529. Когда нет ответа ни в Коране, ни в Сунне, ни среди сподвижников

529. Когда нет ответа ни в Коране, ни в Сунне, ни среди сподвижников

ПРЕДИСЛОВИЕ

Гл. №1: Предисловие.
Гл. №2: Коран — это первая инстанция.

Гл. №3: Сунна — вторая инстанция.
Гл. №4: Сподвижники — третья инстанция.
  Довод №1.
  Довод №2.
  Довод №3.
  Довод №4.
  Довод №5.
  Довод №6.
Гл. №5: Юридическая сила мнения сподвижников .
Гл. №6: Хадис Му’аза.
Гл. №7: Асары от сподвижников.
  Ибн Ма’суд.
  ‘Умар ибн аль-Хаттаб.
Гл. №8: Актуальность исламских ветвь властей.
Гл. №9: Остальные асары и выводы.


Гл. №1
Предисловие

Вчера на нашем канале в Zello состоялся разговор с майдановцами, доказывающими мне, что разрешается рядовому выносить суждение от себя, если он не нашел этому свидетельства ни в Коране, ни в Сунне, ни среди сахабов. Конечно, я опроверг это и объяснил им, что Коран, Сунна и понимание сподвижников пролили нам свет на все случаи жизни, и на все времена. Но, как это известно за майдановцами, они не принимают истину.

Они начали мне приводить асары от сподвижников. С каких пор они ссылаются на сподвижников, или вообще на саляф, если их устаз Абу Шу’айб не считается со сподвижниками? Он не считается с имамами этой уммы.

С помощью Аллаhа ответим на шубуhаты, и покажем братьям и сестрам их невежество в основах религии. 

≡ Сказал имам Ибн Къудама аль-Макъдиси:

«Основа в судействе и его законности: это Коран, Сунна и единогласие. Что касается Корана, то это слова Всевышнего: «О Давуд (Давид)! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха». А также слова Всевышнего: «Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах» (Трапеза: 49). Также слова Всевышнего: «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью». (Женщины: 65).

А что касается Сунны, то это согласно тому, что передал ‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен ими Аллаh, от пророка, что он сказал: ««Если судья постарался и вынес решение и угадал, то ему две награды, а если ошибся после того, как постарался, то ему одна награда». Хадис согласован (Т.е аль-Бухари и Муслим). Сообщений на этот счет, помимо упомянутых, много. Также умма единогласна в дозволенности судейства и вынесения решений среди людей».
См. «Аль-Мугъни» 5/14.

С дозволения Всевышнего рассмотрим все шариатские законодательные инстанции.

Гл №2
Коран — это первая инстанция

Заблудшие заявляют, что Коран не осветил все случаи жизни. Но взглянув в Коран и позволить себе поразмышлять над его аятами, то все прояснится.

→ Всевышний в суре «Пчелы» сказал:

Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман.

≡ Имам ас-Са’ди сказал:

«В этом Писании разъясняется все, в чем нуждаются рабы Аллаха. Истина разъяснена в нем самым ясным и выразительным образом, потому что слова его ясны, а их смысл — очевиден и доступен. Наиболее важные вопросы, в регулярном повторении которых человеческие души испытывают нужду, повторяются в Коране по несколько раз. Аллах излагает их различными словами и убеждает Своих рабов посредством различных доводов, дабы их сердца обрели покой и приносили благие плоды. Обилие этих плодов зависит от того, насколько прочно».

Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллаh, сказал в тафсире этого аята: «В этом Коране нам разъяснили всякую вещь и все науки».

≡ Сказал имам Муджаhид: «Разъяснили все запретные и дозволенные вещи».

≡ Сказал имам Ибн Джурейдж: «Разъяснено все что приказано и все что запрещено».

≡ Ат-Табари сказал: «О Мухаммад, тебе был ниспослан этот Коран как разъяснение всего того, в чем нуждаются люди, в вопросах халяля, харама, награды и наказания».

≡ Сказал аль-Къуртуби: «И не упустили мы в этой книге ничего».

→ Всевышний также сказал:

Мы разъяснили людям в этом Коране любые притчи, но человек больше всего склонен препираться.

≡ Ибн Касир сказал: «Мы разъяснили людям в этом Коране и подробно рассказали обо всем, чтобы они не отбились от истины».
 
Таких аятов в Коране много. Но для разумного достаточно этих двух приведенных, чтобы понять, что Коран дал все основы.
 

Гл №3
Сунна — вторая инстанция

 
Коран указывает на вторую инстанцию — на сунну. 
 
→ Он, Свят и Велик, сказал:

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании».

→ Всевышний также сказал:

«Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем».

 
→ Всевышний также сказал:

«Повинуйтесь Аллаху и Посланнику, — быть может, вы будете помилованы».

≡ Ас-Са’ди сказал в толковании этого аята:

«Всякий, кто покоряется посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выполняя его повеления и не нарушая его запреты, фактически покоряется Всевышнему Аллаху, поскольку Божий посланник, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал и запрещал только в соответствии с повелениями и законами Аллаха, руководствуясь Его откровением и Писанием».

→ Сам пророк ﷺ сказал в хадисе аз-Зухри, от Аби Салямы, от Абу Хурайры: «

من أطاعني فقد أطاع الله، ومن عصاني فقد عصى الله

Кто подчиняется мне, тот подчиняется Аллаhу, кто не слушается меня, тот не слушается Аллаhа

Как мы видим, что эта вторая инстанция вытекает все-таки из первой.

Гл №4
Сподвижники — третья инстанция

[icon name=»arrow-circle-o-right» class=»» unprefixed_class=»»] Довод №1:

→ Всевышний сказал:

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха»

Имам аль-Багъауи в тафсире этого аята сказал, что ‘Икрима и Мукъатиль сказали:

«Аят был ниспослан по поводу Ибн Мас’уда, Убейи бин Ка’ба, Му’аза бин Джабаля и Салима, маули Абу Хузейфи, да будет доволен ими Аллаh. Причиной послужило то, что Малик бин Сейф и Уаhб бин Яhуда два иудея, сказали им: «Мы лучше вас, наша религия лучше чем то, к чему вы нас призываете. И тогда Всевышний ниспослал этот аят»».

Как видим, Всевышний хвалит сподвижников, называя их лучшей общиной.

Но Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаh, сказал, что сюда входят сподвижники, сделавшие hиджру с пророком ﷺ в лучезарную Медину.

А ад-Даххак вовсе сказал, что сюда входят все сподвижники пророка ﷺ.

Другие ответили, что речь идет о единогласии сподвижников.

[icon name=»arrow-circle-o-right» class=»» unprefixed_class=»»] Довод №2:

Всевышний также сказал:

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас».

Первым делом под «обладающим влияния» понимаются обладатели знания, как это сказал Муджа hид, ‘Ата, аль-Хасан и другие. А сподвижники лучшие обладатели знания.

[icon name=»arrow-circle-o-right» class=»» unprefixed_class=»»] Довод №3.

→ Также Всевышний сказал:

«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне».

Слова: «и последует не путем верующих» т.е путем единогласия ученых, как сказал аль-Къуртуби и Ибн Касир. А сподвижники в этом случае на первом месте.

[icon name=»arrow-circle-o-right» class=»» unprefixed_class=»»] Довод №4:

→ Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

خير الناس قرني الذين بعثت فيهم ثم الذين يلونهم
Лучшие люди, это люди моего поколения, затем те, кто после них, и те, кто после них

[icon name=»arrow-circle-o-right» class=»» unprefixed_class=»»] Довод №5:

≡ Известный хадис ‘Ирбада бин Сарийя:

«Следуйте моей сунне, и сунне моих праведных халифов». 

В этом хадисе прямо приказано следовать за Абу Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом и ‘Али, так как праведные халифы в данном хадисе именно они. Ученые подмечают, что эти четверо имеют особое положение, имеют особое место. 

[icon name=»arrow-circle-o-right» class=»» unprefixed_class=»»] Довод №6:

→ Известный хадис Хузейфы:

«Я не знаю сколько еще буду среди вас, но после меня следуйте за этими двумя — Абу Бакром и ‘Умаром».

Ученые толкователи ответили, что если в первом хадисе пророчество указало на достоинство четверых, то в данном хадис пророчество указало на особенность этих двоих из четверых.

А в версии Ибн Мас’уда этого хадиса пророк ﷺ продолжил: «… и следуйте руководству ‘Аммара, и придерживайтесь Ибн Мас’уда». Это у ат-Тирмизи.

В хадисе Анаса пророк ﷺ снова хвалит Абу Бакра и ‘Умара, затем Му’аза, затем Ибн Мас’уда, затем Убейю.

В хадисе Ибн ‘Аббас пророк ﷺ сделал дуа, что Всевышний научил его книге.

Доводов на самом деле очень много, я лишь привел яркие из них. Для разумного достаточно этого.

Гл №5
Юридическая сила мнения сподвижников

Вам стало ясно, что если нет прямого указание в Коране и Сунне, то ответ можно найти в жизни сподвижников, да будет доволен им Аллаh.

А если там нет, то ответ можно найти в правильной аналогии, провести которую может именно обладатель знаний. А аналогию он проводит либо по Корану, либо по Сунне, либо на основе мнения сподвижников, да будет доволен им Аллаh.
См. ‘алляма аль-Усьюби в шархе на ан-Насаи. Книга: «Дисциплина судейства».

Поэтому, когда Абу Бакр не нашел основы в Коране и Сунне в вопросе наследства для бабушек, он обратился к другим сподвижникам и посоветовался с ними.
См. ‘алляма аль-Усьюби в шархе на ан-Насаи. Книга: «Дисциплина судейства». Стр. 196.

Точно также поступал ‘Умар, советуясь и спрашивая других сподвижников, а именно ‘Усмана, ‘Али, Тальху, аз-Зубейра и Ибн ‘Ауфа, да будет доволен ими Аллаh.
См. там-же.

Когда Са’ид бин Ибраhим стал судьей Медины и он не находил прямого указания в Коране и Сунне, он советовался у аль-Къасима (внук Абу Бакра) и Салима (внук ‘Умара).
См. там-же.

Но если аналогия противоречит мнению сподвижников, то является ли это доказательством? Здесь мнение ученых по усулю не единогласно. Имам Малик считал, что мнение сподвижника выше аналогии. На этом же ханафиты, ханбалиты, и это последнее мнение шафиитов.

Однако, если известно мнение сподвижника, и не известно, что кто-то ему противоречил, то это обстоятельство принимает положение «иджма’ сукути» (единогласие по умолчанию).
▪️ См. Имама аль-Баджи в «Ихкаму аль-Фусуль» стр. 175.

Другие сказали, что слова сподвижника являются доказательством если они еще подкреплены аналогией. На этом имама аш-Шафи’и (в одном из мнений) и Ахмад.
▪️ См. «Аль-Бахр аль-Мухит» 8/60

Ибн ‘Усеймин сказал, что слова/дела сподвижника являются доказательством при наличии двух условий: если они не противоречат Корану и Сунне, и, если они не противоречат другому сподвижнику. Если он противоречит другому сподвижнику, тогда вопрос становится вопросом разногласия, не единогласия.

Если сподвижник что-то передал, и из его слов понимается, что он не мог такое от себя сказать, как к примеру его описания ахира, или того, что было в прошлом много сотен лет назад, то такое возводят к пророку ﷺ. Это называется «хукм марфу». Это по определению является сунной, т.е второй инстанцией.

Это коротко относительно мнения сподвижников или их единогласия. Теперь разберем хадисы и асары от сподвижников, которые повелевают в безысходных случаях прибегать к аналогии.

Гл №6
Хадис Му’аза

→ От Му’аза сообщается, что когда посланник Аллаhа ﷺ хотел отправить его в Йемен, сказал: 

 كيف تقضي إذا عرض لك قضاء قال أقضي بكتاب الله قال فإن لم تجد في كتاب الله قال فبسنة رسول الله صلى الله عليه وسلم قال فإن لم تجد في سنة رسول الله صلى الله عليه وسلم ولا في كتاب الله قال أجتهد رأيي ولا آلو فضرب رسول الله صلى الله عليه وسلم صدره وقال الحمد لله الذي وفق رسول رسول الله لما يرضي رسول الله

«Как ты будешь судить, если тебе представят дело?» Он сказал: «Я буду судить по книге Аллаhа». Затем он сказал: «А если ты не найдешь ответа в книге Аллаhа?» Он сказал: «Тогда по сунне посланника Аллаhа » Он сказал: «А если ты не найдешь ответа ни в книге Аллаhа и ни в Сунне?» Он сказал: «Тогда я проявлю усердие и постараюсь судить, по своему мнению,». Тогда посланник Аллаhа похлопал его по груди и сказал: «Хвала Аллаhу, который направил посла посланника Аллаhа к тому, чем доволен посланник Аллаhа».

Это сообщение передал имам Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и ад-Дарими. Все они по цепочке от Шу’бы, от Абу ‘Ауна, от аль-Хариса бин ‘Амра — племянника аль-Мугъир ибн Шу’бы, а он от сподвижников Му’аза в Хомсе.

≡ Сказал имам Мухаммад Абади:

«Этот хадис (аль-Хусейн) аль-Джаузакъани поместил в (своей книге слабых хадисов) «Мауду’ат». Он сказал: «Это ложный хадис. Его передала джама’а (т.е сунан) от Шу’бы. Я провел поиск этого хадиса в муснадах больших ученых и тех, кто ниже них, спросил о нем обладателей знания, которых я встретил, я не нашел другого иснада, помимо этого. А аль-Харис бин ‘Амр (в этом иснаде) не достоверный. Сподвижники Му’аза в Хомсе неизвестны. На подобные иснады нельзя упираться в основах шариата»».
См. «Аунуль-Ма’буд». Книга «Суды». Гл. «Иджтиhад на основе мнения».

≡ Аль-Бухари сказал: «Его хадисы не достоверны и неизвестны».

Ат-Тирмизи, после того как привел этот хадис, сказал: «Я не считаю этот иснад полноценным».

Как стало ясно, хадисы на эту тему не достоверны.

И даже если он был-бы достоверным, то и в этом нет для них доказательства. Имам Абу Сулейман Хамд аль-Хаттаби в толковании этого хадиса сказал:

«Он (т.е пророк ﷺ) имеет ввиду иджтиhад (судьи) для решения проблем путем аналогии на основе Корана и Сунны. И он не имел ввиду суждения на основе мнения, основанное на собственном заключении, которое не основывается на Коране и сунны. В этом хадисе доказательство на дозволенность применения аналогии (къияса)».
См. Имам Мухаммад Абади в «Аунуль-Ма’буд». Книга «Суды». Гл. «Иджтиhад на основе мнения».

Также имам Мухаммад Абади в толковании данного хадиса Му’аза сказал:

«Сподвижники посланника Аллаhа ﷺ делали иджтиhад в затруднительных ситуациях и проводили аналогию между законоположениями. Они извлекали пользу от схожих между собой положений».
 См. Там-же.

Также можно привести пример того, как Са’д бин Му’аз вынес решение относительно Бану Къурайза, на что пророк ﷺ сказал:

«Ты вынес в отношении них решение, которое вынес тот, кто над семи небесами».

Также в пример можно привести приказ пророка ﷺ в день Ахзаба, когда он велел сподвижникам сделать молитву ‘Аср в Бану Къурайза. Затем они стали опаздывать, и группа сделала намаз вовремя, а другая группа сделала намаз в Бану Къурайза, поняв приказ буквально. На это Ибн Теймийя сказал, что вторая группа, это саляфы захиритов. А о первой группы Абади сказал, что это саляфы приверженцев аналогии (къияса) этой уммы.

Другими словами, пророк ﷺ не сказал, чтоб Му’аз взял что-то с воздуха, однако пророк ﷺ имел ввиду «къияс» — аналогия. Т.е словно он сказал: «Если ты не найдешь прямого указания, тогда проведи аналогию на основе Корана и Сунны, так как ты муджтаhид».

И нет сомнений, что Му’аз обладатель знания, он знающий харам и халяль, как об этом сам пророк ﷺ сказал в хадисе Анаса у ат-Тирмизи:

«… а самым знающим (в моей умме) в вопросах харама и халяля это Му’аз ибн Джабаль…».

Мы видим, что пророк ﷺ назвал Му’аза самым знающим, значит те советы, которые он дал в данном слабом хадисе, касаются муджтаhида, каковым Му’аз и является. А муджтаhиду разрешается самостоятельно проводить аналогию (къияс). Свидетельством этому служит другой хадис, где пророк ﷺ в хадисе аль-Бухари и Муслима сказал: 

إذا حكم الحاكم فاجتهد ثم أصاب فله أجران، وإذا حكم فاجتهد ثم أخطأ فله أجر

Если судья постарался и вынес решение и угадал, то ему две награды, а если он ошибся после того, как проявил усердие, то ему одна награда.

А Му’аз один из тех, кто имеет права проявить усердие и вынести решение на основе аналогии, так как он достиг этого уровня по свидетельству самого пророка ﷺ.

Также основой этому служит хадис Бурайды у Абу Дауда, где посланник ﷺ сказал:

القضاة ثلاثة واحد في الجنة واثنان في النار فأما الذي في الجنة فرجل عرف الحق فقضى به ورجل عرف الحق فجار في الحكم فهو في النار ورجل قضى للناس على جهل فهو في النار 

Судьи бывают трех видов, один из них в раю, а двое других в аду. Что касается того, кто в раю, это тот человек, который познал истину и судил на ее основе. А тот, кто познал истину, но не судил на ее основе, такой в аду, как и тот, кто судил среди людей без знания.

≡ Сказал имам Ибн Баз в «Маджму», в толковании этого хадиса:

«Это касается ученого, знающего шариатские постановления».

≡ Имам аль-Музани сказал:

«Правоведы времен посланника Аллаhаи до наших дней используют аналогию (къияс) в фикхе во всех законоположениях».
См. Имам Мухаммад Абади в «Аунуль-Ма’буд». Книга «Суды». Гл. «Иджтиhад на основе мнения».

Поэтому аль-Бухари назвал главу хадиса: «Глава о том, когда судья (т.е муджтаhид) проявил усердие и угадал истину, или же ошибся».

≡ Имам ан-Науауи в шархе муслима сказал:

«Ученые единогласны, что данный хадис касается судьи, обладателя знания, пригодного для вынесения решений. Если он угадал истину, то ему две награды: награда за правильный ответ и за само старание. А если он ошибся, то одна награда: награда за его старание…
А что касается того, кто не пригоден для вынесения решения, то нельзя ему вносить решения. Если он вынес решение, то награды ему не полагается, на против, он согрешил. Его решение не исполняется, и не важно, прав он в (своем решении) или нет».

≡ Ибн Хаджар сказал в «Фатхуль-Бари»:

«… если он взялся судить или давать фетвы без знания (т.е не обладай соответствующим уровнем), тогда он попадает в грех».

Подтверждением этому служит аят в суре «Пророки»: «Мы помогли Сулейману (Соломону) разобраться в этом и даровали им обоим власть (мудрость или пророчество) и знание».

≡ Имам аль-Бугъауи в тафсире этого аята привел слова аль-Хасана аль-Басри, сказавшего:

«Если бы не этот аят, то я бы увидел, как судьи погибли. Однако Аллаh похвалил это (т.е решение судей, следующих) наиболее правильному мнению, и похвалил это дело за их (правильный) иджтиhад».

≡ Имам ас-Са’ди сказал в тафсире этого аята:

«Все это свидетельствует о том, что правитель может принимать правильные решения, но может ошибаться. Однако он не заслуживает порицания за допущенные ошибки, если старался найти истину».

Из приведенного можно сделать следующие выводы:

  • В хадисе речь идет о аналогии со стороны муджтаhида. Как этому свидетельствует хадис, приведенный имамом аль-Бухари и Муслима о качествах судьи.
  • Му’аз таковым является, значит хадис касается его и ему подобных муджтаhидов, свидетельством чему является вышеприведенные хадисы.
  • Хадис указывает на существовании четвертой инстанции — аналогия (къияс), как на это указал имам Хамд аль-Хаттаби. Но и эта четвертая инстанция упирается на три предыдущие. Она вытекает из трех главных инстанций: Коран, сунна и сподвижники.
  • Речь не идет о том, когда какой-то майдановский или другой джахиль начинает подпиливать под себя шариат и выносить решение по своему узкому умозаключению.
  • Данный хадис Му’аза не достоверный. Но это не означает, что муджтаhид лишается возможности проводить аналогию. Доказательства мы уже привели выше.

Теперь что касается асаров от сподвижников.

Гл №7
Асары от сподвижников

Ибн Мас’уда

Один из них от Ибн Мас’уда, который мне отправил майдановец. Его передал ан-Насаи. Я обратил внимание, что цепочка от Абу Му’ауии, от А’маша. Эти два имама ахлю-сунна, но второй сильнейший мудаллис. Его «му’ан’ан» не принимается, пока он прямо не скажет: «Нам сообщил». Но имам Шу’баh говорил, что тадлис Абу Исхакъа и А’маша не вреден. Но доказано обратное. По этой причине Ибн ‘Абдиль-Барр передал единогласие, что му’ан’ан А’маша не принимается, пока он прямо не скажет. Но дело в том, что Абу Му’ауия, он же Мухаммад, это близкий и один из величайших учеников А’маша, он лучше всех знает его передачи. Он же учитель имама Ахмада.

Но это сообщение подтверждается другими похожими асарами, которые мы приведем ниже, иншаАлла. 

Но очень важно обратить внимание, что ан-Насаи привел эти сообщения в «книге судейства». Т.е ан-Насаи и другие привели эти асары для доказательства законности къияса для обладателей знания. А свидетельствующие этому аяты и хадисы мы уже достаточно привели в предыдущих главах.

‘Умар ибн аль-Хаттаб

Я привел ‘Умара после Ибн Мас’уда не потому, что второй лучше первого, а только из-за хронологической логики. Я сначала встретил асар Ибн Мас’уда, а затем ‘Умара.

Сообщение от ‘Умара передал ан-Насаи и аль-Байхакъи, по цепочки от Абу ‘Амира ‘Абдульмалика аль-Къа’ди, учитель имама Ахмада, он от Суфьяна ас-Саури, он от аш-Шейбани, тот от аш-Ша’би, он от Шурейха, который написал ‘Умару, спрашивая его. ‘Умар ответил ему, чтоб он судил по книге Аллаhа, а если не найдет там ответа, то по Сунне пророка ﷺ, если там не найдет, то согласно тому, что говорили праведники (т.е сподвижники), если не найдет в этих трех инстанциях, то ‘Умар сказал: «Если хочешь, то возьмись за это дело, если хочешь, то оставь. Я же вижу благом, чтоб ты не брался за это дело».

Эти асары ан-Насаи и другие привели в главе судейства, для доказательства законности къияса для обладателей знания.

На это мы также ответим с нескольких сторон:

Во-первых: иснад достоверный, иншаАлла. Абу ‘Амир — от него брал имам Ахмад. Ас-Саури знают все. Аш-Шейбани — это Сулейман ибн Аби Сулейман Абу Исхакъ, один из величайших и близких учеников имама аш-Ша’би. Затем сам аш-Ша’би — его имя ‘Амр, это один из величайших табиинов. Затем Шурейх — это ибн аль-Харис, Абу Умейя аль-Къади. В иснаде одни имамы.

Во-вторых: ‘Умар это сказал Шурейху, а Шурейх — это известный обладатель знания и почета среди сподвижников. Это один из великих судей этой уммы. И ‘Умар сказал эти слова не кому попало, он сказал это судье. А про таких в хадисе сказано: «Если судья постарался и вынес решение, то ему две награды, а если ошибся после того, как постарался, то ему одна награда».

Шурейху дозволяется проводить аналогию на основе Корана, Сунны и понимании сподвижников. И именно поэтому Шурейх написал ‘Умару, спрашивая его и извлекая пользу от ‘Умара. Ведь в этом сообщении сказано: «…он от Шурейха, который написал ‘Умару, спрашивая его…»

Т.е Шурейх прежде чем выносить аналогию из Корана и Сунны, все-таки прибегнул к третей инстанции — мнение сподвижников. А что касается всего остального, то доказательства мы уже привели выше предостаточно.

Гл №8
Актуальность исламских ветвь властей

Если майдановцы убеждены в том, что сегодня можно выйти из шариатского лона, или сегодня шариат не актуален, или шариат сегодня не затрагивают нашу жизнь, или сегодня есть другие законы и дисциплины, замещающие или сопровождающие шариатские нормы, или сегодня шариат устарел, или шариат упустил современные вопросы и не оставил основы, то это явный куфр, вероотступничество и ругань ислама!

Такие не являются мусульманами по единогласию уммы.

Гл №9
Остальные асары и выводы

А что касается асара Ибн ‘Аббаса и Зейда бин Сабита, то они тоже приведены в книге судейства, так как цель этих сообщений: законность для обладателей знания прибегать к аналогии там, где этому есть основа

А теперь сделаем окончательные выводы:

  • Коран призывает следовать Своим повелениям, и повелениям Своего посланника.
  • Коран хвалит сподвижников и велит придерживаться их пути.
  • В Коране для нас все основы наук на все случаи жизни. Но некоторые второстепенные вопросы Коран он обобщил. Их разъяснила Сунна.
  • Сунна — это вторая законодательная ветвь. Но редко и там наблюдается отсутствие некоторых подробностей. Именно их и предоставили нам сподвижники.
  • Единогласие сподвижников или уммы в целом — это третья законодательная ветвь, отрицая которую человек попадает в неверие.
  • Практически все ученые принимают правильную и достоверную аналогию (къияс), который зиждится на трех предыдущих инстанциях.
  • Все асары, где сказано о вынесении решения на своем умозаключении, означают суждения на правильной аналогии, основанной на трех Коране, сунне и единогласии сподвижников. 
  • Все асары, где сказано о вынесении решения на своем умозаключении, касаются лишь муджтаhида, так как именно он имеет такое право и такие привилегии, тогда как другие будут наказаны за это.
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.
 
 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *