530. За что имамы послабили Хафса и 'Асима, передатчиков Корана?

530. За что имамы послабили Хафса и ‘Асима, передатчиков Корана?

Содержание

№1: Слабость в хадисах, не означает слабость в къираатах. И на оборот.
№2: Хафс имам этой уммы и заслуживает доверия в къираатах, но не в хадисах.
№3: Имамы, послабившие Хафса, указали, в чем именно Хафс слаб.
№4: Имамы, которые послабили его, сами включили его хадисы в свои сборники.
№5: Исключив Хафса, остаются другие имамы къираата.
№6: Не путайте между двумя Хафсами.
№7: Некоторые имамы считала Хафса достоверным даже в хадисах.
№8: У шиитов нет своего Корана. У них суннитский Коран.


 

530-za-chto-imamy-poslabili-hafsa-i-asima-peredatchikov-korana

Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.  А затем:

За что имамы послабили Хафса и ‘Асима, передатчиков Корана? Ведь их слабость означает слабость целого вида чтения. На самом деле все не так сложно, и ответ кроется в знании науки хадис.

Не разбирающийся в этой науке может заблудиться в обсуждаемом и подобном вопросе.

Хафс ибн Сулейман аль-Куфи аль-Азди аль-Баззар. Родился в 90 г. хиджры. Это имам аhлю-сунна по чтению Корана. Его версия чтения Корана наиболее распространенная. Таких как Хафс называют Мукъриъ — специалисты по чтению.

Другой мукъриъ, как Абу ‘Амр ‘Усман ад-Дани аль-Андалуси сказал о Хафсе:

«Он тот, который взял чтение ‘Асима для людей. Прибыл в Багдада и остался там. Он также жил по соседству Мекки и преподавал там чтение».

Неосведомленные в этой науке люди говорят, что этого великого чтеца  послабил имамы джарха и та’диля. А именно: Ибн Ма’ин, Ибн аль-Мадини, аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Закарийя ас-Саджи, Абу Хатим, ибн ‘Ади и другие.

Эти люди не различают между иснадом хадиса, и иснадом къираата. Ни один из них не нуждаются в другом. Они не зависимы друг от друга.

Чтобы понять древо передачи Корана, я нарисовал таблицу. Хафса и ‘Асима я отметил красной рамкой.

530-za-chto-imamy-poslabili-hafsa-i-asima-peredatchikov-korana

Теперь с дозволения Всевышнего отвечу на шиитскую ложь в нескольких ясных пунктах:

№1:
Слабость в хадисах, не означает слабость в къираатах. И на оборот.

≡ Сказал имам аз-Заhаби:

وما زال في كلِّ وقت يكون العالم إمامًا في فن، مُقَصِّرًا في فنون، وكذلك كان صاحبه (أي: صاحب عاصم) حفص بن سليمان، ثَبتًا في القراءة، واهيًا في الحديث، وكان الأعمش بخلافه: كان ثبتًا في الحديث، لينًا في الحروف

«Всегда были специалисты в одной науке, но в тоже время слабые в другой науке. Точно также сподвижник (‘Асима) Хафс бин Сулейман: он был точным в къираатах, и слабым в хадисах. А А’маш наоборот: был точным в хадисах, но слабым в къираатах».
См. «ас-Сияр» 5/260.

Обратите внимание на наблюдения этого великого историка и мухаддиса ас-Заhаби. Знаток передатчиков и цепочек хадиса. Почему он привел в пример аль-‘Амаша? А дело в том, что А’маш и Хафс жили в одно время, и в одном месте — в Куфе.

А’маш великий мухаддис этой уммы. Иснады куфийцев собираются вокруг А’маша и Абу Исхакъа. Это два великих мухаддиса и фикъиhа, но в то-же время они слабые в къираатах. 

Сам аз-Заhаби тоже слаб в къираатах, как и ибн Хаджар, аль-Альбани и другие. Даже мухаддисы, жившие до них, тоже слабые в къираатах. Тот-же аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Аби Шейба, ‘Абду-Раззакъ, Ибн Хузейма, ад-Дарими, Ибн Хиббан, ад-Даракъутни и им подобные имамы.

Такое-же дело обстоит с имамами джарха уа та’диля. Возьмем ибн Ма’ина, Ахмада, ибн аль-Мадини, ибн ‘Ади, аль-Джаузаджани, Абу Джа’фар аль-‘Укъейли, аль-‘Иджли, Абу Хайсама, ан-Насаи, Абу Хатим и Абу Зур’а ар-Рази, ас-Саджи, ад-Дарими, и других. Все они слабые в къираатах.

Такое-же дело обстоит и с фукъаhа (факихи). Возьмем имама ‘Абдуллу ибн Ляhи’а. Къади Египта в свое время. Имам фикха. Но ученые единогласны в его слабости в точности передачи иснадов. 

Возьмем Ришдин ибн Ришдин. Его положение такое-же. Или Язид ибн Аби Зияд, Лейс ибн Аби Сулейм аль-Куфи, ‘Ата ибн ас-Саиб, Шаhр ибн Хувейшиб аш-Шами и ‘Абдулла ибн Салих аль-Джуhани. Все они имамы табиины фикха. Но в точности передачи иснадов они слабые у аль-Бухари, Муслима, ибн Ма’ина, ан-Насаи и других.

Более того, даже такие известные имамы фикха как Абу Я’къуб аль-Бувейти, Юнус аль-Мисри, Абу Ибраhим аль-Музани, Абу Саур аль-Уасити, Абу Ханифа и другие, подобные им имамы фикха, не были сильны в передачи иснадов, если их сравнить с аль-Бухари, ан-Насаи, ибн Ма’ином, Абу Хатимом и им подобным.

Такое-же дело обстоит и с муфассирами (факихи).

Возьмем имама ад-Даххака ибн Мазахим. Это великий муфассир этой уммы. Но в то-же самое время он слабый в передачи хадиса.

Или возьмем Мукъатиля ибн Сулеймана, получивший жесткую критику в своей адрес. Но он специалист тафсира, иснады которого заполнили тафсир имама ат-Табари.

Или возьмем Исма’иля аль-Куфи ас-Суди. Он не был специалистом в фикхе и в хадисе. Он слаб в них. Но он большой специалист в тафсире. За 8 лет моего чтения ат-Табари я обнаружил, что тафсир ат-Табари переполнен риваятами ас-Суди.

≡ Шейх Са’уд аль-Заманан, да хранит его Аллаh, на все это сказал:

«Имам может в совершенстве владеть наукой. Быть специалистом в какой-то сфере. Ведь он потратил большую часть своей жизни для этого. Невероятно упорно занимался ею, преподавал ее. И в тоже время может быть слабым в другой науке. Поскольку не уделил этому должного внимания…

Правила иснада хадиса не подобны иснадам Корана. Ты уже становился свидетелем того, когда кто-то в совершенстве владеет къираатами, зная наизусть тысячи распространенных куплетов (мутунов). Как аш-Шатыбийя, Дурра, ат-Тейба и другие. Где он не допускает ошибку даже в букве. Где он расскажет тебе иснады Корана. Расскажет о имамах по чтению. Где он знает каждую букву из десяти къираатов. 

Но как только  начнешь дискуссировать с ним о хадисах, то возможно, он не сможет привести тебе даже одного иснада достоверного хадиса. Это если он еще в матне не ошибся».

№2:
Хафс имам этой уммы и заслуживает доверия в къираатах, но не в хадисах.

Нет сомнений среди мусульман, что Хафс является порядочным и праведным человеком. Он имам этой уммы по къираатам. Но в то-же самое время он не был точным в хадисах. Зато был точный по къираатам.

≡ Сказал имам аз-Заhаби:

«…Точно также сподвижник (‘Асима) Хафс бин Сулейман: он был точным в къираатах, и слабым в хадисах».
См. «ас-Сияр» 5/260.

≡ Сказал имам ибн аль-Мунада: 

 قرأ على عاصم مراراً وكان الأولون يعدونه في الحفظ فوق أبي بكر ابن عياش ويصفونه بضبط الحروف التي قرأها على عاصم وأقرأ الناس بها دهراً طويلاً وكانت القراءة التي أخذها عن عاصم ترتفع إلى عالي رضي الله عنه عن رسول الله — صلى الله عليه وسلم

Он читал ‘Асиму много раз. И ранние ученые предпочитали его память над Абу Бакром ибн ‘Ийяш. Они считали его точным в произношении (коранических букв), которые он читал ‘Асиму. Он читал их людям долгое время. Его къираат (по цепочке) доходил до ‘Али, да будет доволен им Аллаh, от пророка (ﷺ).

