270. Условия действительности пятничной молитвы

270. Условия действительности пятничной молитвы

270. Uslovija dejstvitelnosti pjatnichnoj molitvy - 270. Условия действительности пятничной молитвы

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье, и верным сподвижникам, а затем:

Сказал выдающийся ученый нашего столетия, член комитета старейших ученых, и член постоянного комитета фетв и научных исследований — шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Всевышний:

 شروط صحة الجمعة ذكر أهل العلم أنها يشترط لها أربعة شروط

1 — أن تصلى في الوقت المحدد وهو على الصحيح يبدأ من الزوال إلى خروج وقت الظهر. فلا يجوز أن تصلى قبل الوقت ولا بعده فإن فات وقتها فإنها تصلى ظهراً ولا تصلي جمعة

 2 — الاستيطان فلا تصح من أهل البادية الذين يتبعون مواطن القطر والرعي ولا يستقرون في مكان ولا تصح من المسافرين في حالة السفر إلا إذا صلوا الجمعة مع أهل البلد.

3 — يشترط لصحتها تقدم خطبتين فيهما حمد الله والشهادتان والصلاة والسلام على رسوله والوصية بتقوى الله عز وجل والموعظة بما يحرك القلوب وقراءة شيء من القرآن.

4 — من العلماء من يشترط عدداً معيناً يحضرون الخطبتين والصلاة كالأربعين مثلاً، ولكن الصحيح أنه لا يشترط لذلك عدد معين، لأنه لم يدل دليل واضح على اشتراطه، فإذا حضر جماعة ولو قليلة كفى ذلك

«Условия действительности пятничной молитвы. Ученые упоминают четыре условия действительности пятничной молитвы:
1 Совершение ее в указанное время. По более достоверному мнению (время пятничной молитвы) начинается с момента, когда солнце начало покидать зенит и вплоть до выхода времени зуاра. Нельзя совершат (пятничную молитву) ни до наступления ее времени, ни после исхода времени. Тот, кто упустил это время должен совершить аз-Зуhр.

2 Быть на своем населенном пункте. Не действительна пятничная молитва у того, кто находится в пустыне (т.е в дали), занимаясь паствой, не находясь на одном месте. Также не действительна пятничная молитва у путника, находящегося в пути, если конечно он не совершит пятничную молитву с остальными жителями города (т.е в городе, где есть мечеть).

3 Также действительностью пятницы является две пятничные проповеди, где воздают хвалу Аллаhу, читают свидетельство (шаhада),  читают салават на пророка ﷺ , где делают наставления относительно богобоязненности, где делают увещевание, от которого зашевелятся сердца, где читают хоть что-то из Корана.

4 Некоторые ученые обусловили для пятничной молитвы конкретное количество людей, которые должны присутствовать на пятничной проповеди и молитве. Число сорок, к примеру. Но так как нет на это ясного доказательства, значит конкретное число не является условием (джуму’а).  Достаточно того, что джама’ат (присутствует на пятничной проповеди), пусть даже в маленьком количество».

Я добавлю: что касается времени и более верного мнения в этом вопросе, то шейх имел ввиду мнение большинства. По мнению Ахмада, время пятницы не время аз-Зуhра. Время аль-Джуму’а, по мнению Ахмада, начинается до того, пока солнце начнет склоняться от зенита на запад.

Под пастухом здесь имеется ввиду тот, кто вдали от своего населенного пункта по причине работы и т.д. От путника принимается пятничная молитва, однако для него она необязательна. Некоторые ученые сказали, что если путник попал в мечеть и он в состоянии совершить джуму’а, пусть совершит. Некоторые сказали, что не принимается пятничная молитва от путника.

Ханафиты считают, что для проведения пятничной молитвы должен быть город с султаном, или его заместителем. 

Маликиты примерно на том же, на чем и шафииты, говоря, что достаточно места, где есть дома, хотя-бы из камыша или пальм, т.е где пригодны условия жилья.

Шафииты считают, что достаточно села.

Ханбалиты вообще не ставят таких условий, у них пятничная молитва проводится хоть в пустыне, или в палаточном лагере.

‘Умар писал Абу Хурайре: «Совершайте пятничную где-бы вы не были». Ибн Хузейма назвал сообщение достоверным.

Также передал аль-Байhакъи по цепочке от аль-Уалида бин Муслима, от аль-Лейса бин Са’да, что во времена ‘Умара и ‘Усмана делали пятничную в селах.

Передал ‘Абду-Раззакъ и аль-хафиз удостоверил, что жители села между Меккой и Мединой собирались для пятничной молитвы при Ибн ‘Умаре, и он не порицал их. 

Но здесь важно подчеркнуть: даже если мы говорим о необязательности совершении пятничной молитвы в мечети, в любом случае это должно происходить в своем населенном пункте, как об этом сказал имам ан-Науауи у себя в «аль-Муджму».

Что касается хутбы, то этом вопросе разногласие среди имамов, разобьем эти мнения по пунктам:

Первое мнение: Согласно четырем мазхабам, пятничная проповедь является условием пятничной молитвы.

Доказательством этой группы служит аят из суры «Аль-Джумуа»:

О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю

Доводом служит слова: «…когда призывают на намаз…» и то, что в этот момент запрещено заниматься продовольствием.

Также доводом первой группы последний аят в этой же суре:

Когда же они увидели торговлю или забаву, они разошлись, бросившись к ней, и оставили тебя стоять во время пятничной проповеди. Скажи: «То, что у Аллаха, лучше забавы и торговли, и Аллах — Наилучший из дарующих удел

В аяте Господь порицает тех, кто оставил пятничную проповедь.  Аят был ниспослан по поводу оставивших пятничную проповедь в тот момент, когда пришел караван с торговлей. На проповеди осталось лишь двенадцать человек.
Передал аль-Бухари и Муслим от Джабира бин ‘АбдуЛлы.

Третий довод заключается в том, что Джабир бин Самура, да будет доволен им Всевышний, совершил с посланником Аллаhа ﷺ более много  пятничных молитв, и везде с упоминанием пятничной проповеди.
Передал имам Муслим.

Четвертый аргумент этой стороны слова Ибн ‘Умара, который сказал: «Две проповеди словно два ракаата (обеденной молитвы). Кто пропустил проповедь, пусть делает обеденный».
Передал имам ‘Абду Раззакъ.

Но последнее сообщение довольно спорное со стороны иснада.

Второе мнение: Хутба является желательным элементом пятничной молитвы. Имам Ибн Маджишун передает такое от имама Малика. На этом же мнении аль-Хасан аль Басри, затем поздние шафииты как Абу аль-Ма’али аль-Джувейни. Из захирийя на этом мнении имам Абу Мухаммад Ибн Хазм.

Имам аш-Шаукани ответил на сообщение Джабира, что простое упоминание поступка пророка ﷺ  не указывает на обязательность.

Также эта сторона сказала. что тот, кто опоздал на пятничную проповедь но успел на первый рака’ат пятничной молитвы, ему засчитывается пятница. Если-бы пятничная проповедь была-бы условием, тогда пропустившему ее пятница не зачитывалась-бы. Это, говоря откровенно, довольно тонкое наблюдение и сильный ответ!

Более подробно с этим вы можете ознакомиться в «аль-Мабсут» — имама Мухаммад ас-Сарахси аль-Ханафи, «аль-Мухалля би аль-Асар» — имам Ибн Хазма, «Ахкаму аль-Къуръан» — Имама Абу Бакра Ибн аль-Араби, «Нейль Аутар» — Имам Мухаммада аш-Шаукани и в других книгах, где в соответствующих разделах можете ознакомиться с высказываниями имамов уммы.

Что касается количества, то шейх аль-Фаузан имел ввиду минимальное количество — трое, включая имама, на этом многие Саудовские ученые, хотя по мнению Ахмада и аш-Шафии их должно быть сорок. В данном случае аль-Фаузан на мнении шейхуль-ислямя Ибн Теймийи и аш-Шаукани.
По мнению имама Малика их должно быть 12, по мнению Абу Ханифы четверо, включая имама.

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье, и верным сподвижникам.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *