217. Права преступников после их смерти

217. Права преступников после их смерти

Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.  А затем:

Отношение к преступным мусульманам после их смерти. Если ли у них права и чем мы обязаны перед ними?

Мы, мусульмане, манхаджа ахлю-сунна, заявляем, что просим прощения каждому грешнику, преступнику и нововведенцу, если они умерли на единобожии.

≡ Сказал имам Мухаммад ибн Сирин

لا نعلم أحدًا من أصحاب محمد ﷺ ولا من غيرهم من التابعين تركوا الصلاة على أحد من أهل القبلة تأثمًا

Мы не знаем ни одного сподвижника Мухаммада ﷺ и тех, кто после него из табиинов (сам тоже табиин т.3), оставившего джаназа за кем-либо из людей къиблы по причине грехов.
Аль-Лялякаи 3/1060

≡ Сказал имам ан-Наха’и (т.5):

لم يكونوا يحجبون الصلاة على أحد من أهل القبلة

Они (т.е все те, кто до него) не отказывались (или не запрещали) джаназа за кем-либо из людей къиблы.
Аль-Лялякаи 3/1060

≡ Имам Абу ИсхIакъ аль-Физзази сказал: 

Я спросил аль-Ауза’и и Суфьяна ас-Саури: «Оставляется ли джаназа за кем-либо из людей къиблы, какое-бы деяние они не совершили?»
Они сказали: «Нет»

Аль-Лялякаи 3/1060

≡ Имам ибн Къудама сказал: 

ويُصلى على سائر المسلمين من أهل الكبائر والمرجوم في الزنا وغيرهم، قال أحمد: من استقبل قبلتنا وصلى بصلاتنا نصلي عليه وندفنه

«Совершается джаназа за каждым муслимом из числа грешников, побитых камнями за зина и прочими. Ахмад сказал: «Кто молился на нашу къиблу, совершал нашу молитву, за таким мы совершим джаназа и похороним его»»
См. «Аль-мугъни» 3/508.

≡ Имам аль-Къади ‘Ийяд:

مذهب العلماء كافة الصلاة على كل مسلم ومحدود ومرجوم وقاتل نفسه وولد زنا

«Мазхаб всех ученых, это дозволенность совершения молитвы за каждым муслимом, казненным, закиданным камнями (за зина), самоубийцей и приблудным».
См. «Шарх муслим» имама ан-Науауи

≡ Сказал шейхуль-ислям:

فكل مسلم لم يعلم أنه منافق جاز الاستغفار له، والصلاة عليه وإن كان فيه بدعة أو فسق لكن لايجب على كل أحد أن يصلي عليه

«За каждого мусульманина, за которым не известно лицемерие, просят прощение и делают джаназа, даже если он совершал нововведение и нечестие. Но не каждый обязан молиться за ним»
См. «Минhадж ас-Сунна» 5/235

≡ Имам ибн аль-Къайим, да помилует его Аллаhа, сказал:

«Нет разногласий в дозволенности просить прощение за верующих»
См. «Джаляъ аль-Афhам» 159.

Даже аз-Захаби сказал про аз-Замахшари, главаря му’тазилитов:

«Он был призывающем к му’тазилизму, да простит его Аллаh».

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллаh, сказал:

إذا كان مسلمًا معروفا أنه كان موحدًا ومسلمًا يؤمن بالله واليوم الآخر ولكن بُلي بهذه المعاصي فلا مانع من الدعاء له، والله يغفر لنا وله وللمسلمين، يدعى له بالمغفرة والرحمة لأن المعاصي ما تخرجه من الإسلام، الخمر والزنا وأشباه ذلك ما يخرجه من الإسلام عند أهل السنة والجماعة لكن يكون ضعيف الإيمان. أما إن كان معروفًا بشيء آخر يدل على كفره مثل سب الدين، مثل إنكار وجوب الصلاة، إنكار وجوب الزكاة، الاستهزاء بالدين، هذا كافر ما يدعى له ولا يترحم عليه

«Если он был мусульманином единобожником, верующим в Аллаhа и в судный день, то нет проблем делать ду’а за него. Да простит Аллаh нас и его. Делается ду’а о прошении, так как грехи не выводят его из ислама. Спиртные напитки, прелюбодеяние и тому подобное у ахлю-сунна уа аль-джама’а не выводит из ислама. Но у него неполноценный иман.

А если он был известен тем, что указывает на его куфр, как ругань религии, к примеру, как отрицание молитвы, закята, издевки над религией, то это кафир, такому ду’а о прощении не делают».

Шейха аль-Фаузана спросили:

— Можно ли просить прощения для хауариджей, если они погибли, и не важно, как они умерли, при сражении или как-то еще. Надо ли делать джаназа молитву за ними и хоронить их на кладбище мусульман»

— Это возвращается к разногласию среди ученых, мусульмане они, или нет. Большинство на том, что они мусульмане, хоть и являются большими грешниками. Делают над ними джаназа и ду’а. 

А второе мнение, и на этом группа мухаддисов, из них аль-Бухари, что они куффары, вышедшие из ислама, над ними не молятся и не делают ду’а за ними. 

Я скажу: речь идет о древних хариджитах, а не о каждом, кто носит некоторые их взгляды. Но более верно, что даже древние не вышли из ислама, как это сказал ‘Али бин Аби Талиб.

Но есть некоторые хадисы и асары от саляф, что они не разрешали делать ду’а и молится за грешниками и приверженцами нововведения. Эти тексты не понимаются буквально, и причина этого в том, что отказ был связан с общественной масляха.

Примером может служить случай, когда посланник Аллаха ﷺ отказался совершить джаназа за самоубийцей, как это передал Муслим. Также отказался совершить джаназа за тем, у кого был долг, как это в двух сахихах. Отказался от джаназа за тем, кто скрыл трафей от амира, как это передал Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Маджа. Таких примеров много. Но означает ли это, что за этими людьми не совершают намаз? Нет, не означает, по единогласному мнению уммы.

Тогда какой смысл этих хадисов? А смысл в том, что если ученый, или кади видит пользы не делать джаназа за конкретным преступником ради большой масляхы, как бойкот, к примеру, чтобы за этим преступником не последовали другие, то этот кади/имам имеет права не совершать намаз за этим преступником.

≡ Сказал шейхуль-ислям:

«Если в оставлении джаназа за призывающем к нововведению и открыто совершающем нечестие есть масляха, как удержание людей (от его примера), то разрешается оставить джаназа тому, за кем последуют в этом примере».
См. «Минhадж ас-Сунна» 5/235

≡ Ибн Баз сказал: 

«Если ученые оставят джаназа за ними в целях удержания (людей от следования за их заблуждением), то это подходящее (дело), если конечно их новшества не привели их к куфру…»
См. «Муджму’у аль-Фатауа» 13/161.

Это-же относится к ученым заблудших движений, если есть малсяха не говорить открыто «да помилует его Аллаh», то лучше не говорить, а ограничиться этим ду’а про себя, но и это по желанию.

Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *