Последнее обновление на 11 Сен 2021
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье, и верным сподвижникам, а затем:
Сказал выдающийся ученый нашего столетия, член комитета старейших ученых, и член постоянного комитета фетв и научных исследований — шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Всевышний:
شروط صحة الجمعة ذكر أهل العلم أنها يشترط لها أربعة شروط
1 — أن تصلى في الوقت المحدد وهو على الصحيح يبدأ من الزوال إلى خروج وقت الظهر. فلا يجوز أن تصلى قبل الوقت ولا بعده فإن فات وقتها فإنها تصلى ظهراً ولا تصلي جمعة
2 — الاستيطان فلا تصح من أهل البادية الذين يتبعون مواطن القطر والرعي ولا يستقرون في مكان ولا تصح من المسافرين في حالة السفر إلا إذا صلوا الجمعة مع أهل البلد.
3 — يشترط لصحتها تقدم خطبتين فيهما حمد الله والشهادتان والصلاة والسلام على رسوله والوصية بتقوى الله عز وجل والموعظة بما يحرك القلوب وقراءة شيء من القرآن.
4 — من العلماء من يشترط عدداً معيناً يحضرون الخطبتين والصلاة كالأربعين مثلاً، ولكن الصحيح أنه لا يشترط لذلك عدد معين، لأنه لم يدل دليل واضح على اشتراطه، فإذا حضر جماعة ولو قليلة كفى ذلك
«Условия действительности пятничной молитвы. Ученые упоминают четыре условия действительности пятничной молитвы:
1 — Совершение ее в указанное время. По более достоверному мнению (время пятничной молитвы) начинается с момента, когда солнце начало покидать зенит и вплоть до выхода времени зуاра. Нельзя совершат (пятничную молитву) ни до наступления ее времени, ни после исхода времени. Тот, кто упустил это время должен совершить аз-Зуhр.
2 — Быть на своем населенном пункте. Не действительна пятничная молитва у того, кто находится в пустыне (т.е в дали), занимаясь паствой, не находясь на одном месте. Также не действительна пятничная молитва у путника, находящегося в пути, если конечно он не совершит пятничную молитву с остальными жителями города (т.е в городе, где есть мечеть).
3 — Также действительностью пятницы является две пятничные проповеди, где воздают хвалу Аллаhу, читают свидетельство (шаhада), читают салават на пророка ﷺ , где делают наставления относительно богобоязненности, где делают увещевание, от которого зашевелятся сердца, где читают хоть что-то из Корана.
4 — Некоторые ученые обусловили для пятничной молитвы конкретное количество людей, которые должны присутствовать на пятничной проповеди и молитве. Число сорок, к примеру. Но так как нет на это ясного доказательства, значит конкретное число не является условием (джуму’а). Достаточно того, что джама’ат (присутствует на пятничной проповеди), пусть даже в маленьком количество».
Я добавлю: что касается времени и более верного мнения в этом вопросе, то шейх имел ввиду мнение большинства. По мнению Ахмада, время пятницы не время аз-Зуhра. Время аль-Джуму’а, по мнению Ахмада, начинается до того, пока солнце начнет склоняться от зенита на запад.
Под пастухом здесь имеется ввиду тот, кто вдали от своего населенного пункта по причине работы и т.д. От путника принимается пятничная молитва, однако для него она необязательна. Некоторые ученые сказали, что если путник попал в мечеть и он в состоянии совершить джуму’а, пусть совершит. Некоторые сказали, что не принимается пятничная молитва от путника.
Ханафиты считают, что для проведения пятничной молитвы должен быть город с султаном, или его заместителем.
Маликиты примерно на том же, на чем и шафииты, говоря, что достаточно места, где есть дома, хотя-бы из камыша или пальм, т.е где пригодны условия жилья.
Шафииты считают, что достаточно села.
Ханбалиты вообще не ставят таких условий, у них пятничная молитва проводится хоть в пустыне, или в палаточном лагере.
‘Умар писал Абу Хурайре: «Совершайте пятничную где-бы вы не были». Ибн Хузейма назвал сообщение достоверным.
Также передал аль-Байhакъи по цепочке от аль-Уалида бин Муслима, от аль-Лейса бин Са’да, что во времена ‘Умара и ‘Усмана делали пятничную в селах.
Передал ‘Абду-Раззакъ и аль-хафиз удостоверил, что жители села между Меккой и Мединой собирались для пятничной молитвы при Ибн ‘Умаре, и он не порицал их.
Но здесь важно подчеркнуть: даже если мы говорим о необязательности совершении пятничной молитвы в мечети, в любом случае это должно происходить в своем населенном пункте, как об этом сказал имам ан-Науауи у себя в «аль-Муджму».
Что касается хутбы, то этом вопросе разногласие среди имамов, разобьем эти мнения по пунктам:
Первое мнение: Согласно четырем мазхабам, пятничная проповедь является условием пятничной молитвы.
Доказательством этой группы служит аят из суры «Аль-Джумуа»:
О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю
Доводом служит слова: «…когда призывают на намаз…» и то, что в этот момент запрещено заниматься продовольствием.
Также доводом первой группы последний аят в этой же суре:
Когда же они увидели торговлю или забаву, они разошлись, бросившись к ней, и оставили тебя стоять во время пятничной проповеди. Скажи: «То, что у Аллаха, лучше забавы и торговли, и Аллах — Наилучший из дарующих удел
В аяте Господь порицает тех, кто оставил пятничную проповедь. Аят был ниспослан по поводу оставивших пятничную проповедь в тот момент, когда пришел караван с торговлей. На проповеди осталось лишь двенадцать человек.
Передал аль-Бухари и Муслим от Джабира бин ‘АбдуЛлы.
Третий довод заключается в том, что Джабир бин Самура, да будет доволен им Всевышний, совершил с посланником Аллаhа ﷺ более много пятничных молитв, и везде с упоминанием пятничной проповеди.
Передал имам Муслим.
Четвертый аргумент этой стороны слова Ибн ‘Умара, который сказал: «Две проповеди словно два ракаата (обеденной молитвы). Кто пропустил проповедь, пусть делает обеденный».
Передал имам ‘Абду Раззакъ.
Но последнее сообщение довольно спорное со стороны иснада.
Второе мнение: Хутба является желательным элементом пятничной молитвы. Имам Ибн Маджишун передает такое от имама Малика. На этом же мнении аль-Хасан аль Басри, затем поздние шафииты как Абу аль-Ма’али аль-Джувейни. Из захирийя на этом мнении имам Абу Мухаммад Ибн Хазм.
Имам аш-Шаукани ответил на сообщение Джабира, что простое упоминание поступка пророка ﷺ не указывает на обязательность.
Также эта сторона сказала. что тот, кто опоздал на пятничную проповедь но успел на первый рака’ат пятничной молитвы, ему засчитывается пятница. Если-бы пятничная проповедь была-бы условием, тогда пропустившему ее пятница не зачитывалась-бы. Это, говоря откровенно, довольно тонкое наблюдение и сильный ответ!
Более подробно с этим вы можете ознакомиться в «аль-Мабсут» — имама Мухаммад ас-Сарахси аль-Ханафи, «аль-Мухалля би аль-Асар» — имам Ибн Хазма, «Ахкаму аль-Къуръан» — Имама Абу Бакра Ибн аль-Араби, «Нейль Аутар» — Имам Мухаммада аш-Шаукани и в других книгах, где в соответствующих разделах можете ознакомиться с высказываниями имамов уммы.
Что касается количества, то шейх аль-Фаузан имел ввиду минимальное количество — трое, включая имама, на этом многие Саудовские ученые, хотя по мнению Ахмада и аш-Шафии их должно быть сорок. В данном случае аль-Фаузан на мнении шейхуль-ислямя Ибн Теймийи и аш-Шаукани.
По мнению имама Малика их должно быть 12, по мнению Абу Ханифы четверо, включая имама.
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье, и верным сподвижникам.
Ас саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух, брат, коротко спрошу и буду надеяться на ответ, проживаю в дагестане, в дербенте, у нас все имамы ашариты и кубуриты, как быть? можно ли совершать джума за ними? ответь брат с небольшим количеством доводов пожалуйста
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Братья, много раз мы отвечали на подобный вопрос.
Ассаляму алейкум ахиий. У нас в городе 6 мечетей суфистких. Нет я не с Дагестана живу в Сибири думаю суфизм Дагестана отличается от сдешнего суфизма. Меня зовут братья к себе на Джума, вроде кафе какое-то там проводят Джума. Что лучше в большой мечети делать намаз Джума или с братьями?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Делайте намаз в мечети, пока не увидите явного куфра, а искать его в них не надо.
السلام عليكم ورحمه الله
Ответь пожалуйста насколько это узаконено и нужно-ли совершать зухр намаз после джума? Например, в Дагестане в селах есть мечети где совершают джума намаз, делают после него азкары, затем читают Икъамат и делают обеденный зухр намаз, говорят что делают его как предостережение, если джума намаз не будет действителен. Также и в городах намаз делают в нескольких мечетях и не все мечети бывают заполнены полностью, т.е. для нескольких человек место бывает в любом случае
وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته
جزاكم الله خيرًا
Это отрывок (с некоторыми поправками, не меняющими смысл) из одного форума, где было сказано про совершение полуденного (зухр) намаза после пятничного (джумуа).
«
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Единогласны ученые в том, что женщина не обязана совершать пятничную молитву, но если она совершит её с мужчинами, то с неё спадает обеденная (зухр) четырехрак’атная молитва”. См. “аль-Аусат” (4/16).
Если бы пятничная молитвы не заменяла обеденную, то с женщины не спадала бы обеденная (зухр) молитва! И как мы видим в этом вопросе есть иджма’ (единогласное мнение).
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Единогласны ученые в том, что женщина не обязана совершать пятничную молитву, но если она совершит ее с мужчинами, то с нее спадает обеденная (зухр) четырёхрак’атная молитва”. См. “аль-Аусат” (4/16).
Если бы пятничная молитвы не заменяла обеденную, то с женщины не спадала бы обеденная (зухр) молитва! И как мы видим в этом вопросе есть иджма’ (единогласное мнение).
Шейх Ибн Баз говорил: «Совершение обеденной (зухр) молитвы после пятничной, является нововведением (бид’а), заблуждением и внедрением в шариат того, что он [Аллах или его Посланник, мир ему и благословение Аллаха] не узаконил! Обязательным является оставление этого деяния и предостережения от этого людей, и следует ограничиться пятничной молитвой, как это установил Посланник Аллаха, его сподвижники и их последователи!». См. «Маджму’у фатауа уа макъалят» (12/363).
»
Мнение имама Аль Мунзиры это иджма оказывается 🤦♂️