≡ Имам аз-Захаби после того, как привел высказываний в пользу слабости Хафса в точности хадисов, сказал:

أمَّا في القراءة فثقة ثبت ضابط لها، بخلاف حاله في الحديث

«Но а в къираатах он был заслуживающим доверия, точным и сильным, не считая его положения в хадисах».
См. «Ма’рифату аль-Къурраъ аль-Кибар» 1/140

≡ Сказал имам Айюб бин аль-Мутаваккиль: 

أبو عُمَر أصحُّ قراءةً من أبي بكر بن عيَّاش، وأبو بكر أوثق منه

«Къираат Абу ‘Умара (Хафса) достоверней чем Абу Бакра ибн ‘Ийяша (второй ученик ‘Асима). Но Абу Бакр точнее него».
См. «Таhзибу ат-Таhзиб» 9/117

≡ Сказал имам Са’д аль-‘Ауфи (ученик Хафса) своему сыну Мухаммаду:

قال محمد بن سعد العوفي عن أبيه: حدثنا حفص بن سليمان، لو رأيته لقَرَّت عيناك، فهمًا وعِلمًا

«Если-бы ты видел Хафса, то почувствовал-бы удовлетворение от его понимания и знания».
См. «Таhзиб аль-Камаль» 7/12.

≡ Сказал имам джарха — ибн Ма’ин:

الرواية الصحيحة التي رُوِيت عن قراءة عاصم: رواية أبي عُمَر حفص بن سليمان

«Самый достоверный къираат, который передают от ‘Асима — это къираат Абу ‘Умара Хафса ибн Сулеймана».
См. «Гъаяту ан-Ниhая» 1/254

≡ Имам ибн аль-Джаузи сказал о учителе Хафсе:

وكان ثبتا في القراءة واهيا في الحديث لأنه كان لا يتقن الحديث ويتقن القرآن ويجوده وإلا فهو في نفسه صادق 

«Он был точным в къираатах, и слабым в хадисах. В совершенстве не владел хадисами, но в совершенстве владел къираатами. Он сам по себе заслуживает доверия».

Я скажу: это-же касается и Хафса.

≡ Имам аль-Мунауи сказал:

حفص بن سليمان ابن امرأة عاصم ثبت في القراءة لا في الحديث

Хафс ибн Сулейман, пасынок ‘Асима, точный в къираатах, но не в хадисах.

В этой главе вам стало ясно, что имам Хафс имам в къираатах, заслуживающий доверия и точный.

№3:
Имамы, послабившие Хафса, указали, в чем именно Хафс слаб

Эти имамы, которые послабили Хафса, сами-же указали в чем именно Хафс слабый. И эти же имамы приняли его къираат и сами жили согласно его къираату.

Я упомяну тех, кто высказался о Хафсе отрицательно и приведу, где они сами указывают область его слабости.

≡ Ибн Ма’ин:

Хайдари и другие шииты ссылаются на имама ибн Ма’ина, мол он послабил Хафса. Да, на самом деле он послабил Хафса. Но в чем? Конечно же в хадисах, не в къираатх. Тогда как в къираатах он его не послабил.

≡ Сказал ибн Ма’ин:

الرواية الصحيحة التي رُوِيت عن قراءة عاصم: رواية أبي عُمَر حفص بن سليمان

«Самый достоверный къираат, который передают от ‘Асима — это къираат Абу ‘Умара Хафса ибн Сулеймана».
См. «Таhзиб аль-Камаль» 7/12.

Как видите, Ибн Ма’ин удостоверил его къираат. Более того, он даже предпочел его над Абу Бакром ибн ‘Ияшом. Второй тоже ученик ‘Асима.

Сам Ибн Ма’ин не достиг того уровня в къираатах, которого достиг Хафс. В этом смысле Ибн Маин слабый.

Сказал Али ибн аль-Мадини (учитель аль-Бухари):

ضعيف الحديث

«Слаб в хадисах». 

Как вы видите, Ибн аль-Мадини послабил его именно в хадисах.

≡ Сказал Ан-Насаи:

ليس بثقة ولا يكتب حديثه

«Не точный. Его хадисы нельзя писать его хадисы».

≡ Сказал ибн ‘Ади:

عامَّة أحاديثه غير محفوظة

«Все его хадисы не сохраненные (т.е шаз)».

≡ Сказал ас-Саджи:

له أحاديث بواطيل
«У него недействительные хадисы».

≡ Сказал Абу Хатим:

ضعيف الحديث
«Слаб в хадисах».

Как вы увидели, эти имамы сами упомянули, что слабость Хафса именно в хадисах, а не в передаче Корана. Плюс эти имамы удостоверили его риваяты Корана.

№4:
Имамы, которые послабили его, сами включили его хадисы в свои сборники

Тот-же имам ан-Насаи, который послабил Хафса, включил некоторые его иснады в свой сборник. Но с подтверждением других цепочек.

Это вместе с тем, что ан-Насаи не снисходительный накъид (критик иснада), вроде аль-Хакима и ибн Хиббана. Ан-Насаи из ряда «муташаддидин», как и Абу ИсхIакъ аль-Джаузаджани.

Аз-Заhаби отмечает, что в этом накъде он превзошел своего учителя ат-Тирмизи и Муслима. Несмотря на это, ан-Насаи включил несколько иснадов хадиса Хафса в свой сборник. Также поступил Ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Разве это ни о чем не говорит?

№5:
Исключив Хафса, остаются другие имамы къирата

Если даже мы исключим Хафса, то и тогда никаких проблем не будем. Ведь у ‘Асима кроме Хафса был еще Абу Бакр Шу’ба ибн ‘Ийяш.

Это такой же имам как Хафс. Более того, имам аш-Шатиби считал, что он точнее в къираатах чем Хафс. Ибн аль-Мутауаккиль и ибн Ма’ин считали иначе.

Если скинуть Хафса, то остается Шу’ба. Более того, у ‘Асима было 70 учеников. Скинув Хафса остается 69. 

№6:
Не путайте между двумя Хафсами

Есть Хафс ибн Сулейман аль-Манкъари из Басры. А обсуждаемый нами, это Хафс ибн Сулейман аль-Асдий. Первый из Басры, второй из Куфы. Но они оба имамы. Первый сильнее в хадисах.

Имам Шу’ба ибн аль-Хаджадж обвинял первого в том, что он брал книги и копировал их. 

№7:
Некоторые имамы считала Хафса достоверным даже в хадисах

Аль-Хатиб аль-Багъдади говорит, что от Ахмада четыре риваята о Хафсе — в троих он удостоверяет его, а в одном послабляет. Но другие ответили на это, что Ахмад хвалил Хафса из Басры, а не из Куфы.

Также ибн Ма’ин. От него три или четыре риваята, противоположные друг другу.

Такой видный имам джарха как Уаки’ (учитель Ахмада и аш-Шафии) считал Хафса достоверным даже в хадисах.

И здесь мнение Уаки’а выше, чем мнение его же ученика как Ибн Ма’ина по нескольким причинам:

Джарх ибн Ма’ина основывается на словах Шу’бы, который говорил о Хафсе аль-Манкъари, а не о Хафсе аль-Азди. Путаница не исключается.

Ибн Ма’ин был из Багдада, а Хафс из Куфы. Историки говорят, что их встреча не подтверждена. В те времена для пересечения городов требовались месяца, не говоря о пересечении стран. Сегодня за двое суток можно экватор облететь! Это говорит о том, что он ссылался на Шу’бу.

Уаки’ Абу Суфьян из Куфы, как и Хафс. И именно поэтому ему лучше знать о своих земляках. 

 

№8:
У шиитов нет своего Корана. У них суннитский Коран

Самое удивительное в этой истории тот факт, что все передатчики и мукърии Корана, они сунниты.

Такие известные передатчики Коран и великие табиины как Зир бин Хубейш аль-Куфи, Са’д бин Ияс, ‘Абдулла бин Хабиб ас-Сулями, ‘Абдуллы бин Кисар аль-Маки, ‘Асим ибн Аби ан-Наджуд, Шу’ба, Хафс, ‘Али ибн Хамза аль-Кисаи аль-Куфи, Варш Са’ид ибн ‘Усман, Къалюн, Са’д аль-‘Ауфи и другие, все они сунниты!

Это самые главные имамы Корана этой уммы. И хвала Аллаhу, что они сунниты. Были-бы они шиитами, Коран не дошел-бы до нас.

Теперь что касается шиитов.

Вот список шиитских передатчиков Корана. Смотрим:

… ?

Нет у них ни одного передатчика, ни до ‘Али, ни до других сподвижников. Плюс к этому одной передачи недостаточно. Передача должна быть уровня «мутауатир». А у них нет даже уровня «ахад», не говоря уже о «мутауатир».

Почему так? А дело в том, что шиизм основал Ибн Сабаъ, иудей. А иудеи не признают Коран.

Скажи: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель».
(Ночной перенос: 81).

Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *