• +7 928 503 90 90

26. Можно ли говорить: "Мир ему" не в адрес пророков?

26. Можно ли говорить: «Мир ему» не в адрес пророков?

26. Mozhno li govorit Mir emu ne v adres prorokov - 26. Можно ли говорить: "Мир ему" не в адрес пророков?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Можно ли говорить: «Мир ему» не в адрес пророков, а кого-то еще, помимо пророков, или это касается лишь пророка и его семейства?

≡ Имам ан-Науауи сказал в шархе сахих Муслима:

وأما الصلاة على غير الأنبياء ـ كالآل والصحب تبعا: فلا حرج فيها البتة, قال النووي في شرح مسلموقوله: اللهم صل على محمد وعلى آل محمد ـ احتج به من أجاز الصلاة على غير الأنبياء, وهذا مما اختلف العلماء فيه, فقال الشافعي ـ رحمهما الله تعالى والأكثرون: لا يصلى على غير الأنبياء استقلالا، فلا يقال: اللهم صل على أبي بكر, أو علي, أو غيرهم، ولكن يصلى عليهم تبعا فيقال: اللهم صل على محمد وآل محمد وأصحابه  وأزواجه وذريته, كما جاءت به الأحاديث.

وقال أحمد وجماعة: يصلى على كل واحد من المؤمنين مستقلا، واحتجوا بأحاديث الباب, وبقوله صلى الله علييه وسلم: اللهم صل على آل أبي أوفى ـ وكان إذا أتاه قوم بصدقتهم صلى عليهم ـ وقالوا: وهو موافق لقول الله تعالى: هو الذي يصلي عليكم وملائكته. انتهى .

وفي عمدة القاري للعيني: احتج بالحديث المذكور ـ يعني: قوله: اللهم صل على آل أبي أوفى ـ من جوز الصلاة على غير الأنبياء عليهم الصلاة والسلام بالاسقلال، وهو قول أحمد أيضا. وقال أبو حنيفة وأصحابه ومالك والشافعي والأكثرون: إنه لا يصلى على غير الأنبياء عليهم الصلاة والسلام استقلالا فلا يقال: اللهم صل على آل أبي بكر ولا على آل عمر أوغيرهما، ولكن يصلى عليهم تبعا

«Его слова «О Аллаh благослови Мухаммада и семью (род) Мухаммада» были взяты в качестве доказательства теми, кто дозволял просить благословение не на пророков. В этом ученые разногласят. Имам аш-Шафии, да помилует его Аллаh, и большинство сказали, что нельзя просить индивидуальное благословение (салават) не на пророков. Нельзя говорить: «Да благословит Аллаh Абу Бакра и ‘Али», или кого-то еще. Но надо просить благословение для них лишь включительно, говоря: «О Аллаh! Благослови О Аллаh благослови Мухаммада и семью Мухаммада, и его сподвижников, жен, последователей», как это пришло в хадисах.

Ахмад и другие сказали: можно просить благословение на каждого муслима индивидуально. Они руководствовались хадисами, приведенными в данной главе, а также словами (пророка), мир ему и благословение: «О Аллаh! Благослови семью Абу Ауфы». 

Когда к нему приходили люди со своими пожертвованиями, он просил для них благословение (салават). Они сказали, что это соответствует словам Аллаh: «Он — Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас».

≡ Сказал шейхуль-ислям ибн Теймийя:

قد تنازع العلماء : هل لغير النبي صلى الله عليه وسلم أن يصلي على غير النبي صلى الله عليه وسلم مفردا ؟ على قولين

أحدهما : المنع وهو المنقول عن مالك والشافعي واختيار جدي أبي البركات

والثاني : أنه يجوز وهو المنصوص عن أحمد واختيار أكثر أصحابه : كالقاضي وابن عقيل والشيخ عبد القادر . واحتجوا بما روي عن علي أنه قال لعمر : صلى الله عليك . واحتج الأولون بقول ابن عباس : لا أعلم الصلاة تنبغي من أحد على أحد إلا على رسول الله صلى الله عليه وسلم . وهذا الذي قاله ابن عباس قاله لما ظهرت الشيعة وصارت تظهر الصلاة على علي دون غيره فهذا مكروه منهي عنه كما قال ابن عباس . وأما ما نقل عن علي : فإذا لم يكن على وجه الغلو وجعل ذلك شعارا لغير الرسول فهذا نوع من الدعاء وليس في الكتاب والسنة ما يمنع منه وقد قال تعالى : (هو الذي يصلي عليكم وملائكته) وقال النبي صلى الله عليه وسلم (إن الملائكة تصلي على أحدكم ما دام في مصلاه الذي صلى فيه ما لم يحدث) وفي حديث قبض الروح : (صلى الله عليك وعلى جسد كنت تعمرينه) . ولا نزاع بين العلماء أن النبي صلى الله عليه وسلم يصلي على غيره كقوله : (اللهم صل على آل أبي أوفى) وأنه يصلي على غيره تبعا له كقوله : (اللهم صل على محمد وعلى آل محمد) والله أعلم

«Разрешено ли делать салават (благословение) на кого-то еще индивидуально, помимо пророка ﷺ? Здесь ученые разделились на два мнения.

Первое: запрещено. Это передается от Малика, аш-Шафии, и это выбрал мой дед Абу аль-Баракат.

Второе: разрешено. Об этом прямо заявил Ахмад, и это мнение выбрало большинство его последователей, как къади (Абу Я’ля), (Абу аль-Уафаъ) ибн ‘Акъиль и шейх ‘Абд аль-Къадир (аль-Джиляни). 

(Вторая группа) руководствуется тем, что передается от ‘Али, сказавшего ‘Умару: «Мир тебе»

Первая (группа) руководствуется словами ибн ‘Аббаса, сказавшего: «Я не знаю ни одного, на кого можно было-бы делать салават, кроме пророка ﷺ». Ибн ‘Аббас сказал эти слова тогда, когда появились шииты, делавшие салават исключительно на ‘Али, а это не дозволяется, как указал на это ибн ‘Аббас.

А по поводу того, что передается от ‘Али, то если это не делается из-за чрезмерности и символики, то оно остается одним из видов ду’а, а в Коране и Сунне нет запрета на это.

Всевышний сказал: «Он — Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас». Пророк ﷺ сказал: «Поистине, ангелы призывают благословение на того из вас все то время, пока он находится в мечети, пока он не испортит омовение». Также в хадисе о забирании душ: «Мир тебе и твоему телу, которое ты одушевляла».

Нет разногласий среди ученых, что пророк ﷺ призывал благословение (сделал салфат) на других, сказав: «О Аллаh, благослови Убейю Абу Ауфа», а также, что он делал салават на других вместе с собой, словами: «О Аллаh! Благослови Мухаммада и семью Мухаммада»».
См. «Маджму’ аль-Фатауа». 22/472-474.

≡ Ибн Касир сказал: 

«Что касается прощения благословения не на пророков в включительной форме, как это пришло в хадисе: «О Аллаh! Благослови О Аллаh благослови Мухаммада и семью Мухаммада, жен и последователей» то это разрешено по единогласному мнению ученых. Разногласие лишь в индивидуальной просьбе благословения не на пророков».

≡ Имам Бадр аль-‘Айни в шархе аль-Бухари сказал:

«Хадис, а именно его его слова «О Аллаh! Благослови семью Абу Ауфы» были взяты в качестве доказательства теми, кто разрешал просить индивидуальное благословение не на пророков, мир им и благословение. Это мнение Ахмада.

Абу Ханифа сказал и его сподвижники, а также Малик, аш-Шафи’и и большинство сказали, что нельзя просить индивидуальное благословение, помимо пророков, мир им и благословение».

Я скажу: пророк ﷺ также сделал благословение на семью Са’да ибн ‘Убада, как это передал Абу Дауд. Мнение ибн Теймия поддержал ибн аль-Къайим.

А знание у Аллаhа.

 

Добавить комментарий