• +7 928 503 90 90

28. Хадис: "Самое ненавистное из дозволенного для Аллаhа - это развод"

28. Хадис: «Самое ненавистное из дозволенного для Аллаhа — это развод»

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем:

Иснад хадиса

Пришло в известном хадисе, что пророк ﷺ сказал:

أبغض الحلال عند الله الطلاق

Самое ненавистное из дозволенное для Аллаhа — это развод

Хадис передает Абу Дауд и аль-Байhакъи по цепочке от Мухаммада бин Халида, он от Му’аррифа ибн Уасиля, он от Мухариба ибн Дисара, тот от ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллаh. А он от пророка ﷺ. Иснад состоит из имамов. Все заслуживающие доверия. 

Но здесь есть одна незаметная проблема: от Му’аррифа ибн Уасиля этот хадис передал Мухаммада бин Халида аль-Уаhби, и именно он сказал, что ибн Уасиль взял его у ибн Дисара, а тот от ибн ‘Умара.

В то время как от ибн Уасиля передали другие, более знающие и точные мухаддисы без упоминания ибн ‘Умара. Из них: ‘Абдулла ибн аль-Мубарака, Уаки’ ибн аль-Джаррах, аль-Фадль ибн Дукейн, Ахмад ибн Юнус и Яхья ибн Букейр. Все они взяли от ибн Уасиля, от ибн Дисара, и без упоминания «от ибн ‘Умара». Пятеро более знающих, где трое из них имамы хадиса, передали это без упоминания ибн ‘Умара. И только лишь Мухаммад аль-Уаhби сказал: «От ибн ‘Умара». Таким образом он противоречит более знающим и точным мухаддисам. Поэтому данное сообщение как хадис не достоверно. Оно достоверно как «мурсаль».

≡ Имам Абу Хатим сказал: 

«Правильно, что его передал Мухариб (ибн Дисар) как мурсаль (без упоминания ибн ‘Умара).

≡ Имам аль-Байhакъи сказал:

 «Это сообщение мурсаль. У ибн Аби Шейба это сообщение полноценное до ибн ‘Умара. Я не считаю, что оно полноценное».

Имам имеет ввиду, что этот иснад «шаз». Термин «шаз» — означает противоречие достоверного передатчика более точным передатчикам.

≡ Имам Ибн ‘Абдуль-Хади сказал: «Оно ближе к этому». Т.е к тому, что оно мурсаль.

Шейх аль-Альбани тоже называет данный хадис мурсаль.

У этого хадиса есть свидетельство в хадисе Му’аза. Передал его ибн ‘Ади и ад-Даракъутни. Но он еще слабее. Не годиться в качестве свидетельства.

Ибн ‘Усеймин тоже считал его слабым со стороны иснада. А ибн Баз считал его «хасан» со стороны иснада.

Матн хадиса

Группа ученых считает, что смысл хадиса достоверный, из них ибн ‘Усеймин. Они говорят, что Всевышний не любит развод, хоть и является дозволенным. Он в «аль-Ликъа» сказал: «Если у нее недостаток в целомудрии, то лучше ее развезти».

Другие сказали, что смысл хадиса неправильный в основе, мол как может дозволенное быть ненавистным к Всевышнему? Ничто не является ненавистным, кроме запретного. 

Другие сказали: смысл хадиса надо рассматривать, исходя из ситуации. В некоторых случаях он правильный, а в некоторых не правильный.

Къади эр-Рияда аль-Маджид говорил: «…развод иногда может стать великой милостью для обоих»

Имам ибн Къудама тоже указывал, что иногда развод может быть обязательным.

Я скажу: безусловно третья группа ближе всех к истине, и этому есть ряд доказательств. 

Всевышний в суре «Развод» сказал: 

«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока…»

Здесь Господь говорит о вынужденном разводе. Если верить внешнему смыслу хадиса, то Всевышний повелевает делать то, что ненавистно ему. Это не совместимо.

Всевышний также сказал в суре «Коровы»:

 «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму…»

Если верить внешнему смыслу хадиса, то Всевышний повелевает делать по-доброму то, что ненавистно Ему. Это не совместимо.

≡ Имам ибн Баз сказал в толковании этого хадиса: 

«Смысл в том, что не стоит прибегать к разводу без на то нужды. Это дозволено, не запрещено. Но это самый ненавистный халяльно если нет любви, или там другие причины, как ее плохой нрав или нечестивость, или еще что-то, и благо развести ее, то в таком случае нет в этом проблем».

Также хадис:

أَيُّمَا امْرَأَةٍ سَأَلَتْ زَوْجَهَا طَلاقًا فِي غَيْرِ مَا بَأْسٍ فَحَرَامٌ عَلَيْهَا رَائِحَةُ الْجَنَّة

Какая-бы женщина не попросила у своего мужа развод без законной причины, как запах рая для нее станет запретным
Абу Дауд и ат-Тирмизи от Саубана, да будет доволен им Аллаh.

Значит если у нее будет причины, то ей не запрещается требовать развод. А наш, обсуждаемые выше хадис внешне противоречит этому хадису.

Более того, сам пророк ﷺ разводился! И не раз! Так не скажем-же мы теперь, что пророк ﷺ говорит одно, а делает другое?

Пророк ﷺ развел дочь аль-Джауна

Имам мухаддисов аль-Бухари предал по цепочке от аль-Ауза’и, он от аз-Зуhри, он от ‘Урвы, а он от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh.

Когда пророк ﷺ женился на дочери аль-Джауна, он зашел к ней, и она сказал: «Прибегаю к Аллаhу от тебя». Пророк ответил ей:

«Ты прибегла к Великому. Вернись к своим родителям».

Говорят ее звали Умайма бинт Шарахиль. Говорят, что она не узнала пророка ﷺ. В другой версии этого хадиса у аль-Бухари ей сказали: «Ты знаешь кто это был?» Она сказал: «Нет». Они сказали: «Это был посланник Аллаhа ﷺ!»

Другие говорят, что это два разных, но похожих случая. Факт, что он сразу дал ей развод. Не нашел ей оправдания.

Скажем ли мы теперь, что пророк ﷺ противоречит сам себе? Или все-таки нужно смотреть на обстоятельства?

→ Пророк ﷺ развел Фатиму бинт ад-Даххак аль-Кулляби. 

Имам Ахмад передал от Зейда бин Ка’ба, что посланник Аллаhа ﷺ женился на дочери ад-Даххака. Затем он увидел на ее талии белизну и сказал:

«Вернись к своим родителям».

Пророк, мир ему, дал развод Хафсе. Но затем вернул ее.

Передал имам Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Маджа от Къайса бин Зейда, что пророк ﷺ дал развод Хафсе, дочери ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен ими Аллаhа.

Но затем Всевышний послал к нему Джибриля, повелевая ему вернуть ее.

→ Пророк ﷺ сказал Хафсе:

«Джибриль мне сказал: ‹Верни Хафсу. Она часто постящаяся и часто выставляющая молитвы. Она твоя жена в раю›».
Хадис удостоверил аль-Хаким. С ним согласился аз-Заhаби. Ибн Хаджар назвал хадис «хасан». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

→ Аль-Хаким передал, что Анас сказал:

«Когда пророк развел Хафсу, ему было приказано (Аллаhом) вернуть ее». 
Хадис удостоверил аль-Хаким, аз-Заhаби и аль-Альбани.

Причиной развода было то, что Хафса узнала, что пророк провел время с Марией в ее доме и на ее кровати. Тогда посланник Аллаhа , чтобы угодить Хафсе, предложил ей запретить для себя Марию» Хафса согласилась.

Тогда Всевышний ниспослала: «О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам?» (Запрещение: 1).

Затем посланник Аллаhа повелел Хафсе никому об этом не рассказывать. Но Хафса рассказала ‘Аише, да будет доволен ими Аллаh. 

Тогда Всевышний ниспослал: «Вот Пророк открыл тайну одной из своих жен. Когда же она рассказала ее, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и утаил другую часть. Она сказала: «Кто сообщил тебе об этом?» Он сказал: «Мне сообщил Знающий, Ведающий». (Запрещение: 1).

Вот тогда он и дал ей развод. Но Всевышний велел ему вернуть ее.

Другие муфассиры отмечают, что эти аяты были ниспосланы по поводу ‘Аиши и случая с Зайнаб. И первому, и второму есть свидетельство. Аллаhу ведомо лучше.

≡ Шейх аль-Альбани сказал:

«Хадис указывает на дозволенности мужчине развести свою жену, даже если постящаяся и выстаивающая молитвы». 

Шейх здесь говорит о основе. Тогда как в других книгах шейх писал, что такую не стоит вот так разводить.

Сподвижники тоже разводили своих жен

Сабит бин Къайс ибн Шаммас тоже развел свою жену Джамилю. Говорят ее звали Хабиба. Она пришла с жалобой на него к пророку ﷺ и рассказала ему. Говорят, он ударил ее. Говорят, она чувствовала к нему отвращения. 

Эту историю передал ибн ‘Аббас. А от него аль-Бухари, Абу Дауд, ан-Насаи, а ад-Даракъутни и т.д.

Также ибн ‘Умар разве свою жену, как это передал аль-Бухари. Говорят, что он потом вернул ее.

Также Аус ибн Шаддад развел свою жену — Хауля бинт Са’ляба. Но он потом вернул ее. Это та самая, из-за которой Всевышний ниспослал целую страницу из суры «аль-Муджадаля».

Итог

Развод может быть запрещенным, может быть нежелательным, дозволенным, желательным и обязательным. Надо смотреть на ситуацию и судить трезво. 

Хвала Аллаhу Господу миров.

 

Добавить комментарий