن هؤلاء الذين أنجتهم الكلمة من النار كانوا معذورين بترك شرائع الإسلام، لأنهم لا يدرون عنها، فما قاموا به هو غاية ما يقدرون عليه، وحالهم تشبه من ماتوا قبل فرض الشرائع، أو قبل أن يتمكنوا من فعلها، كمن مات عقيب شهادته قبل أن يتمكن من فعل الشرائع

«Эти люди, которых спасут от огня (лишь) слова (шаhады), которые оставили дела ислама, имеют оправдания. Ведь они ничего о (деяниях) не знали. То, что они говорили (из слов свидетельств), это максимум что они могли. Их положение похоже на тех, которые умерли до шариатских предписаний, или тех, кто не смог совершить деяния, как тот, кто произнес шаhаду и умер сразу до выполнения шариатских предписаний».
См. «Хукм тарики ас-саляh» стр. 25-26

Тоже самое сказал шейхуль-ислям Ибн Теймийя, да помилует его Аллаh.
 
⇒ Во вторых: Это хадис можно использовать против них тоже. Почему? Да потому, что в хадисе сказано лишь о произношении, а не о убежденности сердцем, и если следовать их принципу, то получается, что достаточно просто произнести, даже не уверовав в них. Если они согласятся, тогда они худшие мурджииты-каррамийя, которые не являются мусульманами.
 
⇒ В третьих: В хадисе не упоминается вторая формула шаhады — «уа ашhаду анна МухIаммадан русулю-Ллаh». По их логике получается, что эту часть не обязательно произносить. Или все таки то время, время исключение, время перед судным днем. Это никак не годится в качестве аргументации. Поэтому мы скажем, что данный хадис является исключением, как указал нам это шейхуль-ислям Ибн Теймийя. 

11. Одиннадцатая шубhа.

Они могут вам привести слова некоторых авторитетных ученых, которые сказали, что в этом вопросе есть два мнения. А некоторые сказали, что оставивший все дела не является кафиром. Они могут упомянуть некоторые авторитетные имена, затем сказать, что у саляф в этом вопросе два мнения.
 
≡ Шейх Салих аль-Фаузан сказал:
«Это лжец! Говорящий эти слова, лжец! Лжет на саляф. Саляфы не говорили, что оставивший все деяния, не делающий ничего, он верующий».

≡ Шейх доктор ‘АбдуЛла аль-‘Убейлян, отвечая на вопрос: есть ли у саляф второе мнение в вопросе оставление всех деяний?, ответил:
«Чтобы там не было, это слова мурджиитов. Не известно, чтобы саляф говорили эти слова. Эти слова говорили поздние ученые, допустившие ошибку. 

Теперь посмотрим, на кого ссылаются мурджииты:

1. Ибн Шиhаб аз-Зуhри (Ум. 124).
2. Аль-Къасим ибн Саллям. (Ум. 224)
3. Мухаммад бин Наср аль-Маррузи (Ум. 294).
4. Имам Ибн ‘Абд аль-Барр (Ум. 463).

Это самые важные фигуры.

1. Первый из них аз-Зуhри, который является младшим табиинов, из пятой табакъа вместе с Къатадой.

Мурджииты ссылаются на его слова:

«Если он оставляет намаз, желая другой религии помимо Ислама, то его следует казнить! Если же нет (т.е. оставляет намаз не по причине вероотступничества), тогда он нечестивец из нечестивцев, которого следует сильно побить или посадить в тюрьму!»

⇒ Ответ: Речь идет лишь о оставлении намаза, а не всех фардов. Но даже в этом вопросе имам аз-Зуhри противоречит табакъатам выше него. К примеру в третьей табакъе аль-Хасан аль-Басри, Ибн Сирин. Во второй Са’ид ибн аль-Мусайиб, Абу Уаиль, Зир бин Хубейш и другие. А в первой табакъе сподвижники, да будет доволен им Аллаh. Имам аз-Зуhри противоречит им в вопросе намаза. Более того, он противоречит хадисам. Иджтиhад одного табиина никак не может перевесить единогласие сподвижников. 
Но даже если не брать во внимание вопрос намаза мы скажем: аз-Зуhри ничего не сказал о оставлении всех фардов. Это чистейший воды тадлис и наговор на имама.

Более того мы находим в книге «Сунна», что аз-Зуhри сказал:

والإيمان قول وعمل قرينان لا ينفع أحدهما إلا بالآخر

«Иман — это слова и дела, они неразлучны. Не поможет существовать одно из них без другого».

Вот и прояснилось мнение имама Ибн Шиhаба аз-Зуhри, да помилует его Аллаh.

2. Второй из них имам Аль-Къасим ибн Саллям. (Ум. 224).

Они приводят его слова:

«По нашему мнению, сутью дела, на которую указывает Сунна, является то, о чём доложили наши учёные. Из всего этого мы сообщили в нашей книге следующее: вера включает намерения, слова, (произносимые вслух), и поступки. И у неё есть множество степеней, одна выше другой. Но и началом веры, и самой высокой её степенью является свидетельство веры, произносимое языком – как сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в хадисе, где он разделил (веру) на семьдесят с лишним частей. 
И если человек произнёс (шахаду) и признал всё, что пришло от Аллаха, то (эти его шаги) нужно назвать верой – в том смысле, что он вошёл в неё, однако он не достиг перед Аллахом её полноты и не должен хвалить себя. И каждый раз, когда возрастают его послушание Аллаху и богобоязненность, возрастает его вера»
См. «Аль-Иман». (стр. 34-35). 

⇒ Ответ: Он сам не является из саляф, хоть и застал последних таби-табиинов. Он из табакъа 10. А последние саляф закончились в 9-ой. И это во первых. А во вторых здесь тадлис его слов и не точный перевод. Я открыл его книгу и обнаружил, что мурджииты преподнесли его слова согласно своим страстям.

Они перевели так: «вера включает намерения, слова, (произносимые вслух), и поступки».

Но в оригинале он сказал:

 الإيمان بالنية والقول والعمل جميعاً

«Иман — это убеждение, слова и дела как единое целое».

Вот это то, что мы и говорим.

Дальше имам аль-Къасим начал говорить о степенях иман. Он и другие имамы в таких местах имеют ввиду некоторые обязательные и дополнительные обряды, которые не являются рукном имана, но являются его дополнением. Из обязательных дополнений имана: хадж, пост, пятничная молитва и т.д. Из желательных дополнений имана: милостыня, дополнительные молитвы, дополнительные посты, и т.д. Мы тоже говорим об этом. Но мурджииты хиттрят, приводя подобные слова не в том разделе, что вызывает у читателя ложное представление.

3. Третий из них: Мухаммад бин Наср аль-Маррузи (Ум. 294).

Они приводят его слова:

«Другая группа, также состоящая из знатоков хадисов, сказала нечто, похожее на слова этих (первых), однако они называли (человека, оставившего праведные дела), мусульманином – ввиду того, что он отошёл от религий неверных, признав веру в Аллаха и во всё, что Он сказал – но они не называли его верующим и были убеждены, что он, называясь именем Ислама, стал неверным – не в смысле неверия в Аллаха, однако он неверный в смысле (отсутствия) поступков. И они сказали: «ЭТО НЕВЕРИЕ, КОТОРОЕ НЕ ВЫВОДИТ ЕГО ИЗ РЕЛИГИИ (ИСЛАМ)»»
(«Та’зыму кадри-с-салят», 2/517).

⇒ Ответ: Он из двенадцатой табакъи молодых. Есть двенадцатая табакъа старших, в нее входит аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и другие. А аль-Маррузи младше них в этой табакъе. Он не застал даже молодых таби-табиином. Он не застал саляф. Учился у Яхьи ат-Тамими (учитель аль-Бухари), у ИсхIакъа бин Раhвейhи, Ибн Аби Шейба, Мухаммада ибн Нумейр (уч. Муслима), Хишама ибн ‘Аммара (уч. аль-Бухари) и т.д.

Не смотря на то, что он один из имамов этой уммы, он противоречит своим-же учителям. Он противоречит своему учителю Ибн Раhавейhи, который более авторитетней не только в этих вопросах, но и во всех аспектах ислама. Ахмад сказал о своем друге и учителе Ибн Раhавейhи:
«Когда тебе сообщает амируль-муъминин (в знаниях) Абу Я’къуб (Ибн Раhавейhи), то схватись за это».

Аль-Маррузи противоречит Исхакъу ибн Раhавейhи, который сказал:
«Мурджииты попали в чрезмерность, что начали говорить: «…кто оставил пять намазов, пост в Рамадан, закят, хадж и остальные фарды, не отрицая их обязательность, мы не выносим ему такфир. Его дело у Аллаhа, так как он признает их обязательность». Нет сомнений, что они мурджииты».

Аль-Маррузи в этом противоречит не только Ибн Раhавейhи, но и его учителю — Ибн ‘Уейне, который сказал:
«… оставление фардов (арканов) без уважительной причины и невежества, куфр».

Он противоречит не только Ибн ‘Уейне, но и его учителю — аз-Зуhри, который сказал:
«Иман — это слова и дела, они неразлучны. Не поможет существовать одно из них без другого».

Он противоречит не только аз-Зуhри, но и его учителю — Ибн ‘Аббасу, который сказал:
«Фундамент ислама: свидетельство, молитва, пост и Рамадан. И кто оставил что-то одно из них, становится неверующим».

Он противоречит не только Ибн ‘Аббасу, но даже его учителю, мир ему и благословение, который сказал:
«А кто оставил молитву, тот попал в неверие».

И самое парадоксальное в этой истории это то, что мурджииты приводят слова имама аль-Маррузи, не привели его другие слова, где он сказал:

ثم ذكرنا الأخبار المروية عن النبي صلى الله عليه وسلم في إكفار تاركها، وإخراجه إياه من الملة، وإباحة قتال من امتنع من إقامتها، ثم جاءنا عن الصحابة مثل ذلك، ولم يجئنا عن أحد منهم خلاف ذلك

«Затем мы упомянули сообщения от пророка ﷺ о такфире оставившего молитву, о выводе его из ислама, о дозволенности казни того, кто воздерживается от молитвы. Затем мы упомянули сообщения от сподвижников на это. И не дошло до нас ни от одного из них противоположное этому».

Он-же сказал:
«Иман — это слова и дела, они неразлучны. Человеку не поможет одно из них без другого».

Пришла истина!

Напомню, дорогой читатель, что даже если имам Ибн Наср аль-Маррузи считал иначе, то мы не называем его мурджиитом, так как он не имел их основы, но говорим, что он ошибся. Те, кто лучше него, не разногласили в этом. Но как вы увидели, аль-Маррузи говорил обратные слова тоже.

Мурджииты собирают отклоненные и редкие мнения имамов, а затем вооружаются ими, преподнося это невежественно аудитории как аргумент, как приемлемое разногласие. Свят Аллаh!

Тогда почему они не возьмут отклоненные мнения некоторых имамов и саляф?

К примеру мнение Ибн Хузеймы, а он из 13 табакъи, что местоимение в хадисе: «по его подобию» возвращается к Адаму, хотя Имам Ахмад и Ибн Раhавейhи назвали это джаhмизмом?

Или еще выше, из 10-ой табакъи, насибитский взгляд имама ‘Али ибн аль-Джа’да (уч. аль-Бухари)?

Или еще выше, из из 6-ой табакъи, мнение в вопросе временных браков имама Ибн Джурейджа (уч. аш-Шафи’и)? 

Еще выше, из из 5-ой табакъи, мурджиитское мнение Хамада бин Аби Сулеймана (уч. Абу Ханифы)?

Или еще выше, из 4-ой табакъи къадаритское мнение, что Всевышний не является творцом зла, на это имам Къатада?

А может из 1-ой табакъа, мнение Ибн Мас’уда, что сура «Искренность», «Рассвет» и «Люди» не входят в мусхаф (переплет) Корана? Что является ошибкой по единогласному мнению!

≡ Имам аль-Ауза’и сказал:

من أخذ بنوادر العلماء خرج من الإسلام

«Кто берет отклоненные мнения ученых, вышел из ислама».
Аль-Байhакъи в «Сунан» 10/356.

≡ Сказал имам Сулейман ат-Тейми (учитель Суфьяна ас-Саури и Суфьяна Ибн ‘Уейны):

لو أخذتَ برخصة كل عالِم اجتمع فيك الشرّ كله

Если ты будешь брать ошибки всех ученых, то все зло объединиться в тебе».
Аль-Байhакъи в «Сунан» 10/356.

≡ Имам Исма’иль бин ИсхIакъ аль-Къади зашел к халифу аль-Му’тадиду, он протянул ему книгу, и он увидел, что в ней собраны исключительно отклоненные и ошибочные фетвы ученых. Тогда аль-Къади сказал:
«О повелитель правоверных! Автор этой книги зиндикъ!» Халиф сказал: «Но эти хадисы достоверные?». Къади сказал: «Хадис применяются где надо, но тот, кто дозволил опьяняющее, не дозволил временные браки, а дозволивший временные браки, не дозволил песни и опьяняющее. Нет такого ученого, у которого не было-бы ошибки. Кто собрал ошибки ученых и последовал за ними, потерял свою религию».

Затем халиф приказал сжечь эту книгу.
См. Ибн ‘Абд аль-Барр в «Аль-джами» 2/297.

4. Остается имам Ибн ‘Абд аль-Барр. При всем уважении к этому имаму, но он в этом вопросе никак не может служить доказательством. Он противоречит всем тем гигантам этой уммы. Плюс он где-то в 16/17 табакъе, а последние саляф в 9-ой. Разница очевидна. Что делать при таких ситуациях я уже объяснил выше.

Затем они приводят аль-хафиза Ибн Хаджара и ан-Науауи. 

Честно сказать, это нисколько меня не удивило! Меня не удивил тот факт, что они из-за безысходности начали ссылаться на тех, кто отрицает возвышение Аллаhа на троне, отрицает руки Аллаh, глаза, стопу, ревность, удивление, спускание на первое небо и остальные атрибуты. Также дозволяющие тавассуль (не истигъаса), дозволяющие маулид. Также не точная позиция Ибн Хаджара в вопросе голоса Аллаh. Отрицание «тасальсул аль-хауадис» (извечная цепь событий). Отрицание много чего. И тут мурджииты прибегли к этим двум мухаддисам, да помилует их Аллаh, чтобы засвидетельствовать в свою пользу, мол: видите, Ибн Хаджар и ан-Науауи тоже говорят так.

Я предлагаю им также ссылаться на Ибн Хаджар аль-Хайтами и Шиhаба ар-Рамли в вопросе взывания к мертвым, а затем начать взывать к могилам, и попросить могилы, чтобы они помогли им в распространении их мурджиитских взглядах.

А также пусть ссылаются аль-Хайтами, что Ибн Теймийя заблудший невежда, которого ослепил Аллаh (слова аль-Хайтами).

А также пусть ссылаются на их слова, что многобожник Ибн ‘Араби ат-ТIаи единобожник, найти ему оправдание, мол он был в состоянии транса.

Уа-Ллаhу аль-Муста’ан!

12. Двенадцатая шубhа.

Они приводят хадисы. Из них известный хадис Абу Хурайры у аль-Бухари и Муслима:

«Вера имеет семьдесят (в версии шестьдесят) ветвей (степеней). Самая высокая из них «Ля иляhа илля-Ллаhу», а самая низкая: убрать препятствия с дороги».

Или хадис Абу Малика аль-ХIариса аль-Аш’ари у имама Муслима:

«Чистота — половина веры».

Или хадис ‘АбдуЛлы ибн ‘Амр:

«Чей ислам лучше?»

Аятов и хадисов на этот счет очень много. Нет нужды их здесь все это приводить!

⇒ Ответ: Да, иман имеет свои степени, некоторые из них дополнительные степени, некоторые обязательно дополняющие, а некоторые обязательно удостоверяющие, как сказал имам Ибн Раджаб в «аль-Фатх», Ибн Къайим в «Китаб ас-Саля», Ибн Теймийя в «Маджму’ аль-Фатауа» и другие авторитетные источники.

Все эти хадисы несут общий характер, а выше я уже упоминали правило относительно общих и частных текстов.

Максиму эти хадисы применяются в том, что иман поднимается и падает. В этом опровержение ханафистким мурджиитам. Эти хадисы не затрагивают обсуждаемый нами вопрос.

Ведь если все степени сделать на одном уровне, тогда выходит, что высшая степень имана, т.е шаhада, подобна низшей: убиранию препятствия. Если и вовсе отрицать все ветви имана, тогда вообще шаhада не нужна. А это уже крайние мурджиизм — джаhмизм. Они не являются мусульманами.

Имам Ибн Къайим говорил об этих хадисах, что есть такие ветви, из-за исчезновения которых исчезает иман, а есть такие, из-за которых иман не исчезает.

В хадисе Ибн ‘Умара у аль-Бухари говорится: «Ислам зиждиться на пяти…» И аль-хафиз Ибн Раджаб говорил в шархе, что из них то, из-за чего иман исчезает, и из них то, из-за чего иман не исчезает. Но с исчезновением всех деяний, исчезает иман, ибо его составляющее отсутствует. И какие именно части имана составляющие я уже писал выше.

№5:
Заключение

И как тебе стало ясно, дорогой читатель, иман обязательно должен подразумевать под собой вид деяний, а именно арканы ислама, и минимум из них, это молитва. 

Оставивший все деяния, никак не может являться мусульманином, так как нарушил одну из основ имана — столпы ислама. 

Относительно намаза нет разногласий у сподвижников и табиигов в плоть до четвертого табакъа. Да и на этом табакъе лишь аз-Зуhри отличился этим мнением. Да и он не говорил о оставлении всех арканов ислама, он говорил лишь о намазе, а это уже другая тема.

И мы называем мурджиитами тех, кто не такфирит оставившего все деяния. Таковыми их назвали все те авторитетные имамы и ученые, которых мы упомянули.

Нельзя в этом вопросе ссылаться на уважаемых ученых ислама, как Ибн ‘Абд аль-Барр, не смотря на то, что он далек от ошибок в акиде, но в этом вопросе он отошел от пути саляф.

Также мы не ссылаемся в этих вопросах на тех ученых, которые согласились с ашаритами, как ан-Науауи, Ибн Джама’а, Ибн Хаджар, ас-Суюти и т.д.

Принимайте то, что пришло вам от саляф и имамов после них, следующие асарам, и оставьте ошибки некоторых ученых и хитрую ложь мурджиитов, прикрывающихся этими фетвами, вводя в заблуждение малограмотную аудиторию.

Если я упустил какие-то шубуhаты, то изучив предоставленные нами доказательства, вы сами развеете их, иншаАллаh.

Прошу Всевышнего принять нашу работу!

Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними


Источники:

1. «Сунна» имама ‘АбдуЛлы.
2. «Сунна» аль-Халляля.
3. «Шарх усулю аль-и’тикъад» имама аль-Лялякаи.
4. «Аш-шари’а» имама аль-Аджурри.
5. «Аль-ибана» имама Ибн БаттIы.
6. «Маджму’ аль-фатауа» шейхуль-ислямя.
7. «Китаб ас-Саля» и «аль-Фауаид» имама Ибн Къайима.
8.»Фатх аль-барри» аль-хафиза Ибн Раджаба.

9. Фетвы Ибн База.
10. Фетвы Ибн ‘Усеймина.
11. Фетвы Ибн Джибрина.
12. Фетвы ар-РаджихIи.
13. Ресурс ‘Аляуи ас-Сакъаф.

 

Комментарии

  • Олеся | Авг 28,2019

    Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух.
    1. Что такое джинсуль амаль?
    2. Что такое табака?
    3. Сколько времени дается человеку, чтобы научиться читать намаз? Если он, например, говорит, что должен все выучить отлично сначала, а потом начнет молиться.
    4. Еще говорят, что только что принявшему ислам и не знающему, как совершать намаз, можно совершать движения намаза, но говоря при это тасбих или ля иляха иллах. Это так?
    5. Вы написали: «Дальше имам аль-Къасим начал говорить о степенях иман. Он и другие имамы в таких местах имеют ввиду некоторые обязательные и дополнительные обряды, которые не являются рукном имана, но являются его дополнением. Из обязательных дополнений имана: хадж, пост, пятничная молитва и т.д. Из желательных дополнений имана: милостыня, дополнительные молитвы, дополнительные посты, и т.д. Мы тоже говорим об этом.»

    Правильно ли я понял: иман имеет рукны, обязательные и желательные? Рукн имана- это вера в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, пророков, Судный день и предопределение. Намаз тоже рукн имана? И одновременно рукн ислама? То есть все дела (хадж, пост, джума..) являются частью имана и ислама?

    Просто когда говорят иман, как будто это только вера, а ислам — дела. Это так, когда иман или ислам произносят вместе. А когда говорят отдельно иман, это значит и вера и дела?

    • blank

      AR-RAD | Авг 28,2019

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату.

      1. Это вид/род деяний. Т.е наличие какого-то деяния в своем роде. Говоря проще: наличие хоть какого-то фарда

      2. Табакъа — это уровневое ( иногда хронологическое) следующее поколение, заставшее предыдущих. Слои поколений. Пример: Абу Бакр, это первая табакъа, Мухаммад (его сын) вторая, аль-Къасим (его сын) третья и т.д.

      3. Да, это так. Это продолжается до тех пор, пока он не выучит столпы намаза.

      4. Иман имеет известные рукны: вера в Божество, ангелов, в книги и т.д. Слово «рукн» здесь терминологическое. А намаз отдельно взятый, или джинс ‘амаль (хоть какое-то наличие фарда) является рукном в языковом смысле.
        Это разделение связано с последовательностью прихода в единобожие, а не степенью важности. Т.е человек приходит к единобожию через иман, затем выполняет ислам, затем доходит во всем этом до уровня ихсан.

  • blank

    zuhasr | Окт 26,2019

    Ас саляму алейкум.

    Предлагаю каждому, кто продолжает поднимать эту тему, письменно ответить на следующий вопрос, беря во внимание то, что существует приемлемое разногласие среди Ахли-Ссунна в отношении оставления намаза по причине лени и нерадивости. Поэтому, отвечая на вопрос, отнеситесь к намазу точно так же, как и к другим обязательным вещам, оставление которых по лени и нерадивости (признавая их обязательность) является грехом, но меньше неверия, выводящего из религии.

    Вопрос:

    Каково положение человека, который искренне уверовав, произнес Свидетельство Единобожия, однако телом ещё не совершил ни одного благодеяния? (Т.е., каково его положение сразу после произнесения Свидетельства?)
    Варианты ответа:

    а) неверный для нас и неверный у Аллаха

    б) верующий для нас, в том, что касается положений этого мира, однако у Аллаха он продолжает оставаться неверным до тех пор, пока из вмененного в обязанность не совершит что-нибудь таким образом, на который указывает Шариат, данный Мухаммаду ﷺ.
    в) верующий для нас и верующий у Аллаха

    Если ты выбрал последний вариант, напиши, в течение какого времени будет действительна его вера при отсутствии телесного выполнения им обязательных вещей, с указанием довода (далиля) именно на этот срок. И скажется ли как-либо на его положении, если он (зная об обязательности и имея возможность совершать вовремя) отложит совершение возложенной на него обязанности на минуту, на час, на день или на год, но имея убежденность, что непременно начнёт?

    Сразу скажу что вопрос был взят с саляф форума.
    Прошу пропустить жду ответа от брата Abu Jauzi

    • blank

      AR-RAD | Ноя 16,2019

      Уа аляйкум ассалям. Ответ будет в видео, иншаАллаh

  • blank

    абу Амира | Апр 15,2020

    ас саламу алейкум четвертая шубха там ошибка в слове — да он вообще не учится — но вы пропустили слова «не»

    • blank

      AR-RAD | Апр 16,2020

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракату.  Исправлено. ДжазакаЛлаhу хайран.

  • blank

    абу Амира | Апр 15,2020

    ас саламу алейкум 9 шубха исправьте слова сказала на сказал где имам Суфьян сказал

    • blank

      AR-RAD | Апр 16,2020

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракату.  Исправлено. ДжазакаЛлаhу хайран.

  • Оставить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *