269. Разбор хадисов и асаров о скрипе Трона Всевышнего

269. Разбор хадисов и асаров о скрипе Трона Всевышнего

269. Razbor hadisov i asarov o skripe Trona Vsevyshnego - 269. Разбор хадисов и асаров о скрипе Трона Всевышнего

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предисловие…

2. Скрип трона в хадисах.
Хадис №1…
Хадис №2…
Хадис №3…
Хадис №4…

3. Скрип трона в асарах сподвижников.
Асар №1…
Асар №2…
Асар №3…

4. Скрип трона в асарах табиинов.
Асар №1…
Асар №2…

5. Выводы


1. Предисловие

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

Скрип Трона Всевышнего. Что об этом говорит Коран и Сунна? Первым делом напомню, что вероубеждение мусульманина берется из Корана, Сунны и от сподвижников.

≡ Имам Ибн Къудама аль-Макъдиси:

 ينبغي أن يعلم أن الأخبار الصحيحة التي ثبتت بها صفات الله تعالى هي الأخبار الصحيحة الثابتة بنقل العدول الثقات التي قبلها السلف ونقلوها ولم ينكروها ولا تكلموا فيها وأما الأحاديث الموضوعة التي وضعتها الزنادقة ليلبسوا بها على أهل الإسلام أو الأحاديث الضعيفة إما لضعف رواتها أو جهالتهم أو لعلة فيها لا يجوز أن يقال بها ولا اعتقاد ما فيها بل وجودها كعدمها

«Важно помнить, что достоверные придания, посредством которых устанавливают достоверность атрибутов Всевышнего Аллаhа, это те сообщения, которые были переданы заслуживающими доверия передатчиками, которые приняли саляфы и передали их дальше, не отрицая их и не послабляя.

А что касается выдуманных сообщений со стороны зиндикъов, которыми они сбивают с толку мусульман, или слабых сообщений, по причине слабости или неизвестности передатчиков, или по скрытой причине в (иснаде), нельзя ссылаться на них, нельзя брать на веру то, что говорится в них. Эти сообщения, что есть, что нет».

≡ Сказал шейхуль-ислям: 

يُوصَفَ اللَّهُ بِمَا وَصَفَ بِهِ نَفْسَهُ أَوْ وَصَفَهُ بِهِ رَسُولُهُ وَبِمَا وَصَفَهُ بِهِ السَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ لَا يَتَجَاوَزُ الْقُرْآنَ وَالْحَدِيثَ

«Всевышнего надо описывать так, как он сам себя описал, или как описал его посланник, или как описали его первое (поколение подвижников), не выходя за рамки Корана и Сунны».

С дозволения Всевышнего Аллаhа, мы приведем сообщения относительно скрипа трона и укажем, что из этого достоверно, а что нет. Сначала приведем хадисы, затем асары от сподвижников, затем от табиинов, и подкрепим это высказываниями ученых этой уммы.

2. Скрип трона в хадисах

Хадис №1

→ Передают, что Абу Умама сказал: «Посланник Аллаhа ﷺ сказал: 

سَلُوا اللَّهَ الْفِرْدَوْسَ ، فَإِنَّهَا سُرَّةُ الْجَنَّةِ ، وَإِنَّ أَهْلَ الْفِرْدَوْسِ لَيَسْمَعُونَ أَطِيطَ الْعَرْشِ

“ Просите у Аллаh аль-Фирдаус, ибо он центр рая. И поистине, обитатели аль-Фирдауса слышат скрипт трона”

Хадис передал ат-Табарани в «аль-Кабир», Абу Ну’айм в «Сыфату аль-Джаннаh», Ибн Батта в «аль-Ибанаh», ‘Усман ибн Аби Шейба в «Китаб аль-‘Арш»… Все они по пути Джа’фара бин Зубейра, от аль-Къасима, тот от Абу Умамы.

Итог: Этот хадис ложный, из-за Джа’фара. Шу’ба сказал, что он выдумал 400 хадисов! Ученые единогласны в лживости этого человека.
См. «Таhзиб аль-Камаль». (2/92).

Хадис №2

→ Джубейр бин Мухаммад, от своего отца, тот своего отца — Джубейра бин аль-Мут’им бин ‘Адий, где посланник Аллаhа ﷺ сказал:

إن عرشه على سمواته لهكذا وقال بإصابعه مثل القبة عليه وإنه ليئط به اطيط الرحل بالراكب

Его трон над его небесами вот так, и сделал пальцами купол, и он скрипит под ним, как скрипит седло под всадником

Хадис передал Абу Дауд, Ибн Хузейма в «ат-Таухид», Ибн Аби ‘Асим в «ас-Суннаh», ат-ТIабарани в «аль-Кабир», аль-Аджурри в «аш-Шари’аh», ад-ДаракъутIни в «ас-Сифат»… все они по пути Уаhба бин Джарира, он от своего отца, тот от Мухаммада бин ИсхIакъа, он от Я’къуба бин ‘Утбы, он от Джубейра …

Итог: аз-Заhаби сказал, что Мухаммада бин ИсхIакъ принимается в вопросах военных походов, если он скажет «Нам рассказал». и т. п.

≡ Сказал имам Абу Бакр аль-Баззар:

«Нам не известно, чтобы кто-то передавал этот хадис таким путем. Мухаммада бин Исх|акъ не сказал в нем “Нам сообщил Я’къуб бин ‘Утбаh”». Тоже самое сказал аль-Байhакъи».
См. «‘Ауну-ль-Ма’буд» (13/17).

Справедливости ради надо признать, что слабость данного хадиса не является серьезной, ведь Мухаммад бин ИсхIакъ ученый, современник имама Малика, и большие имамы того времени принимали этот риваят от него. Даже если иснад этого сообщения слабый по причине неизвестности встречи Мухаммада и Я’къуба, зная, что это два табиина, то смысл ведь не оставили имамы того времени, как Ахмад, Абу Дауд, ад-Дарими и другие.

Имам Ибн ‘Асакир и другие ашаритские ученые всячески пытались послабить этот иснад, как писал Ибн Теймийя, но в любом случае, иснад не содержит серьезных проблем.

Шейх ‘Абдуль-МухIсин в шархе Абу Дауда сказал, что Абу Дауд передал этот хадис не для подтверждения скрипа, а для подтверждения возвышения Аллаhа над небесами. Но и это толкование шейха можно оспорить. 

Хадис №3

→ От Ибн Мас’уда, где посланника Аллаhа ﷺ спросили о почетном месте (аль-Макъам аль-Мах|муд), он ﷺ ответил: 

ذاك يوم ينزل الله تعالى على كرسيه يئط كما يئط الرحل الجديد من تضايقه به وهو كسعة ما بين السماء والأرض ويجاء بكم حفاة عراة غرلا فيكون أول من يكسى إبراهيم يقول الله تعالى اكسوا خليلي فيؤتي بريطتين بيضاوين من رياط الجنة ثم أكسى على أثره ثم أقوم عن يمين الله مقاما يغبطني الأولون والآخرون

В тот день Всевышний Аллаh спуститься на свой Курсий, который заскрипит, как скрипит седло под всадником из-за тесноты. (Курсий) охватывает все то, что между небом и землей. Вас приведут босыми, голыми и необрезанными. Первым, кого оденут, будет Ибраhим. Скажет Всевышний Аллаh: «Оденьте моего любимого друга», и тогда принесут две льняные ткани из райских тканей  и оденут его, затем я встану справа от Аллаhа, где мне позавидуют белой завистью первые и последние». 

Хадис передал ад-Дарими, аль-ХIаким… по пути от ‘Усмана бин ‘Умейра, от Аби Уаиля, от Ибн Мас’уда.

Итог: ‘Усман бин ‘Умейр очень слабый, таким его назвал аль-Бухари и Ахмад.

Похожее сообщение передают от ‘Али, где упоминается случай с Ибраhимом, но без упоминания скрипа трона.
См. Имам Абу аль-Хусейн аль-Малятий аль-‘Аскъаляний (377) в  «ат-Танбиh уа рад…».

Хадис №4: 

Умар сказал: «Пришла женщина к Пророку ﷺ и сказала: «Попроси Аллаhа, чтобы Он ввел меня в Рай». Посланник Аллаhа возвеличил Господа, и сказал:

إن عرشه فوق سبع سماوات ، وإن له لأطيطا كأطيط الرحل الجديد إذا ركب من ثقله

«Его трон объял небеса и землю, и поистине, Его Престол скрипит, подобно скрипу нового седла, когда на него сядет всадник — по причине Его Тяжести»»

Хадис передал Ибн Аби ‘Асим в «ас-Суннаh», ‘АбдуЛла в «ас-Суннаh»… по цепочке от ‘Абду-Рах|мана ибн Маhди, он от Суфьян ас-Саури, он от Абу ИсхIакъа ас-Саби’и, от ‘АбдуЛлы бин Халифа аль-Хамдани, а он от ‘Умара.

Итог: В иснаде одни великие имамы. Единственная проблема в цепочке, это ‘АбдуЛла бин Халифа аль-Хамдани, никто не  удостоверил его кроме Ибн ХIиббана. И даже если предположить, что он надежный передатчик, но слышал ли он этот хадис от ‘Умара? Аль-Миззи и его ученик аз-Заhаби говорили, что Ибн Халифа передавал хадисы от ‘Умара, но это ничего не значит, так как они подстраховались, сказав: «Передавал от ‘Умара», вместо «Слышал от ‘Умара». Имам Ибн Са’д аль-Багъдади и аль-Бухари сказали прямо: «Передавал (рауа) от ‘Умара». В «Тариху аль-Ислям» аз-Заhаби сказал тоже, что и аль-Бухари, добавив, что он еще брал от Джабира, да будет доволен им Аллаh.

Даже если предположить, что они встречались, то положение его как передатчика по мнению аз-Заhаби, остается неизвестным.

Проблемы иснада на этом не заканчиваются из-за Абу ИсхIакъа, хоть это известный ученик Ибн ‘Аббаса, имам, ученый, но он в списке известных мудаллисов, чтоб принять его риваят, нужен вариант от него, где он ясно сказал: «Мне рассказал», или мне «Мне сообщил». Он известен тадлисом. Ас-Суюти включил его в своей список мудаллисов.

Но при всем при этом имам Сулейман бин СахIман сказал, что Абу ИсхIакъ не отрицал этот хадис. Этот хадис также зачитали перед Уаки’ом (учитель Ахмада), перед аль-А’машом, перед Суфьяном ас-Саури, перед Ахмадом и его сыном ‘Абдуллой, никто из них не послабил смысл этого хадиса! Это, пожалуй, самый сильный хадис на эту тему, а Аллаhу ведомо лучше!

3. Скрип трона в асарах сподвижников

Асар №1

→ Сказал Ибн ‘Аббас  в толковании слов Всевышнего

«Небеса готовы разверзнуться сверху» 

من ثقل الرحمن وعظمته تبارك وتعالى
«От тяжести и величия Милостивого, Преславный Он и Великий».

Передал ат-ТIабари от Мухаммада бин Са’да, он от своего отца Са’да бин Мухаммада, он от своего дяди аль-ХIусейна бин аль-ХIасана, а он от своего отца аль-ХIасана бин ‘Атийи, а он от своего отца ‘Атыйи аль-‘Ауфи…

Итог: 

  1. Мухаммад не силен в хадисах.
  2.  Са’д — очень слабый, сказал о нем Ахмад «Еще тот джаhмит».
  3.  ХIусейн — сказал о нем Ибн Ма’ин: «Слабый как судья, слаб и в хадисах». Его также послабил Абу Хатим и ан-Насаи. Сказал о нем Ибн Хиббан: «Мункар в хадисах». 
  4. ХIасан. Сказал о нем аль-Бухари: «Не таков» (т.е несилен). Сказал Абу Хатим: «Слаб в хадисах». Сказал Ибн Хиббан: «Мункар в хадисах».
  5. ‘Атыйя. Он спорный, одни считали его слабым, другие хорошим. Если ему есть свидетельство, помимо данного иснада, то он хороший

См: ‘Алляма Ахмад Шакир в «Тах|къикъ тафсир ат-Т|абари». 305.

По другому пути от Хусейфа бин ‘Абд ар-РахIмана аль-Джазари, от ‘Икримы от Ибн ‘Аббаса передал Ибн Аби Шейба в «аль-‘Арш», Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама», аль-Х|аким…

Итог: Хусейфа послабил имам Ахмад и ан-Насаи.

Как вы заметили, от Ибн ‘Аббаса недостоверны слова «…от тяжести». Более того, от Ибн ‘Аббаса известно обратное, как об этом писал Ибн Касир. Это также подтверждает тот факт, что его близкие ученик, как Къатада, передали именно «величие» вместо «от тяжести».

Асар №2

→ Абу Муса сказал:

الكرسي: موضع القدمين، وله أطيط كأطيط الرحل

Курсий, это место под ногами, он скрипит как седло

Переда ат-ТIабари в тафсире, Ибн Аби Шейба в «аль-‘Арш», Ибн Мандаh, «ар-Рад»,  ‘АбдуЛла в «Суннаh»…

Итог: Шейх аль-Альбани назвал сообщение достоверным.

Асар №3

→ Сказал великий табиин ‘Ата бин Ясар, что Ка’б аль-Ах|бар сказал одному человеку:

 أخبرك أن الله خلق سبع سموات ومن الأرض مثلهن ثم جعل ما بين كل سماءين كما بين السماء الدنيا والأرض وكثفهن مثل ذلك ثم رفع العرش فاستوى عليه فما في السموات سماء إلا لها أطيط كأطيط الرحل العلافي أول ما يرتحل من ثقل الجبار فوقهن 

«Я сообщаю тебе, что Всевышний создал семь небес и землю подобную им, затем установил между каждыми двумя небесами пространство, равное пространству между первым небом и землей, и сделал небеса густыми, затем возвысил трон и вознесся на него, и нет в пространстве такого неба, чтобы оно от тяжести аль-Джаббара не скрипело как седло торговца, который только отправился в путь».

Передал Ибн БаттIаh, ад-Дарими в «ар-Рад» и ‘АбдуЛла Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама»… по цепочке от Са’ида бин Аби Хиляля, от Зейда бин Асляма от ‘Ата бин ас-Саиба…
Итог: Как мы видим, в иснаде один имамы табиины. Ибн Къайим назвал иснад достоверным.
См. «Иджтима’у аль-Джуюш» (164) 

Кто-то может сказать, что этот рассказ из «исраилият», как это бывает от Ка’ба, да будет доволен им Аллаh — иудей, принявший ислам. Но это неправильно, этот сподвижник не может говорить такое от куффаров, приписывая это исламу! Все сподвижники автоматически заслуживают доверия, как сказали все мухаддисы. И потом, от Ка’ба это взял Ибн Саиб, от него Зейд бин Аслям и Ибн Аби Хиляль, если-бы это было заблуждением, то эти имамы указали-бы на это. Сподвижники чисты в вероубеждении!

4. Скрип трона в асарах табиинов

Асар №1

≡ Великий табиин Аш-Ша’би сказал:

إن الله تعالى قد ملأ العرش حتى إن له أطيطا كأطيط الرحل الجديد

Всевышний Аллаh занял трон так, что он заскрипел, словно новое седло.

Передал Ибн БаттIаh в «аль-Ибана» и Абу аш-Шейх аль-Асбаhани в «аль-‘Азама» по пути от ХIаммада бин Салямы, от ‘Ата ибн ас-Саиба от Аш-Ша’би…
Итог: в иснаде одни имамы. Не думаю, что путаница ‘Ибн Саиба, которая появилась в конце его жизни, как-то повлияет на суть нашего разговора, учитывая, что этому сообщению множество свидетельств. ХIаммад брал от ‘Ата как и до путаницы, так и после.

Асар №2

Великий табиин Халид бин Ма’дан, сказал:

إن الرحمن سبحانه وتعالى ليثقل على حملة العرش من أول النهار إذا قام المشركون حتى إذا قام المسبحون خفف عن حملة العرش

«Поистине, Милостивый, свят Он и Велик, с самого начала дня более тяжелый для носителей трона, когда мушрики берутся за свое, а когда его начинают прославлять (верующие), Всевышний дает облегчение для носителей трона».

Передал ‘АбдуЛла в «ас-Суннаh» по цепочке от ‘Абдаh бинт Халид, от своего отца Халида бин Ма’дана.
Итог: Не смотря на то, что ‘Абдаh дочь этого имама, она передавал странные и порицаемые вещи, как об этом сказал хафиз имам аль-Джаузаджани.
См. «АхIуалю ар-Риджаль» №300

5. Выводы

Нельзя сказать однозначно, что эти сообщения достоверны, как и то, что они отвергаемые, в таких ситуациях надо возвращаться к саляф. От саляф пришло подтверждение того, что трон все таки издаст скрип, и нет в этом ничего удивительного, ведь трон однажды содрогнулся из-за смерти Са’ида бин Му’аза.

≡ Сказал имам аз-Заhаби (رحمه الله):

الأطيط الواقع بذات العرش من جنس الأطيط الحاصل في الرحل ، فذاك صفة للرحل وللعرش ، ومعاذ الله أن نعده صفة لله ، ثم لفظ الأطيط لم يأت به نص ثابت ، وقولنا في هذه الأحاديث أننا نؤمن بما صح منها ، وبما اتفق السلف على إمراره وإقراره ، فأما ما في إسناده مقال ، أو اختلف العلماء في قبوله وتأويله ، فإننا لا نتعرض له بتقرير ، بل نرويه في الجملة ونبين حاله 

«Скрип, упоминающийся с троном — это тот же скрип, который бывает на седле. Это атрибут трона и седла, и Боже упаси, чтобы это было атрибутом Аллаh. И потом, нет достоверного сообщения о нем (т.е о скрипе трона). Наше мнение относительно этих хадисов: мы веруем в те из них, которые достоверны, и в те, которые саляфы пропускали и подтверждали единогласно, а спорные (сообщения), или те, относительно которых у ученых было разногласие: принять или толковать, то мы не заявляем о принятии (этих сообщений), мы лишь приводим их в общем и разъясняем их законоположение».
См. «аль-‘Улюв» стр. 45.

Я скажу: слова имама аз-Захаби в этой книги отличаются от его слов в ранних книгах, как «книга Трона», к примеру.

Специалист по этим темам, доктор шариатских наук Мухаммад Халифа ат-Тамими сказал:

«А что касается вопроса о скрипе (трона), то нет достоверного хадиса на эту тему».
См. его примечание к «аль-‘Арш» имама Ибн Аби Шейбы. Стр. 335.

Я скажу: отсутствие достоверного хадиса не означает, что этот взгляд заблудший. При наличии слабых хадисов берутся достоверные асары. Тем более, что хадисы на эту тему не такие уж и слабые. Шейхуль-ислям Ибн Теймийя и Ибн аль-Къайим удостоверили хадис ‘Умара от Ибн Халифы, и хадис Джубейра Ибн ИсхIакъа. Тем более, что имамы саляф приводили эти рассказы и не отрицали их, как Суфьян ас-Саури, Уаки’, Ахмад, Абу Даду, ‘АбдуЛла, ад-Дарими, Ибн Мансур, Ибн Аби Шейба, Ибн Башшар Бундар, и другие. да помилует их Всевышний.

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *