Last updated on 5 Окт 2019
Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. А затем:
Уплата долгов вместо своих родителей. Является ли это обязанностью детей, или это из ряда благих деяний?
Имам Ахмад передал от Абу Усейда, да будет доволен им Аллаh, сказавшего:
بَيْنَمَا أَنَا جَالِسٌ عِنْدَ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذْ جَاءَهُ رَجُلٌ مِنَ الْأَنْصَارِ ، فَقَالَ : يَا رَسُولَ اللهِ ، هَلْ بَقِيَ عَلَيَّ مِنْ بِرِّ أَبَوَيَّ شَيْءٌ بَعْدَ مَوْتِهِمَا أَبَرُّهُمَا بِهِ ؟
قَالَ :نَعَمْ ، خِصَالٌ أَرْبَعَةٌ : الصَّلَاةُ عَلَيْهِمَا ، وَالِاسْتِغْفَارُ لَهُمَا ، وَإِنْفَاذُ عَهْدِهِمَا ، وَإِكْرَامُ صَدِيقِهِمَا ، وَصِلَةُ الرَّحِمِ الَّتِي لَا رَحِمَ لَكَ إِلَّا مِنْ قِبَلِهِمَا ، فَهُوَ الَّذِي بَقِيَ عَلَيْكَ مِنْ بِرِّهِمَا بَعْدَ مَوْتِهِمَا
Когда мы сидели с пророком ﷺ , к нему подошел один человек и сказал: О посланник Аллаhа! После смерти моих родителей остались ли для меня еще какие-нибудь обязательства перед ними?» Он сказал: «Да. Четыре вещи: Мольба и просьба о прощении за них. Выполнить их обещания. Хорошее отношение к их друзьям и поддерживание родственных связей, которые связывают тебя только через них. Это то благочестие к ним, которое осталось для тебя после их смерти
≡ Сказал шейхуль-ислям Ибн Теймийя:
فإن دين الميت لا يجب على الورثة قضاؤه لكن يقضى من تركته .
«Наследники умершего не обязаны погашать его долги. Но они могут погасить (долг покойного) из оставленного им имущества».
См. «Минhаджу ас-Сунна» 5/232.
Ибн ‘Усеймин говорил, что лучшее отношение к своим родителям, это погашение из долгов.
≡ Шейх Салих аль-Фаузан говорил:
الإجابة: وفاء الدين عن الميت إذا لم يكن له تركة من أعظم الإحسان وفعل الخير وهذا من التعاون بين المسلمين ومن نفع الأموات بإبراء ذمتهم، أما ذمّة الميت فإنها لا تبرأ بمجرد التحمل بل لا تبرأ إلا بالتسديد فإذا سدد الدين عن الميت برئت ذمته والدليل على ذلك: أن جنازة قدمت إلى النبي صلى الله عليه وسلم ليصلي عليها فسأل: «هل عليها دين؟» فقالوا: نعم عليها ديناران، فتأخر النبي صلى الله عليه وسلم وقال: «صلّوا على صاحبكم»، فقال أبو قتادة: هي عليّ يا رسول الله أو هما عليّ يا رسول الله. فتقدم النبي صلى الله عليه وسلم وبعدما دفن ولقي أبو قتادة النبي صلى الله عليه وسلم سأله النبي صلى الله عليه وسلم: ما فعلت الدينارات فأبو قتادة كأنه رأى أن المدة قريبة يعني لم يمضِ وقت طويل ثم إنه رضي الله عنه مضى وسددها ثم جاء وأخبر النبي صلى الله عليه وسلم بأنه سددها فقال النبي صلى الله عليه وسلم: «الآن بردت عليه جلدته» (رواه الإمام أحمد في مسنده)
«Погашение долгов за покойника, когда он не оставил имущества, одно из лучших проявлений добродетели и лучших деяний. Это из ряда соучастия мусульман в освобождении совести покойных от ответственности (долгов). Но совесть покойника не освобождается просто тем, что кто взял этот долг на себя. Нет, только после погашения долга. Когда погасили долг покойника, тогда его совесть (душа) освобождается.
Доводом этому является хадис, где посланник Аллаhа ﷺ пришел сделать джаназа молитву. Он спросил: «Есть ли на нем долг?» Они сказали: «Да. Два динара». Тогда ﷺ пророк воздержался от джаназы над этим человеком, сказав: «Помолитесь вы над вашим товарищем». Затем Абу Къатада сказал: «Я беру это на себя, о посланник Аллаhа!» Тогда посланник Аллаh ﷺ совершил над ним заупокойную молитву. После того, как его похоронили, пророк ﷺ спросил его: «Что ты сделал с долгом?». А Абу Къатада еще не выплатил, так как не прошло много времени. После он выплатил. Он сообщил об этом пророку, и пророк ﷺ сказал: «Только сейчас его кожа остыла». Передал Ахмад в свое муснаде».
Также я об этом спросил нашего шейха, он сказал, что человек не обязан. Однако это великое дело. Огромная награда за помощь своим родителям, особенно которых уже нет в живых.
Хвала Аллаhу Господу Миров.
Ассаламу алякум. Брат хотел уточнить допустим отец семьи взял в долг 5000$. Успел истратить половину и умер. Осталась половина суммы у его семьи при этом семья умершего знают что он брал их в долг, и у кого их брал но начили тратить их на свои нужды и организовали на них похороны отца. На ком будет долг тех денег которые остались, (2500$) на семье которые истратили зная всё, или на отце семьи который взял их изначально. ДжазакаЛлаhу хайра.
Уа аляйкум ассалям. Тот, кто дал долг, требует от семьи покойного. Семья несет ответственность за то, что они потратили вторую половину. В любом случае, семья должна восстановить всю сумму.
Покойник не в ответе за то, что его семья потратила вторую половину, однако он в ответе за сам долг, который взял у человека. Пусть семья вернет его долг. Пусть другие помогут это сделать.
Будет ли правильно выплатить долг с наследство отца всю сумму, а оставшееся поделить между родственниками по шариату, или сначала поделить наследство по шариату, а после семья которая потратила вторую половину должна вернуть её. Там просто две семьи. Вторая семья не в курсе этого дела.
ДжазакаЛлаhу хайра.
У нашем мазхабе два риваята по этому поводу, и верное из этих двух, что надо сначала долг/залог/уасыйя отдать из наследственного имущества, как об этом сказал сам Всевышний и его пророк, мир ему, в хадисе Абу Хурайры в муснаде Ахмада.
Долг, залог, уасый превыше наследства. Если что-то останется после выполнения первых обязательств, то потом уже оставшееся делится в качестве наследства.