Последнее обновление на 9 Май 2023
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…
Некоторые, не обладающие особым познанием и глубоким пониманием науки хадис заявляют, что нет в Коране и Сунне довода на запрет брать больше четырех жен, и ссылаются в этом на уважаемого шейха Мустафы аль-‘Адауи, который послабил все пути хадисов на эту тему, абсолютно не зная строгий манхадж шейха Мустафы, которого впервые я встретил еще в 2012 году.
Я приведу некоторые аяты и хадисы с пониманием сахабов и табиинов. Затем приведу хадисы со всеми путями и мнения мухаддисов.
Довод из Корана
В тафсире имама аш-Шафии (2/515) и в «аль-умму» (5/5):
قال الشَّافِعِي رحمه الله: قال الله تبارك وتعالى: (فَانْكِحُوا مَا طَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ) الآية
أخبرنا مالك، عن ابن شهاب، أن رسول الله — صلى الله عليه وسلم — قال لرجل من ثقيف أسلَم، وعنده عشر نسوة: «أمسك أربعاً وفارق سائرهن» الحديث
أخبرني الثقة ابن عُلَيةَ أو غيره، عن معمر، عن ابن شهاب، عن سالم، عن أبيه، أن غيلان بن سلمة أسلم وعنده عشر نسوة، فقال له النبي — صلى الله عليه وسلم -: «أمسك أربعاً، وفارق، أو دَع سائرهن» الحديث
قال الشَّافِعِي رحمه الله: فدلت سنة رسول الله — صلى الله عليه وسلم — على: أن انتهاء الله في العَدد بالنكاح إلى أربع، تحريم أن يجمع رجل بنكاح بين أكثر من أربع«То женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех» (Женщины: 3).
Нам сообщил Малик от Ибн Шихаба, что пророк ﷺ одному человеку из Сакъифа сказал, когда тот принял ислам и у него десять жен: «Удержи четыре, и расстанься с остальными »
Нам сообщил заслуживающий доверия Ибн ‘Уляйя или другой, от Ма’мара, он от аз-Зухри, он от Салима, он от Ибн ‘Умара, что Гъайлян Ибн Саляма имел десять жен, и когда он принял ислям пророк ﷺ сказал ему: «Удержи четыре и расстанься с остальными». И указала сунна пророка ﷺ, что Аллаh ограничил количество жен на четырех, и что запрещено человеку брать больше четырех.
Смотрите, имам аш-Шафии на ограничение жен в количестве четыре привел этот аят и хадис со своим иснадом. Он считал хадис достоверным а аят ясным в этом вопросе. Разбор этого хадиса будет в следующей главе.
Также в ‹аль-умму› имам аш-Шафии сказал, комментируя данный аят:
Дозволенный Аллаhом никах заканчивается на четырех. Ясная сунна посланника Аллаhа ﷺ от Всевышнего Аллаhа указала на завершение количества (жен) на четырех и запрет (выше этого количества).
Имам ат-Табари в тафсире этого аята приводит слова ‘Икримы, сказавшего:
«И запретили им (этим аятом) жениться больше чем на четырех».
≡ См. Тафсир ат-Табари 7/55.
Ас-Судди (ученик Анаса, Ибн ‘Аббаса и других) сказал:
«Женитесь от одной до четырех».
≡ См. там же.
Къатада сказал:
«Человек в джахилии заключал брак на десяти женщинах и меньше, а Всевышний Аллаh разрешил четверых».
≡ См. там же.
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаh, сказал:
В джахилии брали замуж десять женщин сирот, они возвеличивали положение сирот… затем (Всевышний) запретил им никях, который они заключали в джахилии (т.е на десяти).
≡ См. Тафсир ат-Табари 7/535. Похожее передает Суфьян ибн Уаки’, от отца, он от Суфьяна, он от Хабиба Ибн Аби Сабита, он от Тауса, он от Ибн ‘Аббаса. Иснад хороший.
Похожее от Ибн ‘Аббаса переда Ибн аль-Мунзир с этим же иснадом. А Ибн Аби Хатим передал от Абу Салиха, он от Му’ауии ибн Салиха, от ‘Али ибн аби Тальхи, от Ибн ‘Аббаса.
Имам ат-Табари со своим иснадом привел тафсир аята «и целомудренные женщины» от ‘Умара, сказавшего: четыре.
≡ См. Тафсир ат-Табари 8/159.
Сказал Са’ид Ибн Джубейр в тафсире аята «и целомудренные женщины«: «Четыре, и все что больше этого, запрещено».
≡ См. Тафсир ат-Табари 8/159.
Ибн Джурейдж спросил ‘Ата об аяте «и целомудренные женщины», он сказал: «Запрещено больше четырех».
≡ См. Тафсир ат-Табари 8/159.
Имам ат-Табари передал от Убейя ибн Ка’ба, сказавшего:
Те женщины, которых Аллаh дозволил пророку, это упомянутые в аяте: «О Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты уплатил их вознаграждение» и до слов «относительно их жен», а верующим Аллаh дозволил лишь две, три или четыре.
≡ См. Тафсир ат-Табари 20/287. Ат-Табари от своего шейха Ибн ‘Абд аль-А’ля, он от Сулеймана ибн аль-Му’тамира, он от Дауда ибн аби Хинд, он от Мухаммада ибн аби Мусы, от Зияда, это один из ансаров, от Убейя ибн Ка’ба.
Имам ат-Табари сказал:
Женитесь на них, если вы не боитесь несправедливости между ними, от одной до четырех.
≡ См. Тафсир ат-Табари 7/540.
Ибн ‘Аббас в тафсире аята: «И замужние женщины запретны для вас, если только ими не овладели ваши десницы (если только они не стали вашими невольницами). Таково предписание Аллаха для вас» сказал:
Не разрешается мусульманину брать больше четырех женщин, а если он возьмет, то она (в запрете) будет равносильна его матери или сестре.
≡ См. «Сунан аль-кубра» аль-Байхаки. 14/219.
Также в толковании слов Всевышнего «Таково предписание Аллаха для вас» сказали аль-Хасан аль-Басри и ‘Убейда ас-Сальмани: «Четыре жены».
≡ См. «Сунан аль-кубра» аль-Байхаки. 14/219.
Обратите внимание, все эти сахабы и табиины поняли с этих аятов лишь одно: запрет брать больше четырех жен, и кто может после них заявить, что аят не содержит прямого и однозначного указания?!
Доводы из сунны
Случай с Гъайляном ибн Салямой, у которого было десять жен, он принял ислям и пророк ﷺ повелел ему оставить лишь четыре.
Аш-Шафии передал этот хадис от Исма’иля ибн Ибраhима (Ибн ‘Уляйя), от Ма’мара, от ас-Зухри, от Салима от своего отца, и далее хадис.
Разбор иснада:
1. Ибн ‘Уляйя, Исма’иль аль-Басри (куфиец), имам. Учитель Ибн аль-Мадини, Ибн Махди, Ибн Ханбаля и так далее.
2. Ма’мар бин Рашид, басрийский имам, учитель ‘Абд ар-Раззакъа.
3. Салим, сын Ибн ‘Умара.
4. Ибн ‘Умар.
Когда аш-Шафии говорит: «Мне сообщил заслуживающий доверия», то там могут быть разные люди, из них: Малик, Ахмад, Ибн ‘Уляйя, Хаммад и другие, у ученых нет единого мнения, но здесь он прямо сказал «Ибн ‘Уляйя», а это величайший имам, Исма’иль аль-Басри аль-Асади, подтверждает тот факт, что после Ибн ‘Уляйя идет Ма’мар, который являлся его учителем.
А если аш-Шафии говорит: «Мне сообщили некоторые люди» то обычно он подразумевает ученых Ирака. Если он говорит: «Мне сообщили некоторые наши соратники», то обычно он имеет ввиду людей Хиджаза.
От Исма’иля этот хадис кроме аш-Шафии взял Ахмад тоже.
От Ма’мара этот хадис взял также ‘Абд ар-Раззакъ, его близкий ученик и спутник.
Также от Ма’мара его взял Маруан ибн Му’ауия, а от него Ибн ‘Уейна
Все пути данного хадиса сосредоточены на Ма’маре, и несмотря на то, что он великий имам, этот хадис он передал будучи в Ираке, не в Йемене, а такие передачи он передавал по памяти, и иногда путался, вот как раз в данном хадисе он допустил путаницу: этот хадис аз-Зухри не передал от Салима, он передал его в форме «до меня дошло» (балягъаты), и именно Ма’мар сказал, что аз-Зухри передал его от Салима, от отца. Имам Малик, который был точнее своего соратника, Ма’мара, передал эту же передачу от аз-Зухри, но без «от Салима, от своего отца». Малик был более точным учеником аз-Зухри, чем Ма’мар.
Поэтому Абу Дауд поместил этот хадис в свой сборник «марасиль».
На эту ошибку Ма’мара указал Ахмад, аль-Бухари, Муслим, Абу Хатим, Абу Зур’а и другие. Ибн ‘Абд аль-Барр считал, что все пути этого хадиса слабые.
Имам Ахмад, несмотря на то, что считал хадис мурсаль, считал пригодным для практики. Аль-Асрам передает от Ахмада, сказавшего: «Хадис не достоверный (в форме марфу’), но по нему действуют».
Кроме Ма’мара этот хадис привел Бахр ибн Кунейз, якобы аз-Зухри передал от Салима, но Бахр слабый. Кроме Бахра этот хадис передал Яхья бин Саллям, который тоже сказал, что аз-Зухри передал от Салима, но и он слабый.
Но при всем этом, данный хадис можно принять в довод по нескольким причинам:
- Есть другие похожие хадисы. Приведем ниже.
- Так высказывались сподвижники, некоторых мы уже упоминали.
- Имамы приняли подобные хадисы и выводили решение на их основе.
Также этот хадис передает Шу’айб ибн аби Хамза (один из самых точных передатчиков от аз-Зухри), от аз-Зухри, от Мухаммада ибн Сувейда ас-Сакъафи, что Гъайлян бин Саляма… и далее хадис.
Аль-Бухари сказал:
И это более достоверно (чем передача Ма’мара). Аз-Зухри передал от Салима, он от своего отца, что ‘Умар повелел одному человеку из Сакъифа (Гъйляну бин Саляма, он как раз оттуда): «Или ты непременно вернешь своих жен, или я закидаю тебя камнями, как закидал пророк камнями могилу Абу Ригъаля».
Как отмечают толкователи: У Гъайляна было десять жен, затем в пророческое время ему было велено оставить лишь четыре, затем в эпоху ‘Умара он почувствовал свой конец и развел всех своих жен и разделил свое имущество среди своих детей, и эта новость дошла до ‘Умара.
У этого хадиса есть и другие пути. Имам ат-Табарани, ад-Даракъутни, аль-Байхаки, Абу Ну’айм передали по цепочке от ‘Абд аль-Къуддус, ибн Мухаммада и Абу Бакра, они от Сейфа ибн ‘УбейдуЛлаха, от Сиррара ибн Муджашшира, от Айюба, от Нафи’а, от Ибн ‘Умара и далее хадис.
Ибн Хаджар в «Тальхис» сказал: передатчики иснада заслуживающие доверия. Шу’айб аль-Арнаут и шейх аль-Альбани также согласились с этим. Хафиз Ибн аль-Къаттан также считал, что в совокупности всех путей, в частности данный иснад, этот хадис достигает достоверность.
Похожий хадис передает совершенно другим путем аль-Байхаки по цепочке от Мухаммада ибн ‘УбейдуЛлах ас-Сакъафи, от ‘Урва ибн Мас’уда ас-Сакъафи. Передатчики заслуживают доверия, разве что Мухаммад ас-Сакъафи не застал ‘Урву. Он часто передает мурсаляты. Это не серьезная проблема в данном хадисе.
Еще одно свидетельство пришло в другом хадисе у аш-Шафии и аль-Байхаки по цепочке до Науфаля ибн Му’фауии, все передатчики заслуживают доверия, кроме передатчика, от которого аш-Шафии передает, шейх аль-Арнаут назвал его маджхулем.
Еще одно свидетельство пришло в другом хадисе у Ибн Маджи, передавший от Ахмада ад-Дауракъи, от Хушейма, от Ибн Аби Лейли, от Хумейдаh бинт Шамардаль, от Къайса ибн Хариса, сказавшего: «Когда я принял ислям, у меня было восемь жен, я пришел к пророку» и далее хадис
В иснаде данного хадиса все заслуживают доверия, а плохая память Мухаммада Ибн Аби Лейли и Хумейды нисколько не вредит хадису, так как этот матн передавали из их уровня другие передатчики, и по этой причине сказал шейх Шу’айб аль-Арнаут: иснад хасан.
Как вы увидели, братья и сестры, два случая с Гъайляном и случай с Къайсом имеет несомненную основу, и в совокупности всех путей данные два хадиса приняли величайшие имамы муджтахиды из числа ранних и поздних.
И поэтому имам хафиз Ибн ‘Абд аль-Барр сказал:
Все хадисы, передаваемые на этот счет, деффектные, их иснады не сильные, однако ничего, что противоречило бы (этим хадисам) не передается от пророка ﷺ, и основы (усуль) свидетельствуют в пользу (этих хадисов), надо высказываться согласно (этим хадисам. Или: на этих хадисах строится иджтихад), а результат лучше (извлечь с этих хадисов. Или: лучше не лишать эти хадисы результативного смысла).
Хафиз Ибн Хаджар комментирует хафиза Ибн аль-Къаттана, удостоверявшего эти хадисы со всеми путями:
Укрепляет позицию Ибн аль-Къаттана тот факт, что имам Ахмад передал этот хадис в своем муснаде от Ибн ‘Уляйя и Мухаммада ибн Джа’фара, они оба от Ма’мара передали два хадиса, один марфу’, другой маукъуф ‘Умара. Аль-Бухари удостоверил именно маукъуф ‘Умара, который от аз-Зухри, от Салима от своего отца, что не сказать о первом хадисе.
Хафиз Ибн Касир тоже считал эти хадисы достоверными, сказав:
Сказал Ибн Касир о хадисе Къайса:
Иснад хасан, и само наличие разногласия (относительно этого хадиса) не вредит ему из-за наличия у хадиса других свидетельств.
≡ См. «Тафсир Ибн Касир» 2/185.
Также сказал:
Суть: если можно было бы иметь больше четырех жен, то пророк ﷺ разрешил бы ему…
≡ См. «Тафсир Ибн Касир» 2/211.
‘Абд ар-Рахман Ибн Къасим ан-Наджди в шархе на ‹Усуль аль-Ахкам› пишет:
Есть высказывания касательно этого хадиса, но в совокупности всех его путей им аргументируются.
≡ См. ‹Тафсир Ибн Касир› 3/545.
Выдающийся автор огромного толкования «Сунан ан-Насаи» (42 тома!), мухаддис Мухаммад Адам аль-Исьюби пишет:
Случилось так, что кто-то дал фетву о дозволенности брать больше четырех жен, и единственным их аргументом были слова «Нет достоверного запрета брать больше четырех женщин». Это их невежество. У нас есть два аргумента… хадис Гъайляна, он достоверный, ты уже видел как мы разъяснили его…
≡ См. «Захиратуль-‘укъба» 28/34.
Как же вчерашний день похож на сегодняшний!
Резюме тех, кто удостоверил данный хадис со всеми путями:
- Аш-Шафии.
- Имам Ахмад. Действие по данному хадису.
- Хафиз Ибн Хиббан.
- Хафиз аль-Хаким.
- Хафиз Ибн ‘Абд аль-Барр. Принял матн хадиса.
- Хафиз Ибн аль-Къаттан.
- Хафиз Ибн Касир.
- Шамсуддин аз-Заркаши.
- Хафиз Ибн Хаджар (иснад ан-Насаи и ад-Даракъутни).
- ‘Абд ар-Рахман Ибн Къасим ан-Наджди.
- Шейх аль-Альбани.
- Шейх Шу’айб аль-Арнаут
- Шейх Ибн аль-‘Усеймин.
- Шейх Мухаммад Халлякъ (в тахкике ‹субуль-ассалям›)
- Шейх ‘Абдулла аль-Бассам.
Знаете что такое поклоняться своим страстям?
Это когда он говорил, что кафир может быть уалием мусульманки и иджма об обратном его не очень интересовала, но когда речь пошла о послаблении хадиса о запрете брать больше четырех, вдруг его иджма привлекла.
Или когда он говорил, что те, кто удостоверил хадис о запрете брать больше четырех жен, они снисходительные (несмотря на то, что там великие хуффазы), а когда надо послабить хадис Убеи, где говорится «Пусть укусит своего отца за», он приводит Усмана аль-Хамиса, которые не является, ни мухаддисом, ни тем более хафизом ислама (но он уважаемый учёный).
Не зря пророк ﷺ сравнил страсти с бешенством!
Хвала Аллаhу Господу Миров.
Брат Ассаляму алейкум , джазакаЛЛАГЬУ Хайран . У меня такой вопрос , будут ли опровержения на этого атеиста «иллюмината» , галлюцинат как ты его назвал . Просто много себе позволяет он . Да воздаст тебе АЛЛАГЬ благом . Амин
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Я уже взялся за него.
Ма шаа Аллах
Очень подробная работа Маша а Аллах
Ассаляму Алейкум Уа РахматуЛлахи Уа Баракатух такой вопрос нету мечети как совершить Джума намаза нас три брата , ДжазакаЛлаху Хайран
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Вопросы в соответствующей статье.
Ассаламу аллейкум. Можете ответить был ли Коран искажён? Некоторые кяфиры заявляют, что ранние рукописи противоречат тому Корану, который у нас есть сегодня. Или это очередные их бредни? Да Будет Доволен вами Аллаh (Пречист Он и Величайший).
Я уже нашла ответ на свой вопрос. Хвала Аллаhу, это просто был очередной бред кяфиров. Сохранность Корана подтвердили даже западные учёные, которые не верят в Бога.
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Мы не упираемся ни на какие рукописи. рукописи Корана не представляют у нас никакой ценности.
Коран к нам перешел через хифз по иснаду.
Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху. Извините, вы сможете мне помочь. Я боюсь что неправильно поступила.
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
В чем?